что это такое, 5 главных составляющих
Приветствую Вас, друзья!
Мир устроен так, что все люди добиваются разных высот. Кто-то становится успешным бизнесменом или известным артистом, а кто-то испытывает трудности с обычным карьерным ростом. И это далеко не всегда напрямую связано со способностями человека. Просто не все знают, как раскрыть свой потенциал и суметь реализовать таланты, подаренные природой. Сегодня мы поговорим о том, что обычно подразумевают под личностным потенциалом, а также о том как его раскрыть и реализовать.
Что такое потенциал?
Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован.
Термин «потенциал» образован от латинского слова potentia, которое можно перевести как «мощность», «сила» или «возможность». Когда говорят о человеческом потенциале, обычно подразумевают набор способностей, позволяющих ему выполнять полезную работу, заниматься творческой деятельностью, эффективно обучаться и развиваться в нужном направлении.
Данное понятие включает интеллектуальные и когнитивные способности человека, его навыки коммуникации, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения. Также оно обычно связано с конкретной сферой деятельности. Так для спортсмена потенциал – это хорошее здоровье и обмен веществ, подходящая для конкретного вида спорта комплекция и удачные пропорции скелета. Без этих предпосылок даже самый старательный атлет не станет чемпионом.
С точки зрения психологии, личностный потенциал – это набор скрытых возможностей человека, которые он может использовать для достижения успеха в любой из сфер своей жизни, включая карьеру, увлечения и личное счастье. В расчёт принимаются способности и возможности, имеющиеся сейчас, но с расчётом на то, какого результата они помогут добиться в будущем. Каждое продуктивное применение способностей – это небольшой шаг в направлении раскрытия потенциала.
Составляющие потенциала личности
Принято выделять 5 составляющих личностного потенциала:
- Гносеологическая (познавательная). Когнитивные способности у всех развиты по-разному. И потенциал личности довольно сильно зависит от уровня интеллекта и качества восприятия, а также от способности запоминать новую информацию, сохранять приобретенный опыт и применять его в дальнейшем.
- Аксиологическая (ценностная). Данная составляющая определяется нравственностью, моралью и прочими системами ценностей, которые человек приобретает в процессе взросления и социализации.
- Творческая. Сюда входят навыки и способности, позволяющие находить нестандартные решения, создавать, изобретать, критически осмысливать ситуацию, генерировать и реализовывать идеи.
- Художественная. Это часть творческих способностей, связанная с чувством вкуса, умением создавать художественные и иные произведения искусства или просто делать красивые вещи, нравящиеся другим людям.
- Коммуникативная. Эта составляющая подразумевает высокий уровень социального интеллекта, который позволяет человеку устанавливать контакты и добиваться взаимопонимания с другими людьми.
Как реализовать свой потенциал?
Первое, что нужно для самореализации – понимание своих ключевых целей. Только зная, куда идёшь, можно двигаться достаточно эффективно. И даже если вы ещё не определились с целью всей жизни, промежуточные цели, которые вдохновляют и мотивируют вас, тоже подойдут. Также, можете прочитать отдельную статью о том, как найти цель в жизни.
Но будьте готовы к тому, что быстро и просто настоящие цели не достигаются – для реализации своего потенциала надо упорно работать в течение многих лет. А чтобы повысить шансы на успех, воспользуйтесь несколькими несложными советами от успешных людей.
1. Определитесь со сферой, которая вам наиболее интересна
Если вы всерьез раздумываете над тем, как раскрыть свой потенциал, стоит начать с того, чтобы убедиться, что выбранная сфера деятельности является для вас самой интересной и перспективной. Возможно, пришло время разобраться в новой области, изучить технологию, к которой у вас всегда был интерес. Конечно, следует здраво оценивать шансы на успех в новой сфере. Вряд ли человек, который до 30 лет изучал философию, сможет с нуля стать известным физиком-ядерщиком в таком возрасте.
2. Сделайте первый шаг
Многие из нас годами откладывают подобные начинания, боясь, что что-то не получится, либо просто не хватит времени, знаний или иных ресурсов. Если чувствуете, что эта цель важна для вас, сделайте первый шаг к ней прямо сегодня, а лучше – прямо сейчас.
3. Заведите дневник
Дневник – очень удобный инструмент, помогающий разобраться в себе, понять свои способности и желания. В качестве дневника удобно использовать классический бумажный вариант. А на смартфон можно поставить приложение из категории тайм-трекеров, которое поможет вам лучше понять, на что вы тратите время и сколько времени в день реально получается выделять на развитие и обучение.
Контроль времени и хорошее понимание того, куда оно уходить – один из важнейших шагов на пути реализации своего потенциала. Как известно, большинство людей плохо понимает, чем занимается в течение дня. А начав поминутно отслеживать свою деятельность при помощи тайм-трекера, они очень удивляются, обнаружив, как много времени уходит на рутину и прочие малополезные занятия.
Читайте также: как вести дневник успеха?
4. Станьте сильным
Учитесь не сдаваться, столкнувшись с неудачей или натолкнувшись на серьезное препятствие. У человека, привыкшего к спокойной и размеренной жизни, порог сдачи обычно достаточно низкий. Но как раскрыть свой потенциал, если сдаваться на пути к цели? В следующий раз, когда вам покажется, что вы уперлись в препятствие, не сворачивайте, а постарайтесь преодолеть его. Если же препятствие действительно непреодолимое, сначала твердо убедитесь в этом, и только после этого ищите обход.
5. Придерживайтесь принципа «Нет ничего невозможного!»
Да, это слишком смелое утверждение. Однако самые успешные люди мира всегда твёрдо следовали данному принципу, ставя перед собой невозможные цели и достигая их.
6. Будьте уверены в себе и оптимистичны
Избегайте пессимизма и излишних переживаний, смотрите оптимистично на всё. Даже ошибки и неудачи можно воспринимать как ценный опыт, который принесёт пользу в будущем. Постарайтесь повысить самооценку, это даст не только уверенность в своих силах, но и понимание того, что вы достойны всего, чего пожелаете. Чем сильнее вы расширяете рамки своих притязаний, тем большего сможете добиться.
7. Улучшайте коммуникативные навыки
Умение убедительно говорить и слушать собеседника – очень полезные навыки. Постоянно работайте над ними: хорошо думайте, прежде чем говорить, и обдумывайте уже сказанные фразы, улыбайтесь собеседникам, слушайте их с интересом, задавайте вопросы, позволяющие им раскрыть мысль, демонстрируйте, что относитесь к ним и их словам с уважением.
Заключение
Чем сильнее вы раскрываете свой потенциал, тем больше возможностей у вас появляется. И пока вы не сдаетесь, так будет всегда, ведь перед настойчивыми людьми открываются буквально безграничные возможности. К сожалению, мир устроен так, что большинству людей не удаётся полностью реализовать свой потенциал. Причины бывают разными. Кому-то не хватает знаний, кому-то – самоуверенности, а кому-то – усидчивости. Но практически каждый человек способен справиться со всеми препятствиями, если будет ежедневно работать над собой и уверенно продвигаться к своей цели.
это в психологии что это? Отвечаем на вопрос. Определение
Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.
Исследования Эриха Фромма
Принято считать, что потенциал – это в психологии способность человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению процесса развития личности посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.
Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода – это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.
О видах деятельности
Потенциал – это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.
Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.
Потенциал – это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.
Личностный потенциал
Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.
Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.
Характеристика ЛП
Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.
Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, – ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Творческий аспект
Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества – творческий (ТП).
В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.
Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.
Креативность
Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.
Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.
Рабочая сфера
Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.
Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.
Самосовершенствование
Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.
Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.
Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.
А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное — это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.
Что такое потенциальное состояние и почему вы должны его иметь Я верю, что эта концепция может изменить и вашу жизнь. Позвольте мне поделиться с вами своим пониманием этой концепции и показать, как я использую ее в своей личной и профессиональной жизни.
Что такое потенциальное пространство?
Потенциальное пространство (или переходное пространство) — это концепция, придуманная британским психоаналитиком и педиатром Дональдом Винникоттом.
Все младенцы рождаются в субъективном, фантастическом, всемогущем мире. Они верят, что мир вращается вокруг них. Любая их потребность немедленно удовлетворяется их опекуном.
Однако со временем «достаточно хороший» родитель (еще одна концепция Винникотта) расстраивает ребенка, когда все его потребности не удовлетворяются полностью. Это медленно перемещает ребенка из фантастического мира в мир объективной реальности. Но между реальностью и фантазией лежит потенциальное пространство. Это пространство, по сути, является ощущением привлекательного и безопасного межличностного поля между родителем и ребенком, в котором ребенок может спонтанно играть, будучи связанным с другими.
Когда их окружение безопасно и надежно (без оскорблений, насилия или опасности), большинство детей естественным образом развивают потенциальное состояние со своими опекунами и самими собой.
Почему я использую термин потенциальное состояние (ПС)?
Я использую термин потенциальное состояние, потому что считаю, что интрапсихическое измерение потенциального пространства — это способность, которую люди могут развить и взять с собой на протяжении всей жизни.
Будучи взрослыми, потенциальное состояние — это то, где мы испытываем любовь, удивление, воображение, творчество и жизненную силу.
Слишком много фантазии может свести вас с ума.
Излишняя реальность может превратить вас в закоснелую, скучную «рабочую пчелу».
Краткий пример
Когда моя 5-летняя дочь Лила играет со своими куклами (которые Винникотт называет переходными объектами), разговаривает с ними, наряжает их и носит с собой — она находится в потенциальном состоянии. Она знает, что они всего лишь куклы (реальность), но также наделяет их характером и чувствами (фантазия). Лила способна поддерживать пространство, в котором есть и реальность, и фантазия, полное эмоций, жизненной силы и творчества.
Некоторые характеристики потенциального состояния
Ниже приведены наиболее важные элементы потенциального состояния:
- Основным компонентом потенциального состояния является игра . Я много писал о важности игры здесь.
- Потенциальное состояние нуждается в границах времени и пространства. Это не похоже на психотический эпизод, когда вы не знаете, кто вы.
- Состояние потенциала — это внутреннее переживание с широким спектром эмоций. Так же, как игра не всегда доставляет удовольствие, в потенциальном состоянии ощущается широкий спектр эмоций. Это висцеральный опыт, наполненный разными ощущениями, эмоциями и чувствами.
Потенциальное состояние во взрослой жизни и на работе
По мере взросления мы можем потерять доступ к нашему потенциальному состоянию. Это происходит из-за множества обстоятельств, включая насилие, жестокое обращение, бедность, насмешки или просто отсутствие возможностей у наших опекунов и окружения. Потеря потенциального состояния ведет к более жесткой и конкретной личности с небольшим воображением, игрой или творчеством.
Представители помогающих профессий (терапевты, педагоги, священнослужители, социальные работники и т. д.) могут лучше обслуживать своих клиентов, если у них есть доступ к их потенциальному состоянию. И как родители, мы обязаны стремиться к более игривому взаимодействию и быть в большем потенциальном состоянии с нашими детьми и людьми, с которыми мы работаем.
Как мы создаем потенциальные состояния в нашей жизни?
- Установите время и пространство для потенциального состояния. Начните с малого — 10–20 минут со своими детьми, партнером, друзьями или коллегами.
- Ошибки приветствуются. Выберите веру в то, что «нет ошибок, есть только обучение». Создайте обстановку, которая поощряет исследования, пробы и ошибки, импровизацию и немного безумия.
- Игривость и глупость. Разрешите себе не воспринимать себя или ситуацию так серьезно. Моделируйте игру, чтобы вы и другие могли быть глупыми, серьезными, энергичными, эмоциональными и игривыми.
- Убедитесь, что пространство не осуждает и люди соглашаются соответствовать вашей игривости. Неявно и/или явно сообщайте, что это место, где нет осуждения каждого произнесенного слова (в театральной импровизации это называется правилом «Да, и…»).
- Играйте с маленькими детьми. Дети естественным образом обладают потенциальным состоянием, поэтому учитесь у мастеров Игры и сдайтесь их потенциальному состоянию. Играйте со своими детьми или внуками.
- Окружите себя людьми, которые не относятся к жизни слишком серьезно. Окружите себя людьми, которые способны воображать больше, чем видят.
- Ду арт. Искусство является интерпретацией или отражением реальности и приглашает в потенциальное состояние. Присоединитесь к импровизационной труппе, запишитесь на уроки танцев или музыки, присоединитесь к местному хору или художественному классу. Эти занятия помогут вам сохранить чувство удивления, любопытства и волнения.
У всех нас есть потенциал для создания и поддержания базового уровня потенциального состояния. Это важно для нашего собственного психического здоровья, для снижения беспокойства, для предотвращения выгорания и цинизма, для поддержания удивления, благоговения, веры, любви, творчества и любопытства. Что еще более важно, потенциальное состояние — это подарок окружающим нас людям, особенно нашим детям. Я верю, что, создавая и проявляя больше потенциального состояния в мире, мы сможем принести больше мира и любви во вселенную, по одним отношениям за раз.
Восемь способов полностью реализовать свой потенциал
Не всегда легко выбрать жизненный путь.
Иногда мы просто делаем то, что должны, и это может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Иногда у нас есть выбор, который может еще больше усложнить ситуацию, хотя выбор может рассматриваться как роскошь, в зависимости от вашей точки зрения. Что мы делаем с этим выбором, когда нам посчастливилось высказать свое мнение?
Никто не обязательно учит нас, как использовать нашу жизнь. Одним из последствий взросления в разнообразной и мультикультурной среде является то, что не существует одного предписанного образа жизни. В некоторых сообществах все еще существует правильный образ жизни, правильный способ найти себе пару и правильный способ стать профессионалом. Или мы живем ради любви и страсти?
Не всем это нравится, но социальное давление огромно. Исторически сложилось так, что едва ли есть место, чтобы пойти против течения или пойти против него, но взгляды со стороны вносят трещины в (структуру) того, как мы думаем о своей жизни и вместе концептуализируем будущее. Мир меняется так быстро, что многие из нас ощущают психологический кнут. Старая поговорка о том, что «чем больше вещи меняются, тем больше они остаются прежними», может больше не быть верной, поскольку наши культурные и технологические революции меняют действительную природу физической реальности.
Если мы идеализируем самоактуализацию, концепция поиска смысла или пути в жизни, поиска страсти может иметь слишком большую силу. По сравнению с невозможным стандартом мы никогда не будем чувствовать себя удовлетворенными и не позволим вещам развиваться в свое время. Если мы слишком циничны, мы не можем быть разумно оптимистичными и устойчивыми, и поэтому мы не можем запуститься.
К счастью, есть золотая середина. Вам даже не нужно выбирать между эвдемоническим и гедонистическим подходами к благополучию. Существует огромное количество других факторов, влияющих на то, как использовать свое время, но я хочу сосредоточиться на проблеме высокого уровня: как мы позиционируем себя по отношению к вопросу (если он есть).
Моя многолетняя работа, личная и профессиональная, дала мне много времени и материала для размышлений. Попытки найти свой собственный путь и мой способ мышления о том, как найти свой собственный путь, и моя работа с другими людьми привели меня к размышлению о нескольких различных подходах людей к жизни.
Я описываю их здесь. Некоторые из них отсутствуют (пожалуйста, дайте мне знать, если я пропустил что-то важное), и они могут накладываться друг на друга и меняться со временем. Может быть, последний содержит предыдущие семь, по крайней мере, в принципе. Разные личности подходят к разным подходам, и это стоит учитывать. Я надеюсь, что это конструктивно взбудоражит читателей, даже если это краткое изложение сложного положения дел.
1. Не переусердствуйте
Нет никаких причин, по которым кто-либо должен тщательно обдумывать вопрос о том, что делать со своей жизнью. Время для вопроса может быть неподходящим, и оно может быть слишком тревожным или полным неопределенности, чтобы плодотворно его обдумывать. Перед серьезным рассмотрением может потребоваться подготовка.
Это может быть слишком навязчивым и привести к неконструктивной спирали мышления, бездействия и разочарования. Это может быть просто не ваша чашка чая, учитывая вашу индивидуальность и стиль жизни. Возможно, вы уже находитесь на пути, по крайней мере, на этом этапе вашей жизни (например, в школе, воспитании детей, работе, преследовании различных целей и/или поиске удовольствия и т. д.).
2. Интуитивный подход
Интуиция может помочь многим людям: доверять внутренним решениям, не делая их слишком явными. Вещи изложены и не требуют много размышлений, или есть более важные вопросы, чем поиск своего пути в жизни. Этот подход может хорошо работать, когда наше ядро интегрировано, и направление в целом хорошо подходит.
Однако, если мы игнорируем серьезные проблемы с направлением нашей жизни, этот подход длится только до тех пор, пока мы можем подавить или иным образом справиться с несоответствием. Время важно, потому что обычно есть веские причины для того, чтобы не решать подобные проблемы, но слишком долгое ожидание может затруднить переориентацию, если для этого возникнет кризис.
3. Командование и управление
Этот подход требует логики и стратегического планирования и основан на линейной модели, в которой определяются цели, а также определяются и выполняются шаги к достижению этих целей с адаптацией и оценкой на этом пути. Курс корректируется по мере необходимости, но, как правило, долгосрочные цели устанавливаются заранее как неизменные цели.
Это может быть очень полезно для людей, которые «знают, чего хотят», но могут быть проблематичными, если их цели радикально меняются, и они придерживаются своих первоначальных устремлений, которые могут стать связанными с идентичностью. Если это произойдет, командно-административная модель может рухнуть, став слишком негибкой.
Наличие «подстановочного знака» для неизвестного и неожиданного может быть полезным для привлечения внимания. Страсть может быть или не быть фактором здесь. Это также может проявляться менее «причудливым образом» — менее похоже на то, что вы невротически выбираете путь и остаетесь на нем.
4. Коллективная идентичность и социальное соответствие
Это может ощущаться как «плыть по течению», путь с меньшим сопротивлением или даже освобождение от мыслей или усилий — делать то, что представляется, без необходимости выбирать. Примерами могут быть создание семейного бизнеса или принятие совета наставника и вхождение в зрелую область исследований из-за возможности, а не (обязательно) интереса.
С другой стороны, вместо того, чтобы чувствовать себя легко, использование доступных вариантов может потребовать больше усилий, если их нелегко достичь (например, получить работу в компании Fortune 500 в колледже, обеспечить желанную стажировку и обсудить это в карьеру, даже если это очень обычный, хорошо проторенный путь). В этой модели существует риск того, что соответствие может быть не очень хорошим в будущем, поскольку идентичность развивается во взрослую жизнь. Если это произойдет, решить, следует ли что-то изменить или остаться на прежнем курсе, может оказаться сложным решением с широкими последствиями, независимо от того, каков будет результат.
5. Подлинность и свобода действий
В этом варианте искренность и страсть подчеркнуты и даже могут быть идеализированы (что может стать проблематичным). В основе лежат допущения о сильном агентном самоощущении, часто с наслоением постмодернизма и конструктивизма, в смысле осмысления как сознательного процесса. Создание смысла и поиск своей цели в жизни — это прототипически героическое предприятие, включающее саморефлексию и повествовательное построение себя.
Это не обязательно должно быть индивидуализмом, хотя оно может основываться, например, на американском прагматизме. С более реляционной точки зрения, этот подход также может быть основан на более социальных, реляционных, основанных на диалоге процессах, тесно связанных с отзывчивым взаимодействием с другими.
6. Бессознательная динамика
Развитие оказывает сильное влияние на поведение и личность взрослого человека, а также на то, какой выбор считается приемлемым, а какой неприемлемым. Это может повлиять на то, как люди представляют себе свой жизненный путь. С точки зрения традиционного психоаналитического мышления, например, мы можем более или менее расходиться с нашими семейными (родительскими) ожиданиями. Некоторые люди могут с большей вероятностью согласиться с тем, как они были воспитаны, вплоть до выбора карьеры и партнеров, которые менее подходят, чтобы избежать конфликта с интернализованными убеждениями и внешними другими по поводу их выбора, что приводит к множеству проблем.
Другие могут испытать «реактивную формацию», становясь отвергающими и бунтующими против соответствия культурным и семейным нормам, и двигаться в совершенно другом направлении. Этот путь также может более или менее совпадать с тем, кем мы в конечном итоге станем в будущем, особенно если мы узнаем, что, бунтуя, пока мы не шли предписанным путем, мы могли в равной степени подвергнуться влиянию окружающих нас сил. .
Шум внешнего давления, побуждающего быть или делать то или иное, может заглушить наш внутренний диалог. Возможно, если мы более внутренне интегрированы, мы способны лучше находить баланс с внешними влияниями.
7. Судьба и предназначение
Частично в зависимости от чувства трагедии или героизма мы можем чувствовать, что нам предназначено следовать определенным путем. Это может быть что-то вроде призвания к определенной профессии (часто с сильным компонентом служения) или спутника жизни (родственные души), а может быть и более мистическое или даже шаманское: союз с тотемным животным или тотемом, или следование веление кармы или прошлых жизней.
Если тон более трагичен, то, по одной из версий, он будет более негативным, что мы отдаемся на милость судьбы. С другой стороны, идея судьбы, как правило, имеет более серьезные последствия для цели и смысла жизни.
8. Сложные адаптивные системы
Для этой точки зрения не может быть предписанного пути. Более того, столь усердный поиск ответа или правильного пути может помешать формированию траектории с течением времени, мешая возвратно-поступательному поиску ответной подгонки. Это не мистика, а скорее следствие того, как сложные живые системы возникают и самоорганизуются.
В этой модели представление о пути более расплывчато и лежит в будущем, и отправляясь в начале, мы не ступаем на конкретный путь, а движемся в том направлении, которое, как нам кажется, имеет смысл и чувствует себя достаточно хорошо. Цель состоит в том, чтобы собрать информацию, посмотреть, как она работает, а также пересмотреть и уточнить по ходу дела.
Между индивидуальным развитием и тем, как окружающая среда формируется в ответ на наши усилия, мы получаем более четкое представление с течением времени (в конечном итоге, возможно, заканчивающееся блокировкой пути), поскольку личность и контекст совместно влияют друг на друга, приближаясь все ближе и ближе к хорошая посадка. Взгляд на сложные адаптивные системы может быть полезен, когда планы и желания неясны, особенно когда возникает необходимость найти «ответ», когда он преждевременн или недоступен.