Понятие воспитанный человек: Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?

Публикация-000094 | Центр поддержки образования

 

Автор: Горшкова Ольга Викторовна
Должность: Мастер производственного обучения
Тип: Методическая разработка внеурочного мероприятия
Тема: «Что значит быть воспитанным?»

Дата публикации: 12.02.2018

 

Введение

В сфере человеческих взаимоотношений современность характеризуется наряду с позитивными явлениями множеством проблем в духовном и нравственном развитии личности.

Изменения, произошедшие в обществе, отразились неоднозначно в душах и сердцах, сознании подрастающего поколения, да и взрослых. Мы не можем говорить, что бескорыстие, милосердие, душевность, порядочность, доброта-это именно те черты, которые присущи молодому  поколению.

Во взаимоотношениях доминируют прагматизм, расчёт. Проблемы всюду:  в семье между родителями и детьми, учителями и обучающимися, в подростковой молодёжной среде. Это и растущее количество домов престарелых, детских приютов, стариков, живущих в подъездах и подвалах, необъяснимая жестокость в подростковой среде, (дети-отказники) и многое другое.

Опыт усваивается лучше, глубже и прочнее, если он связывается с практикой, с жизнью. Поэтому, планируя мероприятие, в первую очередь задаюсь вопросом, что практически важное для сегодняшнего дня можно и нужно дать обучающимся, исходя из материала данного  занятия. Во многом этому способствуют игровые педагогические технологии. Занятия с игровыми элементами  способствуют накоплению жизненного опыта.

Внеклассное мероприятие учит осмысленно подходить к проблеме, брать что-то полезное для себя, помогает развитию культуры  речи и культуры общения. Большой интерес и естественную потребность познания вызывают игровые моменты, и опросы в виде тестов, анкетированияиупражнений.

Личностные качества в моем понимании представляют собой  систему социально-значимых, жизненно  важных качеств, без которых обучающемуся сложно, а порой и не возможно быть успешным в конкурентных жизненных ситуациях.

Современному молодому человеку сложно адаптироваться, если в нем отсутствует или  слабо развиты такие личностные качества, как: чувство долга и ответственности, целеустремленность и внутренняя дисциплина, умение ясно и точно выражать мысли, умение слушать и слышать. Одним словом, все те качества, которые составляют понятие воспитанного человека, поэтому над данной проблемой я опираюсь на принцип: «Насыщая ум — затрагиваю чувства».

 

 

ПЛАН

внеурочного мероприятия: «Что значит быть воспитанным?»

 

«Воспитанный человек- это тот,

кому собственная вежливость

нетолько привычна и легка,

но и приятна».

Д.С.Лихачев(слайд 1)

Цели:

Педагогическая цель:

Оценить уровень знаний обучающихся в области воспитанности.

Обучения:

  1. Познакомить обучающихся с правилами поведения воспитанного человека.

2.Сформировать у обучающихся знания по содержанию нравственных основ воспитания.

Развития:

3.Способствовать развитию у обучающихся нравственного мышления.

Воспитания:

5.Способствовать формированию у обучающихся общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания,  толерантности).

6.Способствовать повышению общего уровня  воспитанности.

 

Задачи:

1.Проявлять те человеческие качества, из которых складывается воспитанность.

2.Преодолевать возникающие трудности в процессе самовоспитания.

3.Вырабатывать доброжелательное отношение к людям

Форма проведения:диспут, деловая игра.

Методы проведения: анкетирование, тест, упражнение, дискуссия, игра.

Средства и оборудования:

1.Анкета «Самооценка воспитанности»

2. Тест «Отвечает  ли  поведение требованиям нравственности»

  1. Музыкальное сопровождение
  2. Компьютерная презентация (Приложение № 4)

5.Мультимедийное оборудование

6.Магнитная доска

7.Лепестки  с чертами характера (Приложение №5)

8.Сердцевина цветка

9.Карточки с вопросами (Приложение № 6)

10.Бумага формата А4 по количеству обучающихся

  1. Призы
  2. Жетоны для игры

Оформление:

1.Плакаты с высказываниями великих людей о духовно-нравственном воспитании.

Эпиграфы:

«Чтобы стать воспитанным человеком,…нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка…Тут дорог каждый час…»(А.П.Чехов)

 

«Качества воспитанного человека нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только тем, у кого ясная голова и доброе сердце».(Честерфилд)

2.Расставить столы для работы  трёх команд.

Первый этап: (предварительный) – анкетированиеобучающихся  (Приложение № 1,2,3)

Второй этап: (основной)- беседы, дискуссия, упражнение, игра.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы с вами сегодня будем говорить о воспитанности и тема нашего классного часа: «Что значит быть воспитанным?». Прочитайте эпиграфы, которые  будут девизом нашего занятия. Тема нашего сегодняшнего урока предполагает постижение моральных глубин жизни, нам предстоит уяснить те нравственные основы, которые позволяют назвать человека воспитанным.(слайд 1),(слайд 2)

Да, мы сегодня должны ответить на этот вопрос: «Что значит быть воспитанным?» и выработать правила поведения для себя. Как вы думаете, для чего нужно соблюдать правил поведения, быть культурным, воспитанным? Может быть, проще и лучше прожить без них?Какой человек может называться воспитанным?(слайд 3)

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?(слайд 4)

 

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова:

«Воспитанный – отличающийся хорошим воспитанием,умеющий хорошо вести себя».

А.П.Чехов считал, что воспитанные люди:

  • уважают человеческую личность;
  • они сострадательны;
  • они уважают чужую собственность;
  • они чистосердечны и боятся лжи, как огня;
  • они не унижают себя с той целью, чтобы вызывать вдругом сочувствие;
  • они не суетны;
  • если имеют в себе талант, то уважают его;
  • они воспитают в себе эстетику.

 

Вы согласны с Антоном Павловичем Чеховым? Если нет, то с чем вы не согласны? Каким вы себе представляете невоспитанного человека

Ведущий:                  Откуда берутся такие качества?

Обучающийся:         Воспитание с детства, с помощью взрослых, наблюдение за людьми, поведение которых тебе нравится и т.д.

Ведущий:

   «Познай самого себя», — говорили древние греки и считали, что это трудное дело на свете. Может ли человек сам себя воспитывать? «У всякого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам» (Э. Гибсон)(слайд 5)

Что человек может воспитать в себе сам? Привести результаты  анкетирования по предварительному этапу(слайд 6;7;8;9;10;11;12;13;14)

Человек, в отличие от животных, — существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать. Чтобы  достигнуть, совершенства  существуют несколько приемов, про которые нам расскажут ребята. (Им заранее даны темы для подготовки к мероприятию).

 

Обучающийся:         Самонаблюдение.(слайд15)

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в тоже время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека.

Например: обедаете: пока бабушка суп наливает, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Ведущий: Конечно, нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

 

Обучающийся:Самооценка.(слайд 16)

Уже понятно, что не надо следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

 

Ведущий: Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме ни кто не сможет, поэтому  нам некого стесняться, разбирая наши поступки.

 

Обучающийся:Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

 

Ведущий: Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

 

Обучающиеся пишут.

Ведущий: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу. Посмотрите: оценки совпали?  Наверное, нет. Надо задуматься?

Привести результаты  анкеты № 3

Деловая игра «Презентация  качеств воспитанного человека».

Ведущий:

У нас три команды. Каждая получает  по два вопроса для обсуждения и один вопрос всех команд общий, условия игры вы можете видеть на слайде

Условия игры:

  1. Работая коллективно, вы будете обсуждать и готовить ответы на одинаковые вопросы.
  2. На подготовку дается не более 1 минуты.
  3. Отвечать может один представитель из команды,делать дополнения все желающие.
  4. Отвечать поочереди, по кругу.
  5. Если ответ достаточно убедительный, весомый, команда получает синий жетон.
  6. Дополнительный белый жетон команда может получить за активность, за существенные дополнения.
  7. Количество жетонов должно соответствовать количеству вопросов.
  8. Преобладание красных жетонов оценивается пятью баллами, синих-четырьмя.
  9. Дополнительные белые жетоны в количестве трех штук приравниваются одному красному.
  • Оценивает преподаватели преподаватель, он же выступает в роли арбитра.

Вопросы для обсуждения

Первая команда(слайд 17)

  1. Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек.
  2. Что вы понимаете, под культурой внутренней и внешней? Какова между ними взаимосвязь?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Вторая команда: (слайд 18)

  1. А. П.Чехов утверждал, что воспитанность в первую очередь проявляется в уважении человеческой личности. Согласны ли вы с этим утверждением? Что значит уважать личность?
  2. Что вы вкладываете в понятие чистосердечность и считаете ли это качество необходимым для воспитанного человека?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Третья команда:(слайд 19)

  1. Насколько важно для воспитанного человека быть скромным? В чем проявляется скромность воспитанного человека?
  2. Должен ли воспитанный человек быть гордым? Что вы понимаете под гордостью?
  3. Как стать воспитанным человеком?

В конце игры команды подсчитывают жетоны, выявляется команда-победитель, которая награждается призами.

Ведущий: Хотя у нас только одна команда победила, но я думаю, что настоящая победа заключается в том, что сегодня вы все для себя определили, что значит быть воспитанным человеком.

 

Во время обдумывания ответов звучит классическая музыка.

  

 Заключение

Ведущий: И в заключении, я предлагаю вам сыграть в игру «Берем — не берем».  Вам надо составить цветок из лепестков.

На лепестках написаны черты характера человека. Я предлагаю вам выбрать те из них, которые на ваш взгляд присущи воспитанному человеку и прикрепить его к сердцевине цветка.(слайд20)

  • Аккуратность;
  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жестокость;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

Рефлексия

Методика для проведения рефлексии «Методика пяти пальцев» (слайд21)

 

А сейчас я прошу вас оценить свое состояние на мероприятии, что вы узнали для себя нового. Возьмите листы бумаги и ручку. Порядок выполнения вы можете видеть на слайде.

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Ведущий: в целом вам сегодня понравилось мероприятие?

Вы устали?

Ваше настроение улучшилось?

(Обучающиеся отвечают)(слайд 22)

Ведущий: Спасибо всем за участие.(слайд 23)

 

Список используемой литературы:

  1. Созонов В.П., Организация воспитательной работы в классе/В.П.Созонов [Текст] М. , Центр «Педагогический поиск», 2000 — 160 с.
  2. Методика воспитательной работы:А.В.Сластенина/[Текст] учеб. Пособие для студвысш. Учеб. Заведений/ под ред. В.А.Сластенина. – 3 е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 144 с.
  3. Маленкова Л.И. Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности. – /Л.И.Маленкова [Текст] М., педагогическое общество России, 2005.- 32 с.
  4. Научно-методический журнал «Классный руководитель», №1, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 8, 2002, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  6. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 4, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».
  7. Научно-методический журнал «Классный руководитель», № 3, 2012, /[Текст] — М., центр «Педагогический поиск».

Анкета     Приложение №1

(САМООЦЕНКА ВОСПИТАННОСТИ)

 

  1. Каким я вижу воспитанного человека?

-человек, который ведет себя культурно в обществе, сдержан, аккуратен в общении;

-культурный, вежливый, уважающий себя и других;

-аккуратный, прилично ведет себя в общественных местах, приятная речь без слов- паразитов;

-должен уметь грамотно разговаривать с людьми, галантный;

-должен знать как себя вести в обществе, уметь правильно выражать свои мысли;

-вежливый,  добрый, приветливый, в независимости от настроения;

-должен соответствовать своему внешнему виду, манерам, поведению, разговору;

-вежливый, тактичный, аккуратный, добросовестный;

-уважать ближних и окружающих его людей, не допускать грубость;

-умный, обходительный, ответственный, тактичный, предупредительный;

-корректный,  пунктуальный не разговаривать  на повышенных тонах;

-мягкий, галантный, предупредительный, общительный, обходительный;

-уважает себя, помогает пожилым и другим людям, не забывает здороваться;

— положительно реагирует на замечания, помогает тем кто нуждается.

  1. Какой человек невоспитанный?

-постоянно кричит, ругается нецензурными словами;

-человек, который грубит, хамит, не уважает старших, неправильно реагирует

на замечания;

-выражается неприличными словами:

-общается с людьми высокого статуса на уровне « базарных бабок»;

-безразличен к мнению окружающих его людей, может нагрубить;

-хамит, ругается, всегда  не уступает никому;

-безответственный, грубый, распущенный;

-не уважает других, позволяет грубость, в чужой адрес;

-не умеет вести себя в обществе, злой и безответственный , грубый;

-не уважает других, позволяет грубость в свой чужой адрес;

-не умеет вести себя в обществе, злой, безответственный;

-грубый, фамильярный, безразличный к тому , что происходит вокруг него.

  1. Может ли себя человек воспитать себя сам?

-да;

-да, если присутствует сила воли;

-да, если иметь сильный характер и силу воли, если очень этого захотеть;

-да, если у человека есть к этому  стремление, не смотря на его круг общения;

-сам себе человек может воспитывать 17-20лет. Самовоспитание – штука серьёзная и тяжелая. В первую очередь должны воспитать родители. Какие родители, такие и дети. Школа, друзья тоже  участвуют в воспитании человека;

-Может, но уже в зрелом возрасте, а не с пеленок;

-да, если азы воспитания в нем уже заложены;

-да, если захочет.

  1. Что может человек воспитать в себе сам?

-ответственность и тактичность;

-силу воли, пунктуальность;

-поведение;

-как доброту и культуру, так и неуважение у окружающим, злобу;

-положительные качества;

-хорошие и плохие привычки, культурное поведение.

 

Тест                                                           Приложение №2

Отвечает ли поведение требованиям нравственности? (закончи предложения.)

 

1.Когда на меня сердятся родители, я…

А) замыкаюсь, переживаю это наедине;

Б) стараюсь сгладить ссору, признаю свои ошибки;

В) ухожу из дома на долгое время, чтобы родители поостыли;

Г) отвлекаю себя от этой ситуации каким-либо интересным делом.

 

2.Когда ко мне обращаются не тем тоном или грубят, я…

А) отвечаю такой же грубостью;

Б) в таком же тоне ставлю собеседника на место;

В) молча,  ухожу от конфликтной ситуаций;

Г) в корректной форме объясняю собеседнику, что таком тоне разговаривать со мной я не позволю;

 

  1. Когда меня получают, дают наставления, я…

А) говорю, что во время разберусь сам;

Б) молча выслушаю , но поступаю так, как считаю нужным;

В) прислушиваюсь к советам и анализирую ситуацию;

Г) не позволю читать мораль, т.к я взрослый человек.

 

4.Когда меня заставляют делать то, что мне не нравится, я…

А) делаю это в силу необходимости;

Б) стараюсь под благовидным предлогом отказаться;

В) нахожу стимулирующий фактор, чтобы помочь себе это сделать;

Г) делаю это по принципу:  ’’ты — мне я — тебе ’’.

 

  1. Когда подруга высказывает мнение, противоречащее моему, я…

А) стараюсь убедить ее, что она не права;

Б) не спорю, пусть каждый остается при своём мнении;

В) обращаюсь к третьему лицу с просьбой разделить чье-либо мнение;

Г) сразу с ней соглашаюсь, чтобы не конфликтовать.

 

  1. Когда мне льстят, говорят много комплементов, я…

А) не придаю этому значению;

Б) меня это наводит на размышления;

В) реагирую на это сдержанно;

Г) мне это нравится, в ответ я тоже начинаю льстить.

 

7 .Если в разговоре меня часто перебивают, я…

А) перестаю разговаривать;

Б) прошу помолчать и выслушать меня до конца;

В) перевожу разговор на другую тему;

Г) стараюсь избавиться от такого собеседника.

Приложение № 3

Индивидуальное упражнение «Юности честное зерцало»

Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный «профиль».

1Общительность, открытость, коллективизм10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Замкнутость, скрытность,

индивидуализм

2Доброта, альтруизм10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Злоба, эгоизм, чувство собственности
3Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие
4Твердость, самостоятельность10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность
5Восторженность, импульсивность, азартность10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Сдержанность, рассудительность, серьезность
6Честность, высокая нормативность поведения10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Недобросовестность игнорирование общественных норм
7Раскованность, склонность к риску, смелость10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Скромность, стыдливость, застенчивость
8Мягкость, сострадание, милосердие10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Жестокость, суровость, безжалостность
9Бдительность10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Доверчивость
10Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Практичность, цинизм, недоверие
11Прямолинейность, правдивость10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Дипломатичность, расчетливость
12Спокойствие, уверенность в себе10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Тревожность, неуверенность, чувство вины
13Склонность к новому10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Склонность к традиционному
14Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение
15Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения
16Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху10  9

8  7

6  5

4  3

2  1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

 

Оценка результатов: Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует «современным» нормам нравственности?

Приложение №4

Перечень черт характера для лепестков:

 

  • Аккуратность;
  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жестокость;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

Приложение № 5

Вопросы для обсуждения

Первая команда

  1. Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек.
  2. Что вы понимаете, под культурой внутренней и внешней? Какова между ними взаимосвязь?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Вторая команда:

  1. А.П.Чехов утверждал, что воспитанность в первую очередь проявляется в уважении человеческой личности. Согласны ли вы с этим утверждением? Что значит уважать личность?
  2. Что вы вкладываете в понятие чистосердечность и считаете ли это качество необходимым для воспитанного человека?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Третья команда:

  1. Насколько важно для воспитанного человека быть скромным? В чем проявляется скромность воспитанного человека?
  2. Должен ли воспитанный человек быть гордым? Что вы понимаете под гордостью?
  3. Как стать воспитанным человеком?

Скачать материалы публикации:
>> Разработка

>> Презентация

Лихачев Д.

С. Письмо тринадцатое. О Воспитанности

Главная / КНИГИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА / Лихачев Д.С. Письмо тринадцатое. О Воспитанности /

Лихачев Д.С.

ЦИТАТЫ, ТЕКСТЫ, ПРОЗА

Письмо тринадцатое
О ВОСПИТАННОСТИ

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины) данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

  • Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/ Д.С.Лихачёев; Ред., сост. Г.А.Дубровская-М.: Худ. лит., 1988.-238с.-(Библ. серия).Книги писателя.

Материал востребован в рубрике Спроси у библиотекаря!

Концепция и философия того, что такое образованный человек — пример бесплатного эссе

Образование — это концепция, которая может принимать различные формы и является одним из величайших богатств, которых можно достичь. Чтобы наши молодые люди были образованы, чтобы реализовать то, чего наше общество надеется достичь в будущем, мы должны задуматься о нашей образовательной практике как во всем мире, так и в Новой Зеландии.

Образование можно описать как все, что расширяет наше мышление. Мы постоянно учимся, иногда бессознательно, поглощая информацию из нашего окружения через формальную, неформальную и неформальную среду (Smelser & Baltes, 2001). Эта информация дает нам знания, навыки, ценности и убеждения, необходимые для того, чтобы превратить нас в хорошо образованных людей. В Новой Зеландии почти все в нашем обществе так или иначе обучены. Однако термины «школьное образование» и «образование», как правило, взаимосвязаны и могут быть неверно истолкованы. Образование — это процесс обучения на протяжении всей жизни, поскольку большая часть знаний, которые мы приобретаем, приобретается на основе личного опыта, а не того, что традиционно преподается в школах. Школьное образование необходимо для получения технических навыков для работы в областях знаний, однако образование в целом — это путь, через который мы все проходим, чтобы расти и становиться лучше. Школьное образование, как правило, является наиболее приемлемой формой образования, которое относится к заранее определенному кругу предметов, преподаваемых в течение нескольких лет в контролируемой среде. Однако при использовании этого метода обучения могут возникнуть проблемы, поскольку учащиеся могут рассматриваться как объекты, подлежащие формированию, а не как участники и создатели собственного обучения, что противоречит истинной сути образования. Этот подход занимает менее формальную позицию без институциональной среды школьного обучения. Это средство для открытия новых вещей и расширения наших знаний о мире, создания всесторонних людей, которые имеют возможность максимально использовать свой потенциал и вносить вклад в общество.

У образования есть цель или назначение. Это не просто деятельность, которую мы предпринимаем для простого удовольствия, но потому, что мы хотим чего-то достичь. Концепции образования — это представления о том, чему стоит учиться и как люди должны получать это обучение (Smelser & Baltes, 2001). Двумя основными функциями образования являются квалификация и социализация. Квалификация традиционно приобретается в процессе обучения и дает молодым людям знания и навыки, которые позволяют им достичь чего-то конкретного или общего. Например, это может быть получение профессионального образования или подготовка к жизни в современном обществе. Другой функцией образования является социализация, которая включает способы, которыми мы становимся частью существующих социальных, культурных, политических, профессиональных или религиозных групп в процессе образования (Smelser & Baltes, 2001).

Образованным человеком можно считать человека, который одновременно является хорошим гражданином и экспертом в своей области. У них есть знания, чтобы понять процессы, лежащие в основе проблем, что позволяет им внести свой вклад в улучшение своего сообщества. Разносторонние и образованные люди способны к независимому мышлению, что позволяет им распознавать и ценить ряд различных точек зрения. Это качество необходимо для этических и моральных изменений в обществе, а не просто для удовлетворения эгоистичных желаний, которые могут не принести пользу другим в целом. Другими словами, образованный человек — это тот, кто считает, что просто быть важнее, чем знать или иметь.

Английский философ Р.С. Петерс считает, что для того, чтобы человек реформировался в своем воспитании, он должен в чем-то измениться к лучшему. Образование — полезный процесс для тех, кто привержен ему, и требует посвящения в интеллектуальные дисциплины. Питерс считает, что образование должно быть сосредоточено на понимании этих полезных дисциплин знания, поскольку такое понимание готовит людей к тому, чтобы стать всесторонне развитыми гражданами, которые ставят под сомнение все. Для Петерса это качество развития разума заключается в том, что люди награждаются вечной радостью, удовлетворением и поглощенностью, которые делают образовательный процесс стоящим (Tesar & Locke, 19).73). Петерс считает, что только через либеральное образование мы можем воспитать его идеал образованного человека. Это связано с тем, что либеральное образование, как описано Петерсом, трансформирует общее представление образованного человека и позволяет ему развиваться с другим взглядом через образовательный опыт, а не просто достигать заранее определенного пункта назначения (Mehrmohammadi, 2004).

Поскольку идеал Петерса об образованном человеке может не отражать современный идеал, некоторые профессора критикуют определение Петерса об образованном человеке, в том числе И.А. Снук и Дж. Р. Мартин. По словам Снука, он считает, что образование должно быть сосредоточено не только на разуме, который противоречит убеждениям Питера (Снук, 19 лет).73). Он выдвигает идеал, основанный на концепции Платона о трехчастной душе, состоящей из аппетита, духа и разума, которые должны находиться в гармонии внутри справедливого человека. Снук выступает за эту гармонию между аппетитной, энергичной и рациональной деятельностью в образовательной практике. Сосредоточив внимание на этических и политических обязательствах, отношениях с другими и удовольствии (Снук, 1973), а не просто на развитии знаний, мы можем создать всесторонних людей, которые воплотят образовательный идеал Снука. Образованность должна быть связана не только с развитием интеллекта, поскольку праведный человек обладает мирскими знаниями, полученными через опыт, а не исключительно через заранее определенный процесс обучения.

Кроме того, Мартин предлагает феминистскую критику идеала Питера. Она озабочена самой концепцией, а не используемым языком, поскольку Мартин признает, что Питер намеревался описать образованного человека гендерно-нейтральным образом (Martin, 1981). Она утверждает, что пол — это разница, которая имеет значение при рассмотрении идеала образованного человека. Мартин считает, что концепция Питера об образованном человеке наносит серьезный вред женщинам, а также неадекватна мужчинам из-за несправедливости, которую она оказывает по отношению к женщинам. Она утверждает, что этот идеал должен быть гендерно-чувствительным и признавать значение эмоций и чувств, а также межличностных отношений (Mehrmohammadi, 2004). Мартин считает эту гендерную предвзятость в интеллектуальных дисциплинах идеалом Петерса, потому что он сосредотачивается преимущественно на мужских продуктивных процессах, а не признает важность репродуктивных процессов в обществе. Жизненно важная роль, которую женщины играют в воспитании детей и в семейной жизни, должна цениться и признаваться в нашем идеале образованного человека и обеспечиваться в учебной программе, чтобы гарантировать, что к мужчинам и женщинам относятся как к равным. Если гендерные различия не учитываются в концепции образованного человека, природа идеала будет искажена, поскольку мужчины и женщины выполняют разные роли и обладают разными способностями и поведением. Когда считается, что пол не имеет значения, как предполагает Питерс, жизнь, опыт и деятельность женщин игнорируются, и создается идеал, соответствующий мужчинам и их традиционным ролям (Мартин, 19 лет).81). Этот идеал узок, поскольку устанавливается через стереотипные способы восприятия мужчин и их места в обществе. Гендер необходимо учитывать, если идеал образованного человека не должен быть предвзятым, поскольку и мужчины, и женщины пострадают, если идеал не будет учитывать репродуктивные процессы в обществе. Образовательные идеалы, которые сосредоточены исключительно на продуктивных процессах общества, будут узкими, а неспособность признать ценные черты и навыки, связанные с репродуктивными процессами, нанесет вред обоим полам.

В нашей культуре мужественность и женственность лежат на противоположных концах континуума, что объясняет сильное разделение между полами. Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что женщины не могут развить рациональные качества, которые Петерс считает идеальными, Мартин считает, что проблема заключается в мужском образце, навязанном женщинам. Мужские черты становятся ценными, а женские игнорируются или обесцениваются. Для мужчины проявление женских черт рассматривается как потеря мужественности, в то время как для женщины мужские черты рассматриваются как потеря женственности (Мартин, 19 лет).86). Чтобы решить эту проблему, преподаватели должны обратиться как к идее гендерного различия, так и к лежащей в основе культурной конструкции гендера. И продуктивный, и репродуктивный процессы занимают центральное место в жизни, однако они соответственно связаны с ролями, которые играют мужчины и женщины. Петеровский идеал образованного человека подходит для выполнения роли в производственной сфере, а не роли в репродуктивной сфере. Такое исключение таких качеств, как сострадание, сочувствие и щедрость, традиционно ассоциируемых с женскими ролями, представляет собой несправедливость как по отношению к мужчинам, так и к женщинам (Мартин, 19 лет). 81). В своем идеале Питер не затрагивает важные области человеческой жизни, такие как воспитание детей, брак и семейная жизнь (Мартин, 1986). Для Мартина любой идеал образованного человека должен признавать и уважать репродуктивные процессы, которые имеют основополагающее значение для поддержания жизни. Поскольку концепция образования в настоящее время содержит этот мужской предрассудок, Мартин считает, что равное отношение к мужчинам и женщинам будет иметь негативные последствия для женщин. Идеал Петерса ставит женщин перед дилеммой, потому что, когда женщины обретают рациональные мужские черты, которые Петерс поддерживает как идеал, они подвергаются критике. Они не будут считаться полностью женственными, и, как следствие, мужчины не будут относиться к ним как к равным себе. Поэтому мы не должны стремиться продвигать идеал Петерса. Вместо этого мы должны стремиться преодолеть предубеждения против женщин, занимающихся рациональной деятельностью. Мартин предлагает альтернативный идеал, в котором она концентрируется на развитии всего человека, а не только его рационального ума. Этот метод обращает внимание как на эмоции, так и на разум, связывая мысль с действием (Мартин, 19 лет).81). Мы должны устранить эти различия в обращении с мужчинами и женщинами, чтобы создать справедливый идеал образованного человека, свободный от предубеждений и дискриминации.

И концепция образования, и идеал образованного человека требуют постоянного осмысления в условиях нашего постоянно меняющегося мира. Важно, чтобы мы, ученые, уделяли время критике этих идеалов, поскольку мы редко размышляем о том, что мы делаем, когда обучаем нашу молодежь, и о том, чего мы надеемся достичь. Изменения неизбежны, и мы должны соответствующим образом скорректировать наши процессы, чтобы превратить наших граждан в лучшие версии самих себя на благо более широкого сообщества.

Определение образованного лица CCRI – CCRI

Преподаватели и сотрудники Общественного колледжа Род-Айленда создали четыре критические способности, которые определяют результаты обучения выпускника CCRI. Эти четыре способности могут применяться во многих контекстах и ​​являются важными навыками, которые необходимо развивать не только в CCRI, но и на протяжении всей жизни. Эти основные способности направляют учащихся, преподавателей и сотрудников в постановке образовательных целей и оценке обучения в рамках и по основным областям знаний: искусство и гуманитарные науки, естественные науки и математика, и социальные науки. Действует с осени 2018 г.:

  1. Эффективная связь
    • Создание письменной работы, развивающей и выражающей идеи и относящейся к заданному контексту и целевая аудитория.
    • Эффективно общаться посредством устных презентаций, выступлений, участия в группе работы и визуальные презентации.
  2. Критическое мышление
    • Выявлять, анализировать и применять факты и идеи, подвергать сомнению предположения и делать логические выводы. выводы.
    • Развитие информационной грамотности путем поиска, оценки, синтеза и использования информации для достижения определенной цели.
  3. Количественное, математическое и научное обоснование
    • Демонстрировать понимание и применять научные принципы, теории и методы.
    • Применяйте количественные принципы для решения проблем и подкрепляйте аргументы количественными доказательства в различных форматах (например, слова, таблицы, графики, уравнения и т.  д.)
  4. Осознание себя и мира
    • Продемонстрировать понимание глобальных, культурных и исторических перспектив.
    • Эффективно функционировать в социальной и профессиональной среде и принимать обоснованные решения на основе этических норм, самосознания и личной ответственности.

CCRI стремится предоставлять качественное образование и гарантировать, что учащиеся приобретут знания и навыки, необходимые для достижения успеха. Оценка обучения учащихся предоставляет информацию, необходимую для улучшения структуры программы, конечно содержание, педагогика.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *