Понятие воля – Воля (психология) — Википедия

Содержание

5. Воля. Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование
человеком своего поведения (деятельности
и общения), связанное с преодолением
внутренних и внешних препятствий. Это
— способность человека, которая проявляется
.в самодетерминации и саморегуляции им
своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения
волевого акта;

б) наличие продуманного плана
осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому
поведенческому акту и отсутствие
непосредственного удовольствия,
получаемого в процессе и в результате
его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не
только на победу над обстоятельствами,
сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической
науке нет единой теории воли, хотя
многими учеными и предпринимаются
попытки разработать целостное учение
о воле с его терминологической
определенностью и однозначностью.
Видимо, такое положение с изучением
воли связано с ведущейся еще с начала
XX века борьбой между реактивной и
активной концепциями поведения человека.
Для первой концепции понятие воли
практически не нужно, ибо ее сторонники
представляют все поведение человека
как реакции человека на внешние и
внутренние стимулы. Сторонники же
активной концепции человеческого
поведения, которая в последнее время
становится ведущей, поведение человека
понимают как изначально активное, а
самого человека наделенным способностью
к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения. Волевая
регуляция поведения характеризуется
состоянием оптимальной мобилизованности
личности, потребного режима активности,
концентрацией этой активности в
необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли
составляет усиление мотивации и
совершенствование на этой основе
регуляции действий. Этим волевые действия
отличаются от импульсивных, т.е. действий,
совершаемых непроизвольно и недостаточно
контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли
находит свое выражение в таких свойствах
как сила воли (степень
необходимого волевого усилия для
достижения цели),настойчивость
(умение человека мобилизовать свои
возможности для длительного преодоления
трудностей),выдержка (умение
тормозить действия, чувства, мысли,
мешающие осуществлению принятого
решения),энергичность и др.
Это — первичные (базовые) волевые
личностные качества, определяющие
большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся
в онтогенезе позже, чем первичные,
волевые качества: решительность
(умение принимать и претворять в
жизнь быстрые, обоснованные и твердые
решения),смелость (умение
побороть страх и идти на оправданный
риск ради достижения цели, несмотря на
опасности для личного благополучия),самообладание (умение
контролировать чувственную сторону
своей психики и подчинять свое поведение
решению сознательно поставленных
задач),уверенность в себе. Эти
качества следует рассматривать не
только как волевые, но и как
характерологические.

К третичным следует отнести волевые
качества, теснейшим образом связанные
с нравственными:ответственность
(качество, характеризующее личность
с точки зрения выполнения ею нравственных
требований),дисциплинированность
(сознательное подчинение своего
поведения общепринятым нормам,
установленному порядку),принципиальность
(верность определенной идее в
убеждениях и последовательное проведение
этой идеи в поведении),обязательность
(умение добровольно возложить на
себя обязанности и выполнить их). К этой
же группе относятся качества воли,
связанные с отношением человека к труду:деловитость, инициативность (умение
работать творчески, предпринимая
поступки по собственному почину),организованность (разумное
планирование и упорядочение своего
труда),исполнительность
(старательность, выполнение в срок
поручений и своих обязанностей) и т.д.
Третичные качества воли обычно формируются
только к подростковому возрасту, т.е.
моменту, когда уже имеется опыт волевых
действий.

Волевые действия можно подразделить
на простые и сложные. В простом
волевом акте побуждение к действию
(мотив) переходит в само действие почти
автоматически. В сложном волевом акте
действию предшествует учет его
последствий, осознание мотивов, принятие
решений, возникновение намерения его
осуществить, составление плана его
осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных
психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля
над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств
личности;

г) с тем, что человек сознательно
ставит перед собой все более трудные
задачи и преследует все более отдаленные
цели, которые требуют значительных
волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности
можно рассматривать как движение от
первичных к вторичным и далее — к третичным
качествам.

Свобода воли и личностная ответственность.
Рассмотрение психологической трактовки
личности предполагает истолкование
феномена духовной ее свободы. Свобода
личности в психологическом плане — это,
прежде всего, свобода воли. Она определяется
по отношению к двум величинам: к витальным
влечениям и социальным условиям жизни
человека. Влечения (биологические
импульсы) преобразуются в нем под
влиянием его самосознания,
духовно-нравственных координат его
личности. Более того, человек это
единственное живое существо, которое
в любой момент может сказать «нет»
своим влечениям, и которое не должно
всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных
условий. Но он свободен занять позицию
по отношению к ним, поскольку эти условия
не обусловливают его полностью. От него
— в пределах его ограничений — зависит,
сдастся ли он, уступит ли он условиям
(В. Франкл). В этом плане свобода — это
когда человек сам должен решать, выбрать
ли ему добро или уступить злу (Ф.М.
Достоевский).

Однако свобода — это лишь одна сторона
целостного феномена, позитивный аспект
которого — быть ответственным. Свобода
личности может перейти в простой
произвол, если она не переживается с
точки зрения ответственности (В. Франкл).
Человек обречен на свободу и, вместе с
тем, не может уйти от ответственности.
Иное дело, что для многих людей спокойствие
оказывается дороже свободного выбора
между добром и злом, и поэтому они с
готовностью «списывают» свои грехи
(неблагородные поступки, подлость,
предательство) на «объективные
условия» — несовершенство общества,
плохих воспитателей, неблагополучность
семей, в которых они выросли, и т.п.
Марксистский тезис о коренной зависимости
добра и зла в человеке от внешних
(социальных) условий всегда был предлогом
для ухода от персональной ответственности.

Контрольные вопросы

1. Каковы понятия и основные признаки
воли?

2. Покажи значение воли в организации
деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция
поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные
волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить
у себя степень развития силы воли.
Отвечая на вопросы, отметь в таблице
знаком «+» избранный тобой один из
трех ответов: «да», «не знаю
(иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую
работу, которая тебе неинтересна,
независимо от того, что время и
обстоятельства позволяют оторваться
и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий
внутреннее сопротивление, когда нужно
сделать что-то неприятное тебе (например,
пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную
ситуацию — на работе (учебе) или в быту
— в состоянии ли взять себя в руки на
столько, чтобы взглянуть на ситуацию
трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли
преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше
обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия,
чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий
полет на самолете или посещение
зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты
без особого труда преодолеть это чувство
и в последний момент не изменить своего
намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное
лекарство, которое тебе настойчиво
рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово,
даже если его выполнение принесет тебе
немало хлопот, иными словами — являешься
ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в
командировку (деловую поездку) в
незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка
дня: время пробуждения, приема пищи,
занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к
библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не
заставит тебя отложить выполнение
срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать,
какими бы обидными не показались тебе
слова «противной стороны»?

Варианты ответа

Номер ответа

Итого

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не знаю, иногда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной
системе: «да» — 2 балла; «нет» —
0 баллов; «не знаю» — 1 балл.

0 — 12 баллов. С силой воли дела у тебя
обстоят неважно. Ты просто делаешь то,
что легче и интереснее, даже если это в
чем-то может повредить тебе. К обязанностям
относишься нередко спустя рукава, что
бывает причиной разных неприятностей
для тебя. Твоя позиция выражается
известным изречением «что мне, больше
всех надо?..» Любую просьбу, любую
обязанность ты воспринимаешь чуть ли
не как физическую боль. Дело тут не
только в слабой воле, но и в эгоизме.
Постарайся взглянуть на себя с учетом
такой оценки, может быть, это поможет
тебе изменить свое отношение к окружающим
и кое-что «переделать» в своем
характере. Если удастся — от этого ты
только выиграешь.

13 — 21 балл. Сила воли у тебя средняя.
Если столкнешься с препятствием, то
начинаешь действовать, чтобы преодолеть
его. Но если увидишь обходной путь, тут
же воспользуешься им. Не переусердствуешь,
но и данное тобой слово сдержишь.
Неприятную работу постараешься выполнить,
хотя и поворчишь. По доброй воле лишние
обязанности на себя не возьмешь. Это
иногда отрицательно сказывается на
отношении к тебе руководителей, не с
лучшей стороны характеризует и в глазах
окружающих людей. Если хочешь достичь
в жизни большего, тренируй волю.

22 — 30 баллов. С силой воли у тебя все
в порядке. На тебя можно положиться — ты
не подведешь. Тебя не страшат ни новые
поручения, ни дальние поездки, ни те
дела, которые иных пугают. Но иногда
твоя твердая и непримиримая позиция по
непринципиальным вопросам досаждает
окружающим. Сила воли — это очень хорошо,
но необходимо обладать еще и такими
качествами, как гибкость, снисходительность,
доброта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. —
    М., 1983. — С. 454 — 465.

  2. Высоцкий А.И. Волевая активность
    школьников и методы ее изучения. —
    Челябинск, 1979. — С. 67.

  3. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по
    психологии. — С. 194, 204 — 213.

  4. Котыпло В.К. Развитие волевого поведения
    у дошкольников. — Киев, 1971. — С. 11 — 51.

  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. — С. 357 — 366.

  6. Общая психология. — М., 1986. — С. 385 — 400.

  7. Психологический словарь. — С. 53, 54.

  8. Психология. Словарь. — С. 62, 63.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
    Т. 2. — С. 182 — 211.

  10. Сборник тестов по отбору кандидатов
    при найме на работу (Методика США). — С.
    20 — 22.

  11. Экспериментальные исследования волевой
    активности. — Рязань, 1986. — С. 3 — 23.

studfiles.net

Понятие воли в психологии | Социальная сеть работников образования

Понятие воли в психологии

Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения,  в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля  — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдерживать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Основными функциями воли являются побудительная, стабилизирующая и тормозная.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Исходя из основных функций воли можно говорить волевой регуляции поведения.

Волевая регуляция поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград.

Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др;

Внутренние препятствия – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и тд.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевой акт (действие)

Основным составляющим воли является волевой акт (действие). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Различают простые и сложные волевые действия.

         

Рис.1. Структура простого волевого действия

        

        

Рис.2. Структура сложного волевого действия.

Связь воли с другими психическими процессами

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Также волевое действие тесно связано с эмоциональной сферой личности и воображением. Выполняя его человек испытывает определенные эмоции, предполагает воображаемый результат.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом.  В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

        Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Человеку присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе, а также обобщать полученные извне сведения, знания, что достигается при помощи второй сигнальной системы. На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени, характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

У человека механизм предварительного реального действия развит гораздо лучше, чем у животных, система ассоциаций восстанавливается на основе самого минимального и отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т.д.).

Таким, образом, сознательно-управляемое поведение представляет собой результат взаимодействия сложных мозговых физиологических процессов и воздействия внешней среды.

Волевые свойства личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности.

К волевым свойствам личности относятся следующие:

1. Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

2. Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

3. Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

4. Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

nsportal.ru

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Это интересно: что вкладывается в понятие «деградировать«?

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.
  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.
  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

obrazovanie.guru

Понятие воли в психологии

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Понятие о воли………………………………………………………………………5

2. Структура волевого действия………………………………………..…………….6

3. Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10

4. Волевые свойства личности ………………………………………………………13

5. Приемы и методы самовоспитания воли …………………………………….….16

6. Свобода воли и личностная ответственность………….…………………………18

Заключение………………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………………21

Приложение…………………………………………….………………………..…….22

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию»[1]
.

1.

понятие о воле

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности. Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

«
Воля (англ. volition
, will
)
способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям».[2]

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.

2.
структура волевого действия

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).

Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.

Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительный момент борьбы мотивов — принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.

Намерение по своей сути — внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».[3]

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.

mirznanii.com

воля — это… Что такое воля?

— сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные: Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем свободы воли. Как основные функции воли выделяются:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям — при недостаточной или избыточной их мотивации;

3) организация процессов психических — в систему, адекватную выполняемой деятельности;

4) мобилизация физических и психических возможностей — при преодолении препятствий к достижению поставленных целей.

Возможность произвольно регулировать действия и процессы психические, подчиняя их своим сознательным решениям, так же объясняется наличием воли, как и проявление в действиях человека качеств настойчивости, решительности, выдержки, смелости и пр. Для появления волевой регуляции нужны определенные условия — наличие препятствий и преград. Воля тогда и проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции — преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, — сводимо к трем реальностям, в основе коих лежит необходимость:

1) восполнение дефицита побуждения к действиям — при отсутствии их достаточной мотивации;

2) выбор мотивов, целей, видов действия — при их конфликте;

3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и процессов психических.

Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (см. волюнтаризм). Волевая регуляция поведения и действий — это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем — самоконтроля личности. Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотивами, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля обретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции — изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

1) переоценкой значимости мотива;

2) привлечением дополнительных мотивов;

3) предвидением и переживанием последствий действия;

4) актуализацией мотивов — посредством воображаемой ситуации, и пр.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием:

1) богатой сферы мотивационно-смысловой;

2) стойкого мировоззрения и убеждений;

3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия.

А также — с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера дел, где проявляются.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

psychology.academic.ru

17) Понятие о воле. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Воля
— свойство человека, заключающееся в
его способности сознательно управлять
своей психикой и поступками. Проявляется
в преодолении препятствий, возникающих
на пути достижения сознательно
поставленной цели. Положительные
качества воли, проявления ее силы
способствуют успешности деятельности.
К волевым качествам часто относят
мужество, настойчивость, решительность,
самостоятельность, самообладание и
другие. Понятие воля очень тесно связано
с понятием свобода.

Важнейшее проявление
воли — способность индивида к волевым
усилиям, длительному волевому напряжению.
Но воля не связана лишь с подавлением
эмоций. Сам образ желаемого будущего
результата эмоционально насыщен. Воля
как сознательная регуляция жизнедеятельности
имеет специфический энергетический
источник — чувство социально ответственного
поведения.

Каждый волевой
акт сопровождается определенной мерой
волевых усилий по преодолению внешних
и внутренних препятствий.

Волю можно понимать
по-разному. Во-первых, воля — общее, что
побуждает к любому действию, то есть, в
принципе, осознаваемое желание.
(Необходимо отметить, что воля не совсем
есть желание. Р. Мэй писал: «Это только
половина истины сказать, что воля есть
продукт желания; … желание никогда не
проявится в полную силу, кроме как
совместно с волей»). Во-вторых, волю
можно рассматривать как нечто, что
позволяет человеку, наоборот, управлять
своими желаниями, воплощать их в
действительность. В третьих, воля — это
то, для чего нет точного определения.
«Воля — сознательная регуляция субъектом
своей деятельности и поведения,
обеспечивающая преодоление трудностей
при достижении цели…». Воля необходима
для поддержания активности субъекта,
или для её подавления. Рассмотрение
воли в таком ракурсе близко к понятию
свободы в экзистенциальной психологии
в том плане, что человек, который
«применяет» волю должен как бы
оторваться от сиюминутной ситуации и
либо обратиться к своему отношению к
себе, своим ценностям, либо обратиться
к воображению, логике и смоделировать
последствия предполагаемого действия.
В более общем понимании воля представлена
у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает
в себя и первое и второе значение воли.
Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые
осознанной целью и отношением к ней как
к мотиву, — это и есть волевые действия».
Данное определение позволяет чётко
отделить понятие воли от понятия желания,
понятия мотивации. В этом определении
наблюдается отрыв от сиюминутной
ситуации в виде наличия отношения к
цели, её осознания. Также важно соотношение
мотива и цели. В случае, когда цель и
мотив совпадают, по крайней мере, в
сознании субъекта, субъект сознательно
полностью управляет своей деятельностью,
она не носит спонтанный характер. В
деятельности имеет место воля.

Воля как
волюнтаризм.

В попытках объяснить
поведение человека в рамках проблемы
воли возникло направление, получившее
в 1883 году, с легкой руки немецкого
социолога Ф. Тенниса, название «волюнтаризм»
и признающее волю особой, надприродной
силой.

Согласно учению
волюнтаризма, волевые акты ничем не
определяются, но сами определяют ход
психический процессов. Формирование
этого, по существу, философского
направления в изучении воли, имеет свою
предысторию. Еще Эпикур поставил впервые
вопрос о спонтанном, ничем не
детерминированном, свободном выборе
поведения. Причиной возникновения
подобного учения явился кризис
представлений античной философии о
том, что главной духовной способностью
человека является разум, мышление.
Блаженный Августин (354 — 430 г.г.) выдвинул
положение о том, что действиями души и
тела управляет воля. Именно она побуждает
душу к самопознанию, строит из чувственных
отпечатков вещей их образы, извлекает
из души заложенные в ней идеи. Первенство
воли перед интеллектом подчеркивал и
Иоанн Дунс Скотт («воля выше мышления»).

Еще дальше пошли
немецкие философы А. Шопенгауэр и Э.
Гартман, объявившие волю космической
силой, слепым и бессознательным
первопринципом, от которого берут свое
начало все психические проявления
человека. Сознание и интеллект являются,
по Шопенгауэру, вторичными проявлениями
воли.

Таким образом, в
крайнем своем выражении волюнтаризм
противопоставлял волевое начало
объективным законам природы и общества,
утверждал независимость человеческой
воли от окружающей действительности.

Оформившись в
трудах А. Шопенгауэра в качестве
самостоятельного философского
направления, волюнтаризм проник и в
психологию. Волюнтаристского взгляда
на проблему воли придерживались многие
видные психологи конца XIX — начала XX
века.

Против такого
понимания поведения человека и связанного
с этим объяснения воли выступали многие
философы и психологи. В частности, еще
Спиноза отрицал беспричинное поведение,
поскольку сама «воля как и все
остальное, нуждается в причине».

В отличие от
волюнтаристов Кант доказывал, что воля
должна быть детерминирована, однако в
этой роли выступают не внешние,
эмпирические побуждения, лишающие
человека свободы, а ничем не обусловленный,
действующий априорно, до опыта,
нравственный закон, известный любому
здравому рассудку. По мнению И. Канта,
мысль о свободе человеческой воли
навязывается нам именно этим законом.

В советской
философии и психологии волюнтаризм
стал нарицательным понятием, означающим
господство произвола, ничем не
ограниченного удовлетворения потребностей,
желаний («чего левая нога захочет»).

Однако необходимо
отметить и положительную роль, которую
сыграло это направление, в частности —
в отставании понимания воли как
самостоятельной проблемы, как качественно
своеобразного психического явления,
не сводимого в ассоциации представлений
и движений, которое нашло отражение в
«автогенетических» теориях воли.

Воля как свободный
выбор.

Свобода выбора в
философии традиционно рассматривалась
как реальная сфера проявления свободы
воли, как ее практическое выражение.
Некоторые философы вообще сводили
проблему свободы воли к проблеме
свободного выбора действия. Однако
английский мыслитель Дж. Локк пытался
вычленить вопрос о свободном выборе из
общей проблемы свободы воли. В волевых
актах, по Локку, человек, как правило,
не может быть свободным, он подчинен
необходимости. Свобода же состоит
«именно в том, что мы можем действовать
или не действовать согласно нашему
выбору или желанию».

Немецкий идеалист
В. Виндельбанд утверждал, что свободный
выбор является чисто внутренним
процессом, содержащим в самом себе
критерий своей целесообразности. Он
различал три отграниченных друг от
друга этапа выбора:

возникновение
отдельных влечений, из которых каждое,
если бы оно было единственным,
непосредственно перешло бы в действие;

взаимная удержка
и уравновешивание влечений, выбор между
которыми приводит к решению;

волевой импульс,
с помощью которого незадержанное или
определенное выбором хотение переходит
в соответствующее физическое действие.

Американский
психолог У. Джемс считал главной функцией
воли принятие решения о действии при
наличии в сознании одновременно двух
или более идей движения.

Отечественный
психолог Л.С. Вытотский при обсуждении
проблемы воли также связывал это понятие
со свободой выбора: «Самым характерным
для овладения собственным поведением
является выбор, и недаром старая
психология, изучая волевые процессы,
видела в выборе самое существо волевого
акта».

П.В. Симонов
попытался переформулировать проблему
свободы выбора. Признавая детерминизм,
он приходит к выводу об иллюзорности
свободы выбора и ставит вопрос: почему,
если свободы выбора нет, нам все-таки
кажется, что она есть? Объяснение этому
факту он видит в том, что существуют
какие-то детерминирующие внутренние
процессы, которые влияют на сознание,
но при этом не могут быть осознанны.
Тогда осознаваемый результат этих
процессов для человека и кажется
неожиданным, ниоткуда не проистекающим,
а следовательно, недетерминированным.
Свое объяснение П.В. Симонов относит к
критическим моментам творческой
деятельности, объясняя таким путем
субъективно ощущаемую свободу творческого
воображения. А как же быть со свободой
выбора в деятельности, не связанной с
творчеством, или в обычном поведении?
Процессы в центральной нервной системе
также не осознаются, но влияют на
сознание. Следовательно, результат
такого влияния должен отражаться в
сознании как акт свободного выбора.
Однако в действительности этого не
происходит.

Примечательна в
этой связи позиция В. Франкла, который
отмечает, что на человека могут
воздействовать какие-то физические
причины, но «человечность человеческого
поведения» определяется не этими
причинами, а субъективными основаниями.
Именно субъективные основания определяют
выбор человека. Но свобода выбора — это
не произвол, это не «свобода от», а
«свобода для». Свобода- это один из
аспектов человеческого бытия, другая
— детерминизм. Поэтому В. Франкл дает
следующую формулу: «Свобода, несмотря
на детерминизм».

Воля как
долженствование.

Понимание воли
как долженствования противопоставляется
отождествлению воли с потребностным
побуждением, то есть с мотивом.

Спецификой этого
подхода к пониманию воли, присущего
грузинским психологам, является то, что
волю они рассматривают как один из
побудительных механизмов, наряду с
актуально переживаемой потребностью.

По мнению Д.Н.
Узнадзе, механизмы воли таковы, что
источником деятельности или поведения
является не импульс актуальной
потребности, а нечто совершенно иное,
иногда даже противоречащее потребности.
Побуждение к любому действию грузинский
ученый связывает с наличием установки
на действие (намерение).

Ш.Н. Чхартишвили
разделяет мнение Д.Н. Узнадзе о том, что
волевое поведение не связано с
удовлетворением актуально переживаемой
потребности. Чхартишвили полагает, что
осознание цели и средств ее достижения
обусловлено обществом, точнее моральными
нормами, представлениями о должном.
«Поведение осознано, и поэтому его
природу адекватно выражают термины
«сознательное поведение». Воля
призвана служить, с точки зрения этого
автора, побудительным механизмом
поведения, удовлетворяющего внешним
общественным требованиям, которые
приняты субъектом по принципу «я
должен».

Все действия
человека могут быть поделены на две
категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные
действия совершаются в результате
возникновения неосознаваемых или
недостаточно отчетливо осознаваемых
побуждений (влечений, установок и т.
д.). Они имеют импульсивный характер,
лишены четкого плана. Примером
непроизвольных действий могут служить
поступки людей в состоянии аффекта
(изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные
действия предполагают осознание цели,
предварительное представление тех
операций, которые могут обеспечить ее
достижение, их очередность. Все
производимые действия, совершаемые
сознательно и имеющие цель, названы
так, поскольку они производны от воли
человека.

Воля есть сознательное
регулирование человеком своего поведения
и деятельности, связанное с преодолением
внутренних и внешних препятствий. Воля
как характеристика сознания и деятельности
появилась вместе с возникновением
общества, трудовой деятельности.

Воля является
важным компонентом психики человека,
неразрывно связанной с познавательными
мотивами и эмоциональными процессами.

Волевые действия
бывают простые и сложные. К простым
волевым действиям относятся те, при
которых человек без колебаний идет к
намеченной цели, ему ясно, чего и каким
путем он будет добиваться, т.е. побуждение
к действию переходит в само действие
почти автоматически.

Для сложного
волевого действия характерны следующие
этапы: 1) осознание цели и стремление
достичь ее; 2) осознание ряда возможностей
достижения цели; 3) появление мотивов,
утверждающих или отрицающих эти
возможности; 4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в
качестве решения; 6) осуществление
принятого решения; 7) преодоление внешних
препятствий, объективных трудностей
самого дела, всевозможных помех до тех
пор, пока принятое решение и поставленная
цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля нужна при
выборе цели, принятии решения, при
осуществлении действия, преодолении
препятствий. Преодоление препятствий
требует волевого усилия — особого
состояния нервно-психического напряжения,
мобилизующего физические, интеллектуальные
и моральные силы человека. Воля проявляется
как уверенность человека в своих силах,
как решимость совершить тот поступок,
который сам человек считает целесообразным
и необходимым в конкретной ситуации.
«Свобода воли означает способность
принимать решения со знанием дела».

Необходимость
сильной воли возрастает при наличии:
1) трудных ситуаций «трудного мира» и
2) сложного, противоречивого внутреннего
мира в самом человеке.

Волевые действия,
как и вся психическая деятельность,
связаны с функционированием мозга.
Важную роль при осуществлении волевых
действий выполняют лобные доли мозга,
в которых, как показали исследования,
происходит сличение достигнутого каждый
раз результата с предварительно
составленной программой цели. Поражение
лобных долей приводит к абулии —
болезненному безволию.

Волевая деятельность
всегда состоит из определенных волевых
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли. Волевые
действия бывают простые и сложные.

К простым относятся
те, при которых человек без колебаний
идет к намеченной цели, ему ясно, чего
и каким путем он будет добиваться. Для
простого волевого действия характерно
то, что выбор цели, принятие решения на
выполнение действия определенным
способом осуществляются без борьбы
мотивов.

В сложном волевом
действии выделяют следующие этапы: 1)
осознание цели и стремление достичь
ее; 2) осознание ряда возможностей
достижения цели; 3) появление мотивов,
утверждающих или отрицающих эти
возможности; 4) борьба мотивов и выбор;
5) принятие одной из возможностей в
качестве решения; 6) осуществление
принятого решения.

Этап «осознание
цели и стремление достичь ее» не всегда
сопровождается борьбой мотивов в сложном
действии. Если цель задана извне и ее
достижение обязательно для исполнителя,
то ее остается только познать, сформировав
у себя определенный образ будущего
результата действия. Борьба мотивов
возникает на данном этапе тогда, когда
у человека есть возможность выбора
целей, по крайней мере очередности их
достижения. Борьба мотивов, которая
возникает при осознании целей, — это
не структурный компонент волевого
действия, а скорее определенный этап
волевой деятельности, частью которой
выступает действие. Каждый из мотивов,
прежде чем стать целью, проходит стадию
желания (в том случае, когда цель
выбирается самостоятельно). Желание —
это существующие идеально (в голове
человека) содержание потребности. Желать
чего-либо — это прежде всего знать
содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека
в любой момент имеются различные значимые
желания, одновременное удовлетворение
которых объективно исключено, то
происходит столкновение противостоящих,
несовпадающих побуждений, между которыми
предстоит сделать выбор. Эту ситуацию
и называют борьбой мотивов. На этапе
осознания цели и стремления достичь ее
борьба мотивов разрешается выбором
цели действия, после чего напряжение,
вызванное борьбой мотивов на этом этапе,
ослабевает.

Этап «осознание
ряда возможностей достижения цели» —
это собственно мыслительное действие,
являющееся частью волевого действия,
результат которого — установление
причинно-следственных отношений между
способами выполнения волевого действия
в имеющихся условиях и возможными
результатами.

На следующем этапе
возможные пути и средства достижения
цели соотносятся с имеющейся у человека
системой ценностей, включающей убеждения,
чувства, нормы поведения, ведущие
потребности. Здесь каждый из возможных
путей проходит обсуждение в аспекте
соответствия конкретного пути системе
ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов
и выбора оказывается центральным в
сложном волевом действии. Здесь, как и
на этапе выбора цели, возможна конфликтная
ситуация, связанная с тем, что человек
принимает возможность легкого пути
достижения цели (это понимание — один
из результатов второго этапа), но в то
же время в силу своих моральных чувств
или принципов не может его принять.
Другие пути являются менее экономичными
(и это тоже человек понимает), но зато
следование им больше соответствует
системе ценностей человека.

Результатом
разрешения этой ситуации является
следующий этап — принятие одной из
возможностей в качестве решения. Он
характеризуется сладом напряжения,
поскольку разрешается внутренний
конфликт. Здесь уточняются средства,
способы, последовательность их
использования, т. е. осуществляется
уточненное планирование. После этого
начинается реализация намеченного на
этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления
принятого решения, однако, не освобождает
человека от необходимости прилагать
волевые усилия, и порой не менее
значительные, чем при выборе цели
действия или способов его выполнения,
поскольку практическое осуществление
намеченной цели опять же сопряжено с
преодолением препятствий.

Результаты любого
волевого действия имеют для человека
два следствия: первое — это достижение
конкретной цели; второе связано с тем,
что человек оценивает свои действия и
извлекает соответствующие уроки на
будущее относительно способов достижения
цели, затраченных усилий.

studfiles.net

Общее понятие о воле. Теории воли

Воля присутствует
во многих актах человеческого поведения,
помогая преодолевать сопротивление, а
также другие желания и потребности на
пути к намеченной цели.

Если, например,
человеку не хочется пить горькое
лекарство, но он знает, что это крайне
необходимо для его здоровья, то, подавляя
силой воли свое нежелание, он заставляет
себя систематически выполнять назначенное
лечение. Другой пример: студенту хочется
сходить на дискотеку, но у него еще не
готова домашняя контрольная работа к
завтрашнему дню. Преодолевая усилием
воли сиюминутное желание, студент
заставляет себя работать, поставив
целью завтрашний успех. Проявление воли
мы наблюдаем и в различных ситуациях
общения. Например, человек нам неприятен,
но от него объективно зависит наше
дальнейшее продвижение, поэтому усилием
воли мы сдерживаем свою неприязнь,
надеваем подходящую для данной ситуации
психологическую «маску» и как
результат добиваемся своего.

Чаще всего человек
проявляет свою волю в следующих типичных
ситуациях:

необходимо
сделать выбор между двумя или несколькими
одинаково привлекательными, но требующими
противоположных действий мыслями,
целями, чувствами, несовместимыми друг
с другом;

несмотря ни на
что, необходимо целенаправленно
продвигаться по пути к намеченной цели;

на пути практической
деятельности человек возникают внутренние
(боязнь, неуверенность, сомнения) или
внешние (объективные обстоятельства)
препятствия, которые необходимо
преодолеть.

Воля
(ее наличие
или отсутствие) проявляется во всех
ситуациях, связанных с выбором и принятием
решения.
Воля
это сознательное преодоление человеком
трудностей на пути осуществления
действия.

В
качестве основных
функций
воли

выделяют:

выбор мотивов и
целей;

регуляцию
побуждения к действиям при недостаточной
или избыточной их мотивации;

организацию
психических процессов в систему, которая
адекватна выполняемой человеком
деятельности;

мобилизацию
физических и психических возможностей
при достижении поставленных целей в
ситуации преодоления препятствий
.

Воля
как феномен человеческой психики еще
в античности привлекала внимание
мыслителей.
Аристотель ввел
понятие воли в систему категорий науки
о душе для того, чтобы объяснить, каким
образом поведение человека реализуется
в соответствии со знанием, которое само
по себе лишено побудительной силы. Воля
у Аристотеля выступала как фактор,
наряду со стремлением способный изменять
ход поведения: инициировать его,
останавливать, менять направление и
темп. Однако мыслители античности, а
позднее и средневековья не трактовали
волю в современном ее личностном
понимании. Так,в античности понятие
«воля» поглощалось понятием
«логика»
. По Аристотелю, например,
любое действие вытекает в первую очередь
из логического заключения.

В период средневековья
существовал обряд экзерсиса
изгнания дьявола.Человек в те времена
воспринимался лишь как пассивное начало,
в котором воля проявлялась в виде добрых
и злых духов
(порой даже персонифицированных).
Такое понимание воли было обусловлено
тем, что традиционное общество фактически
отрицало самостоятельное начало в
поведении. С.И.Рогов отмечает, что
личность выступает в нем лишь как род,
как программа, по которой жили предки.
Право на отклонение признавалось лишь
за некоторыми членами общества, например
шаманом — человеком, который общается
с духами предков; кузнецом — человеком,
которому подвластна сила огня и металла;
разбойником — человеком-преступником,
противопоставившим себя данному
обществу.

Понятие воли
возрождается в новое время вместе с
появлением понятия личности, одной из
главных ценностей которой является
свобода воли. Появляется новое
мировоззрение — экзистенциализм,
«философия существования», согласно
которому свобода — это абсолютная,
свободная воля.
М.Хайдеггер, К.Ясперс,
Ж.-П.Сартр и А.Камю считали, что любой
человек по сути своей своеволен и
безответственен, а любые общественные
нормы являются подавлением человеческой
сущности.

В России интересную
трактовку воли представил И.П.Павлов,
рассматривая волю как «инстинкт»
(рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы
воля выступает не меньшим стимулом
поведения, чем инстинкты голода или
опасности.

Много споров
возникло и возникает по вопросу
сознательного или бессознательного
происхождения понятия «воля».

Сторонники
идеалистических воззрений истолковывали
как феномен воли присущую человеку
способность к самостоятельному выбору
цели и способов ее достижения.
Способность же принимать решения,
выражающие личностные установки и
убеждения, они истолковывали как
результат действий стоящей за этими
актами иррациональной силы.

В свое время
немецкие философы
А.Шопенгауэр и
Э.Гартманабсолютизировали волю,
объявив ее космической силой, слепым
бессознательным первоначалом, производным
которого являются все психические
проявления человека.

Психоаналитическая
психология представляла волю человека
как своеобразную энергию человеческих
поступков.
Сторонники психоанализа
считали, что поступками человека
управляет некая биологическая энергия
человека, превращенная в психическую.
Фрейд отождествлял эту энергию с
психосексуальной энергией полового
влечения — бессознательным либидо,
объясняя тем самым человеческое поведение
сначала «окультуренными» проявлениями
этой жизнеутверждающей силы (Эрос), а
затем ее борьбой со столь же подсознательной
тягой человека к смерти (Тантос).

Существовала
теории о воле как об особой надприродной
силе, лежащей в основе психики и бытия
в целом
, сторонниками которой являлись
такие известные психологи, как В.Вундт
и У.Джеймс.

Теологическое
толкование воли состоит в том, что воля
отождествляется с божественным началом
в мире: Бог — исключительный обладатель
свободы воли, наделяющий ею людей по
своему усмотрению.

Материалисты
трактуют волю как сторону психики,
имеющую материальную основу в виде
нервных мозговых процессов. Волевые
или произвольные действия развиваются
на основе непроизвольных движений и
действий. Простейшими из непроизвольных
действий являются рефлекторные.
К
этому типу также относятся импульсивные
действия, неосознанные, неподчиненные
общей цели реакции. В противоположность
непроизвольным, осознанные действия
человека направлены на достижение им
цели, что характерно для волевого
поведения.

Материальной
основой произвольных движений является
деятельность гигантских пирамидных
клеток, расположенных в одном из слоев
коры мозга в области передней центральной
извилины. В этих клетках зарождаются
импульсы к движению. Ученые пришли к
этому заключению, изучая причины
возникновения абулии (болезненного
безволия)
, которая развивается на
почве мозговой патологии иаппраксии
(нарушений произвольной регуляции
движений и действий, делающих невозможным
осуществление волевого акта)
,
возникающей в результате поражения
лобных долей головного мозга.

Учение о второй
сигнальной системе И.П.Павлова значительно
дополнило материалистическую концепцию,
доказывая условно-рефлекторную сущность
воли.

Современные
исследования воли в психологии ведутся
по разным научным направлениям: в
бихевиористски ориентированной науке
изучаются определенные формы поведения,
в психологии мотивации в центре внимания
находятся внутриличностные конфликты
и способы их преодоления, в психологии
личности основное внимание сосредоточено
на выделении и исследовании соответствующих
волевых характеристик личности. Вместе
с тем современная психология стремится
придать науке о воле интегративный
характер.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о