Павлов вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

Содержание

И.П. Павлов (1849–1936). Век психологии: имена и судьбы

И.П. Павлов

(1849–1936)

Иван Петрович Павлов был первым русским ученым, удостоенным Нобелевской премии. Сегодня его имя и основные положения его теории знакомы любому психологу, даже американскому (хотя этим знакомство с российской психологией в западном полушарии обычно и исчерпывается). Павлов оказал исключительное влияние на мировую науку и как почти всякий ученый такого масштаба заслужил крайне противоречивые оценки. Для одних он выступает выдающимся экспериментатором и теоретиком, который утвердил естественнонаучный подход в психологии и на долгие годы определил магистральное направление психологической мысли. Иные, напротив, воспринимают его как вульгарного материалиста, чьи изыскания фактически выхолостили психологию и сильно исказили и затруднили ее развитие. Впрочем, полярные оценки всегда далеки от истины. А кем же на самом деле был первый российский нобелевский лауреат, какова его роль в отечественной и мировой психологии? За 63 года, прошедшие после смерти Павлова, было опубликовано много научно-биографических работ, посвященных его творческому пути.

Почти во всех этих трудах Павлов предстает преимущественно как физиолог (каковым он и сам себя считал). Мы же попробуем взглянуть на его научную биографию с позиций психологов, поскольку именно в психологию он фактически и внес наиболее значительный вклад.

Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани. Его мать, Варвара Ивановна, происходила из семьи священника; отец, Петр Дмитриевич, был священником, служившим поначалу в бедном приходе, но благодаря своему пастырскому рвению со временем ставшим настоятелем одного из лучших храмов Рязани. С раннего детства Павлов перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. В возрасте семи лет он перенес тяжелую травму головы, из-за чего школьное обучение было отложено на несколько лет. Обучением сына занялся сам Петр Дмитриевич. Своего первенца (всего в семье было одиннадцать детей) отец желал видеть священнослужителем, и не обычным – «из семинаристов», а ученым богословом «из академиков».

Следуя родительской воле, Павлов начал посещать начальный курс духовной семинарии, а в 1860 г. поступил в рязанское духовное училище. Программа подготовки священнослужителей включала довольно широкий круг дисциплин, в том числе и естественные науки. Именно к этой сфере Павлов почувствовал наибольшую склонность, постепенно охладевая к духовной карьере.

Увлечение физиологией возникло у Павлова после того, как он прочитал русский перевод книги английского критика Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Его увлечение окрепло после прочтения популярных работ Д.И. Писарева, которые подвели его к изучению теории Ч.Дарвина.

Не закончив духовного образования, Павлов в 1870 г. уехал в Петербург, где поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Его интерес к физиологии возрос после прочтения книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Изучением этой науки он занялся в лаборатории И.Циона, который занимался исследованием влияния нервов на деятельность внутренних органов.

Именно по предложению Циона Павлов провел свое первое научное исследование – изучение секреторной иннервации поджелудочной железы; за эту работу он был удостоен золотой медали университета.

После получения в 1875 г. степени кандидата естественных наук Павлов поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Петербурге (преобразованной впоследствии в Военно-медицинскую). Здесь он надеялся стать ассистентом Циона, который незадолго до этого был назначен ординарным профессором кафедры физиологии. Однако это назначение вскоре было отменено, ибо противоречило государственному установлению, согласно которому к подобным должностям не допускались лица еврейского происхождения. Оскорбленный Цион покинул Россию. Это событие навсегда сохранилось в памяти Павлова, и впоследствии он буквально приходил в бешенство при малейшем намеке на антисемитизм. Отказавшись работать с преемником Циона, Павлов стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение двух лет изучал пищеварение и кровообращение.

Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау, в Германии (ныне Вроцлав, Польша) с Рудольфом Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. Гейденгайн занимался изучением пищеварения у собак, используя выведенные наружу части желудка. Павлов усовершенствовал эту методику, решив проблему сохранения нервного управления выведенной частью желудка. В следующем году по приглашению С.П. Боткина Павлов начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую он получил в 1879 г. В лаборатории Боткина Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.

После длительной борьбы с администрацией Военно-медицинской академии (отношения с которой стали натянутыми после его реакции на увольнение Циона) Павлов в 1883 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Он был назначен приват-доцентом в академию, но вынужден был отказаться от этого назначения в связи с дополнительной работой в Лейпциге с Гейденгайном и Карлом Людвигом, двумя наиболее выдающимися физиологами того времени. Через два года Павлов вернулся в Россию.

Многие исследования Павлова в 1880-х годах касались системы кровообращения. Наибольшего расцвета творчество Павлова достигло к 1879 г., когда он вплотную занялся исследованиями физиологии пищеварения, которые продолжались свыше 20 лет. В своей книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» Павлов рассказал о своих опытах и наблюдениях, о приемах работы. За этот труд он и получил в 1904 г. Нобелевскую премию.

Будучи от рождения левшой, как и его отец, Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей: никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент.

Преданность Павлова экспериментальной науке была всецелой. Его совершенно не интересовали бытовые условия жизни. В 1881 г. он женился, и его жене, Серафиме Васильевне, пришлось полностью взять на себя решение всех текущих проблем. Таково было взаимное соглашение, заключенное в самом начале супружества. Со своей стороны Павлов обязался никогда не пить, не играть в карты и ходить в гости или принимать гостей только в выходные дни. Его бескорыстная одержимость работой доходила до такой степени, что жене иной раз приходилось напоминать ему о получении жалования. Впрочем, жалование ученых в нашем отечестве никогда не было высоким. Долгие годы семья Павловых жила крайне стесненно. В 1884 году, когда Павлов работал над докторской диссертацией, родился первый ребенок. Хрупкий и болезненный младенец не сможет выжить, говорили врачи, если мать и ребенок не смогут отдохнуть за городом, в благоприятных условиях. Деньги на поездку пришлось занимать, однако было уже поздно: ребенок умер. Некоторое время Павлов вынужден был ночевать на койке в своей лаборатории, а жена и второй ребенок жили у родственников, ибо собственное жилье было не по карману. Группа студентов Павлова, зная о его финансовых затруднениях, передала ему деньги под предлогом покрытия расходов на демонстрации опытов.

Из этой суммы ученый не взял себе ни копейки, все потратил на своих лабораторных собак.

На протяжении всей своей научной деятельности Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на функционирование внутренних органов. В начале ХХ в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Открытие условных рефлексов, как и многие другие выдающиеся научные достижения, произошло, по мнению многих ученых, совершенно случайно, когда Павлов, исследуя работу пищеварительных желез, – для того, чтобы получить возможность собирать желудочный сок вне организма собаки, – воспользовался методом хирургического вмешательства. Павлов и его коллеги обнаружили, что если пища попадает в рот собаки, то начинает рефлекторно вырабатываться слюна. Когда собака просто видит пищу, то также автоматически начинается слюноотделение, но в этом случае рефлекс значительно менее постоянен и зависит от дополнительных факторов, таких, как голод или переедание. Суммируя различия между рефлексами, Павлов заметил, что «новый рефлекс постоянно изменяется и поэтому является условным».

Таким образом, один только вид и запах пищи действует как сигнал для образования слюны. «Любое явление во внешнем мире может быть превращено во временный сигнал объекта, стимулирующего слюнные железы, – писал Павлов, – если стимуляция этим объектом слизистой оболочки ротовой полости будет связана повторно… с воздействием определенного внешнего явления на другие чувствительные поверхности тела».

Пораженный ролью условных рефлексов в поведении, Павлов после 1902 г. сконцентрировал все свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. Тут необходимо отметить, что хотя исследования рефлекторной природы поведения по сути были психологическими, Павлов намеренно не вторгался в область психологии, постоянно подчеркивая их физиологический характер (своих сотрудников он даже штрафовал за использование психологической терминологии). В своих выступлениях он не раз склонял «несостоятельные психологические претензии». Он был знаком со структурной и функциональной психологией, но соглашался с Джемсом в том, что психология еще не достигла уровня подлинной науки.

Собственный подход он считал конструктивной альтернативой психологическим рассуждениям. В своей известной речи, произнесенной в Мадриде, он указывал: «Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мир и тем сразу и ярко осветит нашу столь таинственную природу, уяснит механизм и жизненный смысл того, что занимает человека все более, – его сознание, муки его сознания». В дальнейшем Павлов не раз подчеркивал социальную значимость исследования условных рефлексов, направленного на разработку точной науки о человеке, которая «выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений».

По иронии судьбы самое сильное влияние идеи Павлова оказали именно на психологию – то есть ту область, к которой он не особенно благоволил. Уже первые сведения о нем, дошедшие до западных психологов, получили широкий резонанс. На VI Международном психологическом конгрессе в Женеве (1909) прозвучало имя Павлова. Оно упоминалось неоднократно, однако не русскими участниками конгресса (они составляли небольшую группу во главе с Г.И. Челпановым), а американскими исследователями Р.Йерксом, М.Прайнсом, Ж.Лебом. Открытие условного рефлекса американские психологи восприняли как революцию с изучении поведения. В докладе Р.Йеркса «Научный метод в психологии животных» высказывалась уверенность, что новые научные устремления, среди выразителей которых первым назывался Павлов, позволят дать объективный анализ восприятию животных, их памяти, привычек и т. д. Заметим, что в этом же году Йеркс опубликовал на английском языке сводку работ павловской лаборатории, впервые познакомившую западного читателя с учением об условных рефлексах; это сыграло важную роль в разработке объективных методов в американской психологии. Методы Павлова предоставили психологической науке базовый элемент поведения, конкретную рабочую единицу, к которой могло быть сведено сложное человеческое поведение для его изучения в лабораторных условиях. Дж. Уотсон ухватился за эту рабочую единицу и сделал ее ядром своей исследовательской программы. Павлов был удовлетворен работами Уотсона, заметив, что развитие бихевиоризма в Соединенных Штатах является подтверждением его идей и методов. Не будет преувеличением сказать, что все поведенческое направление в психологии выросло из павловской рефлекторной теории. На протяжении десятилетий и западная, и отечественная психология развивалась именно в этом ключе. Ограниченность такого подхода выступила лишь по прошествии длительного времени, и было бы необоснованно с сегодняшних позиций упрекать в ней именно Павлова.

В советской науке условнорефлекторная теория была поднята на щит, поскольку в полной мере отвечала насущному социальному запросу. Принципы формирования «нового человека» как нельзя лучше выводились из приемов натаскивания павловских собак. Правда, сам ученый к большевистскому социальному экспериментированию относился резко критически, открыто заявляя, что для таких опытов он пожалел бы даже собаки. Как писал позднее академик Петр Капица, Павлов «без стеснения, в самых резких выражениях критиковал и даже ругал руководство, крестился у каждой церкви, носил царские ордена, на которые до революции не обращал внимания».

Сам Павлов писал: «В первые годы революции многие из почтенных профессоров лицемерно клялись в преданности и верности большевистскому режиму. Мне было тошно это видеть и слышать, так как я не верил в их искренность. Я тогда написал Ленину: «Я не социалист и не верю в Ваш опасный социальный эксперимент».

Ответ главы Совнаркома был неожиданным: он распорядился обеспечить Павлову все условия для научной работы, организовать (в голодном Петрограде!) питание подопытных собак. Совнарком принял по этому поводу особое постановление. (Рассказывают, что академик Алексей Крылов, встретив как-то Павлова на улице, с горькой иронией попросил взять его к себе в собаки.)

Академик Павлов считал своим долгом заступаться за несправедливо арестованных или осужденных людей. Иногда его заступничество спасало людям жизнь.

Резко критические обращения академика Павлова к властям представляют собой одни из самых замечательных документов эпохи. 21 декабря 1934 г., через 3 недели после убийства Кирова и начала новой волны репрессий, 85-летний ученый направляет в правительство обращение, в котором пишет: «Революция застала меня почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок дельной человеческой жизни именно 70 лет. И поэтому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: «Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена, а я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство». На меня поэтому не действовало ни приглашение в старую Чеку, правда, кончившееся ничем, ни угрозы при Зиновьеве в здешней «Правде»…

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками. Как это понимать? Пусть, может быть, это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему из зверя, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства. Не один же я так чувствую и думаю? Пощадите же родину и нас».

Когда 27 февраля 1936 г. ученого не стало, профессор медицины Дмитрий Плетнев (позднее оклеветанный и расстрелянный) дал в некрологе совсем неожиданную для той эпохи характеристику Ивана Петровича Павлова: «Он никогда, никогда, ни в молодости, ни в старости не лицемерил, не приспособлялся. Он глубоко презирал людей, которых историк эпохи Смутного времени охарактеризовал словами: «Телом и духом перегибательные».

В одной из биографических статей о Павлове можно найти довольно типичное для советской науки высказывание: «Учение И. П. Павлова до конца раскрыло тайну сказочной «души». Вот только вряд ли в это верил сам академик. По крайней мере, похоронить себя он завещал с полным соблюдением православного обряда.

Честный и здравомыслящий человек, Павлов много сделал для объяснения механизмов поведения, но никогда не претендовал на исчерпывающее толкование всей душевной жизни. Зато в этом преуспели его рьяные «последователи», попытавшиеся довести павловскую теорию до абсурдной крайности. В 1950 г. состоялась научная сессия АН и АМН СССР, посвященная учению Павлова (в дальнейшем ей присвоили название «павловской»). На сессии были сделаны два главных доклада. С ними выступили академик К.М. Быков и профессор А.Г. Иванов-Смоленский. С этого момента они обрели статус верховных жрецов культа Павлова. Всем было ясно, чья могущественная рука подсадила их на трибуну сессии. Уже не было необходимости сообщать, что доклады одобрены ЦК ВКП(б). Это разумелось само собой – на основе учета опыта августовской сессии ВАСХНИЛ, где информация об одобрении ЦК была сообщена Т. Д. Лысенко уже после того, как некоторые выступавшие в прениях неосторожно взяли под сомнение непогрешимость принципов «мичуринской» биологии. Подобного на «павловской» сессии дожидаться не стали, и начались славословия в адрес главных докладчиков, «верных павловцев», наконец, якобы открывших всем глаза на это замечательное учение.

Сессия с самого начала приобрела антипсихологический характер. Идея, согласно которой психология должна быть заменена физиологией высшей нервной деятельности, а стало быть, ликвидирована, в это время не только носилась в воздухе, но уже и материализовалась. Так, например, ленинградский психофизиолог М.М. Кольцова заняла позицию, отвечавшую санкционированным свыше указаниям: «В своем выступлении на этой сессии профессор Теплов сказал, что, не принимая учения Павлова, психологи рискуют лишить свою науку материалистического характера. Но имела ли она вообще такой характер? С нашей точки зрения, данные учения о высшей нервной деятельности игнорируются психологией не потому, что это учение является недостаточным, узким по сравнению с областью психологии и может объяснить лишь частные, наиболее элементарные вопросы психологии. Нет, это происходит потому, что физиология стоит на позициях диалектического материализма; психология же, несмотря на формальное признание этих позиций, по сути дела, отрывает психику от ее физиологического базиса и следовательно, не может руководствоваться принципом материалистического монизма».

Что означало в те времена отлучение науки от диалектического материализма? Тогда было всем ясно, какие могли быть после этого сделаны далеко идущие «оргвыводы». Впрочем, и сама Кольцова предложила сделать первый шаг в этом направлении: «Надо требовать с трибуны этой сессии, чтобы каждый работник народного просвещения был знаком с основами учения о высшей нервной деятельности, для чего надо ввести соответствующий курс в педагогических институтах и техникумах наряду, а может быть, вместо курса психологии».

Перед историками психологии не раз ставились вопросы, связанные с оценкой этого периода ее истории. Причины «павловской» сессии? Очевидно, проблему надо поставить в широкий исторический контекст. В конечном счете, это была одна из многих акций, которые развертывались в этот период, начиная с 30-х годов и почти до момента смерти Сталина, по отношению к очень многим наукам. Это касалось педологии и психотехники, еще раньше – философии. Такие кампании были и в литературоведении, языкознании, в политэкономии. Особо жесткий характер это приобрело в биологии. Таким образом определялась позиция каждой науки на путях ее бюрократизации и выделения группы неприкасаемых лидеров, с которыми всем и приходилось в дальнейшем иметь дело как с единственными представителями «истинной» науки. Происходила канонизация этих «корифеев», как был канонизирован «корифей из корифеев» Сталин. А так как они признавались единственными держателями «истины», то ее охрану обеспечивал хорошо налаженный командный, а в ряде случаев и репрессивный аппарат. Поэтому речь идет об общем процессе. Впрочем, иначе и быть не могло. Было бы, в самом деле, странно, если бы все это произошло именно и только с психологией.

Но неужели психологи не могли решительно протестовать против вульгаризаторского подхода к психологии, закрывавшего пути ее нормального развития и ставившего под сомнение само ее существование? Почему все на сессии клялись именами Сталина, Лысенко, Иванова-Смоленского, а не только именем Павлова?

Современникам просто невозможно представить себе грозную ситуацию тех лет. Любая попытка прямого протеста и несогласия с утвержденной идеологической линией сессии двух академий была чревата самыми серьезными последствиями, включая прямые репрессии. И все-таки поведение психологов на сессии нельзя считать капитулянтским. Их ссылки на имена тогдашних «корифеев» были не более как расхожими штампами, без которых не обходилась тогда ни одна книга или статья по философии, психологии, физиологии (иначе они просто не увидели бы света). Вместе с тем, если внимательно прочитать выступления психологов, их тактику можно не только понять, но и вполне оценить, разумеется, если не подходить к ней с позиций сегодняшнего дня.

Конечно, сейчас тяжело перечитывать самообвинения и «разбор» книг чужих и собственных со скрупулезным высчитыванием, сколько раз на их страницах упоминалось имя Павлова, а сколько раз оно отсутствовало. Нельзя отрицать, что психология фактически привязывалась к колеснице победителей – физиологии ВНД. Однако цель оправдывала средства. На сессии психология отстаивала свое право на существование, которое оказалось под смертельной угрозой. Во время одного из заседаний Иванов-Смоленский получил и под хохот зала зачитал записку, подписанную так: «Группа психологов, потерявших предмет своей науки». Но если бы такое было сказано в резолюции сессии, то это означало бы ликвидацию психологии как науки. Поэтому пафос выступлений психологов сводился к отстаиванию предмета своей науки. И признание «ошибок» лидерами психологической науки сегодня не должно вызывать никаких иных эмоций, кроме сочувствия и стыда за прошлое науки. Едва ли справедливо бросать камень в тех, кто перед лицом упразднения целой отрасли знания каялся «галилеевым покаянием».

Менее всего есть основания считать, что сложившаяся ситуация отвечала генеральной линии развития павловского учения и позициям самого Павлова. Надо иметь в виду, что сам Павлов, недолюбливавший психологов, тем не менее считал, что психология и физиология идут к одной цели разными путями. Примечательно, что он приветствовал открытие психологического института в Москве, а уже при советской власти приглашал его изгнанного директора, профессора Г. И. Челпанова на работу в свою лабораторию. Поэтому нельзя рассматривать «павловизацию» психологии со всеми ее драмами и курьезами (к примеру, попытки строить обучение школьников, ориентируясь на механизмы выработки условных рефлексов) как запоздалый результат каких-то волеизъявлений великого ученого. Надо сказать, что к концу жизни с ним вообще не очень-то считались. Он был нужен и полезен как икона и предпочтительнее мертвый, чем живой.

На протяжении долгого времени сохранялся миф о якобы благотворном влиянии «павловской» сессии на развитие психологической науки. Историю психологии, как и предполагал К.М. Быков, делили лишь на два перида: «допавловский» и «павловский». Лишь с конца 50-х годов крайности антипсихологизма «павловской» сессии стали постепенно преодолеваться. Хотя надо признать, что они не изжиты до сих пор. Так, единственный для многих источник научных представлений о душевной жизни – современный школьный учебник «Человек» – фактически всецело трактует психику как систему рефлексов. Однако современный этап развития отечественной психологии все же можно назвать скорее «послепавловским».

Так или иначе, сам академик Павлов был и остается великим ученым, разгадавшим многие тайны поведения. Не его вина, что его имя начертали на своих знаменах научные погромщики. Павлов поистине выше упреков и не нуждается в защите и оправдании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1849

1849 Серый, блеклый, пустой год. Господи, до каких же

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ

АЛЕКСАНДР ПАВЛОВ * * * Еще не раз мы зиму подождем,еще не раз покинут осень утки.Осыплет снегом, обольет дождеми просквозит на бортовой попутке.Земля кругла, что колесо под нами. Туманистая, в росплесках дорог.В одном краю бесчинствует цунами,в другом — от зноя плавится

Виктор ПАВЛОВ

Виктор ПАВЛОВ В. Павлов родился 6 октября 1940 года в Москве. Его родители были сибиряками, жили в Чите: отец работал инженером, мать — врачом. Осенью 40-го они специально переехали в Москву, чтобы их ребенок родился именно здесь — в роддоме имени Грауэрмана на Арбате.В Москве

Виктор ПАВЛОВ

Виктор ПАВЛОВ Павлов стал актером именно благодаря любви. Когда он учился в школе рабочей молодежи, то был влюблен в девушку, которая не только буквально бредила театром, но и сама занималась в театральной студии в Доме учителя (руководил студией актер МХАТа Владимир

ПАВЛОВ Виктор

ПАВЛОВ Виктор ПАВЛОВ Виктор (актер театра, кино: «На семи ветрах» (Митя Огольцов), «Когда деревья были большими» (почтальон) (оба – 1962), «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965; студент с «больным» зубом), т/ф «Майор Вихрь» (1967; советский разведчик Коля), «На войне как

Митя Павлов

Митя Павлов Где-то в Ельце умер от тифа Митя Павлов, земляк мой, рабочий из Сормова. В 905-м году, во дни Московского восстания, он привез из Петербурга большую коробку капсюлей гремучей ртути и пятнадцать аршин бикфордова шнура, обмотав его вокруг груди. От пота шнур разбух

Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович (1849—1936) Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности Первый российский Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи,

1849 ГОД

1849 ГОД Начало весны.С появлением первых оттепелей здоровье Гоголя ухудшается. Он становится «задумчивее, вялее, и хандра очевидно стала им овладевать».«Записки», II, стр. 223.19 марта.День, который Гоголь считал днем своего рождения, он проводит у Аксаковых и обедает у них

ПАВЛОВ

ПАВЛОВ Ефиму Ивановичу Смирнову дружески посвящаю свой труд. Он был до некоторой степени левшой. Только до некоторой степени. Взявшись левой рукой за скальпель или пинцет, он тут же отдергивал ее, чтобы уступить первенство правой. Проходило немного времени, и неизменно

Виталий Павлов

Виталий Павлов Автора записок генерал-лейтенанта в отставке Павлова В.Г. считают человеком, оставившим заметный след в истории советской внешней разведки.Виталий Григорьевич Павлов родился в 1914 году в г. Барнаул.Во внешней разведке прослужил полвека — с 1938 но 1988 год.В

ПАВЛОВ И ИСКУССТВО

ПАВЛОВ И ИСКУССТВО М. В. ДОБУЖИНСКИЙ Об И. П. ПавловеКогда наступало первое тепло, не было дня с самого моего ран него детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад Медицин ской академии. Этот старый, тенистый сад скрывался за ака демическим зданием с круглым куполом и

ПАВЕЛ ПАВЛОВ

ПАВЕЛ ПАВЛОВ Генерал долго сидел в кресле, похрустывая пальцами. Потом решительно потянулся к золоченому письменному прибору. Тонкое перо вывело первые строки прошения на «высочайшее имя». Не раз «высочайшая рука» жаловала его ценными подарками. Да и наместник Кавказа

ИВАН ПАВЛОВ

ИВАН ПАВЛОВ Среди широкой степи, близ железной дороги, по которой уходит вдаль бронепоезд, стоит серебристый самолет. На его крыльях алеют пятиконечные звезды, но на фюзеляже выделяется свежая надпись на французском языке — «Vieux ami» («Старый друг»), У самолета — летчик в

И. П. Павлов

И. П. Павлов В тоталитарных странах любят создавать авторитеты. Если из рабочей среды можно просто, ткнув наугад пальцем, выбрать Стаханова или Марию Демченко, то в науке желательно выбрать личность, всемирно известную. Выбор властей пал на И. П. Павлова, лауреата

М.

Г. Павлов

М. Г. Павлов В одном из писем тетке Марии Акимовне Шан-Гирей Лермонтов упоминает инспектора Павлова[340]. «Я продолжал подавать сочинения мои Дубенскому[341], – пишет Лермонтов-пансионер, – а Геркулеса и Прометея взял Инспектор, который хочет издавать журнал, Каллиопу

Теория личности Ивана Павлова / личность

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) Прежде всего, он известен как инициатор парадигмы классической обусловленности, также называемой «павловской». Тем не менее, Павлов и его последователи внесли другой значительный вклад в психологию, такую ​​как их типология личности, основанная на исследовании нервной системы..

В этой статье мы опишем 4 типа личности, которые существуют согласно теории Павлова, а также основные понятия этой модели, наиболее важные из которых связаны с основными нервными процессами (возбуждение и торможение) и их свойствами, которые определяют поведенческие различия между людьми.

  • Статья по теме: «Основные теории личности»

Теория личности Павлова

Павлов развил свою теорию о личности через эксперименты, которые он провел в своей лаборатории. Именно этот автор исследовали обучение рефлекторных реакций путем кондиционирования с помощью собак в качестве экспериментальных предметов; в отношении этих животных особенно хорошо известны исследования Павлова о слюноотделении..

В отличие от других современных моделей личности, среди которых выделяется психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, теория Павлова не только фокусируется на описании психологических различий между людьми, но также пытается объяснить их посредством изучения деятельность нервной системы, которая порождает темперамент, основа личности.

Вот почему предложение Павлова о личности основано на биологических теориях, в которых для объяснения индивидуальных различий используются конструкции, связанные с биологией. Соматические типологии Кречмера и Шелдона, френология Галла или более современные модели, такие как модели Эйзенка, Грея или Цукермана, являются частью той же категории. .

  • Может быть, вам интересно: «Различия между личностью, темпераментом и характером»

Нервные процессы и их свойства

Типология личности Павлова вытекает из его гипотез об основных свойствах нервной системы. В этом смысле важно учитывать два физиологических процесса, возбуждение и торможение, а также его три основных свойства: сила, баланс и мобильность.

Возбудительные и тормозные нервные процессы происходят независимо, хотя они взаимодействуют, вызывая различные состояния корковой активности в зависимости от степени преобладания каждого из них. Определение этих понятий похоже на то, что мы используем в настоящее время, когда говорим о симпатической и парасимпатической нервной системе..

Павлов заявил, что Межиндивидуальные различия в поведении объясняются свойствами процессов возбуждающий и тормозящий каждого человека (или животного). Он говорил о «силе» для обозначения общей работоспособности нейронов, «баланса» между возбуждением и торможением и «подвижности» или скорости этих процессов. .

Сила, равновесие и подвижность были бы наиболее важными свойствами, но Павлов также описал облучение или распространение процесса в других областях нервной системы и концентрацию его в данной области. Позже его ученик Владимир Небылицын добавил четвертое свойство: динамизм или скорость формирования рефлекса..

  • Статья по теме: «Иван Павлов: биография этого эталона бихевиоризма»

4 типа нервной системы

По словам Павлова, характеристики основных нервных процессов у конкретного человека определяют тип деятельности его нервной системы, а следовательно, и его темперамент. Эти биологические черты станут основой личности; взаимодействие с факторами окружающей среды приведет к различиям в поведении между людьми.

Критерии, которые использовал Павлов для своей классификации, были совершенно произвольными. Сначала он разделил собак на две группы в зависимости от того, была ли его нервная система сильной или слабой. Затем он разделил форты в зависимости от того, были ли они сбалансированы или нет; Наконец, он создал категории «сильный-сбалансированный-медленный» и «сильный-сбалансированный-импульсивный».

1. Сильный и несбалансированный

Этот тип темперамента характеризуется отсутствие баланса между процессами возбуждения и торможения; поэтому существует тенденция к появлению физиологических состояний, в которых одно из двух преобладает очень.

Мы можем связать сильную и неуравновешенную личность (или импульсивность) с гневным темпераментом типологии юмора Галена, греческого врача, который жил во втором веке нашей эры. и в котором Павлов был вдохновлен. В модели Einsenck PEN это было бы сопоставимо с высоким уровнем экстраверсии и низкой эмоциональной стабильностью..

2. Сильный, сбалансированный и медленный

В этом случае нейроны обладают хорошей работоспособностью, и баланс между возбуждением и торможением является адекватным, но скорость инициирования и прекращения этих процессов низкая. Сильно-сбалансированный-медленный тип соответствует интроверсии и эмоциональной устойчивости в модели Айзенка, и с флегматическим типом Галена.

3. Сильный, сбалансированный и импульсивный

В отличие от предыдущего типа, в сильно-сбалансированно-импульсном типе скорость процессов возбуждения и торможения высока. Следуя классификации Галена, мы поговорим о спокойном темпераменте, и у Айзенка эти люди будут иметь высокую степень экстраверсии и эмоциональной стабильности.

4. Слабый

Четвертый тип эквивалентен флегматическому темпераменту Галена и будет представлять интроверсию и эмоциональную нестабильность в модели Эйзенка. Павлов определяет это просто как низкая работоспособность клеток нервной системы.

Теория Ивана Павлова

Введение в Ивана Павлова и его теорию

Иван Павлов, выдающийся деятель в области психологии, представил теорию, которая произвела революцию в нашем понимании обучения и поведения. Родившийся в 1849 году в России, Павлов сначала занимался медициной, прежде чем обратил свое внимание на увлекательную область психологии. Он широко известен своими новаторскими исследованиями в области классической физической подготовки, которые оставили неизгладимый след в этой области.

Теория Павлова, которую часто называют павловским обусловливанием, основывается на концепции ассоциативного обучения. Он стремился изучить, как организмы, в том числе люди, приобретают новое поведение и реакции посредством повторяющихся ассоциаций между стимулами.

В его экспериментах в основном участвовали собаки, но открытые им принципы имеют далеко идущие последствия для понимания человеческого поведения.

Классическое обусловливание, основа теории Павлова, включает сочетание нейтрального стимула с безусловным для получения условной реакции. В одном из своих знаменитых экспериментов Павлов наблюдал, что у собак естественно выделялось слюноотделение, когда им давали пищу — безусловный раздражитель. Однако благодаря повторяющимся сочетаниям нейтрального стимула, такого как звонок, с едой собаки в конечном итоге начали ассоциировать звонок с прибытием еды.

В результате у них началось слюноотделение при одном только звонке, даже в отсутствие еды. Эта условная реакция демонстрировала образование новой связи между нейтральным раздражителем и безусловным раздражителем.

Исследование классического обусловливания, проведенное Павловым, пролило свет на основные механизмы обучения и предоставило основу для понимания того, как стимулы окружающей среды могут формировать наше поведение и реакции. Эта теория имеет применение не только в психологии, но и в различных областях, включая образование, маркетинг и терапию.

Хотя теория Павлова оказала большое влияние на область психологии, важно отметить, что она не лишена критических замечаний и ограничений. Современные взгляды на его работу расширились, признавая роль когнитивных процессов и индивидуальных различий в обусловленности. Тем не менее, вклад Павлова остается основополагающим для изучения обучения и поведения, а его теория продолжает оставаться неотъемлемой частью учебной программы для большинства студентов, изучающих психологию.

Поняв основы теории Павлова, мы сможем глубже проникнуть в сложные механизмы поведения людей и животных и получить ценную информацию о сложной природе наших процессов обучения.

«Физиология, наконец, получила контроль над нервами, которые стимулируют желудочные железы и поджелудочную железу». — Иван Павлов

 

Фонд им. Павлова с Теория

Классическая обусловленность является основой новаторской теории Павлова, которая оказала глубокое влияние на область психологии. Эта фундаментальная концепция вращается вокруг процесса обучения посредством ассоциаций между стимулами, проливая свет на то, как организмы, в том числе люди, приобретают новое поведение и реакции. Обширные исследования Павлова в области классического обусловливания, часто называемого павловским обусловливанием, оставили неизгладимый след в нашем понимании поведения человека и животных.

По своей сути классическое обусловливание включает сочетание нейтрального стимула с безусловным для получения условной реакции. Чтобы понять этот процесс, рассмотрим один из примечательных экспериментов Павлова с собаками. Он заметил, что у собак естественным образом выделяется слюна в ответ на безусловный раздражитель.

Однако в результате повторяющихся сочетаний нейтрального стимула, такого как звук колокольчика, с подачей еды собаки начали ассоциировать звонок с неизбежным прибытием еды. Следовательно, у них развилась условная реакция: слюноотделение происходило при одном только звуке колокольчика, даже при отсутствии самой пищи. Эта условная реакция демонстрировала образование новой связи между первоначально нейтральным раздражителем (звонок) и безусловным раздражителем (еда).

Классическое обусловливание, установленное Павловым, раскрывает глубокое влияние стимулов окружающей среды на наше поведение и реакцию. Значение теории выходит за рамки психологии, проникая в различные области, такие как образование, маркетинг и терапия. Понимая основы классической обусловленности, мы можем получить ценную информацию о сложных процессах, лежащих в основе обучения и поведения.

Стоит отметить, что, хотя теория классического обусловливания Павлова внесла значительный вклад в психологию, она не лишена критических замечаний и ограничений. Современные взгляды на его работу еще больше расширились, подчеркнув роль когнитивных процессов и индивидуальных различий в обусловленности.

Тем не менее, основные принципы классического обусловливания остаются ключевыми для изучения поведения человека и животных, выступая в качестве важнейшего компонента большинства учебных программ по психологии. Постигая суть классического обусловливания, учащиеся отправляются в путь понимания, что позволяет им разгадать сложности процессов обучения и раскрыть глубокие механизмы, формирующие наше поведение и реакции.

Теория Ивана Павлова

Эксперимент Павлова: Понимание основ

Один из ключевых экспериментов, заложивших основу классического обусловливания, был проведен известным исследователем в области психологии. Это новаторское исследование, которое часто называют типичным примером классического обусловливания, выявило ключевое понимание того, как организмы учатся посредством ассоциаций между стимулами. В эксперименте участвовали собаки, и его результаты пролили свет на фундаментальные принципы, лежащие в основе теории Павлова.

В этом основополагающем эксперименте исследователь предъявлял собакам нейтральный раздражитель, такой как звук колокольчика, и одновременно вводил безусловный раздражитель — пищу. Естественно, собаки реагировали слюноотделением в присутствии пищи, реакция, известная как безусловная реакция.

С помощью повторяющихся сочетаний звонка и еды исследователь стремился установить связь между двумя стимулами.

Со временем произошла замечательная трансформация. Звонок, изначально нейтральный раздражитель, у собак стал ассоциироваться с скорым прибытием еды. В результате звук колокольчика сам по себе стал вызывать реакцию, аналогичную первоначальному слюноотделению, вызванному едой.

Эта заученная реакция, известная как условная реакция, продемонстрировала формирование ассоциации между ранее нейтральным раздражителем (звонок) и безусловным раздражителем (еда).

Эксперимент Павлова дал четкую иллюстрацию классического обусловливания в действии. Он продемонстрировал, как нейтральный стимул может приобретать способность вызывать ответ посредством повторных сочетаний с биологически значимым стимулом.

В исследовании подчеркивается важность временной смежности — тесной близости во времени между нейтральным и безусловным раздражителями — для успешного формирования условного рефлекса.

Этот эксперимент служит ключевым примером поведенческой психологии, поскольку он заключает в себе основные принципы классического обусловливания. Понимая основы эксперимента Павлова, учащиеся получают ценную информацию о сложном процессе обучения посредством ассоциативных ассоциаций. Это прокладывает путь для дальнейшего изучения сложностей классического обусловливания и его применения в различных областях психологии.

Компоненты классического кондиционирования

Чтобы понять тонкости классического обусловливания, необходимо понимать его ключевые компоненты: безусловный раздражитель (УС), условный раздражитель (УС) и условный ответ (УР). Эти компоненты образуют строительные блоки влиятельной теории Павлова, освещая механизмы, с помощью которых организмы учатся через ассоциации между стимулами.

Безусловный раздражитель (БС) относится к раздражителю, который естественным образом и автоматически вызывает реакцию без предварительного обусловливания. В экспериментах Павлова США обычно представляли собой биологически значимый стимул, такой как пища, которая вызывала у испытуемых безусловный ответ (УР). Безусловный ответ является врожденной и рефлекторной реакцией, которая возникает без предварительного обучения.

Условный раздражитель (УС), с другой стороны, начинается как нейтральный раздражитель, который не вызывает конкретной реакции. Однако при повторных сочетаниях с безусловным раздражителем нейтральный раздражитель приобретает способность вызывать реакцию. Эта выученная ассоциация между условным раздражителем и безусловным раздражителем является основой классического обусловливания.

Когда условный раздражитель надежно предсказывает предъявление безусловного раздражителя, он вызывает реакцию, сходную с безусловной реакцией. Этот приобретенный ответ известен как условный ответ (CR).

Условная реакция – это заученная реакция, возникающая в ожидании условного раздражителя даже в отсутствие безусловного раздражителя.

Например, представьте себе эксперимент с собакой, в котором звонок (CS) неоднократно сочетается с едой (US). Первоначально звонок не вызывает особого отклика. Однако в результате повторяющихся спариваний звонок у собаки начинает ассоциироваться с едой.

В конце концов, у собаки начинает выделяться слюна (CR) в ответ только на звонок, даже когда еды нет. Понимание компонентов классического обусловливания позволяет нам понять сложный процесс обучения через ассоциации.

Осознавая роли безусловного стимула, условного стимула и условной реакции, учащиеся получают представление о том, как новые модели поведения и реакции приобретаются и формируются посредством условного рефлекса. Эти компоненты служат фундаментом в изучении классического обусловливания и обеспечивают прочную основу для дальнейшего изучения сложностей обучения и поведения.

Классическое обусловливание Павлова

Исследование динамики обусловливания

В области классической обусловленности два важных явления проливают свет на динамику обучения и поведения: угасание и спонтанное восстановление. Понимание этих компонентов расширяет наше понимание того, как условные реакции могут ослабевать и со временем потенциально появляться снова.

Угасание происходит, когда условная реакция постепенно ослабевает и в конечном итоге исчезает из-за отсутствия безусловного раздражителя. Другими словами, когда условный раздражитель (УС) неоднократно предъявляется без последующего безусловного раздражителя (УС), выученная ассоциация ослабевает, и условная реакция (УР) постепенно угасает.

Этот процесс угасания раскрывает изменчивую природу условных реакций, указывая на то, что они не являются постоянными, но могут изменяться и в конечном итоге исчезать.

Однако даже после вымирания остается возможность спонтанного восстановления.

Спонтанное восстановление означает повторное появление ранее погашенной условной реакции, хотя и в более слабой степени, после периода отдыха или временной задержки. Это явление предполагает, что заученная ассоциация, хотя и ослабевает, не полностью стирается, а скорее дремлет.

Это означает, что первоначальная связь между условным раздражителем и условной реакцией может возобновляться при определенных обстоятельствах.

Изучение динамики угасания и спонтанного восстановления в рамках классического обусловливания раскрывает сложную природу обучения и поведения. Эти явления демонстрируют, что условные реакции подвержены изменениям и что процесс приобретения и модификации ассоциаций является динамичным и непрерывным.

Студенты, изучающие психологию, получат пользу от понимания компонентов угасания и спонтанного восстановления, поскольку они углубят свое понимание сложностей, связанных с обусловливанием. Признавая, что условные реакции могут быть ослаблены в результате угасания, но могут вновь проявиться в результате спонтанного восстановления, учащиеся получают ценную информацию о тонкостях процессов обучения и адаптивной природе поведения.

Изучение этой динамики расширяет наше понимание классической обусловленности и ее последствий в различных сценариях реального мира.

Собака Павлова

Обобщение и различение: тонкая грань в павловском обусловливании ализацию и дискриминацию — играют решающую роль в понимании границы выученных ответов. Эти компоненты проливают свет на тонкий баланс между расширением условных реакций на сходные стимулы и дифференциацией между конкретными стимулами.

Генерализация возникает, когда условная реакция, первоначально вызванная определенным условным раздражителем (УС), также вырабатывается в присутствии сходных раздражителей, которые имеют некоторые общие черты с исходным УС. Это обобщение происходит потому, что организм научился ассоциировать исходную СУ с безусловным раздражителем (БС) и впоследствии переносит эту ассоциацию на аналогичные раздражители.

Чем шире обобщение, тем более похожими воспринимаются организмом стимулы. Обобщение допускает адаптивное поведение, поскольку оно позволяет переносить выученные реакции на новые ситуации.

С другой стороны, различение включает в себя способность различать раздражители и избирательно реагировать на определенный условный раздражитель. Дискриминация происходит, когда организм учится реагировать на один конкретный стимул, удерживая ответ в присутствии других стимулов, которые каким-то образом отличаются. Дискриминация отражает способность обнаруживать тонкие различия в стимулах и целенаправленно реагировать на них.

Понимание тонкой грани между обобщением и различением имеет решающее значение в павловском обусловливании. В то время как обобщение позволяет гибко реагировать на сходные стимулы, различение помогает организмам уточнять свои ответы и избирательно реагировать на определенные сигналы. Нахождение правильного баланса между обобщением и различением жизненно важно для адаптивного поведения и эффективного обучения.

Любой, кто изучает психологию, может извлечь пользу из понимания компонентов обобщения и различения в классической обусловленности. Понимая, как организмы обобщают ответы на сходные стимулы и различают разные стимулы, учащиеся получают представление о сложностях павловского обусловливания.

Эти компоненты освещают тонкую динамику обучения и поведения, подчеркивая тонкое взаимодействие между расширением ассоциаций и оттачиванием избирательных ответов. Изучение этой тонкой грани способствует нашему пониманию того, как организмы ориентируются в окружающей среде и адаптируются к различным раздражителям.

 

Применение теории Павлова в психологии и за ее пределами

Компоненты классического обусловливания выходят за рамки теоретических построений, находя практическое применение в различных областях, как в области психологии, так и за ее пределами. Новаторская теория Павлова породила новаторские идеи и приложения, которые проникли во многие области, сделав ее краеугольным камнем научного понимания и практической реализации.

В области психологии классическое обусловливание использовалось в терапевтических вмешательствах. Благодаря процессу, известному как систематическая десенсибилизация, люди с фобиями или тревожными расстройствами могут постепенно преодолевать свои страхи.

Этот терапевтический подход включает воздействие на человека иерархии стимулов, вызывающих страх, с одновременным применением техник релаксации. Сочетая опасные стимулы с состоянием расслабления, можно сформировать новую условную реакцию, ведущую к снижению тревоги или фобических реакций.

Специалисты по маркетингу и рекламе также извлекли выгоду из классических принципов кондиционирования. Сочетая продукты или бренды с положительными стимулами, такими как привлекательные модели, увлекательная музыка или привлекательная обстановка, они стремятся создать положительные ассоциации и вызвать желаемую реакцию у потребителей.

Это стратегическое использование классического обусловливания может формировать предпочтения потребителей, повышать узнаваемость бренда и влиять на решения о покупке.

Кроме того, классическое обусловливание нашло применение в образовании. Учителя используют различные методы для облегчения обучения, создавая ассоциации между нейтральными стимулами и значимым содержанием. Например, использование мнемонических приемов, таких как аббревиатуры или яркие образы, может помочь в сохранении памяти и воспроизведении. Эти методы используют силу кондиционирования для улучшения результатов обучения и содействия приобретению знаний.

Помимо психологии, классические принципы обусловливания проникли в самые разные области, включая дрессировку животных, спорт и даже политику. Дрессировщики животных используют методы кондиционирования, чтобы научить животных новому поведению или изменить существующее. В спорте тренеры используют методы кондиционирования, чтобы связать определенные стимулы, такие как свист или определенный жест, с желаемыми реакциями спортсмена.

Политики часто используют классические стратегии обусловливания, чтобы ассоциировать себя с положительными стимулами, такими как патриотические символы или запоминающиеся лозунги, стремясь вызвать положительную реакцию избирателей.

Понимание практического применения теории Павлова в психологии и за ее пределами позволяет учащимся оценить всестороннее влияние классического обусловливания. Узнавая, как эта теория используется в терапевтических условиях, маркетинговых стратегиях, образовательных подходах и различных других областях, студенты получают целостное понимание актуальности и универсальности классических принципов обусловливания.

Эти знания позволяют им критически анализировать и применять эти концепции в реальных сценариях, прокладывая путь к инновационному решению проблем и дальнейшему прогрессу в различных областях.

 

Теория обучения Павлова

Критика и современные взгляды на теорию Павлова психологии, она не лишена справедливой доли критики и развивающиеся перспективы. Как и в случае с любой научной теорией, критическая оценка и продолжающиеся исследования привели к появлению альтернативных точек зрения и усовершенствований исходной концепции.

Одна критика теории Павлова относится к ее акценту на пассивной природе организма в процессе обучения. Некоторые утверждают, что классическое обусловливание упускает из виду активную роль когнитивных процессов, таких как внимание, память и ожидание, в формировании поведения.

Современные взгляды, такие как когнитивно-поведенческие подходы, подчеркивают взаимодействие между когнитивными факторами и процессами обусловливания, обеспечивая более полное понимание того, как происходит обучение.

Другая критика связана с обобщаемостью классических принципов обусловливания для разных видов и контекстов. Критики утверждают, что животные и люди могут демонстрировать уникальные модели обучения и предпочтения, которые не могут быть полностью объяснены теорией Павлова.

Изучение индивидуальных различий и культурных влияний пролило свет на сложности обучения и поведения, ставя под сомнение представление об универсальном подходе к кондиционированию.

Кроме того, современные перспективы расширили теорию Павлова, введя такие понятия, как обусловленность более высокого порядка и биологические ограничения.

Обусловливание более высокого порядка относится к процессу, при котором условный раздражитель ассоциируется с новым нейтральным раздражителем, что еще больше расширяет диапазон раздражителей, которые могут вызывать условные реакции. Биологические ограничения подчеркивают идею о том, что определенные ассоциации легче сформировать из-за врожденной предрасположенности или ограничений, налагаемых биологией организма.

Необходимо признать, что научные теории, включая теорию Павлова, подлежат проверке и пересмотру. Принимая во внимание критику и учитывая современные точки зрения, мы можем развить более тонкое понимание сильных и слабых сторон классического обусловливания как основы для объяснения обучения и поведения.

Эта критическая оценка побуждает к дальнейшим исследованиям и разработке новых теорий, которые охватывают более широкий спектр факторов и учитывают сложности, присущие изучению психологии.

Краткое изложение жизни Павлова

Часто задаваемые вопросы о теории Павлова

Q1: Кто такой Иван Павлов?

Иван Павлов был известным русским психологом, внесшим значительный вклад в область психологии своими исследованиями условных рефлексов.

Q2: Что такое условные рефлексы?

Условные рефлексы — это выученные реакции. Павлов в своих экспериментах продемонстрировал, что эти реакции развиваются, когда нейтральный стимул последовательно сочетается со стимулом, который естественным образом вызывает реакцию.

Q3: Что такое безусловный рефлекс?

Безусловный рефлекс – это естественная автоматическая реакция на раздражитель. В опытах Павлова безусловным рефлексом было слюноотделение собак в ответ на вид или запах пищи.

Q4: Как эмоциональные реакции вписываются в теорию Павлова?

Теория Павлова предполагает, что эмоциональные реакции также могут быть обусловлены. Это означает, что наши эмоциональные реакции на определенные раздражители могут формироваться и находиться под влиянием нашего прошлого опыта и ассоциаций.

В5: Можете ли вы объяснить классический процесс обусловливания?

Классический процесс обусловливания, описанный Павловым, включает сочетание нейтрального стимула с безусловным стимулом, который естественным образом вызывает реакцию. Со временем нейтральный стимул сам по себе может вызвать ту же реакцию. Это было показано в опытах Павлова с собаками, где звук колокольчика (нейтральный раздражитель) сочетался с предъявлением пищи (безусловный раздражитель). В конце концов, у собак началось выделение слюны (реакция) только на звук колокольчика.

Q6: Какова была работа Павлова над пищеварительными железами?

Работа Павлова над пищеварительными железами собак привела его к открытию условного рефлекса. Он заметил, что у собак начиналось выделение слюны не только при виде еды, но и при виде человека, который обычно их кормил. Это наблюдение легло в основу его опытов над условными рефлексами.

В7: Как Павлов продемонстрировал слюноотделение у собак?

Павлов продемонстрировал слюноотделение у собак в серии экспериментов, в которых он сочетал звук колокольчика с подачей еды. Со временем собаки начали ассоциировать колокольчик с едой и начинали выделять слюну при звуке колокольчика, даже когда еда не подавалась.

Признание и высокая оценка работы Ивана Павлова
  1. Джон Б. Уотсон: американский психолог, известный своим вкладом в бихевиоризм и подчеркиванием важности исследований Павлова в формирование области психологии.
  2. Б. Ф. Скиннер: Влиятельный психолог, который развил принципы оперантного обусловливания, признав основополагающую работу Павлова источником вдохновения.
  3. Эдвард Л. Торндайк: американский психолог, признавший исследования Павлова значительным достижением в понимании принципов обучения и поведения.
  4. Мэри Кавер Джонс: американский психолог, получивший признание за свою работу в области поведенческой терапии, которая высоко оценила вклад Павлова в понимание процессов обусловливания и их применения.
  5. Роберт А. Рескорла: современный психолог, известный своими исследованиями классического обусловливания, который опирался на работу Павлова и еще больше усовершенствовал понимание принципов обусловливания.

Бесплатный очерк: Вклад Ивана Павлова в психологию — 403 слова

403 Слова

Грамматика

Плагиат

Письмо

Оценка

Вклад Ивана Павлова в психологию

Вклад Ивана Павлова в психологию
Блейк Браффорд
Подготовлено для мистера Джонса
Средняя школа Постон-Бьютт
18 ноября 2011 г.

Иван Петрович Павлов родился в России в очень религиозной семье. Он учился в школе в семинарии, но бросил учебу и посвятил свою жизнь науке. Он учился в Санкт-Петербургском университете, а затем стал заведующим кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины. При жизни Павлов был награжден двумя золотыми медалями и Нобелевской премией за свою работу. «Несмотря на то, что казалось, что он был лично противником коммунизма, его известность была такова, что советское правительство построило специальную исследовательскую лабораторию для его исследований в 1919 году. 35.» («Возраст мудреца», н.д.) Павлов умер в феврале 1936 года. Он оказал такое большое влияние на изучение психологии и физиологии.
Доктор Павлов был физиологом, и большая часть его работы была связана с этой областью науки. Многие его исследования были посвящены пищеварительной системе. Его вклад в психологию был очень ограниченным. Однако один из вкладов Ивана оказал очень большое влияние на изучение разума. Он известен как отец условной реакции или обусловленности. Теперь это исследование называется «Классическое обусловливание». «Это открытие функции условных рефлексов дало возможность изучать всю психическую деятельность объективно, вместо того чтобы прибегать к субъективным методам, как это было необходимо до сих пор; теперь стало возможным исследовать экспериментальными средствами самые сложные взаимоотношения между организмом и его внешней средой» (Нобелевская премия, без даты). Этот эксперимент оказал чрезвычайно большое влияние на психологию.

Ссылки
Боуэн Р. (24 апреля 2006 г.). Иван Павлов. arbl.cvmbs.colostate.edu. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.vivo.colostate.edu/hbooks/pathphys/misc_topics/pavlov.html
Иван Павлов — Биография. (н.д.). Nobelprize.org. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1904/pavlov-bio.html
Биография классических собак Ивана Павлова. (н.д.). вера против разума, дебаты, духовные идеи, цитаты, цитаты, вечная философия Олдоса Хаксли. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.age-of-the-sage.org/psychology/pavlov.html 9.0293 Lautenheiser, M. (nd). Иван Павлов. История психологии. Получено 20 октября 2011 г. с сайта www.muskingum.edu/~psych/psycweb/history/pavlov.htm
Peterson, E. (nd). Иван Павлов. Индекс веб-сервера персональной страницы преподавателей/сотрудников бывшего СССР. Получено 20 октября 2011 г. с http://faculty.frostburg.edu/mbradley/psyography/ivanpavlov.html.

Ссылки: Боуэн, Р. (2006, 24 апреля). Иван Павлов. arbl.cvmbs.colostate.edu. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.vivo.colostate.edu/hbooks/pathphys/misc_topics/pavlov.html. Иван Павлов — Биография. (н.д.). Nobelprize.org. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/19.04/pavlov-bio.html Иван Павлов Классическая физкультура собак биография. (н.д.). вера против разума, дебаты, духовные идеи, цитаты, цитаты, вечная философия Олдоса Хаксли. Получено 20 октября 2011 г. с http://www.age-of-the-sage.org/psychology/pavlov.html. Лаутенхайзер, М. (nd). Иван Павлов. История психологии. Получено 20 октября 2011 г. с сайта www.muskingum.edu/~psych/psycweb/history/pavlov.htm. Петерсон, Э. (nd). Иван Павлов. Индекс веб-сервера персональной страницы преподавателей/сотрудников бывшего СССР. Получено 20 октября 2011 г. с http://faculty.frostburg.edu/mbradley/psyography/ivanpavlov.html.

Вы также можете найти эти документы полезными

  • Мощные эссе

    Павловское обучение в дивном новом мире

    • 1685 слов
    • 7 страниц

    Павловское обучение в дивном новом мире

    В обществе существует множество способов контролировать свои действия и мысли. Посредством поведенческого обусловливания люди учатся преуспевать в идеалах своего учителя. И наука, и литература помогли в развитии ассоциативного обучения, такого как роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Поведенческая обусловленность, жизненно важная часть современного общества, помогает развивать способность ребенка к обучению; однако, доведенный до новых крайностей, как показано в «О дивный новый мир», он разрушает индивидуальность, предопределяя свое будущее…

    • 1685 слов
    • 7 страниц

    Мощные эссе

    Подробнее

  • Мощные эссе

    Btec Unit 8, P1 Health and Social

    • 1263 Слова
    • 6 страниц

    Btec Unit 8, P1 Health and Social

    Иван Павлов — русский физиолог. В конце 19 века Павлов проводил исследования физиологии пищеварения у собак. Во время эксперимента он обнаружил кое-что очень интересное в поведении собак и начал это изучать. Он разработал теорию классической обусловленности, которая привела к дальнейшим исследованиям поведения…

    • 1263 Слова
    • 6 страниц

    Мощные эссе

    Подробнее

  • Хорошие эссе

    Влияние Зигмунда Фрейда на психологию

    • 632 Слова
    • 3 страницы

    Влияние Зигмунда Фрейда на психологию

    Широту и разнообразие психологии можно увидеть, взглянув на некоторых из ее самых известных мыслителей. Хотя каждый теоретик, возможно, был частью преобладающей школы мысли, каждый из них привнес в область психологии уникальный и индивидуальный голос и точку зрения. Исследование, опубликованное в июльском выпуске «Обзора общей психологии» за 2002 г., заняло 9 место в рейтинге.9 самых влиятельных психологов. Рейтинги в основном основывались на трех факторах: частоте цитирования журналов, цитировании вводных учебников и ответах на опросы 1725 членов Американской психологической ассоциации. (About.com, 2015)…

    • 632 Слова
    • 3 страницы

    Хорошие эссе

    Подробнее

  • Хорошие эссе

    Обзор по теории психологии Павлова

    • 1000 слов
    • 4 страницы

    Обзор по теории психологии Павлова

    4. Гэри — специалист по работе с клиентами в своей фирме. Телефон в его офисе имеет «идентификатор вызывающего абонента», чтобы клиент мог быть идентифицирован до того, как он ответит на звонок. После звонка с грубым клиентом Гэри очень раздражался и волновался. Он начал замечать, что грубые звонки, как правило, исходили от клиентов, которые идентифицировались по номеру «1-800» в идентификаторе вызывающего абонента. Поэтому всякий раз, когда появлялось число «1-800», он раздражался. (UCS: звонок от грубого клиента; UCR: раздражение и волнение; CS: номер «1-800» в определителе номера; CR:…

    • 1000 слов
    • 4 страницы

    Хорошие эссе

    Подробнее

  • Удовлетворительные эссе

    Классический кондиционер

    • 261 слов
    • 2 страницы

    Классический кондиционер

    Классическая обусловленность, библейская и личная Феномен, изучаемый Павловым, представляет интерес для рассмотрения. (Myers, 2010) Попытка выбрать личный опыт, отражающий классическое обусловливание, была сложной. Было много очевидных вариантов, поэтому потребовалось время, чтобы выбрать один. Когда я была маленькой девочкой, я присутствовала на похоронах со своей матерью. Один из гимнов, прозвучавших на похоронах, был «В саду». Будучи похоронами, это было очень грустное событие, и было много слез. После этого мама сказала мне: «Я хочу, чтобы эта песня звучала на моих похоронах». До сих пор я не могу слушать эту песню без слез. Я слышу это и представляю себе похороны моей матери…

    • 261 слов
    • 2 страницы

    Удовлетворительные эссе

    Подробнее

  • Удовлетворительные эссе

    Теории обучения

    • 374 слова
    • 2 страницы

    Теории обучения

    1. Кто такой Иван Павлов и каков его вклад в психологию? Открытие Павловым того факта, что у собак выделяется слюна на определенные звуки в его лаборатории, привело его к определению процесса обучения, называемого классическим обусловливанием. Его работа оказала большое влияние на эту область, особенно на развитие бихевиоризма. Его исследования также продемонстрировали методы изучения реакций на окружающую среду объективным научным методом.…

    • 374 слова
    • 2 страницы

    Удовлетворительные эссе

    Подробнее

  • Удовлетворительные эссе

    Эволюция современной психологии

    • 439 слов
    • 2 страницы

    Эволюция современной психологии

    Эволюция современной психологии. В 21 веке определить психологию относительно легко, однако немало сил привело к возникновению современной психологии. Большая часть истории психологии характеризовалась горячими спорами о том, что является подходящим предметом и методологией для науки о разуме и поведении. Это «краткое изложение» будет периодом истории, в который были заложены некоторые важные основы современной психологии…

    • 439 слов
    • 2 страницы

    Удовлетворительные эссе

    Подробнее

  • Мощные эссе

    Человеческое тело и разум: викторина

    • 1443 Слова
    • 6 страниц

    Человеческое тело и разум: викторина

    3. _____________________ получил Нобелевскую премию за работу со слюноотделением у собак и теорию классической обусловленности…

    • 1443 Слова
    • 6 страниц

    Мощные эссе

    Подробнее

  • Хорошие эссе

    Биологическая рабочая тетрадь

    • 699 слов
    • 3 страницы

    Биологическая рабочая тетрадь

    2. Каково историческое развитие биологической психологии? Идеи биологической психологии восходят к ранним греческим философам, таким как Аристотель и Платон (429 г.-348 г. до н.э.). Аристотель определил, что существует тесная связь между психологическими состояниями и физиологическими процессами. Платон утверждал, что «человеческая способность рассуждать проистекает из мозга» (Гудвин, 2008). Гален (130–200 гг. н. э.), греческий врач и философ Римской империи, обнаружил, что мозг состоит из четырех частей. Хотя он считал, что «искра» жизни исходит из сердца (Гудвин, 2008). Теоретик Рене Декарт, которого часто называют отцом современной философии, был еще одним важным человеком в развитии биологической психологии. Декарт считал, что разум и тело взаимодействуют вместе, но представляют собой две отдельные сущности. Хотя он также считал, что хотя разум и тело работают вместе, у тела есть какие-то свои механические ответы на некоторые раздражители (рефлексы), которые не нуждаются во вмешательстве разума. Чарльз Дарвин был одним из первых ученых, связавших важность биологии с изучением разума. Хотя только в 20 веке биологическая психология стала основной нейронаучной дисциплиной, она является сегодня (Pinel, 2009).). Психолог Д.О. Хебб вдохновил…

    • 699 слов
    • 3 страницы

    Хорошие эссе

    Подробнее

  • Хорошие эссе

    Анализ стакана наполовину полон или наполовину пуст

    • 611 слов
    • 3 страницы

    Анализ стакана наполовину полон или наполовину пуст

    В 1890-х годах Иван Павлов провел эксперимент, основанный на врожденных реакциях. Его эксперимент был основан на собаках и их поведении с потенциальными раздражителями. В этой ситуации раздражителями были пища и их слюнная реакция на пищу. Исследование проводилось, когда Павлов звонил в колокольчик перед каждым приемом пищи; следовательно, собаки будут знать, что сейчас время ужина. После продолжительного звонка в колокольчик перед едой собаки каждый раз ожидали бы получить еду, и звонил бы колокольчик. В ответ на звонок и ожидание еды собаки…

    • 611 слов
    • 3 страницы

    Хорошие эссе

    Подробнее

  • Лучшие эссе

    Ap Psychology Глава 5 Резюме

    • 1665 слов
    • 7 страниц

    Ap Psychology Глава 5 Резюме

    Кондиционирование Павлова Русский психолог Иван Павлов случайно наткнулся на классическую обусловленность, изучая пищеварительные процессы у собак…

    • 1665 слов
    • 7 страниц

    Лучшие эссе

    Подробнее

  • Мощные эссе

    Заключительный документ Psy 104

    • 1729 слов
    • 7 страниц

    Заключительный документ Psy 104

    Иван Павлов поступил в колледж при Санкт-Петербургском университете и изначально собирался поступать на естествознание, но, поскольку у него были проблемы с математикой, он решил пойти на физику. Окончил обучение в Медицинской академии. Прежде чем Иван Павлов продолжил развивать свою теорию классического обусловливания «В 1904 он был удостоен Нобелевской премии за исследования нервного механизма, посредством которого стимулируется секреция желудочного сока». (Харре, 2006)…

    • 1729 слов
    • 7 страниц

    Мощные эссе

    Подробнее

  • Мощные эссе

    AP Psychology Краткое изложение главы

    • 4308 слов
    • 18 страниц

    Краткое содержание главы AP Psychology

    Демонстрация Павлова: «Психические рефлексы». * Выдающийся российский психолог * Лауреат Нобелевской премии по пищеварению * Павлов изучал роль слюны в пищеварительном процессе собак, открыл…

    • 4308 слов
    • 18 страниц

    Мощные эссе

    Подробнее

  • Хорошие эссе

    Теории обучения и как их можно использовать для информирования практики в классе.

    • 2266 слов
    • 10 страниц

    Теории обучения и как их можно использовать для информирования практики в классе.

    Лев Выготский был русским психологом, жившим с 1896 по 1934 год. Он активно участвовал в разработке образовательной программы формирующегося Советского Союза. На момент его смерти его теория не была известна за пределами Советского Союза, поскольку была репрессирована. В течение своей жизни он создал совершенно новый и научный подход к психологии, который не получил широкой огласки на Западе до 19 века.62. (Хаусфатер, 1996)…

    • 2266 слов
    • 10 страниц

    Хорошие эссе

    Подробнее

  • Лучшие эссе

    Бумага для обучения

    • 1306 слов
    • 4 страницы

    Бумага для обучения

    Ссылки: Карпентер, С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *