Понятие в психологии мышление: Мышление это

Что такое мышление, виды мышления, типы мышления

Мышление в психологии – это процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности.

Что такое мышление? Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания. Например, когда мы видим сильно качающиеся ветки деревьев, мы делаем вывод, что на улице ветер.

Мышление (по краткому определению) тесно связано с действием и речью (словами).

Человек изучает действительность с помощью простого воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.

Разнообразные мыслительные операции сначала создавались как практические, затем они превратились в операции теоретического мышления, появлялись новые свойства мышления. 

Мышление человека невозможно без языка. Доказана зависимость между качеством решения задачи и формулировки задачи вслух или про себя. Так, при формулировке задачи вслух (вербальным методом, словами), она гораздо лучше решается, и наоборот, когда язык фиксируется (зажимается зубами), качество решения задачи ухудшается.

Виды мышления (краткая классификация)

В генетической психологии  выделяются следующие типы мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — это решение задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным.

У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно–образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Наглядно-образное мышление проявляется у детей дошкольного возраста от четырех до семи лет. Действие в данном типе мышления отходит на второй план, ребенку необязательно трогать предмет руками, ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. 

Характерная особенность мышления ребенка — наглядность.

У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек заранее может представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и т.д. 

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.

д.). 

С помощью данного вида мышления индивид бывает устанавливает общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – выражается в сопоставлении вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление — это вид мышления со своим алгоритмом. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом вербально добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение. Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество.  
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Совестно-логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.  

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V, надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Продуктивное и творческое виды мышления выходят за пределы наличных фактов, они выделяют в данных предметах скрытые свойства, выявляют непривычные связи, способы решения задачи и т.п. 

Если в процессе мышления рождается новое знание или информация для человека, однако не новое для общества, то это продуктивное мышление. Если же в результате мыслительной деятельности появляется новое для человека и для общества, то здесь проявляется  творческое мышление.

3 понятие мышления в психологии 5 основные теории мышления 11 Западные теории мышления 11 2 Теории мышления в отечественной психологии 18 заключение 23 список литетатуры 25


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ 11

2. 1. Западные теории мышления 11

2.2 Теории мышления в отечественной психологии 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ
Мышление — процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личност­ей особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

На протяжении XX века многие выдающиеся психологи об­ращались к теме психологического исследования мышления, ка­ждый в избранной им теоретической модели. Среди них — Вундт, Джеймс, Торндайк, Дьюи, Уотсон, Пиаже, Вертгеймер и др. Среди отечественных ученых можно назвать С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. В. Занкова, Я. А. Пономарева, Л. Ф. Тихомирову и др.

Исследованиями мышления в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам мышления, своя система понятий и, соответственно, свои теории мышления. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о мышлении человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса.

В работы мы рассмотрим основные из них.

Объектом нашей курсовой работы является мышление.

Предметом исследования являются различные психологические теории мышления.

Цель работы рассмотрение природы человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных психологических теориях.

Задачи исследования:


  1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, ознакомиться с историей возникновения психологии мышления.

  2. Изучить понятие мышления и ее виды в современной психологии.

  3. Рассмотреть основные психологические теории мышления.

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования:

1) теоретический анализ научных трудов посвященных данной проблеме;

2) методы описания и синтеза.
1. ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального пе­риода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же спо­собность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматри­валась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных способностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления счи­тались обобщение, синтез, сравнение и классификация1.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по

ссылке.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются опре­деленные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обра­щаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информа­ции, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выражен­ными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используют­ся образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преоб­ладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидно­стями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимо­действии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение дей­ствительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающее нас дей­ствительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Итак, мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть его заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление неразрывно связано с речью.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ

2. 1. Западные теории мышления
1. Ассоциативная

Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Ак­тивность мышления, его творческий характер были основной проблемой, которую (как и избирательность восприятия и па­мяти) не смогла решить данная теория. Поэтому ее сторонни­кам не оставалось ничего другого, как объявить умственные твор­ческие способности априорными, не зависящими от ассоциа­ций с врожденными способностями разума2.

2. Вюрцбургская школа

Представители вюрцбургской школы, положившие наряду с А. Бине во Франции начало систематическому изучению психологии мышления, прежде всего выдвинули положение, что мышление имеет свое спе­цифическое содержание, несводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и воспри­ятия.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

стадия предоперационного мышления: 2—7 лет — это воз­раст вхождения ребенка в социокультурное пространство, он осваивает язык, формирует и усваивает понятия, их смысл и значение. Так и развивается символическое мышление: с помощью жестов, понятий и языка;

стадия конкретных операций с предметами: 7—11 лет — у ребенка формируется способность внутренне осуществ­лять те операции, которые он до этого проделывал внеш­ним образом. Такое мышление уже позволяет ребенку осуществлять сравнение, классификацию, систематиза­цию, но только на конкретном материале.

стадия формальных операций: 11 — 14 лет — формируется способность мыслить отвлеченно, абстрактно, математи­чески, логически. Большую роль в мышлении начинают играть гипотезы и дедуктивные заключения. Это высший уровень мышления.

Джером Брунер, еще один видный представитель когнитивизма, утверждал, что познание человека носит прежде всего чувственный и двигательный характер. Ни­что, по мнению Брунера, не может оформиться в мысль до того, как пройдет через человеческие чувства и через двигательную активность, направленную во внешний мир. Развитие мышле­ния проходит в несколько этапов. К обозначенному выше сенсомоторному отображению действительности добавляется иконическое отображение (запечатление мира в мысленных образах), а позднее символическое представление (мир образов дополняется миром понятий).

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

8. Информационно-кибернетическая теория

В последние несколько десятилетий на базе успехов в разра­ботке идей кибернетики, информатики, алгоритмических язы­ков высокого уровня в математическом программировании по­явилась возможность построения новой, информационно-ки­бернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к ре­шению задачи; второе касается отдельного действия, его харак­тера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходи­мый результат; четвертое включает совокупность сведений, пе­редаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи. Оказалось, что многие специальные операции, которые применяются в программах машинной обработки информации и в процессе решения задач на ЭВМ, похожи на те, которыми в мышлении пользуется человек. Это открывает возможность изу­чения операций человеческого мышления на ЭВМ и построе­ния машинных моделей интеллекта3.

2.2 Теории мышления в отечественной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на уче­нии о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъ­екта и объекта познания. Тем самым для конкретного исследо­вания открылась новая ранее невидимая связь, существующая между деятельностью и мышлением, а также между различны­ми видами самого мышления. Впервые появилась возможность ставить и решать вопросы о генезисе мышления, о его форми­ровании и развитии у детей в результате целенаправленного обучения. Мышление в теории деятельности стали понимать как прижизненно формирующуюся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действи­тельности, направленному на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения ее стороны4.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умствен­ным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я.Гальперина, теория Л. В. Занкова, теория В.В.Давыдова5.

Таким образом, теории, объясняющие про­цесс мышления можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природ­ных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта ин­теллектуальных способностей, и те, в основу которых положе­но представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Итак, изучение мышления породило множество различных теорий кратко представленных в табл. 1.


Таблица 1. Основные теории мышления



Название теории

Представители

Сущность

1

Вырезано.

Вырезано.

Вырезано.

2

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

3

Вырезано.

Вырезано.

Вырезано.

4

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

5

Вырезано.

Вырезано.

Вырезано.

6

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

7

Вырезано.

Вырезано.

Вырезано.

8

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

9

Вырезано.

Вырезано.

Вырезано.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для начального пе­риода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же спо­собность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматри­валась вне проблемы развития психики человека. Операциями мышления счи­тались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматрива­лась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опы­те. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная.

Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышле­ние представлялось как процесс формирования сложных связей между стимула­ми и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рам­ках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.

Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышле­ния, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей челове­ка. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках пси­хологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала ре­шению многих практических задач, связанных с обучением и умственным разви­тием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможность создать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказа­лось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользу­ется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В на­стоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая на­звание проблемы «искусственного интеллекта».

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мыш­ления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления мож­но выделить определенные умственные операции.

СПИСОК ЛИТЕТАТУРЫ


  1. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

  2. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий//Хрестоматия. Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2001. – 451 с.

  3. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.

  4. Глуханюк Н.С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 368 с.

  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Лабиринт. — 316 с.

  6. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

  7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.

  8. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

  9. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

  10. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.

  11. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии . — 688.

  12. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 232 с.

  13. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002.- 315 с.

  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.

  15. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 592.


1 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008, с. 312.

2 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 296.


3 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 297-298.


4 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 297.

5 Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии, с. 298.

Каталог: upload
upload -> Основы теории и практики связей с общественностью
upload -> Balachova T. N., Isurina G. L., Regentova A. U., Tsvetkova L. A bonner B. L., Изучение влияния информационных материалов на отношение женщин к употреблению алкоголя во время беременности
upload -> Основные Причины Появления Эректильной Дисфункции
upload -> Социальные теории лидерства: основные понятия и проблемы
upload -> Лидер как социальный тип: понятие и личностные особенности в западной исследовательской традиции
upload -> Лидерство как личностный феномен
upload -> —
upload -> Пирамида Маслоу плюс – новое слово в теории мотивации
upload -> Методическте рекомендации для студентов по дисциплине «психология журналистики» цели и задачи дисциплины дисциплина «Психология журналистики»


Скачать 130. 78 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Мышление и психологический мыслительный процесс – article1000.com

1.0. Задачи

  1. Иметь представление о мыслительном процессе.
  2. Знать о понятиях и формировании понятий.
  3. Чтобы понять решение проблем и иметь представление о принятии решений.

Очки ИМП

  • Процесс мышления
  • Понятия и формирование понятий
  • Решение проблем
  • Принятие решений.
  • Сводка
  • Технические условия
  • Типовые вопросы
  • Справочники

 

1.1. Мыслительный процесс

Символы, которые мы используем в мышлении, часто представляют собой слова и язык, поэтому мышление и язык тесно связаны. Язык делает доступными сотни тысяч потенциальных символов и дает нам правила их использования. В значительной степени именно наличие языковых символов делает человеческое мышление гораздо более сложным, чем мышление других животных. Хотя язык является мощным инструментом человеческого мышления, например, когда мы говорим с собой внутренне, изображения — еще один важный тип символов, используемых в мышлении.

Люди значительно различаются по степени использования образов в своем мышлении. Некоторые сообщают, что они почти никогда не используют мысленные образы, поэтому они, должно быть, думают словами или вербально; другие сообщают, что большая часть их мышления осуществляется в форме образов. Когда мы используем образы, чтобы думать, они обычно не являются полными картинками в голове. Обычно они неполные. В целом образы — это абстракции неких черт из предыдущего опыта. Неполные абстрактные образы, которые большинство из нас использует в мышлении, кажутся построенными из элементов, хранящихся в долговременной памяти. Конструктивный процесс, связанный с образами, изучался с помощью экспериментов, в которых людей просили формировать образы различных размеров. Например, слон может быть изображен размером с мышь или мышь размером со слона. Такого рода вариации размеров изображений указывают на то, что изображения являются конструкциями.

Многие люди большую часть времени думают, используя словесные символы и правила грамматики для соединения слов во фразы и предложения. Слова, их значения и правила их соединения хранятся в нашей семантической долговременной памяти . Когда мы думаем с помощью языка, мы используем это хранилище информации, чтобы использовать язык как инструмент мышления.

Некоторые теоретики утверждают, что язык может фактически определять наши мысли. Но это 9Гипотеза 0003 лингвистической относительности в последние годы подвергалась нападкам все чаще. Поскольку так много мышления связано с языком, в психологии возникла идея, что мышление на самом деле является своего рода внутренней речью. Люди делают небольшие движения голосовым аппаратом, когда думают. В ходе эксперимента испытуемый был полностью парализован с помощью наркотика. Однако парализующее лекарство не повлияло на работу его мозга. Находясь под воздействием препарата, испытуемому давали решить определенные вербальные задачи; он не мог ответить, потому что мышцы, необходимые для речи, были парализованы. Нет никакого способа убедиться, что он думал, находясь под действием наркотика, но все указывает на то, что он думал, потому что после того, как паралич был снят противодействующим лекарством, он ясно помнил, что произошло, пока он был под действием наркотика, и немедленно дали ответы на задачи.

Глухие дети с ограниченными способностями к вербальной речи набирают в пределах нормы стандартизированные тесты когнитивных способностей. Такие результаты были истолкованы как указывающие на то, что язык играет небольшую роль или не играет никакой роли в мышлении или когнитивном развитии глухих. Но многих глухих учат языку жестов, и, даже если их явно не учат такому языку, было обнаружено, что глухие дети разовьют свой собственный. Это может указывать на то, что существует врожденная человеческая программа языка, будь то словесный или жестовый.

1.2. Понятия

Понятие относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов. Понятия основаны на обобщениях, и однажды развитые, они играют важную роль в дальнейшем мышлении.

Такие понятия, как жизнь и время, обычно приобретаются медленно, в течение многих лет. Более простые понятия усваиваются взрослыми быстро, иногда всего за несколько мгновений. Понятие существует снаружи и приобретается через накопление опыта . Концепция – индивидуальное творение. Из огромного разнообразия возможностей индивидуум в конце концов развивает свои собственные понятия, которые служат его конкретным целям. Существенными процессами являются , абстрагирующие и , обобщающие .

Абстрагирование — это наблюдение существенной характеристики объекта или события. Индивидуумы, впервые сформулировавшие понятие дерева, как бы сильно они ни различались, все же имеют кое-что общее. Точно так же ребенок, приобретая понятие дерева, должен делать аналогичные наблюдения. Первый опыт ребенка с деревом может состоять в том, что он слышит слово «дерево», связанное с магнолией, но позже он может услышать то же слово, относящееся к сосне, объекту совершенно другого вида. Еще позже он слышит, как дуб называют деревом.

После серии таких опытов с различными деревьями ребенок может увидеть иву, которую в его присутствии никогда не называли деревом. Если он обозначает этот предмет как дерево, значит, ребенок заметил нечто общее, что есть у ивы с другими деревьями. Ребенок также должен сопоставить аспекты предыдущего опыта с настоящим опытом и прийти к заключению, что этот объект, в некоторых отношениях похожий на другие, принадлежит к той же категории. Выведение принципа из разнообразного опыта таким образом является обобщением, но адекватное обобщение или понятие не может быть достигнуто без предварительного абстрагирования. Оба процесса вовлечены, хотя часто в циклической форме, где они не могут быть отделены друг от друга.

Уильям Джеймс описал общий принцип формирования понятий как диссоциацию посредством различных сопутствующих элементов. Он подчеркивает необходимость повторных наблюдений. Если необходимо разработать адекватное понятие, то то, что ассоциируется то с одним, то с другим, имеет тенденцию разъединяться с тем и другим и превращаться в предмет абстрактного созерцания. Если концепция треугольности должна развиваться, треугольность должна проявляться в различных конкретных ситуациях, и постепенно, путем последовательных случаев абстрагирования и обобщения, возникает полная концепция. У ребенка складывается адекватное представление о собаке, когда слово собака ассоциируется с белыми существами, черными, свирепыми, большими и маленькими существами, которые все являются собаками.

Лабораторные исследования предложили несколько различных стратегий формирования понятий, наиболее распространенными из которых являются целостный и партикулярный подходы. При целостном подходе испытуемый не избирательен в начале эксперимента; все характеристики раздражителя он рассматривает как часть открываемого понятия. Если ему показать карту, содержащую три зеленых круга и тройную рамку, и сказать, что эта карта иллюстрирует рассматриваемую концепцию, он предполагает, что задействованы все эти аспекты. Если ему показывают вторую карту, иллюстрирующую концепцию, содержащую три красных круга и тройную рамку, он отбрасывает цветовое измерение и предполагает, что все три оставшихся критерия — количество фигур, форма фигур и размер границы — все еще применимы. Он действует медленно, но планомерно.

При партикулярном подходе субъект с самого начала сосредотачивается только на одном или нескольких аспектах, процедура, которая неэффективна, когда понятие состоит из нескольких характеристик. Проблема этого подхода в том, что неверные гипотезы отбрасываются; тем не менее, они могут включать в себя некоторые аспекты концепции. Субъект может заявить, что концепция — это круги, и ему скажут, что он неверен, потому что концепция — это три круга в тройной рамке. С другой стороны, если концепция проста, например, только круги, он получил ее быстрее, чем тот, кто использует холистический метод.

Лабораторные исследования, как правило, связаны с четко определимым, правильным понятием, идентифицируемым по ограниченному числу измерений, которое получается у испытуемого за относительно короткий период. Такие задачи часто называют достижением понятий , в отличие от формирования понятий в повседневной жизни. В нашем повседневном опыте понятия могут иметь много измерений; иногда нет одной концепции, обязательно правильной; и часто требуется значительное время, прежде чем понятие сформируется. В некотором смысле понятия представляют собой конденсацию прошлого опыта. Они объединяют в единое представление то, что человек узнал о свойствах многих различных вещей.

Понятия — важные инструменты мышления. Они помогают нам систематизировать и унифицировать наши представления о вещах, классифицируя их. Во-первых, концепция мысленно объединяет всех индивидуумов одного класса. Низшие понятия покупаются под высшие понятия, а те опять под еще более высокие понятия. Концепция лежит в основе классификации. Он систематизирует наши знания. Во-вторых, понятия экономят мысль. Они освобождают ум от бремени запоминания сбивающего с толку разнообразия объектов опыта, заменяя их умеренным и управляемым количеством понятий. В-третьих, понятия распространяют мысль на прошлое, настоящее и будущее. Это мысли общих элементов всех индивидуумов, принадлежащих к разным классам во все времена и во всех местах. Наконец, понятия необходимы для рассуждений. Рассуждение состоит в переходе от данных суждений к заключающемуся в них новому суждению. А суждения состоят из понятий и идей. Более того, никакое рассуждение невозможно без понятия, которое служит средним термином.

1.3. Решение проблем

Некоторые проблемы решаются путем понимания. Проницательность относится к внезапному осознанию нового решения новой проблемы. Одним из загадочных аспектов инсайта является его непредсказуемость. Люди не могут сказать, когда и даже произойдет ли озарение. Инсайт, по-видимому, включает как минимум три отдельных навыка решения проблем. Навык выборочного кодирования используется, когда мы пытаемся решить новую проблему и когда нас часто переполняют большие объемы бесполезной информации. Понимание возникает, когда мы определяем, какая информация актуальна для дальнейшего рассмотрения. Мастерство 9Избирательная комбинация 0003 используется, когда нам нужно решить проблему, и у нас часто есть все части решения, но мы не знаем, как их собрать. Озарение возникает, когда мы обнаруживаем новый способ объединения элементов решения. Навык выборочного сравнения используется, когда мы решаем проблему, и мы часто используем модель решения, с которой сталкивались в прошлом. Озарение происходит, когда мы обнаруживаем, что более новое сравнение приводит к непредвиденным последствиям.

При творческом решении проблем сначала ставится цель. Затем собирается потенциально важная информация, иногда преднамеренно, иногда случайно. Эта подготовка завершена, и может наступить период кажущегося бездействия — инкубация . Инкубация может включать в себя бессознательную умственную деятельность, или это может быть просто период ожидания, пока не встанет на место какое-то важное недостающее звено. Момент озарения часто включает в себя знакомые элементы, которые объединяются по-новому. Последний шаг, проверка говорит, действительно ли новая комбинация полезна.

Хотя когнитивные подходы к решению проблем предполагают, что мышление развивается в довольно рациональном, логическом направлении, когда человек сталкивается с проблемой и рассматривает различные решения, ряд факторов препятствует выработке творческих, подходящих и точных решений.

Функциональная неподвижность — это склонность думать об объекте только с точки зрения его типичного использования. Например, функциональная фиксированность, вероятно, заставляет вас думать о книге, которую вы держите в руках, как о чем-то, что нужно читать, а не как о дверном доводчике или как о разжигании огня. Функциональная фиксированность является примером более широкого феномена, известного как ментальная установка , тенденция к сохранению старых моделей решения проблем. Ментальная установка также может влиять на восприятие. Это может помешать вам увидеть выход за пределы очевидных ограничений проблемы.

В систематической ошибке подтверждения предпочтение отдается первоначальным гипотезам, а противоречивая информация, поддерживающая альтернативные гипотезы или решения, игнорируется. Даже когда мы находим доказательства, противоречащие выбранному нами решению, мы склонны придерживаться нашей первоначальной гипотезы. Существует несколько причин предвзятости подтверждения. Во-первых, требуется когнитивное усилие, чтобы переосмыслить проблему, которая кажется уже решенной, поэтому мы склонны придерживаться нашего первого решения. Другая заключается в том, что свидетельство, противоречащее первоначальному решению, может представлять некоторую угрозу для нашей самооценки, заставляя нас придерживаться решений, которые мы придумали первыми.

1.4. Принятие решений

Как только вы диагностируете проблему или проанализируете ситуацию, следующим шагом обычно будет что-то с ней делать. Этот шаг требует принятия решения о порядке действий. Тем не менее, решения часто гораздо сложнее. Даже правильное решение иногда приводит к неправильному результату, потому что мир неясен; шанс изменчив. Решения, принимаемые при неопределенности исхода, называются рискованными решениями или решениями в условиях неопределенности. Помимо случайностей, психологи обнаружили множество других причин, по которым человеческие решения могут привести к неудовлетворительным результатам.

Предположим, у вас есть выбор между (1) прохождением курса, который преподает превосходный профессор в удобное время, но не засчитывается в вашу специальность, или (2) курсом, который необходим для вашей специальности, но преподается посредственным инструктор в неудобное время. Каждый вариант имеет как положительные, так и отрицательные черты, или атрибуты, что значительно усложняет принятие решений. Это пример многоатрибутного принятия решения .

Многоатрибутные решения могут быть трудными отчасти потому, что ограниченная емкость кратковременной памяти не позволяет людям легко помнить, комбинировать и сравнивать все атрибуты всех вариантов. Вместо этого люди склонны сосредотачиваться на одном атрибуте, который для них наиболее важен. Если для вас важнее всего учиться на стимулирующих лекциях, вы можете выбрать курс с лучшим преподавателем, не уделяя особого внимания требованиям учебной программы. Часто многоатрибутные решения также осложняются трудностями взвешивания вариантов и оценки вероятностей исходов.

В большинстве важных решений атрибуты опций не могут быть измерены объективно. Психологи используют термин полезность для описания субъективной, личной ценности каждого атрибута. Многоатрибутные решения достаточно сложны, когда вы много знаете о последствиях, связанных с каждым вариантом, но часто решения приходится принимать в условиях неопределенности. Неопределенность вносит новые трудности в процесс принятия решений: чтобы принять правильное решение, следует учитывать не только атрибуты вариантов, но также вероятности и риски их возможных исходов.

Предполагается, что лучшим решением является то, которое максимизирует ожидаемую ценность или общую сумму выгоды, которую вы могли бы получить, если бы решение было повторено несколько раз. На самом деле люди не всегда ведут себя так, чтобы максимизировать свои ожидаемые ценности. Во-первых, положительные полезности не являются зеркальным отображением отрицательных полезностей. Вместо этого люди чувствуют себя хуже, потеряв определенную сумму, чем хорошо, получив ту же сумму. Кроме того, большие потери считаются непропорционально более серьезными, чем небольшие потери. Также оказывается, что полезность конкретного прироста зависит не от абсолютного увеличения стоимости, а от исходной точки.

Предубеждения в восприятии вероятности также являются источником неоптимальных решений. Два таких уклона особенно интересны. Во-первых, это склонность переоценивать редкие вероятности и недооценивать очень частые. Эта предвзятость не только помогает объяснить, почему люди покупают страховку, но и почему они играют в азартные игры и участвуют в лотереях, даже если шансы против них, и решение сделать это имеет отрицательное ожидаемое значение. Предубеждение, связанное с вероятностью, называется ошибкой игрока 9.0004 . Люди верят, что события в случайном процессе исправятся сами собой. Это убеждение ложно. Еще одним фактором, лежащим в основе недостатков человеческого процесса принятия решений, является склонность людей к нереалистичной уверенности в точности своих прогнозов.

1.5. Резюме

Мышление и язык тесно связаны, и люди заметно различаются по степени использования образов в своем мышлении.

Концепция относится к общей идее или единице знания, которая является результатом многих опытов.

Понятия основаны на обобщениях и играют важную роль в дальнейшем мышлении. Некоторые проблемы решаются через озарение.

Креативное мышление — еще один метод решения проблем.

Глава 8: Понятия и общие знания

Глава 8

Изучение новых понятий

В своих исследованиях вы сталкиваетесь со многими новыми терминами, и они часто сопровождаются определениями. Во многих учебниках, например, вы найдете , вводящую новые понятия, и часто книга дает полезное определение, возможно, на полях страницы. Однако, как утверждается в главе, этот способ представления не очень хорошо согласуется со структурой человеческого знания. Причина, вкратце, в том, что у вас нет (или не требуется) определений для большинства понятий в вашем репертуаре; на самом деле определения может даже не существовать. И даже когда вы знаете определение, ваше использование понятия часто зависит от другой информации, включая прототип этого термина, а также набор примеров. Кроме того, ваше использование концептуальной информации обычно зависит от более широкой структуры знаний, связывающей эту концепцию с другими известными вам вещами. Это более широкое знание включает в себя то, что в тексте называется вашей «теорией» об этом понятии, теорией, которая (среди прочего) объясняет, почему атрибуты понятия такие, какие они есть.

Вы используете свою теорию о понятиях по-разному. Например, мы утверждали, что всякий раз, когда вы полагаетесь на прототип, вы делаете выводы на основе сходства между прототипом и новым случаем, о котором вы думаете, а сходство зависит от вашей теории: это ваша теория, которая говорит вам, на какие атрибуты следует обращать внимание при оценке сходства, а какие игнорировать. (Таким образом, если вы думаете о компьютерах, ваша «теория» о компьютерах говорит вам, что цвет корпуса машины значения не имеет. Если, напротив, вы идентифицируете типы птиц, ваши знания говорят о том, что цвет является важным атрибутом.)

Вы также опираетесь на свою теорию для классификации новых, неожиданных случаев (в главе мы использовали пример распознавания кого-то как «пьяного», когда они прыгнули в бассейн полностью одетыми). Точно так же вы используете свою теорию, чтобы направлять свои выводы о понятии (что позволяет вам решить, например, что болезнь, переносимая блохами, вероятно повлияет на вашу собаку, но, вероятно, не на вашу золотую рыбку).

Итак, давайте проясним, что изучение определения для какого-либо нового понятия — хорошее начало, но вы не должны обманываться, думая, что знание определения — это то же самое, что понимание понятия, или что знание определения — это то же самое, что и понимание понятия. то же, что овладение концепцией. В самом деле, если вы только знаете определение, вы можете в конечном итоге использовать свою концепцию глупо. («Это не может быть компьютер, это не тот цвет!»)

Какая еще информация вам нужна, кроме определения? По крайней мере, вы должны искать некоторые примеров новой концепции, потому что вы часто сможете проводить аналогии на основе этих примеров. Вы также хотите подумать о том, что общего у этих примеров; это поможет вам разработать прототип для этой категории. Однако прежде всего вы хотите подумать о том, что заставляет их считаться примерами — что в них такого, что относит их к этой категории? Чем отличаются примеры и почему, несмотря на эти различия, все они относятся к одной категории? Почему другие кандидаты, внешне похожие на эти примеры, не в категории? Можно ли предсказать некоторые качества примеров по другим качествам? Что заставило эти качества быть такими, какие они есть?

Эти вопросы (и подобные им вопросы) помогут вам начать строить сеть убеждений, которые составляют вашу теорию об этой концепции. Эти убеждения помогут вам понять и использовать эту концепцию. Но, как обсуждается в этой главе, эти убеждения также являются частью концепции, предоставляя базу знаний, которая определяет в ваших мыслях, о чем эта концепция.

Эти различные моменты ложатся дополнительным бременем на вас и ваших учителей. Было бы проще, если бы учитель мог просто дать вам четкое определение для запоминания, а затем вы могли бы продолжить и запомнить это определение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *