Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология). Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии]
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
§ 1. Основные категории социальной психологии
Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях его социального взаимодействия.
Основные системообразующие категории социальной психологии:
1) понятие социальной общности;
2) особенности поведения человека в социально неорганизованной и в социально организованной общности;
3) понятие социальной группы, классификация социальных групп;
4) социально-психологическая организация малых групп;
5) общение как средство социального взаимодействия;
6) психология человека в напряженных и конфликтных межличностных ситуациях;
7) психология больших социальных групп и массовых социальных явлений:
8) психология массовой социальной коммуникации.
Социальная общность — совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия (политического, производственного, культурного, этнического и т. п.).
Все социальные общности интегрированы в социум. Социум — устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.
Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этнос — культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и законами.
Различаются групповые и массовые социальные общности. Групповые общности характеризуются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.
Различаются большие и малые социальные группы.Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе.
У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior — внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации. Однако только социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида резко дезорганизуется.
Глава 18. Индивидуальная и социальная психология
Социальная психология
Социальная психология Социальная психология должна перерасти в нечто большее, чем изучение подражания, предвзятости, ненависти, враждебности. Все это редко встречается у здоровых людей.Возможные предметы исследования: теория демократии, анархии. Демократические
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология является разделом психологии, который рассматривает, как на ваше поведение влияет поведение других людей и, наоборот, как поведение других изменяется под влиянием вашего. Это исследование взаимодействия людей.
Глава 1. Социальная психология лжи и распознавания обмана
Глава 1. Социальная психология лжи и распознавания обмана Обман окружающих людей является неотъемлемой составляющей повседневных социальных взаимодействий. Человек может говорить, что ему нравятся преподнесенные на день рождения подарки, хотя в действительности они
§ 5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе
§ 5. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе Зависимость возникновения и дальнейшего движения гражданского процесса от волеизъявления лиц, прибегающих к судебной защите, образует особый принцип гражданского процесса — принцип
Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА
Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА 7. 1. Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельностиЛичность — понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность»
Глава 8 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ ГРУПП
Глава 8 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ ГРУПП 8.1. Социально-психологические особенности спортивной группыСпортивная команда — это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Общение и социальное познание
< Лекция 11 || Лекция 10: 12345678
Ключевые слова: ПО, деятельность, обмен информацией, связь, значение, определение, обобщение, минимум, коммуникатор, AND, информация, группа, путь, Интернет, активность, значимость, представление, тезаурус, слово, прямой, диапазон, выражение, распознавание, умозаключение, коэффициент корреляции, вывод, поле зрения, отношение, вероятность, Продавец, таблица, очередь, полнота, селективность, покупатель, длина, печатная форма, контроль, Личность, параметр, устойчивость, товар, правило вывода, место, поле, работ, опыт, знание, менеджер, анализ, реакция, кооперация, игра, компонент, конфликт, потенциал, регулирование, Исход
10.
1. Понятие об общении Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием «общение».До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности» (Андреева, 1976. С. 76).
Поэтому в отечественной литературе встречаются такие терминологические обороты, как «деятельность общения» или «коммуникативная деятельность». Впрочем, и здесь возможна полемика, поскольку иногда общение определяют не только как деятельность, а как условие деятельности или ее сторону.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным в начале 1970-х гг. Им были выделены «несколько основных параметров» процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин, 1971. С. 221).
В соответствии с таким подходом в отечественной социальной психологии стало общепринятым выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Правда, сегодня, отмечает Парыгин, этот подход «нуждается в дополнении новыми компонентами при характеристике структуры общения» (Парыгин, 1999.
С. 342).Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности.
В настоящее время проблемы общения находятся в центре внимания многих отечественных психологов. Рассматривается общение в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т. д.
Поскольку субъектом общения выступает человек, очень важным является определение его функций в процессе общения.
В.Н. Панферов, занимающийся разработкой данной проблематики как на теоретическом, так и эмпирическом уровне, выделяет следующие шесть функций человека как субъекта общения (Панферов, 1987):
- Коммуникативные функции. В процессе общения посредством этих функций осуществляется взаимосвязь людей на уровнях индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Эта взаимосвязь достигается благодаря речи и другим естественным выразительным средствам человека (мимике, пантомиме, жестам, голосу, предметным действиям человека), а также техническим средствам (письму, печати, телеграфу, радио, телевидению и др.). Коммуникативные функции служат также целям социальной интеграции людей в различные формы общностей. intuit.ru/2010/edi»>Информационные функции. В процессе общения накапливается содержание практического опыта людей и происходит передача информации от одного человека другому. Информационная функция здесь осуществляется в единстве с коммуникативной. По целям сообщения информация может подразделяться в самом общем виде на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Если передаются только сведения об объекте, то информация имеет осведомительное назначение. Если сообщение рассчитано на побуждение какого-либо человека к конкретному действию, то эта информация приобретает регуляторную нагрузку. Если же информация направлена на пробуждение каких-либо чувств, то она приобретает эмоциональный характер.
- Когнитивные функции. В процессе общения происходит осмысление воспринятых значений посредством представления, воображения и мышления. Когнитивные функции проявляются в процессах познания человека человеком. Эти функции реализуются более полно при взаимопонимании участников общения. В целом, от содержания взаимной интерпретации людей зависят возникающие между ними отношения. Так когнитивные функции общения связываются с эмотивными.
- Эмотивные функции. Проявляются в переживании человеком своих отношений с другими людьми. Эти переживания находят вторичное выражение в различных видах взаимоотношений (симпатии — антипатии, любви — ненависти, дружбе — вражде и др.). Эмоционально насыщенные взаимоотношения определяют психологический фон взаимодействия, приносят радость или огорчение, являются для многих высшей ценностью, целью и смыслом жизни.
- Конативные функции. Обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связаны со стремлением человека к тем или иным ценностям, выражают его побудительные силы, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Посредством обмена мыслями и чувствами происходит координация взаимодействия партнеров по общению.
- Креативные функции. Направлены на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, способствующие взаимовлиянию партнеров. К ним относятся: подражание, эмоциональное заражение, внушение, убеждение. Благодаря данным механизмам происходят изменения во взглядах, поведении и качествах личности.
Предложенная В.Н. Панферовым классификация функций человека как субъекта общения позволяет осуществлять обобщение различных явлений психики человека, исходя из логики их функционирования в процессе общения.
Дальше >>
< Лекция 11 || Лекция 10: 12345678
Психология социального взаимодействия
Влияние социального взаимодействия и общества на психику и теория индивидуальных различий представляют собой противоположные и дополняющие друг друга школы мысли, которые, можно утверждать, восходят к Аристотелю и Платону. Психология личности, такая как изучение индивидуальных различий, фокусируется на внутриличностных факторах (например, личностных чертах), тогда как социальная психология, такая как изучение социального взаимодействия, фокусируется на межличностных факторах (например, социальных сетях).
Каково определение социального взаимодействия?
Согласно определению психологического словаря Американской психологической ассоциации, социальное взаимодействие — это «любой процесс, включающий взаимную стимуляцию или реакцию между двумя или более людьми». Это может происходить через семейные отношения, например, между родителем и ребенком; личные отношения между друзьями; или рабочие отношения между коллегами. Такие виды взаимодействия между двумя людьми называются диадами. Если взаимодействие происходит между тремя людьми, оно называется триадой. Социальные группы состоят из любого количества людей, превышающего три.
Социальное взаимодействие в рамках взаимных отношений охватывает развитие сотрудничества или конкуренции, влияние статуса и социальной роли, а также динамику группового поведения, лидерство и соответствие. Благодаря этим примерам человеческого взаимодействия создается социальная структура.
Какие пять типов социального взаимодействия?
Существует много видов социального поведения, но обычно они группируются в пять типов социальных взаимодействий:
- Обмен
- Конкурс
- Сотрудничество
- Размещение
- Конфликт
Все это способы нашего взаимодействия в социальном контексте. Нашими социальными группами могут быть, например, семьи, друзья, команды, школы, компании, политические партии или страны. Очевидно, что обмен, сотрудничество, приспособление и здоровая конкуренция предпочтительнее. Однако конфликт может легко возникнуть в социальной среде. Вдобавок к этому, кажущиеся положительными взаимодействия, такие как сотрудничество, могут иметь негативные коннотации в зависимости от социального контекста. В известном эксперименте, проведенном Стэнли Милграмом, сотрудничество превратилось в послушание с неприятными последствиями.
Эксперимент Милгрэма
Известный эксперимент, сыгравший важную роль в понимании социального влияния, был проведен в 1961 году Стэнли Милгрэмом, психологом из Йельского университета. Целью эксперимента было показать влияние общества на подчинение авторитету. В ходе эксперимента группа мужчин в возрасте от 20 до 50 лет получила указание от авторитетного лица применить электрошок к другому участнику, которого называли «учеником». Без ведома участвовавшей группы мужчин шоки были ненастоящими, а ученик был актером. Авторитетная фигура, «экспериментатор», попросила участников выполнить серию тестов на пары слов, на которые учащийся должен был ответить правильно. Если бы он ответил на них неправильно, участнику пришлось бы применить удар током. Им сказали, что с каждым неправильным ответом разряды возрастали на 15 вольт, достигая силы в 450 вольт, что было бы фатальным, если бы это было на самом деле.
Поскольку напряжение тока, казалось бы, увеличивалось, учащийся кричал в знак протеста, и если количество неправильных ответов достигало уровня напряжения, который был бы смертельным, учащийся замолкал. Участников поместили в отдельную комнату к ученику, чтобы они не могли видеть актера или предполагаемую боль, которую они причиняли. Если участник в любой момент просил прекратить эксперимент, ему последовательно давали следующие ответы от экспериментатора:
- Пожалуйста, продолжайте/продолжайте
- Эксперимент требует продолжения
- Крайне важно, чтобы вы продолжали
- У вас нет другого выбора; вы должны идти на
Если участник все еще хотел остановиться после того, как были даны все четыре ответа, эксперимент прекращался. В противном случае эксперимент прекращался только после того, как участник трижды подряд подвергал ученика максимальному разряду в 450 вольт.
Прежде чем приступить к эксперименту, Милграм опросил нескольких студентов Йельского университета о том, каким, по их мнению, должен быть результат. Они думали, что таким приказам будет подчиняться лишь небольшой процент группы — от 0 до 3 из гипотетических 100 участников. Он также спросил группу из сорока психиатров, каковы их прогнозы. Все пришли к единому мнению, что «только немногим более одной десятой процента испытуемых применили бы самый сильный шок на доске».
Результаты были такими же шокирующими, как и очевидное наказание: 65% участников (26 из 40) дошли до того, что применили последний разряд в 450 вольт. Все участники давали ученикам разряды до 300 вольт, что теоретически могло вызвать фибрилляцию желудочков. Милгрэм заметил, что все участники испытывали физический и психический дискомфорт при выполнении усиливающегося наказания, а некоторые даже впадали в приступы нервного смеха.
Первоначально эксперимент был поставлен потому, что Милгрэм хотел попытаться объяснить психологию геноцида. Он задавался вопросом, в каких социальных ситуациях люди будут утверждать, что они «просто выполняли приказы», как утверждали многие нацисты в то время на судебных процессах по военным преступлениям. Томас Бласс, почетный профессор психологии Мэрилендского университета, провел метаанализ результатов повторных раундов эксперимента. В этих повторениях, хотя процент участников, которые нанесли потенциально смертельный разряд более высокого напряжения, варьировался от 28% до 91%, средний процент для исследований в США составлял 61% и 66% для исследований за пределами США в то время.
Последствия этого знаменитого эксперимента для нашего понимания человеческого поведения были и остаются впечатляющими. Социальные группы склонны к конформизму, и хотя мы можем думать, что будем вести себя по-разному в определенных социальных ситуациях, наши решения в данный момент не всегда коррелируют с тем, что мы предсказываем.
Эксперимент также поднял вопросы о том, этично ли подвергать участников такому давлению, полагая, что они влияют на чье-то физическое здоровье. Несмотря на то, что Милгрэм получил их согласие, он по-прежнему был обязан обеспечить их благополучие, как утверждала через три года после эксперимента Дайана Баумринд в статье для американского психолога. Было замечено, что многие участники потеют, дрожат, стонут, впиваются пальцами в кожу и кусают губы, продолжая эксперимент. За экспериментом последовал полный пересмотр этических стандартов психологических исследований.
Никогда не было лучшего времени для изучения социального взаимодействия
Понимание поведения людей в повседневной жизни и того, как они связаны с социальными нормами, является увлекательной областью исследования. Мы живем в особенно поляризованное время, когда вокруг нас разыгрываются так называемые «культурные войны». Во многом это было вызвано социальными сетями и распространением фейковых новостей, а также допросом авторитетных фигур, таких как ученые.
Что вызывает недоверие людей к ранее принятым знаниям? Как создание групп и «групповое мышление» влияет на поведение людей? Какое влияние это оказывает на социальную структуру?
100% онлайн-степень магистра психологии Университета Вулверхэмптона может помочь вам изучить эти интригующие вопросы и многое другое. Узнайте, как вы можете начать обучение на неполный рабочий день и повысить свою квалификацию с помощью магистра психологии сегодня.
Роль социальных взаимодействий в социальной психологии
Перейти к основному содержанию
Исаак Данлоп
Педагог, исследователь, социальный новатор и предприниматель
Опубликовано 29 августа 2016 г.
+ Подписаться
Роль социальных взаимодействий в социальной психологии
Социальные взаимодействия можно определить как определенные формы внешних эффектов, при которых деятельность референтной группы влияет на индивидуальные предпочтения. Социальные взаимодействия могут также относиться к практикам, действиям или действиям двух или более людей, совместно озабоченных друг другом; любое поведение, которое учитывает или пытается повлиять на личные намерения или опыт друг друга (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008). В социальных взаимодействиях вовлеченные стороны должны помнить о себе друг друга. Например, командиры армий, готовящие план войны против своих врагов, или друзья, пишущие друг другу письма, являются формами социального взаимодействия; независимо от того, такие действия не являются непосредственно физическими или видимыми. Это означает, что социальное взаимодействие существует, несмотря на отсутствие физического поведения; например, когда конкуренты намеренно игнорируют профессиональную деятельность друг друга.
С другой стороны, согласно Сулсу, «социальная психология — это научная область, целью которой является понимание природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях» (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Как научное исследование социальная психология направлена на понимание причин и характера индивидуального мышления и поведения в социальной ситуации. Он исследует средства, с помощью которых на наши действия, мысли и чувства влияет социальная среда, в которой мы живем (Baron, Byrne, & Branscombe, 2008).
Социальные взаимодействия помогают формировать то, как мы действуем и кем мы являемся в различных ситуациях (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Факторы, влияющие на социальные взаимодействия, можно разделить на пять основных категорий. К ним относятся биологические факторы, основные когнитивные процессы, характеристики и действия других, культурный контекст и экологические переменные (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Таким образом, цель этой статьи — проиллюстрировать роль социальных взаимодействий в социальной психологии, а также объяснить различные аспекты социальных взаимодействий.
От детства до взрослой жизни социальные взаимодействия можно назвать одним из ключевых факторов прогнозирования благополучия и физического здоровья человека. Как только дети рождаются, они понятия не имеют, чего ожидать от окружающей их среды. Среди первых вещей, с которыми вступают в контакт дети, — социальное взаимодействие и влияние родителей и опекунов (Hockenbury & Hockenbury, 2006). Независимо от мыслей и мнений других людей, родители учат своих детей чувству «я». Поначалу дети часто оказываются в ситуации своих родителей и, более того, в кругу друзей своих родителей — тех, с кем родители взаимодействуют. Это формирует генезис цикла социального взаимодействия, когда эти друзья либо любят, либо не любят ребенка. Однако по мере того, как ребенок растет, у него появляется интерес к общению и играм с другими детьми (Kowalski & Westen, 2009).). Игра с другими прививает детям подходящие социальные манеры, такие как уважение собственности других людей, сотрудничество, обмен и т. д. Кроме того, взаимодействие со сверстниками, особенно среди детей младшего возраста, позволяет им осваивать двигательные, коммуникативные и когнитивные навыки (Hockenbury & Hockenbury, 2006). ).
Именно во время игры у маленьких детей появляется больше всего возможностей для социального взаимодействия. Развитие соответствующих социальных навыков усиливается, когда детям предоставляется возможность играть с другими (Kowalski & Westen, 2009). ). Учителя в интегрированных дошкольных учреждениях должны использовать игру как часть обучения, особенно путем поощрения здоровых учеников играть вместе с учениками с ограниченными возможностями (Baron, Byrne, & Suls, 2000). Это, в свою очередь, позволяет ребенку с ограниченными возможностями развить чувство сопричастности, а также овладеть соответствующими возрасту социальными навыками, а трудоспособным ученикам приобрести положительное отношение к людям, живущим с ограниченными возможностями, благодаря дружбе, возникающей во время игры (Ковальски). и Вестен, 2009).
Выводы, восприятие и память (когнитивные процессы) играют важную роль в понимании поведения каждого человека в сообществе. Воспоминания о прошлом поведении других и выводы о таком поведении человека сильно влияют на реакцию или реакцию человека на различные ситуации.
Чтобы лучше понять причины поведения человека в социальной ситуации, важно, во-первых, понять его образ мышления, а во-вторых, понять процесс других, когда они ведут себя в определенной социальной ситуации (Барон, Бирн, & Сулс, 2000). Например, если муж назначает свидание с женой на 19:00 в отеле «Белый носорог», жена должна ждать, пока он не появится в это конкретное время и в этом месте. Однако, если муж опаздывает на 2 часа, то реакция жены будет негативной, например, злой, разочарованной, ненавидящей и т. д. Таким образом, в таких случаях социальные мысли и социальное поведение каждого человека находятся под сильным влиянием когнитивных процессов. Исследование того, как люди воспринимают, обдумывают и запоминают информацию о других, оказывает огромное влияние на понимание человеческого социального поведения.
Эрвин Гоффман в своей книге «Представление себя в повседневной жизни» формулирует свое мнение о социальном взаимодействии, анализируя различные основные аспекты, которые выражают роль и манеры человека через акт самовыражения перед другими (Гоффман, 2002). ). Гоффман далее связывает разницу между «выражением, которое он испускает, и выражением, которое он дает», поясняя, что два восприятия включают в себя существенно различающиеся действия, но оба обеспечивают способ, которым другие люди создают впечатление об индивидууме (Goffman, 2002). ). В какой-то степени каждый человек имеет возможность вести себя в соответствии с тем, как он хочет, чтобы его воспринимали другие, влиять на впечатления других людей о себе, а также устанавливать курс, в котором другие люди будут реагировать на него. Гоффман отметил, что определенные аспекты «я» передаются через различные человеческие действия, которые в большинстве случаев надуманные, управляемые и стратегические.
Во время социальной встречи человек может подчеркнуть, преувеличить или скрыть некоторые аспекты от аудитории (Goffman, 2002). Такие заранее сформулированные действия человека важны для блага конкретных социальных ситуаций, учитывая, что полная честность порой может привести к беспокойству и срывам.
Использование приемов и практик, позволяющих избежать оскорбительных ситуаций и смущения, Гоффман называет «тактичностью» или «защитной практикой» (Goffman, 2002). Например, человек будет иметь тенденцию иметь непредвзятое отношение и использовать нейтральную точку зрения при политической дискуссии с представителями противоположной стороны, в отличие от того, как он/она разговаривал бы с другими людьми, разделяющими те же идеологии и принадлежащими к той или иной партии. той же политической партии. По его наблюдению, Гоффман называет впечатление или образ, который человек передает адресатам, «сценарием». На «сценарий», используемый индивидуумом, влияет множество факторов, которые индивидуум подвергает тщательному изучению (Goffman, 2002). Гоффман отмечает, что человек склонен олицетворять и включать социальные нормы всякий раз, когда они появляются перед другими (Goffman, 2002). Например, социальная стратификация, роль, к которой стремится человек, общество и место взаимодействия входят в число аспектов, влияющих на сценарий. Вышеупомянутые элементы действуют как сценические указания, реплики и намеки человеку на соответствующее поведение, которое ожидает от него общество.
В двух словах, давление сверстников в социальном взаимодействии, особенно во время игры, заставляет детей поступать правильно или неправильно, чтобы они «вписались в группу». Точно так же взрослые постоянно беспокоятся о том, как их воспринимают другие, и такие мысли и беспокойства меняют их поведение, чтобы они соответствовали им. Социальные влияния существуют во всех сферах жизни, будь то книги, телевидение, Интернет и, прежде всего, другие. При взаимодействии с вещами и людьми важно иметь в виду тот факт, что влияние других слабее, чем уже привитая нам личность.
Поэтому взрослым необходимо напоминать детям об их важности и о том, что они любимы теми, кто общается с ними; это важно, поскольку дети открывают для себя, кто они и где они вписываются. В противном случае то, кем они станут в будущем, не должно определяться социальными влияниями.
Аспекты социальных взаимодействий
Существует много аспектов социального взаимодействия, однако из-за ограниченности данной статьи я остановлюсь на основных аспектах. Это сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт (Сазерленд, 1996).
Сотрудничество.
Это один из основных процессов в обществе. Фэирчайлд определил сотрудничество как процесс, посредством которого группы или отдельные лица относительно организованно объединяют свои силы для достижения общей цели (Doshi, 1999). Сотрудничество предполагает объединение двух или более людей или групп, работающих вместе для достижения сходных целей (Шарма, 1997). Это связано с жизненными трудностями, которые требуют сотрудничества между людьми и группами. На социальное взаимодействие в значительной степени влияет сотрудничество в том смысле, что всякий раз, когда люди разделяют общие цели, которых они не могут достичь, они объединяют свои силы для достижения этих целей. В этом процессе должна быть какая-то форма социального взаимодействия. Кропоткин отмечает, что в силу своей важности ни одно общество не может существовать без сотрудничества (Maclver, MacIver, & Page, 2003).
Сотрудничество является социальной и психологической потребностью людей, особенно мужчин и женщин, для обеспечения преемственности человечества. Недостаток сотрудничества может привести к жизни в страдании и одиночестве (Шарма, 1997).
Люди стремятся к прогрессивному образу жизни. Непрерывный прогресс никогда не может быть достигнут без сотрудничества. Дух сотрудничества между людьми и нациями внес существенный вклад в исключительный прогресс в области транспорта и связи, науки и техники, сельского хозяйства и промышленности. Таким образом, сотрудничество необходимо не только для социального взаимодействия между людьми, но и между нациями.
Аккомодация
Как говорят Маклвер и Пейдж, «термин аккомодация относится, в частности, к процессу, в котором человек достигает чувства гармонии с окружающей средой» (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Аккомодация, таким образом, относится к процессу социальной адаптации. Это происходит, когда приспособление между людьми позволяет гармонично вести себя в обществе. Человек достигает приспособления, когда он/она приобретает отношения, привычки и манеры, передаваемые ему в обществе. Приспособление — это процесс, посредством которого группы и отдельные лица изменяют изменившиеся обстоятельства, чтобы преодолеть свои трудности (Maclver, MacIver, & Page, 2003). Например, всякий раз, когда в обществе возникает новая ситуация, люди обычно корректируют ситуацию или себя, чтобы приспособиться к новой среде. Парк и Берджесс утверждают, что социальная организация среди людей в основном является следствием приспособления конфликтующих компонентов (Park & Burgess, 2007). Конфликт – это реальность жизни, однако он никогда не бывает постоянным. Таким образом, конфликтующие лица или группы достигают консенсуса, прекращающего конфликт. Это соглашение называется просто договоренностью.
Приспособление обычно имеет много аспектов, включая субординацию, рационализацию, терпимость, преобразование, арбитраж и компромисс среди прочего. Таким образом, это заставляет людей или группы взаимодействовать в обществе путем принуждения, поскольку у одной или обеих сторон нет другого выбора, кроме как сотрудничать (Park & Burgess, 2007).
Приспособление так же важно в обществе, как и сотрудничество, поскольку его отсутствие приводит к конфликту, который, в свою очередь, приводит к нарушению социальной стабильности, интеграции и порядка.
Приспособление сводит к минимуму или контролирует конфликты, а также дает возможность отдельным лицам и группам адаптироваться к новым условиям в обществе. Именно по этой причине Берджесс отмечает, что «социальная организация — это совокупность приспособлений к прошлым и настоящим ситуациям. Все социальное наследие, традиции, чувства, культура, методы являются приспособлениями…» (Park & Burgess, 2007). Из-за близости к конфликту и сотрудничеству, приспособление необходимо для достижения социальной гармонии.
Ассимиляция
Огберн и Нимкофф описывают ассимиляцию как процесс, посредством которого индивиды или группы, когда-то непохожие, становятся похожими, что отождествляется в интересах и мировоззрении (Ogburn & Nimkoff, 1992). Согласно Парку и Берджессу, «ассимиляция — это процесс взаимопроникновения и слияния, в котором отдельные лица и группы усваивают взгляды и ценности других людей или групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь» [1, с. Парк и Берджесс, 2007). В социальном взаимодействии ассимиляция обуславливает исчезновение культурных различий между разными группами людей. Ассимилированные индивиды действуют, чувствуют и думают точно так же, как они усваивают чужие взгляды, общие традиции и впоследствии принимают новую культурную идентичность (Ogburn & Nimkoff, 19).92). Однако ассимиляция не ограничивается культурой, о чем свидетельствует, когда у мужей и жен с разным воспитанием часто возникает непредвиденное единство целей и интересов. Процесс ассимиляции является медленным и постепенным в том смысле, что требуется довольно много времени, прежде чем группы или отдельные лица могут превратиться из расходящихся в сходные.
В процессе ассимиляции происходит аккультурация – заимствование некоторых или всех культурных элементов у других людей и включение их в свой собственный процесс. Хотя процесс ассимиляции, безусловно, затрагивает обе группы, обычно более слабое общество (с точки зрения культуры) больше заимствует и меньше отдает более сильной группе (Шарма, 19).97). Слияние двух культур требует, чтобы основная культура стала общей для них культурой. Ассимиляции как аспекту социального взаимодействия способствуют культурное сходство, объединение, равные экономические возможности, терпимость, общие физические черты и тесные социальные контакты (Argyle, 2009). С другой стороны, ему мешают следующие элементы: культурные различия, господство и подчинение, предрассудки, физические различия, изоляция, чувство превосходства и неполноценности.
Конкуренция
Сазерленд, Вудворд и Максвелл утверждают, что «Конкуренция — это безличная, бессознательная, непрерывная борьба между людьми и группами за удовлетворение, которое из-за их ограниченного предложения может быть не у всех» (Sutherland, 1996). Исходя из приведенного выше определения Сандерленда и др., конкуренция является центральной формой социальной борьбы. Конкуренция возникает из-за дефицита ресурсов, которые большинство, если не все, стремятся приобрести. По словам Огберна и Нимкоффа, конкуренция процветает, когда спрос превышает предложение (Огберн и Нимкофф, 19).92).
Деньги, власть, слава, статус, имя, слава, роскошь и т. д. — это самые главные вещи, за которые люди соревнуются. Дефицит — еще одна реальность в жизни, и поэтому в любом обществе не может быть недостатка в конкуренции (Ogburn & Nimkoff, 1992). Например, в Кении так много выпускников университетов и колледжей, однако рынок труда не соответствует их количеству, и поэтому существует большая конкуренция за трудоустройство.
Те, кто работает, также соревнуются с другими за более высокооплачиваемую работу, чтобы они могли получить вышеупомянутые самые дефицитные вещи.
Характеристики конкуренции могут быть получены путем анализа различных определений. Наиболее заметные аспекты заключаются в том, что конкуренция представляет собой непрерывный процесс, безличный, универсальный и бессознательную деятельность. Конкуренция универсальна и как таковая проявляется в различных формах. Различными формами конкуренции являются политическая, культурная, экономическая, расовая, социальная конкуренция и т. д. (Sutherland, 1996).
Х.Т. Мазумдар отмечал как негативные, так и позитивные функции конкуренции в обществе (Доши, 1999). В позитивном плане конкуренция способствует прогрессу, является источником мотивации и обеспечивает назначение нужных людей на правильные должности в обществе. Напротив, негативный аспект конкуренции может привести к конфликту, монополии и даже разочарованию. Поэтому важно любой ценой поддерживать здоровую и честную конкуренцию, чтобы избежать негатива.
Конфликт
Согласно J.H. Фитчер, «конфликт — это социальный процесс, в котором индивидуум или группа людей добиваются своих целей, напрямую бросая вызов антагонисту насилием или угрозой насилия» (Доши, 19).99). Это похоже на конкуренцию, поскольку они являются как дезинтегративными, так и диссоциативными социальными процессами. Часто конфликт возникает, когда внимание соперников переносится с объекта соперничества на себя. Противоположный аспект между конфликтом и конкуренцией заключается в том, что первый достигает целей, ослабляя или устраняя противников. Конфликт преднамеренно пытается принуждать, противодействовать или сопротивляться воле других или другого (Sharma, 1997). Проще говоря, конфликт — это соревнование в его враждебных личных и случайных формах.
Конфликт — неотъемлемая часть человечества и, следовательно, важная форма социального процесса. Он характеризуется тем, что является сознательной деятельностью, универсальным процессом, прерывистым процессом и личной активностью (Argyle, 2009). Хотя конфликт универсален, неизвестно, когда он возник или что на самом деле его вызывает. Однако многие мыслители пытались объяснить веские причины конфликта.
Чарльз Дарвин, выдающийся биолог, утверждал, что принцип борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных являются ключевыми основами конфликта. Мальтус, выдающийся экономист и математик, утверждал, что конфликт возникает только при недостатке пищи или средств к существованию. По его словам, рост населения в геометрической прогрессии и средств к существованию в арифметической прогрессии является главной причиной конфликтов между людьми. Фрейд и некоторые другие психологи отмечали, что источник конфликта лежит в заключении человека или врожденной склонности к агрессии (Argyle, 2009). ).
Различия в интересах людей, идеологиях, стремлениях и установках людей приводят к конфликтам. Поскольку ни одно человеческое существо не идентично другому, возникает конфликт, особенно если люди не приспосабливаются друг к другу (Sharma, 1997). Изменения в обществе также могут способствовать распространению конфликта. Например, новое поколение может конфликтовать со старшим поколением всякий раз, когда происходят социальные изменения, когда первое принимает их, а второе отстает. К возникновению конфликтов можно отнести и быстрое изменение нравственных норм общества, желаний, надежд и требований человека. Например, с древних времен дети были обязаны уважать и слушаться своих родителей. Тем не менее, сегодняшнее поколение восстает против таких моральных норм, и поэтому конфликтов между родителями и детьми больше, чем когда-либо прежде.
Существует множество способов возникновения конфликта, основанных на различных школах мысли и авторах (Argyle, 2009). Наиболее распространенные типы конфликтов включают косвенный конфликт, латентный конфликт, судебный процесс, конфликт безличных идеалов, личный и корпоративный конфликт, распри, войну, прямой конфликт и явный конфликт среди других.
Конфликт в обществе имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства конфликта заключаются в том, что он изменяет относительный статус конфликтующих сторон, ведет к переопределению системы ценностей, способствует солидарности и товарищеским чувствам, действует как цементирующий фактор в установлении интимных отношений и увеличивает победившую группу (Шарма, 19).97). С другой стороны, негативные функции конфликта заключаются в том, что он наносит большой психологический и моральный ущерб, вызывает социальную неразбериху, хаос и беспорядок, нарушает социальное единство и сплоченность (Шарма, 1997).
В заключение, социальное взаимодействие имеет очень много аспектов, наиболее важными из которых являются сотрудничество, приспособление, ассимиляция, конкуренция и конфликт. Как обсуждалось выше, эти аспекты в значительной степени влияют на то, как люди склонны взаимодействовать с другими, и, следовательно, на то, как такое взаимодействие влияет на них психологически.
СПИСАМЫ
ARGYLE, M. (2009). Социальное взаимодействие . Лондон: Метуэн.
Барон, Р., Бирн, Д., и Бранскомб, Н. (2008). Социальная психология . Принстон, Нью-Джерси: Запись для слепых и дислексиков.
Барон, Р., Бирн, Д., и Сулс, Дж. (2000). Изучение социальной психологии . Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
Доши, С.Л., и Джейн, П.К. (1999). Сельская социология . Джайпур: Публикации Равата.
Гоффман, Э. (2002). Представление себя в повседневной жизни (4-е изд.). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Хоккенбери, Д. и Хоккенбери, С. (2006). Открытие психологии . Нью-Йорк: издательство Worth.
Ковальски, Р. и Вестен, Д. (2009). Психология: изучение психических процессов и поведения (4-е изд.). Нью-Джерси: Джон Уайли и сыновья.
Макивер Р., Макивер Р. и Пейдж К. (2003). Общество .