Понятийное мышление и способы его развития с примерами
Познавательные процессы человека являются частью психики, которая проходит сложнейшее развитие от рождения и до глубокой старости. Мышление, как один из главных познавательных процессов проходит несколько стадий развития на определенном возрастном этапе.
Понятийное мышление развивается у ребенка посредством его взросления и обретения опыта, накопления знаний и восприятий окружающего мира предметов и явлений.
В этой статье:
Особенности понятийного мышленияГлавные когнитивные операции в понятийном мышленииКак развить понятийное мышлениеДля чего нам нужно понятийное мышление
Новости СМИ2
Особенности понятийного мышления
Фото автора Ron Lach: Pexels
Способность объединять имеющийся опыт, полученную информацию и перерабатывать её в понятие, позволяет выстраивать логическую цепочку умозаключений. Согласно возрастной психологии, понятийное мышление развивается у детей после 6-7 лет. Это лишь начальная стадия, на которой мозг ребенка способен к обобщению данных и формированию понятий.
Как только человек обретает способность понимать и оценивать сущность предметов и разных явлений, логически их идентифицировать и относить к определенным понятиям, то можно считать, что понятийное мышление сформировано.
Главные особенности понятийного мышления заключаются в следующем:
- Человек не рождается с понятийным мышлением, оно развивается в процессе его взросления и познания окружающего мира. Накопление знаний и личного опыта являются базой для формирования этого вида мышления.
- Когнитивная сфера личности к моменту развития познавательного мышления, должна пройти определенные этапы формирования. Мышление постепенно переходит от одного вида к другому, и пропустить один из этапов невозможно.
Рождаясь, ребенок имеет ощущения, восприятие и эмоции. На их базе формируются в дальнейшем новые виды мышления. Изначально это «наглядно-действенное мышление», далее «наглядно-образное», после, формируется «словесно – логическое мышление», оно и является понятийным.
Именно словесно – логическое мышление позволяет выполнять когнитивные операции с понятиями на основе опыта, знаний и логических размышлений. Между переходом от наглядно-образного к понятийному мышлению есть еще один этап— это конкретно-понятийное мышление.
В дошкольном возрасте у детей появляется способность оперировать понятиями, осознавать значение и особенности действий, предметов, явлений в окружающем мире.
Конкретно – понятийное мышление можно сравнить с начальным этапом развития логического мышления, которое позволяет формировать суждения на основе понятий.
Что такое понятийное мышление?
Главные когнитивные операции в понятийном мышлении
Овладеть понятийным мышлением может личность, которая имеет сформированные навыки и способности обобщать и выстраивать в одну логическую цепь ряд когнитивных операций.
Под данными операциями, которые может выполнять человеческий мозг необходимо считать следующие инструменты мышления:
- Способность анализировать, отделять признаки предметов, действий и явлений в окружающем мире.
- Способность обобщать понятия в одно целое представление. Синтез, как когнитивный инструмент, позволяет соединять логические суждения в одну связанную цепь.
- Способность систематизировать понятия и знания в одну группу.
- Способность выделять отдельные признаки предметов и оперирование ими в будущем.
Высшим уровнем мыслительного процесса является понятийное мышление, которое требует от человека объединять все когнитивные инструменты в единый процесс.
Как развить понятийное мышление
Понятийное мышление необходимо для высокого уровня выполнения когнитивных процессов. Так как этот вид мышления не является врожденным, то его можно развивать с помощью специальных техник и упражнений.
С помощью понятийного мышления человек сможет мыслить более логически, рассчитывать свои шаги наперед, и достигать поставленных целей. Возможность смотреть вглубь явлений и событий. Развивать мышление понятиями нужно в детском возрасте, это наиболее сенситивный для этого период.
Вот несколько несложных упражнений, которые способны развить мышление понятиями до более высокого уровня:
- Для начала можно выполнить упражнение «Что я вижу». К примеру, за окном идет снег, нужно поразмышлять, что происходит в этот момент на улице, с природой, с людьми, животными.
Если снега много, то корням деревьев тепло, а ветвям деревьев наоборот тяжело. Люди тяжело пробираются через сугробы, одних это веселит и радует, а других людей это злит. Примерно, так должно выглядеть рассуждение понятиями.
- Упражнение «Тест –драйв». Заключается это упражнение в проверке на практике своих умозаключений и понятий о предмете. Предлагается наполнить воздушный шар водой и предположить, что с ним будет после падения с высоты, после прокола иглой, после сдавливания, после погружения в воду.
Для начала необходимо собрать понятия о том, что может произойти, после этого можно проверить на практике. Важно, выбирать безопасные эксперименты.
- Упражнение «Что было с начала». Нужно взять в руку любой предмет, к примеру, это керамическая кружка. Задача представить себе весь процесс её создания. Как создалась керамика, какую обработку она могла пройти, чем её формировали.
- Полезно много читать. Книги, а вернее сюжеты книг помогают развивать фантазию и воображение. Это способствует формированию понятийных суждений о тех событиях и явлениях, которые описаны в книге.
Приступать к упражнениям нужно в спокойном и хорошем расположении духа. Если занятия проводятся с детьми, то можно включить элементы игры в этот процесс. Заставлять себя или ребенка рассуждать понятиями не стоит, подход должен быть мягким и непринужденным.
Психологи и педагоги убежденны, что далеко не все люди способны мыслить понятиями. В этом нет ничего плохого, ведь возможно есть компенсация другими видами мышления.
Для чего нам нужно понятийное мышление
Развивать понятийное мышление в своих детях, и повышать уровень этого вида мышления у себя полезно и даже необходимо. Пусть его уровень не будет высок, но он окажет пользу в жизни и поможет в чем-то стать лучше и уверенней.
Мышление понятиями позволяет рассматривать явление, предмет или событие из нутрии. Человек с таким мышлением принимает решения не быстро, но зато он видит лучший его вариант в данной ситуации.
О людях, которые способны размышлять понятиями, говорят, что они рассчитывают свои действия на десять шагов вперед. Да, так и есть, все стратеги имеют хорошо развитое понятийное мышление.
Если умело владеть понятийным мышлением, то человек сможет просчитывать все события наперед, и знать исход действий и явлений. Исключениями могут быть форс-мажорные ситуации, но и их такой человек может учесть в своих расчетах.
Понятийное мышление — Психологос
Понятийное мышление — вид мышления, где используются понятия и логические конструкции.
Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятное, но и образное мышление.
Понятийное мышление в сравнении с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением — более поздний этап развития мышления как в истории человечества (в филогенезе), так и в процессе развития конкретного человека (в его онтогенезе). Понятийное мышление не врожденно и не развивается само по себе, оно развивается у детей в школьном возрасте (сначала в простейших формах) на основе их практического и наглядно-чувственного опыта.
Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор. Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция связывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание, имея представление о сохранении количества, в целом о тождественности изменяющегося объекта.
Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться «в высоких материях», это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей — наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.
Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий.
Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:
Анализ – расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань – это квадрат. Каждый квадрат – это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия – это совокупность точек, каждая точка…
Синтез – обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются – получается линия. Линии соединили – вышел квадрат, соединили квадраты – получился куб…
Сравнение – сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове — мало, три волоса в супе — ужасно.
Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.
Обобщение – это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз – средства передвижения. Книги и тетради – канцтовары.
Систематизация – объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов – классы, внутри классов – отряды, внутри отрядов – семейства.
Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление «причина — следствие», «цели — средства», «тезис — обоснование — вывод». Чем более развито у вас мышление, в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.
Концептуальное мышление – определение и примеры
Лидеры, обладающие концептуальным мышлением
Никола Тесла
Никола Тесла является изобретателем электрической системы переменного тока, которая до сих пор широко используется. Подобные новаторские открытия и вклады не происходят, если кто-то не является опытным концептуальным мыслителем.
Теслу помнят как настоящего провидца и человека, который повсюду видел вдохновение.
Нужны доказательства того, что за его работой стояла дальновидная концепция? В 1915 году у него было видение беспроводной связи, которую мы знаем и любим сегодня. Его цитировали: «Когда-нибудь в мировой системе будет, скажем, шесть больших беспроводных телефонных станций, соединяющих всех жителей земли друг с другом не только голосом, но и зрением».
Эта концепция привела к его изобретательским достижениям и новаторскому духу; видение того, как его работа впишется в глобальную концепцию, поддерживало его мотивацию.
Грейс Хоппер
Грейс Хоппер была пионером компьютерного программирования и одним из первых программистов Гарвардского компьютера Mark 1. Она также была адмиралом ВМС США, а это звание и должность не были обычным явлением для женщин в 1940-х годах.
Но Хоппер всегда могла представить себе нечто большее — как для себя, так и для мира. «Адмирал Хоппер предположил, что более широкая аудитория могла бы использовать компьютер, если бы его можно было сделать удобным как для программистов, так и для приложений», — пишет Шэрон Андерсон в статье для журнала информационных технологий Департамента ВМФ.
«За время ее жизни многие из ее предсказаний сбылись, поскольку промышленность построила более мощные и компактные машины и разработала операционные системы и программное обеспечение, которые позволили обычным людям владеть персональным компьютером и управлять им».
Хоппер — еще один замечательный пример человека, чье концептуальное мышление дало ему энергию, необходимую для выполнения работы, которая в конечном итоге изменит мир.
Элизабет Кэди Стэнтон
Сьюзен Б. Энтони — широко известное и запоминающееся имя в американской истории как активистка женского избирательного движения. Но немногие знают имя Элизабет Кэди Стэнтон, еще одной крупной активистки за права женщин.
Она и Энтони тесно сотрудничали, и было сказано, что Энтони предпочитал организовывать и действовать, в то время как Стэнтон брал на себя все теоретизирование и концептуализацию.
Стэнтон сказал: «Я создал молнии, а Сьюзен стреляет ими».
Они идеально дополняют друг друга; концептуальный мыслитель, сотрудничающий с кем-то, кто любит действовать, может быть неудержим вместе!
Как мыслить концептуально
1) Спросите «почему?»
Прежде чем засучить рукава и добиться прогресса в проекте, выясните его основную причину. Зачем ты это делаешь? Какова цель?
Копание глубже поможет вам связать вашу повседневную работу с более широкой концепцией и теорией.
2) Помните о восприятии.
Концептуальные мыслители гордятся своей способностью мыслить нестандартно и исследовать творческие, казалось бы, неосуществимые идеи.
Это будет трудно сделать, если вы вступаете в каждый разговор или взаимодействие с предвзятыми представлениями. Помните о своих предубеждениях и восприятии и старайтесь сохранять непредвзятость. Это позволит вам теоретизировать без ограничений.
3) Читать (и еще читать).
Чтение и потребление информации — отличный способ расширить свой кругозор, что важно для концептуального мышления.
Развивайте страсть к чтению на любые темы, которые вас интересуют. Чем больше информации вы усвоите, тем лучше вы будете теоретизировать. Если вы ненавидите читать, попробуйте подкасты или вебинары!
4) Проделайте дыры в своих мыслях.
Закончив работу над проектом или задачей, поиграйте с собой в адвоката дьявола. Что, если бы вы сделали это по-другому? Что, если вы сделаете другое предположение?
Пробелы в собственных выводах помогут вам уменьшить масштаб и подумать о своей работе на более концептуальном уровне.
3 способа улучшить концептуальное мышление учащихся
Мы хотим, чтобы обучение наших учащихся было длительным, позволяя им понимать сложность сейчас и в будущем. Чтобы это произошло, нам нужно подтолкнуть учащихся к раскрытию концепций, выходящих за рамки времени, места и ситуации, за пределы изучения фактов и навыков.
Изучение знаний и навыков подобно нахождению посреди леса в окружении деревьев: легко заметить детали, но трудно увидеть закономерности. Чтобы учащиеся могли мыслить концептуально, им нужна возможность подняться на вершину горы, остановиться и осмотреть весь лес. Им нужна возможность искать большие идеи — обобщать, обобщать и делать выводы, рассматривая свое обучение целостно.
Преднамеренно разрабатывая учебную деятельность, в которой учащиеся перемещаются между фактическим и концептуальным уровнями мышления, мы можем помочь им построить понимание, облегчить перенос и развить чувство свободы действий.
Вопросы, которые следует учитывать при планировании урока
Чтобы помочь учащимся перейти от поверхностного к глубокому обучению, мы можем задать себе три вопроса:
- Исходя из фактов или навыков, которым обучают, какие концепции лежат в основе обучения? Например, единица человеческого тела может руководствоваться концепциями системы, взаимозависимости и здоровья.
- Какие связи между понятиями мы хотели бы, чтобы учащиеся установили в результате обучения? Например, в математике мы можем попросить учащихся соединить понятия умножения и деления. В науке мы можем захотеть увидеть, как они проводят связь между фотосинтезом и преобразованием энергии.
- Какие возможности подачи заявок и перевода мы можем разработать, чтобы помочь учащимся продолжить свое обучение? Например, мы можем попросить студентов, изучивших принципы искусства и дизайна, создать плакаты для социальных или экологических целей по своему выбору.
Эти вопросы отражают разные уровни концептуального мышления. Если у учащихся нет четкого понимания отдельных понятий, им будет сложно увидеть закономерности и установить связи между ними. Точно так же, если мы не дадим учащимся время для формирования понимания, им будет сложно применить свои идеи к проектам, текущим событиям или другим новым контекстам.
3 способа развития концептуального мышления
1. Использование упражнений по категоризации, присвоению имен и сортировке:
Чтобы понять отдельные концепции, учащиеся должны разобраться с примерами, не-примерами и атрибутами концепции. Мы можем спросить студентов: «На что это похоже?» и предложите им описать ключевые особенности.Например, маленьким детям, изучающим среду обитания, могут быть показаны изображения улья, пруда, бревна, аквариума, клетки для кроликов и вольера зоопарка, и им будет предложено описать, чем эти дома похожи или отличаются. Сравнивая эти примеры и не примеры понятия среда обитания учащиеся понимают, что среда обитания – это естественная среда, в которой удовлетворяются потребности животного.
Попросив учащихся участвовать в категоризации, присвоении названий и сортировке, мы готовим их к более сложному мышлению, которое придет позже в модуле, и уменьшим количество неправильных представлений.
Занятия по формированию понятия:
- Создайте Т-диаграмму с пометками «Да» и «Нет» и попросите учащихся отсортировать примеры и не примеры понятия, например многоугольника.
- Предоставьте учащимся примеры концепции и предложите им найти общие атрибуты и написать свои собственные определения, используя основу, например: «Миграция — это когда _____».
- Поделитесь концепцией и попросите учащихся привести свои собственные примеры или не примеры. Они могут быть представлены словами или картинками. На изображении ниже иллюстрации учеников 1-го класса показывают концепцию исполнителя; студенты совместно проанализировали изображения, чтобы придумать атрибуты, такие как присутствие перед аудиторией.
Carla Marschall / Edutopia
Рисунки, созданные первоклассниками, показывают их понимание понятия «исполнитель».
2. Попросите учащихся установить связи: Когда учащиеся взаимодействуют с модулем, они исследуют различные контексты, иллюстрирующие концепции в действии. Например, в разделе, посвященном движению за гражданские права, студенты могут узнать о бойкоте автобусов в Монтгомери и сидячих забастовках в Гринсборо. Проводя связи между такими понятиями, как протест и права, учащиеся могут уменьшить масштаб, чтобы увидеть общую картину своего обучения.
Для поддержки обобщения мы можем разработать задания, требующие от учащихся связывания понятий. Например, ученики моего 7-го класса, занимающиеся общественными науками, занимались составлением концептуальных карт в конце раздела, посвященного устойчивому развитию. Они наметили концепции иерархически, а затем создали связи, используя слова-связки для описания отношений между ними. Я попросил их наметить свое основное понимание в виде утверждений рядом с их концептуальной картой. При проведении таких мероприятий важно убедиться, что учащиеся поддерживают свое мышление, используя данные из предшествующего обучения.
Упражнения по связыванию понятий:
- Предложите учащимся взять на себя роль конкретного понятия, изучаемого в разделе, и попросите их сесть в круг из четырех или пяти человек, каждый из которых представляет свое понятие. Затем они устанавливают связи друг с другом, объясняя, как и почему они связаны, используя данные из предыдущего обучения.
- Используйте графические органайзеры, которые просят учащихся совместно синтезировать несколько тематических исследований. Например, предложите учащимся прочитать о Малале Юсафзай, Мартине Лютере Кинге-младшем и Грете Тунберг и сделать заметки, используя тройную диаграмму Венна, которая поможет им ответить на вопрос: «Как творцы перемен преодолевают трудности?»
3. Планирование переноса: Упражнения, которые побуждают учащихся формировать понятия и устанавливать связи между ними, подготавливают мозг к переносу — на каждом из этих этапов концептуального мышления мы помогаем учащимся рассуждать абстрактно и определять «Ну и что?» ?» их обучения. Как только учащиеся сформируют связи между понятиями и сформулируют их как понимание, мы можем предоставить им возможность применить их в новых ситуациях. Это позволяет учащимся увидеть актуальность их обучения как для близкого, так и для дальнего контекста.
Действия по переводу:
- Дайте учащимся новый пример для изучения и предложите им применить свои знания. Попросите их пересмотреть свое мнение: как нам может понадобиться изменить нашу первоначальную идею, чтобы включить в нее новое тематическое исследование?
- Предложите учащимся занять позицию в отношении провокационного заявления и обсудить его, используя свои знания и понимание.