Понятие толерантность и его сущность и: Сущность и структура понятия толерантности

Содержание

Сущность и структура понятия толерантности

Автор(ы): Ярычев Муса Увайсович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 8892
Показать PDF версию Сущность и структура понятия толерантности

Ярычев Муса Увайсович, ассистент кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет».

Анализ словарных толкований понятия «терпимость» позволяет раскрыть его смысл, выделяя его этико-нравственный аспект через такие качества, свойства и способности человека как терпеливое, без вражды отношение к взглядам, убеждениям, мнениям, интересам, поведению других людей, при этом стремиться без применения насилия достигать взаимного понимания и согласования разных точек зрения, убеждения, интересов. [1,с.4]

Здесь важно подчеркнуть, что, несмотря на многозначность понятия, в социально-общественном сознании в категории «терпимости» отмечается ее созерцательный оттенок, пассивная направленность.

Формирование понимания толерантности осуществлялось на протяжении длительного времени и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, понятие толерантности стремится соответствовать многообразной действительности. Само латинское слово toleranten, которое стало производным для понятия толерантности, обозначает устойчивость, невосприимчивость к внешним изменениям, и долгое время являлось термином сугубо медицинским, биологическим. Но сегодня, с общей тенденцией диффузии между гуманитарными, социальными, естественными, точными науками и, соответственно, сближением понятий, он объективно приобретает иное значение. Современное понимание толерантности в «Программе формировании установок толерантного сознания и профилактики экстремизма» определяется как: ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; навыки эффективного межкультурного взаимодействия.

Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Для выявления сущности понятия толерантности, на основе анализа различных определений толерантности нами определяются основные характеристики исследуемого феномена, согласно которым толерантность это:

— признание допустимым и равноправным существования многообразия в мире различных образов мысли, политических, религиозных, этнических и других взглядов;

— активное признание прав и свобод другого человека, в том числе права за другим человеком на собственные убеждения, права быть иным;

— уважительное терпеливое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению;

— позволение людям открыто выражать свои мысли;

— настроенность на понимание и диалог с Другим;

— стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения преимущественно методами разъяснения и убеждения;

— воздержание от употребления силового воздействия с целью предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей;

— защита ценностей других, признание плюрализма и многообразия современного общества;

— активная жизненная и нравственная позиция самодостаточной личности.

Учитывая полинаучность категории толерантности, с целью раскрытия ее сущности, считаем необходимым рассмотреть толерантность с точки зрения различных наук, выявляющих разные смыслы этого феномена.

Философское определение толерантности основывается на признании прав и свобод другого человека, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям [2,с.15].

Философское понимание толерантности характеризует отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и определяет настроенность человека на понимание и диалог с другим.

В то же время толерантность является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции [2,с.21].

Таким образом, в философии под толерантностью понимается отсутствие монополии на истину, открытость для критики, плюрализм взглядов и мнений.

Очевидно, что понимание толерантности в разных культурах определяется разными базисными основами. Значимое для западной цивилизацией и ценимое ее представителями понятие свободы и демократический образ правления, не являются приоритетными в системе ценностей представителей восточно-азиатских культур. Тем не менее, как подчеркивают исследователи, эти расхождения не ведут к невозможности понимания друг друга, скорее наоборот — способны вызвать заинтересованность и желание узнать и понять другого, не похожего на тебя.

Ставя проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, необходимо учитывать различные религиозно-философские учения в форме вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость.

В психологической литературе определение толерантности приобретает несколько иную смысловую нагрузку: установки либерального принятия моделей поведения, убеждения и ценностей других людей; способности выносить стресс без серьёзного вреда для психики человека; устойчивость к поведенческим отклонениям, конфликту, неопределён- ности и т. п. [3,с.1395].

В психологии термин толерантность

— определяется: с позиций индивидуально — психологических особенностей личности; как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор;

— употребляется: для обозначения способности к сопротивлению;

— проявляется: в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [4,с.113].

Возможно выделить этапы формирования толерантности, связанные с идентификацией человеком самого себя как личности, входящие в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности:

— естественная (натуральная) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость, — свойственная ребёнку и ещё не ассоциирующаяся с качествами его «Я»;

— моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с уже сформировавшейся личностью «внешним Я» человека;

— нравственная толерантность — принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека, которая формируется под влиянием целого ряда внешних и внутренних факторов.

В педагогике толерантность признается основой ненасилия как универсального принципа в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, создание пространства активного взаимодействия людей и сообществ, отличающихся по взглядам, манере поведения и общения. Терпимость трактуется как «согласие, готовность к взаимным услугам. Это, прежде всего, владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса; направленность на толерантность как активную позицию по формированию толерантной личности, которая проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение, на формирование способности человека (или группы) сосуществовать с людьми иного менталитета или другого образа жизни.

Толерантность — это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, проявляющийся через сознательный, осмысленный и ответственный выбор человека, его собственной позиции и активности по построению определённых отношений.

Рассмотрение толерантности в педагогике позволяет выделить, во-первых, её динамический характер и возможность её развития в образовательной среде, поскольку толерантность не столько формируется, сколько развивается и поэтому проблемой педагогики (образовательной системы) должна стать проблема создания условий развития толерантности. Во-вторых, отметить, что психологической основой толерантности служат ценности, смыслы, личностные подходы, позволяющие выстраивать особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия как межличностный диалог. В этом случае содержательный смысл феномена толерантности раскрывается в двух контекстах: в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной или иной принадлежности), а также в контексте ценностного отношения к людям как представителям иных социокультурных групп. Современный взгляд на сущность толерантности выражается в отношении к инаковости другого человека как ценности, в отличие от традиционной трактовки терпимости как сознательного подавления в себе чувства неприязни к инаковости другого и её непонимании.

В-третьих, ориентироваться при формировании толерантности студентов на инвариантные общие идеи, позволяющие преодолеть «ментальную несовместимость» общества на основе построения и развития теории и практики толерантности, отражающейся в аксиологических, ценностно-целевых приоритетах сферы образования.

Образованию отводится основная роль в процессе формирования толерантного сознания молодого поколения, которое в будущем само станет инициатором всех последующих изменений в обществе. Поэтому одной из ключевых компетенций, определяющих интеллектуально — личностное развитие учащихся, является готовность и способность человека жить и конструктивно взаимодействовать в многоформатном поликультурном мире, т.е. толерантность как особая характеристика личности.

Литература:

1.  Коростелева Н. А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в высшей школе // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.

2. Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность //Философские науки. — 2004. — № 4. — С. 5-28.

3. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. С. 1394-1397.

4. Смирнов А. Н. Социальный контекст толерантности: постановка проблемы. — М.: Аспект пресс, 2013. – 201с.

 

Ценности Европейского СоюзаТема 7. Толерантность как ценность права ЕС Лекция 7. Толерантность как ценность права ЕС

  • 1. Понятие толерантности и его исторические истоки
    • 2. Толерантность как критерий членства в ЕС
      • 3. Противодействие нетерпимости и преступлениям ненависти в праве Совета Европы практике Европейского суда по правам человека

        Ключові терміни:
        «преступление ненависти», «язык ненависти», толерантность

         

         

        1.

        Понятие толерантности и его исторические истоки

        Поскольку большей частью населения ЕС в качестве европейской ценности признается свобода всех индивидов как право на самоопределение целей и ценностей жизни, то базовой ценностью европейцев может считаться толерантность. Толерантность означает принятие другого человека как «другого», но не как «врага», как мы это наблюдаем в гипертрофированном национализме, шовинизме и религиозном фундаментализме, что строят свою политику на противопоставлении «мы-они» и признании человека другой нации, этнической группы или религии в качестве чужого, враждебного феномена. Сущность толерантности, по мнению большей части исследователей, заключается в свободном исповедании каждым гражданином нравственных, социально-политических или мировоззренческих предпочтений, которые допускают лояльное отношение к аналогичному выбора других. Толерантность декларирует необходимость отказаться от насильственных действий против других через признание в каждом человеческом индивиде равноценного существа, которое имеет право на собственные взгляды.   Толерантность понимается как терпимость к иного рода убеждений, а потому она необходима в отношении к особенностям различных народов, наций и религий [1].

        Само понятие «толерантность» вошло в научный обиход в XVI веке во времена Нантского эдикта 1598 года, тогда, когда вышло множество законов о терпимости и когда французские протестанты-гугеноты получили права и разрешения на свободное развитие религиозной жизни.  К фундаментальной схеме европейских ценностей толерантность попала за Нового времени, когда формировались основные институты либерального гражданского общества. В религиозной сфере она выражается в принципах веротерпимости, религиозной свободы и свободы совести.

        Расцветом понятий «терпимость» и «толерантность» стали эпоха Просвещения и Реформации. Философия Просвещения рассматривала толерантность в морально-правовой области как моральную добродетель личности. В обществе, в котором большая часть членов сохраняет веру, исповедуя при этом различные религии, веротерпимость связана с представлением о том, что главное в религии — мораль и важно не то, какую веру человек исповедует, а сам факт наличия в ней ( и в обществе) той или иной веры.  С исторической точки зрения, веротерпимость — промежуточное решение проблемы толерантности в переходный от традиционного к современному обществу период [1].

        Основы теории толерантности были заложены Дж. Локком в работе «Послание о веротерпимости». Автор этого произведения, в частности, отмечал, что «… на твой вопрос, знаменитый человек, какова моя мысль о взаимной веротерпимости христиан, я отвечу коротко: я считаю ее основным критерием истинной церкви. … Терпимость в отношении тех, кто в религиозных вопросах придерживается других взглядов, настолько согласуется с Евангелием и умом, что слепота людей, которые не видят при столь ясном свете, кажется чем-то ужасным »[2].

        Продолжением вышеупомянутого труда стало исследование Дж. Ст.  Миля «О свободе», а современную версию этой теории, что соответствует состоянию плюралистического общества, дал Дж. Ролз в работах «Теория справедливости» и «Политический либерализм».

        Работа Дж. Локка «Послание о веротерпимости»

         Много нового в подходе к принципам толерантности и справедливости появилось после Второй мировой войны.   Большую роль сыграли международные организации, в первую очередь, Организация Объединенных Наций. Значительные усилия в направлении материализации категории толерантности в современной жизни приложила Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).  Именно 28-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года была принята Декларация принципов толерантности. Авторы документа уверены, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

        При этом, терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, которое формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.  Ни в коем случае терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.  Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

        Декларация указывает, что на государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность как никогда важна в современном мире.  Мы живем в эпоху глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур.  Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира.  От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

        Соблюдение принципа толерантности предполагает соблюдение законности, гуманизма и равенства граждан перед законом.  Ни в коем случае она не должна быть декларативной.  Необходимо, чтобы толерантность превратилась в одно из обязательных качеств, которыми обладают юристы-профессионалы, по требованию, которое предъявляют к ним как к специалистам.   Законодательство любого государства также должно сохранять степень толерантности, закрепляя в своих нормах четкое разграничение того, что требует толерантного к себе отношения и что находится вне его [1].

        2. Толерантность как критерий членства в ЕС

        Толерантность является краеугольным камнем европейской интеграции, а уровень толерантности общества является, по сути, мерилом того, насколько это сообщество морально готово стать частью европейского проекта.  Европейский Союз создал обобщенный образ, который хочет видеть в своих государствах-членах «Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, в том числе права лиц, принадлежащих к меньшинствам.  Эти ценности являются общими для государств — членов, в обществе, в котором преобладают плюрализм, недискриминация, толерантность, справедливость, солидарность и равенство между женщинами и мужчинами» (статья 2 Договора о ЕС).  Кроме того, в 1993 г.  Европейским Союзом были утверждены так называемые Копенгагенские критерии, которые определяют политические, экономические и правовые условия для присоединения к Союзу.  Страны Европы имеют высокий уровень культурного разнообразия, а для того, чтобы совместно просуществовать, нужно иметь не только общие политические и экономические интересы, но и схожие взгляды, цели и ценности.  Следовательно, можно констатировать, что фактор толерантности в международных отношениях становится важным критерием осуществления интеграционного процесса страны-заявителя в европейское сообщество [3]

        Таким образом, европейская толерантность неотделима от понятия интеграции. К числу принципов формирования толерантности в Европе М.С. Мириманова и А.С. Обухов относят:

        •  Отказ от насилия, как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идеи;
        •  Добровольность выбора, «свободу совести», акцент на искренности ее убеждений;
        •  Принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д;
        • Формирование толерантности направлено на противодействие влиянию, что вызывает чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Создание дружеских отношений между людьми разных регионов, культурных традиций, типов поселений понимается как принципиально важное условие толерантности [4].

        Можно сделать вывод, что европейское понимание толерантности несколько отличается от того понимания, которое сегодня используется в странах постсоветского пространства, так как предполагает соблюдение одного из основных условий — беспрекословного подчинения законам, не всегда встречается в этих странах. Тем не менее, в европейской интеграции накоплен большой опыт формирования толерантного сознания, одной из предпосылок ее формирования были интеграционные процессы.

        Социокультурную близость европейских народов и их исторических судеб можно назвать фундаментальной основой европейской интеграции. Со времен средневековья Европа является культурным целым, объединенным христианской религией, на латинском языке, разветвленной торговлей и даже прецедентами единой военной политики (например — крестовые походы). Позже Европа для населения других континентов возникла как единый центр, откуда миром распространялись характерные для эпохи Просвещения идеалы: гражданское общество, личная свобода, демократическое государственное устройство и уважение к правам человека [3].

        Тем не менее, следует помнить, что в Париже, Риме, Берлине и Мадриде истинной Европой всегда было принято считать именно ее западную часть, романо-германский мир, ведет свою «родословную» от Римской империи. Западная Европа, чье тесное общение, объединенное римским правом, Папской революцией, крестовыми походами, эпохой Возрождения и Просвещения, вообще традиционно відособлювала от себя культуры и народов, унаследовавших византийскую цивилизацию.  Восточная Европа некоторыми западноевропейскими кругами не воспринимается как собственно Европа.  В связи с этим перед Европейским Союзом до сих пор стоит задача формирования представления о восточной части Европы, как о неотъемлемой части ЕС, без которой невозможно существование полноценной Единой Европы во всех ее смыслах.   Данная задача является, по сути, задачей по формированию толерантного сознания жителей ЕС [3].

        3. Противодействие нетерпимости и преступлениям ненависти в праве Совета Европы практике Европейского суда по правам человека

        Одним из самых угрожающих проявлений нетерпимости являются так называемые «язык ненависти» и «преступления ненависти».  Термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» прямо не упоминаются в ЕКПЧ, однако неоднократно употребляются в рекомендациях Комитета Министров СЕ (далее — КМСЕ), актах ЕКРН и других рабочих органов Совета Европы, а также в судебной практике ЕСПЧ.

         Термин «преступления ненависти» неоднократно определялся в официальных документах СЕ, однако наиболее современным является определение предоставленное в общей Рекомендации № 15 ЕКРН государствам-участникам по борьбе с языком ненависти, принятой 8 декабря 2015 года (далее — Рекомендация № 15). В этом документе термин «преступление ненависти» определяется как преступление, мотивированный предвзятым или отрицательным отношением к определенной группе людей.  При таком подходе понятие «преступление ненависти» является достаточно объемным, так как охватывает все случаи совершения преступного деяния по мотивам предвзятого или отрицательного отношения к определенной группе людей, то есть как насильственные, так и ненасильственные преступления.

        Хроника случаев преступлений ненависти в Украине

        Термин «язык ненависти» ( «hate speech») на уровне актов КМСЕ был определен в Рекомендации КМСЕ государствам-участникам по вопросам «языка ненависти», принятой 30 октября 1997 г. (далее — Рекомендации №R(97)20) как понятие, охватывающее все формы самовыражения: распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в форме агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации и враждебности по отношению к меньшинствам, мигрантам и лицам с эмигрантскими корнями.

        У Рекомендації № 15 слово «ненависть» («hatred») визначається як психічне ставлення, яке характеризується сильними і безпідставними емоціями осуду, неприязні або відрази до певної цільової суспільної групи. Термін «мова ненависті» («hate speech») у Рекомендації № 15 визначається як поняття, що охоплює одну чи декілька форм вираження поглядів – тобто пропагування, стимулювання або підбурювання до дифамації, нетерпимості або образ окремої особи або групи людей, так само як будь-яке приниження, знущання, формування негативних стереотипів, цькування або погрожування такій особі або групі осіб, а також будь-яке виправдання будь-якої із цих форм вираження поглядів, – які базуються на певній ознаці або статусі, перелік яких не є вичерпним, в тому числі, наприклад таких як раса, колір шкіри, мова, релігія або вірування, національність, національна або етнічна ідентичність, так само як походження, вік, інвалідність, стать, гендер, гендерна ідентичність або сексуальна орієнтація.

        В Рекомендации №15 слово «ненависть» ( «hatred») определяется как психическое отношение, которое характеризуется сильными и безосновательными эмоциями осуждения, неприязни или отвращения к определенной целевой общественной группе. Термин «речь ненависти» ( «hate speech») в Рекомендации №15 определяется как понятие, охватывающее одну или несколько форм выражения — то есть пропаганда, стимулирование или подстрекательство к диффамации, нетерпимости или обида отдельного лица или группы людей, так же как любое унижение, издевательство, формирование негативных стереотипов, травля или погрожування такому лицу или группе лиц, а также любое оправдание любой из этих форм выражения, — которые базируются на определенном признаке или статусе, перечень которых не является исчерпывающим, в том числе, например таких как раса, цвет кожи, язык, религия или верования, национальность, национальная или этническая идентичность, так же как происхождение, возраст, инвалидность, пол, гендер, гендерная идентичность или сексуальная ориентация.

        Следует отметить, что право СЕ по борьбе с нетерпимостью, языком ненависти и преступлений ненависти развивалось постепенно, со временем охватывая все более широкий круг признаков и статусов, которые могут стать причиной нетерпимости и ненависти. Основу права СЕ по борьбе с преступлениями ненависти и нетерпимости заложили международные акты, предусматривающие запрет дискриминации, наличие которой в обществе всегда служит предпосылкой возникновения нетерпимости.

        Антидискриминационные меры по признаку языка были детализированы в Европейской хартии региональных языков и языковых меньшинств 1992 г., в соответствии с ч.2 ст. 7 которой стороны обязуются устранить, если они этого еще не сделали, любые необоснованные различия, исключения, ограничения или преимущества, которые касаются использования регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью помешать или создать угрозу ее сохранению или развитию.

        Дискриминация в трудовых отношениях по признаку пола и другим признакам была запрещена положениями Европейской социальной хартии 1996 г., Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 г. Европейская конвенция об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне 1992 г. создала механизмы предотвращения дискриминации по признакам национальности, этнического или национального происхождения.

        В 1997г. КМСЕ предоставил государствам-участникам рекомендации по вопросам «языка ненависти», ссылаясь на Конвенцию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Резолюцию (68) 30 Комитета Министров о мерах, которые необходимо принять для ликвидации разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти. В этом году КМСЕ принял Рекомендацию № (97) 21 «СМИ и содействие культуре терпимости», в которой отметил, что СМИ могут внести позитивный вклад в борьбу с нетерпимостью, поощряя, в частности, культуру понимания между различными этническими, культурными и религиозными группами общества. В приложении к этой рекомендации отмечается, что проблема нетерпимости требует осуждения как со стороны общественности, так и самими СМИ.

        В 2007 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (далее — ПАСЕ) приняла Рекомендацию 1805 (2007) от 29 июня 2007 г. «О святотатстве, религиозных оскорблениях и враждебных высказываниях в адрес лиц в связи с их религией». В 2010 г. КМСЕ принял Рекомендации CM/Rec(2010)5 «О мерах по борьбе против дискриминации по признакам сексуальной ориентации или гендерной идентичности». Значительное место в системе средств противодействия нетерпимости и преступлениям ненависти занимают рекомендации ЕКРН, которая является коллегиальным органом СЕ по мониторингу расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости с точки зрения защиты прав человека и Конвенции. В 1993 г. ЕКРН приняла План действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью, в 1998 г. — Европейскую хартию политических партий за нерасистское общество, а в 2005 г. — Декларацию об использовании расистских, антисемитских и ксенофобских элементов в политическом дискурсе.

        Как уже отмечалось, термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» не используются в тексте Конвенции. Однако, из-за оценочного характера многих других ее понятий особое значение для борьбы с этими явлениями приобретает толкование положений Конвенции ЕСПЧ при принятии решений.

        ЕСПЧ, решая дела по нетерпимости и дискриминации употребляет термины «нетерпимость», «язык ненависти» и «преступления ненависти» в значениях, которые содержатся в праве СЕ, прежде всего — в Рекомендации № R (97) 20, а иногда даже прямо на нее ссылается, в частности, как в деле Gündüz v. Turkey. В то же время, ЕСПЧ не ограничивается этой дефиницией при решении дел, исходя из того, что обстоятельства каждого дела уникальные и использование терминологии не должно ограничить его возможность решать будущие дела. ЕСПЧ следует в делах этого типа доктрине автономных понятий и не имеет обязанности следовать своим предыдущим решением.

        Список использованных источников:

        1. Галицький І. В. Генезис толерантності та її застосування в правовому середовищі. Актуальні проблеми держави і права. 2009. Вип. 50. С. 385-391.

        2. Локк Дж. Послання про віротерпимість, 1686

        3. Єльнікова М. М. Міжетнічна толерантність в умовах загальноєвропейської ідентичності. Гілея: науковий вісник. 2013. № 72. С. 819-824.

        4. Обухов А. С., Мириманова М.М. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001., С. 88-98. 

        размышлений об индуистской теории толерантности

        архив

        Серия

        | (Не)терпимость

        | Объем 10 | Проблема 79

        Бхикху Парех

        В последние годы индуистские активисты нападали на христианских миссионеров, церкви и мечети и делали неприятные замечания об исламе и христианстве. Для их апологетов это нехарактерные аберрации, вызванные неуступчивостью меньшинства. С другой стороны, их критики видят в этих событиях предсказуемое выражение духа нетерпимости, лежащего в основе индуистской мысли и долгое время скрываемого ориенталистским мифом об индуистской терпимости.

        В этой статье я отступаю от непосредственного контекста этого спора и использую его для размышлений об основах и пределах индуистской терпимости. В первой части я разъясняю философские основания и логическую структуру индуистской теории толерантности. Во втором я исследую их сильные и слабые стороны и прихожу к выводу, что притязания индусов на терпимость лишь частично обоснованы.

        Индийская теория терпимости основана на следующих четырех убеждениях и определяется ими. Во-первых… [b]убеждения не важны сами по себе, а только в той мере, в какой они влияют на способность человека вести хорошую жизнь, и их следует оценивать не с точки зрения их познавательной валидности, а с точки зрения их моральных последствий. Во-вторых… этически приемлемая жизнь — это жизнь в соответствии с дхармой или набором моральных обязанностей. В-третьих… [f] или индусы, каждый человек является главным архитектором своей жизни и должен сам работать над своим спасением. В-четвертых, окончательная реальность бесконечна и по определению не может быть постигнута во всей своей полноте ограниченным человеческим разумом. Различные религии представляют разные и по своей сути частичные видения конечной реальности и содержат как истину, так и заблуждение. С [индуистской] точки зрения определенные ценности настолько важны для человеческой жизни, что они устанавливают ограничения на то, что составляет религию или религию, достойную уважения.
         
        Индийская теория толерантности подходит к вопросу о толерантности с совершенно иной точки зрения, чем большинство ее европейских аналогов. В некоторых частях Индии несколько индуистских общин придерживаются как индуистских, так и неиндуистских обычаев в различных сферах жизни и не видят ничего плохого в том, чтобы называть себя индуистами-мусульманами или индуистами-христианами. Индусы широко поклоняются Саи Бабе, который был мусульманским святым. Индия — одна из очень немногих стран, в которых публичные дебаты между лидерами различных религий долгое время были обычной практикой и где великие религиозные искатели, такие как Рамакришна Парамханса и другие, без малейшего сдерживания экспериментировали с различными религиозными практиками.

        Хотя индуистская теория терпимости обладает этими и другими достоинствами, она также имеет и свои слабости, которые частично объясняют периоды нетерпимости и межрелигиозного насилия в индуистских обществах. Слабые стороны возникают из-за того двоякого факта, что основания, на которых она оправдывает терпимость, не все взаимно согласованы, и они не так беспроблемны и благоприятны, как любят думать индусы.

        С [индуистской] точки зрения некоторые ценности настолько важны для человеческой жизни, что они устанавливают ограничения на то, что составляет религию или религию, достойную уважения.

        Сочетание широкой свободы вероисповедания и требования соответствия социальным нормам создает парадокс. Индус волен придерживаться любых верований, которые ему нравятся, пока он соблюдает свои кастовые обязанности. Это поднимает вопрос, может ли он принять убеждения, предполагающие полный отказ от кастовой системы, оставаясь при этом индуистом. Даже если вся каста придерживается эгалитарных верований, как это иногда случалось, это имеет ограниченную практическую ценность, потому что высшие касты, против которых утверждается равенство, редко соглашаются с этим требованием.
         
        Что касается религиозного плюрализма, то он вовсе не так мягок и эгалитарен, как кажется. Хотя он допускает большое разнообразие сект и образов жизни, он не предоставляет им равный статус и достоинство. Индуистский плюрализм не только иерархически структурирован, но и является основой новой иерархии. Индусы убеждены, что никакая религия не может исчерпать полноту бесконечного и что все религии по своей сути частичны и ограничены. По их мнению, индуизм признает и уважает эти фундаментальные истины и действительно первым их открыл. Другие религиозные люди игнорируют эти истины. Они претендуют на совершенство, осуждают или унижают другие религии и отказывают своим приверженцам в свободе заимствовать у них. Следовательно, для индусов эти религии являются низшими. Многие индуистские мыслители используют религиозный плюрализм для оценки всех религий, ставя себя на первое место, а христианство и ислам — на нижнее. Поэтому к другим религиям относятся терпимо и даже с уважением, но никогда не относятся к ним как к равным.

        Инициация Нага Садху, фестиваль Маха Кумбха, Аллахабад

        Индуистскому плюрализму еще больше препятствует то, что Макс Вебер назвал абсолютной релятивизацией. Каждое общество отличается, и в каждом из них касты, социальные группы и люди также уникальны. Эта форма плюрализма чрезвычайно затрудняет общий взгляд на общество и его реструктуризацию на основе общего видения хорошей жизни. Это может частично объяснить, почему утопическая мысль, смелая и творческая реконструкция общества, вдохновленная желанием изменить мир, в значительной степени отсутствует в индуистской мысли. Релятивистский плюрализм также замораживает общество. В то время как он защищает членов от вмешательства других и обеспечивает их негативную свободу, он также жестко ограничивает их выбор, лишает их позитивной свободы отказаться от своего образа жизни в пользу другого и отговаривает их от бунта против невыносимой практики и институтов их общества. общество.

        Сочетание широкой свободы вероисповедания и требования соответствия социальным нормам создает парадокс. Индус волен придерживаться любых верований, которые ему нравятся, пока он соблюдает свои кастовые обязанности.

        Индуистский плюрализм — это, по сути, форма мирного сосуществования с другими религиями в духе относительного безразличия, когда каждая из них должна оставаться ограниченной своими границами и никогда не бросать вызов верованиям и практикам другой. Это может объяснить, почему лишь немногие индуистские авторы написали критические комментарии или интерпретировали свои основные доктрины с точки зрения ислама, христианства или даже сикхизма. Это также может объяснить, почему индусы испытывают глубокое чувство беспокойства и даже враждебности по отношению к религиям, которые заявляют об универсальных требованиях и занимаются прозелитизмом.
         
        Еще одна трудность индуистского плюрализма заключается в его редукционистском подходе к религии. Он утверждает, что все религии в основном занимаются одним и тем же, имеют одну и ту же цель, поклоняются одному и тому же Богу и ведут к одному и тому же назначению разными путями. Их различия признаются, но считаются несущественными, не связанными с сущностью религии и приписываемыми невежеству или социальным и историческим обстоятельствам. Такой взгляд на религию упрощен и даже ложен. Во многих религиях существуют разные представления о Боге, а некоторые вообще обходятся без этого понятия. Буддисты — агностики, а джайны — атеисты. Брахман, бескачественное космическое сознание, свободное от всех человеческих эмоций, включая любовь и милосердие, имеет мало общего с квазиантропоморфными представлениями о Боге, общими для индуистских дуалистов и трех семитских религий. И последние трое снова сильно различаются в своем представлении о Боге.
         
        Различные религии, опять же, сильно различаются в том, как они относятся к Богу и вселенной, определяют человеческую жизнь и судьбу и представляют себе спасение. Господствующий индуистский идеал мокши имеет мало общего с популярными индуистскими и традиционными христианскими и исламскими взглядами на спасение. Хотя все религии действительно разделяют некоторые общие моральные принципы, они определяют их и расставляют по приоритетам совершенно по-разному. Учитывая эти и другие глубокие различия, не имеет смысла говорить, что все религии — это множество разных путей к одному и тому же месту назначения.

        Активисты Баджранг Дал — молодежное крыло организации хиндутва Вишва Хинду Паришада

        Благодаря этой редукционистской тенденции индуистские мыслители, в том числе самые выдающиеся из них, с большим трудом оценивают специфику и целостность других религиозных традиций. Индусы склонны думать о религии как о духовной науке, а о великих религиозных лидерах как о духовных исследователях, которые посредством йогического обучения приобрели силы, необходимые для открытия центральных истин человеческого существования. Поскольку другие религии видят своих пророков иначе, даже самые выдающиеся и чувствительные индуистские мыслители не в состоянии понять их смысл.
         
        О религиозном плюрализме можно сказать многое. Это философски и морально более высокий взгляд по сравнению с религиозным монизмом или утверждением, что конкретная религия представляет собой последнее слово Бога. Однако она должна основываться на неассимиляционистских основаниях. Религии глубоко различны и несоизмеримы. Это не все пути к одному и тому же месту назначения, что бы это ни значило, и не все они взаимопереводимы. Именно потому, что они различны и несоизмеримы, притязания любого из них на абсолютное превосходство логически непоследовательны.
         
        Кроме того, поскольку они разные, каждый из них может извлечь пользу из диалога с другими и оценить как их уникальность, так и сходство. Диалог не только выявляет такие общие черты, которые могут существовать, но и творчески развивает их, сближает религии в духе взаимного уважения. Такой нередукционистский плюрализм проявляет полное и равное уважение ко всем религиям и избегает высокомерия как религиозного монизма, так и редукционистского плюрализма. У этого также есть дополнительное преимущество, заключающееся в поощрении каждой религии к спокойному отношению к внутренним разногласиям, поощрении внутреннего плюрализма и взращивании духа внутри- и межрелигиозного диалога.
         
        Чтобы создать толерантную Индию, нам нужно сделать две вещи. Нам, очевидно, необходимо мобилизовать индуистские ресурсы для обеспечения терпимости. Но мы также должны признать и противостоять его глубоко укоренившимся тенденциям к нетерпимости и подвергнуть их систематической эгалитарной и плюралистической критике. Индуистская религиозная традиция — слишком упрямый политический факт, чтобы его можно было игнорировать и оставить его ортодоксальным, а иногда и заблуждающимся опекунам. И поскольку у него есть ресурсы как для добра, так и для зла, единственный разумный образ действий — не разоблачать и не прославлять его, а относиться к нему в конструктивно-критическом духе.

        ____________
        Примечание редактора
        Это эссе адаптировано из более ранней версии, опубликованной в популярном индийском журнале Seminar .

        Ссылки

        Бхикху Парекх. Колониализм, традиции и реформы . Дели: Мудрец, 1989.

        Пратап Бхану Мента, 2001. «Этическая иррациональность мира: Вебер

        и индуистская этика». Critical Horizons 2(2) 2001.

        Теги

        непереносимость

        религия

        Индуизм

        Просмотреть PDF

        Переосмысление повторной глобализации как планетизации: обновление глобальных знаний о будущем

        Новое определение повторной глобализации как планетизации: обновление глобальных знаний будущего

        Дженнифер Гидли

        Толчок и тяга: дилемма внешней политики Австралии на переходном этапе ре-глобализации

        900 02 Анда Пфорр, Кристоф Пфорр

        (Не)толерантность

        COVID-19 и популизм

        Диверсификация глобального образования

        Глобальная динамика авторитаризма

        Глобальные исследования и культурная грамотность

        Глобальные исследования в Восточной Азии

        Gramsci Today

        Гонконг и свобода

        ISIS Media

        Мнемоническая солидарность

        Пандемия: предостережения при пересечении границы

        Популизм и демократия

        Реакция популистов

        Re- Глобализация

        Реформирование глобального управления

        Кризис рохинджа

        Туризм и развитие в Африке

        Толерантность и приспособление: краткая генеалогия | Глубокое равенство в эпоху религиозного разнообразия

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубокое равенство в эпоху религиозного разнообразияРелигиоведениеOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубокое равенство в эпоху религиозного разнообразияРелигиоведениеOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

        Расширенный поиск

        • Иконка Цитировать Цитировать

        • Разрешения

        • Делиться
          • Фейсбук
          • Твиттер
          • LinkedIn
          • Электронная почта

        Укажите

        Биман, Лори Г. , «Толерантность и приспособление: краткая генеалогия», Глубокое равенство в эпоху религиозного разнообразия (

        Oxford , 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 22 июня 2017 г.), https://doi. org/10.1093/oso/9780198803485.003.0005, по состоянию на 25 мая 2023 г.

        Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубокое равенство в эпоху религиозного разнообразияРелигиоведениеOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

        Закрыть

        Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicГлубокое равенство в эпоху религиозного разнообразияРелигиоведениеOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

        Advanced Search

        Abstract

        В этой главе проблематизируются понятия и язык толерантности и приспособления по отношению к религиозному разнообразию и прослеживается их генеалогия как в виде правовых решений, так и в качестве дискурсивных рамок, в рамках которых религиозное разнообразие все больше понимается в публичной сфере. Проблема, которую они создают, заключается в том, что они создают иерархию привилегий, которая сохраняет гегемонистские отношения власти религиозного большинства над религиозными меньшинствами. Толерантность в этом контексте можно представить как широко сформулированную ценность, согласно которой мы должны иметь дело с разнообразием и теми, кто отличается от нас, терпя их. Приспособление можно рассматривать как реализацию этой ценности: чтобы продемонстрировать нашу приверженность терпимости, мы должны приспосабливаться к «требованиям» групп меньшинств и тех людей, которые позиционируют себя или присоединяются к меньшинствам.

        Ключевые слова: терпимость, разумное приспособление, Комиссия Бушара-Тейлора, юридические решения, гражданская культура

        Предмет

        Религиоведение

        Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

        В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

        Войти

        Получить помощь с доступом

        Получить помощь с доступом

        Доступ для учреждений

        Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

        Доступ на основе IP

        Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

        Войдите через свое учреждение

        Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

        1. Щелкните Войти через свое учреждение.
        2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
        3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

        Войти с помощью читательского билета

        Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

        Члены общества

        Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

        Войти через сайт сообщества

        Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

        1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
        2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
        3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

        Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

        Вход через личный кабинет

        Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

        Личный кабинет

        Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

        Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

        Просмотр учетных записей, вошедших в систему

        Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

        • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
        • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

        Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

        Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

        Ведение счетов организаций

        Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *