27.Общее понятие о сознании, его структура и свойства
Сознание — это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Свойства сознания:
1. Сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена внутренним состоянием в момент действия, наличием цели
2. Интенциональность – направленность на какой-либо предмет
3. Способность к рефлексии, самонаблюдению, т.е. осознание сознания
4. Оно всегда мотивированно, преследует цели
Одна из функций сознания – формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения человека.
Структура сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, самосознание, самопознание и самооценка).
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология — раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности функционирования психического отражения деятельности человека и животных. Структура общей психологии: познавательные процессы; психология личности (индивидуальные особенности, эмоциональная сфера и т.д.).
Разделы ОП:
Понятие сознания в психологии — презентация онлайн
Похожие презентации:
Религия. Искусство. Мораль
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Даосизм — китайское традиционное учение
Вербальные и невербальные средства общения
Где логика
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Аль-Фараби
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Понятие сознания в
Структура сознания
Работу выполнили
студентки 1 курса
(ФНО+англ.яз):
Маркатунова Татьяна
Кудинова Ольга
Расулева Полина
Любановская Вероника
Работкина Анастасия
Карманова Анастасия
Сознание- это высшая интегрированная
форма психики, которая складывается под
воздействием общественно-исторических
условий в трудовой деятельности
человека и его общении с помощью языка
с другими людьми.
Сознание — представление субъекта о
мире и о своем месте в нем, связанное
со способностью дать отчет о своем
внутреннем психическом опыте и
необходимом для разумной организации
совместной деятельности.
Основные структурные компоненты
познания
Совокупность знаний о мире. Чем больше человек знает, тем
выше его познавательный потенциал, а значит, тем богаче его
сознание.
Внимание.
видах деятельности, в том числе познавательной, и контролировать
их.
Память, в которой проявляется способность сознания
накапливать, хранить информацию, воспроизводить ее в случае
необходимости и использовать в деятельности человека.
Эмоциональная сфера сознания -чувства (радости, удовольствия,
горя), настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаяние), воля.
Самосознание — осознание себя как уникальной и целостной
личности: сознание своего тела, мыслей, чувств, действий, места в
обществе.
Основные характеристики
познания
Человек — единственное живое
существо, способное к самопознанию
1. Отражение окружающего мира с помощью
познавательных процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение)
2. Различение субъекта и объекта (т.е. того, что
принадлежит «Я» и «не Я
3. Самооценки своих поступков и себя в целом
4. Обеспечение целеустремлённой деятельности
человека
5. Наличие эмоционально-оценочных отношений
ко всему, что происходит вокруг, к другим
людям и к самому себе
«Человек есть животное, но он уже не
животное, потому что знает, что он животное.»
(Гегель)
Функции сознания
o Формирование целей деятельности
o Предварительное мысленное построение
действий
o Предвидение их результатов, что обеспечивает
разумное регулирование поведения и
деятельности человека
Выделяют два слоя сознания
(В. П. Зинченко):
1)
2)
Бытийное сознание (сознание для бытия),
включающее в себя:
биодинамические свойства движений, опыт
действий;
чувственные образы
Рефлективное сознание (сознание для
сознания), включающее в себя:
значение
смысл
Смысл — субъективное понимание и
отношение к ситуации, информации.
осмысления значений.
Значение — содержание общественного
сознания, усваиваемое человеком; это могут
быть операционные значения, предметные,
вербальные значения, житейские и научные
значения — понятия.
Сознание:
1) рождается в бытии
2) отражает бытие
3) творит бытие
English Русский Правила
4.1 Что такое сознание? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понять, что подразумевается под сознанием
- Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
- Обсудите концепцию дефицита сна
Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.
Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.
Биологические ритмы
Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений. Один полный менструальный цикл длится около 28 дней — лунный месяц, — но многие биологические циклы намного короче. Например, температура тела циклически колеблется в течение 24 часов (рис. 4.2). Бдительность связана с более высокой температурой тела, а сонливость — с более низкой температурой тела.
Рисунок 4.2 Эта диаграмма иллюстрирует циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.
Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, сахара в крови и температуры тела. Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.
Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.
Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро (СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов сетчатки передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рис. 4.3).
Рисунок 4.3 Супрахиазматическое ядро (СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.
Проблемы с циркадными ритмами
В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.
Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регулирование сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.
Нарушения нормального сна
Будь то жаворонок, сова или нечто среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).
Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).
Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно показано в историях, представленных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:
.Если у вас был партнер, который работает на постоянной работе с 9 до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)
Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рис. 4.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).
Рисунок 4.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.
Недостаточный сон
Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.
Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pellegrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pellegrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице 4.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».
Потребность во сне в разном возрасте
Возраст | Рекомендуется | Может подойти | Не рекомендуется |
---|---|---|---|
0–3 месяца | 14–17 часов | 11–13 часов 18–19 часов | Менее 11 часов Более 19 часов |
4–11 месяцев | 12–15 часов | 10–11 часов 16–18 часов | Менее 10 часов Более 18 часов |
1–2 года | 11–14 часов | 9–10 часов 15–16 часов | Менее 9 часов Более 16 часов |
3–5 лет | 10–13 часов | 8–9 часов 14 часов | Менее 8 часов Более 14 часов |
6–13 лет | 9–11 часов | 7–8 часов 12 часов | Менее 7 часов Более 12 часов |
14–17 лет | 8–10 часов | 7 часов 11 часов | Менее 7 часов Более 11 часов |
18–25 лет | 7–9 часов | 6 часов 10–11 часов | Менее 6 часов Более 11 часов |
26–64 года | 7–9 часов | 6 часов 10 часов | Менее 6 часов Более 10 часов |
≥65 лет | 7–8 часов | 5–6 часов 9 часов | Менее 5 часов Более 9 часов |
Стол 4. 1
Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок 4.5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда он проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.
Рисунок 4,5 Этот рисунок иллюстрирует некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)
Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в сутки. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004).
Новое объяснение сознания
Резюме: Новая теория сознания предполагает, что решения принимаются бессознательно, а через полсекунды они становятся сознательными.
Источник: Бостонский университет
Сознание — это ваше осознание себя и окружающего мира. Это осознание субъективно и уникально для вас.
Исследователь Школы медицины Чобаниана и Аведисяна Бостонского университета разработал новую теорию сознания, объясняющую, почему оно возникло, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так сложно соблюдать диету (и сопротивляться другим побуждениям).
«Короче говоря, наша теория состоит в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и планировать соответственно», — объяснил автор корреспондента Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии.
«Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем о том, что делали».
Бадсон объяснил, что он разработал эту теорию вместе со своими соавторами, философом Кеннетом Ричманом, доктором философии из Массачусетского колледжа фармацевтики и медицинских наук, и психологом Элизабет Кенсингер, доктором философии из Бостонского колледжа, чтобы объяснить ряд явлений, которые нелегко объяснить. понимаемый с предшествующими теориями сознания.
«Мы знали, что сознательные процессы просто слишком медленны, чтобы активно заниматься музыкой, спортом и другими видами деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, что делает сознание», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра трансляционных когнитивных исследований. Неврология в Бостонской системе здравоохранения по делам ветеранов (VA).
По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, веря, что сделали их сознательно.
По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, полагая, что сделали их сознательно. Изображение находится в свободном доступеИтак, мы можем сказать себе, что собираемся съесть одну ложку мороженого, а следующее, что мы знаем, контейнер пуст — потому что наш сознательный разум не контролирует наши действия.
«Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей, проносящихся в нашей голове, когда мы пытаемся заснуть, а также почему так трудно сохранять внимательность», — добавляет Бадсон.
Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и нарушений развития расстройствами сознания, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, делирий, мигрень, шизофрению, диссоциативное расстройство личности, некоторые виды аутизма и многое другое.
Наконец, в их документе представлена дорожная карта того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательного мозга.
При дальнейшем изучении эта работа может позволить пациентам улучшить проблемное поведение, такое как переедание, помочь нам понять, как структуры мозга поддерживают память, и даже дать представление о философских вопросах, касающихся свободы воли и моральной ответственности.
Эти результаты опубликованы в Интернете в журнале Cognitive and Behavioral Neurology.
Финансирование: Эта работа была поддержана грантом NSF BCS-1823795 для EAK и грантом NIH P30-AG072978 для AEB.
Автор: Джина ДиГравио
Источник: Бостонский университет
Контактное лицо: Джина ДиГравио – Бостонский университет
Изображение: Изображение находится в открытом доступе
909.9.9.9.
«Сознание как система памяти» Эндрю Бадсона и др. Когнитивная и поведенческая неврология
Резюме
См. также
Сознание как система памяти
выбрал. Рассмотрим эпизодическую память. Если мы верим, что эпизодическая память развилась исключительно для точного представления прошлых событий, она кажется ужасной системой, склонной к забыванию и ложным воспоминаниям.
Однако, если мы считаем, что эпизодическая память развилась для того, чтобы гибко и творчески комбинировать и переупорядочивать воспоминания о предыдущих событиях, чтобы планировать будущее, то это вполне хорошая система.
Мы утверждаем, что сознание первоначально развилось как часть системы эпизодической памяти — вполне вероятно, что часть, необходимая для гибкого рекомбинации информации.