Понятие ведущая деятельность предложил: Ведущая деятельность — Психологос

Содержание

Две парадигмы в исследовании детского развития

«Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов и явлений на те понятия, которыми она пользуется», писал Л.С. Выготский [2, т. 1; 310]. Подведение итогов, как правило, происходит в особые моменты истории. Конец тысячелетия ознаменован столетними юбилеями двух выдающихся психологов XX в. Л.С. Выготского и Ж. Пиаже, ученых разного мировоззрения, представителей разных национальных культур, разных общественных систем, создавших авторитетные научные школы, между которыми не кончаются дискуссии относительно путей и внутренних механизмов детского развития. Столкновение мнений в этих дискуссиях, которые можно назвать неоконченными, определяется двумя различными парадигмами, выявленными и уточненными благодаря анализу наиболее представительных концепций как западной, так и отечественной психологии. Каждая из них прошла длительный путь развития.

Известно, что в первые десятилетия XX в. психология в целом и ее составная часть детская психология переживала глубокий кризис. По словам В. Джемса, психология была не наукой, а всего лишь «надеждой на науку». Это был кризис предмета, метода и интерпретации фактов, вызванный противоречием между научными изысканиями и требованиями практики. Для выхода из этого кризиса требовалась разработка новой общей науки, соответствующей историческим условиям и логике развития самой науки психологии.

Л.С. Выготский почувствовал особенно остро, что возможность существования психологии как науки связана прежде всего с решением методологической проблемы. Исследуя причины кризиса в психологии, он обнаружил во всех современных ему концепциях развития психики ошибочный, по его мнению, подход, который он назвал «натуралистическим», «биологизаторским», пытающимся «выстроить в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка». Этому подходу он противопоставил свою культурно-историческую концепцию развития.

Так возникла новая научная парадигма.

Мы используем понятие «парадигма» как более строгое и емкое по сравнению с понятиями «система», «подход», «концепция». Понятие «парадигма» ориентирует психологов на осознание основополагающих установок своей науки. Как рабочее мы приняли определение Т. Куна: «Парадигма это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [5; 11]. Действительно, осознание парадигмы всегда является показателем зрелости науки.

Естественнонаучная парадигма, отражающая натуралистический подход к развитию, наиболее распространена всюду, где ведутся научные исследования развития ребенка. Ее отличительные черты: понимание хода развития как процесса социализации, подчеркивание роли наследственного фактора в развитии (одаренность, задатки, способности предстают как данные природой), рассмотрение среды в качестве условия развития без указания на существенные различия между ребенком и животным.

Однако главная отличительная черта этой парадигмы трактовка процесса развития как приспособления, адаптации ребенка к среде.

Многообразны проявления этой парадигмы. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании детского развития, отождествление развития и научения в классическом бихевиоризме, объяснение развития влиянием среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе иллюстрируют принципиальные установки естественно-научной парадигмы.

В ее рамках проанализировано и получило дальнейшее осмысление развитие основных аспектов человеческой жизни эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М. Клейн, А. Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения самом мощном направлении современной американской психологии развития. Исследования познавательного развития в концепции Ж. Пиаже также претерпевают изменения наблюдается переход от изучения усредненного, эпистемического субъекта, субъекта познавательной деятельности к изучению ребенка в реальных условиях его жизни.

В этой парадигме постоянно возникает множество новых концепций развития, которые, сочетаясь и переплетаясь между собой, порождают новые и новые направления: этологическое, экологическое, энверонментальное, социокогнитивное и др. Накоплено множество фактов, требующих интерпретации. Однако следует отметить, что перечисленных концепций и гипотез так много именно потому, что в объяснение фактов привносятся субъективные и часто произвольные мнения, в которых нет необходимой точности. Одни и те же факты могут быть объяснены по-разному, что ставит под сомнение каждую из возможных интерпретаций.

Актуальными являются осознание и систематизация этих достижений, анализ перспектив развития детской психологии, особенно в современной ситуации, когда есть опасность, что естественнонаучная парадигма в качестве более доступной и как бы очевидной отвлечет внимание психологов от уже достигнутых результатов в исследованиях психического развития на основе культурно-исторической парадигмы, более глубокой и сложной в теоретическом плане.

Вспомним, что изменение научной парадигмы в психологии развития совпало с огромными фундаментальными изменениями в структуре общества и культуры. Л.С. Выготский строил свою теорию развития сознательной личности в обстановке «всеобщей революционности», и само его учение было «насквозь революционным».

Он ввел новый, экспериментально-генетический метод исследования психических явлений; разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития; предложил новое понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. Без преувеличения можно сказать, что Л.С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свой предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по-новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.

Истина теории Л.С. Выготского высветила не только изъяны современных ему биологизаторских теорий развития. Она предостерегала будущие поколения от некритического заимствования упрощенного эклектического научного мировоззрения. К нему относятся теории эмпирического эволюционизма, основанные на естественнонаучной материалистической парадигме. Эмпирический характер подобных теорий «приводит к тому, что они теряют всякую теоретическую устойчивость, вбирая в себя и эклектически ассимилируя чужеродные элементы», писал Л.С. Выготский [3; 12].

С полным правом можно сказать, что Л.С. Выготский осуществил задачу перестройки психологии на основе глубокого анализа достижений европейской философии.

Центральной для Л.С. Выготского стала проблема сознания. Намечая программу изучения сознания, Л.С. Выготский утверждал, что до тех пор в психологии не будут сведены концы с концами, пока не будет поставлена отчетливо и бесстрашно проблема сознания и психики, пока эта проблема не будет решена экспериментально объективным путем.

Для Л.С. Выготского были важны вопросы: каким образом человек в своем развитии выходит за пределы своей «животной» природы? каким образом в процессе своей общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо? Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни возникли и развились новые человеческие потребности, а его природные потребности претерпели глубокие изменения.

Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он одним из первых ввел исторический принцип в область детской психологии. «До сих пор, писал Л.С. Выготский, еще многие склонны в ложном свете представлять идею исторической психологии. Они отождествляют историю с прошлым. Изучать нечто исторически означает для них изучать непременно тот или иной из фактов прошлого. Это наивное понимание видеть непроходимую грань между изучением историческим и изучением наличных форм. Между тем историческое изучение просто означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо значит изучать в движении. Это и есть основное требование диалектического метода» [2, т. 3; 62].

Каждая форма культурного развития уже есть продукт исторического развития человечества.

Превращение природного материала в историческую форму, с позиции Л.С. Выготского, есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. Заметим, что к этому же выводу приходят не только психологи. По мнению антропологов, в ходе становления человека современного типа (Homo Sapiens) действительно сформировался новый тип развития (Я. Я. Рогинский).

Наиболее известные западные концепции детского развития до и после Л.С. Выготского описывали этот процесс с позиции естественнонаучной парадигмы как переход от индивидуального гуманоидного состояния к социальному существованию. Поэтому неудивительно, что основной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации. Л.С. Выготский категорически выступал против такой интерпретации. Для него процесс развития проходит путь от социального к индивидуальному: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.

Условия развития, согласно естественнонаучной парадигме, наследственность и среда. Условия развития в культурно-исторической парадигме морфофизиологические особенности мозга и общение (эти идеи Л.С. Выготского были развиты А.Н. Леонтьевым).

Источник развития западные психологи ищут внутри индивида, в его природе. В культурно-исторической парадигме в качестве источника развития высших психических функций выступает среда. В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Ее влияние определяется ключевыми переживаниями ребенка. Как справедливо указывала Л.И. Божович, переживание представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств.

Главная черта натуралистических концепций понимание формы развития как приспособления, адаптации ребенка к окружающей его среде. По Л.С. Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

В отличие от этого биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе, путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта.

Специфика развития ребенка состоит в том, что оно не подчиняется действию биологических законов, как у животных. Оно подчиняется действию общественно-исторических законов. От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства. Как писал Л.С. Выготский, «нет вечно детского, а есть исторически детское», и в классовом обществе детство имеет совершенно определенный классовый смысл.

Согласно Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития обучение. Важно отметить, что развитие и обучение это разные процессы. Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками. Зона ближайшего развития логическое следствие закона становления высших психических функций. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития самого ребенка.

Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических процессов, соотношение обучения и развития, движущие силы и механизмы психического развития. Это понятие имеет большое практическое значение для решения вопроса об оптимальных сроках обучения, что особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития критерий в диагностике умственного развития. Отражая область еще не созревших, но созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях ребенка и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации.

Проблема «обучение и развитие» стала центральной проблемой для Л.С. Выготского и его последователей на многие годы. Необходимо было понять: какое обучение оказывает влияние на развитие? что такое «хорошее» обучение? каков механизм влияния обучения на развитие? Одним из вариантов решения проблемы влияния обучения на психическое развитие служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Выдвигая эту идею, Л.С. Выготский решительно выступал против функционализма современной ему психологии. Он считал, что человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система, структура. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой зависит от того, в какую структуру они входят и какое место в ней занимают. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном память, в школьном мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. По мнению Л.С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т.е. уровнем развития обобщений: «Вход в сознание возможен только через речь». И переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря обобщения. Если на системное строение сознания обучение не оказывает прямого воздействия, то развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно непосредственно управлять. В ходе обучения в результате формирования обобщения перестраивается вся система сознания. Поэтому, по словам Л.С. Выготского, один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии.

Высказанная в начале 30-х гг., эта гипотеза, обладавшая огромной потенциальной силой, имела ряд существенных ограничений. Во-первых, схема сознания, предложенная Л.С. Выготским, носила интеллектуалистический характер. В структуре сознания рассматривались лишь познавательные процессы, а развитие мотивационно-потребностной сферы оставалось за пределами внимания исследователей. Во-вторых, Л.С. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия людей. Он неоднократно писал о единстве общения и обобщения. По его мнению, «самым замечательным из всех фактов, относящихся к развитию детского мышления, является положение, что в меру того, как развивается общение ребенка со взрослыми, расширяется и детское обобщение, и наоборот» [1; 432]. В подобных утверждениях усматривался идеализм концепции Л.С. Выготского, сведение развития психики к взаимодействию сознаний. Наконец, в-третьих, детская психология во времена Л.С. Выготского была исключительно бедна достоверными фактами, и его гипотеза еще не имела экспериментального подтверждения.

Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений этой гипотезы составляют этапы становления детской психологии с позиции культурно-исторической парадигмы.

Первый шаг был сделан уже в конце 30-х гг. Психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П. И. Зинченко, П.Я. Гальперин, и другие) показали, что в основе развития обобщений лежит не общение речевого типа, а непосредственная практическая деятельность ребенка. Исследования А.В. Запорожца (показавшие, что у глухих детей обобщения формируются в результате практической деятельности), В.И. Аснина (обнаружившие то же самое у нормальных детей), П.Я. Гальперина (посвященные изучению различий в использовании вспомогательных средств у животных и орудий у человека) дали возможность с разных сторон подойти к представлению о том, что реально является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка.

Есть существенное различие между понятием «обучение» и понятием «деятельность». В термине «обучение» приставка «об» несет смысл внешнего принуждения, как бы минующего самого ребенка. Понятие «деятельность» подчеркивает связь самого субъекта с предметами окружающей его действительности. Невозможна прямая «пересадка» знания в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Как позднее подчеркивал Д.Б. Эльконин, введение понятия «деятельность» переворачивает всю проблему развития, обращая ее на субъекта. По его словам, процесс формирования функциональных систем есть процесс, который производит сам субъект. Эти исследования открыли путь для нового объяснения детерминант психического развития и позволили снять с Л.С. Выготского обвинения в идеализме. Был найден единственный настоящий выход за рамки факторного подхода в объяснении движущих сил психического развития ребенка. Влияние взрослого (среды) не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет построена и осуществлена, зависит его развитие. Процесс развития это самодвижение субъекта, осуществляющееся благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности.

Следующий шаг связан с ответом на вопрос о том, остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет. Он был сделан А.Н. Леонтьевым, разработавшим идею Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность стала рассматриваться как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Было обнаружено, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Монографии, посвященные анализу основных, ведущих типов деятельности в онтогенезе, в особенности книги М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и других, стали достоянием мировой науки.

Изучение процессов становления и смены мотивов, становления и утраты деятельностью личностного смысла было начато А.Н. Леонтьевым и продолжено Л.И. Божович, а позднее Д.А. Леонтьевым. Вопрос об операциональном содержании деятельности разрабатывался П.Я. Гальпериным и А.В. Запорожцем. В исследованиях подчеркивалась роль ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий, были изучены особенности перехода внешней деятельности во внутреннюю, описаны закономерности процесса интериоризации. Экспериментально эти проблемы были разработаны Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и другими.

Развивая эти идеи, Д.Б. Эльконин высказал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Он поставил вопросы: какой смысл имеют предметные действия ребенка? для чего они служат? Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно проходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла), а затем операционально-технической. В развитии можно наблюдать чередование двух типов деятельности: в одном типе деятельности преимущественно формируются мотивы и потребности, в другом операции, обеспечивающие ее осуществление. Эта гипотеза позволяет преодолеть интеллектуализм учения Л.С. Выготского о развитии сознания.

В концепции Д.Б. Эльконина преодолевается также один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где существует проблема расщепления двух миров мира предметов и мира людей при изучении психического развития ребенка.  Д.Б. Эльконин показал, что это расщепление искусственное. На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов; там безраздельно господствует мир общественных предметов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная общественная природа. Человек носитель этих общественных способов употребления предметов. Отсюда способности человека это уровень владения общественными способами использования, употребления общественных предметов. Таким образом, в человеческом действии всегда нужно видеть два аспекта: оно ориентировано, с одной стороны, на общество, с другой на способ исполнения.

Д.Б. Эльконин предлагает по-новому посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить о системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму, как это неизбежно происходит с позиции естественнонаучной парадигмы. Д.Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок общественный предмет» и «ребенок общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка.

Д.Б. Эльконин открыл закон периодичности развития: за деятельностью первого типа, осуществляющей ориентацию в системе отношений, следует деятельность, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя уровнями ориентации возникают противоречия. Они и составляют причину развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: эпоха открывается ориентацией в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Концепция Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л.С. Выготского. Преодолевая интеллектуализм многих его трактовок, она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотивационно-потребностной сферы личности. Ранее теория А.Н. Леонтьева показала деятельностный механизм формирования обобщений, отстранив некоторые идеи Л.С. Выготского о роли речевого общения в развитии сознания ребенка.

Развитие детской психологии Л.С. Выготским и его школой неразрывно связано с введением в научные исследования новой стратегии стратегии формирования психических процессов. Эксперимент в психологии это модель реализации теоретической концепции. Для исследования того, как ребенок в ходе развития усваивает орудия и средства культуры, необходим экспериментально-генетический метод, позволяющий раскрыть происхождение психического процесса. Принцип экспериментально-генетического метода состоит в том, что у детей, у которых нет соответствующего психического процесса, исходя из определенной гипотезы, в лабораторных условиях формируется недостающий процесс. Этот метод моделирует процесс, который имеет место в жизни.

Экспериментально-генетический метод, разработанный П.Я. Гальпериным и известный как метод планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий, позволил получить новые факты, касающиеся умственного развития ребенка, которые экспериментально подтверждают гипотезу Л.С. Выготского о смысловом и системном строении сознания.

Изучение истории развития детской психологии позволяет говорить о существовании двух научных подходов двух парадигм исследования детского развития. Оба подхода имеют право на существование, оба являются плодотворными по целям и результатам, но между собой не пересекаются и не могут быть суммированы, поскольку в их основе лежат взаимоисключающие научные установки. «Если в основе всякого научного понятия лежит факт, то это еще не значит, что во всяком научном понятии факт представлен одинаковым образом» [2, т. 1; 312] — это мнение Л.С. Выготского характеризует культурно-историческую парадигму. А вот мнение, высказанное с позиции естественнонаучной парадигмы: «Мы не должны бояться различий, которые и побуждают нас идти единственным путем расширения наших позиций, путем продолжения экспериментальных исследований» [7; 206].

Какой же этап развития переживает наша наука сейчас? Детская психология при знакомстве с ее методологическими основаниями и историей представляется в виде «живой, постоянно развивающейся и идущей вперед системы доказанных фактов, законов, предположений, построений и выводов, непрерывно пополняемых, критикуемых, проверяемых, частично отвергаемых, по-новому истолковываемых и организуемых», напоминает нам Л.С. Выготский сквозь прошедшие десятилетия [2, т. 1; 369–370].

И еще: «Мы дорожим каждым шагом к истине, который когда-либо делала наша наука. Мы не думаем, что наша наука началась с нами» [2, т. 1; 427].

Литература

  1. Выготский Л.С. Избр. психол. исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.

  3. Выготский Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл А. Педология раннего возраста. М.; Л.: Учпедгиз, 1932.

  4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

  5. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

  6. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989.

  7. Piaget J. Resume du congre`s // XVIII Congre`s International de Psychologic. L., 1966.

Психическое развитие ребенка: периоды

На всем протяжении развития детской (а также возрастной) психологии известно множество вариантов периодизаций детского психического развития. Все они строились согласно различным критериям.

Виды периодизаций развития ребенка

Периодизации могут классифицироваться по одному внешнему критерию, связанному с процессом психического развития ребенка. В качестве примера подобного часто приводят периодизацию Р. Заззо, которая основывается на ступенях системы воспитания и обучения детей. В ней выделяют следующие стадии развития:

  • раннего возраста (до 3 лет) — ее основой является семейное воспитание;
  • дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) — основным содержанием этой стадии является воспитание не только в семье, но и в дошкольном учреждении;
  • начального школьного образования (от 6 до 12 лет) — основным содержанием здесь является приобретение основных для начальной школы интеллектуальных навыков;
  • обучения в средней школе (от 12 до 16 лет) — ее содержанием является получение общего образования;
  • высшего (университетского) образования — наступает после достижения ребенком 16 лет.

Помимо такого варианта периодизации могут формироваться по одному внутреннему критерию — они строятся на основе одной из сторон развития ребенка. Хорошо иллюстрирует это периодизация П. П. Блонского, которая основывается на таком физиологическом признаке, как появление и смена зубов. В ней выделяют следующие стадии детства:

  • беззубое (от 8 месяцев до 2-2,5 лет) — то есть до прорезывания всех молочных зубов;
  • молочнозубое (примерно до 6,5 лет) — соответственно до начала смены зубов;
  • постояннозубое — вплоть до появления зубов мудрости.

Также были созданы периодизации по нескольким существенным признакам развития (иначе — комплексным возрастным критериям). К ним относятся периодизации Выготского Л. С., Слободчикова В. И., Эльконина Д. Б. и прочих им подобных.

Л. С. Выготский предполагал, что развитие ребенка — это непрерывный переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с изменением и построением личности. Он выполняется посредством возрастных кризисов, которые вызываются расхождениями между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. Каждый переход к новому такому периоду предшествует возникновению неудовлетворенности ребенка занимаемым им местом в обществе и желания изменить свое текущее положение. Периоды стабильного/кризисного развития согласно этой возрастной периодизации таблицей представлены на рисунке ниже:

Рисунок 1. Возрастная периодизация психического развития по Л. С. Выготскому

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Д. Б. Эльконин (годы жизни 1904-1984) развил теории Л. С. Выготского и положил следующие критерии в основу собственной периодизации:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущая деятельность;
  • новообразования личности;
  • характер течения возрастного кризиса.

Согласно его мнению ребенка, следует рассматривать в форме целостной личности, активно изучающей окружающий мир, состоящий из мира предметов и человеческих взаимоотношений. Окружающий мир познается ребенком в двух системах: «ребенок-вещь» и «ребенок-взрослый». Эти системы осваиваются им через различные деятельности, подразделяемые на две группы. Первая группа включает в себя деятельности, позволяющие усваивать нормы человеческих отношений (главным образом в них осуществляется развитие мотивационно-потребностной сферы). Вторая группа включает в себя ведущие деятельности, которые способствуют формированию выработанных социумом способов действий с предметами (развитие интеллектуально-познавательной сферы).

Замечание 1

Обе линии развития составляют единый процесс психического развития, но на любом возрастном этапе доминирует только одна из них.

Наглядно эта периодизация представлена на следующей схеме:

Рисунок 2. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину

Рисунок 3. Расшифровка значений периодизации Д. Б. Эльконина

Периоды/стадии развития детей Д. Б. Эльконин разделял по следующей схеме.

  1. Раннее детство. Этот этап включает в себя 2 стадии. Первой стадией является младенчество, начинается она с кризиса новорожденности. Ведущей деятельностью младенчества является общение со взрослыми, что ведет к преимущественному развитию мотивационно-потребностной сферы. Следующей стадией является ранний возраст, который начинается с кризиса первого года жизни. На всем его протяжении ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная сфера, а также в нем доминирует интеллектуально-познавательная линия развития.
  2. Детство. Этот этап начинается с кризиса 3 лет, который знаменует собой начало дошкольного возраста. В это время ведущей деятельностью становится игровая деятельность, а также развитие мотивационно-потребностной личностной сферы. Следующая стадия начинается кризисом 6-7 лет. Это начальный этап младшего школьного возраста. Ведущей деятельностью на это время становится учебная, интеллектуально-познавательная сфера вновь доминирует;
  3. Отрочество. Этот этап также делится на две стадии. Первой стадией является подростковый возраст, который начинается с кризиса 11-12 лет. В этот период ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, преимущественное развитие вновь переходит к мотивационно-потребностной личностной сфере. Вторая стадия — это ранняя юность, она берет начало от кризиса 15 лет. Ведущая деятельность на этот период — учебно-профессиональная, доминирующая линия развития — интеллектуально-познавательная.

Д. Б. Эльконин считал, что в каждой точке своего развития ребенок имеет расхождения между усвоенным в прежних отношениях «человек-человек» и усвоенным из системы «человек-предмет». Тот момент, когда подобное расхождение оказывается в своей высшей точке и является кризисом, после которого идет развитие стороны, отстающей в прошлый период. Такие кризисы делятся на кризисы отношений «человек-человек» (3 и 13 лет) и кризисы личности/самосознания (1, 7 и 17 лет).

Современные периодизации психического развития ребенка

Из таких периодизаций выделяется периодизация В. И. Слободчикова, разработанная в 80-е годы прошлого века. Ее базисом является понятие «событийной общности», которая охватывает такие стороны развития, как его объект и источник. Внутри такой общности формируются те человеческие способности, которые позволяют личности включаться в разные социальные группы и приобщаться к конкретным формам культуры, а еще выходить из групп социума, проявлять собственную индивидуальность/самобытность и производить новые формы. Идея событийной общности основывается на фундаментальном положении об интерпсихическом этапе развития любой высшей функции психики, которое было сформулировано Л. С. Выготским. Такая периодизация представляет собой конкретную карту людских общностей, только внутри которых могут достигаться разные уровни развития всех функций психики, которые необходимы для существования внутри групп социума, их изменения и создания новых.

В. И. Слободчиков предложил схему, именуемую «матрицей возраста» — в ней каждая ступень представляет собой относительно завершенный цикл развития психики. В ней имеется горизонтальная периодическая последовательность (становление/реализация) психического развития.

Рисунок 4. Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову

Периодизация развития психики является довольно обширной темой, вызывающей большой интерес. И в настоящее время в этой сфере продолжаются исследовательские работы.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

13 лучших игр и мероприятий по тайм-менеджменту для объединения вашей команды

Ни для кого не секрет, что эффективная организация времени является жизненно важным навыком как для сотрудников, так и для работодателей. Вы также можете использовать лучшие приложения для повышения производительности и применять лучшие методы отслеживания времени. Но этого не всегда достаточно. Вот почему изучение навыков тайм-менеджмента должно быть приоритетом для вашего бизнеса. Один из мощных и увлекательных способов изучения полезных техник тайм-менеджмента без дополнительного стресса — это игры в тайм-менеджмент.

Что такое тайм-менеджмент игры?

Преимущества игр в жанре тайм-менеджмент

Почему игры работают?

Офлайн-игры в жанре тайм-менеджмент

1. Вызов общей картины

2. Циркадный ритм

3. Время в квадрате

4. Практика навыка делегирования

5. Что я делал вчера

6. Урок с банкой майонеза

7. 86 400 долларов

8. Лента жизни

Онлайн тайм-менеджмент игры

9. Переваренный!

10. История разработчиков игр

11. Фармерама

12. 12 подвигов Геракла

13. Чума Инк.

Подведение итогов игр по тайм-менеджменту

Бонус: от игр к реальной жизни: тайм-менеджмент с Everhour

Удобное решение для тайм-менеджмента от Everhour

Плюсы Everhour для вашего бизнеса

Что такое тайм-менеджмент игры?

Если вы заметили первые признаки плохого управления временем в вашей компании – срыв сроков , опоздание на встречи , плохая работа – пора действовать! Но заставлять ваших сотрудников выслушивать еще одну лекцию о «важности хронометража» может быть не лучшей идеей.

Вместо этого, почему бы не немного изменить игру и превратить обучение дисциплине в веселые занятия по тайм-менеджменту? Но перед этим несколько основных советов:

  • Упростите учет рабочего времени . Система должна быть достаточно простой для среднего сотрудника, который должен заполнять эту информацию каждый день.
  • Все должны отслеживать часы .
  • Не принуждайте к оплате 8 часов в день . Если вы хотите получить реальную картину эффективности, убедитесь, что вы создали среду, в которой люди могут честно сообщать о нарушениях.
  • Регулярно заполнять часы .
  • Обсудить результаты, оставить отзыв .
  • Отслеживайте все, а не только часы проекта .

Заполнение расписаний требует участия всей команды. Это путешествие, а не пункт назначения.

Почему Everhour? Everhour легко интегрируется с самыми популярными приложениями для управления проектами, такими как Asana , Trello , ClickUp , 9. 0051 Basecamp , Jira , GitHub (очень высока вероятность, что вы используете один из них). Это значительно упрощает отслеживание времени.

Преимущества игр в жанре тайм-менеджмент

Самообучение для совершенствования навыков тайм-менеджмента после напряженного и насыщенного дня может помочь вашим сотрудникам освоить новые полезные навыки. И эти игры на тайм-менеджмент могут стать идеальным решением для того, чтобы расслабиться.

Знаете ли вы, что игры на тайм-менеджмент — отличный инструмент для тренировки сенсорной нервной системы, улучшения концентрации и критического мышления?

Вы можете использовать их как:

  • Командные упражнения
  • Разминка
  • Ледоколы
  • Или просто в рамках обучения

Ряд игр и методик тайм-менеджмента находятся в свободном доступе в Интернете. Они могут быть онлайн и офлайн, групповыми или индивидуальными.

Но чтобы помочь вам отделить зерна от плевел и узнать, какие игры действительно работают, мы собрали лучшие игры и занятия по тайм-менеджменту для вас и ваших сотрудников.

Почему игры работают?

«Геймификация» — это не просто недавняя тенденция; это инновационный способ обучения, который привлек внимание учителей и учащихся.

Использование интерактивных и увлекательных способов обучения имеет множество преимуществ. Но это наши самые любимые:

  • Улучшает навыки решения проблем. . Принятие новых задач на другом уровне помогает вашему мозгу расти и развиваться, позволяя вам получать больше опыта.
  • Снимает стресс – Посмотрим правде в глаза, какой бы фантастической ни была работа, она также связана с определенным уровнем стресса. Хотя стресс иногда является отличным мотиватором, знание того, как с ним справляться, является ключом к долгосрочному успеху.
  • Развивает навыки командной работы. – Познакомьтесь поближе со своей командой и повеселитесь. Это создает лучшие рабочие отношения, позволяя вашей команде быть более продуктивной.
  • Играть в игры — это весело — Только работа и отсутствие игр делают Джека скучным (и непродуктивным) мальчиком. 65% американцев играют в видеоигры, так почему бы не использовать эту популярность и не придать ей смысл.
  • Улучшает удержание обучения . Активно вовлекая своих сотрудников в свои игры по тайм-менеджменту, вы расширяете их возможности для удержания обучения. Исследования показывают, что активное участие в обучении улучшает объем информации и навыков, которые человек сохраняет в результате обучения.

Офлайн-игры в жанре тайм-менеджмент

Традиционные офлайн-игры по управлению временем лучше всего проводить в офисе. Они предназначены для индивидуальной и командной игры и предполагают активное взаимодействие людей — чем больше людей, тем веселее.

Эти игры помогут понять, как повысить ежедневную производительность и лучше использовать рабочее время. А если вам нужны дополнительные советы о том, как повысить свою продуктивность, перейдите по ссылке.

1. Вызов общей картины

Научите свою команду смотреть за ближайший горизонт в своей работе и планировать будущее с помощью «Big Picture Challenge». Вдохновленный Orangeworks.

  • Разделите своих коллег на небольшие группы, каждая из которых будет отвечать за рисование небольшого фрагмента «Большой картины»
  • Не зная, каким будет окончательное изображение, команды должны работать вместе, чтобы убедиться, что все линии совпадают, а цвета совпадают.
  • Нарисованное изображение может представлять бренд компании, тему конференции, ценности, цели или даже воссоздание известного произведения искусства.
  • После завершения финальный шедевр впервые представлен под неизбежные громоподобные аплодисменты и восторженные возгласы.
  • Завершенную работу можно с гордостью вывесить в офисе как постоянное напоминание о том, чего можно достичь благодаря совместной работе.

Команды должны использовать подход «общая картина», чтобы гарантировать, что конечный результат будет успешным. Это упражнение по сплочению творческой команды требует эффективной координации цветов, а совместная командная работа необходима для идеального соответствия каждого холста.

Кстати, вот лучшие программные инструменты, которые помогут вашим коллегам эффективно планировать.

2. Суточный ритм

Научите свою команду синхронизировать свою работу с собственными биологическими часами с помощью игры «Циркадный ритм».

  • Попросите каждого игрока записать свой распорядок дня в часах. От пробуждения до отхода ко сну
  • Каждый участник должен пометить каждый блок следующими характеристиками: «в огне», «яркий», «круиз-контроль», «на 70%», «отвлекся», «замедление», «усталый», «голодный» показывая, как они себя чувствовали во время деятельности, которую они делали.
  • Попросите участников связать свои почасовые блоки с тайм-менеджментом на рабочем месте и обсудите следующие моменты.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая самая активная часть вашего дня «в огне» ?
  • Какая часть дня самая «отвлеченная» ?
  • В какое время дня лучше выполнять самые сложные/выполнимые задачи?
  • Когда лучше сделать перерыв?
  • У кого в вашей команде схожие ритмы работы/отдыха?

Подведение итогов:

Если участники поделятся друг с другом своими ритмами, они смогут выстроить эффективный рабочий график для всей команды. Это также отличная возможность лучше узнать товарищей по команде и в то же время улучшить коммуникативные навыки.

Еще один эффективный способ для ваших коллег контролировать свое рабочее время и перерывы — использовать технику Помидора. Это поможет избежать перегрузок и быстрого выгорания во время периодов работы и перерывов на отдых.

3. Время в квадрате

Покажите своим коллегам, как они распределяют свое время в течение дня, сыграв в игру «Time Squared».

  • Распечатайте 3 страницы с 24 квадратами, которые представляют 24 часа в сутки.
  • Поделитесь первой страницей с участниками
  • Объясните, что каждый квадрат представляет один час дня
  • Попросите их заполнить квадраты своими повседневными делами. Например. 4 часа еды = 4 квадрата, 7 часов сна = 7 квадратов и т. д.
  • Поделитесь 2-й страницей с участниками
  • Попросите их заполнить клетки на второй странице нерабочим временем, которое они проводят на своем рабочем месте. Например, кофе-брейки, разговоры, звонки маме, проверка социальных сетей и т. д.
  • Поделитесь 3-й страницей с участниками
  • Попросите их обобщить данные с 1-й и 2-й страниц на 3-й странице. Используйте разные цвета, чтобы отличить их друг от друга. например, зеленый для 1-й страницы, синий для 2-й, красный для 3-й.
  • Объясните своим коллегам, что бесцветные квадраты = « продуктивное время ».

Задание можно выполнять в течение дня, чтобы ваши коллеги имели более точные результаты в своих бумагах и могли эффективно оценивать время.

Количество пунктов для обсуждения:

  • Как бы вы переоценили свое время?
  • Вы бы что-нибудь изменили в своей статистике?
  • Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы увеличить продуктивное время?
  • Как бы вы распорядились своим временем, чтобы иметь дополнительное время для отдыха?

Подведение итогов:

Эта игра — удобный способ увидеть на бумаге, как расходуется время в течение дня. После этого попросите своих коллег найти новые способы улучшить управление своим временем. Отличное место для начала — литература по тайм-менеджменту.

4. Практика делегирования полномочий

Научите своих коллег эффективно делегировать задачи с помощью упражнения «Отработка навыков делегирования».

  • Попросите своих коллег подумать о самой неприятной задаче, которую им приходится выполнять на работе. Скажите им, что сегодня у них будет возможность делегировать это кому-то другому
  • Попросите их подумать о том, как они будут объяснять свои неприятные задачи своим личным помощникам, как они будут проверять выполнение задачи и как они будут побуждать своих личных помощников выполнять задачу
  • Разделите коллег на команды по 3 человека: делегат, сотрудник, наблюдатель
  • Предоставьте делегатам лист наблюдателя за делегированием, чтобы проверить, насколько хорошо делегат объясняет задачу
  • Поделитесь листом заметок с сотрудниками, чтобы делать заметки, пока делегатор объясняет задачу
  • После того, как делегирующий объяснит задачу, сотрудник записывает задачу, а наблюдатель проверяет пункты в листе наблюдателя за делегацией. Дайте команде время на обсуждение результатов
  • Поменяйте роли в командах и повторите задание. В игре 3 раунда, так что каждый участник пробует каждую роль
  • Обсудите задание со своей командой.

Вопросы для обсуждения:

  • Какая задача в команде самая неприятная? Что было самым сложным/самым легким в задании?
  • Кто лучший делегат в команде?
  • Кто «лучший сотрудник» в команде?
  • Какая часть игры была самой сложной?
  • Какая роль была самой сложной?
  • Что вы можете сделать, чтобы улучшить работу делегатов/сотрудников для каждого участника?

Подведение итогов:

Умение делегировать задачи является важным навыком для любого менеджера. Это оптимизирует затрачиваемое время и помогает гарантировать, что на работу будет назначен лучший человек для этой работы, когда это возможно.

Чтобы лучше управлять своей командой и распределять время более эффективно, ознакомьтесь с методами и стратегиями, которые мы придумали здесь.

5. Что я делал вчера

Научите свою команду находить закономерности в повседневной работе с помощью игры «Что я делал вчера».

  • Попросите участников записать 10 дел, которые они сделали вчера на работе, на одном листе бумаги
  • На втором листе бумаги попросите участников записать 5 вопросов, которые они планируют обсудить на следующем обзоре своей работы.
  • Теперь пусть они вместе посмотрят два списка и отметят каким-либо образом в первом списке все то, что имеет прямое отношение ко второму списку.

Подведение итогов:

Момент «лампочки» — это осознание того, что мы тратим время на вещи, которые практически не влияют на нашу работу. Используя это задание, участники могут скорректировать ожидания своего ежедневного расписания и стать более эффективными. Это поможет им принять соответствующий объем работы, расставить приоритеты и дать более четкие сроки. Создание более процветающей и эффективной компании.

6. Урок с банкой майонеза

Работа с банкой майонеза демонстрирует важность выполнения самых важных задач в первую очередь.

По сюжету профессор стоит перед своим уроком философии с пустой банкой, наполняет ее доверху мячиками для гольфа и спрашивает, полна ли она. Группа говорит «да». И все же ему удается наполнить банку чем-то еще — сначала галькой, потом песком, даже пивом или двумя!

Это мощный урок. В зависимости от того, какие объекты вы поместите первыми, зависит, сколько других предметов вы сможете добавить позже. Если вы сначала положите песок, больше ничего не влезет (кроме воды), но если вы начнете с больших камней (наши самые важные задачи) и пойдете вниз, вы сможете вместить все что угодно.

Этот кувшин представляет вашу жизнь. Камни — это важные вещи — ваша семья, ваш партнер, ваше здоровье, ваша работа — вещи, которые, если бы все остальное было потеряно и остались только они, ваша жизнь все равно была бы полной. Галька — это другие вещи, которые имеют значение — ваш дом, ваша машина. Песок — это все остальное, мелочь.

Как вы будете управлять своим банком времени?

Если вы сначала положите в банку песок, там не останется места для гальки или камней. То же самое касается и вашей жизни. Если вы тратите все свое время и энергию на мелочи, у вас никогда не останется места для важных для вас вещей. Обратите внимание на то, что имеет решающее значение для вашего счастья. Играйте со своими детьми. Всегда найдется время убраться в доме, устроить званый ужин или привести в порядок мусор.

7. 86 400 долларов США

Подчеркните важность времени, и вы сами контролируете, как вы его тратите. Время помогает сделать правильный выбор.

Запустите его как часы здесь.

Представьте, что есть банковский счет, который каждое утро зачисляет на ваш счет 86 400 долларов. Оно не переносит никакого равновесия изо дня в день. Каждый вечер банк удаляет ту часть баланса, которую вы не использовали в течение дня. Что бы ты сделал? Вытягивать каждый цент, конечно?

Банк ВРЕМЕНИ

У каждого из нас есть такой банк. Имя ему ВРЕМЯ. Каждое утро он начисляет вам 86 400 секунд. Каждую ночь она списывается как потерянная, что бы из этого вы не вложили. Он не переносит никакого баланса со вчерашнего дня. Он не допускает овердрафта. Каждый день он открывает для вас новую учетную запись. Каждую ночь он сжигает то, что осталось от дня.

  • Чтобы понять ценность ОДНОГО ГОДА. спросите студента, который не получил оценку.
  • Чтобы понять ценность ОДНОГО МЕСЯЦА, спросите мать, родившую недоношенного ребенка.
  • Чтобы понять ценность ОДНОЙ НЕДЕЛИ, спросите редактора еженедельной газеты.
  • Чтобы понять ценность ОДНОГО ЧАСА, спросите влюбленных, которые ждут встречи.
  • Чтобы понять ценность ОДНОЙ МИНУТЫ, спросите человека, который только что опоздал на поезд.
  • Чтобы понять ценность ОДНОЙ СЕКУНДЫ. спросите кого-нибудь, кто чудом избежал аварии.

Кредит для Coaching Toolbox.

8.

Лента жизни

Для этого упражнения по тайм-менеджменту вам понадобится лента длиной 100 см (1 метр) и ножницы.

Спросите свою команду: Какова предполагаемая продолжительность жизни человека?

Нормальный ответ будет между 75 и 85 годами. Допустим, это 79. Значит, вам нужно отрезать 21 см от ленты. Теперь его длина составляет 79 см, что означает, что у нас осталось 79 лет .

Каков средний возраст участников?

Это зависит от группы, с которой вы выполняете это упражнение. Но допустим, вы получили число 29, поэтому вы отрезали еще 29 см ленты. Эти годы вы бы назвали «невозвратными затратами», с ними ничего не поделаешь. Лента теперь имеет 50см .

Итак, нам осталось 50 лет? Фактический ответ — нет.

Вам по-прежнему необходимо учитывать множество переменных: выходные, праздничные дни, случайные отпуска/отпуска по болезни и ежегодные отпуска. В каждом году 52 недели, то есть 52 воскресенья в году. Умножьте это на 50 лет (текущая длина нашей ленты), и вы получите 7,14. Уменьшите ленту на 7 см. Та же логика применима и к субботам. Уменьшить еще 7 см. Лента теперь имеет 36 см .

36 см минус праздничные дни и оставить

В году 10 государственных/национальных праздников, что дает нам 1,5 года при умножении на 50. Уменьшите ленту на 1,5 см. Кроме того, мы проводим примерно 40 дней в году в случайных отпусках, отпусках по болезни и ежегодных отпусках. Это около 5 лет, так что вы отрезали еще 5 см. Лента теперь имеет 29,5см .

29 см и больше…

Но нам все равно нужно учитывать сон, еду и поездки на работу. Мы проводим треть нашего дня (и, следовательно, треть нашего года) во сне. Учитывая в среднем 8 часов сна в сутки, получаем 122*50=почти 17 лет. Отрежьте еще 17 см. Лента теперь имеет 12,5 см .

Вам нужно около 2 часов в день, чтобы пообедать, позавтракать, перекусить и поужинать. 30 дней в году х 50 лет = 4 года или около того. Отрежьте еще 4 см. Лента теперь имеет 8,5 см .

Наконец, давайте учтем время, затрачиваемое на поездки из одного места в другое для занятий. Если мы будем работать в среднем по часу в день, это еще 2 года. Лента теперь имеет 6,5 см .

На самом деле, когда все сказано и сделано, остается
ТОЛЬКО 6 лет жизни сделать или сломать!

Кредит Даниэлю Сильвестру.

Онлайн-игры тайм-менеджмента

Время — важная и широко используемая величина в любой видеоигре. Если вы когда-либо играли на время, вы знаете, что даже в игровой среде это может вызывать стресс.

Но есть и обратная сторона. Играя в игры с таймерами, вы уже на пути к развитию основных навыков восприятия времени. Но вместо того, чтобы «тратить» свое время на стрелялки, почему бы не попробовать особую категорию игр, разработанных специально для улучшения навыков тайм-менеджмента – игры с тайм-менеджментом? И превратить игровое время в продуктивное время?

Давайте взглянем на некоторые популярные онлайн-игры в жанре тайм-менеджмент.

9. Переваренный!

Пережаренный! это ресторан тайм-менеджмент игра. Идея игры состоит в том, чтобы подавать своим клиентам различную еду, стараться, чтобы они были довольны, и готовить все в абсурдно стрессовых условиях — например, на воздушном шаре или посреди улицы. Похоже на обычный день в офисе, верно? Игра предлагает множество препятствий для преодоления, разнообразие рецептов приготовления и массу удовольствия, особенно в многопользовательском режиме.

Обучение навыкам управления временем:

  • Навыки делегирования полномочий и координации команды при заказе и организации процесса приготовления пищи
  • Быстрое принятие решений при работе с порталами, пожарами, движущимися этажами и изменениями в настройках
  • Работа с навыками нехватки времени, поскольку каждый уровень ограничен по времени
  • Работа в команде в многопользовательском режиме

Что обсудить с вашей командой:

  • Каково это, находиться под давлением на кухне?
  • Как вы научились управлять процессом?
  • Что бы вы сделали по-другому?

10. История разработки игры

Вы играете за разработчика видеоигр, создающего популярные видеоигры и совершенно новые консоли в новых проектах. Чтобы добиться успеха и удержаться на плаву, нужно нанимать и управлять собственной командой, контролировать процесс разработки игры и бороться с критиками.

Обучение навыкам тайм-менеджмента:

  • Лидерские навыки, которым вы обучаетесь, контролируя скорость и качество развития ваших сотрудников, а также нанимая нужных людей
  • Деловые навыки по зарабатыванию денег путем продажи и рекламы товаров

Что обсудить с вашей командой:

  • Каковы лучшие стратегии, чтобы заработать больше денег в игре?
  • Каких специалистов следует нанять в первую очередь для эффективного управления компанией?
  • Как лучше распределить бюджет компании в игре?

11. Фармерама

В Farmerama у вас есть собственная ферма, где вы выращиваете урожай, заботитесь о животных и подвергаетесь обстрелам от инопланетных атак, которые случаются совершенно неожиданно.

Обучение навыкам управления временем:

  • Навыки планирования при посадке и уходе за урожаем
  • Маркетинговые навыки путем продажи и покупки растений и животных
  • Навыки работы в команде за счет участия в различных фермерских сообществах

Что обсудить с вашей командой:

  • Какие шаги следует предпринять для эффективного развития фермы?
  • Что нужно сделать, чтобы собрать самый большой урожай?
  • Вы общались с другими игроками? Почему, почему нет?
  • Были ли у вас похожие цели с другими игроками? Вы с ними сотрудничали? Почему, почему нет?

12.

12 подвигов Геракла

Вы будете играть за Геракла, который должен совершить 12 подвигов, чтобы спасти свою жену из подземного царства Аида. В игре есть определенное ограничение по времени, поэтому вам придется находить способы его остановить, выполняя различные задания.

Обучение навыкам тайм-менеджмента:

  • Навыки расчета времени, так как вам придется уложиться в сроки, чтобы собрать все звезды
  • Критическое мышление и логика, так как вам нужно будет думать о том, в каком порядке и как выполнять задачи
  • Быстрое принятие решений при общении с призраками, лавовыми ямами и монстрами.
  • Организационные навыки с использованием навыков компаньонов, таких как Медуза, Пегас, Цербер и другие

Что обсудить с командой:

  • Как вы себя чувствовали, выполняя задания в ограниченное время?
  • Было ли выполнять игровые задания легко или сложно?
  • Вы пробовали все режимы игры? Какой режим вам больше подходит?

13.

Plague Inc.

В этой популярной стратегической игре вы присоединитесь к темной стороне и будете играть за команду вирусов и болезней, пытаясь заразить как можно больше территории. Мировое научное сообщество будет противодействовать вам, разрабатывая против вас эффективные лекарства. Удастся ли вам выполнить свою злую задачу?

Обучение навыкам тайм-менеджмента:

  • Навыки хронометрирования через борьбу с учеными в попытках заразить обширные территории Земли
  • Критическое мышление, логика и принятие решений, поскольку вам нужно будет выбрать наиболее эффективные вирусы в соответствии с заработанными очками

Что обсудить с вашей командой:

  • Что вы чувствовали, играя за темную сторону?
  • Разработали ли вы какие-то особые стратегии заражения, чтобы выиграть игру?
  • Что вы думаете о хронометраже игры?
  • Что было самым сложным в игре?

Помните! Будьте осторожны, не теряйте слишком много времени, играя в игры.

Итоги игр по тайм-менеджменту

Игры на тайм-менеджмент — отличный способ развить эти важные организаторские навыки. Они используют неформальные методы обучения, чтобы научить ваш мозг реагировать на время по-другому.

Доступны как онлайн, так и офлайн, а также как индивидуальные и групповые занятия, вы обязательно найдете то, что подходит именно вам. Чтобы помочь вам быстро решить, что попробовать в первую очередь. Вот разбивка:

Офлайн-игры

Лучше всего подходит для игры в офисе. Они помогают узнать ваши сильные и слабые стороны, а также лучше узнать своих коллег и укрепить отношения с ними.

Онлайн-игры

Отлично подходят для улучшения ваших когнитивных функций, таких как внимание, реакция, расстановка приоритетов, логика и критическое мышление. Кроме того, онлайн-игры — отличный инструмент для развития навыков тайм-трекинга, организации и общих деловых навыков.

Бонус: от игр к реальной жизни: тайм-менеджмент с Everhour

Теперь, когда вы повеселились, попробовав эти игры и занятия по тайм-менеджменту, пришло время перейти к делу.

Вы хотите улучшить методы управления временем в вашей компании? Мы хотели бы помочь вам выбрать правильное приложение для учета рабочего времени, адаптированное к потребностям вашего бизнеса и корпоративной культуре.

Удобное решение для тайм-менеджмента от Everhour

Онлайн-решение Everhour для управления временем — это простой, эффективный и удобный инструмент. Благодаря отслеживанию времени Everhour в Chrome вы сможете:

  • Отслеживание сроков проекта и контроль бюджета
  • Следите за рабочим временем команд и сотрудников с помощью инструментов учета рабочего времени сотрудников
  • Отслеживайте рабочую нагрузку и задания сотрудников с помощью трекера посещаемости и приложения учета рабочего времени.
  • Планируйте свои ресурсы, просматривая портфели проектов и команды
  • Отправка своевременных счетов на основе отслеженного времени и расходов

Everhour обеспечивает беспрепятственный учет времени, поскольку это одно из лучших программ для учета рабочего времени. Его можно легко интегрировать в другие приложения для управления проектами, такие как Asana, Trello, Basecamp, Jira и другие, что позволяет вам управлять своими проектами и временем, не переключаясь между вкладками. Он использует лучшие методы отслеживания времени, чтобы гарантировать, что ни одна минута не будет потеряна.

Плюсы Everhour для вашего бизнеса

С Everhour вы можете забыть о:

  • Ручная настройка проекта – автоматически важные ваши проекты и отслеживание времени
  • Переключение между приложениями для регистрации времени — все это интегрировано в единую систему
  • Неверные данные, неверные табели учета рабочего времени — поддерживайте точность и получайте реальную статистику о том, как вы тратите свое время.

Попробуйте нашу демо-версию бесплатно, чтобы узнать, как наше программное обеспечение для учета рабочего времени может оптимизировать ваш бизнес, или свяжитесь с нашей командой, которая будет рада ответить на любые ваши вопросы.

Сила игры. Часть 5: Роли взрослых в детских играх

Кайли Риманович, Расширение Мичиганского государственного университета —

Как лучше всего поддержать игровой опыт вашего ребенка?

Поддержите игру вашего ребенка, не беря на себя ответственность.

Мария Монтессори сказала, что «Игра — это детская работа». Итак, как вы вписываетесь в их работу? Вы начальник, лидер, тренер, коллега? Хотя игра может быть работой детей, работа не выполняется в одиночку. Качественный игровой опыт создается и развивается, когда в процесс вовлечены взрослые.

Лидерство или поддержка

Важно отметить, что поддержка и руководство или контроль — это две разные роли, которые взрослые могут играть, когда дело доходит до игры их ребенка, и только одна из них полезна для ребенка. Когда взрослые контролируют, ведут или берут на себя управление игрой ребенка, они нарушают основные принципы игры, когда ребенок сам выбирает и направляет ее. Когда дети теряют свободу открытого исследования, опыт теряет смысл.

Вместо этого, если мы поддерживаем опыт ребенка, присутствуя и занимаясь, но не беря на себя ответственность, мы позволяем ему развивать себя, участвовать в обучении и исследовании, и мы можем предоставить возможности для расширения и расширения его опыта.

Aistear: Структура учебной программы для детей младшего возраста «Обучение и развитие через игру» определяет следующие три этапа поддержки игры взрослыми.

1. Планирование игры

Взрослые имеют полный контроль над окружающей средой ребенка. Убедившись, что у вас есть веселая и подходящая среда для игр вашего ребенка, вы можете помочь ему расти. Вы можете помочь спланировать игру вашего ребенка следующим образом:

  • Внимание к окружающей среде и конструкции. Когда вы создаете среду (в помещении или на улице) на основе сильных сторон, способностей и потребностей ребенка, вы можете улучшить его обычную игру и помочь ему стать успешным и независимым.
  • Строительство и расширение. Испытайте текущие знания или понимание ребенка с помощью возможностей или материалов, которые расширяют его текущий опыт или понимание.
  • Предоставление выбора. Предоставление детям свободы делать собственный выбор не только расширяет их возможности, но и помогает им направлять свой собственный учебный опыт на основе своих интересов и способностей.

2. Поддерживающая игра

Чтобы помочь ребенку учиться и знать, вам нужно научиться узнавать своего ребенка, что вы можете сделать, поддерживая его игру. Вы можете поддержать детскую игру по телефону:

  • Talking about play. Взрослые могут расширить и поддержать игру ребенка, просто взаимодействуя с детьми во время игры. Взрослые могут поговорить с детьми об их игре. Принимая участие, дети узнают, что взрослые вкладывают в них деньги и уважают их игровые решения.
  • Проверка их усилий. Участие в игре с вашим ребенком доставляет ему удовольствие и показывает ему, что вы цените то, что он делает. Ваше присутствие и близость к детям может многое им сообщить.
  • Дополнение к детской игре. Активно участвуя в игре, по приглашению взрослые могут расширить текущие знания ребенка и помочь ему установить новые связи. Это можно сделать, моделируя положительное поведение или взаимодействие.
  • Предотвращение проблем. Активно вовлекаясь в процесс игры, взрослые могут вмешаться, если возникнет ситуация, когда ребенку может понадобиться помощь, будь то межличностный конфликт, проблема или угроза безопасности. Важно помнить, что детям также нужны возможности самостоятельно практиковаться в решении проблем и разрешении конфликтов. Убедитесь, что у детей достаточно возможностей для самостоятельной отработки этих навыков, и вмешивайтесь только в случае необходимости.
  • Воспитание детей. Иногда детям может понадобиться помощь, чтобы участвовать в какой-либо деятельности или присоединяться к ней, и когда взрослые регулярно участвуют в их игре, они могут быть хорошим связующим звеном, помогающим детям чувствовать себя комфортно, инициируя игру и участвуя в ней.

3. Обзор игры

Анализ игры ребенка может помочь собрать информацию о ребенке и помочь вам расширить его текущую деятельность и обучение. Вы можете просмотреть игру вашего ребенка по телефону:

  • Регистрация. Наблюдая за своим ребенком, разговаривая и слушая его, вы можете узнать о цели, эффективности и удовольствии детских игр. Эта информация может помочь вам подумать о том, как сделать их игру интересной и значимой в будущем.
  • Наблюдение за космосом. Очень важно иметь пространство, подходящее для детских игр. Размышляя о том, как пространство повлияло на игру вашего ребенка, вы можете придумать, как сделать ее еще лучше.
  • Критическое мышление. Вы действительно можете узнать ребенка, наблюдая за ним и взаимодействуя с ним во время игры. Благодаря этому опыту вы можете критически осмыслить интересы, взаимодействия, отношения и предпочтения ребенка, чтобы проверить его прогресс и вдохновить на будущие успехи.
  • Планирование. Собрав всю информацию, собранную при планировании и участии в игре, вы можете строить планы на будущее, чтобы исправить любые проблемы, опираясь на потребности ребенка и улучшая общий игровой опыт для вашего ребенка.

Принимая активное участие в играх вашего ребенка, вы можете помочь ему учиться и расти. Вы создаете возможности для создания поддерживающих и доверительных отношений с ребенком и помогаете им в этом процессе. У вас есть возможность помочь вашему ребенку раскрыть силу игры!

Не пропустите другие статьи из серии «Сила игры», «Этапы игры», «Рожденные играть», «Типы игры» и «Характеристики игры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *