Потенциал это в психологии определение: Потенциал личности — Психологос

каких видов он бывает, и как его реализовать

Каждый человек является личностью, он имеет свои уникальные особенности, которые проявляются в его характере, темпераменте, в познавательных способностях, в наследственности, в системе ценностей и мотивов, а также внутренней направленностью к внешнему миру и к окружающим.

Собственно, благодаря всем этим качествам человек и имеет свою индивидуальность, которая позволяет ему выстраивать отношения с миром и с другими людьми в своем стиле. Эти качества оказывают влияние на его достижения и на успех в жизни. Современные философы и психологи спорят относительно того, что же включает в себя понятие «личностный потенциал».

В этой статье:

Что такое личностный потенциал?Виды личностного потенциалаКак развить саморегуляцию

Что такое личностный потенциал?

Фото Kristopher Roller on Unsplash

Само определение «потенциал» очень ёмкое, но каждый знает, что оно обозначает возможности, способности и ресурсы, которыми наделен тот или иной человек. Соответственно, что личностный потенциал подразумевает под собой, какие – то возможности личности.

Естественно, что рассматривать потенциал личности стоит в одном из ключей психологии, это направление мотивов и ориентаций на достижение поставленных целей. Данное понятие раскрывает внутреннюю картину мира человека, его мотивы, ценности, ответственность и жизненную позицию.

 

Именно здесь стоит быт внимательным и обратить внимание на то, что если личностный потенциал, это способности, компетенция, знания, опыт и умения, то почему те, кто ими в принципе обладает, не всегда успешны и полностью реализованы? Ответ на этот вопрос скорее кроется в ложном понимании нами этого понятия.

Скорее всего, личностный потенциал – это именно умение грамотно и своевременно использовать свои знания, таланты, способности и возможности. Это намного больше, чем простая данность, которая порой имеется благодаря наследственности.

Что такое личностный потенциал и зачем его развивать?

Получается, что личностный потенциал это:

  • Наличие способностей, таланта, физических и психологических возможностей для самореализации своих умений.
  • Наличие сильной мотивации.
  • Способность к самоорганизации и к самореализации.
  • Внутренний контроль своих эмоций, самоуправление.
  • Самодисциплина.

Из всего этого вытекает, что личностный потенциал зависит от волевой сферы человека и его внутренней самоорганизации. Наличие таланта, способностей и других дарований просто, как данность не дает никаких результатов без внутренней работы личности.

Виды личностного потенциала

Личность многогранна и дает человека массу возможностей для самореализации в этом мире, её потенциалы безграничны, особенно когда её внутренняя энергия направлена на их раскрытие и реализацию. В психологии, философии и в социологии выделяют пять видов личностного потенциала:

  • Коммуникативный потенциал. Он выражается в том, как данная личность выстраивает взаимоотношения с окружающими, как именно она общается, какую направленность по отношению к окружающему миру она имеет. Стоит сказать, что оценки в данном случае быть не может, так как люди имеют разные темпераменты и, например, у интровертов в отличие от экстравертов потребность в общении намного ниже, и при этом они могут себя прекрасно реализовывать в жизни.
  • Гносеологический потенциал. Данный вид характеризует личность, как некий сосуд, наполненный информацией о внешнем мире, о мироздании, о своем предназначении и о природе. Сюда входят личный опыт, родовые ценности и ориентации в жизни.
  • Творческий потенциал человека заключается в наработке умений, способностей, возможности созидать, создавать продукт в процессе творческой деятельности.
  • Аксиологический потенциал личности. Данный потенциал заключается в ценностных ориентациях человека, в его внутренних убеждениях. Он олицетворяет самосознание личности в полном объеме.
  • Художественный потенциал. Человек существо созерцающее, мыслящее образами и умеющее пользоваться своим воображением и фантазией. Именно поэтому важно, чтобы человек мог удовлетворять свои художественные потребности, а они есть у каждого.
Giphy

Все виды личностного потенциала в идеале должны быть включены в общую систему личности. Одно без другого существовать не сможет, имея талан к художеству или, например, к спорту, человек без внутренних усилий и мотиваций не сможет развиваться и повышать свое мастерство. Развить внутренний потенциал возможно, и многие специалисты считают, что человек в этом направлении должен работать постоянно.

Возникает вопрос, а что же, собственно, может заставит человека реализовывать свой внутренний потенциал? Есть такое понятие, как ресурс, и к сожалению, многие люди мало уделяют ему внимания. А ведь это наличие потока внутренней энергии, силы, которая способствует успешной реализации своих талантов.

Ресурс и личностный потенциал в общей совокупности позволяют человеку быть самодостаточным и распоряжаться своими способностями грамотно и успешно в соответствии с поставленными целями. Иными словами, личностный потенциал заключается в саморегуляции человека своей внутренней энергетикой, которая имеет определенную направленность.

Как развить саморегуляцию

Способности, таланты могут лежать мертвым грузом долгие годы и по итогу так и не получить возможности для успешной реализации, если у человека есть проблемы с самодисциплиной и с саморегуляцией. Улучшить эти способности помогают специальные упражнения и стратегии, которые необходимо внедрять в свою жизнь.

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

Для начала, стоит взять за правило следующее:

  • Всегда стоит слушать и слышать свой внутренний голос и интуицию.

Важно, чтобы дела и действия человека не расходились с его совестью и ценностными ориентациями. Целостность личности позволяет избегать тяжелых падений и разочарований даже в случае неприятностей.

  • Важно развивать в себе способность к принятию ситуации такой, какая она есть.

Если не можешь изменить саму ситуацию, поменяй к ней собственное отношение.

  • Стоит провести серьезный анализ своих действий и обнаружить, какие триггеры мешают достигать цели.

Они действуют под воздействием бессознательного, а значит контролировать их сложно. В этом случае стоит проработать проблему с психологом и возможно удастся избавиться от нежелательного триггера.

  • Развивай самодисциплину, именно она сможет привести тебя к успеху и достичь желаемого результата в моменты, когда охватит лень или меланхолия.

Масса проблем и преград встречается на пути к успеху, и только самодисциплина позволит обойти большинство из них с легкостью. Возьми за правило, в начале недели записывать план действий и дел на ближайшее время, и не разрешай себе отходить от этого плана. 

Фото Aaron Robinson on Unsplash
  • Научись управлять собственными эмоциями и чувствами.

Это сложно, да, но есть два способа овладеть этим умением. Первый, это работа над собственной личностью со специалистом, проработка проблем, а второй, это активное занятие спортом и полноценный отдых. Здесь же включается и самодисциплина, регулярность занятий спортом позволит побороть негативные эмоции и снизить уровень собственной агрессии, депрессии и уныния, если таковые, конечно, имеются.

Умение владеть собственной волевой сферой, грамотно распоряжаться внутренними ресурсами дают зеленый свет личностным потенциалам. Развивайся, находи новые увлечения, получай удовольствие от собственных успехов, и не забывай ставить цели!

личностный потенциал — зачем, что и как?

ПОЛЕ СМЫСЛОВ

Три мишени:
личностный потенциал — зачем, что и как?*

* Работа выполнена при поддержке
Российского научного фонда, проект № 16−18−10 439
«Системно-динамический анализ регуляции
деятельности».

Дмитрий Леонтьев

д. п. н., профессор НИУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова

Зачем нужно понятие ЛП?

Понятие личности довольно часто используют как универсальную ёмкость, в которую складывается всё — и наследственность, и темперамент, и характер, и мотивация, и внутренний мир смыслов. Ещё в самой первой попытке описать структуру личности (Леонтьев, 1993) я разделил экспрессивно-инструментальную оболочку личности (характер, способности и роли), внутренний мир (смысловую сферу) и ядерные структуры личности (жизненную позицию, механизмы свободы и ответственности). Последние были описаны тогда довольно поверхностно. В течение 1990-х годов я работал преимущественно над анализом природы смысла и строения смысловой реальности. Выпустив обобщающую монографию на эту тему (Леонтьев, 1999), я вернулся к проблеме ядерных структур, стержня личности, того, что можно было бы назвать личностным в личности, и именно тогда в этой связи прозвучало словосочетание «личностный потенциал» (Леонтьев, 2002), ещё не проработанное как научное понятие.

Во многом переломным моментом стало осознание мною роли саморегуляции как сути работы личности и понимание личностного потенциала как потенциала саморегуляции (Леонтьев, 2006), как того, что помогает личности преодолеть навязчивое воздействие внутренних импульсов и внешних давлений и прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами. К этому времени сформировалась исследовательская группа, силами которой были выпущены два специальных журнальных выпуска по теме «Диагностика личностного потенциала» (2007, 2010) и фундаментальная коллективная монография «Личностный потенциал: структура и диагностика» (Леонтьев, 2011).

Понятие личностного потенциала было построено как синтетическое, обобщающее некоторую сложную реальность, но недостаточно отграниченное от других понятий и не оформленное в виде строго операционализируемых переменных. Это ставит передо мной новую задачу, новый вызов — реконструировать это понятие и осмыслить его на новом витке, на котором оно стало бы более пригодным для использования не только в исследованиях, но и в практике, прежде всего образовательной.

Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто «загрузка» содержания, контента в головы учеников механическим образом не работает, если не сопровождается развитием личности. Знания остаются мёртвым грузом, не интегрируются в картину мира. Познание не самодостаточно, оно лишь средство, а не самоцель.

Даже в исследованиях креативности, не говоря уже о других областях, подтверждается, что от личности и мотивации в конечном итоге зависит больше, чем от интеллекта и одарённости (Amabile, 2001). Одарённость в отрыве от личностного развития служит источником кризисов и проблем, причём чем больше одарённость, тем сильнее кризисы. Есть люди, которые не справляются со своей одарённостью, если личность за ней не поспевает. Проблемы Л П поэтому надо рассматривать в более широком контексте проблем развития личности.

Новый вызов — реконструировать понятие ЛП и осмыслить его на новом витке

Если максимально обобщить современные представления о развитии личности, можно выделить три измерения, три вектора этого развития, характеризующихся своими механизмами, критериями и динамикой (Леонтьев, 2013).

Каждый из нас является живым существом, биологической единицей. Как все живые существа, мы обречены заниматься тем же, что и всё живое: актуализировать то, что в нас заложено, и взаимодействовать с окружающей средой в соответствии с заложенной биологической программой — всё это сводится к решению задач самосохранения, обмена веществ и прокреации, то есть размножения. Конечная цель этого развития — морфологическое и функциональное созревание и биологическое приспособление к тем условиям, в которые нам повезло или не повезло попасть. Это РАЗВИТИЕ 1 — созревание в соответствии с заложенной биологической программой, итогом которой является зрелый и хорошо функционирующий организм.

Во-вторых, каждый из нас (это общее у всех людей, в отличие от других живых существ) есть социальное существо, являющееся не вполне самостоятельной частью социальной системы, даже не одной, а многих. И главная задача, которую мы решаем, — достичь гармонии с социальными группами, к которым мы принадлежим, или, по крайней мере, удовлетворительной адаптации к ним. Это задача социализации, аспект развития, который связан с усвоением социального опыта, ожиданий, требований и позволяет индивиду вписаться в группу. РАЗВИТИЕ 2 — социализация в соответствии с социальными матрицами. Итогом этого развития выступает социальный индивид — индивидуальный отпечаток социальных матриц.

Третье измерение развития касается уже собственно личностного в личности. Оно более индивидуально и касается всех, но не в одинаковой мере. В этом измерении человек выступает как автономный субъект, личность, решающая задачи выбора и самодетерминации собственной жизни, которая уникальна, как и личность. Суть того, что происходит в этом измерении, — постепенное развитие механизмов взаимодействия с миром, механизмов саморегуляции в широком смысле слова (подробнее о них ниже).

И это третье измерение делится на два этапа.

РАЗВИТИЕ 3А — до совершеннолетия — это развитие механизмов личностной саморегуляции, становление вменяемого субъекта. Управление собой в соответствии с требованиями своей культуры и в её интересах. Этот этап является более или менее обязательным или универсальным, потому что мы не можем быть хорошими, добропорядочными гражданами, если не усвоим механизмы самоконтроля, подчинения сигналам: останавливаться на красный свет светофора, ходить на выборы и опускать бюллетень. Мы должны научиться предсказуемо реагировать на социальные ожидания и требования, социальные сигналы так, как ожидают от нас данная культура и данное сообщество.

Личностное развитие после совершеннолетия — РАЗВИТИЕ 3Б — становится личным делом в собственных интересах, необязательным, факультативным, исключительно по личному выбору. Цель этого развития — стать субъектом собственной жизни и прожить собственную жизнь, а не просто какую-нибудь.

Три описанных измерения развития личности соотносятся как длина, ширина и высота трёхмерного тела, дополняя друг друга. Основное содержание Развития 3 на обоих его этапах и есть развитие личностного потенциала.

Чем ЛП не является?

ЛП — обобщающее понятие. К примеру, есть такое понятие, как «погода». Мы можем достаточно точно определить, погода хорошая или плохая, и прийти к консенсусу по этому вопросу. Мы можем выразить в точных цифрах температуру, скорость ветра, осадки и так далее, но измерить погоду в целом нельзя, её можно только экспертно оценить. Так же обстоит дело и с ЛП — оценить его в целом можно только экспертно.

Прежде всего, к ЛП не относятся способности, знания, умения, компетенции, интеллект. Всё это хорошо, полезно, но не является решающим, потому что по всем этим параметрам мы заведомо проигрываем искусственному интеллекту. ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности. Таланты, способности могут лежать мёртвым грузом, более того, могут создавать их обладателю одни проблемы. В экономике известно понятие «ресурсное проклятие». Им характеризуются государства, обладающие огромными природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, которые «подсаживаются» на свои ресурсы и перестают развивать экономику, довольствуясь извлечением ренты из этих природных ресурсов. То же может происходить с людьми. Человек, который заранее обозначен как имеющий способности, может на всю жизнь остаться человеком со способностями, потому что если есть способности, есть ресурсы, есть таланты, то что ещё надо? Всё хорошо — можно расслабиться.

Скорее, ЛП может усиливать эффект способностей и других ресурсов или компенсировать их недостачу. К примеру, теннисисты Марат Сафин и Николай Давыденко в 2000-е годы достигли примерно одинаковых успехов в спортивной карьере. Сафин имел яркие способности, был одним из самых талантливых теннисистов своего времени, но блестящие победы у него всё время чередовались с провалами и срывами. Он не мог справиться со своими способностями и ушел из тенниса несколько раньше, чем мог бы. Личность у него не поспевала за компетенциями. Николай Давыденко — обратная картина. У него был достаточно умеренный потолок возможностей. Он не хватал звёзд с неба, но выжимал максимум из того уровня, которым владел, благодаря организации своей личности, самодисциплине, самоуправлению. Хотя он так и не поднялся до самых вершин, но на протяжении почти десяти лет был одним из самых стабильных теннисистов в первой десятке мирового рейтинга.

Есть данные, убедительно подтверждающие, что самодисциплина лучше предсказывает академические успехи, чем уровень интеллекта, причём, в отличие от интеллекта, способна предсказать не только их стабильность, но и их изменения (Duckworth, Seligman, 1985).

ЛП характеризуют не сами способности, а способность использовать свои способности

То, о чём сейчас шла речь, можно обобщить понятием «ресурсы». Ресурсы — это понятие не объяснительное, а описательное. Это средства, наличие или достаточность которых способствует достижению цели и поддержанию благополучия, а отсутствие или недостаточность — затрудняет (см. Иванова и др., 2018). Наличие ресурсов коррелирует с успешностью достижения конкретных целей, но не предсказывает её однозначно, тем более не предсказывает благополучия.

Ту же природу имеет вошедшее в психологический обиход в последнее время понятие капитала (социального капитала, психологического капитала, человеческого капитала). Капитал — это совокупность ресурсов. Однако в соответствии с исходным экономическим смыслом этого понятия капитал нуждается в умелом инвесторе, ведь капитал сам себя никуда не вкладывает. Вспомним библейскую притчу о двух рабах, каждый из которых получил от своего хозяина по таланту, то есть капитал. Рабы обошлись с этим ресурсом по-разному. Один зарыл его в землю, а другой пустил в оборот и в результате извлёк из него прибыль. Одними и теми же ресурсами можно распоряжаться по-разному. Не так важно, сколько у вас ресурсов. Если вы не знаете, как их использовать, их всегда будет недостаточно.

ЛП не тождествен ресурсам личности, потому что это понятие характеризует не «капитал», а скорее «инвестора», который им управляет. Человек как носитель ЛП распоряжается собой как носителем человеческого капитала. Говоря про человеческий капитал, мы рассматриваем человека как средство для кого-то другого. А ЛП — это то, что позволяет нам самим стать хозяином себя самого как собственного ресурса. При развитом ЛП наши ресурсы становятся нашими ресурсами, то есть происходит приватизация собственного человеческого капитала. При низком ЛП его ресурсы пропадают или используются другими.

И ещё один момент, важный для понимания ЛП: диагностически значимо не столько текущее состояние того, что мы изучаем (например, личности), сколько динамические тенденции, способности развития. Куда идёт траектория? Как отметил С. Кьеркегор в книге «Болезнь к смерти» здоровье может вести к жизни или к смерти, и болезнь тоже может вести к смерти или к жизни. Важно быть на траектории выздоровления, а не на траектории умирания. Известно, что профессиональные спортсмены в спорте высших достижений, как правило, далеко не самые здоровые люди, а их перспективы продолжительности жизни после завершения спортивной карьеры гораздо хуже, чем у физически менее развитых людей. Это пример «здоровья к смерти», а есть и примеры обратные. Например, в случае жара не рекомендуется сбивать температуру. Организм борется — это «болезнь к жизни». Это примеры того, что значимо не столько состояние, сколько некоторые перспективы. ЛП не предсказывает поведение, он предсказывает возможности поведения, его перспективы, точно так же, как если интеллект характеризует сиюминутный уровень, то мышление, в отличие от него, предсказывает динамическую перспективу.

Что же такое личностный потенциал?

Если капитал — понятие, заимствованное из экономики, то потенциал — понятие, заимствованное из физики, физико-энергетическая метафора. Потенциальная энергия — это, как известно из школьного курса физики, способность выполнять работу. ЛП — это способность выполнять работу личности. Пьер Жане писал, что личность и есть работа личности. Многие авторы писали про разные виды такой работы: Л. С. Выготский — про труд восприятия искусства; З. Фрейд — про работу бессознательного; Э. Линдеманн — про работу горя; Ф. Василюк — про работу переживания и т. д. Все эти виды работы — это различные формы саморегуляции.

Саморегуляция сопряжена с энергозатратами. В частности, когда человек решает какую-то задачу, связанную с саморегуляцией, снижается его способность выполнять физические усилия, и наоборот, приложение физических усилий снижает способность выполнять работу саморегуляции, поскольку и то и другое основано на одних и тех же источниках энергии (Baumeister a. o., 1998).

Личностный потенциал — это потенциал саморегуляции, система индивидуальных различий, связанных с успешностью управления психологической энергетикой.

Саморегуляция — это универсальный объяснительный принцип активности живых и квазиживых систем, направляемых целями или другими высшими критериями желательного, альтернатива идее линейной причинности (см. Леонтьев, 2011; 2016). Основа саморегуляции — механизм целесообразной коррекции активности в движении от менее благоприятных к более благоприятным результатам. Это движение, которое постоянно управляется нашим контактом с реальностью. Для саморегуляции нужен передаточный механизм от наших желаний и намерений к действиям. Этот механизм нарушается в случае выученной беспомощности (разрыв связи между усилиями и результатом). Необходимо также постоянное тестирование реальности, контакт с реальностью, понимание того, что есть на самом деле, — то, чего очень не хватает в современном мире. Не случайно одна из самых острых проблем массового сознания — проблема размывания реальности, трудность различения того, что является истиной, реальностью, а что — фейком.

Когда младенец появляется на свет, у него есть способность воспринимать внешнюю стимуляцию, если у него всё в порядке с органами чувств, есть способность делать спонтанные движения, есть внутренние ощущения, которые вызывают у ребёнка плач, если что-то не так, но все они не связаны между собой. Система саморегуляции возникает, когда все они связаны воедино, когда ребёнок уже в состоянии связать свои внутренние чувства, которые идут от желудка или откуда-то ещё, с той стимуляцией, которая приходит из внешнего мира, и с теми действиями, которые делаются для того, чтобы сначала спонтанно, а потом постепенно более и более целенаправленно избавиться от неприятных ощущений и приобрести приятные. Другими словами, саморегуляция — это складывающаяся при жизни функциональная система, соединяющая воедино разные компоненты наших отношений с миром. Соответственно, ЛП является складывающимся прижизненно системным образованием, но не формируемым, а эмерджентным, складывающимся в ходе самоорганизации. Саморегуляцию и ЛП нельзя сформировать, но можно поддержать этот процесс (или помешать ему).

Личностный потенциал — это те особенности личности, которые стоят за хорошей саморегуляцией и позволяют предсказывать успешную саморегуляцию. При хорошей саморегуляции система непрерывно совершенствуется до полного исчерпания ресурсов, которые определяются понятиями «старость» и «смерть». Плохая саморегуляция приводит к саморазрушению системы при достаточных ресурсах.

Обобщая, можно определить ЛП как систему динамического управления психологической энергией, её распределения и перераспределения. Начать действие, изменить, скорректировать, притормозить, отказаться, выждать, развернуться, сконцентрироваться, расслабиться, не идя на поводу ни у собственных импульсов, ни у внешних стимулов, — это всё проявления результата работы нашего ЛП. При высоком ЛП всё работает в системной взаимосвязи, а при низком отдельные действия и функции между собой не увязаны.

Людям с высоким ЛП присущи такие психологические характеристики, как активность, продуктивность, субъектность (agency), резилентность и продуктивное совладание (coping), самодетерминация, целенаправленность, гибкость. Соответственно, для людей с низким ЛП характерна пассивность, зависимость, конформность, уязвимость (vulnerability), виктимность, непродуктивные защиты, ригидность (Леонтьев, 2011б).

Некоторые данные, полученные мной и моими коллегами (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2011), говорят о том, что специфика ЛП в сфере академических достижений проявляется в том, что учащиеся с высоким ЛП способны одновременно достичь успехов в учёбе и психологического благополучия. Люди с низким ЛП могут достигать успеха, но платят за это высокую цену. Они не могут быть успешны и счастливы одновременно. Или субъективное благополучие, или успех. ЛП не предсказывает благополучие напрямую, но опосредует влияние на него других ресурсов, а также благоприятных и неблагоприятных условий.

ЛП в образовательной практике

В последние лет двадцать заслуженную популярность получила прекрасная и мудрая молитва, которую приписывают разным авторам: «Господи, дай мне терпение принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого». То, что просит автор этой молитвы, и есть личностный потенциал.

Каждому приходится сталкиваться с проблемными ситуациями трёх типов:

Ситуация неопределённости, когда мы не знаем, что делать. Мы не можем выбрать направление собственных действий, приложения усилий.

Ситуация, когда нам дана цель и надо её достичь.

Ситуация, когда нам ничего не нужно, но при наличии угрозы или давления нам необходимо с ними справиться, сохранить себя.

Этим трём типам ситуаций соответствуют три главные функции саморегуляции:

Функция самоопределения в ситуации неопределенности. При неудачном самоопределении остается только подчиняться внешним требованиям или спонтанным импульсам.

Функция достижения и реализации при наличии цели. При неспособности достичь цели возникает бессилие.

Функция сохранения в ситуации давления. Если не удаётся себя сохранить в условиях давления, возникает травма.

Недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость»

Во власти конкретных школ и образовательных систем — обогащение образовательной среды, среды возможностей. Выше говорилось, что ЛП предсказывает использование нами тех возможностей, которые у нас есть. Там, где возможности заведомо ограниченны, от ЛП зависит мало. Его роль и значение во многом зависят от тех возможностей, тех вызовов, которые предъявляет среда.

Второе, что может быть предметом развивающей практики, — это навыки работы личности, «заботы о себе» (см. Иванченко, 2009), которые по мере их использования и практического совершенствования будут кристаллизоваться в структурах личностного потенциала. Школьные уроки труда давали практически каждому начальные основы деятельности по изготовлению тех или иных предметов, пусть даже у большинства ничего не получалось и они не стремились совершенствоваться в этом дальше. По аналогии с ними тренинги заботы о себе могут принести пользу всем, хотя размер этой пользы может сильно различаться.

Из концепции личностного потенциала вытекают три мишени практической работы этого рода.

Первая мишень относится к потенциалу самоопределения. Стоит задача разработать средства и инструменты, которые помогут человеку поддержать его автономию, способность и умение делать выбор в конкретной ситуации. Вторая мишень — потенциал достижения, продуктивность в осуществлении цели. Неудача оставляет субъекта в состоянии бессилия. Вопросами содействия в целедостижении, в частности психологическими тренингами, направленными на повышение эффективности достижения, занимается огромное число специалистов в разных сферах практики.

Третья мишень работы, относящаяся к потенциалу сохранения в ситуации давления, — резилентность. Сам термин заимствован из физики упругих деформаций, где он означает способность упругого тела (например, резинового мячика) после прекращения нажима на него возвращаться в прежнее состояние. Соответственно, недостаток резилентности выражается понятием «уязвимость». Одной из наиболее богатых концепций резилентности является теория жизнестойкости (hardiness) американского психолога Сальваторе Мадди, который, в частности, разработал и проводит тренинги жизнестойкости (см. Рассказова, Леонтьев, 2016).

Эти три мишени отчасти независимы друг от друга. Человек может обладать достаточно хорошей способностью ориентироваться, выбирать, решать задачи на смысл, но плохо достигать тех целей, к которым он стремится. Или наоборот: человек может быть идеальным исполнителем и прекрасно решать любые задачи, но он может решать только чужие задачи. Он не может сам ставить себе цели и ставить под сомнение те задачи, которые ему спускают. Вместе с тем они имеют отчасти единую основу, и хорошо развитый личностный потенциал проявляется в решении всех трёх классов задач.

Соответственно, можно ставить задачу разработки трёх мини-школ, обучающих трём видам работы личности: школы выбора и самоопределения; школы достижения; школы жизнестойкости.

Заключение

Задачей данной статьи была систематизация и уточнение основных положений концепции личностного потенциала в расчёте на специалистов-практиков, прежде всего в сфере образования. Наряду с ранее сформулированными представлениями о личностном потенциале как ядре личности, связанном со способностью к саморегуляции и имеющем трёхчленную структуру, а также о соотношении личностного потенциала с психологическими ресурсами были развёрнуты положения, которым ранее не уделялось внимания или которые звучали лишь мимоходом, — о системной природе личностного потенциала. Особое внимание было уделено ограничениям и возможностям развивающей работы с личностным потенциалом, что позволяет вписать эту концепцию в контекст обсуждения образовательной политики. Вместе с тем изложенные в статье идеи продолжают оставаться ещё на ранней стадии разработки, не говоря уже о практическом применении. Можно рассчитывать, что резко усилившийся за последние два года интерес к этим идеям послужит двигателем их дальнейшего развития и оформления в подходы и методы, ориентированные на прикладное применение.

Литература

  1. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−668.
  2. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85−121.
  3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002а. С. 56−65.
  7. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ им.  М. В. Ломоносова, вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  8. Леонтьев Д.А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011б. С. 669−675.
  9. Леонтьев Д.А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.: Нестор-История, 2011 В. С. 74−89.
  10. Леонтьев Д.А. Личностное изменение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 67−80.
  11. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18−37.
  12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011а.
  13. Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А. Жизнестойкость и её диагностика. М.: Смысл, 2016.
  14. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн Иванов Фербер, 2013.
  15. Amabile T.M. Beyond Talent: John Irving and the Passionate Craft of Creativity // American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 4, p. 333−336.
  16. Baumeister, R. F., Bratslavsky, E., Muraven, M., Tice, D. M. Ego depletion: Is the active self a limited resource? // Journal of Personality and Social Psychology, 1998, 74(5), 1252−1265.
  17. Csikszentmihalyi M. Good Business: Leadership, Flow, and the Making of Meaning. — N.Y.: Penguin, 2003.
  18. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline outdoes IQ predicting academic performance in adolescents. // Psychological Science, 2005, 16(12), 939−944.

Комментировать

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

потенциал+движение | определение человеческого потенциала+движения по Медицинскому словарю

Человеческий потенциал+движение | определение человеческого потенциала+движения по Медицинскому словарю

Человеческий потенциал+движение | определение человеческого потенциала+движения по Медицинскому словарю


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

человек потенциал движение

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Антропогенные преобразования земель
  • человеческий интерес
  • человеческий интерес
  • Интересная история
  • Оборудование для взаимодействия с пользователем Каталожный номер
  • Каталог оборудования с интерфейсом пользователя Группа позиций
  • Интеллект человеческого уровня
  • Машинный интеллект человеческого уровня
  • Подход к человеческой жизни
  • человекоподобный
  • человекоподобный
  • человекоподобный
  • человекоподобный
  • человеко-машинная карта
  • Человеко-машинное взаимодействие
  • Человеко-машинный интерфейс
  • Человеко-машинный интерфейс
  • Человеко-машинный интерфейс
  • Человеко-машинный интерфейс
  • Человеко-машинный язык
  • Человеко-машинная система
  • Человеко-машинная система
  • Человеко-машинная система
  • Человеко-машинные системы
  • Поисковик генов человек-мышь
  • Человек в петле
  • Ориентированная на человека производственная система
  • Человеко-ориентированные медиа-вычисления
  • Системный интерфейс человека
  • Движение человеческого потенциала
  • человеческий потенциал+движение
  • Самолет с двигателем
  • Самолет с двигателем
  • Вычисления с участием человека
  • Полет с двигателем
  • Вертолет с двигателем
  • Вертолет с двигателем
  • Судно на подводных крыльях с приводом от человека
  • Транспорт с приводом от человека
  • Испытательный центр для людей
  • Сертификат человеческого рейтинга
  • Человекочитаемый
  • Человекочитаемый носитель
  • Права человека
  • Права человека
  • Права человека
  • Взаимодействие человека и робота
  • Взаимодействие человека и робота
  • Человеческий масштаб
  • размером с человека
  • Требования к интеграции человеко-систем
  • Возможности, управляемые человеком
  • теория человеческих отношений
  • База данных человеческого транскриптома для альтернативного сплайсинга
  • Компетентный к репликации Human-Tropic
  • Текстовая нотация, пригодная для использования человеком
  • Человек/Горилла
  • Технологии социальных/социальных услуг
  • Человек68k
  • Хумана
  • Здание Хумана

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Электрический потенциал | Психология Вики

в: Электростатика, Введение в физику

Английский язык

Просмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Биологический: Поведенческая генетика · Эволюционная психология · Нейроанатомия · Нейрохимия · Нейроэндокринология · Неврология · Психонейроиммунология · Физиологическая психология · Психофармакология (Индекс, Структура)


Электрический потенциал представляет собой потенциальную энергию на единицу заряда, связанную со статическим (неизменным во времени) электрическим полем, также называемым

электростатическим потенциалом , обычно измеряемым в вольтах.

Содержание

  • 1 Пояснение
  • 2 Введение
  • 3 Введение в математику
  • 4 Особые случаи и вычислительные устройства
  • 5 Применение в электронике
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Внешние ссылки

Объяснение

Электрический потенциал можно понимать как «электрическое давление». Там, где это «давление» равномерно, ничего не происходит, как мы не ощущаем огромного атмосферного давления на уровне моря. Однако там, где давление меняется, возникает сила, которая может толкать заряженные объекты в разные места.

Математически это потенциал φ (скалярное поле), связанный с консервативным электрическим полем E ( E = −∇φ), возникающее, когда магнитное поле не зависит от времени (так что ∇ ×

E = 0 по закону индукции Фарадея).

Как и любая потенциальная функция, только разность потенциалов (напряжение) между двумя точками имеет физический смысл (без учета квантовых эффектов Ааронова-Бома), поскольку к φ можно добавить любую константу, не затрагивая E .

Таким образом, электрический потенциал измеряется в единицах энергии на единицу электрического заряда. В единицах СИ это:

джоуль/кулон = вольт.

Электрический потенциал также может быть обобщен для ситуаций с изменяющимися во времени магнитными полями, и в этом случае электрическое поле не является консервативным, и потенциальная функция не может быть определена везде в пространстве. Там включается эффективное падение потенциала, связанное с индуктивностью цепи. Эта обобщенная разность потенциалов также называется электродвижущей силой (ЭДС).

Введение

Объекты могут обладать свойством, известным как электрический заряд. Электрическое поле действует на заряженные тела с силой, ускоряя их в направлении действия силы. Эта сила имеет то же направление, что и вектор электрического поля, и ее величина определяется размером заряда, умноженным на величину электрического поля.

Классическая механика более подробно исследует такие понятия, как сила, энергия, потенциал и т. д.

Сила и потенциальная энергия напрямую связаны. По мере того, как объект движется в направлении, в котором сила ускоряет его, его потенциальная энергия уменьшается. Например, гравитационная потенциальная энергия пушечного ядра на вершине холма больше, чем у его подножия. Когда объект падает, эта потенциальная энергия уменьшается и преобразуется в движение или инерционную энергию.

Для определенных сил можно определить «потенциал» поля таким образом, что потенциальная энергия объекта из-за поля зависит только от положения объекта по отношению к полю. Эти силы должны воздействовать на объекты в зависимости только от внутренних свойств объекта и положения объекта и подчиняться некоторым другим математическим правилам.

Двумя такими силами являются гравитационная сила (гравитация) и электрическая сила в отсутствие изменяющихся во времени магнитных полей. Потенциал электрического поля называется электрическим потенциалом.

Электрический потенциал и магнитный векторный потенциал вместе образуют четыре вектора, так что два вида потенциала смешиваются при преобразованиях Лоренца.

Введение в математику

Понятие электрического потенциала (обозначаемого: φ или V) тесно связано с потенциальной энергией, таким образом:

где — электрическая потенциальная энергия пробного заряда q за счет электрического поля. Обратите внимание, что потенциальная энергия, а следовательно, и электрический потенциал определяются только с точностью до аддитивной константы: необходимо произвольно выбрать положение, где потенциальная энергия и электрический потенциал равны нулю.

Правильное определение электрического потенциала использует электрическое поле E :

где s — произвольный путь, соединяющий точку с нулевым потенциалом с рассматриваемой точкой. Когда приведенный выше линейный интеграл не зависит от конкретного выбранного пути C , а только от его конечных точек. Примечание: это уравнение нельзя использовать и электрический потенциал не определяется если , т. е. в случае неконсервативного электрического поля (вызванного изменяющимся магнитным полем; см. уравнения Максвелла).

Особые случаи и вычислительные устройства

Можно показать, что электрический потенциал в точке, обусловленный постоянным электрическим полем, равен:

Электрический потенциал, создаваемый точечным зарядом q на расстоянии r от заряда, может быть выражен в единицах СИ:

Электрический потенциал системы точечных зарядов равен сумме потенциалов отдельных точечных зарядов. Этот факт значительно упрощает расчеты, так как добавление потенциальных (скалярных) полей намного проще, чем добавление электрических (векторных) полей.

Электрический потенциал, создаваемый трехмерной сферически-симметричной гауссовой плотностью заряда предоставлено:

, где q — общий заряд, получается путем решения уравнения Пуассона (в единицах СГС):

Решение:

где erf(x) — функция ошибки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *