Потребность в психологии: Потребность . Что такое «Потребность «? Понятие и определение термина «Потребность » – Глоссарий

Потребности. Виды потребностей

1.11.2014

Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

  • естественные;
  • культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются:

  • на материальные;
  • духовные;
  • социальные.


К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности — кашель, чихание, дыхание и т.

д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями»). Однако, как верно указал А. Маслоу, «при желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний, и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».

Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности.

По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые — к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа — мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, — удалением от него.

По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные.

Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей.

Ключевые слова: Потребности

Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Материалы по теме

Потребность в физиологии

Симонов П. В., Что такое эмоция

Духовные потребности

Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -…

Этапы формирования и реализации потребности личности

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Понятие о потребностях

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Развитие потребности в общении

Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш….

Классификация потребностей в отечественной психологии

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Потребностное тяготение

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010

Общая характеристика потребностей. Физиология и психология потребностей

Зоткин Н.В., Общая психология

Потребность — Психологос

Фильм «9 рота»

Фильм «Шопоголик»

​​​​​​​​​​​​​​Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода». Потребность как ощущение — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. «Очень хочется покушать». Потребность как динамическое состояние — внутренний побудитель активности, динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям.

Субъективно переживается или просто называется как тяга, влечение, хотение, желание. «Не могу усидеть на месте…»

Сегодня о потребностях говорят все психологи, хотя раньше люди обходились словом нужда. Нужда — это было нечто объективное, то, без чего человеческий организм (или военный отряд, или завод, или город) обойтись не может.

В английском язык слова «потребность» нет, есть слова needs (нехватка, нужда) и requirements (запрос, требования, испрашиваемые средства). Все понятно, все объективно: если у тебя чего нет — добудь, купи или делай запрос, мы его рассмотрим…

Похоже, что понятие «потребность» лежит за пределами естественнонаучного подхода, в области подхода гуманитарного и прочей высокой поэзии. Очевидно, что мотору для нормальной работы требуется бензин и моторное масло, но нельзя сказать, что у мотора в этом есть потребность. Почему? Потому что мотор — не живой, а о потребностях говорят только применительно к тому, что видится как живое.

Техник скажет, что условием нормальной работы является наличие бензина, а добавка моторных масел увеличивает срок эксплуатации мотора. Все, это «условия функционирования», и здесь нет никаких «потребностей». Впрочем, если водитель начинает воспринимать свою машину как живое существо (а это распространено повсеместно), то у его машины появляются потребности и помыться, и пополнить запас бензина, и пройти ТО… «Моя машинка хочет помыться!»

Последователи естественнонаучного подхода говорят не о потребностях, а о запросах субъекта (обращениях за помощью) и условиях, которые так или иначе влияют на жизнедеятельность организма.

А.С. Пушкин словом «потребность» не пользовался, в словаре В.И. Даля о потребностях также ничего говорится, а вот в словаре Брокгауза и Эфрона уже есть статья об «эластичных» и «малоэластичных» потребностях. Потребность в хлебе элементарна и малоэластична: наелся — и сыт. Все определенно, растяжки по времени нет, по сути — это нужда. А вот потребность в одежде несравненно более эластична: покупка одежды эту потребность не насыщает, покупать хочется еще и еще… Все эластично тянется до бесконечности, потому что тут не нужда, а хочется.

Потребности различают и классифицируют самым различным образом. Выделяют, в частности, потребности целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и нет, высшие и низшие, потребности в общении, в любви, в уважении и многие другие. Похоже, что сегодняшнее понимание потребности ближе к эластичным, мало насыщаемым потребностям. И похоже, что за такой потребностью стоит в малой степени «нужда», а в большей степени — скулеж на тему «хочется» и «мне без этого плохо!».

Люди, как дети, очень быстро учат список своих потребностей, а общество потребления этому только радо, поскольку под любую потребность можно продать ту или иную услугу. Понятие «потребность» очень удобно: одни могут под созданную потребность что-то продать, другие — снять с себя ответственность за свои действия. «Я купила, потому что чувствовала в этому потребность. Не идти же мне против себя?!» С развитием запросов людей список желаний, которые они хотят называть реальными потребностями, растет с невероятной скоростью.


Люди, начавшие играть в игру под названием «Потребности», сами же оказываются у себя на крючке. Люди легко вовлекаются, привыкают и привязываются, после чего свои привязанности и привычки называют своими потребностями. У дедушки теперь потребность быть в курсе новостей каждый вечер, у бабушки — потребность посмотреть сериал, у мамы — потребность купить платочек от D&G, у папы — заменить айфон на последнюю модель, у трехлетнего ребенка — поиграть на айпаде. И каждый из этих детей убежден, что без этого они не могут, потому что это их потребности.

Исследователи вводят понятие «базовые потребности», чтобы отличить потребности надуманные от настоящих нужд, но этот список оказывается таким же эластичным и ненасыщаемым, как потребности тех, кто привык себе что-либо выпрашивать.

Утверждения психологов, что именно потребности движут людьми, является внушением, и внушением контрпродуктивным. Те, кто это внушают, заставляют на все смотреть с эгоистической точки зрения, а те, кто этому поверил, получают якобы научное объяснение, почему каждый человек заботится в первую очередь о самом себе. Разговоры о потребностях воспитывают потребителей: тех, кто живет ради себя, ради удовлетворения собственных потребностей.

Понятие «потребность» — опасное понятие. Кроме приучения к эгоизму, оно несет в себе и другое метасообщение: «Кто-то отвечает за мои нужды, кто-то должен обо мне позаботиться». А эта установка легко воспитывает паразитов, которые убеждены, что их потребности обязательно надо обслужить — ведь каждый человек имеет право на удовлетворение своих потребностей!

Потребность в безопасности — обеспечьте. Потребность в общении — предоставьте! — учтите! Потребность в любви — позаботьтесь!

Наверное, это не так, мы все-таки не дети. У каждого из нас есть свои нужды и свои желания, и каждый взрослый человек может себя обслужить, если возьмет на себя такую ответственность.

С позиций синтон-подхода, потребность — это замена ценностей, целей и воли у человека, который живет как организм, еще не став личностью. И замена эта — не вполне достойная.

Большинство людей действительно большую часть своей жизни живут и действуют, побуждаемые потребностями. Когда им что-то не хватает, у них возникает повышенное напряжение, им становится плохо, но напряжение подвигает их к активности, они действуют. Достигли — напряжение разрядилось, источник активности иссяк, энергия действия кончилась. Чтобы куда-либо двигаться, они снова ищут состояния неудовлетворенности, ищут свое плохо, и постоянно качаются между «мне плохо, но я двигаюсь» или «мне хорошо и я не могу себя поднять».

Это правда, что жизнью человека-организма заведует не он, а его потребности. Читай — его тело. Так живет большинство, но будете ли так жить вы? Разумный человек знает нужды своего тела и заботится о нем, при этом выборы взрослого человека определяются им самим, а не его потребностями. Ведь за совершенные поступки вы спрашиваете с человека, а не с потребностей, которые ими двигали… Да?

Человек, живущий ценностями, более человек, чем существо, живущее удовлетворением своих потребностей. Правда, что людьми движут потребности, но не правда, что ими движут только потребности. Потребности движут теми, кто не умеет разума и воли определять свои поступки, люди же в авторской позиции принимают самостоятельно принимают свои решения, ориентируясь на свои ценности и цели. Мы привыкли к тому, что у каждого из нас есть потребности, и мало задумываемся о том, что у нас есть обязанности. Верно, что у нас тело, которое необходимо питать, отдыхать и освобождать от продуктов жизнедеятельности; но также верно, что у нас есть разум, мы можем делать выборы, можем любить и заботиться не только о себе.

А что думаете вы?

Почему важно изучать психологию?

Психология проливает свет на человеческое поведение и помогает нам понять, почему мы действуем так или иначе. Поле дает представление о нашем человеческом опыте, помогает нам общаться с другими и может означать разницу между хорошо прожитой жизнью и жизнью, полной испытаний.

Степень психолога может привести к успешной карьере в области социальных наук. Давайте рассмотрим, почему психология является неотъемлемой частью вашего обучения и как вы можете перейти к карьере, если вы обнаружите, что это подходит именно вам.

Что такое психология и почему психология важна?

Психология изучает поведение человека. Он уходит корнями в здравоохранение и научный метод, помогая раскрыть процессы ума. Благодаря исследованиям и наблюдениям психологи могут помочь ответить на вопросы о тайнах мозга и улучшить стандарты психического здоровья для сообществ.

Психологические исследования открывают новые перспективы человеческого развития, и это касается не только физического процесса. Студенты в поле исследуют:

  • Как физическое развитие тела и мозга взаимосвязаны.
  • Роль влияния окружающей среды на развитие и поведение человека.
  • Причины и лечение психических заболеваний

Это поле важно, потому что оно предлагает ответы на вопрос: «Что заставляет людей тикать?» Изучение психологии может означать уход с более глубоким пониманием того, как люди справляются с повседневной жизнью.

Какие области психологии?

Психологические исследования делятся на несколько различных подкатегорий:

  • Консультативная психология: акцент на развитие, межличностные и личностные функции на протяжении всей жизни.
  • Клиническая психология: интеграция психологии и медицинских методов лечения психических заболеваний.
  • Педагогическая психология: интеграция психологии и учебного процесса.
  • Судебная психология: поддерживает судебную систему и уголовное преследование.
  • Социальная психология: применение психологии для понимания того, как люди воспринимают себя в более широком обществе.
  • Психология развития: основное внимание уделяется развитию человека и человеческому поведению на протяжении всей жизни.
  • Количественная психология: интеграция психологии с количественными методами исследования.
  • Организационная психология: изучение поведения человека на рабочем месте, включая критическое мышление и принятие решений в организации.

Хотя это и не исчерпывающий список, эти подразделы дают представление о различных аспектах дисциплины психологии. Студенты могут совместить свои уникальные интересы с определенной специализацией.

Зачем изучать психологию?

Мы так многого не знаем о человеческом поведении и мозге, который им управляет. Чем больше мы понимаем человеческий мозг, тем больше мы можем раскрыть внутреннюю жизнь других животных и даже жизни растений.

Психология помогает и в других областях, например, в области искусственного интеллекта и когнитивных наук. Изучение того, как мозг обрабатывает данные, реагирует на раздражители и усваивает информацию, может помочь нам создавать эффективные машины с человеческими характеристиками. Мы можем даже преодолеть последний барьер между людьми и машинами.

Некоторые специализации в области психологии дают представление о благополучии человека в обществе:

  • Социальная работа
  • Оздоровление на рабочем месте
  • Индивидуальное психическое здоровье
  • Образование

Многие специализации помогают индивидуальному психологическому здоровью с помощью медицинских вмешательств, консультирования и коучинга. Другие специализации включают участие в психологических исследованиях, чтобы ответить на вопросы и найти решения проблем.

Почему так много студентов изучают психологию?

Люди любят узнавать что-то новое о себе и окружающих. Многих студентов привлекает психология из-за возможности узнать о других, узнавая больше о своей собственной жизни. Многие подполя и специализации этой области также разработаны с учетом уникальных сильных сторон и интересов учащегося.

При правильном образовании и обучении, будь то онлайн-сертификация или ученая степень, учащиеся получают знания и навыки, необходимые для:

  • Помочь себе и другим преодолеть трудности в умственных процессах.
  • Помощь в психологических исследованиях.
  • Измени повседневную жизнь к лучшему.

Подходит ли мне психология?

Психология может быть увлекательным предметом, но в зависимости от ваших целей многие должности требуют ученых степеней, сертификатов и даже некоторого времени в ординатуре:

  • Клинические психологи, например, должны иметь степень доктора или медицинский степень для практики.
  • Психологу-консультанту может понадобиться степень магистра, чтобы найти подходящую должность.
  • Исследователю может потребоваться степень бакалавра, чтобы внести свой вклад в эту область.

Если вас не пугает высшее образование, подходящей карьерой может стать психология. Кроме того, любовь к непрерывному обучению помогает, потому что у психологов есть требования к профессиональному развитию для поддержания сертификации.

Есть и другие варианты для студентов, которые не хотят заканчивать дипломную работу и заниматься психологией. Знание предмета или степень бакалавра в области психологии могут помочь студентам:

  • Развивайте навыки общения и сопереживания, необходимые в различных областях, от образования до маркетинга.
  • Занимайтесь исследованиями, применяя принципы науки о данных или компьютерного программирования для создания инструментов исследования на основе данных.

Если вы хотите узнать, нравится ли вам психология, подумайте о том, чтобы пройти бесплатные онлайн-курсы по психологии.

Где я могу изучать психологию онлайн?

Психология — распространенная онлайн-специальность для студентов бакалавриата. У них также могут быть онлайн-варианты получения ученых степеней в этой области.

edX предлагает онлайн-курсы по психологии. Учащиеся могут изучать различные специализации в области психологии бесплатно или получить официальный кредит. Курсы проходят в режиме онлайн, и студенты могут начать обучение бесплатно или за плату, чтобы получить проверенные сертификаты.

Другие варианты включают программы XSeries и программу MicroMasters по организационной психологии. Они разработаны и доставлены в партнерстве с лидерами в области психологии и образования.

Узнайте о карьере в области психологии с помощью edX

Учащиеся могут научиться лучше общаться, понимать человеческое поведение и приобретать фундаментальные знания о собственном мозге. Область психологии предлагает возможности для исследований и возможность роста по мере улучшения знаний. Это возможность помочь другим и внести свой вклад в критические исследования. Нет лучшего способа начать изучать психологию, чем платформа edX.

10 главных причин получить степень бакалавра психологии

Если вы очарованы тем, как работает мозг, и хотите узнать больше о том, что мотивирует людям делать то, что они делают, степень бакалавра психологии может быть идеальным следующий шаг для вас. Если да, узнайте, что вы можете сделать со степенью бакалавра психологии?

Вот 10 основных причин, по которым вам следует получить степень бакалавра психологии: 

  1. Понимание человеческого поведения: Многие люди изучают психологию, потому что хотят лучше понять себя или окружающих. Получив степень бакалавра психологии, вы получите более глубокое понимание многих факторов, влияющих на поведение человека. Это даст вам возможность более эффективно помогать другим, и это может увеличить вашу способность за сострадание к ним (даже когда они не самые привлекательные). Такой понимание также ценно в карьере, связанной с образованием, убеждением, разрешением конфликтов и переговоры.
  1. Множество возможностей для карьерного роста: Есть много различных видов работы, которые вы можете получить со степенью психолога. Некоторые сосредотачиваются на исследованиях, то есть на более глубоком изучении механизмов человеческого поведения. и разум — в то время как другие больше сосредоточены на применении исследований в клинических, корпоративных и другие настройки.

    Степень бакалавра в области психологии может стать первым шагом к карьере в области консультирования, исследований, социальная работа, человеческие ресурсы, маркетинг, развитие рабочей силы или образование. С степень бакалавра, вы будете иметь право работать на таких должностях, как: рекламный агент, карьерный консультант, кейс-менеджер, специалист по кадрам, лаборант, маркетолог исследователь, реабилитолог или консультант по токсикомании.

  1. Аспирантура: Многие профессии в области психологии, такие как клинический консультант по психическому здоровью или школьный психолог, требуют степени магистра и сертификата или профессиональной лицензии на практику. Для некоторых профессий, связанных с психологией (например, психиатром или профессором колледжа), вы тоже нужна докторская.

    Получение степени бакалавра психологии позволяет вам работать в области психологии как ты собираешься в аспирантуру. Это также позволяет вам открывать и исследовать области которые представляют для вас особый интерес и о которых вы хотите узнать больше в аспирантуре школа.

    Степень бакалавра также заложит основу знаний, которые быть неоценимым, когда вы переходите на более специализированные программы в магистратуре и докторантуре уровни. Программы магистратуры, связанные с психологией, также могут потребовать, чтобы вы приняли определенные классы в качестве бакалавра, и степень бакалавра в области психологии может помочь обеспечить у вас уже есть эти предварительные условия.

  1. Изменение жизни людей: Люди, изучающие психологию, часто руководствуются желанием помочь другим. Степень в области психологии открывает множество возможностей положительно повлиять на чью-то жизнь. жизнь. Например, как практикующий специалист в этой области, вы можете помочь людям преодолеть последствия травмы, справиться с психическим заболеванием, столкнуться с кризисом психического здоровья или достичь личные цели. Как исследователь, вы можете помочь преподавателям лучше понять, как их учащиеся изучают или продвигаются в направлении более эффективных методов лечения болезней, расстройств или заболевания, влияющие на психическое здоровье или когнитивные функции.
  1. Перспективы работы: Перспективы работы очень радужные для профессий, связанных с психологией. уголовное правосудие система все чаще использует лечение и консультационные услуги вместо тюремного заключения для осужденных за преступления, связанные с наркотиками. В результате, Бюро статистики труда США 25-процентный рост спроса на токсикоманию, расстройства поведения и психическое здоровье консультанты с 2019 годаи 2029.

    Ожидается, что количество вакансий для школьных и карьерных консультантов также увеличится — прогнозируется вырастет на 8% в период 2019–2029 гг. Это будет связано с ростом числа учащихся в школах K-12, а также тенденция к расширению предложения карьерных услуг в кампусах колледжей.

    При этом рост спроса на психологов может показаться скромным — всего 3% за тот же период времени — в этой области все еще есть хорошие возможности для карьерного роста, поскольку хорошо. Старение населения и лучшее понимание потребностей в области психического здоровья будут означать постоянный спрос на психологов.

    Раскройте свою историю

    Степень бакалавра психологии в Пенн-Уэст-Калифорния

    Эта ориентированная на карьеру программа психологии научит вас применять научный метод к человеческим проблемам, подготовив вас к преуспеть в самых разных профессиях и учебе в аспирантуре.

    ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ

     

  1. Всегда есть что открыть: Мы еще не приблизились к полному пониманию человеческого разума. Более того, наш понимание того, что мы думаем, что знаем, постоянно развивается благодаря постоянным исследованиям. Это оставляет много места для вас, чтобы внести значительный вклад в эту область.   Рассмотрим, например, расстройство аутистического спектра (РАС), которое первоначально считалось быть формой детской шизофрении и сначала приписывалось плохому воспитанию. С тех пор мы прошли долгий путь в нашем понимании РАС, но все еще есть осталось ответить на много вопросов. Поле широко открыто для вас, чтобы помочь сделать следующий значительный прогресс в этом и других исследованиях.
  1. Широкая область исследования: Существует множество различных типов психологии, включая когнитивную психологию, клиническую психология, социальная психология, психология развития, судебная психология и профессиональная психология психология. Эти различные ветви исследуют, как ум развивается, учится и, в конечном счете, функции и как различные факторы влияют на поведение человека, когнитивное развитие и душевное здоровье. Вы можете изучать психологию в разных направлениях — и степень бакалавра психологии — идеальная отправная точка для всех из них.
  1. Всегда учиться: По мере появления новых исследований и совершенствования существующих теорий область психологии продолжает развиваться. Бакалавр в области психологии устанавливает большую базу знаний которые вы сможете использовать на протяжении всей своей карьеры. Вы продолжите учиться как вы читаете рецензируемые журналы, посещаете конференции и иным образом общаетесь с коллегами.
  1. Каждый день разный: Степень в области психологии направит вас на путь к карьере, в которой вы сможете помогать людям находить решения стоящих перед ними задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *