Пословицы о труде для детей дошкольного возраста — сборник пословиц и поговорк о труде для дошкольников
От труда здоровеют, а от лени болеют.
508
Без труда нет плода.
377
Без труда и отдых не сладок.
310
Что посеешь, то и пожнешь.
228
Муравей не велик, а горы копает.
187
Делу время — потехе час.
143
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
142
Тише едешь — дальше будешь
116
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
113
Чем труднее дело, тем выше честь.
101
Работай-ка, не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.
91
Кто труда не видит, тот покоя не знает.
75
От бессонницы трудом лечатся.
74
Работа силушку копит, а лень ее топит.
67
Дело делай за семерых, а слушайся одного.
66
Хозяин тот, кто трудится.
65
Любовь к труду у людей на виду.
56
В труде рождаются герои.
56
Какие труды, такие и плоды.
56
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
45
Трудолюбив как муравей.
43
Слезами делу не поможешь.
37
Кто первый в труде, тому слава везде.
32
Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
21
Безделье — мать всех пороков.
19
Всякий труд достоин награды.
19
Овчинка выделки не стоит
18
Опыт самый лучший наставник.
18
Все делать наперекосяк.
17
Дела сами не ходят: вести их надо.
16
На охочего рабочего дело найдется.
14
Двое пашут, а семеро руками машут.
14
Трудовая денежка — мозольная.
14
Сытое брюхо к работе туго.
13
Делавши, смеялись, а сделавши, плачем.
12
Праздность — мать пороков.
12
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
11
Работай, что заставят, а ешь, что поставят.
11
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель.
7
Дело верши, да не спеши.
7
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
6
Работает как ребенок, а ест как детина.
6
В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.
5
Ремесло не коромысло плеч не оттянет.
5
Одно дело делай, да и от другого не бегай.
4
Хочешь жить — умей вертеться.
4
Конец — делу венец.
4
Риск — благородное дело.
4
Работа да руки — надежные в людях поруки.
4
Не котел варит, а стряпуха.
3
Комплекс игр и упражнений, направленный на развитие словаря детей дошкольного возраста с использованием пословиц и поговорок
Комплекс игр и упражнений, направленный на развитие словаря детей дошкольного возраста с использованием пословиц и поговорок
Развитие речи и словаря дошкольника, освоение обилием родного языка является одним из ключевых компонентов развития личности, усвоения выработанных ценностей национальной культуры, непосредственно сопряжено с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, считается приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Эффективным средством развития словаря дошкольников является устное народное творчество, а именно — малые формы фольклора, в частности пословицы и поговорки — наиболее доступные и интересные детям.
Богатством русского языка, созданного народом, являются пословицы и поговорки. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью.
Пословица — это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризующееся особым ритмо-интонационным и фонетическим оформлением. Поговорка — это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла, с чем часто связана синтаксическая незаконченность. В строении пословиц и поговорок есть некоторые характерные особенности: семантическая структура; фонетические особенности; синтаксическая структура; стилистическая окраска.
Для повышения уровня развития словаря детей с использованием пословиц и поговорок разработан и составлен комплекс занятий, игр и упражнений с использованием пословиц и поговорок, направленный на развитие словаря детей дошкольного возраста, ведь « Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится», «Без пословицы не проживешь»:
1. Игровое упражнение «Восстанови пословицу».
Цель: формирование умения продолжать пословицу по заданному началу.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что необходимо продолжить окончание пословицы или поговорки, после того как воспитатель проговорит первые слова, например «Без труда … (не вытянуть и рыбку из пруда):
«Как аукнется … (так и откликнется)
«Любишь кататься … (люби и саночки возить)
«Какие сами … (такие сани)
«За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)
Делу время … (потехе час)
«Волков бояться … (в лес не ходить)
«Семь раз отмерь … (один раз отрежь)
«Кончил дело … (гуляй смело)
«Поспешишь … (людей насмешишь)
«Будет терпенье … (будет и уменье) и другие
2.
Цель: упражнять в умении подбирать пословицу (поговорку) по рифмующимся словам
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель называет рифмующиеся слова, а дети подбирают подходящую пословицу или поговорку, например «Дело – смело» — «Сделал дело – гуляй смело»
«Руки – скуки» — «Умелые руки не знают скуки»;
«Терпенье – уменье» — «Будет терпенье, будет и уменье»;
«Труды – плоды» — «Какие труды, такие и плоды»;
«Лад – клад» — «Где лад, там и клад»
«Читать – знать» — «Будешь книги читать – будешь все знать»;
«Калачи – печи» — «Любишь есть калачи, не сиди на печи»
«Тепло – добро» — «При солнышке тепло, а при матери добро»;
«Кататься – возить» — «Любишь кататься, люби и саночки возить»;
«Минутки – шутки» — «Не жалей минутки для веселой шутки» и др.
3. Игровое упражнение «Подбери поговорку»
Цель: развивать умение подбирать поговорку к заданному слову.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему такую поговорку, где это слово встречается, например: белка – «Крутиться, как белка в колесе»
Гром – «Как гром среди ясного неба»;
Лиса – «Лиса хитростью берет»;
Козел – «Пусти козла в огород»;
Овца – «Паршивая овца все стадо портит»
Гусь – «Как с гуся вода»;
Лень – «Ленивому и лениться лень»;
Сапог – «Два сапога пара»;
Хлеб – «Хлеб всему голова»;
Беда – «Лиха беда – начало» и другие.
4. Игровое упражнение «Подумай и назови»
Цель: упражнять в умении подбирать пословицы и поговорки, в которых встречаются числительные.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что нужно подумать и назвать те пословицы и поговорки, в которых есть числа, например число «2» — «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
число «1» — «Один поле не воин», «Одна пчела много меда не наносит»
число «2» — «Старый друг лучше новых двух», «Два друга – мороз да вьюга»
число «7» — «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»
число «100» — «Трусливый сто раз умирает»
5. Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Цель: упражнять детей в умении определять сематические отношения слов в пословицах и поговорках; подбирать поговорки, в которых встречаются слова — антонимы.
Ход упражнения: Правила заключаются, в том что воспитатель предлагает подумать и назвать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с противоположным значением, выделять их из пословицы, например «Добро помни, а зло забывай»
«Старый друг лучше новых двух»;
«Лето собирает, а зима съедает»;
«Ученье – свет, а не ученье – тьма»;
«И месяц светит, коль солнца нет»;
«Не хвались началом, а хвались концом»;
«Умеешь взять – умей и дай»
«Делу время – потехе час»;
«Как аукнется, так и откликнется»;
«Что посеешь, то и пожнешь» и другие.
2. Упражнение «Объяснялки»
Цель: применить принцип тематического отбора пословиц и поговорок при составлении сказок или рассказов детьми.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что после обсуждения какой-нибудь пословицы необходимо придумать небольшой рассказ или сказку, в котором кто-то из героев мог сказать эту пословицу и нарисовать иллюстрацию к пословице. Это упражнение рекомендуется использовать при ознакомлении детей с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены следующие пословицы: «У страха глаза велики», «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Трусливому зайке и пенек волк».
3. Упражнение «Кто больше вспомнит пословиц?»
Цель: упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку подобрать половицы к определенному литературному произведению, конкретному сказочному эпизоду, сюжетной картине, отражающей конфликтную ситуацию и т.п.
4. Дидактическая игра «Подбери пословицу по картинкам с изображениями»
Цель: упражнять в умении подбирать подходящие пословицы и поговорки по заданию взрослого, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку назвать подходящую пословицу к картинке с изображением. Например: на картинке изображен какой–нибудь вид работы, то пословица «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
5. Игра «Изобрази пословицу пантомимой»
Цель: формировать умение подбирать подходящие жесты, чтобы изобразить пословицу, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку изобразить пословицу пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.
6. Игра «Изобрази пословицу схемой»
Цель: формировать умение подбирать подходящие схемы, пиктограммы, чтобы изобразить пословицу, развивать память, воображение, художественные способности у детей.
Ход упражнения: Правила заключаются в том, что воспитатель предлагает ребенку изобразить, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.
Если применять различные игры, упражнения и задания с пословицами и поговорками в детском саду, как показывает практика, меняется речь детей, она становится ярче, эмоциональнее, образнее. Таким образом, использование в детских садах пословиц и поговорок активирует речь ребенка, вводит его в сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формировать свою мысль.
В работе по развитию словаря детей дошкольного возраста приведем несколько видов занятий по обогащению, закреплению и активизации словаря детей.
1. Занятия на употребление слов-синонимов детьми дошкольного возраста
Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов: здание – дом; конь – …; приятель –…; идти –…; глядеть –…; смелый –…; унылый –. ..; сильный — … и т.д.
Игровое упражнение «Скажи, похоже»
Занятие проводится в группе, со всеми ребятами. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. Этот дом большой, а этот… (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем … (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем… (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка … (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня … (жаркий).
1. Занятия на развитие слов-антонимов в речи детей дошкольного возраста
Игровое упражнение «Высокий – низкий»
Для проведения данной игры нужно подобрать картинки с противоположными изображениями: Высокое дерево – низкое дерево; мальчик в грязной одежде – мальчик в чистой одежде; большая кружка – маленькая чашка; большое озеро – ручеек; девочка с радостным лицом – девочка с грустным лицом; большая книга – маленькая книжечка.
Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие предметы и герои. Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. (Озеро глубокое, а ручеек мелкий).
Игровое упражнение «Говори наоборот»
Педагог кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением. Веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, острый – тупой, горячий – холодный и т.д.
2. Занятия на развитие обобщающих слов в речи детей дошкольного возраста.
Игра «Кто больше?»
Кто больше подберет слов на заданную тему, например, «мебель», «посуда», «игрушки», «животные», «фрукты», «овощи».
Игра «Назови одним словом»
Для проведения данной игры детям нужно одним словом назвать предметы, задание по критерию «Обобщения».
– Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
– Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи:
платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются… (одежда). Какая одежда надета на тебе?
4. Игры на употребление слов в правильном значении детьми среднего дошкольного возраста.
Игровое упражнение «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?»
Задание по критерию «Употребление слов в правильном значении». Воспитатель называет какое-то слово, а дети должны сказать, как можно применить этот предмет или воспользоваться им. Например: слово «кнопка» для прикрепления бумаги к доске; можно бросить в окно, чтобы подать сигнал; сдать в металлолом; провести маленький круг, положить на стол и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 2018. — 400 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор [Текст]/В.П. Аникин. – М. Изд. центр «Академия», 2011. — 240 с.
3. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. [Текст]: Учебник для студентов педагогических институтов. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей [Текст]: книга для воспитателя детского сада и родителей / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2012. – 280с.
5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 237с.
6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
7. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч.2. Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. –176с
Пословицы для детей
Индекс пословиц: ДетиЧто такое пословицы?Пословицы – это мудрые изречения. Они обычно:
Отличаются ли пословицы от идиом?Идиомы, как и пословицы, являются общеупотребительными поговорками. Однако они обычно не имеют смысла на первый взгляд и не дают никаких советов. Для например, протрубить в свою трубу , что значит хвалить себя или хвастаться, является идиомой. Его можно превратить в поговорку. выражение следующим образом: Только дурак трубит в свою собственную трубу или Не труби в свою трубу . Нет четкого деления грань между идиоматическими фразами и пословичными выражениями. Если и когда идиоматическая фраза становится широко популярной, ее можно считать пословица, например, Не ставьте телегу впереди лошади .Как вы можете освоить Притчи?Вы можете освоить Притчи, выполнив соответствующие действия. для детей в семейной развлекательной зоне Syvum. Вы должны будете вставьте пропущенное слово, чтобы закончить пословицу. При нажатии кнопку «Оценка», ваши ответы будут оценены. Можешь попробовать отвечая в другой раз на те вопросы, которые вы получили неправильно. В в любое время вы можете нажать кнопку «Оценить и показать ответы» для оценки ваших ответов и просмотра правильных ответов. Ниже представлено более 400 пословиц.Чтобы вы могли систематически учить Притчи, Пословицы классифицируются по начальной букве (без учета , An и A ), как указано ниже.
Начало работы с Притчами Занятиенажав выше на буквы в категории пословиц сейчас!! |
15 цитат о доброте для детей | Inspire Kindness
Эти цитаты вдохновят ваших детей на преднамеренные добрые дела.
Автор: Inspire Kindness Team
Поделиться:
Никогда не рано учить ценить доброту. Даже у детей есть возможность влиять на окружающих. Узнав о влиянии доброты на раннем этапе, они получат бесценный урок на всю жизнь. Поощряйте и вдохновляйте своих детей совершать преднамеренные добрые дела с помощью этих цитат.
«Будь тем, кто заставляет всех чувствовать себя кем-то». — Kid President
«Для мира ты можешь быть одним человеком, но для одного человека ты можешь быть целым миром». -Доктор Сьюз
«Люди забудут, что вы сказали. Люди забудут, что ты сделал. Но люди никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать». — Майя Энджелоу
«Продолжай сиять, красавица. Мир нуждается в вашем свете». — Неизвестно
«Будь радугой в чужом облаке». — Maya Angelou
«Если вы видите кого-то без улыбки, подарите ему одну из своих». — Долли Партон
«Хорошо быть доброй».
«Если вы не можете придумать ничего приятного, значит, вы недостаточно хорошо думаете». — Kid President
«Честность — это поступать правильно, даже когда никто не смотрит» — К. С. Льюис
«Если вы не можете делать великие дела, делайте малые дела великим образом». — Наполеон Хилл
«Если вы думаете, что друг может быть полезен кому-то, будьте им».
«Приятно быть важным, но важнее быть милым». — Джон Темплтон
«Единственный способ иметь друга — быть им». — Ральф Уолдо Эмерсон
«Ни одно доброе дело, каким бы малым оно ни было, никогда не бывает напрасным». — Эзоп
«Имейте мужество и будьте добры. Где доброта, там и добро, а где добро, там и волшебство». — Золушка Диснея
Вы когда-нибудь задумывались, есть ли ROI доброты? Мы говорим… да! Изучите полезные наггетсы, подобные приведенному ниже, а также о том, как создать ценностное предложение доброты (KVP) в своей организации, из этой простой книги основателя Inspire Kindness Мака Андерсона и Брайана Биро, ROI of Kindness.
Факт: Сокращение оборота/удержание сотрудников… Среднегодовой оборот в индустрии быстрого обслуживания составляет 170%. Две компании, которые постоянно фокусируются на доброте как на «волшебном» ингредиенте своей культуры больше, чем на любом другом, имеют в среднем 14% и 24% годового оборота. Другими словами, эти две компании сохраняют своих сотрудников в 8-10 раз больше, чем их конкуренты.