Понятие сознания в психологии: Глава 5. Сознание человека

Содержание

Понятие сознания – Гуманитарный портал

Философский путь Гилберта Райла

Гилберт Райл (1900–1976) родился в Брайтоне, обучался философии в Оксфордском университете, где затем в 1945–1968 годах работал профессором. Он был также главным редактором журнала «Mind» в 1947–1971 годах. Философия Райла малоизвестна в российской философской и интеллектуальной среде, данный сборник его избранных сочинений — первый выходящий на русском языке. Между тем его работы, прежде всего «Понятие сознания» (1949), относятся к классике аналитической философии XX века, а такие его достижения, как метод анализа заблуждений, возникающих в результате «категориальных ошибок»; последовательная критика картезианского дуализма ментального и телесного с его догмой о «духе в машине»; обоснование специфики и наиболее важной роли «знания как», отличающегося от «знания что», оказали значительное влияние на развитие современной философии. Мы надеемся, что данное издание, в которое включены некоторые основные работы Райла, позволит в достаточной мере ознакомиться с содержанием его идей.

Формирование взглядов Райла

Хотя в ранний период своего творчества Райл не создал значительных работ, по своей философской направленности существенно отличающихся от его более поздних произведений, его философская мысль прошла ряд этапов, прежде чем достигнуть той формы, которой он последовательно придерживается в своих основных трудах, написанных уже в послевоенное время. На его ранние взгляды повлиял аристотелизм, обусловленный его учёбой в Оксфорде. В отличие от другого главного философского центра Великобритании — Кембриджа, где более популярно было имя Платона, в Оксфорде философия изучалась в тесной связи с курсом античной классики, центральное место в которой занимал Аристотель. Интерес к аристотелевскому логико-философскому наследию, в том числе к использованию в нём апелляций к «обычному языку», Райл сохранил во всём своём творчестве.

Определённую роль в развитии взглядов Райла занимает второй этап, выразившийся в интересе к феноменологии.

Он изучал работы Гуссерля и Мейнонга, что нашло отражение в статье «Феноменология» 1, которая, правда, была написана уже в то время, когда феноменология почти перестала его привлекать. В ней Райл соглашается с феноменологами в том, что они рассматривают философские высказывания как априорные, а феноменологию рассматривают как часть философии. Вместе с тем он оценивает феноменологию как особый способ анализа обыденного сознания, которому Гуссерль дал не очень удачное название. Вероятно, свой ранний аристотелизм и особенно увлечение феноменологией Райл и имел в виду, когда в конце предисловия в книге «Понятие сознания» писал: «Допущения, против которых я выступаю наиболее горячо, это те, жертвой которых мне довелось быть самому».

В начале 1930-х годов Райл перешёл на позиции аналитической философии. Он сначала воспринял концепцию логического атомизма и теорию языка как образа, родственную теории языка «Логико-философского трактата» Витгенштейна, а позже примкнул к британской философии «обычного языка», став её крупнейшим представителем наряду с Дж.

 Уиздомом и Дж. Остином.

Взгляды зрелого Райла отмечены печатью заметного влияния позднего Витгенштейна. Отличительной чертой этого является интерес к философии сознания и внимание к всевозможным концептуальным ловушкам и замешательствам, вызываемым механизмами действия языка. Вместе с тем в отличие от Витгенштейна и многих других представителей аналитической философии Райл — философ основательной академической выучки с широким историко-философским кругозором, в этом смысле он — «традиционный» философ при всей неортодоксальности его методов анализа и его работ.

Понимание Райлом природы философствования

В работах Райла, в том числе и включённых в этот том, можно найти немало рассуждений о природе и задачах философствования. Это не случайно, поскольку аналитический подход подразумевает, что задача философии состоит не в установлении неких истин или в обосновании определённого мировоззрения, но в самом осуществлении философского анализа, в прояснении того, что до этого принималось некритически, что запутывало мышление людей, заводило в тупик, приводило к парадоксам.

В очерчивании особенностей философского исследования Райл отдаёт должное классикам аналитического стиля — Расселу и Витгенштейну. Хотя философы много рассуждали о природе философствования, все же, по Райлу, лишь введённое Расселом «различие между истинностью и ложностью, с одной стороны, и бессмысленностью — с другой» во многом позволило прояснить современное понимание специфического характера философского исследования 

2.

Научное исследование ориентировано различием между истинностью и ложностью; философское — различием между смыслом и бессмыслицей. Неопозитивистский способ различения этих вещей не вполне устраивает Райла, он отмечает, что попытка отождествить в свете этого значение высказывании со способом его проверки оказалась неудачной, хотя и помогла выявить разнообразие типов высказываний. Сам он, что нашло отражение и во включённой в настоящее издание статье «Категории», предпочитает говорить не о «бессмысленности» высказываний или о том, что они «лишены значения», а о том, что они ведут к абсурду. Поскольку такая характеристика устанавливается в большинстве интересных случаев далеко не просто, одним из наиболее важных методов философствования, согласно Райлу, является метод

reductio ad absurdum, который «из высказывания или комплекса высказываний выводит следствия, несовместимые ни друг с другом, ни с исходным высказыванием» 3. Прекрасное применение этого метода обнаруживается уже в диалоге Платона «Парменид», где метод сведения к абсурду подводит также к тому, что Райл называет теорией типов и категорий 4.

Таким образам, философская аргументация не является ни индукцией, ни дедуктивным доказательством; философ имеет собственные методы рассуждения, в основном это методы критические, и reductio ad absurdum — наиболее характерный из них. Но, несмотря на преимущественно негативный характер философских методов, Райл не считает, что философские аргументы носят чисто деструктивный характер.

Эти методы дают и положительные результаты, указывая границы очищенных понятий, уясняя «логическую силу идей, методически определяя и проверяя правила адекватного употребления понятий» 5. Достигая положительных результатов негативными средствами, эти методы похожи на процесс отделения зерен от плевел через сито или на испытание прочности металлов посредством деформации.

К возникновению бессмыслицы часто ведут обманчивые «подсказки» языка. Чтобы обнаруживать и избегать этого, полагал Райл, философ должен научиться переформулировать предложения таким образом, чтобы чётко выявить «форму фактов, которую исследует философия». Здесь он опять-таки отдаёт должное Расселу с его теорией дескрипций. Однако работа философа не совпадает с работой логика — хотя некоторые философы в то же время являются и логиками, — так как в отличие от выводов логика философские аргументы никогда не могут стать доказательствами и не предназначены быть ими.

В отличие от доказательств они не имеют посылок. В той мере, в какой работа философа является позитивной, она схожа с попыткой хирурга описать студентам свои действия и затем подкрепить свои описания путём медленных повторений этих действий. При этом философы в отличие от логиков формулируют свои собственные выводы преимущественно на обычном, неспециализированном языке. Но их работа отличается и от задачи филолога. Тот аспект языка, которым интересуется философ при анализе понятий, — это не просто употребление слов, изучение чего в основном составляет предмет филологии, но вопрос о том, как и для чего, используется язык.

Этот вопрос волновал Райла ещё в ранний период его творчества. В статье «Выражения, систематически вводящие в заблуждение» (1931) он заявляет, что задачей философии является «нахождение в лингвистических идиомах истоков устойчивых неверных конструкций и абсурдных теорий». Многие выражения повседневного языка, науки и философии благодаря своей форме «систематически вводят в заблуждение», что и приводит к возникновению парадоксов и антиномий.

В дальнейшем Райл развил эти идеи в своей концепции «категориальных ошибок», то есть неоправданного отнесения фактов, соответствующих одной категории, к некоторой другой категории. В вошедших в данное издание работах читатель найдёт множество приводимых Райлом примеров такого рода выражений. Здесь, конечно, заметно влияние Витгенштейна, который усматривал в ловушках, порождаемых механизмами языка, едва ли не главный предмет философствования, да и понятие «категория» у Райла в этом плане сходно с понятием «языковая игра» у Витгенштейна. В духе этих идей Райл считал, что философия призвана демонстрировать, какие способы выражения и понятия и в каких границах имеют смысл, а какие приводят к категориальным ошибкам. С этих позиций в своей главной работе «Понятие сознания» он подверг тщательному анализу язык, используемый в философии и психологии для описания сознания и объяснения его работы.

Философия сознания Райла и его логический бихевиоризм

Книга «Понятие сознания» посвящена анализу логических возможностей понятий, описывающих «ментальное поведение». В обычной жизни, отмечает Райл, у нас практически не возникает трудностей с использованием таких понятий. Как правило, мы знаем, умён или глуп какой-то человек, фантазирует ли он или размышляет над математической проблемой и тому подобное. Вопросы и затруднения появляются тогда, когда, перемещаясь в теоретическую сферу, мы пытаемся понять, к какой категории можно отнести ментальные понятия и выражения. Поэтому возникает задача выявления логики использования этих понятий, определения границ их применимости, то есть задача построения в чём-то схожей с географической «карты» различных понятий, описывающих разумное поведение людей и всевозможные действия сознания.

Но чтобы выполнить эту задачу, считает философ, сначала необходимо разрушить старый и широко распространённый «официальный миф», систематически искажающий наши представления о сознании. Этот миф, по мнению Райла, восходящий к Декарту и обросший с течением времени различными дополнительными учениями вроде теории «чувственных данных», постулирует, что выражения о сознательном поведении людей свидетельствуют о существовании наряду с телесным, физическим миром иного, принципиально отличного от него мира — внутренней сцены сознания, на которой разыгрываются и взаимодействуют между собой «ментальные события». Согласно Декарту и многочисленным его последователям в эпистемологии, психологии и в других теоретических областях, человеческое существо состоит из двух отдельных сущностей — сознания и тела. Если события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему интерсубъективному наблюдению, то события, происходящие в «сознании», в «душе», непространственны, не доступны публичному наблюдению и могут сознаваться и познаваться посредством внутреннего опыта или интроспекции самим обладателем сознания.

Вместе с тем сторонники этой доктрины, убеждённые в том, что события и процессы телесного мира подчинены точным механическим причинным законам, предположили, что и ментальные понятия обозначают сущности, подчиняющиеся сходным по своему каузальному характеру с механическими, хотя и немеханическим — духовным законам. В результате картезианский миф стал «парамеханическим мифом»: постулированием двух изолированных миров в рамках общего каузально-механистического концептуального каркаса. А само человеческое существо предстало в критикуемой Райлом доктрине как «дух в машине».

Совершив в результате всего этого целый ряд принципиальных «категориальных ошибок», сторонники картезианского мифа оказываются перед множеством парадоксов и псевдопроблем. Как нематериальное сознание может воздействовать на материальные тела? Как оно может «наблюдать» из телесной машины окружающий мир? Такого рода вопросов невозможно избежать, но на них невозможно и ответить. Можно, конечно, ускользнуть от ответов, полагая, как это делали идеалисты, что человеческая личность есть только «дух», или, как утверждали материалисты, что он всего лишь «машина». Но Райл считает, что это не выход из положения. Нужно разрушить данный миф и признать наконец, что человеческое существо в принципе не является «духом в машине», а, скорее всего, оно есть разумное животное, способное к различным видам ментального поведения, то есть способное вести себя то разумно, то неразумно, то подражая действиям других или обучаясь этим действиям, то действуя спонтанно или творчески и тому подобное. В плане этой общей идеи Райл и предпринимает в своей книге «Понятие сознания» переинтерпретацию основных ментальных понятий — от ощущения до интеллекта и самопознания.

Трактовке сознания как особой субстанции или внутренней сцены, на которой разыгрываются ментальные события, Райл противопоставляет «диспозициональную» концепцию сознания. В её рамках описываемые ментальными понятиями явления нужно трактовать не как внутренние, тайные процессы и события, но как предрасположенности и способности к совершению определённого рода действий, вполне доступных для внешнего наблюдения. В качестве диспозиции, доказывает Райл, можно истолковать и «знание», что особенно важно, поскольку в рамках «официальной доктрины» обычно принимается когнитивистский подход, а именно утверждается, что в основе всех ментальных актов лежат те или иные когнитивные акты, то есть определённое знание. С этой целью он вводит различие между «знанием как» и «знанием что».

Действия, описания которых включают ментальные понятия, по большей части включают в себя «знание как» — знание, как довести некое действие до его завершения, знание, как играть в шахматы, как говорить по-французски и тому подобное. Для некоторых целей, например дидактических, мы можем формулировать «знание что», то есть некую теоретического типа информацию о планировании действий, шахматных правилах или о французском языке. «Знание как», аргументирует Райл, носит диспозициональный характер. Для того чтобы удостовериться в его существовании, нам не нужно предполагать неких скрытых от всех процессов и событий на внутренней, приватной сцене сознания. Мы говорим, что некий человек знает (умеет), как читать по-французски, в том случае если его действия совпадают с теми, каких мы ожидаем от читающих по-французски, что ребёнок знает, как умножать числа, если он демонстрирует это на листе бумаги, и тому подобное. Говорить, что некто «знает как», значит утверждать, что он способен к определённым действиям и его поведение в этом смысле законосообразно, то есть следует определённым правилам.

Философия сознания Райла в стремлении перевести высказывания о внутренней жизни сознания на язык внешних, доступных наблюдению действий вызывает в памяти такое психологическое направление, как бихевиоризм. Это признает и сам философ, когда в заключительной главе «Понятия сознания» пишет: «Общее направление этой книги, вне всякого сомнения, а также без обиды для меня, будет признано «бихевиористским». Хотя сам Райл отрицает, что он бихевиорист, его неприятие дуализма «души и тела» на том основании, что такой дуализм порождает образ сознания как особой нефизической субстанции, его аргументы в пользу того, что наши ментальные состояния могут анализироваться через наше поведение и отражают прежде всего предсказуемый способ поведения, заставляет несколько внимательнее присмотреться к этому вопросу. Дело в том, что с 1940-х по 1950-е годы приходится пик интереса философии к бихевиоризму, и ряд философов, среди которых наиболее известными были Витгенштейн и Куайн, стремились более конкретно применить его идеи в философии сознания.

Как известно, бихевиоризм — это психологическое направление, исходящее из того, что ментальные состояния человека идентичны наблюдаемым актам его поведения или же проявляются через его действия. Его сторонники стремились превратить психологию в строгую науку, имеющую дело лишь с объективно наблюдаемыми свойствами и характеристиками человеческой активности. Наряду с психологическим можно говорить и о философском бихевиоризме, который восходит к доводам Т. Гоббса о материальной природе ментальных состояний. Некоторые интерпретаторы считают, что в «Понятии сознания» Райл предложил современную форму философского или логического бихевиоризма. Дело в том, что Райл отстранялся от того что в современной философии сознания называют «строгим» бихевиоризмом, — от онтологической позиции, утверждающей, что нематериальных «душ» или сознаний не существует. Этот взгляд является полностью материалистическим, согласно ему человеческие существа являются лишь чрезвычайно сложными материальными устройствами, которые не обладают нематериальной душой или сознанием. «Слабая» версия философского бихевиоризма, не отрицая самого существования сознания, полагает, что ментальное не может быть описано независимо от внешне проявляющегося телесного поведения. Подобную версию Райл вполне разделяет, но главное состоит в том, что он связал подобный подход с философией языка, переведя проблему в логико-лингвистический план. Здесь важна не только доступность разумного поведения объективному внешнему наблюдению, но и то, что мы обучаемся применять для фиксации наших ментальных действий общий с другими людьми язык и интерсубъективные критерии его применения в ситуациях, вызывающих эти действия.

Философия сознания сейчас является одной из наиболее интенсивно развиваемых областей философии. Поэтому представляется, что идеи Райла привлекут внимание не только философов, но и психологов и всех, кто интересуется истоками современных подходов в этой области исследований.

В. П. Филатов, доктор философских наук.

Предисловие научного редактора к русскому изданию

Идея издания работ Г. Райла на русском языке возникла на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета в ходе занятий по истории аналитической философии XX века. Группа студентов-старшекурсников — Е. В. Крупенина, Н. Г. Примаков, В. А. Селиверстов и Д. А. Симонов — рискнула взяться за перевод «Понятия сознания» и статьи «Категории».

Первые варианты перевода были далеки от совершенства, в связи с чем для довершения дела были привлечены известные специалисты по современной англоязычной философии З. А. Сокулер (ИНИОН РАН), В. Н. Порус (Институт философии Российской Академии наук) и А. Б. Толстов (философский факультет МГУ). Специально для настоящего издания сотрудники Института философии Российской Академии наук М. С. Козлова и И. В. Борисова ещё раз уточнили свои переводы. Так в результате коллективных усилий была завершена работа, результаты которой мы предлагаем читателю. Вполне вероятно, что в деле перевода подобный коллективизм наряду с достоинствами имеет и недостатки, в частности ведёт к трудноустранимым разночтениям и сдвигам смысла при переводе отдельных понятий и выражений. Мы осознавали это, но сегодня столь фундаментальный труд вряд ли под силу одному человеку.

Однако помимо этих привходящих трудностей при переводе работ Райла существуют и более объективные и специфические проблемы. Отметим только некоторые из них. Его произведения нередко считаются одним из образцов современной английской философской прозы с точки зрения стиля, разнообразия языка, изящества в использовании аргументации, юмора и прочего. Кое-что из этого было утрачено при переводе, что, видимо, неизбежно при переводе текстов, столь сильно отличающихся от строго научных и технических по стилю.

Читатель также обратит внимание на то, что многие рассуждения Райла начинаются «снизу». Прежде чем сформулировать какой-то аргумент, философ разбирает конкретные примеры — все эти многочисленные спортивные и карточные игры, лицедействующие актёры и клоуны, слушающие музыку меломаны и чистящие свои штыки солдаты, заучивающие стихи и завязывающие узлы дети и так далее. Многие детали этих примеров связаны со спецификой повседневной британской культуры и иногда ставили в тупик переводчиков.

Но, пожалуй, главная проблема, связанная прежде всего с переводом «Понятия сознания» (The Concept of Mind), начинается уже с названия работы и состоит, пользуясь словами У. Куайна, в существенной «неопределённости» перевода понятий, описывающих феномены сознания или «ментального поведения». Это обстоятельство, кстати говоря, отмечают и лингвисты. Например, в известных работах А. Вежбицкой (Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. — М., 1996.) показывается, что понятия русского и других основных европейских языков, относящиеся к сферам «души», «ума», «воли», «совести» и тому подобное, существенно отличаются между собой. Если перевести это в конкретный план, то нужно отметить, что уже основное используемое Райлом понятие «mind» не имеет адекватных аналогов ни в обычном русском языке, ни в нашем философском лексиконе. Мы переводили это понятие как «сознание», исходя из сложившейся практики, а также из того, что другие возможные переводы — дух, душа, ум, психика — ещё менее приемлемы.

В. П. Филатов, доктор философских наук.

Введение

Эта книга предлагает то, что с определёнными оговорками может быть названо теорией сознания. Но в ней вы не найдёте какой-то новой информации о сознании. Дело в том, что все мы обладаем о нём весьма обширным знанием, причём это знание не заимствовано нами из рассуждений философов и не может быть опровергнуто этими рассуждениями. Философские аргументы, которые составляют эту книгу, нацелены не на увеличение осведомлённости в этой области, но на прояснение и очищение логической географии уже имеющегося у нас знания.

Преподаватели и судьи, чиновники и критики, историки и писатели, священники и предприниматели, работодатели и служащие, родители и возлюбленные, друзья и враги — все они достаточно хорошо умеют улаживать постоянно возникающие проблемы, касающиеся свойств и особенностей характера и интеллекта тех индивидов, с которыми они имеют дело. Они могут оценивать их поступки и достижения, понимать их слова и действия, распознавать их мотивы, воспринимать их шутки. Если в это понимание закрадываются ошибки, то они умеют их исправлять. Более того, они способны оказывать преднамеренное влияние на сознание окружающих людей с помощью критики, примера, обучения, наказания, взятки, насмешки или убеждения, а затем изменять свой способ общения в свете достигнутых результатов.

Для всех этих описаний и предписаний люди более или менее успешно используют понятия, обозначающие ментальные способности и действия. Они научились тому, как применять в конкретных ситуациях такие эпитеты, описывающие ментальное поведение, как «внимательный», «глупый», «логический», «ненаблюдательный», «тщеславный», «изобретательный», «методичный», «доверчивый», «остроумный», «отличающийся самообладанием» и многие другие.

Однако одно дело знать, как применять подобные понятия, и совсем другое — знать, как они взаимосвязаны друг с другом и с понятиями иного рода. Многие люди способны осмысленно использовать понятия в своей речи, однако не могут осмысленно говорить о них. Благодаря практике они знают, как оперировать понятиями, во всяком случае, в знакомых им сферах, но они не могут выявить логические отношения, которые регулируют их использование. В этом они сходны с теми, кто хорошо знает всё дорожки в собственном округе, но не может нарисовать или же прочитать карту этого округа, а тем более карту области или континента, а котором находится этот самый их округ.

Гилберт Райл.

Сознание. Сущность, феномен и развитие сознания

Сознание и психические процессы

С глубокой древности философы и мыслители
напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры
вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Для познания окружающего мира необходимо его
осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без
сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном
состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу
могу разобраться в произошедшем и окружающем.

Без сознания не может быть никакого внимания,
памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не
жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что
ее скорее нет, чем она есть.

В сознании задействованы все психические
процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм
познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение
внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические
процессы просто невозможно.

 

Теоретические
основы сознания

Современный психолог И. Тульвинг изучил и
представил теоретические основы сознания:

1.Аноэтичное
сознание
(процедурная память) — это
состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды
и реагируем на них.

2.Ноэтичное
сознание
(семантическая память) — это
состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы
символическое сознание.

3.Автоноэтичное
сознание
(эпизодическая память) — это то,
что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.

Ранее изучением сознания занимались философы
и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и
экспериментально подтвердил ее.

Исследование
мозга, функциональная асимметрия

Следующий этап в изучении сознания —
исследование мозга. Рассмотрим, например, какой вклад в работу нервных
механизмов зрения, играющего немаловажную роль в процессах внимания, вносит
функциональная асимметрия мозга. Левое и правое полушария играют различную роль
в восприятии и формировании образа.

Для правого полушария свойственна высокая
скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно, скорее всего,
производит сличение образа с некоторыми имеющимся в памяти эталонами на основе
выделения в воспринимаемом объекте схожих информативных признаков.

Левое же полушарие осуществляет в основном
аналитический подход к формированию образа, связанный с последовательным
перебором его элементов по определенной программе. Однако если левое полушарие
будет работать изолированно, то оно не в состоянии будет интегрировать
воспринятые и выделенные элементы в целостный образ. С его помощью
классифицируются явления и относятся к определенной категории через обозначение
словом. Таким образом, в любом психологическом процессе одновременно принимают
участие оба полушария головного мозга.

Функциональная асимметрия мозга наводила
ученых на мысль о существовании двух видов сознания: пространственное
знание — в правом полушарии, а знание языка — в левом. Это
предположение привело к большому количеству исследований и классификаций
уровней сознания.

У каждой сенсорной модальности свои уровни
сознания. Ощущения с каждого уровня приходят в когнитивную систему, но мы их не
сознаем, пока не направим свое внимание на них.

Из этого можно сделать вывод, что мы легко
можем управлять своим сознанием, но, увы, из-за того, что оно действует на
разных уровнях, это сделать не просто. Существует как бы два уровня доступности
информации: легко- и труднодоступная.

Легкодоступная информация быстро
перебрасывается из предсознательной памяти в сознательную, а труднодоступная
информация, находясь в подсознательной памяти, может и не перейти в
сознательную. Возможно, что такой подход достаточно спорен, но ясно одно, что
изучение сознания очень важно для изучения внимания и памяти.

Феномен
сознания

В чем же состоит тайна феномена сознания?
Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества,
итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его
сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе
с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия
для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого
сознания стало бы вряд ли возможным.

Вначале у живых организмов появилась
первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит
признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает
раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.

Отражение является информационным
взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого
организма является все, с чем этот организм взаимодействует.

Все в мире находится в непосредственном или
удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем —
все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное
поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального
взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит»
обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

Развитие
сознания

У простейших организмов, а также растений
сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды,
эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется
определенной избирательностью — простейший организм, растение, животное
приспосабливается к окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать
сенсорной.

Через многие миллионы лет организмы
приобрели способность ощущения, с помощью которого уже более высоко
организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха,
зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства
объектов — цвет, форму, температуру и т.п.

Это сделалось возможным потому, что у
животных появилась нервная система, которая дала возможность активизировать
отношения с окружающей средой. Это персептивная стадия развития.

Наивысшей формой отражения в животном мире
является восприятие, которое позволяет представить объект целиком и полностью.
Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром и психическая
деятельность дали возможность животным не только приспособиться к окружающей
среде, но и в определенной мере проявить внутреннюю активность по отношению к
ней и даже изменять среду.

У высших млекопитающих уже появляется
элементарное мышление. Так, например, обезьянам присуща психическая
деятельность сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют
стадией интеллекта.

Объединив все перечисленные стадии психики
человек «добавил» чувства, волю, а на основе механической памяти
животных у него развивается логическая, смысловая память, таким образом, все
формы психического отражения у него объединились в единое целое. Этой единой,
сложной, высшей формой отражения в эволюции природы и является сознание.

Понятие
сознания

Итак, сознание — это высшая форма
отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в
разумном регулировании и само-контролировании поведения человека.

Стержнем сознания, способом его
существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не
окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является
весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно
охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание не добавление к психике человека, а
сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно
воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,
находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание
природы.

Критерии
сознательного поведения

Человек, в отличие от животных сам себя
познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие
стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование
происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды.
Самосознание — самое важное отличие психики человека от психики самых
развитых животных.

Сознание не просто психическое состояние, а
высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека
структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных
элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания важно выделить осознание предметов и переживание, т.е. отношение к
содержанию того, что отражается.

Развитие сознания возможно только при
пополнении его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,
осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и
степень ясности понимания.

Мозг современного человека сформировался в
результате длительной эволюции и представляет собой сложноорганизованный орган.
Уровень сознания зависит от степени организации мозга и подтверждается это тем,
что сознание ребенка формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого
старика дряхлеет, угасают и функции сознания.

Связь
сознания с протекающими в мозгу процессами

Сознание всегда связано с этими протекающими
в мозгу процессами и не существует помимо них.

Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,
абстрактными понятиями, что присуще только человеку.

  • Стержнем сознания, способом его существования является знание.

  • Труд развивает сознание.

  • Речь (язык) формируют сознание.

  • Сознание является функцией мозга.

  • Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.

  • Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую действительность.

Следовательно, за особенности высшей формы
жизни, сознание, нужно благодарить общественно-исторический опыт поколений,
труд, язык и знания.

Концепция сознания — PubMed

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Невозможно загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Обзор

. 1999 февраль; 20(1):7-15.

doi: 10.1007/s100720050004.

E Нидермейер 1

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, Медицинский факультет Университета Джонса Хопкинса и больница Синай, Таусон, Мэриленд 21204, США.
  • PMID: 10933479
  • DOI: 10. 1007/с100720050004

Обзор

E Нидермейер. Ital J Neurol Sci. 1999 фев.

. 1999 февраль; 20(1):7-15.

doi: 10.1007/s100720050004.

Автор

Э Нидермейер 1

принадлежность

  • 1 Отделение неврологии, Медицинский факультет Университета Джона Хопкинса и больница Синай, Таусон, Мэриленд 21204, США.
  • PMID: 10933479
  • DOI: 10.1007/с100720050004

Абстрактный

Термин «сознание», столь широко используемый в клинических условиях, считается чрезвычайно сложным и практически не поддающимся определению. Исторически сознание игнорировалось великими классическими философами и рассматривалось как основное условие «бытия». Это изменилось с Декартом и в последующие века. Предлагается упрощенная, редукционистская и легко определимая концепция сознания; сознание предлагается состоять из трех основных компонентов: бдительности, ментального содержания и избирательного внимания. Эти три компонента можно исследовать с помощью современных нейрофизиологических методов, при этом бдительность является наиболее поддающейся исследованию функцией. Указываются поразительные различия между сном и комой (наряду с некоторыми наблюдениями за началом сна). Особое внимание уделяется эпилептическим нарушениям сознания и, в частности, отсутствию спайк-волн, что, как полагают, связано с временной приостановкой «контуров рабочей памяти» в лобных долях.

Похожие статьи

  • Сознание, эпилепсия и эмоциональные качества.

    Монако Ф, Мула М, Каванна АЕ. Монако Ф. и др. Эпилепсия Поведение. 2005 г., сен; 7 (2): 150–60. doi: 10.1016/j.yebeh.2005.05.018. Эпилепсия Поведение. 2005. PMID: 16046279 Обзор.

  • Сознание: функция и определение.

    Нидермейер Э. Нидермейер Э. Клин Электроэнцефалогр. 1994 г., июль; 25 (3): 86–93. дои: 10.1177/155005949402500304. Клин Электроэнцефалогр. 1994. PMID: 8088016 Обзор.

  • Концепция сознания: вызов нейробиологу.

    Аванзини Г. Аванзини Г. Ital J Neurol Sci. 1999 февраль; 20 (1): 5-6. doi: 10.1007/s100720050003. Ital J Neurol Sci. 1999. PMID: 10933478 Аннотация недоступна.

  • Неврология сознания и расстройства сознания.

    Хесс К.В., Бассетти К. Hess CW и др. Schweiz Rundsch Med Prax. 1994 22 февраля; 83 (8): 212-9. Schweiz Rundsch Med Prax. 1994. PMID: 8134747 Обзор. Немецкий.

  • Функциональная патофизиология сознания.

    Еллингер К.А. Еллингер К.А. нейропсихиатр. 2009;23(2):115-33. нейропсихиатр. 2009. PMID: 19573504 Обзор. Немецкий.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Полногеномное ассоциативное исследование быстрой бета-ЭЭГ в семьях европейского происхождения.

    Мейерс Дж.Л., Чжан Дж., Манц Н., Рангасвами М., Камараджан С., Уэтерилл Л., Чорлиан Д.Б., Канг С.Дж., Бауэр Л., Хессельброк В., Крамер Дж., Куперман С. , Нюрнбергер Дж.И. младший, Тишфилд Дж., Ван Дж.С., Эденберг Х.Дж. , Гоате А, Фороуд Т, Поржеш Б. Мейерс Дж.Л. и соавт. Int J Психофизиол. 2017 Май; 115:74-85. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2016.12.008. Epub 2016 28 декабря. Int J Психофизиол. 2017. PMID: 28040410 Бесплатная статья ЧВК.

  • Внутриклеточная активность корковых и таламических нейронов при высоковольтном ритмичном спайковом разряде у крыс Long-Evans in vivo.

    Полоцк PO, Шарпье С. Полак П.О. и др. Дж. Физиол. 1 марта 2006 г .: 571 (часть 2): 461–76. doi: 10.1113/jphysiol.2005.100925. Epub 2006 12 января. Дж. Физиол. 2006. PMID: 16410284 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Процитируйте

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по телефону

Определение сознания в психологии.

(существительное)

Состояние сознания; восприимчивость как к внутренним, так и к внешним раздражителям.

  • Описание Сознания

    • Сознание — это состояние осознания человеком своего окружения, мыслей, чувств или ощущений; чтобы испытать сознание , нужно быть и бодрствующим, и осознанным.
    • Вопросы, волнующие философию сознания , включают следующее: можно ли когда-либо сознание объяснить механистически; ли нечеловеческое сознание существует, и если да, то как его распознать; как сознание относится к языку; можно ли сознание понять так, чтобы не требовалось дуалистического различия между ментальными и физическими состояниями или свойствами; и возможно ли когда-нибудь, чтобы компьютеры или роботы обладали сознанием.
    • Он указал, что нет никаких оснований предполагать, что сознание привязано к какому-либо конкретному телу или разуму или что сознание нельзя перенести из одного тела или разума в другое.
    • Сегодня основное внимание в исследованиях сознания уделяется пониманию того, что сознание означает как биологически, так и психологически.
    • Он задается вопросом, что означает наличие информации в сознании , и пытается определить нейронные и психологические корреляты сознания .
  • История теорий сознания

    • Сознание можно определить как осознание человеком как внутренних, так и внешних раздражителей.
    • На самом деле, Локк считал, что сознание могло передаваться от одной души к другой.
    • Рене Декарт также обращался к идее сознание в 17 веке.
    • Они утверждают, что сознание меняется со временем, качественно и в степени: сознание младенца качественно отличается от сознания малыша, подростка или взрослого.
    • Аномальное развитие также влияет на сознание , как и психические заболевания.
  • Нейронные основы сознания

    • Сознание — это осознание себя, окружающей среды и отношений между этими двумя разными мирами.
    • В этом контексте нейронные корреляты сознания можно рассматривать как его причины, и сознание можно рассматривать как зависящее от состояния свойство какая-то сложная, адаптивная и сильно взаимосвязанная биологическая система.
    • Нейрональное сознание  часто описывается как включающее два различных измерения: возбуждение и содержание.
    • Сон — это лишь один из многих типов сознания , которые мы можем испытывать, и включает в себя несколько состояний самого сознания .
    • Одна популярная теория предполагает, что различные модели мозговых волн вызывают различные состояния сознания .
  • Бессознательное восприятие

    • Мы сталкиваемся с большим количеством раздражителей, чем можем на них обратить внимание; бессознательное восприятие помогает мозгу обрабатывать все стимулы, а не только те, которые мы воспринимаем сознательно .
    • Люди получают больше стимулов из окружающей среды, чем они могут сознательно уделить внимание в любой данный момент.
    • Мозг постоянно обрабатывает все стимулы, которым он подвергается, а не только те, на которые он сознательно обращает внимание.
  • Бессознательное восприятие и влияние на поведение

    • Наш мозг получает больше информации, чем мы сознательно осознаем, что влияет на наше восприятие и поведение.
    • Он получает гораздо больше информации, чем мы сознательно осознаем.
    • Несмотря на то, что мы не осознаем этого, большая часть этой информации по-прежнему влияет на то, как мы думаем и действуем.
    • Многие считают, что гипноз — это форма бессознательного состояния, напоминающая сон, и что, поскольку информация усваивается на бессознательном уровне во время транса, человек не может быть сознательно осознавая это.
  • Введение в процесс и типы памяти

    • Мы должны найти его и вернуть в наше сознание .
    • Сенсорная память не участвует в высших когнитивных функциях, таких как кратковременная и долговременная память; это не сознательно контролируемый.
    • Эксплицитная или декларативная память требует сознательного воспроизведения; она состоит из информации, которая сознательно сохраняется или извлекается.
    • Эти воспоминания основаны не на сознательном хранении и извлечении информации, а на неявном обучении.
    • Примером имплицитного обучения является обучение езде на велосипеде: вам не нужно сознательно запоминать, как ездить на велосипеде, вы просто делаете это.
  • Гипноз

    • Гипнороды — это новый способ родов, при котором будущие матери входят в состояние измененного сознания , чтобы избежать применения обезболивающих во время родов.
    • Теория ролей — это когда человек на самом деле не находится в альтернативном состоянии сознания , а скорее отыгрывает роль загипнотизированного человека.
    • Теория диссоциации утверждает, что гипноз заставляет человека активно или добровольно расщеплять сознание .
  • Изучение мозга

    • Сегодня продолжаются споры о том, разделены ли разум и тело. материалы, то ли сознание может возникать из чисто физиологических процессы.
    • Это известно в психологии, когнитивной науке, философии и искусственный интеллект как сложная проблема сознания .
  • Медитация

    • Медитация — это практика тренировки ума с целью вызвать расслабление или измененный режим сознания .
    • Медитация — это практика тренировки ума думать определенным образом или индуцировать какой-либо режим сознание .
  • Ранние рамки: структурализм и функционализм

    • Эта теория сосредоточена на трех вещах: (1) на отдельных элементах сознания , (2) на том, как эти элементы организуются в более сложные переживания, и (3) на том, как эти ментальные явления соотносятся с физическими событиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *