Потребность это в психологии: Потребность . Что такое «Потребность «? Понятие и определение термина «Потребность » – Глоссарий

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Леонтьев Алексей Николаевич о природе потребностей человека //Психологическая газета

5 февраля 1903 года родился Алексей Николаевич Леонтьев – выдающийся советский психолог, работавший над проблемами общей психологии и методологией психологического исследования, философ, педагог, доктор педагогических наук, действительный член АПН РСФСР, декан факультета психологии Московского государственного университета. Ученик Л. С. Выготского, создатель теории деятельности.

Алексей Николаевич Леонтьев умел описывать сложные понятия четко, лаконично, предметно. В книге «Потребности, мотивы и эмоции» он описал природу потребностей человека: «…Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это  разные выражения одного и того же. В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.

Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей их предметность. Собственно, потребность это потребность в чем-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в так, сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т.д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта).

Итак, природа потребностей заключается в их предметности. Другую важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.

В ходе биологической эволюции происходит расширение круга потребностей и их специализация; дифференцируются такие потребности как потребность в пище, половая потребность и т.

д. Вместе с тем, на поведенческом уровне потребности животных, как и сама их деятельность, приобретают сигнальный характер, т.е. регулируются с помощью сигналов внешних и внутренних. Предмет потребности выступает теперь перед животным совокупностью своих признаков и поэтому в своей дискретности как то, что чувственно им отражается, воспринимается. С другой стороны, объективные «потребностные» состояния организма также сигнализируют о себе в форме регулирующих поведение животного внутренних раздражителей, способных, в свою очередь, вступать в условные связи. Благодаря этому становится возможным упреждение крайних потребностных состояний: например, поиск пищи животным может начаться в ответ на внутренние раздражители еще то того, как соответствующее объективное состояние его организма обострилось; точно так же животное прекращает еду по сигналам, идущим от органов пищеварения, еще то того, как необходимые продукты питательного вещества поступили в кровь. Иначе говоря, возникает субъективное отражение динамики потребностей.

Отражение субъектом динамики своих потребностей имеет, разумеется, другой характер и другую функцию, чем отражение внешней действительности: это не предметное отражение, не образ, и его главная функция состоит в сигнальном, «опережающем» (П.К. Анохин) внутреннем регулировании включение или выключение активационных механизмов соответствующих поведений.

На этой ступени развития потребностей впервые становится возможным особое поведение, замечательная черта которого состоит в том, что оно соотносительно именно потребности, а не ее предмету. Оно возниает в условиях, когда предмет потребности отсутствует или не выделен во внешнем поле: это поисковое поведение.

Тот факт, что интероцептивные раздражители вызывают поиск, хорошо известен в физиологии высшей нервной деятельности. «Это явление,

пишет К.М. Быков, особенно отчетливо выступает в период образования условного рефлекса на интероцептивный раздражитель. Животное ищет как бы новый, пока еще не определившийся в своем значении сигнал…».

У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или другой конкретный наличный объект: оно выражается в гиперкинезе, в общем двигательном возбуждении, в ауторитмических реакциях и т.п. Проголодавшееся животное не остается в отсутствии пищи бездеятельным, не «дожидается» пассивно ее появления; оно отвечает на воздействия раздражителей внешнего поля перебором сменяющих друг друга актов поведения.

Среди различных случаев поискового поведения особо следует выделить случаи, когда поиск вызывается возникшей потребностью до ее первого удовлетворения. Такая потребность еще не «знает» своего предмета; он еще должен быть обнаружен во внешнем поле. Дело в том, что пусковые механизмы, активируемые эндогенными факторами, вообще обладают крайне слабой селективностью. Так, например, Г. Лоренц, рассказывая о знаменитых в этологии опытах с вызыванием у гусенка поведения следования за матерью, описывает объект, который может вызвать такое поведение следующими словами: «любой объект, величина которого находится где-то между размерами курицы бентамки (бентамка — мелкая порода кур размером в половину обычной курицы.

) и большой весельной лодки». На этом «любом объекте» первоначально и фиксируется поведение, т.е. происходит запечатление (импринтинг) его общих признаков именно как объекта следования. Им может стать, например, человек вообще; лишь в дальнейшем вступает в игру механизм дифференцировки, в результате чего следование за собой вызывается уже только одним определенным человеком.

В некоторых работах этологов был применен очень острый метод, позволяющий изучать обычно скрытые от наблюдателя акты первого «узнавания» объекта потребности. Этот метод состоит в том, что животное некоторое время выращивается в изоляции от объектов, адекватных изучаемой потребности, а затем, когда данная потребность актуализируется, в поле восприятия вводится неадекватный ей объект. Оказалось, что в этих условиях потребность может зафиксироваться и на неадекватном объекте. Так, известны опыты с птицами, для которых сексуальными объектами становились оказавшиеся в поле их поиска, куклы или даже человек. Происходивший импринтинг общих признаков такого объекта (например, в цитируемом случае, человек) был настолько прочен, что в его присутствии нормальный объект уже не вызывал у данного животного сексуального поведения.

Хотя такого рода факты были получены преимущественно в опытах с птицами, их общее значение не подлежит сомнению. Напомним хотя бы факт, относящийся к фиксации признаков объекта пищевой потребности у теленка, который указывался еще Дарвином: если первое кормление теленка происходит из материнских сосков, то признаки именно этого объекта и становятся сигнальными для его пищевого поведения, так что потом бывает уже трудно переключить его на кормление молоком из сосуда.

Во многих случаях поисковое поведение, вызываемое эндогенной актуализацией потребности, протекает на ранних стадиях онтогенеза в формах, которые с внешней стороны мало похожи на поиск например, в форме «поисковых автоматизмов». Таков ауторитмический поиск соска у новорожденных высших млекопитающих, включая человека, который деблокируется под влиянием определенных так называемых ключевых стимулов и блокируется вновь после того, как складывается адекватная акту сосания констелляция раздражителей.

Имеется множество фактов, которые свидетельствуют о том, что на поведенческом (психологическом) уровне конкретные объекты потребностей не «записаны» в наследственности, а открываются в результате активации сложных механизмов поиска (который может иметь разные  явные и более скрытые формы), механизмов экстренного запечатления и, наконец, механизмов постепенной выработки условных связей и дифференцировок. Биологический смысл этого понятен: в условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных, так сказать, оболочках. Поэтому, с точки зрения приспособления, жесткая наследственная фиксация совокупности признаков предмета потребности (в отличие от наследственных ключевых раздражителей) не является биологически оправданной. С другой стороны, экстренный характер важнейших потребностей делает необходимым чтобы существовал достаточно «быстродействующий» механизм закрепления выделенного в индивидуальном опыте объекта; по-видимому, этой необходимости и отвечает механизм импринтинга.

Итак, потребность сама по себе, как  внутреннее условие деятельности субъекта, это лишь негативное состояние, состояние нужды, недостатка; свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом («реализатором», по этологической терминологии) своего «опредмечивания». Это положение имеет, как мы увидим дальше, решающее теоретическое значение. Однако, на первый взгляд, оно может показаться парадоксальным. Дело в том, что представление о потребностях обычно складывается у нас на основе наблюдений post factum, т.е. когда потребность уже получила то или иное конкретно-предметное содержание; поэтому содержание это кажется заложенным в самой потребности, а не создаваемым ее объектами. Мы говорим, например, что человек ест шоколад потому, что он испытывает потребность в шоколаде и такую потребность он действительно может испытать: всякий, однако, понимает, что не «шоколадная» потребность, свойственная некоторым людям, создает у них потребление шоколада, а, наоборот, самый факт существования шоколада и опыт его потребления создает у них соответствующую конкретную потребность.

Здесь мы подходим вплотную к вопросу о том, как происходит развитие потребностей. То, что выше мы описывали как процесс «опредмечивания» потребностей, их конкретизации в объекте составляет, вместе с тем, и общий механизм их развития.

В процессе усложнения внешней среды естественно расширяется и  частью изменяется круг объектов, которые способны служить удовлетворению потребностей животных, что влечет за собой также изменение и самих потребностей. Последнее может происходить благодаря тому, что, как уже было сказано, объекты потребностей, в отличие от пусковых («ключевых») раздражителей, не являются заранее жестко «предусмотренными»: потенциально они образуют достаточно широкую сферу, границы которой являются как бы размытыми. Поэтому при появлении в среде новых объектов (например, новых видов пищи) и исчезновении прежних, потребности продолжают удовлетворяться, приобретая теперь новое конкретно-предметное содержание. Но это и значит, что потребности меняются, а в условиях прогрессивного характера их изменения (например, при переходе к лучше усваиваемым и более разнообразным видам пищи) обогащаются и развиваются. Таким образом, развитие потребностей происходит через развитие их объектов. Само собой разумеется, что изменение конкретно-предметного содержания потребностей приводит к изменению также и способов их удовлетворения.

Этот общий «механизм» развития потребностей имеет особенно важное значение для понимания природы человеческих потребностей.

Переход к человеку составляет величайшее событие в истории развития жизни. Происходит коренное изменение всей системы взаимодействий субъекта с окружающей его действительностью. При этом трансформируются, очеловечиваются и субъект, и мир, в котором он живет. Возникновение труда означает собой, что деятельность субъекта становится продуктивной и общественной. Она преобразует природу и создает новый, человеческий мир мир социальных отношений, мир материальной и духовной культуры. Возникает и новая форма психического отражения сознание.

Все это предполагает и, вместе с тем, имеет своим следствием изменение у человека его предметных потребностей и возникновение функциональных потребностей нового типа. В отличие от развития потребностей у животных, которое обусловливается расширением круга отвечающих им природных объектов, у «готового», ставшего человека развитие потребностей порождается развитием производства. Именно производство, доставляя теперь потребностям предметы, служащие для их удовлетворения, этим их изменяет и создает новые потребности.

«Сама удовлетворенная первая потребность, писал К. Маркс, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям и это порождение новых потребностей есть первое историческое дело».

Потребности человека имеют иную природу, чем потребности животных. На этом положении приходится специально настаивать, так как его столько часто встречающееся в психологии полупризнание ведет к противопоставлению биологического и социального в человеке.

«Позитивное» мышление, конечно, легко открывает общность первичных, биологических потребностей человека и животных. Ведь человек, как и животное, имеет желудок и испытывает голод: чтобы существовать он должен, как и животное, удовлетворять свои потребности в пище, воде и т.п. Другое дело ? высшие потребности человека. Они является «функционально автономными». Они детерминированы не биологически, а социально. Иначе говоря, существуют два рода потребностей, управляющих человека: биологические, с одной стороны, социальные с другой.

Эта констатация является, однако, совершенно недостаточной. Ее недостаточность проистекает из ложного подхода, который состоит в том, что потребности рассматриваются в отвлечении от условий и образа жизни субъекта, в зависимости от которых они единственно получают свою определенность. При таком подходе природа потребностей естественно кажется лежащей непосредственно в субъекте, в то время как в действительности она зависит от особенностей объектов деятельности, которая ведет к их удовлетворению. У животных это приспособленная, истинная в широком смысле слова, деятельность и это натуральные объекты, составляемые процессом общественного производства и распределения, поэтому мы говорим, что потребности человека имеют общественную природу. При этом последнее относится как к высшим, так и к элементарным потребностям.

Даже простейшая из потребностей потребность в пище меняет при переходе к человеку свою природу. «Голод есть голод, однако голод, который удовлетворяется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, который заставляет поедать сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов», –  замечает Маркс.

Метафизическая личность, конечно, видит в этом лишь внешнее отличие; чтобы обнаружить общность потребности в пище у человека и животного, достаточно взять изголодавшегося человека. Однако в аргументации этого рода как раз и заключается один из софизмов, к которым охотно прибегают защитники биологизаторских концепций. Для изголодавшегося человека пища действительно перестает существовать в своей человеческой форме и, соответственно, его потребность в пище «разчеловечивается». Но это доказывает только то, что человека можно довести голоданием до нечеловеческого состояния и решительно ничего не говорит о природе человеческих потребностей.

Перед нами вопрос, который имеет принципиальное значение. Он заключается в следующем: проходит ли граница, которая отличает собой скачок в развитии потребностей, между элементарными потребностями животных и человека, с одной стороны, и высшими человеческими духовными потребностями, с другой; или же эта граница проходит между потребностями животных и потребностями человека как элементарными, «неустранимыми», так и высшими. В первом случае сфера потребностей человека раскалывается надвое: на сферу биологических потребностей, к которым относятся пищевая потребность, половая потребность, потребность самосохранения и т.д., и на противостоящую ей сферу высших потребностей, которые трактуются как имеющие другую, а именно социальную природу (мы не говорим здесь о крайних взглядах, полностью биологизирующих человеческие потребности). Во втором случае утверждаются своеобразие и, вместе с тем, единство сферы человеческих потребностей, а также относительность их разделения на потребности, удовлетворение которых у человека, как и у животных, необходимо для поддержания жизни, и не потребности, не имеющие своих аналогов у животных, какими являются все духовные потребности человека. Но мы еще вернемся к этой проблеме.

Изменение природы, содержания и способов удовлетворения потребностей внутренне связано с изменением формы их субъективного отражения. Возникновение сознания означает, что предметы потребностей, а равно способы и орудия их удовлетворения, могут субъективно презентироваться человеку, сознаваться им. Вместе с тем меняется также и внутренняя сигнализация, выражающая динамику потребностей. Интероцептивная по своим основным компонентам сигнализация, характерная для элементарных потребностей, частично осложняется, а частью заменяется переживанием желаний, стремлений и т.п. Все это приводит к тому, что потребности приобретают идеаторный характер, т.е. что их предметы выступают для человека в значении удовлетворяющих потребность и благодаря этому становятся психологическими инвариантами. Так, пища сохраняет значение пищи и для голодного, и для сытого человека: человек не только добывает пищу впрок и хранит ее, но заранее готовит также и средства для ее добывания. Субъективное отражение потребностей в форме хотения, желания тоже выполняет функцию опережения, но это совсем иное опережение, чем достигаемое опережающей интероцептивной сигнализацией. Интероцептивная, эндогенная сигнализация вообще может отсутствовать: человек принимается за добывание пищи или даже за еду независимо от соответствующего объективного потребностного состояния его организма.

В. Брюсов рассказывал о следующем комическом, но вместе с тем психологически поучительном случае, который ему довелось наблюдать. Маленькой девочке, большой любительнице сладостей, мама позволила в день ее рождения съесть за праздничным чаем столько конфет, сколько ей захочется. Через некоторое время девочка заплакала. «Почему ты плачешь», спросили у нее. «Я хочу еще конфету», отвечала девочка. «Так возьми еще», ведь мама разрешила. «Но я больше не могу», ответила девочка, продолжая плакать.

Глубокий метаморфоз потребностей у человека выражается в том, что происходит, образно говоря, их отвязывание от объективных потребностных состояний организма. Их несовпадение, а иногда и прямое расхождение между ними, ясно проявляется уже в элементарных потребностях. Значение этого состоит в том, что в развитии потребностей открывается новая возможность: формирования потребностей вообще «отвязанных» от потребностных состояний организма. Таковы высшие человеческие потребности, которые хотя и не имеют никаких аналогов в потребностях животных, но которые тем не менее могут обладать высокой степенью напряженности. Механизм их порождения, по-видимому, состоит в ставшем теперь возможным сдвиге потребностей на звенья, опосредствующие все более усложняющиеся связи человека с миром, с действительностью. Такого рода сдвиги описывались в психологии давно, в частности В. Вундтом в терминах «гетерогонии целей».

Сдвиг потребностей, о котором идет речь, происходит и на содержание деятельности. В результате формируются функциональные потребности совсем иного типа и иного происхождения, чем биологические функциональные потребности как, например, потребность сна или тратах мышечной силы. Этот новый тип функциональных потребностей, к которому относятся такие потребности, как потребность в труде, игре, художественном творчестве и т.д., можно назвать «предметно-функциональными».

Главное же состоит в том, что на этом уровне изменяется сфера потребностей в целом их связи и соотношения. У животных соотношения потребностей определяется их биологической ролью их объективной цикличностью. Они выражаются в их относительной силе и в сменах доминирующих потребностей. У человека, потребности вступают  в такие иерархические соотношения друг с другом, которые отнюдь не определяются их биологическими значениями. Хотя удовлетворение элементарных, витальных потребностей есть для человека «первое дело» и неустранимое условие его существования, из этого вовсе не следует, что эти потребности занимают главенствующее место.

Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные, образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать. Напротив, когда в жизни человека на одну чащу весов ложатся фундаментальнейшие из его витальных потребностей, а на другую его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Классический образ мученика, восходящего на костер это, конечно, не символ извращения, перверзии потребностей, а символ их высшей очеловеченности.

Если бы понадобилось в самом общем виде выразить путь, который проходит развитие человеческих потребностей, то можно было бы сказать, что он начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей, а далее отношение это обращается: человек удовлетворяет свои витальные потребности, чтобы действовать ради достижения целей, отвевающих его высшим потребностям.

Именно этот путь и характерен для развития человека как личности».

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 40 с.

потребностей | Психология Вики | Фэндом

в: Маркетинг, оценка, потребности

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.

Содержание

  • 1 Психологическое определение
  • 2 Определение объектива
  • 3 Другие представления
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Дальнейшее чтение

Психологическое определение

Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.

Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.

Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.

Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.

Объективное определение

Второй взгляд на потребность представлен в работе профессора политической экономии Яна Гофа. Он опубликовал работы на тему потребностей человека в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния [1]. Вместе с профессором медицинской этики Леном Доялом [2] он также опубликовал Теория человеческих потребностей .

Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности человека отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.

Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:

  • Достаточное питание и вода
  • Соответствующий защитный кожух
  • Безопасная рабочая среда
  • Безопасная физическая среда
  • Надлежащая медицинская помощь
  • Безопасность в детстве,
  • Значимые первичные отношения с другими
  • Физическая безопасность
  • Экономическая безопасность
  • Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
  • Надлежащее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».

Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.

Другие представления

Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.

В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги Beyond Capital .[5].

Профессор Дьердь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или его/ее удовлетворяющих факторов), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие). Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и ​​делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-всеобщим и общесознательным существом, и д) человек свободен. [1]

В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, изложенные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]

Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.

См. также

  • Мотивация достижений
  • Мотивация членства
  • Биологический императив
  • Тяга
  • Внешняя мотивация
  • Основные потребности человека
  • Потребности службы здравоохранения
  • Человеческие данности
  • Внутренняя мотивация
  • Иерархия потребностей Маслоу
  • Система потребностей Мюррея
  • Потребность в удовлетворении
  • Необходимость утверждения
  • Потребность в познании
  • Оценка потребностей
  • Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
  • Иерархия потребностей Невиса
  • Воспитание
  • Психологические потребности
  • Специальные потребности
  • Анализ потребностей в обучении

Ссылки

  1. 1. 0 1.1 «Necesidades humanas» — Хулио Болтвиник (на испанском языке)
  2. ↑ cnvc:: Домашняя страница Центра ненасильственной коммуникации
  3. ↑ cnvc:: Список потребностей

Дополнительная литература

  • Ян Гоф (1994) Экономические институты и удовлетворение человеческих потребностей . Журнал экономических вопросов. об. 28, нет. 1 (9 марта), стр. 25-66.]
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Потребности | Психология Вики | Фэндом

в: Маркетинг, оценка, потребности

Посмотреть источник

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Человеческая потребность может быть определена как психологически, так и объективно. Это может быть связано: неудовлетворение объективной потребности — неспособность «заплатить» за то, чтобы быть человеком, — скорее всего, воспринимается нуждающимся как «чувствуемая потребность». С другой стороны, конкретное проявление объективных потребностей определяется индивидуальными предпочтениями и психологией: потребность в еде может проявляться по-разному.

Содержание

  • 1 Психологическое определение
  • 2 Определение объектива
  • 3 Другие представления
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Дальнейшее чтение

Психологическое определение

Во-первых, для большинства психологов потребность — это психологическая характеристика, которая побуждает организм к действию для достижения цели и причины действия, задавая цель и направление поведения.

Наиболее широко известная академическая модель потребностей была предложена психологом Абрахамом Маслоу. В своей теории он предположил, что у людей есть иерархия психологических потребностей, которые варьируются от безопасности до самореализации. Однако, несмотря на то, что эта модель интуитивно привлекательна, ее трудно реализовать экспериментально. Он был далее развит Клейтоном Альдерфером.

Академическое изучение потребностей достигло своего апогея в 1950-х годах. Сегодня психологи уделяют ему меньше внимания. Единственным исключением является работа Ричарда Сеннета о важности уважения.

Одна из проблем психологической теории потребностей заключается в том, что концепции «потребности» могут радикально различаться в разных культурах или разных частях одного и того же общества. Взгляд одного человека на нужду может легко рассматриваться другим как патерналистский.

Объективное определение

Второй взгляд на потребность представлен в работе профессора политической экономии Яна Гофа. Он опубликовал работы на тему потребностей человека в контексте социальной помощи, предоставляемой государством всеобщего благосостояния [1]. Вместе с профессором медицинской этики Леном Доялом [2] он также опубликовал Теория человеческих потребностей .

Их точка зрения выходит за рамки психологии: можно сказать, что потребности человека отражают издержки существования человека в обществе. Человек, чьи сексуальные потребности не удовлетворены, т. е. «нуждающийся» человек, будет плохо функционировать в обществе.

По мнению Гофа и Дояла, каждый человек объективно заинтересован в том, чтобы избежать серьезного вреда, препятствующего достижению его или ее видения того, что хорошо, независимо от того, что именно. Эта попытка требует способности участвуют в социальной среде, в которой живет человек. В частности, каждый из них должен иметь как физическое здоровье, так и личную автономию. Последнее относится к способности делать осознанный выбор в отношении того, что следует делать и как это реализовать. Это требует психического здоровья, когнитивных навыков и возможности участвовать в общественной деятельности и коллективном принятии решений.

Как удовлетворяются такие потребности? Дойал и Гоф выделяют одиннадцать широких категорий «промежуточных потребностей», которые определяют, как удовлетворяются потребности в физическом здоровье и личной автономии:

  • Достаточное питание и вода
  • Соответствующий защитный кожух
  • Безопасная рабочая среда
  • Безопасная физическая среда
  • Надлежащая медицинская помощь
  • Безопасность в детстве,
  • Значимые первичные отношения с другими
  • Физическая безопасность
  • Экономическая безопасность
  • Безопасный контроль над рождаемостью и деторождением
  • Надлежащее базовое и межкультурное образование.

Как определяются детали удовлетворения потребностей? Авторы указывают на рациональное выявление потребностей с использованием самых современных научных знаний; использование реального опыта индивидов в их повседневной жизни; и демократическое принятие решений. Удовлетворение потребностей человека не может быть навязано «сверху».

Эту теорию следует сравнить с подходом, основанным на возможностях, разработанным Амартией Сен и Мартой Нуссбаум. Те, у кого больше внутренних «активов» (образование, здравомыслие, физическая сила и т. д.), имеют больше возможностей и в большей степени способны избежать или избежать бедности. Те, у кого больше возможностей, удовлетворяют больше своих потребностей.

Другие представления

Концепция интеллектуальной потребности изучалась в образовании.

В своих 1844 Paris Manuscripts Карл Маркс классно определил людей как «существ, нуждающихся» или «нуждающихся существ», которые испытывают страдания в процессе обучения и работы для удовлетворения своих потребностей [3]. Эти потребности были как физическими, так и моральными, эмоциональными и интеллектуальными. По Марксу, человеческое развитие характеризуется тем, что в процессе удовлетворения своих потребностей у людей возникают новые потребности, подразумевая, что они хотя бы в какой-то мере создают и переделывают собственную природу. Эта идея более подробно обсуждается венгерским философом Агнесом Хеллером в Теория потребности у Маркса (Лондон: Эллисон и Басби, 1976). Профессор политической экономии Майкл Лебовиц [4] развил марксистскую интерпретацию потребностей в двух изданиях своей книги Beyond Capital .[5].

Профессор Дьердь Маркус систематизировал представления Маркса о потребностях следующим образом: люди отличаются от животных тем, что их жизнедеятельность, работа, опосредована удовлетворением потребностей (животное, которое изготавливает орудия для производства других орудий или его/ее удовлетворяющих факторов), которая делает человека универсальным природным существом, способным превратить всю природу в предмет своих потребностей и своей деятельности, а также развивает свои потребности и способности (сущностные человеческие силы) и развивает себя (историко- универсальное существо). Труд порождает нарушение слияния животного субъекта (потребностей) и объекта, порождая тем самым возможность человеческого сознания и самосознания, стремящихся к всеобщности (всеобщее сознательное бытие). Условия человека как общественного существа задаются трудом (но не только трудом) (человек не может жить без отношения к другим): труд социален, потому что люди работают друг для друга произведенными средствами и способностями предшествующими поколениями (всеобщее общественное существо). Человеческие существа также являются свободными существами, способными реализовать в течение своей жизни объективные возможности, порожденные социальной эволюцией, на основе своего сознательного решения. Свободу следует понимать как в отрицательном (свобода решать и устанавливать отношения), так и в положительном смысле (господство над природными силами и развитие человеческого творчества, сущностных человеческих сил). : а) труд является их жизнедеятельностью; б) люди — сознательные существа; в) люди — существа социальные; г) человек стремится к всеобщности, которая проявляется в трех предыдущих чертах и ​​делает человека природно-исторически-всеобщим, общественно-всеобщим и общесознательным существом, и д) человек свободен. [1]

В своих текстах о том, что он называет «моральной экономикой», профессор Хулио Болтвиник Калинка утверждает, что идеи, изложенные Дэвидом Виггинсом о потребностях, правильны, но недостаточны: потребности носят нормативный характер, но они также и фактические. Эти «грубые этические концепции» (как утверждает Хилари Патнэм) также должны включать оценку: критики Россом Фицджеральдом идей Маслоу отвергают концепцию объективных человеческих потребностей и используют вместо нее концепцию предпочтений. Они, как и многие другие логические позитивисты, исходят из того, что ценности не могут быть рациональными, и поэтому утверждают, что определение порога бедности, задача, связанная с ценностями, есть произвольное действие исследователей, предположение, предполагающее узкий взгляд на бедность. [1]

Модель сострадательного общения Маршалла Розенберга, также известная как ненасильственное общение (ННО) [2] проводит различие между универсальными человеческими потребностями (то, что поддерживает и мотивирует человеческую жизнь) и конкретными стратегиями, используемыми для удовлетворения этих потребностей. . В отличие от Маслоу, модель Розенберга не ставит потребности в иерархию. [3] В этой модели чувства рассматриваются как индикаторы того, когда человеческие потребности удовлетворяются или не удовлетворяются. Одним из предполагаемых результатов модели Розенберга является поддержка людей в развитии осознания того, какие жизнеобеспечивающие потребности возникают у них и у других ежеминутно, чтобы они могли более эффективно и с состраданием находить стратегии для удовлетворения своих собственных потребностей, а также вносить свой вклад. к удовлетворению потребностей других.

Люди также говорят о потребностях сообщества или организации. Такие потребности могут включать спрос на определенный вид бизнеса, на определенную государственную программу или организацию или на людей с определенными навыками. Это пример метонимии в языке, связанный с логической проблемой овеществления.

См. также

  • Мотивация достижений
  • Мотивация членства
  • Биологический императив
  • Тяга
  • Внешняя мотивация
  • Основные потребности человека
  • Потребности службы здравоохранения
  • Человеческие данности
  • Внутренняя мотивация
  • Иерархия потребностей Маслоу
  • Система потребностей Мюррея
  • Потребность в удовлетворении
  • Необходимость утверждения
  • Потребность в познании
  • Оценка потребностей
  • Анализ потребностей — в эргономике и удобстве использования
  • Иерархия потребностей Невиса
  • Воспитание
  • Психологические потребности
  • Специальные потребности
  • Анализ потребностей в обучении

Ссылки

  1. 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *