Последовательные образы в психологии это: Последовательный Образ | это… Что такое Последовательный Образ?

Последовательный образ | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Последовательный образ (англ. afterimage, букв, послеобраз) — ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный Последовательный образ). Если затем перевести взгляд на белую стену, то П. о. этого источника света будет виден уже темнее, чем остальная стена (отрицат. Последовательный образ). При более точном самонаблюдении выясняется, что процесс затухания П. о. сложнее: на раздраженном месте возникает быстрая смена посветлений и потемнений, сменяющаяся затем более медленной их сменой при постепенном затухании всех явлений. Если источник первоначального раздражения ярок, то длительность П. о. может достигать десятка мин. П. о. влияет на яркость и цветность видимых нами предметов.

Интенсивность, длительность и ритмичность смены положительного П. о. (того же контраста, что и наблюдавшийся ранее объект) на отрицат. Последовательный образ зависят от яркости, контраста и длительности предварительно наблюдаемого объекта. После каждого скачка глаз П. о. исчезает, затем во время зрительной фиксации появляется вновь, но уже ослабленный. Видимый размер П. о. пропорционален видимой удаленности поверхности фона, на котором он наблюдается (Закон Эммерта). Если П. о. наблюдается в темноте, то при активных движениях глаз он феноменально перемещается вместе с ними, но при пассивных движениях (напр., при надавливании пальцем на глаз через веко) он кажется стабильным (что согласуется с эфферентной теорией стабильности видимого мира Г. Гельмгольца). Цвет отрицат. П. о. является дополнительным по отношению к цвету хроматического объекта. В обычных условиях П. о. не наблюдаются из-за «стирания» их саккадическими движениями и маскировки др. объектами восприятия; исключением являются очень яркие объекты (Солнце, пламя электросварки и т.

п.), вызывающие сильные П. о.

Добавление ред.: Некоторым фазам в развитии П. о. присвоены антропонимы: 1-й, 2-й и 3-й положительные П. о. названы в честь знаменитых исследователей — «П. о. Геринга», «П. о. Пуркинье» и «П. о. Гесса» соответственно.

Обычные П. о., несомненно, представляют собой субъективные сенсорные явления, но считать их полноценными образами, обладающими свойствами предметности, константности и т.д. нельзя. В этой связи А.Н. Леонтьев обращал внимание на меткость внутренней формы термина «послеобраз» (англ. afterimage и нем. nachbild) — «следующий за образом»: «Никто не пробует ловить П. о. или действовать с ним» Это так же, как и звон в ушах… Это продукт организации, продукт самого глаза, самой зрительной системы» (Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2000, с.196). Однако в отличие от звона в ушах П. о. (субъективно) обладают совершенно явной экстрасоматической локализацией (внешней объективированностью).

Последовательный образ может наблюдаться без отчетливого видение исходного (прямого) образа. Это показано в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки. Яркость стабилизированного образа увеличивалась медленнее, чем протекала скорость адаптации глаза. При этом испытуемый видел пустое поле. Когда источник света выключался, испытуемый видел отчетливый П. о. матрицы (6 х 6), на которой было 36 букв, и во время первой фазы П. о. успевал считывать любые заданные ему перед выключением источника света 2 строчки или 2 столбца (Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю., 1969).

Син. для П. р.: стандартный, эталонный или фоновый стимул. (К.В. Бардин)

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Последовательный образ

— перцептивный образ (чаще зрительный), который возникает тотчас после того, как вызывающий его стимул удалён. Появление последовательных образов связывают с активностью сенсорной памяти. Синоним: Послеобраз.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Последовательный образ — задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Последовательный образ — перцептивный образ, который возникает после того, как удален первоначальный источник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Психология ощущений и восприятия

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Последовательный образ

Последовательный Образ, Положительный — это, определение слова, понятие.

Что такое Последовательный Образ, Положительный, значение, словарь, энциклопедия

Последовательный образ, возникающий немедленно после прекращения действия визуального стимула, который имеет те же качественные характеристики, что и первоначальный стимул. Положительный последовательный образ мимолетен и лучше всего наблюдается при воздействии очень короткой, интенсивной световой вспышки на хорошо адаптированные к темноте глаза. Выделяется несколько видов таких последовательных образов: см. слуховой последовательный образ, образ Хесса, образ Пуркинье.

Последовательный образ

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

Последовательный образ — зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отрицательный П. о. Первый окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень…

Последовательный Образ

Психологический словарь

— зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ…

Последовательный Образ

Психологическая энциклопедия

Задерживающееся после прекратившегося действия на зрительный анализатор раздражителя ощущение. См. Эйдетизм.

Последовательный Образ

Психологическая энциклопедия

— зрительное ощущение, остающееся сразу после прекращения действия раздражителя. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный образ), а после перевода взгляда на светлый фон этот образ…

Последовательный Образ

Психологическая энциклопедия

(англ. afterimage, букв, послеобраз) — ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражения. Напр., если посмотреть на яркий источник света, а потом закрыть глаза, то еще некоторое время будет наблюдаться яркий П. о. (положительный П. о.). Если затем…

Последовательный Образ

Психологическая энциклопедия

Категория. Зрительное ощущение, остающееся сразу после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде. Специфика. Так, после прекращения действия яркого света еще некоторое время наблюдается яркий последовательный образ (положительный последовательный…

Последовательный Образ

Психологическая энциклопедия

Перцептивныйобраз, который возникает после того, как удален первоначальныйисточник стимуляции. Последовательные образы чаще всего встречаются при зрительном восприятии. Другие известные формы последовательных образов упоминаются в следующих стаях.

Последовательный Образ, Отрицательный

Психологическая энциклопедия

Последовательный образ, со свойствами, противоположными свойствам первоначального стимула. Хотя иногда для обозначения таких последовательных образов (особенно при обсуждении цветовых образов) используется термин «дополнительный», что они действительно являются дополнительными. ..

процессов кодирования: изображения | Encyclopedia.com

Согласно Цицерону, именно греческий поэт Симонид первым осознал полезность мысленных образов для памяти. Во время непродолжительного отсутствия на банкете, на котором поэт рассказывал о развлечении, крыша здания обрушилась, изуродовав гостей так сильно, что опознать тела было невозможно. Симонид (который, вероятно, уже развил довольно хорошую память в контексте своей работы) понял, что может помнить лица и одежду гостей в разных местах комнаты; таким образом, он смог идентифицировать трупы для их семей. Возможно, во вторую очередь родилось искусство памяти (см. Yates, 1966, для полной истории).

Образ и образ обычно используются для обозначения тех конкретных, перцептивных и обычно визуальных способов мышления, которые представляют физический мир относительно непосредственно. Они четко отличаются от вербальных мыслительных процессов, которые произвольны в лингвистическом смысле, поскольку между ними нет необходимых отношений (кроме социального соглашения). слова и их референты. Таким образом, мысленные образы переживаемых вещей часто оказываются фундаментально связанными с их значениями. Трудно думать о пицце без какого-либо обонятельного или вкусового образа или думать о матери, не переживая визуальный образ ее лица.

В соответствии с субъективными впечатлениями, различные исследования показали, что визуальные образы и визуальное восприятие имеют некоторые сходные качества. В нескольких исследованиях, проведенных Шепардом и его коллегами, например, изучалось

мысленных оборотов (Купер и Шепард, 1973). Эта парадигма обычно включает в себя просьбу людей оценить, являются ли два визуально представленных стимула (например, буквы или трехмерные фигуры) идентичными или зеркальными отражениями друг друга. Результаты Шепарда неизменно показывают, что для того, чтобы принять решение о возможной идентичности двух стимулов, испытуемые сначала мысленно поворачивают один из них в ту же ориентацию, что и другой. Об этом свидетельствует тот факт, что время реакции на суждения об идентичности регулярно увеличивается по мере того, как угловая разница между двумя стимулами увеличивается от 0 до 180 градусов, а затем уменьшается до 360 градусов (поскольку вращение может быть выполнено «назад»).

Косслин и его коллеги продемонстрировали аналогичные результаты в серии исследований ментального сканирования (Kosslyn, 1973). В этой парадигме испытуемые запоминают несколько ориентиров на простой карте, а затем их просят составить их образ. Следовательно, время, необходимое испытуемым для сканирования из одного места в другое на своих изображениях, является прямой функцией линейного расстояния между двумя местами на исходной карте, что отражает аналоговый характер мысленных образов. Дальнейшие исследования Косслина, Финке и других показали, что люди могут мысленно создавать двух- и трехмерные фигуры, свойства которых нельзя предсказать по их составным частям. Такие находки указывают на качество мысленных образов, подобное восприятию, что подтверждается некоторыми нейрофизиологическими данными (Farah, 19).84).

Хотя психологические процессы, лежащие в основе этих явлений, могут быть не совсем ясны, полезность ментальных образов и картинок для облегчения памяти была признана на протяжении веков.

Например, метод Симонида локусов , в котором последовательные элементы изображаются в определенных местах на знакомом маршруте, уже давно используется для заучивания упорядоченных списков не связанных между собой элементов или запоминания последовательности пунктов, которые нужно отметить во время речи. Образы также могут быть полезны при изучении иностранной лексики, например, при формировании образа трупа, падающего со стола, для итальянского языка 9.0005 cadere (упасть) или кто-то собирает в поле винтики за cogliere (собирать или собирать). Кроме того, образы, по-видимому, занимают центральное место в развитии мышления и памяти у детей, и большинство основных теорий когнитивного развития предполагают переход от двигательных процессов к зрительным образам и вербальным процессам.

В научных исследованиях памяти есть несколько типичных результатов, указывающих на важную роль образов: Слова, относящиеся к более конкретным, хорошо вообразимым вещам, запоминаются лучше, чем слова, относящиеся к абстрактным, невообразимым вещам — эффект конкретности ; использование образов в обучении (как по инструкции, так и спонтанно) приводит к лучшей памяти, чем невоображаемые стратегии — эффект воображения ; а картинки запоминаются лучше, чем слова — эффект превосходства картинок.

Эта очевидная центральная роль мысленных образов в мышлении и памяти привела к созданию нескольких теоретических основ для изучения человеческой памяти и познания, в которых образы играют важную роль. Наиболее полно артикулированная из них, 9Модель двойного кодирования 0005 Пайвио (1971, 1986) изображена на рисунке 1(а). Модель включает вербальную систему, предназначенную для работы с последовательной, особенно лингвистической информацией, и систему образов, предназначенную для работы с невербальной целостной информацией. Это явно подразумевает, что конкретные переживания генерируют перцептивные следы памяти (образы), которые сохраняют структурные атрибуты входных данных. Предполагается, что эти сгенерированные представления памяти функционально эквивалентны перцептивным представлениям «в том смысле, что образ объекта, сгенерированный по его имени, имеет те же мнемонические свойства, что и образ, вызванный объектом. себя» (Пайвио, 1986, с. 144). Среди других последствий предполагается, что хранение богатых информацией перцептивных образов объясняет открытие, согласно которому мысленное сравнение вещей по физическим измерениям (таким как размер) приводит к сходным образцам времени отклика независимо от того, являются ли объекты, их изображения или их печатные изображения.

представлены имена.

Гипотеза существования отдельных, но взаимосвязанных вербальных и образных систем в модели двойного кодирования объясняет эффект конкретности с точки зрения Избыточность кодирования : Конкретные слова обычно приводят к двойным вербальным и воображаемым кодам памяти (через интерсистемный референциальный кроссовер), тогда как абстрактные слова обычно дают только один вербальный код. Такая избыточность обеспечивает два альтернативных «маршрута» к следам конкретных слов во время припоминания и обеспечивает «резервную копию» на случай, если один код будет забыт. Предполагается, что при изучении конкретных пар слов (т. е. в парно-ассоциированном обучении ) образы обеспечивают средства интеграции значений двух слов в единую воображаемую единицу, которая может быть восстановлена ​​позже в контексте одного из них. слова как сигнал. Предполагается, что такого рода интеграция недоступна для абстрактных пар слов, которые должны храниться в виде словесных строк, состоящих из двух единиц. Наконец, модель двойного кода предполагает, что изображения запоминаются лучше, чем слова, отчасти потому, что изображения могут быть по своей природе более запоминающимися, чем словесные следы, но в первую очередь потому, что изображения, вероятно, вызывают словесное называние (и, следовательно, двойные коды памяти) с несколько более высокой вероятностью. чем слова вызывают образы.

Одна модифицированная версия модели двойного кодирования изображена на рисунке 1(b). В этой альтернативе предполагается, что двойные вербальные и воображаемые системы обработки действуют на уровне, близком к рабочей памяти Баддели (1986) , которая имеет как визуальные, так и вербальные компоненты. Системы двойной обработки могут объяснить большую часть результатов, касающихся вербальных процессов, обработки и проверки изображений. Однако, в отличие от множественных модально-специфических кодов памяти исходной модели двойного кодирования, эта версия предполагает, что долговременная память включает некоторый более общий, семантический или пропозициональный код, общий как для конкретной, так и для абстрактной информации (Potter, 19). 79). Информация извлекается из этой концептуальной памяти, а образы создаются в зрительной рабочей памяти. Образы по-прежнему используются для объяснения благотворного воздействия визуальных инструкций, материальной конкретности и представления изображений, но место их воздействия на память находится в отличительности воображаемых элементов в контекстах кодирования и извлечения (Marschark et al. , 1987). Предполагается, что межпредметная интеграция возможна как для абстрактных, так и для конкретных материалов через понятийные отношения.

Одно из затруднений при объяснении влияния способности к воображению на память состоит в том, что с ней сосуществуют несколько других переменных. Было показано, что такие параметры, как конкретность и частота слов, положительно связаны с оцененными значениями изображений, тогда как другие, такие как общность ссылок и размер ассоциативного набора, связаны с ним отрицательно. Однако эффект образов можно эмпирически или статистически отделить от всех этих других переменных, и он остается важным предиктором памяти, когда остальные контролируются (Paivio, 19). 86). Исключения начинают происходить только тогда, когда принимается во внимание память на более сложные материалы, такие как конкретные и абстрактные тексты, или когда другие значимые контексты делают важность обработки воображения менее существенной (Маршарк и Корнольди, 1990).

Точная роль образов в понимании языка и решении задач остается неясной, хотя они явно играют роль в визуально и пространственно ориентированных ситуациях, таких как изучение маршрута и игра в шахматы, которые, по-видимому, включают аналог психические манипуляции. Отличие образов от природы кодов долговременной памяти подчеркивает роль индивидуальных различий в способности к воображению. Множество стандартизированных и хорошо задокументированных тестов, включающих такие задачи, как складывание бумаги в уме, мысленное вращение и мысленное сканирование, предоставили доказательства больших различий между людьми в яркости, скорости и частоте генерации изображений. Способности к воображению, выявленные в этих тестах, как правило, не позволяют предсказать способность к запоминанию даже для конкретных материалов. Тем не менее ясно, что изменчивость некоторых способностей к воображению может иметь специфические и заметные эффекты в различных когнитивных областях, включая память. Например, люди, перенесшие травмы головы, обычно испытывают дефицит зрительно-пространственных задач, таких как поиск спрятанных фигур или реконструкция ранее представленных изображений. Они также могут не демонстрировать эффекты конкретности в памяти и особенно медленно проводить сравнения с воображением (Richardson, 19).90). Люди, набравшие высокие баллы в тестах на умение манипулировать изображениями, как правило, быстрее сравнивают свои изображения в определенных измерениях, хотя они могут быть не быстрее в создании этих изображений.

Среди наиболее загадочных открытий, связанных с образами, которые еще предстоит объяснить, есть вопрос о том, почему люди, полностью слепые от рождения, по-прежнему демонстрируют очевидные эффекты образов и конкретности (DeBeni and Cornoldi, 1988). Эти эффекты, по-видимому, нельзя отнести к осязательным знаниям, потому что они так же легко достигаются, когда объекты, подлежащие запоминанию, представляют собой объекты, для которых тактильный опыт маловероятен (например, луна, тигр или башня). Ясно, что образы — это многомерная конструкция, имеющая большое теоретическое и практическое значение, но не имеющая простого психологического объяснения.

Библиография

Баддели, А. (1986). Рабочая память. Оксфорд: Clarendon Press.

Купер, Л. А., и Шепард, Р. Н. (1973). Время, необходимое для подготовки к повернутому стимулу. Память и познание 1 , 246-250.

ДеБени, Р., и Корнольди, К. (1988). Ограничения воображения у полностью слепых от рождения людей. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание 14 , 650-655.

Фарах, М. Дж. (1984). Неврологическая основа ментальных образов: компонентный анализ. Познание 18 , 245-272.

Кослин, С. М. (1973). Сканирование визуальных образов: некоторые структурные последствия. Восприятие и психофизика 14 , 90-94.

Маршарк, М., и Корнольди, К. (1990). Образная и словесная память. В C. Cornoldi and MA McDaniel, eds., Imagery and cognition , стр. 133-182. Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Маршарк, М., Ричман, К.Л., Юилле, Дж.К., и Хант, Р.Р.(1987). Роль образов в памяти: об общей и отличительной информации. Психологический бюллетень 102 , 28-41.

Пайвио, А. (1971; перепечатка 1979). Образно-вербальные процессы. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

—— (1986). Ментальные представления: подход двойного кодирования. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Поттер, М.К. (1979). Мирской символизм: отношения между объектами, именами и идеями. В NR Smith and MB Franklin, eds., Символическое функционирование в детстве , стр. 41-65. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Ричардсон, Дж. Т. Е. (1990). Образы и мозг. В C. Cornoldi and MA McDaniel, eds., Imagery and cognition , стр. 1-45. Нью-Йорк: Springer-Verlag.

Йейтс, Ф. А. (1966). Искусство памяти. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Марк Маршарк

Ментальное вращение и визуальные образы

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-776;jsessionid=3D7AA50F79002C133DC3EE

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание статьи

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.776
  • Опубликовано в сети: 22 марта 2023 г.

Резюме

Ментальное вращение — это способность мысленно представить гипотетический вид объекта, повернутого в сторону от его фактической точки обзора. Его можно экспериментально проверить с помощью парадигмы, в которой участники оценивают, идентичны ли два стимула или нет. Два стимула вращаются, и размер угла между ними определяет, сколько времени потребуется участникам, чтобы прийти к решению. Это говорит о том, что мысленное вращение представляет собой мысленный процесс, аналогичный реальному вращению. Это открытие имело важное значение для исследования мысленных образов в более широком смысле, потому что (а) оно продемонстрировало, что, в отличие от бихевиористского мышления, можно исследовать психические процессы научным путем, и (б) потому что оно послужило основой для многих экспериментов, поддерживающих сходство между мысленными образами и восприятием как с точки зрения активации мозга, так и с точки зрения вычислительных моделей.

Ключевые слова

  • предвкушение
  • образы дебаты
  • глядя в никуда
  • мысленные образы
  • восприятие
  • прогнозирующее кодирование
  • 1

Субъекты 7 Когнитивная психология/нейронаука
  • Индивидуальные различия
  • В настоящее время у вас нет доступ к этой статье

    Логин

    Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *