Поступать по совести качества личности поведение поступки: Значение слова «совесть»

Значение слова «совесть»

12.05.2020

Совесть в философии — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль на основе различения добра и зла, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности, ответственности за свое поведение.

Совесть в психологии — это нравственное качество личности, связанное с субъективным осознанием  личностью своего долга  и ответственности  как перед отдельными людьми, так и перед обществом.

К. К. Платонов в работе «Об изучении психологии учащихся» (1961) говорит о совести как о моральном качестве личности , как о самооценке поступков с позиции усвоенных нормативов поведения. А. Г. Ковалев (1960) определяет совесть как эмоционально-оценочное отношение  личности к собственным поступкам и поступкам других людей, за поведение которых личность несет ответственность как член коллектива.

О. П. Рылько (1972) тоже рассматривает совесть как отношение  личности к соблюдению нравственных норм и правил, которое может становиться чертой характера.

В Историческом словаре совесть определяется как нравственное чувство,  сознание и разумение человеческой души своих собственных поступков и побуждений.

В Психологическом словаре (под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) совесть обозначается как одно из выражений нравственного самосознания личности,  проявляющееся как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (1985, с. 825. В последующих изданиях в основном излагается данная трактовка).

«Поступить по совести» — значит действовать в соответствии с нравственными принципами, установленными в данном сообществе, невзирая на свои (личные) интересы. Как писал Даль, совесть — это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. А Лев Толстой говорил, что совесть — это закон, живущий в нас, и что совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Недаром народная мудрость гласит: «Совесть не пропьешь, в карман не положишь».

Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, совещание) и «весть», то есть информация о чем-то. Совесть — согласие с самим собой, душевный покой. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия личности в социуме.
Совесть человека не зависит от мнения других людей, соотносясь только с долгом. Руководствуясь своей совестью, человек судит свои поступки как бы от своего имени. Поэтому совесть действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует.

Австрийский психиатр В. Франкл именует совесть органом смысла, с помощью которого субъект получает способность обнаруживать личностную значимость каждой переживаемой ситуации. При этом совесть нередко помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям. Повседневная жизненная практика изобилует примерами того, как при определенных обстоятельствах чисто теоретические понятийные оценки совести становятся мощными, практически действенными стимулами, способными противостоять труднейшим обстоятельствам реальной жизни.

Оценке совести прежде всего подлежит все, что произвольно, то есть обусловленные мотивами деятельность и поведение человека. Однако и непроизвольные реакции человека могут подвергаться суду совести, например осуждение себя за проявленную трусость из-за возникшего страха.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Д. Дидро
 
Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она — метафизика сердца.
Л. Фейербах

В качестве нравственного регулятора совесть возвышается над разного рода благоразумными или конъюнктурными самопредостережениями и выражает ответственность человека прежде всего перед самим собой.

Ключевые слова: Совесть

Источник: Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN 978-5-496-01970-5

Материалы по теме

Стыд и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Совесть и мораль

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Совесть

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Свойства и структура совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Виды совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Угрызения совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Совесть (совестливость) как регулятор альтруизма

Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия — 2013

Имплицитные представления о совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Список терминов с определениями для сочинения в ОГЭ

Сила духа — это умение не жаловаться; это внутренняя энергия человека, направленная на преодоление жизненных преград; это упорство и несгибаемость. Только сила духа помогает людям решать проблемы, которые подбрасывает им судьба. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Драгоценная книга — это книги, которые развивают воображение человека, дарят ему новые впечатления, закладывают основы добра. Такие книги должны быть у каждого человека.

Подвиг — это героический поступок, когда человек, преодолевая свои возможности, совершает что-то, что не под силу обычному человеку.

Преданность — это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Доверие — это чувство уверенности в порядочности того, кому ты поверил, открылся, на кого понадеялся в трудный час. Но в жизни, к сожалению, не ко всем можно испытывать это чувство, так как ты должен быть полностью уверен в человеке.

Любознательность — это стремление к получению новой информации об окружающем мире, любовь к знаниям. Любознательные люди хотят как можно больше знать о самых различных вещах и разбираться во многих сферах жизни.

Ответственность — это умение человека отвечать за взятые на себя обязательства и поступки. Это качество невозможно без душевной щедрости, внимания, надежности, внутренней силы.

Нравственность – это духовные качества, которыми руководствуется человек, это совокупность ценностей конкретного человека. Это всегда поступки и поведение с позиции добра и зла. Нравственность не может быть одинаковой у всех.

Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Преданность – это качество верного человека, который не способен на предательство и низость по отношению к другу. Она свойственна и животным. Это чувство очень сильное, поэтому преданным людям и животным иногда свойственно самопожертвование.

Смелость – это свойство сильного духа, применимое в экстренной ситуации, когда необходимо выручить животное или человека. Проявление смелости часто сопряжено с опасностью для здоровья и жизни того, кто ее проявляет. Поэтому ее можно назвать самопожертвованием с целью помочь ближнему.

Честь – это стремление человека всегда сохранять свое достоинство, не поступаться принципами, беречь свои нравственные качества в любой ситуации. Всегда следует поступать по совести, быть человеком честным, смелым и ответственным перед людьми.

Жизненные ценности — это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Для одних важным в жизни является материальное благополучие, то есть деньги, или власть, или карьера. Другим дороги семья, Родина… Каждый выбирает сам свои приоритеты. (Гринев из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Культурным человеком можно назвать такого человека, который знает и всегда готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Нравственный выбор – это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. (Л.Н.Толстой «После бала»)

Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

Под духовностью подразумевают совокупность четырех качеств: осознанности, веры, безусловной любви и душевного покоя. Духовный человек считает служение людям своим приоритетом.

Выбор — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. В жизни каждый из нас ежедневно делает какой-либо выбор: что надеть, куда пойти, кому позвонить… А иногда нам приходится выбирать при решении серьезных жизненных вопросов, и не всегда этот выбор может стать верным.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, чувство собственного достоинства. Это способность человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.

Дружба — это бескорыстные отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

Надежда это состояние человека, при котором он не теряет веры в положительный исход своего ожидания. Надеяться – значит быть уверенным в том, что рано или поздно все чаемое (ожидаемое) произойдет. Это чувство позволяет сохранять оптимизм в любой жизненной ситуации.

Равнодушие (черствость) – это негативное качество личности, которое характеризуется безразличным отношением к чужим бедам и неприятностям. Это очень опасное свойство, потому что равнодушные люди наносят пусть не прямой, но косвенный вред жертвам жестокости, находящимся в опасности.

Сострадание – это способность переживать несчастья и горести другого человека (или животного) как свои, умение войти в положение ближнего, при этом оказав поддержку и помощь тому, кто нуждается в этом.

Эгоизм – это качество, которое отличает тех, кто привык думать только о себе, а не об окружающих. Это чрезмерное внимание к собственным потребностям, сильная любовь к себе. Эгоист не стремится сочувствовать окружающим и понимать чужие желания.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. (А.И.Куприн «Чудесный доктор»)

Сострадание – глубокое и сильное чувство, сопутствующее человеку в совершении добрых поступков; это умение пропустить горе человека через свою душу и искренне пытаться помочь. (Л.Н.Андреев «Кусака»)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом, чувство, позволяющее сохранять человеческие качества в любой обстановке.

Милосердие – это гуманность, сердобольность, умение почувствовать чужую боль и готовность помочь кому-нибудь из сострадания. Это одно из самых главных качеств человека. (И.Бунин «Лапти»)

Мечта – это главная цель в жизни человека, стремление, ради которого он готов преодолеть любые препятствия, проявить силу воли. (А.Грин «Алые паруса»)

Красота – это проявление привлекательности человека, живого существа, произведения искусства. Красота бывает внешней, то есть проявляется в притягательности для других людей. Но красота бывает и внутренним качеством души человека. Внутренняя красота – это доброта, богатый внутренний мир.

Сильные люди – это особенные люди. В них сочетается ум, выносливость, моральный дух, смелость, способность быстро воспринимать новую информацию, выдержка, равновесие и гармония. Сильные люди обладают не только физической силой, но и способностью разумно действовать в экстремальной ситуации.

Талант – это природная одаренность человека, редкая способность в какой-то определенной области, которая развивается, если человек отличается целеустремленностью и трудолюбием. (Н.С.Лесков «Левша»)

Неуверенность в себе – качество личности, характеризующееся низкой самооценкой, отсутствием веры в себя, большим количеством психологических комплексов. Это негативное свойство, которое мешает достигать поставленных целей и отталкивает окружающих людей.

Родина – это место, где ты родился, вырос, познавал мир. Родина в широком смысле слова – родная страна, родной язык, семья и люди, которые связывают человека с определенной землей.

Справедливость – это умение рассудить по совести, грамотно взвесить происходящее, поступить по закону и морали. Справедливый человек умеет правильно оценить ситуацию и объективно охарактеризовать окружение.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

Внутренний мир человека — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

Человечность — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность — это требуемое поведение в обществе.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману.

Самовоспитание – это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего — к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.

Целеустремлённость – это умение, несмотря ни на что, осуществлять свои мечты. Целеустремлённость говорит о силе характера, стойкости, способности собраться и шагать вперёд, несмотря на трудности, опасности, обстоятельства.

Сила духа – это качество, характеризующееся оптимизмом, упорством в сложных обстоятельствах, умением сохранять спокойствие, во что бы то ни стало. Сильный духом человек обычно смелый, вселяет уверенность и бодрость в окружающих, никогда не теряет бодрости духа, поэтому способен найти выход из сложной жизненной ситуации.

Жизнелюбие – это такое человеческое качество, которое даёт возможность в полной мере наслаждаться своей жизнью, ценить её, замечать её красоту. Жизнелюбивый человек заражает своим настроением других.

Ответственность – это прекрасное качество, которым владеет сильная личность. Это умение взять шефство над более слабым человеком, над коллективом, это способность добросовестно относиться к учению и работе. Ответственные люди всегда вызывают уважение у начальства и у окружающих, потому что обладают мощным внутренним стержнем и моральной выносливостью.

Скупость – это жадность, которая делает из человека раба материальных ценностей. Это особое качество, которое присуще скрягам. Скупцы больше всего на свете дорожат вещами и деньгами, сохранение которых становится главной целью их существования. За своей жадностью они перестают замечать близких людей и теряют друзей.

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью. Достичь счастья можно по-разному. Все зависит от ценностей человека. Но можно сказать, что счастливец – это тот, кто имеет хорошее здоровье, достаточное количество материальных благ, любовь, дружбу, прочные социальные связи и полноценную семью.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности понести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.

Добросовестность: личностная черта «большой пятерки»

  1. Личность

Что такое добросовестность и как эта черта характера «большой пятерки» влияет на поведение людей?

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Ссылки
  1. Мелчерс, М. К., Ли, М., Хаас, Б. В., Рейтер, М., Бишофф, Л. и Монтаг, К. (2016). Сходные личностные паттерны связаны с эмпатией в четырех разных странах.
    Границы психологии
    . Получено с http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2016.00290/full.
  2. Фридман Х.С., Такер Дж.С., Томлинсон-Кизи К., Шварц Дж.Е., Вингард Д.Л. и Крики М.Х. (1993). Предсказывает ли личность детства долголетие? Журнал личности и социальной психологии . 65 (1). 176-185.
  3. Артур В. и Грациано В. Г. (1996). Пятифакторная модель, добросовестность и участие в дорожно-транспортном происшествии. Журнал Личности . 64 (3). 593-618.
  4. Баррик, М. Р., Маунт, М. К. и Штраус, Дж. П. (1993). Добросовестность и производительность торговых представителей: тест на посреднические эффекты постановки целей. Журнал прикладной психологии . 78 (5). 715-722.
  5. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1987). Проверка пятифакторной модели личности с помощью инструментов и наблюдателей.
    Журнал личности и социальной психологии
    . 52 (1). 81-90.
  6. МакКрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1988). Вспомнил отношения между родителями и детьми и взрослую личность. Журнал Личности . 56 (2). 417-434.
  7. Джанг, К.Л., Ливсли, В.Дж. и Вернон, П.А. (1996). Наследуемость Большой пятерки личностных измерений и их аспектов: исследование близнецов. Журнал Личности . 64 (3).
  8. Риччелли Р., Тоски Н., Нигро С., Терраччано А. и Пассамонти Л. (2017). Социальная когнитивная и эмоциональная неврология . 2017 нв175. Получено с https://academic.oup.com/scan/article/doi/10.1093/scan/nsw175/2952683/Surface-based-morphometry-reveals-the. Лицензия: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/.
  9. Ван ден Аккер, А.Л., Декович, М., Ашер, Дж. и Принзи, П. (2014). Среднее развитие личности в детстве и подростковом возрасте: временное нарушение принципа зрелости и двунаправленные ассоциации с воспитанием.
    Журнал личности и социальной психологии . 107 (4). 736-750.
Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклены?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть для вас несколько советов, которые помогут вам преодолеть это и по-настоящему сконцентрироваться на получении хороших оценок.

Подписаться на Мир Психолога

Развитие совести | Этические системы

Взращивание совести: как хорошие законы делают хороших людей
Линн Стаут (публичная библиотека)
Резюме Дэвида Ньюмана

Обзор
Совесть, или бескорыстное просоциальное поведение, является реальной и могущественной силой. Растущий объем эмпирических данных показывает, как совесть формирует нашу жизнь и формируется нашим обществом. Тем не менее, на протяжении десятилетий ученые-эксперты (особенно юристы и экономисты) придерживались поведенческой модели homo economicus , человека, единственный интерес которого состоит в рациональном максимизации собственной материальной выгоды. Линн Стаут выступает против этой концепции человеческого поведения, показывая, как мы ослепили себя в отношении собственной доброты, несмотря на обилие данных из экспериментальных игр, эволюционной психологии, права и других дисциплин, предполагающих, что людьми движет нечто большее, чем просто самоуважение. интерес. Стаут предлагает новую модель поведения, сочетающую анализ затрат и выгод с социальным контекстом (разделенным на три социальных сигнала: авторитет, подражание и эмпатия). Именно правильный социальный контекст позволяет нам следовать своей совести, определяя, действуем ли мы как просоциальный доктор Джекилс или антисоциальный мистер Хайдс. Последняя треть из Взращивание совести фокусируется на роли закона в создании этого социального контекста. В большей степени, чем мы предполагаем, упорядоченность нашего общества зависит от нашего желания быть хорошими.

Приложение к этическим системам
Трехфакторная модель социального контекста Стаута дает элегантное и основанное на данных объяснение того, как и когда люди действуют в соответствии со своей совестью, уравновешивая стимулы материальной выгоды и риска. Любой лидер или менеджер, разрабатывающий систему поощрения этического поведения, должен обратить внимание на то, как система способствует опоре на совесть, используя авторитет, подражание и сочувствие в качестве ориентиров. Этическая система, которая слишком сильно полагается на материальные стимулы, сигнализирует о том, что эгоизм и азартные игры нормальны и ожидаемы. Люди с наибольшей вероятностью будут вести себя этично, когда (а) они слышат об ожиданиях этичного поведения от уважаемого авторитета, (б) они находятся в окружении заметно честного поведения и (в) они осведомлены о преимуществах для других их этичное поведение. Когда эти условия соблюдены, большинство людей более чем готовы вынести небольшое самопожертвование. Это сила совести.

Краткое изложение глав

Глава 1: Выбор Франко
Стаут ссылается на Франко Гонсалеса, который нашел 203 000 долларов, упавших с бронированного автомобиля, и передал деньги полиции. Его пример идет вразрез с укоренившейся в современной мысли концепцией homo economicus : эгоистично рационального человека. Счет homo economicus и те, кто вырос на его учениях, теперь проникают в юриспруденцию, бизнес, правительство и образование.

Стаут утверждает, что совесть (то, что она называет бескорыстным просоциальным поведением ) играет гораздо большую роль в наших взаимодействиях и сделках, чем мы думаем. Наука приступила к тщательному изучению того, как люди ведут себя так, что они не приносят материальной выгоды себе, но приносят пользу другим. Это включает не только «активный» альтруизм (например, пожертвование денег), но и «пассивный» альтруизм (то есть этику).

Совесть — явление реальное, распространенное, мощное и важное. Нам не всегда нужно полагаться на грубые материальные вознаграждения и наказания для поощрения просоциального поведения. Следовательно, право, поскольку оно касается поощрения бескорыстного просоциального поведения, должно проявлять интерес к науке о совести. Культурные привычки бескорыстного просоциального поведения («социальный капитал») связаны не только со счастьем, но и с экономическим процветанием, поэтому здоровое общество будет культивировать совесть. В этом решающую роль играет закон, и цель работы Стаута — изучить, как лучше всего это сделать.

Глава 2: Глупость Холмса
До 19 века закон и мораль были переплетены; ученые серьезно рассматривали роль совести во влиянии на поведение. Но Оливер Уэнделл Холмс направил юридическую академию в новом направлении в Путь закона , заявив, что к закону нужно относиться как к «плохому человеку, который заботится только о материальных последствиях». Холмс был одним из первых великих мыслителей, применивших инструменты экономики для понимания правовой системы; это было рождение Экономического Человека.

В 1960-х годах экономисты начали использовать теорию людей как рациональных максимизаторов собственных интересов для анализа не только рынков, но и домашних хозяйств, фирм, политики и правовой системы. Право и экономика стали доминирующим движением в юридической академии, обучая поколение центральному постулату homo economicus : «люди реагируют на стимулы». Значение: материальные стимулы.

Но идея о том, что люди в основе своей аморальны, заботятся только о материальных стимулах, не устраивала всех экспертов. Защитники Экономического Человека выдвинули три основных аргумента:
1. Возможно, люди максимизируют не богатство, а «полезность», которая может быть получена благодаря этичному поведению. Но это сводит теорию рационального выбора к тавтологии и лишает ее большей части ее предсказательной ценности.
2. Школа мысли «право и нормы» (из работы Роберта Элликсона) показывает, как социальные условности взаимодействуют с законом, чтобы влиять на поведение. Но модели, основанные на нормах, продолжают пренебрегать совестью, чтобы подчеркнуть, что люди следуют социальным нормам в основном из личных интересов, что ограничивает их способность объяснять большую часть поведения (например, почему люди соблюдают нормы, даже когда они одни?).
3. Модель homo economicus может и не идеальна, но это лучшая поведенческая модель, которая у нас есть. Совесть может влиять на нас, но она эксцентрична, малопонятна и непредсказуема.

Школа «право и общество» сближается с социологией, психологией и гуманитарными науками, которые используют модель homo sociologicus , «чистого листа», полностью запечатленного культурой и обществом. Но этот отчет предлагает мало прогностической ценности или практического руководства для политиков.

Экономический человек и рациональный выбор получили широкое признание, несмотря на свидетельства того, что чистое сосредоточение внимания на материальных стимулах редко дает наилучшие результаты (например, «Ни одного отстающего ребенка», оплата по результатам). Стаут утверждает, что это происходит потому, что люди в целом (и особенно специалисты в области права или экономики) склонны не замечать бескорыстного просоциального поведения . Мы слепы к собственной доброте.

Глава 3. Слепые к добру: почему мы не видим совести
Homo economicus демонстрирует 5 из 7 классических признаков антисоциального расстройства личности DSM-IV. Тем не менее, психопаты редки, так почему же думать, что рациональный эгоизм является точным описанием человеческого поведения? Потому что большинство людей склонны не замечать распространенных форм бескорыстного поведения.

Цивилизованная жизнь зависит от пассивного альтруизма, сдерживающего эгоизм, но это невидимая сила. Однако это можно увидеть в лаборатории: сотни исследований показывают, что испытуемые, играющие в дилемму анонимного заключенного, примерно в половине случаев предпочитают сотрудничество предательству.

Стаут предлагает 9 причин, из-за которых даже искушенные наблюдатели не видят человеческой доброты:
1. Спутать альтруистические действия с альтруистическими чувствами . Самоанализ заставляет нас осознать «эгоистичные» эмоции, которые могут лежать в основе акта щедрости, даже если сам акт объективно бескорыстен.
2. Непонятая природа морали . То, что «мораль» используется для описания идиосинкразических правил в отношении диеты, одежды и сексуального поведения, заставляет многих интеллектуалов относиться к морали с подозрением. Но каждое упорядоченное общество разделяет универсальные моральные правила, подразумевающие совесть и бескорыстие.
3. Банальность добра . Многие бескорыстные поступки настолько обычны, что не заслуживают внимания. Активный альтруизм достаточно редок, чтобы привлечь внимание, но пассивный альтруизм считается само собой разумеющимся.
4. Маленькие жертвы остаются незамеченными . Многие распространенные формы просоциального поведения предполагают лишь незначительное самопожертвование (указание указаний, ожидание в очереди и т. д.), поэтому они не признаются жертвоприношением. Однако они могут приносить большую пользу другим и производить большие совокупные социальные выгоды.
5. Особое значение мошенничества . Люди особенно хорошо распознают измены, и мы уделяем больше внимания эгоистичным проступкам, чем тем случаям, когда люди ведут себя хорошо.
6. Наивный реализм . Мы склонны считать, что наше восприятие точно отражает реальность, поэтому, когда другие ведут себя так, как это кажется несовместимым с нашими взглядами, мы предполагаем, что они предвзяты или эгоистичны.
7. Соотношение внешних и внутренних санкций . Большинство обществ устроено так, чтобы вознаграждать действия, помогающие другим, и наказывать за действия, причиняющие вред другим. Результатом является сильная корреляция между совестью и законом, которая заставляет людей думать, что правовые и социальные санкции, а не совесть, удерживают большинство людей от причинения вреда другим и от нарушения обещаний.
8. Дарвиновские сомнения в выживании альтруистов . Тем, кто лишь поверхностно знаком с эволюционной теорией, легко сделать вывод, что эгоисты должны превзойти альтруистов в борьбе за выживание. Но данные показывают, что альтруизм распространен даже вне семьи. Эволюция не должна искоренять альтруизм.
9. Кто изучает homo economicus ? На убеждения об эгоизме других людей может повлиять формальное образование, особенно формальное экономическое образование. Более того, студенты и исследователи в определенных областях (например, в экономике и юриспруденции) сосредотачиваются на изучении ситуаций, в которых люди на самом деле ведут себя эгоистично. И люди, которые идут в такие области, могут быть более эгоистичными, поэтому они предполагают, что другие эгоистичны.

Глава 4: Игры, в которые играют люди: бескорыстное просоциальное поведение в экспериментальных играх
Экспериментальные игры, или поведенческая экономика, в последние годы вошли в основную науку, отчасти благодаря новаторской деятельности Дэниела Канемана и Амоса Тверски, которые разработали оригинальные эксперименты. чтобы проверить, как реальные люди принимают решения в неопределенном мире. Но в большинстве исследований игры используются только для того, чтобы бросить вызов «рациональному» аспекту «рационального эгоизма».

Однако экспериментальные игры с самого начала показали, что наше поведение часто нарушает «эгоистичную» часть 9Модель 0155 homo economicus (например, игры RAND с дилеммой заключенного). С тех пор исследователи начали контролировать обстоятельства экспериментальных игр, чтобы исключить внешние вознаграждения за бескорыстное поведение, устранить эффекты возмездия и репутации. И после сотен экспериментов бескорыстное поведение оказалось и обычным, и предсказуемым. Во всех обществах и культурах экспериментальное поведение противоречит поведению homo economicus .

Stout предлагает 3 фундаментальных урока бескорыстного поведения, извлеченных из экспериментальных игр:
1. Игры с социальными дилеммами : субъекты выбирают сотрудничество в играх с социальными дилеммами примерно в 40-60% случаев. Бескорыстное просоциальное поведение (доброта, альтруизм) распространено даже среди незнакомцев.
2. Ультиматумные игры : с участием предлагающего, который делает предложение, и отвечающего, который принимает или отвергает его, они демонстрируют другое бескорыстие: злость (жертва, чтобы причинить вред другому). Большинство предлагающих предлагают 40-50% от общей суммы, и около половины всех ответивших отклоняют предложения ниже 30%.
3. Диктаторские игры : в отличие от ультиматумных игр, второй игрок не имеет возможности ответить и получает то, чем диктатор готов поделиться. Тем не менее, большинство диктаторов предпочитают делиться хотя бы частью своих первоначальных ставок (около 20-30%), но меньше, чем в ультимативных играх. Следовательно, предлагающие в ультиматумных играх ожидают, что слишком плохое обращение с ответчиком приведет к злобному наказанию. Мало того, что люди ведут себя альтруистично и злобно, они знают, что другие люди ведут себя альтруистично и злобно, и планируют соответственно. Эти эффекты второго порядка позволяют большому количеству мелких, незначительно бескорыстных поступков укреплять просоциальность.

Глава 5: Синдром Джекила/Хайда: Трехфакторная социальная модель бескорыстного просоциального игрового поведения
Необходимо понимать, что совесть используется в законе и правоохранительных органах. В этой главе, основанной на эмпирических данных, предлагается простая модель, позволяющая предсказать, когда большинство людей будут действовать эгоистично, а когда нет. Поведение человека чувствительно к множеству неэкономических переменных, включая социальный контекст. Этими переменными можно манипулировать в играх, чтобы приблизить кооперацию к 0% или 100%.

Модель Стаута, резюмированная: Бескорыстное просоциальное поведение по отношению к незнакомцам, включая бескорыстное соблюдение правовых и этических правил, вызвано социальным контекстом, в том числе, в частности:
1. Инструкции властей . Они вызывают послушание (например, Милграм).
2. Представления о просоциальном поведении других . Они вызывают соответствие (например, Латане и Дарли).
3. Величина пользы для других . Это вызывает эмпатию (например, диктаторские игры с множителем).
Однако просоциальное поведение снижается по мере того, как возрастает личная цена просоциального поведения. И наоборот, чем ниже цена бескорыстного действия, тем более вероятным становится бескорыстное действие.

Крайне важно учитывать «цену совести» при разработке политики и других этических систем. Если мы хотим, чтобы люди были хорошими, важно не искушать их быть плохими. Чрезмерная зависимость от материальных стимулов часто порождает искушения. Однако если вы дадите передышку совести, ожидайте, что большинство людей будут готовы пойти на хотя бы небольшую жертву, чтобы вести себя просоциально.

Глава 6: Происхождение
Стаут исследует, как могло развиться бескорыстное поведение с помощью многоуровневого повествования:
1. Нравственное развитие личности . Дети вначале эгоистичны, но поведение в отношении других (как альтруизм, так и злоба) усиливается с возрастом и на протяжении всей взрослой жизни. 1-2% людей неспособны к развитию совести (психопаты), а другие могут быть травмированы жестоким обращением или несчастным случаем.
2. Нравственное развитие видов . Самопожертвование не кажется выигрышной стратегией для отдельных организмов. Однако на групповом уровне он предлагает явные преимущества в содействии выживанию в сложных условиях, так что большая часть группы может воспроизводиться. Биологи-эволюционисты разработали несколько теорий, чтобы объяснить, как альтруистическое сотрудничество может развиваться и сохраняться у социальных видов:
3. Родственный отбор . Эта теория предсказывает, что естественный отбор будет благоприятствовать альтруистическому поведению только тогда, когда он способствует выживанию родственников, имеющих общие гены. Чем ближе два человека связаны между собой, тем больше вероятность того, что они пойдут на жертвы во благо друг друга. Но родственный отбор не может адекватно объяснить альтруизм между незнакомцами, в том числе наблюдаемый в экспериментальных играх.
4. Взаимный альтруизм . Обмениваясь услугами друг с другом, эгоистичные существа улучшают свое положение. Это требует возможности для повторного обмена и когнитивной способности отслеживать обмены — и, вероятно, является хорошим объяснением поверхностного альтруистического поведения в небольших группах. Но это не объясняет «общую взаимность» — альтруистическое сотрудничество в современных городских обществах между незнакомцами, которые, скорее всего, никогда больше не увидят друг друга.
5. Теория большой ошибки . Мы жили с незнакомцами всего несколько сотен лет. Мы можем нести эволюционный багаж среды наших предков, следуя эмпирическому правилу: начинать с сотрудничества и предполагать, что предательство будет обнаружено, что объясняет экспериментальные игры.
6. Выбор партнера . Даже в современном обществе, если альтруисты могут идентифицировать себя и взаимодействовать только с другими альтруистами, они могут получить все выгоды от своего взаимно «приятного» поведения без необходимости терпеть паразитическое бремя эгоистичных эгоистов. Например, покраснение, когда человеку стыдно, является признаком просоциальности. Но мошенники могут эволюционировать, чтобы подражать кооператорам, и поэтому полностью не исчезнут.
7. Выбор уровня группы . Группа организмов, практикующая альтруистическое сотрудничество, будет лучше, чем другая группа, члены которой практикуют эгоизм. Несмотря на то, что в 1960-х годах эта теория не одобрялась, в последние годы эта теория набрала обороты благодаря документированию «альтруистического наказания» (когда люди наказывают кого-то, кто причинил вред третьей стороне или отказался сотрудничать с ней) и «коэволюции культурных генов» (институциональные санкции усиливают групповое насилие). отбор альтруистических черт).
8. Дорогостоящие сигналы и половой отбор . Половой отбор частично зависит от «показателей приспособленности», часто от дефектов (таких как хвост павлина), сигнализирующих о том, что организм является сильным партнером для спаривания. Щедрый характер может быть индикатором пригодности, особенно если его наблюдают другие члены сообщества.

Три урока. Во-первых, эволюция не противоречит широко распространенному альтруизму. Во-вторых, нас не должно удивлять, что наше альтруистическое поведение часто «ощущается» субъективно эгоистичным (имеет смысл разработать интернализованную систему вознаграждения для поощрения просоциальности). В-третьих, альтруистическое сотрудничество, как правило, происходит только с другими членами своей внутренней группы (которая может варьироваться от малой до очень большой).

Глава 7: Хранитель моего брата: роль бескорыстия в деликтном праве
Гражданское законодательство отговаривает людей от эгоистичного создания рисков, которые возлагают внешние издержки на других, определяя, когда и в какой степени кто-то, кто случайно причинил вред другому лицу или имуществу (« причинитель вреда») должен возместить ущерб, чтобы компенсировать лицо, которое пострадало.

Экономический анализ деликтного права начинается с двух допущений: во-первых, основной целью деликтного права является предотвращение несчастных случаев. Во-вторых, виновные в причинении вреда — это эгоистичные субъекты, которые с радостью возлагают внешние издержки на других. Но эти два предположения противоречат друг другу, потому что деликтное право не должно сильно отпугивать рационально эгоистичных участников. Можно ожидать, что это сработает, только если у большинства людей есть совесть.

Стаут обсуждает распространенность экономического мышления в деликтном анализе, включая формулу Ученого Хэнда для небрежности: B

Деликтное право признает, что если большинство людей являются пассивными альтруистами, мы можем обойтись слабыми внешними стимулами к проявлению осторожности, потому что совесть заполнит этот пробел. Для редкого человека, который настаивает на том, чтобы действовать как homo economicus , даже в социальных ситуациях, где контекст говорит «будь осторожен», существуют штрафные санкции, чтобы помешать ему воспользоваться недостаточным исполнением деликта.

Стаут продолжает обсуждение влияния деликтного права на корпорации. Корпорации не психопаты (не чисто homo economicus ), но они также не являются homo sapiens . Корпоративный контекст может изменить человеческое поведение, сделав его сознательным по отношению к инсайдерам и более психопатичным по отношению к аутсайдерам, используя все социальные рычаги послушания, подражания и сопереживания. Предвзятость при отборе также может влиять на то, какие люди нанимаются в определенных местах, например, в табачных фирмах.

Поскольку у корпораций нет совести, они не реагируют на деликтные стимулы так, как это делают обычные люди. Недостаточная компенсация жертв может оказать слишком мало сдерживающего воздействия на корпорации. Деликтное право, особенно антимонопольное и RICO, уже движется к тому, чтобы заставить бессовестные корпорации более полно «интернализовать» свои внешние издержки, налагая тройную компенсацию за правонарушения.

Глава 8: Выбор просоциальных партнеров: история контракта в отношениях
Даже больше, чем деликтное право, модель рационального эгоистического поведения доминирует в том, как большинство экспертов думают о контрактах. Мы ожидаем эгоистичного поведения в рыночном обмене, и это обычно работает хорошо. Тем не менее, большинство контрактов являются неполными (не решают некоторые потенциальные проблемы или споры) из-за неопределенности, сложности и невозможности проверки условий. «Относительные» контракты на сложные, долгосрочные, неопределенные обмены имеют тенденцию к неполноте. Здесь играет роль совесть.

Суды часто некомпетентны в обеспечении соблюдения договоров отношений, непредсказуемо разрешая споры. Исключительно эгоистичные субъекты будут использовать большие пробелы в договорах об отношениях и отказываться выполнять свои обещания, зная, что судебный процесс (даже если он будет рассмотрен в судебном порядке) может не увенчаться успехом против них. Возможно, такое поведение сдерживается не законом, а боязнью потери репутации, в частности, для «повторных игроков». Однако репутация не так важна для новых игроков и лиц, приближающихся к пенсионному возрасту, и сторонним наблюдателям трудно определить, какая сторона виновата в срыве сделки.

Стаут предполагает, что истинная история контракта отношений — это история просоциальных партнеров, которые доверяют друг другу и, по крайней мере в некоторой степени, бескорыстно заботятся о благополучии друг друга. Стороны этих договоров полагаются не только на судебную защиту и заботу о своей репутации, но и на совесть. Одним из имплицитных «условий» договора об отношениях является соглашение, согласно которому каждая сторона откажется от своей персоны мистера Хайда и примет отношение Джекила к своему партнеру по контракту, принимая во внимание благополучие своего партнера, а также свое собственное при принятии решений. как выполнять.

Ключом к отношениям контрактов является выбор просоциального партнера. Готовность доверять может сигнализировать о собственной благонадежности. И наоборот, недоверие к другим вытесняет относительно эгоистичных и ненадежных людей.

В двусмысленной ситуации с контрактом лицо, которое надеется положиться на совесть своего партнера по контракту, должно ясно дать понять, что ситуация требует взаимного внимания, а не поведения на расстоянии вытянутой руки. Однако слишком много деталей в договоре может вызвать «мотивационную скученность» (как в брачных отношениях), сигнализируя о социальном контексте, в котором эгоизм уместен и ожидаем. Таким образом, юристы играют ценную роль «козлов отпущения», которые могут взять на себя вину за подробное разъяснение терминов. Суды, как органы власти, могут помочь, побуждая стороны договоров об отношениях действовать просоциально и создавая ненарушающим истцам репутацию злобы, которая защитит их в будущих обменах.

Глава 9: Преступление, наказание и общество
Экономисты рассматривают уголовное право (как и любой другой закон) как систему стимулов. Цена преступления — тюрьма. Но эти стимулы часто не соответствуют друг другу, как, например, в случае правил о трех ударах, предусматривающих пожизненное заключение для несовершеннолетних правонарушителей. Тюремное заключение дорого обходится налогоплательщикам, заставляет заключенных бездействовать и не приносит материальной выгоды жертвам. Уголовное право также наказывает умысел больше, чем последствия. На очень глубоком уровне нормы уголовного права просто не согласуются с предположением об эгоизме.

Почему стандартные наказания должны сдерживать большинство из нас, но не всех? Либо наказания слишком слабы, и большинство из нас подчиняется закону по какой-то более глубокой причине (т. е. совести), либо они достаточно сильны, но преступники неправильно реагируют на поощрения. Конкурирующие аргументы сдерживания (лишение дееспособности, реабилитация и возмездие) плохо применимы к модели homo economicus .

Именно реальность просоциального поведения объясняет систематическую направленность уголовного права на лишение свободы, его внимание к субъективным намерениям и природу разграничения деликта и преступления.
1. Лишение дееспособности и тюремное заключение : большинство людей не совершают преступлений, потому что считают, что не должны этого делать. Это позволяет обществу экономить деньги за счет «недостаточной полицейской деятельности». На самом деле мы не хотим иметь систему с наказаниями, достаточно строгими и определенными, чтобы сдерживать homo economicus. Но для тех, кто застрял в «Mr. Hyde» (рецидивисты), более длительные сроки тюремного заключения — одно из решений.
2. Просоциальность и намерение : душевное состояние имеет значение, потому что мотивы преступников отличаются от мотивов всех остальных — они слишком легко переключаются в режим Хайда. Уголовное наказание предусмотрено для тех, кто проявляет безразличие к другим в социальных ситуациях, где безразличие неуместно. Важность намерения также можно увидеть в роли раскаяния в смягчении тюремного заключения.
3. Синдром Джекила/Хайда и различие деликта/преступления : деликтное право имеет дело с просоциальными лицами, которые неправильно оценивают риск или не в состоянии распознать опасность. Уголовное право имеет дело с чисто эгоистичными людьми, которым просто все равно. Это угроза для общества, поэтому общественность (через прокуратуру) предъявляет иски против ответчиков по уголовным делам.

Анализ затрат и результатов — это только часть просоциального поведения. Совесть, опосредованная социальным контекстом, также играет роль, и законодатели должны быть готовы использовать три социальных уровня послушания, подражания и сочувствия, чтобы сдерживать рост преступности с меньшими затратами.
1. Полномочия : Уголовное право выполняет выразительную функцию, объявляя некоторые вредные действия преступными, а также деликтными. Это влияет на поведение, но только в том случае, если авторитет уважается. Капризное применение закона к идентифицируемым подгруппам (например, расовое профилирование) снижает уважение.
2. Имитация : Экспериментальные игровые данные показывают причинно-следственную связь между охраной разбитых окон и снижением уровня преступности. Видимый социальный порядок снижает уровень преступности благодаря человеческой склонности к конформизму. И наоборот, видимое преступное поведение заразно, «заражая» других, которые затем нарушают закон.
3. Эмпатия : Трудно контролировать преступления без потерпевших, такие как проституция, азартные игры, полигамия, эвтаназия и употребление наркотиков в рекреационных целях. Единственный способ воспрепятствовать преступлениям без потерпевших — это использовать просвещение и пиар, чтобы убедить как граждан, так и полицию в том, что такие преступления на самом деле не обходятся без потерпевших.

Трехфакторная модель показывает, что, изменяя социальный контекст, уголовное право меняет желания людей и, таким образом, меняет их поведение с чисто эгоистичного и асоциального на бескорыстное и законопослушное.

Заключение: Колесницы Солнца
В человеческой природе заложена фундаментальная двойственность. В ответ на социальные сигналы люди будут быстро переключаться между просоциальным поведением, подобным доктору Джекиллу, и эгоистичными моделями действий мистера Хайдиша. Гражданский порядок зависит от нашей коллективной способности действовать как доктор Джекил и «усвоить» правила, следуя им, даже когда внешние санкции слабы или отсутствуют. Вместо того чтобы игнорировать совесть, законодатели добьются лучших результатов, если задействуют совесть. То же самое могут сделать работодатели, реформаторы, педагоги, гражданские и религиозные лидеры.

Культурные системы кооперативного, заслуживающего доверия поведения жизненно важны для экономического роста, содействия рыночному обмену и инвестициям, а также противодействия оппортунизму и незаконности. Растущее количество эмпирических данных подтверждает эту связь. Исследователи также обнаружили связь между самооценкой счастья и этичным поведением. Просоциальное поведение имеет как психологические, так и денежные выгоды. Поэтому нас должны обеспокоить данные, свидетельствующие об этическом упадке нашего общества.

Вне анонимных рынков подчеркивание силы материальных стимулов и игнорирование совести не только ограничивает нашу способность решать социальные проблемы, но и может усугубить их.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *