Основные психологические потребности – selfdeterminationtheory.org
Характеристика основных психологических потребностей
Вопрос о том, есть ли у нас набор основных психологических потребностей, удовлетворение которых служит питательным веществом для роста и психического здоровья, является интригующим. В повседневном языке термин «потребность» используется довольно расплывчато, тем самым ссылаясь на определенные желаемые качества или результаты. Дети могут сказать, что им нужна новая игра, или взрослые, что им нужен отдых, чтобы восстановиться после работы. Термин «потребность» в этих случаях обозначает наличие определенного желания или предпочтения, причем эти желания или предпочтения сильно различаются у разных людей. Тем не менее, когда потребность считается основной, можно рассматривать только ограниченный набор. Это связано с тем, что в рамках теории основных психологических потребностей, одной из шести мини-теорий теории самоопределения, термин «базовая психологическая потребность» определяется более конкретным и узким образом, то есть как психологическое питательное вещество, которое необходимо для адаптации, целостности и роста людей (Ryan, 1995). В этих рамках конкретному желанию может быть присвоен более формальный статус базовой психологической потребности только тогда, когда его удовлетворение необходимо для благополучия людей, а его фрустрация увеличивает риск пассивности, плохого самочувствия и оборонительного поведения (Ryan & Deci). , 2000a; Vansteenkiste & Ryan, 2013). Чтобы избежать увеличения количества потребностей, список психологических потребностей в BPNT ограничен тремя: автономия, связанность и компетентность (Deci & Ryan, 2000). Этот краткий список всегда был открыт для дополнений, но любая потребность-кандидат должна соответствовать ряду из девяти концептуальных и эмпирических критериев, чтобы получить формальный статус психологической потребности (Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020; см. Таблицу 1). . В частности, основные критерии потребности в BPNT включают ее психологический, существенный, присущий, отчетливый и универсальный характер, в то время как ее всеобъемлющая, содержательная, направленная и объяснительная роль представляет собой набор связанных критериев.
Таблица 1
Описание ключевых критериев базовой потребности в рамках теории базовых психологических потребностей (скопировано из Vansteenkiste, Ryan, & Soenens, 2020)
BPNT рассматривает как удовлетворение, так и фрустрацию психологических потребностей, при этом более сильное и угрожающее переживание, чем простое отсутствие его реализации (Vansteenkiste & Ryan, 2013). Автономия относится к опыту воли и готовности. Когда человек удовлетворен, он испытывает чувство целостности, как если бы его действия, мысли и чувства были самоодобренными и подлинными. Когда человек расстроен, он испытывает чувство давления и часто конфликт, например, ощущение, что его толкают в нежелательном направлении. Родственность обозначает ощущение тепла, привязанности и заботы, удовлетворение от общения с другими и ощущения значимости для них. Разочарование от связи может сопровождаться чувством социальной отчужденности, изоляции и одиночества. Компетентность касается опыта эффективности и мастерства. Он становится удовлетворенным, когда человек умело участвует в деятельности и испытывает возможности для использования и расширения навыков и опыта. Когда человек расстроен, он испытывает чувство неэффективности или даже неудачи и беспомощности.
С момента публикации важных работ Деси и Райана (2000) и Райана и Деси (2000) объем эмпирических исследований психологических потребностей вырос в геометрической прогрессии. Многочисленные исследования, некоторые из которых были обобщены в метаанализе (Ng et al., 2012; Slemp, Kern, Patrick, & Ryan, 2018; Van den Broeck, Ferris, Chang, & Rosen, 2016; Vasquez et al., 2016; Yu, Levesque-Bristol, & Maeda, 2018) убедительно показали, что эти три психологические потребности играют заметную роль в развитии, адаптации и благополучии в разных культурах, в то время как фрустрация потребностей представляет собой риск дезадаптации и сбоев в работе (Ryan, Vansteenkiste, & Deci, 2016).
Преимущества определения основных психологических потребностей
Формальное определение автономии, компетентности и связанности в качестве основных психологических потребностей дает три преимущества. Во-первых, идентификация этих потребностей позволяет ученым разобраться с фундаментальным вопросом о том, как выглядит наша человеческая природа. Введение этих психологических потребностей согласуется с метатеоретическим предположением о природе, ориентированной на рост, а также с признанием того, что у нас есть уязвимая природа. В то время как удовлетворение потребностей активизирует проактивные, просоциальные и ориентированные на рост наклонности, фрустрация потребностей пробуждает нашу уязвимость к пассивности, эгоцентризму и защите.
Во-вторых, эта лаконичная структура позволяет изучать широкий и очень разнообразный набор явлений в разные периоды развития, культуры и личностные различия. В рамках SDT эти потребности помогают связать различные явления, которые изучаются в разных мини-теориях, включая развитие и поддержание внутренней мотивации (теория когнитивной оценки), постепенное одобрение предлагаемых извне правил, норм и установок (теория органической интеграции). , изучение личностных различий (теория причинно-следственной ориентации), жизненных устремлений (теория содержания цели) и здоровых и зрелых отношений (теория мотивации отношений). В этом отношении основанные на потребностях переживания служат необходимым «клеем» между мини-теориями, тем самым объединяя различные явления в более связное целое.
В-третьих, введение этих психологических потребностей имеет большое практическое значение, поскольку опыт, основанный на потребностях, является ключевым для понимания роли контекстуальных влияний на мотивацию людей, вовлеченность и приспособление в различных сферах жизни. Сегодня было собрано значительное количество корреляционных и экспериментальных данных, которые показывают, что различные контекстуальные влияния служат путями к основным психологическим потребностям и последующей мотивации, вовлеченности и благополучию (например, Aelterman et al., 2019).). Кроме того, были разработаны и опробованы различные вмешательства, тем самым либо обучая агентов социализации (например, учителей; Рив, XX), чтобы они стали более умелыми в выполнении поддерживающих нужд практик, либо внося более существенные и структурные изменения в более широкий контекст (например, школьные культуры; Assor et al. , XX), которые влияют на то, как взаимодействуют агенты социализации.
Теории потребностей
Среди наиболее известных теорий трудовой мотивации как в академической, так и в прикладной среде есть модели, основанные на предположении, что в основе своей люди — существа, движимые потребностями, поведение которых можно лучше всего понять, изучив их поведение. состояния потребности и определение целей или состояний цели, которые они стремятся удовлетворить свои потребности.
Что такое потребность?
Было предложено множество определений потребности, но то, которое предпочитает автор, принадлежит Генри А. Мюррею. В своей книге 1938 года «Исследования личности» Мюррей, во-первых, писал, что потребность — это гипотетическая конструкция, а не физическая сущность: мы не можем оценить ее напрямую или определить ее цвет. У него нет физической массы, плотности или удельного веса. Во-вторых, определение Мюррея также подразумевает, что человек, находящийся в состоянии нужды, чувствует силу, которая активирует его и помогает направлять его. В-третьих, согласно Мюррею, потребности могут быть вызваны характеристиками окружающей среды. Четвертая особенность определения Мюррея заключается в том, что оно помогает нам понять как поведение приближения, так и поведение избегания. Потребности также тесно связаны с эмоциями, хотя психологи все еще изучают, существуют ли непосредственные связи между конкретными потребностями и конкретными эмоциями.
Потребности и поведение
Возможно, самый важный момент в определении Мюррея касается связи между потребностями и поведением. Здесь необходимо уточнить ряд моментов. Во-первых, не всякое ориентированное на потребности, целенаправленное поведение способствует достижению поставленных целей. Результат определяется как разочарование, и иногда фантазии должно быть достаточно, чтобы подавить силу, порожденную потребностью. Тем не менее, наблюдение за поведением как средством определения потребностей человека может оказаться непростой задачей. Одна из причин этой трудности заключается в том, что большинство потребностей, за исключением самых основных биологических, считается сверхдетерминированными, то есть вызванными и направляемыми более чем одним мотивом. Следовательно, любое поведение, такое как уход с работы, может быть мотивировано фрустрацией многих потребностей, а также привлекательностью альтернативной работы, которая может помочь удовлетворить эти фрустрированные потребности и даже удовлетворить другие потребности. Более того, разные люди могут стремиться к удовлетворению общей потребности посредством различного поведения. Джон может претендовать на руководящую должность в своем профсоюзе, чтобы удовлетворить потребности во власти и членстве, в то время как Мари может тренировать хоккей среди юниоров, чтобы удовлетворить свои потребности во власти и членстве. Короче говоря, существует сложная взаимосвязь между потребностями и поведением, и мы часто проецируем наше собственное состояние потребности или состояние поведения на других, предполагая, что другие ведут себя так же, как мы, когда нуждаемся.
Рассмотрим трудности, связанные с выводами о потребностях, определяющих поведение человека. Во-первых, как упоминалось ранее, считается, что наиболее мотивированное поведение является сверхдетерминированным, что означает, что намеренно или непреднамеренно поведение побуждается силой для удовлетворения более чем одной потребности.
Например, служащий может добиваться повышения ради удовлетворения нескольких потребностей (хотя человек может осознавать важность одних из них по сравнению с другими). Одна и та же потребность может быть удовлетворена любым из множества действий. Таким образом, наш стремящийся вверх сотрудник может отчасти стремиться к большему удовлетворению потребности в уважении. Обратите внимание, что повышение по службе — это один из способов — но только один — удовлетворить потребность в уважении. Волонтерство в нерабочее время или стать президентом профсоюза работников — вот альтернативные варианты поведения, которые можно использовать. Короче говоря, между силой конкретной потребности и наблюдаемым типом поведения не существует однозначной связи. Ситуация усложняется тем, что у людей существует общая склонность проецировать: свои собственные потребностно-поведенческие стили на свои интерпретации поведения. (Например, можно сделать вывод, что друг согласился на работу в продуктовом магазине, а не в цветочном магазине, потому что он находится ближе к его или ее дому. Здесь ошибкой будет приписывание другу предпочтения коротких поездок на работу, главным образом потому, что человек, делающий атрибуцию, ненавидит ездить на работу на большие расстояния!)
Удовлетворение потребности
Удовлетворение потребности обычно рассматривается как чувство облегчения или снижения напряжения, которое возникает после достижения цели или совершения действия (например, странный живот после любимого блюда). Однако в случае определенных потребностей удовлетворение может заключаться в большей степени в опыте, полученном в процессе снижения напряжения. Продолжая наш пример, удовлетворение состоит как из радости от еды, так и из состояния поедания. Более того, большее удовлетворение может возникнуть при снижении большего напряжения, поэтому у людей может быть мотивация лишать себя удовлетворения (в безопасных пределах), чтобы они могли испытать большее последующее удовлетворение от процесса удовлетворения потребности. Прелюдия к сексу иллюстрирует этот принцип, как и отказ от обеда, чтобы у человека был сильный аппетит к особому обеду.
Типологии потребностей
Большая часть современной работы по теории потребностей посвящена созданию категорий потребностей. Дэвид Макклелланд, ученик Мюррея, большую часть своей карьеры занимался измерением и поведенческой значимостью трех конкретных потребностей: власти, принадлежности и достижений. Ранние работы в этой традиции страдали от проблем измерения, поскольку они в значительной степени полагались на использование проективных методов для оценки силы этих потребностей у людей. Тем не менее, традиция, начатая Макклелландом и его коллегами, позволила значительно лучше понять потребности во власти эффективных и неэффективных лидеров и менеджеров. Макклелланд и Д. Г. Винтер даже продемонстрировали в 1969 как уровни ориентации на достижения в обществе связаны с его процветанием, и они добились определенного успеха в развитии мотивации достижения в странах третьего мира, что привело к повышению уровня предпринимательского поведения в этих странах.
Иерархические теории
Макклелланд никогда не предполагал каких-либо отношений между своими категориями потребностей, в отличие от другого известного американского психолога Абрахама Маслоу. Его иерархическая теория мотивации человека 1943 года является одним из самых парадоксальных подходов к трудовой мотивации. С одной стороны, это одна из самых известных теорий среди ученых и практиков, как отметил Дж. Б. Майнер в 2003 году. С другой стороны, она, вероятно, чаще всего неправильно понимается и чаще всего чрезмерно упрощается и искажается. В течение десятилетий после того, как она была предложена, теория имела лишь смешанные и слабые доказательства научной обоснованности. Но тем не менее он остался популярным.
Теория Маслоу утверждает, что в основном существует пять категорий человеческих потребностей, и что эти потребности объясняют большую часть человеческого поведения. Потребности различаются по своей относительной доминантности или срочности для выживания индивидуума, выстраиваясь в иерархическом порядке важности. По мере того, как наиболее доминирующие потребности удовлетворяются в разумных пределах, менее преобладающие потребности (потребности более высокого порядка) становятся все более важными для порождения поведения.
Наиболее важные потребности в теории носят физиологический характер. Они функционируют гомеостатическим образом, так что дисбаланс или дефицит определенных физиологических веществ провоцируют поведение, направленное на восстановление баланса путем восполнения дефицита. Голод, секс и жажда — вот три примера таких потребностей. Далее идут физиологические потребности, или так называемые потребности в безопасности. Когда они не удовлетворены, они обладают таким же потенциалом доминирования над поведением человека, как и физиологические потребности, когда они не удовлетворяются. Более поздние версии этой модели часто объединяли эти две категории в один набор, утверждая, что фрустрация потребности или угроза одинаково сильны в подстрекательстве и управлении поведением, будь то на физиологическом уровне или на уровне безопасности.
Следующими по важности являются потребности в любви; то есть они приобретают сравнительно большее влияние на поведение, поскольку физиологические потребности и потребности в безопасности в разумных пределах удовлетворяются. Индивидуум желает отношений с другими людьми, и он или она будет чувствовать себя более вынужденным, чем раньше, для достижения таких отношений. Чувства одиночества, остракизма, отверженности и отсутствия друзей станут более острыми. Маслоу утверждал в 1954 году, что подавление потребности в любви лежит в основе многих случаев дезадаптации. Теория утверждает, что людям нужно и дарить, и получать любовь, и что социальные взаимодействия не обязательно должны быть сердечными для удовлетворения этих потребностей.
Потребность в уважении — следующая по значимости категория в иерархии. Маслоу группирует их в две группы: одна включает в себя стремление к силе, достижениям, адекватности, мастерству и компетентности, независимости, свободе и фундаментальной уверенности в себе перед лицом мира. Второй набор состоит из потребностей в престиже и репутации — в уважении окружающих. Это побуждает людей искать признания, похвалы, доминирования, славы и внимания других людей.
Потребность в уважении считается менее значимой, чем высший набор потребностей в иерархии — так называемая потребность в самоактуализации. В своих различных работах Маслоу по-разному интерпретировал значение этой потребности, но наиболее ясная и общепринятая точка зрения состоит в том, что она состоит в требовании к индивидуумам реализовать свой потенциал, стать тем, чем они способны стать. Важной особенностью потребностей самоактуализации является то, что они выражаются в различном поведении у разных людей. Более того, удовлетворение потребностей в самоактуализации имеет тенденцию увеличивать их важность, а не уменьшать ее — они вызывают некоторое привыкание. Это различие между самоактуализацией и другими потребностями в иерархии делает ее самой необычной. Это основные элементы теории Маслоу. Более подробные описания и интерпретации исследований теории были даны К. К. Пиндером в 1919 г.98.
Существование, родство и рост
Примерно в то же время, когда Маслоу закончил свои работы о человеческих потребностях, в 1972 году Гарольд Альдерфер создал и протестировал альтернативу модели Маслоу, теорию существования, родства и роста. Эта модель уходит своими корнями в работу Маслоу, а также в теорию и исследования ряда других психологов до Маслоу, которые занимались человеческой мотивацией.
Теория постулирует три общие категории человеческих потребностей, категории, аналогичные тем, что есть в модели Маслоу, и частично производные от них. Все потребности рассматриваются как первичные, то есть они являются врожденными для человеческой природы, а не приобретенными, хотя обучение увеличивает их силу.
Первый набор в модели называется потребностями существования. Они тесно связаны с физиологическими потребностями Маслоу и потребностями безопасности, связанными с выживанием видов. Исследования Альдерфера и других оправдывают их объединение в одну категорию.
Точно так же цели, к которым обычно стремятся люди, чтобы удовлетворить то, что Маслоу называет потребностью в любви, в основе своей совпадают с целями, необходимыми для удовлетворения потребности в престиже или уважении других, а также потребностей в межличностной безопасности, включенных в Второй уровень иерархии Маслоу. Успешное удовлетворение каждой из потребностей, определенных Маслоу, требует взаимодействия с другими людьми и развития значимых отношений с другими. Более того, каждая из этих трех разновидностей социальных потребностей, по крайней мере, на логическом уровне, кажется одинаково важной или преобладающей. Поэтому эти специфические масловские потребности объединены Альдерфером как потребности в родстве. Третья категория Альдерфера грубо объединяет понятия Маслоу о самооценке и самоактуализации в категорию, которую он называет потребностями роста.
Текущая оценка потребностей Теории мотивации труда
Как уже упоминалось, десятилетия исследований после публикации работы Маслоу не были очень обнадеживающими. Потребовалось время даже для установления различения категорий. Кросс-культурная работа Симхи Ронен в 1994 году установила как минимум двухуровневую иерархию с доказательствами того, что физиологические потребности и потребности в безопасности действительно образуют связный набор, в то время как другие потребности могут быть по существу одинаково важны между собой. Как и в случае со многими теориями трудовой мотивации, может случиться так, что теории мотивации труда, основанные на потребностях, более верны, чем могут продемонстрировать социологи, учитывая практические проблемы измерения, манипулирования (для экспериментов) и обобщения, а не упомянуть этику проведения внутренне обоснованных исследований по этому вопросу на людях.
Ссылки:
- Alderfer, CP (1972). Существование, родство и рост. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Латам, Г.П., и Пиндер, К.С. (2005). Теория мотивации труда и исследования на заре 21 века. Ежегодный обзор психологии, 56, 485-516.
- Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Макклелланд, округ Колумбия, и Винтер, Д.Г. (1969). Мотивация экономических достижений. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Майнер, Дж. Б. (2003). Оценочная важность, научная обоснованность и практическая полезность теорий организационного поведения: количественный обзор. Академия управления обучением и образованием, 2, 250-268.