Поступать по совести качества личности поведение поступки: 1.Какие личные качества должны быть у человека который поступает по совести,и привести примеры поведения и…

Поступок как восхождение к субъектности. I часть //Психологическая газета

Отрывок из книги  «Нравственность современного российского общества Психологический анализ», ответственные редакторы Журавлев Анатолий Лактионович, Юревич Андрей Владиславович

Категория поступка, несмотря на ее общеупотребительность, остается в психологии пока не разработанной ни по содержанию, ни по месту поступка в жизни человека. Обычно указываются такие его атрибуты, как осознанность, связь с нравственным самоопределением, понимание поступка как целостного акта, в котором интегрированы мотивация, действие, результат и оценка; указывается также, что личность (характер) в поступке проявляется и развивается. Поступок понимается как единица социального поведения, как особое действие в структуре деятельности, направленное на других людей или самого себя. Этих общих положений явно недостаточно для того, чтобы понять подлинное значение поступка.

Одним из наиболее эвристичных является понимание поступка С.

Л. Рубинштейном, который определяет его следующим образом: «Поступок – это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям» (Рубинштейн, 1946, с. 543). В контексте этого определения психологический смысл поступка мы рассматриваем прежде всего в связи с реализацией потребности человека в целостности и подлинности. Встает вопрос: что, собственно, дает человеку основание переживать целостность, самотождественность, временную устойчивость в изменяющемся мире? Как человек узнает о том, что он собой представляет, каков он подлинный? Рефлексия, переживание, самосознание, являясь непременными атрибутами самопознания и самопонимания, оставляют человека незавершенным, актуализируют принципиальную неполноту, нецелостность самоощущения, уводят в «дурную» бесконечность «зацикленности» на себе самом, создают условия для воспроизводства себя неизменного и неспособного к самоизменению, защищающегося от изменений посредством более или менее конструктивных психологических защит.
Трансгредиентность по отношению к себе, прерывание этой «дурной» бесконечности приспособления к себе самому, достижение конгруэнтности осуществляется в поступке как способе, с одной стороны, реализации себя в мире, способе достижения момента завершенности; с другой стороны, как способе «нахождения мира» для себя, делания себя «причастным» к «конкретному, единственному» миру, который «для моего участного поступающего сознания… как архитектоническое целое расположен вокруг меня как единственного центра исхождения моего поступка» (Бахтин, цит. по: Пешков, 1996, с. 133). Такое понимание поступка отличается от интересного, но недостаточного для ответа на вопрос о целостности человека представления В. В. Столина, в котором не разведены категории поступка и проступка и все деяния человека оказываются потому однопорядковыми, безотносительными к системе ценностей (поступок понимается здесь как действие, обладающее конфликтным смыслом, возникающее на перекрестке, пересечении деятельностей) (Столин, 1983, с.
108). Анализ поступка здесь ограничивается психологическим пространством конкретных деятельностей, а его содержание утрачивает социокультурный смысл. Ценность поступка становится относительной, она обусловлена переживаниями, психологическими защитами и прочими психологическими феноменами. Создается впечатление, что поступок совершается главным образом в самосознании, что его реальная бытийственная составляющая не имеет смысла. Таким образом понимаемый поступок не столько актуализирует причастность к «конкретной единственности мира» (цит. по: Пешков, 1996, с. 57), сколько отчуждает от этого мира, сужает и поступок, и мир до коллизий, осуществляющихся в сфере самосознания. Тогда как, согласно словарю В. Даля, «поступок – всякое дельное дело или действие человека; подвиг, деяние, дея, исполнение чего» (Даль, 1907, с. 907), где выделяется несколько важных аспектов: это действие; действие исполненное, завершенное; это дельное действие, то есть имеющее позитивную ценность и смысл.«Потребность внутренней целостности.
.. как одного из существеннейших фактов духовного развития» (Зеньковский, 1996, с. 129) можно реализовать путем психологической адаптации, приспособления к миру или к себе самому, посредством наращивания психологических «защит» в форме жизненных сценариев, коммуникативных игр, поведенческих программ и т. д. Этот путь достижения суррогата целостности хорошо иллюстрируется образом чеховского «человека в футляре» или «премудрого пескаря» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Данный способ предлагается различного рода манипулятивными психотехнологиями, ориентированными на успех, обусловленный достижением самодостаточности, самопрезентации, имиджа. По словам М. М. Бахтина, это путь «представительства», «самозванства» в жизни, «безответственного самоотдания бытию, одержания бытием» (цит. по: Пешков, 1996, с. 119). Еще один путь достижения суррогата целостности представлен образом Родиона Раскольникова, который ищет завершения своей незавершенности в «поступке». В нем он видит средство достижения покоя и целостности и самоощущения достоинства («Тварь ли я дрожащая или право имею?»).
Здесь «поступок» представляет собой окончательную и однозначную завершенность абстрактного человека в моральном идеале – человека, лишенного переживания события как со-бытия. Он выступает как безоговорочное обретение некоего качества личности, характера, которое теперь становится средством самоупоения, самолюбования и, как следствие, непричастности, нейтралитета, отчуждения себя от само-бытия.

Такой ложный способ достижения завершенности преодолен самим же Родионом Раскольниковым посредством поступков же, поскольку поступок всегда представляет собой не только достижение завершенности, но и преодоление ее. Ведь, по словам Бахтина, в «ответственном акте – поступке отвлечения от себя или самоотречения… я максимально активно и сполна реализую единственность своего места в бытии. Мир, где я со своего единственного места ответственно отрекаюсь от себя, не становится миром, где меня нет, индифферентным в своем смысле к моему бытию миром, самоотречение есть обымающее [?] бытие-событие свершение» (там же, с. 62).

Поступок – это мгновение, момент связи, соединения себя, своей индивидуальной жизни, судьбы, с жизнью Мира, момент свершения себя в Мире. И в то же время, это момент достижения своей человеческой подлинности, которая и обозначает, и отграничивает индивидуальность данного человека.

Индивидуальность явлена в подлинности и причастности поступка. Жизненный путь человека, его судьба и представляет собой череду поступков, в каждом из которых осуществлен момент одновременно и соединения человека с Миром, с абсолютным в нем, с образом человека вообще, и обретения своей индивидуальности и личной призванности вследствие переживания «участности» в событии Мира (термин М. Бахтина)*. В поступке человек предстает как двойной субъект: субъект собственной жизни и субъект социокультурный, исторический. Одновременно он и отчуждается от себя самого, становится трансгредиентным самому себе, актуализируя свою субъектность в Мире, и обретает себя самого, свою подлинность и индивидуальность. В поступке, таким образом, происходит развитие и осуществление субъектности.

Последнее означает, что действие может быть по своему смыслу антиподом поступка, выступать как «не-поступок» или «анти-поступок». «Не-поступок» есть отказ от самостоятельного, субъектного действия, как в отношении себя, так и в отношении Мира, то есть отрицание себя как субъекта, что актуализируется в подмене стремления к завершенности, индивидуальности стремлением к самодостаточности «человека в футляре». Это отказ, в терминах А. В. Петровского и В. А. Петровского, от «надситуативной активности», дезавуирование возможности «инобытия» человека в другом, переживание зависимости от внешних обстоятельств, что и ведет к уплотнению вокруг себя различного рода психологических защит – «футляров».

* Так и Раскольников приходит к себе подлинному, к человеческому в себе не актами осознания,а «поступками», постепенно возвышаясь до открытия, что то, что он принимал за поступок, на самом деле таковым не было, а все подлинное в человеке свершается поступком любви.

Не-поступок является моментом отказа от себя, трагичным выбором зависимости, несвободы. Мотивом такого шага может быть страх перед миром и самим собой, страх перед принятием самостоятельных решений, перед ответственностью за себя, свою судьбу.

Глубинным смыслом, в контексте которого совершается не-поступок, является отсутствие у человека надежды и веры в возможность самоосуществления; в более широком плане речь идет об отсутствии у человека веры в Добро, Правду, Истину как в неких абсолютных сущностей. Ведь если этих сущностей нет, то есть ли смысл в Совести, есть ли смысл в совершении усилий причастного действия? Не «умнее» ли, не прагматичнее ли защититься не-действием, или, что одно и то же, корпоративным действием, которое, на первый взгляд, является еще более надежной защитой, чем не-действие?). Человек, находящийся в состоянии не-поступка, вероятно, может быть отнесен к группоцентрическому уровню отношения к себе и другим, по терминологии Б.

С. Братуся (Братусь, 2000), или описан в терминах низведения личности до состояния «агента», по С. Милгрему. Подобный уровень существования личности как нижний этап восхождения человека к самому себе в контексте определенного типа культуры (духовности) описан в различных антропологических социокультурных системах (например, уровень «смуты» в древне-китайской культуре, «невежества» в индуизме и т. д.) (Абаев, 1983; Психологические аспекты буддизма, 1986; Мудрецы Китая, 1994).

Другой тип не-поступка связан с утратой своей целостности посредством ухода в абстракцию идеала, омертвения себя и другого в идоле долженствования. Этот тип отношения и действия особенно выражен в некоторых педагогических концепциях, например, в концепции воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Здесь идол хорошего ребенка, идеального ребенка поглощает подлинность действительного ребенка, лишает его возможности совершать поступок, в котором и свершается его целостность, реализуется его «не-алиби бытие».

В этом смысле ошибка участного действия не является не-поступком или антипоступком. Это всего лишь ошибка, на которую имеет право каждый, ищущий своей подлинности и завершенности. И наоборот, ритуальная правильность действий «представителя» идеального ребенка, родителя, учителя, политика и т. д. становится содержанием не-поступка.

В обоих случаях человек утрачивает свою субъектность, он превращается в функцию, в вещь, в элемент некоего абстрактного целого. Антипоступок также представляет эрзац-попытку достижения целостности, однако эта попытка оборачивается для человека целостностью самоизоляции, поскольку антипоступок мотивирован сугубо эгоцентрическими побуждениями, то есть он, по-видимому, характерен для человека несоциализированного или утратившего по каким-либо причинам причастность к некоторому Мы. Речь идет здесь как раз о том, что М. М. Бахтин обозначал как «самозванство» в жизни, «одержание бытием» (Бахтин, 1986). Если в поступке человек выступает как двойной субъект: субъект собственной жизни и субъект исторический (социокультурный, Мира), если в не-поступке человек утрачивает свою субъектность, то в антипоступке он становится эгоцентрическим субъектом, его эрзацем, противопоставляющим себя Миру и потому ограниченным в своей субъектности. Мир представлен эрзац-субъекту как объект манипуляций.

Эрзац-субъектность порождается в том числе психотехнологиями, призывающими клиента «любить себя», «гордиться собой», поскольку этот совет равнозначен призыву любить себя во всем своем эгоцентризме, в потакании своим пристрастиям, своей «свободе от», в то время как подлинная субъектность есть реализация «свободы для» ответственного принятия решения участным сознанием и совершения ответственного поступка в своем не-алиби бытии. Еще одна категория, применяемая в контексте представлений о поступке, – проступок. В этом слове подчеркивается нечаянность, непреднамеренность действия, при котором человек переступает через Благо или преступает его. Оно синонимично слову «оступиться». «Совершить проступок – то есть провиниться, погрешить в чем, сделать недолжное» (Даль, 1907, с. 1347). «Проступок – вина, прегрешение, нарушение долга, правил, законов, запрещенное властью действие», – пишет В. Даль (там же). И в другом месте он говорит: «Проступок есть легкое нарушение закона, а преступление – более важное» (там же, с. 1033). Проступок ситуативен, это ошибка неопытности, апробирования своих возможностей. Он может быть обусловлен неумением владеть собой, может быть следствием страсти и т. д. Совершая проступок, человек может испытывать стыд, досаду, он может и оправдывать себя неопытностью или особенностями характера, но при этом он продолжает испытывать недовольство собой. Иначе говоря, в проступке человек не утрачивает субъектности и не превращает Мир в объект манипуляций.

Иная картина наблюдается при не-поступке или антипоступке. Здесь происходит, как правило, вполне сознательный выбор позиции, жизненной установки. В качестве модели выделенных нами типов поступков и отношений представляет интерес психологический анализ поведения героев трагедии Софокла «Антигона». Исмена, сестра Антигоны, в ответ на предложение Антигоны разделить с ней «труд и кару» (похоронить мертвого брата Полиника вопреки запрету царя Креонта) говорит: «Я не бесчещу заповедей Божьих, но гражданам перечить не могу», и в другом месте: «Смириться надо: в женской мы родились доле. Сверх сил бороться – подвиг безрассудный» (Древняя Греция, 1995, с. 114). Решения здесь принимаются рассудком, по выгоде или на основе корпоративной морали, конформистски. Человек как бы заранее отказывается от возможности быть собой, от субъектности, отчуждает себя от действия и принятия решения. Антигона же, принимая решение похоронить брата, произносит: «Кто уличить в измене долгу нас посмеет… Меня и он (Креонт) не может прав моих лишить» (там же). В конфликте между Земным и Небесным, между Совестью и страхом перед нормой, правилом, последствиями Антигона выбирает поступок, Исмена – не-поступок. Выбор же Креонта – антипоступок: «Кто круто горд, тот скоро упадет. И малая узда смиряет пылкого коня: не следует кичиться тем, кто сильному подвластен», – внушает он Антигоне; и затем обращается к старцам: «Раз провинилась, мой закон поправ; гордясь содеянным и надо мной глумясь вторично. Нет, не отдам ей власть мою на поруганье» (там же, с. 118). Подлинным мотивом действий Креонта (отказа признать неразумность своего запрета на погребение Полиника) является вовсе не восстановление справедливости («Нельзя злодеев с добрыми равнять» (с. 119)), но то, что «Она, одна из всех, осмелилась нарушить мой приказ» (с. 121). Здесь решение принимается на основе сугубо эгоцентрических побуждений, выбор Креонта откровенно циничен, и этот цинизм антипоступка неизбежно прорывается сквозь флер якобы отстаивания справедливости. Только страх перед последствиями, перед гневом богов, вестником которого является пророк Тиресий, вынуждает Креонта одуматься… Но поздно. Попытки Тиресия и Гемона, сына Креонта, обратить Креонта к «Разуму», к «завету Правды» не могут прорваться сквозь «спесь» и «разнузданный произвол». Действия же Гемона («убил себя в укор отцу» (там же, с. 128), узнав о гибели Антигоны) – это, скорее, проступок. Побуждения его благородны, однако гнев и отчаянье приводят к трагическим последствиям. «Его шаги торопит гнев, советник лютый» (с. 122), – провожает уходящего Гемона Корифей.

Конечно, в реальной жизни поступки людей не столь однозначны и схематичны, однако в трагедии Софокла обнаженно представлена модель отношений между людьми, смыслы и мотивы их выборов и поступков: участности в событии, или нейтралитета, или одержания бытием, самозванства в Мире.

Еще одна важная сторона анализа поступка в контексте восхождения к субъектности представляет собой понимание его как момента онтологизации универсальных ценностей. В психологической теории поступок часто отождествляется с действием в структуре деятельности. Однако он не вписывается в известную структуру деятельности хотя бы потому, что трудно обозначить цели или задачи поступков. У поступка нет цели в общепризнанном значении этого слова. Поступок, скорее, реализует чистый мотив, он осуществляется в контексте смыслов. Он совершается в каком-то смысле сам для себя, в этом отношении он близок к творчеству, причем речь идет о прокладывании своей судьбы, реализации своего призвания, о возделывании, со-творении собственной жизни.

Можно, например, согласиться с представлениями В.В. Столина о том, что поступок – это всегда выбор внутри определенной системы противоречащих друг другу мотивов, можно также отчасти согласиться с тем, что в результате этого выбора и собственно поступка происходит порождение конфликтных смыслов (Столин, 1983). Однако остается непонятным, зачем человек осуществляет выбор, что побуждает его делать этот выбор вновь и вновь, тем более что выбор этот неизбежно сопряжен с появлением конфликтных личностных смыслов, то есть сопровождается разнообразными негативными переживаниями. В поступке происходит преодоление «вещественного начала мира» и свершается свобода, поскольку он принципиально не прагматичен и цели его лежат не в вещном мире, а мире духа, системы ценностей. Поступок совершается для того, чтобы утвердить в мире, обозначить в нем, в каком-то смысле отчуждая при этом от себя, некую ценность, некие смыслы, так же как в картине художника или открытии ученого реализуется, обозначается и отчуждается образ мира или научная концепция автора (происходит «энтелехия» смыслов и ценностей). Причем в качестве материала для такого утверждения и обозначивания выступает жизнь самого субъекта поступка. Таким образом, именно в поступке мы имеем дело с авторским созиданием собственной жизни и судьбы. Человек становится автором своей жизни. (Например, основания духовной жизни, которыми и актуализируется возможность поступка как свободного выбора субъекта, изложены апостолом Павлом: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Ныне же познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Я говорю: поступайте по духу. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 4: 3–5: 25). В поступке акт свободы свершается через авторское преломление вещного в духовном, через «вобрание» в себя духовным вещного. При этом поступок подчиняется не общепризнанным правилам, приличиям, нормам, но преодолевает их смыслами (смыслами приличий, норм, правил) и Совестью. Поступок может совершаться даже в ущерб собственной выгоде или вопреки общему мнению, поскольку он всегда, в конечном счете, есть деяние, осуществляемое наедине с собой (с Совестью) и само для себя, то есть результатом, продуктом поступка является сам человек и его Мир, «домостроительство», а не только изменения в самосознании. Модели полноценно функционирующей и самоактуализирующейся личности, например, в большей мере описываются через специфику переживаний, состояний, а не действий, тогда как «человек – сумма своих действий и поступков, а не сумма намерений» (Рождество…,1996).

В то же время поступок всегда есть действие, а не только стремление, или мысль, или переживание. Поступок может быть представлен в форме слова, произведения или собственно действия, однако в любом случае все формы поступка выполняют «иллокутивную» функцию, поскольку поступок всегда явление «знаковое», он содержит в себе некоторую силу воздействия как на самого поступающего, так и на мир вокруг него. Поступок воспроизводит вновь и вновь базовые ценности человека и его мира, он заставляет их быть, восстанавливает онтологичность ценности. В этом и состоит сила поступка как для самого человека, так и для мира – в поступке ценности становятся зримыми, очевидными, онтологичными. Причем эта сила обусловлена не только вещным или технологическим содержанием поступка, не только его вещественным результатом, но, скорее, социокультурным его контекстом, социокультурным смыслом. Например, поступок (или не-поступок, антипоступок) состоит не в том, что некто пишет (или не пишет) свою фамилию и ставит свою роспись под некоторым текстом: заявлением, докладной, доносом, то есть не в том, что этот некто оставляет следы на бумаге в форме определенного рода графем, и не только в том, какие вещественные результаты достигаются в итоге. Поступок – в том, что некто осуществляет данное действие, имеющее определенный смысл и социокультурный контекст.

Список терминов с определениями для сочинения в ОГЭ

Сила духа — это умение не жаловаться; это внутренняя энергия человека, направленная на преодоление жизненных преград; это упорство и несгибаемость. Только сила духа помогает людям решать проблемы, которые подбрасывает им судьба. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Драгоценная книга — это книги, которые развивают воображение человека, дарят ему новые впечатления, закладывают основы добра. Такие книги должны быть у каждого человека.

Подвиг — это героический поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает что-то, что не под силу обычному человеку.

Преданность — это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Доверие — это чувство уверенности в порядочности того, кому ты поверил, открылся, на кого понадеялся в трудный час. Но в жизни, к сожалению, не ко всем можно испытывать это чувство, так как ты должен быть полностью уверен в человеке.

Любознательность — это стремление к получению новой информации об окружающем мире, любовь к знаниям. Любознательные люди хотят как можно больше знать о самых различных вещах и разбираться во многих сферах жизни.

Ответственность — это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства и поступки. Это качество невозможно без душевной щедрости, внимания, надежности, внутренней силы.

Нравственность – это духовные качества, которыми руководствуется человек, это совокупность ценностей конкретного человека. Это всегда поступки и поведение с позиции добра и зла. Нравственность не может быть одинаковой у всех.

Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Преданность – это качество верного человека, который не способен на предательство и низость по отношению к другу. Она свойственна и животным. Это чувство очень сильное, поэтому преданным людям и животным иногда свойственно самопожертвование.

Смелость – это свойство сильного духа, применимое в экстренной ситуации, когда необходимо выручить животное или человека. Проявление смелости часто сопряжено с опасностью для здоровья и жизни того, кто ее проявляет. Поэтому ее можно назвать самопожертвованием с целью помочь ближнему.

Честь – это стремление человека всегда сохранять свое достоинство, не поступаться принципами, беречь свои нравственные качества в любой ситуации. Всегда следует поступать по совести, быть человеком честным, смелым и ответственным перед людьми.

Жизненные ценности — это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Для одних важным в жизни является материальное благополучие, то есть деньги, или власть, или карьера. Другим дороги семья, Родина… Каждый выбирает сам свои приоритеты. (Гринев из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Культурным человеком можно назвать такого человека, который знает и всегда готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Нравственный выбор – это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. (Л.Н.Толстой «После бала»)

Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

Под духовностью подразумевают совокупность четырех качеств: осознанности, веры, безусловной любви и душевного покоя. Духовный человек считает служение людям своим приоритетом.

Выбор — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. В жизни каждый из нас ежедневно делает какой-либо выбор: что надеть, куда пойти, кому позвонить… А иногда нам приходится выбирать при решении серьезных жизненных вопросов, и не всегда этот выбор может стать верным.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства. Это способность человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.

Дружба — это бескорыстные отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

Надежда это состояние человека, при котором он не теряет веры в положительный исход своего ожидания. Надеяться – значит быть уверенным в том, что рано или поздно все чаемое (ожидаемое) произойдет. Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации.

Равнодушие (черствость) – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности.

Сострадание – это способность переживать несчастья и горести другого человека (или животного) как свои, умение войти в положение ближнего, при этом оказав поддержку и помощь тому, кто нуждается в этом.

Эгоизм – это качество, которое отличает тех, кто привык думать только о себе, а не об окружающих. Это чрезмерное внимание к собственным потребностям, сильная любовь к себе. Эгоист не стремится сочувствовать окружающим и понимать чужие желания.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. (А.И.Куприн «Чудесный доктор»)

Сострадание – глубокое и сильное чувство, сопутствующее человеку в совершении добрых поступков; это умение пропустить горе человека через свою душу и искренне пытаться помочь. (Л.Н.Андреев «Кусака»)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом, чувство, позволяющее сохранять человеческие качества в любой обстановке.

Милосердие – это гуманность, сердобольность, умение почувствовать чужую боль и готовность помочь кому-нибудь из сострадания. Это одно из самых главных качеств человека. (И.Бунин «Лапти»)

Мечта – это главная цель в жизни человека, стремление, ради которого он готов преодолеть любые препятствия, проявить силу воли. (А.Грин «Алые паруса»)

Красота – это проявление привлекательности человека, живого существа, произведения искусства. Красота бывает внешней, то есть проявляется в притягательности для других людей. Но красота бывает и внутренним качеством души человека. Внутренняя красота – это доброта, богатый внутренний мир.

Сильные люди – это особенные люди. В них сочетается ум, выносливость, моральный дух, смелость, способность быстро воспринимать новую информацию, выдержка, равновесие и гармония. Сильные люди обладают не только физической силой, но и способностью разумно действовать в экстремальной ситуации.

Талант – это природная одаренность человека, редкая способность в какой-то определенной области, которая развивается, если человек отличается целеустремленностью и трудолюбием. (Н.С.Лесков «Левша»)

Неуверенность в себе – качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, большим количеством психологических комплексов. Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей.

Родина – это место, где ты родился, вырос, познавал мир. Родина в широком смысле слова – родная страна, родной язык, семья и люди, которые связывают человека с определенной землей.

Справедливость – это умение рассудить по совести, грамотно взвесить происходящее, поступить по закону и морали. Справедливый человек умеет правильно оценить ситуацию и объективно охарактеризовать окружение.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

Внутренний мир человека — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Человечность — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в обществе.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману.

Самовоспитание – это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего — к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.

Целеустремлённость – это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.

Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации.

Жизнелюбие – это такое человеческое качество, которое даёт возможность в полной мере наслаждаться своей жизнью, ценить её, замечать её красоту. Жизнелюбивый человек заражает своим настроением других.

Ответственность – это прекрасное качество, которым владеет сильная личность. Это умение взять шефство над более слабым человеком, над коллективом, это способность добросовестно относиться к учению и работе. Ответственные люди всегда вызывают уважение у начальства и у окружающих, потому что обладают мощным внутренним стержнем и моральной выносливостью.

Скупость – это жадность, которая делает из человека раба материальных ценностей. Это особое качество, которое присуще скрягам. Скупцы больше всего на свете дорожат вещами и деньгами, сохранение которых становится главной целью их существования. За своей жадностью они перестают замечать близких людей и теряют друзей.

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. Но можно сказать, что счастливец – это тот, кто имеет хорошее здоровье, достаточное количество материальных благ, любовь, дружбу, прочные социальные связи и полноценную семью.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности понести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Что такое добросовестность? — Узнайте все о чертах личности Большой пятерки

JavaScript
Для полной функциональности этого сайта необходимо включить JavaScript. Вот инструкции, как включить JavaScript в вашем веб-браузере.

Добросовестность — одна из пяти личностных черт теории личности Большой пятерки. Человек с высоким баллом добросовестности обычно имеет высокий уровень самодисциплины. Эти люди предпочитают следовать плану, а не действовать спонтанно. Их методичное планирование и настойчивость обычно делают их очень успешными в выбранной ими профессии.

Высокая добросовестность означает, что человек ответственный и надежный.

Добросовестность — это то, как человек контролирует, регулирует и направляет свои импульсы. Люди с высоким уровнем добросовестности в тесте карьеры хорошо формулируют долгосрочные цели, организуют и планируют пути к этим целям и последовательно работают для их достижения. Несмотря на кратковременные препятствия, с которыми они могут столкнуться. Другие люди обычно воспринимают добросовестный тип личности как ответственного и надежного человека.

Однако люди, получившие высокие баллы по добросовестности в тесте личности, могут быть навязчивыми перфекционистами и трудоголиками. Они также могут показаться скучными или негибкими. Пройдите бесплатный личностный тест, чтобы узнать больше о своих профессиональных достоинствах, и пройдите тест личности .

Подчерты домена добросовестности

Каждая из Большой Пятерки личностных черт состоит из шести аспектов или подчерт. Чтобы проверить личность, их можно оценить независимо от черты, к которой они принадлежат. Подчерты добросовестности:

  • Самоэффективность
  • ОПИСАНИЕ
  • Подручество
  • Установка достижений
  • Самодисциплина
  • Осторожность

БЕСПЛАТНЫЙ ПИТАЙ ПИТАЙНАЯ ТЕСТ

. Хотите узнать больше о себе и о себе, и о своих силах? Пройдите бесплатный личностный тест Большой пятерки

К личностному тесту

Карьера и добросовестность

Высокий балл добросовестности в тесте карьеры является важным показателем успеха. Одна из причин заключается в том, что этот домен включает черту, известную как потребность в достижениях. Эти люди надежны, организованы и настойчивы, что означает, что они достигнут своих профессиональных целей. Исследования показывают, что личностная черта добросовестности связана с производительностью труда в разных профессиях. Это означает, что человек, набравший высокие баллы в тесте на добросовестность, лучше подходит для выполнения работы.

Узнайте больше, пройдя бесплатный тест личности

Теория личности Большой пятерки разрабатывалась несколькими независимыми исследователями в течение нескольких десятилетий. Домен добросовестности — одна из пяти характеристик модели «Большой пятерки». Многие работодатели используют этот личностный тест для проверки потенциальных сотрудников. Пройдите бесплатный онлайн-тест личности или тест карьеры, чтобы узнать больше о том, как вы оцениваете другие аспекты «Большой пятерки», или пройдите тест личности .

 

Добросовестность — wikidoc

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Добросовестность — это черта кропотливости и осторожности, или качество действовать в соответствии с велениями совести. Он включает в себя такие элементы, как самодисциплина, осторожность, скрупулезность, организованность, обдуманность (склонность тщательно обдумывать, прежде чем действовать) и потребность в достижении. Это аспект того, что традиционно называлось символом . Добросовестные люди, как правило, трудолюбивы и надежны. В крайних случаях они также могут быть трудоголиками, перфекционистами и компульсивными в своем поведении. Люди с низким уровнем добросовестности не обязательно ленивы или аморальны, но они, как правило, более расслаблены, менее ориентированы на цель и менее движимы успехом.

Содержимое

  • 1 Модели личности
  • 2 Поведение
  • 3 География
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера

Модели личности

Добросовестность — одна из пяти первостепенных черт в «модели большой пятерки» личности, которая также состоит из экстраверсии, невротизма, открытости опыту и покладистости. Два личностных теста, которые оценивают эти черты, — это NEO PI-R Коста и МакКрэя [1] 9. 0088 и NEO-IPIP Голдберга. Согласно этим моделям, добросовестность рассматривается как непрерывное измерение личности, а не как категориальный «тип» человека. Баллы добросовестности подчиняются нормальному распределению.

Сознательность связана с контролем импульсов, но ее не следует путать с проблемами контроля импульсов, встречающимися при невротизме. Людям с высоким уровнем невротической импульсивности трудно сопротивляться искушению или откладывать удовлетворение. Люди с низким уровнем добросовестный самодисциплина не могут мотивировать себя на выполнение задачи, которую они хотели бы выполнить. Они концептуально похожи, но эмпирически различны. [2]

Группа черт добросовестности пересекается с другими моделями личности, такими как «Опись темперамента и характера» К. Роберта Клонингера, в которой она названа самонаправленностью . Он также включает в себя специфические черты сознания правил и 9009.1 перфекционизм в модели 16_Personality_Factors|16 PF Кеттелла. Многие виды поведения, связанные с добросовестностью, подпадают под широкую категорию эмоционального интеллекта. [3] Черты, связанные с добросовестностью, часто оцениваются с помощью самоотчетных тестов на честность, которые различные корпорации проводят для потенциальных сотрудников.

Поведение

Люди с высоким показателем добросовестности, как правило, более организованы и менее захламлены дома и в офисе. Например, их книги, как правило, аккуратно расставлены на полках в алфавитном порядке или разбиты по темам, а не разбросаны по комнате. Их одежда, как правило, сложена и разложена в ящиках или шкафах, а не лежит на полу. Наличие планировщиков и списков дел также является признаком добросовестности. Их дома, как правило, имеют лучшее освещение, чем дома людей с низким уровнем этой черты. [4]

Добросовестность связана с успешной успеваемостью учащихся. Низкий уровень сознательности тесно связан с прокрастинацией. [5] Значительное количество исследований показывает, что добросовестность является одним из лучших показателей производительности на рабочем месте. [6] Добросовестные сотрудники, как правило, более надежны, более мотивированы и трудолюбивы. Кроме того, добросовестность является единственной чертой личности, которая коррелирует с производительностью во всех категориях работ. Тем не менее, приятность и эмоциональная стабильность также могут быть важны, особенно на работах, предполагающих значительное количество социальных взаимодействий. [7]

География

Средний уровень добросовестности зависит от штата США. Люди, живущие в центральной части страны, включая штаты Канзас, Небраска, Оклахома и Миссури, как правило, имеют в среднем более высокие баллы, чем люди, живущие в других регионах. Люди в юго-западных штатах Нью-Мексико, Юта и Аризона также имеют относительно высокие средние показатели добросовестности. Среди восточных штатов только Флорида вошла в первую десятку по этой черте характера. [8]

См. также

  • Черты характера Большой пятерки
  • Совесть
  • Психология личности
  • Теория черт

Ссылки

  1. ↑ Коста, П. Т. и МакКрей, Р. Р. (1992). Инвентаризация личности NEO, профессиональное руководство . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
  2. ↑ Коста, П. Т. и МакКрей, Р. Р. (1992). Инвентаризация личности NEO, профессиональное руководство . Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
  3. Дэниел Гоулман (1997). Эмоциональный интеллект . Нью-Йорк: Бантам.
  4. ↑ Гослинг, С. (2008). Снуп: Что ваши вещи говорят о вас . Нью-Йорк: Основные книги.
  5. ↑ Девитт, С., и Шувенбург, Х.К. (2002). Промедление, искушения и стимулы: борьба между настоящим и будущим у прокрастинаторов и пунктуальных. Европейский журнал личности , 16 , выпуск 6, 469-489.
  6. Дж. Ф. Сальгадо (1997). «Пятифакторная модель личности и производительности труда в европейском сообществе». Журнал прикладной психологии . 82 (1): 30–43. дои: 10.1037/0021-9010.82.1.30. PMID 9119797. Неизвестный параметр |month= игнорируется (справка)
  7. М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *