Понятие смысл жизни: Смысл жизни | это… Что такое Смысл жизни?

Тема 13. Смысл и цель жизни человека

І блок — теоретический:

Цель: рассмотреть понятие цели и смысла жизни, материалистические и идеалистические подходы к их пониманию.

Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ И СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

2. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА И ЦЕЛИ ЖИЗНИ

Краткотечность человеческой жизни, трагическая неминуемость смерти едва ли не главная причина мучительных раздумий человека над целью и смыслом своего бытия. А вместе с этим неустроенность нашей жизни, несоответствие действительности возвышенным идеалам, реальная или кажущаяся абсурдность мира и неизбежные физические или духовные страдания, которые рано или поздно обрушиваются на каждого из нас, наводят на размышления о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой.

Нельзя не признать, что вопрос о смысле жизни относится к одним из сложнейших этических и мировоззренческих вопросов, это один из «роковых» вопросов человечества.

«Различные философские и богословские системы не только с разных точек зрения подходили к объяснению смысла жизни, но и делали этот вопрос предметом мировоззренческих споров. Киренаики, Сократ, Аристотель, эпикурейцы и стоики, философы и теологи средневековья, немецкие натурфилософы послереформаторского периода, немецкие идеалисты, представители философии жизни начала ХХ в., предшественники современного экзистенциализма делали попытку решить проблему смысла человеческого существования. Однако они так и не смогли ее разрешить» (Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967, с. 85).

В многообразии различных попыток ответить на вопрос, в чем состоит цель и смысл жизни человека, можно выделить следующие подходы: это, во-первых, подход материалистический и противоположный ему – идеалистический, затем, имманентный и трансцендентный и, наконец, абстрактно-объективный и конкретно-субъективный. Первые два из этих подходов мы особо рассмотрим во втором разделе данной лекции.

Две следующие пары возможных подходов коротко охарактеризуем сейчас.

Имманентный подход ориентирован на поиск смысла жизни, внутренне присущего самой человеческой жизни. Такой подход преимущественно осуществлялся этическими учениями, основывающимися на материалистическом мировоззрении. Однако нельзя сказать, что имманентный подход к проблеме смысла и цели жизни совершенно чужд идеалистической этике. В доказательство сошлюсь на И.Канта, который писал: «О человеке… уже нельзя спрашивать, для чего… он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу…» (И.Кант Соч. в 6 т., т. 5, – М., 1966, с. 469).

Трансцендентный подход, осуществляющийся главным образом в русле этических исканий идеализма, выводит смысл и цель человеческой жизни за ее собственные пределы, усматривает цель и смысл жизни в обусловленности человеческого существования мировым разумом, в приобщении человека к Богу как высшей и самоценной сущности. Вместе с тем, трансцендентный подход может осуществляться и материализмом, если последний истолковывает развитие природы как закономерный и прогрессивный процесс и рассматривает человека как необходимое звено этого процесса или даже его высший и самый совершенный продукт.

Как справедливо отмечает И.Зеленкова, «адептами трансцендентной традиции активно используется идея о том, что рассмотреть смысл жизни, находясь «внутри» изменчивого (до хаотичности), противоречивого (до абсурдности) жизненного потока, невозможно; нужен «выход за пределы», чтобы с некоторой устойчивой, отстраненной позиции обозревать его общую панораму, находя таким образом его подлинное значение» (Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 1998, с. 298).

Абстрактно-объективный подход к исследованию смысла и цели жизни носит общетеоретический характер, он призван выявить смысл жизни вообще, цель жизни вообще, или, иными словами, смысл и цель человеческого существования в целом, безотносительно к конкретному человеку. Конкретно-субъективный подход нацелен на выявление смысла и цели жизни в частности, он стремится дать ответ на вопрос, в чем отдельный человек, индивид может усматривать конкретную цель и смысл своей жизни. Безусловно, личностный ракурс проблемы смысла и цели жизни имеет огромное значение. «Удовлетворите все желания человека,– писал К.Д.Ушинский,– но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний – то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Т. 1. М., 1953, с. 300).

Сколь значимым для человека, для судьбы его является постановка и удовлетворительное решение вопроса о смысле жизни, можно судить по многим высказываниям выдающихся мыслителей: писателей и философов. Вот, например, что писал об этом Николай Бердяев: «Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности. Искание смысла было первичнее искания Бога, искание вечности первичнее искания спасения. Однажды, на пороге отрочества и юности, я был потрясен мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла. Это был настоящий внутренний переворот, изменивший всю мою жизнь» (Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991, с. 73-74).

В этих словах Н.Бердяева я усматриваю некоторую связь со взглядами Омара Хайяма. Он тоже искал смысл жизни и призывал к его поиску, но призыв великого перса звучал глубоко трагически:

Где мудрец, мирозданья постигший секрет?

Смысл в жизни ищи до конца своих лет.

Все равно ничего достоверного нет –

Только саван, в который ты будешь одет. (Хайям О. Как чудесен милый лик. Рубаи. М., 1998, с. 80).

Предельная сложность вопроса о смысле жизни нередко ведет либо к отрицанию смысла человеческого существования, либо к утверждению, что он не может быть познан, рационально осмыслен.

Эти идеи могут быть соответственно названы смысложизненным нигилизмом и скептицизмом. Примером нигилизма в вопросе о смысле жизни человека являются рассуждения русского религиозного философа Самуила Франка. «В каком-то уголке мирового пространства, писал Франк, – кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным миром; на его поверхности копошатся… миллиарды и биллионы живых козявок, порожденных из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чем-то хлопочут, устанавливают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей будущей жизни, хотят достигнуть счастья, разума, правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман» (Франк С.Л. Смысл жизни. Париж, 1925, с. 74).

Та же идея в поэтической форме высказана русским поэтом-символистом К. Бальмонтом:

И так как жизнь не понял ни один,

И так как смысла я ее не знаю,–

Всю смену дней, всю красочность картин,

Всю роскошь солнц и лун — я проклинаю! (К.Д.Бальмонт Только любовь.М., 1913, с. 72).

В этих строках Константина Бальмонта скептицизм по отношению к смыслу жизни органически связан с нигилизмом по отношению ко всему миру.

Скепсис и даже отрицание смысла жизни присущи современным философам-экзистенциалистам. Так, один из них, Мартин Хайдеггер изображает человека, «заблудившимся в лесу». «Бессмысленно,– утверждает он,– спрашивать: «куда?», «почему?». Вообще бессмысленно спрашивать о смысле…» (Мыслители нашего времени. М., 1962, с. 203).

Нигилизм по отношению к цели жизни встречается реже, чем по отношению к ее смыслу. Однако можно встретить примеры, если не отрицания цели жизни вообще, то отрицания ее необходимости, отрицания того, что человеку следует ставить перед собой цели серьезные и возвышенные. «Жизнь,– заявляет немецкий философ Фридрих Паульсен,– путешествие ради развлечения, а не деловое стремление к какой-либо цели» (Паульсен Ф. Основы этики. М., 1906, с. 290).

Несмотря на скепсис и нигилизм Шопенгауэра, Гартмана, Хайдеггера и некоторых других известных философов человеку свойственно неистребимое стремление ставить и решать, как говорил Лев Толстой, «неразрешимый разумом вопрос… какой смысл имеет моя жизнь?.. Ответ должен быть не только разумен, ясен, но и верен, т.е. такой, чтобы я поверил в него всею душою, неизбежно верил бы в него, как я неизбежно верю в существование бесконечности» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1957, т. 24, с. 14).

В современной этической литературе понятия «смысл» и «цель жизни» часто тесно сближаются, фактически отождествляются. Так, в «Словаре по этике» находим следующее определение: «Смысл жизни – понятие присущее любой мировоззренческой системе, обозначающее назначение, цель жизни людей» (Словарь по этике. М., 1970, с. 288).

На мой взгляд, нет оснований для отождествления смысла и цели жизни. Более убедительной кажется мне точка зрения авторов учебного пособия «Этика» Зеленковой и Беляевой, которые пишут: «Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл жизни «в труде», «в служении людям» – это суждения одного порядка. Каждый смысл ищется во внешнем, в чем-то ином, что не есть он сам, в том, чему самому хорошо бы придать какой-нибудь смысл» (Зеленкова И.Л., Беляева С.В. Этика. Мысль, 1997, с. 95).

Можно сказать, что в понятии «смысл жизни» как бы фиксируется вопрос «зачем живет человек?», а в понятии «цель жизни» находит свое выражение вопрос «к чему человек стремится?». Категория «цель жизни» обусловлена наличием нереализованных потребностей и неудовлетворенных желаний. Человек, всем довольный и удовлетворенный, если и ставит перед собой какие-то цели, то вряд ли активно стремится к их достижению, так как не имеет стимулов к такому стремлению. Цель – это результат осознания противоречия между сущим и должным, между действительностью и идеалом. В этом отношении цель (впрочем, как и смысл) жизни может иметь широкое общественное значение, а может быть узко личной или даже эгоистической и асоциальной.

Цель жизни человека прямо зависит от его представлений о должном и об идеале. Цель жизни характеризуется не только ее общественной значимостью, но и мотивами ее выдвижения, а также средствами реализации. Последнее особенно важно. Распространенная идея о том, что цель оправдывает средства, не соответствует действительности. На самом деле цель не оправдывает, а определяет средства. Поэтому, прибегая к низменным, преступным средствам, невозможно достичь возвышенных, благородных целей. В этом отношении безусловно прав К.Маркс, утверждавший, «что цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., т. 1. – М., 1954, с. 65).

Сама постановка стратегической жизненной цели свидетельствует об известном уровне духовного развития человека.

Понятие «смысл жизни» иногда отождествляют с «направленностью жизни», «содержанием жизни», «сущностью жизни», «ценностью жизни», «высшим идеалом», определяют смысл жизни как процесс обретения счастья, как стремление к добру, как совершенствование человека, говорят о том, что он состоит в выполнении долга, утверждают, что смысл жизни заключен в реализации то ли божественного, то ли общественного, то ли природного замысла. Примером последнего, т.е. природного «замысла» могут служить рассуждения И.Канта о том, что цель природы состоит в развитии всех ее задатков, заложенных в человечестве.

На мой взгляд, наиболее логичны те исследователи, которые связывают понятие «смысл жизни» с понятием «значимость» или «значение». Во всяком случае содержание понятия «значение» наиболее близко к содержанию понятия «смысл». Такое понимание смысла нашло свое отражение в «Философском энциклопедическом словаре», в котором подчеркивается: «Смысл в философии и традиционной логике то же, что значение» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 618).

Мы говорим: имеет смысл прочитать такую-то книгу, посмотреть такой-то кинофильм, пойти на такую-то выставку, тем самым мы утверждаем, что эти кинофильм, книга, выставка имеют для нас определенное значение, познавательное, развлекательное или какое-то другое.

Кроме того, понятие «смысл» предполагает момент сознательности, осознанности. Можно сказать, что нечто имеет смысл в том случае, если оно заключает в себе мысль, воплощает некий замысел. Окружающие нас вещи имеют смысл не только потому, что они значимы для нас, но и потому, что они являются овеществленной человеческой мыслью, потому что они кем-то осмысленно созданы.

Первый вопрос, который должен себе задать каждый задумавшийся над смыслом жизни человек – это вопрос: «есть ли смысл человеческой жизни?». Задача будет состоять в том, чтобы дать обоснованный ответ: «да» или «нет». Если ответ будет положительным, то неизбежно встанет следующий вопрос: «в чем состоит смысл человеческой жизни?».

Икигаи — смысл жизни

Главная страница

> Журнал

> Икигаи — смысл жизни

Икигаи — смысл жизни

«Повесть о Гэндзи», написанная в период Хэйан при императорском дворе госпожой Мурасаки Сикибу, оказала глубокое влияние на развитие литературы и романса в Японии.

Икигаи — философия, помогающая находить удовлетворение, радость и осознанность во всех делах каждый день. Благодаря икигаи человек учится приводить в порядок мысли, замечать красоту окружающего мира и радоваться мелочам, обретает гармонию и душевный покой.

«Вы живете, потому что есть икигай. Это причина, по который вы утром встаете», — говорит Кен Моги — японский нейробиолог, участник TEDx и автор множества книг:

«Когда я был маленьким, то просто обожал бегать за бабочками в лесу. Меня будоражило это ощущение чуда, я хотел узнать откуда же они, для чего существуют, почему они все такие разные.
Когда мы становимся взрослыми, мы теряем это любопытство к жизни. Именно любопытство является главным двигателем прогресса и определяет нас как человечество. Старайтесь снова почувствовать это ощущение чуда от ваших увлечений, работы и семьи. Эта страсть поможет вам двигаться вперед, получить удовлетворение и предназначение в жизни.

Мы постоянно думаем об успехе и ставим перед собой великие цели, из-за чего течение жизни становится пугающим. Но с икигай можно начать с малого. Любой может начать с простого, доступного увлечения; это может быть все, что угодно. Приобретя свой икигай, вы почувствуете радость и преимущества, которые это приносит. Потом вы можете выбрать и другие икигаи, переходя к более значительным целям. Обязательно найдите то, к чему испытываете любопытство».

Икигаи — это ощущение того, что ваши созидательные действия имеют ценность и влияют на окружающий вас мир.

Мы постоянно думаем об успехе и ставим перед собой великие цели, из-за чего течение жизни становится пугающим. Но с икигай можно начать с малого. Любой может начать с простого, доступного увлечения; это может быть все, что угодно. Приобретя свой икигай, вы почувствуете радость и преимущества, которые это приносит. Потом вы можете выбрать и другие икигаи, переходя к более значительным целям. Обязательно найдите то, к чему испытываете любопытство». Икигаи — это ощущение того, что ваши созидательные действия имеют ценность и влияют на окружающий вас мир.

Икигаи связывают с понятием «здоровой страсти», которая влияет на долголетие и борьбу организма с заболеваниями.

По результатам исследования среди пожилых японцев, ведущих сбалансированный образ жизни, существует связь между продолжительностью жизни и смыслом жизни: их иммунные системы (в частности разновидность лейкоцитов нейтрофилы) продуктивнее, благодаря чему люди дольше остаются здоровыми.

Наличие икигаи ведет к балансировке секреции таких нейромедиаторов, как дофамин, норадреналин, серотонин и эндорфин. Помимо этого, существуют исследования, демонстрирующие, что ощущение предназначения и цели в жизни отрицательно коррелирует с необходимостью социальной желательности, одобрения окружающих и тревожности.

Смысл жизни влияет на функционирование префронтальной коры головного мозга. Присутствие икигаи статистически коррелирует с более низким уровнем стресса, а также с ощущением себя здоровым. В нескольких исследованиях было выяснено, что среди тех, у кого нет смысла жизни, чаще случаются сердечно-сосудистые заболевания.

Существует 5 принципов икегай:

  1. Начать с малого
    Вспомните все то, что было вам интересно в детстве или интересно до сих пор и снова начните заниматься этими увлечениями. Это может быть все, что угодно: музыка, прогулки, скульптура, работа по дереву, приготовление еды, пробежки, плавание и активные виды отдыха.
  2. Отпустите себя
    Перестаньте возвращаться в прошлое. Все это уже прошло и больше не вернется, но есть много интересного, что ждет вас впереди. Не моделируйте свою жизнь на основе чужих идей, создавайте свои собственные. Не базируйте мнение о себе на мнении других людей, вы являетесь тем, кем себя считаете.
  3. Гармония и устойчивость
    Попробуйте соединить ваше увлечение с работой. Для этого нужно задать себе нескольких вопросов: Что вам нравится? Что нужно миру? Что вы хорошо умеете делать? Может ли это увлечение принести заработок? Но в первую очередь нужно думать не о деньгах, а о том, что приносит вам счастье. 
  4. Маленькие радости
    Одна из главных ошибок любого планирования жизни: создать грандиозный план и связать свое счастье с его реализацией. Для этого могут понадобятся годы и чтобы не потерять интерес к великой идеи старайтесь находить радости в повседневных вещах. Созерцайте больше, обращайте внимание на течение жизни вокруг, где бы вы не находились. Короткие созерцания и осмысление происходящего похожи на медитативные практики. Это поможет вам не заострять внимание на долгоиграющих планах и даст возможность расслабить ум. 
  5. Жизнь в настоящем моменте
    Не мучайте себя излишними рефлексиями и сравнениями. Достигнув одного вам будет хотеться получить другое. Не достигнув цели в момент вы будете корить себя о несбывшимся будущем. Такие мысли никуда не приведут и откроют дверь страданиям и депрессиям. Будьте счастливы в нынешнем, только так вы сможете достигнуть желанного будущего.

Говоря о пяти принципах икигаи, отдельно стоит упомянуть такое понятие как «кодавари». Кодавари с трудом поддается переводу. Большинство «не-японцев» характеризуют это слово как «ответственный подход» или «настойчивость, упорство». Но это не совсем так: кодавари – это личный стандарт, который задает себе человек. Это отношение, часто сопровождающее человека на протяжении всей жизни, составляет ключевой элемент икигай. У каждого свой кодавари, но, определенно, это – проявление гордости за свое дело. В контексте пяти основ икигай кодавари относится к первой – начинать с малого. При этом оно совершенно не требует оправдывать свои усилия какой-либо масштабной целью. Кодавари, прежде всего, — качество, требующее непреклонности и сосредоточенности на своем деле, доходящее порой до бескомпромиссности.

В Японии кодавари широко распространен среди самых обычных людей: от владельцев идзакая (небольших традиционных баров-ресторанов, куда японцы приходят отдохнуть после рабочего дня, —Прим. ред.) до управляющих крупных компаний. Отличительная особенность кодавари заключается в том, что люди, преследуя собственные цели, выходят далеко за рамки разумных ожиданий, продиктованных механизмами рынка.

Если вы хотите преуспеть, то должны производить продукцию разумного качества. Однако, после того как вы достигнете определенного уровня, даже незначительный рост качества потребует больших усилий.

Что такое определение жизни?

  • Ученые десятилетиями спорят об определении жизни, но до сих пор не пришли к единому мнению.
  • Эксперты считают, что «пограничные случаи» затрудняют определение жизни и размывают границы по всем направлениям.
  • То, что может показаться простым на первый взгляд, становится запутанным, когда начинаются обсуждения.

Определение жизни — вопрос не новый, но ответа на него пока нет. Недавнее обсуждение Vox возвращает его в центр внимания — фокус, который ставит вопрос, но дает мало ясности в ответе.

«Представьте, что астрономы не согласны с определением звезды», — позирует научный писатель Карл Циммер в Unexplainable , подкасте Vox . «Но это еще более фундаментально. Это жизнь».

Разговор между Брайаном Резником, редактором отдела науки и здравоохранения Vox , и Циммером начинается с обсуждения того, есть ли у вируса жизнь. Вирус может мутировать, имеет гены и состоит из белка, но у него нет метаболизма. Итак, спрашивает Циммер, какое место в спектре жизни занимает вирус?

История по теме
  • К сожалению, новая таблетка от COVID может на самом деле мутировать вирус

Конечно, каждое существующее определение жизни — а их сотни — оставляет повод для обсуждения. Резник приводит определение НАСА: «Жизнь — это самоподдерживающаяся химическая система, способная к дарвиновской эволюции». Это устраняет вирусы, потому что они не самоподдерживающиеся.

Затем обсуждение переходит на клеточный уровень, где два эксперта обсуждают эритроциты и то, как они необходимы людям для жизни, но не могут жить сами по себе. Эритроцит не имеет способности жить, отличной от человека, так же как и эритроциты действительно жив?

Затем этот разговор переходит к бактериям и другим ситуациям, когда части живого существа, будь то человек или насекомое, нуждаются в клетке или бактериях, но эта клетка или бактерии не могут существовать отдельно от хозяина. Как говорит Циммер, возможно, эти элементы не живые, а «вовлеченные в процесс жизни».

Добавьте к этому тот факт, что у ученых нет реального понимания того, как сформировались люди — конечно, у нас есть множество теорий, но вопросов больше, чем ответов — и это усложняет определение жизни на клеточном или бактериальном уровне.

Затем Циммер обращается к амазонской моллинезии, гибридной рыбе, созданной как гибрид, для которого требуется самец другого вида, чтобы начать процесс производства амазонской моллинезии, которая всегда является самкой, потому что во время этого процесса все гены самца уничтожаются. Полученная рыба является клоном самой себя, говорит Циммер. Биологи называют этих рыб половыми паразитами, что мало чем отличается от того, как действует вирус.

«Конечно, живой, конечно», — говорит Циммер. «Но когда вы на самом деле пытаетесь выразить словами, что значит быть живым, амазонская молли и подобные вещи могут вас запутать».

Так что там живое? Как однажды сказал Резник: «О, я понятия не имею». Кажется, это обычный научный рефрен.

Тим Ньюкомб

Тим Ньюкомб — журналист, работающий на северо-западе Тихого океана. Он освещает стадионы, кроссовки, экипировку, инфраструктуру и многое другое для различных изданий, включая Popular Mechanics. Среди его любимых интервью были встречи с Роджером Федерером в Швейцарии, Коби Брайантом в Лос-Анджелесе и Тинкер Хэтфилд в Портленде.

существование — В чем смысл «смысла жизни» и почему люди его ищут?

Один из самых старых вопросов «В чем смысл жизни?». Но что на самом деле означает понятие «смысл жизни»? Что значит для чего-то быть «смыслом жизни»?

И почему многим так важно его иметь?

«Смысл жизни» часто отождествляют с «целью». Но опять же, цель чего и для чего? Если предположить, что это цель жизни, цель своего (земного или иного) существования, то остается вторая часть вопроса — кому выгодно иметь эту цель? Есть два варианта:

  1. Человек получает пользу от собственного существования.
  2. Кто-то или что-то еще извлекает выгоду из своего существования.

Извлечение выгоды из собственного существования связано с «созданием собственного смысла жизни», но в большинстве случаев, когда «В чем смысл жизни?» спрашивается, имплицитно предполагается второй тип этого ответа (а также «создание собственного смысла жизни» может рассматриваться как противоречивое).

Однако настаивание на втором типе ответа приводит к вопросу: Какова цель наличия цели? Почему так много людей ищут и нуждаются в «высшей» цели, а не они сами в первую очередь извлекают выгоду из такой цели? Я не понимаю стремления иметь причину существования, кроме как для себя.

Итак, что на самом деле означает понятие «смысл жизни»?

Просто для ясности: Я , а не , спрашивающий здесь «В чем смысл жизни?», но что означает этот вопрос, что люди имеют в виду, когда задают этот вопрос.

  • существование
  • психология
  • смысл жизни
5

Я бы вообще-то не сказал, что

Один из самых старых вопросов «В чем смысл жизни?»

Верно, что люди уже давно задаются вопросом, как они вписываются и что они должны делать, но только недавно люди поняли вопрос в личных и экзистенциальных терминах.

Более классические вопросы:

 "что значит быть хорошим греком?"
 «Как мне лучше всего участвовать в жизни общества?»
 «Что мне делать в свете существования Бога?»
 "Что я?"
 «Что разум диктует мне делать?»
 «Что такое мышление само по себе?»
 

Обобщенный вопрос о смысле жизни предполагает отрыв от социологических и метафизических структур, который классически отсутствовал. Это отсутствие существовало по двум причинам: (1) самость никогда не считалась существующей отдельно от своего полиса (здесь имеется в виду его сообщество и его люди) и (2) самость обычно мыслилась на Западе как одна маленькая часть метафизически цельного мира. Когда я говорю «метафизически весь мир», я имею в виду тот, у которого есть метафизический слой, который придает смысл целому. Самый простой вариант для этого — иметь Бога. Но вы можете сделать это и без рока/детерминизма. (Обратите внимание на отсутствие четкого понятия воли до Августина)

Многое изменилось в нашем мышлении, но я хочу выделить несколько, которые изменили вопрос для нас. Во-первых, декартовская версия вопроса «Что я такое?» дала (для него) ответ мыслящая вещь. И это порождает тип изолированного субъекта. Понимание общественного договора в таком случае помогает реорганизовать общество, отделив его от целого. Кант также усиливает роль индивидуального разума. С другой стороны, эмпирики урезают метафизическую картину мира. Таким образом, мы теряем две опоры, которые отличали вопрос.

Войдя в 20-й век, вы увидите раннего Хайдеггера и логических позитивистов, формулирующих версию человеческого существования, которая в значительной степени бесцельна. (Конечно, Хайдеггер находит цель в мифологии в своих более поздних работах с «четверичным»). Затем Сартр и экзистенциалисты выдвигают на передний план проблему выбора для себя, как быть собой, и необходимости выбирать свою собственную цель.

(Этот краткий очерк пропускает несколько трудностей (мыслителей, которые не следуют моде), просто чтобы дать вам представление о том, как западная мысль изменила вопрос — если вы хотите узнать больше, я предлагаю Чарльза Тейлора — вы можете начать с Этика аутентичности но если вы действительно хотите получить его полную картину Источники Я )

1

Как социологическое явление, люди, вероятно, ищут смысл жизни, потому что мы социальные приматы, и поэтому для нас важно занимать социально подходящую роль в нашем племени. Таким образом, для нас совсем не удивительно чувствовать, что мы «должны» что-то делать. Это ничего не говорит нам о его связности как абстрактной идеи, но предупреждает нас о том, что у нас может возникнуть побуждение задать этот вопрос, который не является рациональным по своей природе (и, следовательно, он может даже не иметь рационального смысла).

Что касается побуждения к более высокой цели, приведенного выше наблюдения достаточно, чтобы ответить на него: одиночные социальные приматы обычно не преуспевают. Быть частью чего-то большего (т. е. племени) — почти обязательное условие.

Теперь мы подходим к более сложному вопросу о том, каким на самом деле может быть «смысл жизни». Это не вполне решенный вопрос в рамках философии (хотя можно было бы спросить: что есть?). Больше, чем вы, вероятно, хотите знать, вы можете прочитать в Стэнфордской энциклопедии философии.

Короче говоря, если вы согласны с тем, что идея логична (что не у всех так — это может быть набор различных идей, достойных восхищения), то существует некая универсально применимая система оценок, которая может высоко оценивать жизнь и что нужно сделать, чтобы иметь большой счет. Например, теистическая мораль имеет тенденцию подчеркивать преданность правильному божеству и социально приемлемое поведение. В какой степени это синоним цель — это лингвистический вопрос, который я бы не хотел сейчас затрагивать.

Вернемся к вопросу о причине существования: на самом деле ужасно трудно придумать хорошую причину существования «для себя» вместо того, чтобы не существовать, которая не сводилась бы просто к «Я чувствую, что продолжаю существовать». . (Кроме того, трудно придумать вескую причину, чтобы делать именно то, что вам хочется.) Так что я не думаю, что отступление к индивидуальной точке зрения здесь чем-то поможет. Вы заканчиваете неудовлетворительной тавтологией: я чувствую, что продолжаю существовать, потому что это то, что я чувствую.

Ближайшая цель «смысл жизни» исходит из биологии, и это немного отличается от классического определения. Если мы допустим, что смысл и цель могут быть синонимами, и позволим цели быть целью целенаправленного поведения, и мы позволим непреднамеренным результатам алгоритмов считать целенаправленное поведение, тогда смысл жизни состоит в том, чтобы (успешно , в конечном итоге) воспроизводить: реальность устроена так, что эволюция неизбежна и оптимизируется для успешных производителей.

Если бы у нас была жизнь такой же сложной, как у бактерий, этого могло бы (и только могло бы ) быть достаточно, чтобы сформировать довольно четкое представление о том, что мы должны делать. Извлечение удовлетворительной миссии (ответа на вопрос «в чем смысл жизни») для сложных социальных многопоколенческих глобально объединенных в сеть существ с огромными невербальными хранилищами информации и огромными неличными запасами способностей в лучшем случае сложно. Очевидные подходы, которые могут работать с бактериями, не кажутся нам очень удовлетворительными и обычно не являются хорошей идеей даже для максимизации нашего репродуктивного успеха.

Итак, в конце всего этого (по крайней мере, в ожидании более удовлетворяющих эволюционно совместимых ответов или другого универсального источника смысла, например, из общностей человеческого познания) мы приходим к довольно неудовлетворительному ответу на желание, которое, вероятно, не было все, что рационально для начала.

Что касается смысла жизни, то меня вполне устраивает мое нынешнее видение, и чтобы достичь его, я старался быть максимально «приземленным» и старался вдохновляться «вещью», породившей нас: природой. Я вижу, что смысл жизни в развитии сознания не в психологическом, а в технологическом плане.

Сознание — это эмерджентное свойство самой тонкой материи, с которой мы когда-либо сталкивались во всей вселенной. Точно так же, как набор атомов образует молекулы со свойствами, которых нет у отдельных атомов, и точно так же набор молекул, например, вода, также приобретает свойства, которых нет у отдельных молекул (например, поверхностные свойства). напряжение, сцепление, сцепление и т. д.), сознание возникает из чрезвычайно сложного устройства материи. Чтобы молекулы воды приобрели поверхностное натяжение, им достаточно соединиться друг с другом в жидком состоянии. Однако, чтобы сформировать сознание в том виде, в каком мы его знаем, нам нужна гораздо более совершенная молекулярная структура, зависящая от множества уровней организации (атомы -> молекулы -> органеллы -> клетки -> ткань -> орган -> система -> организм).

Жизнь на этой планете между взлетами и падениями заняла 3,5 миллиарда лет, чтобы создать нашу нервную систему и нервную систему многих других видов, и это четкий путь, по которому пошла жизнь: усложнение систем. На этой планете со временем все усложнилось, и кажется, что этот процесс не имеет границ.

Теперь, когда мы знаем, мы можем еще больше ускорить этот процесс с помощью технологий. Если однажды мы сможем переместить свое сознание из органического мира в мир неорганический, тогда мы еще больше ускоримся и насладимся увеличивающимся когнитивным потенциалом. Если мы не можем сделать этот переход, ничего страшного, мы все еще можем создавать компьютеры, которые будут думать за нас.

Вот и все, для меня смысл жизни должен заключаться в постоянном поиске растущего развития этого очень утонченного возникающего свойства, которым мы наслаждаемся. Если не в этом смысл нашей жизни, то, по крайней мере, такова природа этой планеты, и однажды мой дедушка сказал мне: «В поисках смысла жизни люди не осознают, что природа имеет свой собственный смысл, и что мы являемся его частью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *