Потребность (в психологии)
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Науки о человеке > Психология > Терминология > Потребность (в психологии)
ПОТРЕБНОСТЬ (в психологии) — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. В истории человеческого общества П. людей как функция их деятельности являются следствием развития производства. Природная вещь перестает здесь быть просто добычей, т. е. объектом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять объект, приспособляя его к собственным П. Тем самым и П. людей получают возможность к развитию, т. е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через П. Животные, органические П. преобразуются в. человеческие, «надорга-нические», опосредствованные предметной деятельностью. П.- и предпосылка, и результат не только собственно трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов. Именно поэтому П. выступают как такие состояния личности, благодаря к-рым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т. е. приобщения к миру человеческой культуры, представленной как предметно (материальные П.), так и функционально (духовные П.).
Различие этих форм культуры, а соответственно материальных и духовных П. относительно и определяется содержанием развития производства. Удовлетворение П. человеком есть, в сущности, процесс присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием. При этом «сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом». Производными от этой структуры трудовой деятельности являются и общественные характеристики человеческих П. Поскольку процесс удовлетворения П. выступает как целенаправленная деятельность, П. являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как П., человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это дает ему возможность соотносить свои субъективные представления о П. с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. П. обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях и т. п.), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления П. Если в П. деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем П., составляющая ее сущность. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.
Другие записи
10.06.2016. Концепция поэтапного формирования умственных действий
ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОНЦЕПЦИЯ — выдвинутое Л. Я. Гальпериным учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий. В…
10.06.2016. Правосознание
ПРАВОСОЗНАНИЕ-сфера об щественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Основные функции П.- познавательная, оценочная и регулятивная.…
10.06.2016. Пралогическое мышление
ПРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-понятие, введенное Л. Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на к-ром формирование его основных логических законов еще не завершено: . существование причинно-следственных…
10.06.2016. Предметно-рефлексивные отношения
ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — интериоризованная (см. Интериоризация) система рефлексивных связей субъекта с другими людьми (см. Рефлексия}, основывающаяся на способности к мысленному отражению позиции…
10.06.2016. Предметно-ценностное единство коллектива
ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ ЕДИНСТВО КОЛЛЕКТИВА-нормативная интеграция индивидуальных деятельностей в группе, при к-рой каждая из них, будучи функционально специфична (по объекту либо способам его преобразования)…
Потребность — Психологос
Фильм «9 рота»
Фильм «Шопоголик»
Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея.
Сегодня о потребностях говорят все психологи, хотя раньше люди обходились словом нужда. Нужда — это было нечто объективное, то, без чего человеческий организм (или военный отряд, или завод, или город) обойтись не может.
В английском язык слова «потребность» нет, есть слова needs (нехватка, нужда) и requirements (запрос, требования, испрашиваемые средства). Все понятно, все объективно: если у тебя чего нет — добудь, купи или делай запрос, мы его рассмотрим…
Похоже, что понятие «потребность» лежит за пределами естественнонаучного подхода, в области подхода гуманитарного и прочей высокой поэзии. Очевидно, что мотору для нормальной работы требуется бензин и моторное масло, но нельзя сказать, что у мотора в этом есть потребность. Почему? Потому что мотор — не живой, а о потребностях говорят только применительно к тому, что видится как живое.
Техник скажет, что условием нормальной работы является наличие бензина, а добавка моторных масел увеличивает срок эксплуатации мотора. Все, это «условия функционирования», и здесь нет никаких «потребностей». Впрочем, если водитель начинает воспринимать свою машину как живое существо (а это распространено повсеместно), то у его машины появляются потребности и помыться, и пополнить запас бензина, и пройти ТО… «Моя машинка хочет помыться!»
Последователи естественнонаучного подхода говорят не о потребностях, а о запросах субъекта (обращениях за помощью) и условиях, которые так или иначе влияют на жизнедеятельность организма.
А.С. Пушкин словом «потребность» не пользовался, в словаре В.И. Даля о потребностях также ничего говорится, а вот в словаре Брокгауза и Эфрона уже есть статья об «эластичных» и «малоэластичных» потребностях. Потребность в хлебе элементарна и малоэластична: наелся — и сыт. Все определенно, растяжки по времени нет, по сути — это нужда. А вот потребность в одежде несравненно более эластична: покупка одежды эту потребность не насыщает, покупать хочется еще и еще… Все эластично тянется до бесконечности, потому что тут не нужда, а хочется.
Потребности различают и классифицируют самым различным образом. Выделяют, в частности, потребности целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и нет, высшие и низшие, потребности в общении, в любви, в уважении и многие другие. Похоже, что сегодняшнее понимание потребности ближе к эластичным, мало насыщаемым потребностям. И похоже, что за такой потребностью стоит в малой степени «нужда», а в большей степени — скулеж на тему «хочется» и «мне без этого плохо!».
Люди, как дети, очень быстро учат список своих потребностей, а общество потребления этому только радо, поскольку под любую потребность можно продать ту или иную услугу. Понятие «потребность» очень удобно: одни могут под созданную потребность что-то продать, другие — снять с себя ответственность за свои действия. «Я купила, потому что чувствовала в этому потребность. Не идти же мне против себя?!» С развитием запросов людей список желаний, которые они хотят называть реальными потребностями, растет с невероятной скоростью.
Люди, начавшие играть в игру под названием «Потребности», сами же оказываются у себя на крючке. Люди легко вовлекаются, привыкают и привязываются, после чего свои привязанности и привычки называют своими потребностями. У дедушки теперь потребность быть в курсе новостей каждый вечер, у бабушки — потребность посмотреть сериал, у мамы — потребность купить платочек от D&G, у папы — заменить айфон на последнюю модель, у трехлетнего ребенка — поиграть на айпаде. И каждый из этих детей убежден, что без этого они не могут, потому что это их потребности.
Исследователи вводят понятие «базовые потребности», чтобы отличить потребности надуманные от настоящих нужд, но этот список оказывается таким же эластичным и ненасыщаемым, как потребности тех, кто привык себе что-либо выпрашивать.
Утверждения психологов, что именно потребности движут людьми, является внушением, и внушением контрпродуктивным. Те, кто это внушают, заставляют на все смотреть с эгоистической точки зрения, а те, кто этому поверил, получают якобы научное объяснение, почему каждый человек заботится в первую очередь о самом себе. Разговоры о потребностях воспитывают потребителей: тех, кто живет ради себя, ради удовлетворения собственных потребностей.
Понятие «потребность» — опасное понятие. Кроме приучения к эгоизму, оно несет в себе и другое метасообщение: «Кто-то отвечает за мои нужды, кто-то должен обо мне позаботиться». А эта установка легко воспитывает паразитов, которые убеждены, что их потребности обязательно надо обслужить — ведь каждый человек имеет право на удовлетворение своих потребностей!
Потребность в безопасности — обеспечьте. Потребность в общении — предоставьте! — учтите! Потребность в любви — позаботьтесь!
Наверное, это не так, мы все-таки не дети. У каждого из нас есть свои нужды и свои желания, и каждый взрослый человек может себя обслужить, если возьмет на себя такую ответственность.
С позиций синтон-подхода, потребность — это замена ценностей, целей и воли у человека, который живет как организм, еще не став личностью. И замена эта — не вполне достойная.
Большинство людей действительно большую часть своей жизни живут и действуют, побуждаемые потребностями. Когда им что-то не хватает, у них возникает повышенное напряжение, им становится плохо, но напряжение подвигает их к активности, они действуют. Достигли — напряжение разрядилось, источник активности иссяк, энергия действия кончилась. Чтобы куда-либо двигаться, они снова ищут состояния неудовлетворенности, ищут свое плохо, и постоянно качаются между «мне плохо, но я двигаюсь» или «мне хорошо и я не могу себя поднять».
Это правда, что жизнью человека-организма заведует не он, а его потребности. Читай — его тело. Так живет большинство, но будете ли так жить вы? Разумный человек знает нужды своего тела и заботится о нем, при этом выборы взрослого человека определяются им самим, а не его потребностями. Ведь за совершенные поступки вы спрашиваете с человека, а не с потребностей, которые ими двигали… Да?
Человек, живущий ценностями, более человек, чем существо, живущее удовлетворением своих потребностей. Правда, что людьми движут потребности, но не правда, что ими движут только потребности. Потребности движут теми, кто не умеет разума и воли определять свои поступки, люди же в авторской позиции принимают самостоятельно принимают свои решения, ориентируясь на свои ценности и цели. Мы привыкли к тому, что у каждого из нас есть потребности, и мало задумываемся о том, что у нас есть обязанности. Верно, что у нас тело, которое необходимо питать, отдыхать и освобождать от продуктов жизнедеятельности; но также верно, что у нас есть разум, мы можем делать выборы, можем любить и заботиться не только о себе.
А что думаете вы?
Потребности: определение и примеры — Институт благополучия Беркли
Потребности: определение и примеры Тристан Уильямс, доктор философии. У всех нас есть свои желания и потребности. Но в чем разница между ними? Что делает потребность такой существенной и каковы они? В этой статье мы определим, что делает потребность потребностью.
В этой статье мы определим и обсудим, что такое потребности и чем они отличаются от желаний. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее Что такое потребности? (Определение) Потребность можно определить как «физиологическое или психологическое требование для благополучия организма» (Merriam-Webster, n.d.). Другими словами, потребность — это то, без чего вы не можете обойтись. Это может варьироваться от еды и воды до человеческого контакта и социализации. Синонимы для нуждЛюди будут отбрасывать много разных терминов, говоря о своих потребностях. Некоторые из них включают в себя:
Некоторые люди путают потребности и желания. Позже мы обсудим их сходства и различия. Примеры потребностей Есть много типов потребностей. К счастью, исследователи разделили их на разные категории (Noltemeyer et al., 2021). Эти категории приведены ниже:
Потребности против желаний Только у человека есть потребности и желания, но иногда бывает трудно различить их. Проще говоря, потребности важны, а желания — нет.
В конечном счете, потребности необходимы для жизни, в то время как желания являются дополнениями. Потребности в психологии В психологии мы знаем, что некоторые потребности не являются физическими (Lester et al.
33. Список основных потребностей Основные потребности, или первичные потребности, являются наиболее важными. К ним относятся: Базовые потребности необходимы для выживания. По сути, если вы не можете жить без этого, это базовая потребность. Иерархия потребностей Маслоу Это было в 1943 году, когда психолог Абрахам Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей (Маслоу, 2012). Благодаря этому он предположил, что люди мотивированы удовлетворять основные потребности, прежде чем переходить к более продвинутым. Он был гуманистом и считал, что у людей есть высшее желание достичь самореализации, или, другими словами, быть всем, чем они могут быть. Однако для этого необходимо было сначала удовлетворить потребности более низкого уровня. Существует пять уровней иерархии потребностей Маслоу, начиная с самого низа с основ: Согласно этой концепции, мы можем удовлетворить потребности более высокого уровня только после того, как удовлетворим потребности более низкого уровня. Например, мы можем начать удовлетворять свои потребности в безопасности только после того, как обеспечим свои физиологические потребности. Ниже видео, объясняющее больше о человеческих потребностях. Видео: изучение основных потребностей человеческого разумаПотребности в отношениях Мы узнали много личных потребностей, но применимы ли они к другим ситуациям? Когда дело доходит до отношений, сила и качество связи могут зависеть от того, удовлетворяются ли эмоциональные потребности (Sels et al. Как провести оценку потребностейМы много говорили о потребностях в их различных формах, но как узнать, в чем они заключаются? Насколько хорошо вы знаете себя? Удовлетворяются ли ваши самые важные потребности? Метод анализа этих вопросов заключается в оценке потребностей. Советы по удовлетворению ваших потребностейОпределив свои потребности, попробуйте удовлетворить их, чтобы почувствовать удовлетворение. Если вы игнорируете свои потребности, это может нанести ущерб вашему физическому и психическому здоровью. Вот несколько советов, которые помогут удовлетворить ваши потребности: Цитаты о потребностяхСтатьи, связанные с потребностямиКниги, связанные с потребностямиЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. Заключительные мысли о потребностях Потребности — естественная и неотъемлемая часть жизни. Некоторые потребности являются общими для всех, но другие различаются у разных людей. Наше общество постоянно развивается и меняется — на наши потребности могут в большей или меньшей степени влиять такие факторы, как социальные, экологические, политические и культурные обстоятельства. Например, время охоты и собирательства давно уже позади, чтобы выжить, и во многих обществах нам нужно образование, чтобы позаботиться о себе. По сути, образование стало современной потребностью — некоторые правительства даже сейчас предоставляют услуги по бесплатному получению высшего образования. Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Ссылки | Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес! Key Articles:
Content Packages :
|
Потребности | Психология Вики | Фэндом
в: Маркетинг, оценка, потребности
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Память · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс

Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.
Содержание
- 1 Психологическое определение
- 2 Объективное определение
- 3 Другие представления
- 4 См. также
- 5 Каталожные номера
- 6 Дальнейшее чтение
Психологическое определение
Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.
Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.
Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.
Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или в разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.
Объективное определение
Второй взгляд на потребность представлен в работе профессора политической экономии Яна Гофа. Он опубликовал работы на тему потребностей человека в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния [1]. Вместе с профессором медицинской этики Леном Доялом [2] он также опубликовал Теория человеческих потребностей .
Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности индивидуума отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.
По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.
Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:
- Достаточное питание и вода
- Соответствующий защитный кожух
- Безопасная рабочая среда
- Безопасная физическая среда
- Надлежащая медицинская помощь
- Безопасность в детстве,
- Значимые первичные отношения с другими
- Физическая безопасность
- Экономическая безопасность
- Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
- Надлежащее базовое и межкультурное образование.
Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».
Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.
Другие представления
Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.
В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги Beyond Capital .[5].
Профессор Дьёрдь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или своих удовлетворяющих), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие). Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-всеобщим и общесознательным существом, и д) человек свободен.
[1]
В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, высказанные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]
Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.
Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.
См. также
- Мотивация достижения
- Мотивация принадлежности
- Биологический императив
- Тяга
- Внешняя мотивация
- Основные потребности человека
- Потребности службы здравоохранения
- Человеческие данности
- Внутренняя мотивация
- Иерархия потребностей Маслоу
- Система потребностей Мюррея
- Потребность в удовлетворении
- Необходимость утверждения
- Потребность в познании
- Оценка потребностей
- Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
- Иерархия потребностей Невиса
- Воспитание
- Психологические потребности
- Специальные потребности
- Анализ потребностей в обучении
Ссылки
- ↑ 1.