Потребность в самореализации | Anthropology
[80]
1.1. Теоретическая проблема общего определения «потребности в самореализации» и предлагаемые схемы ее решения сформулирована разными авторами-психологами исходя из радикально различающихся, с трудом сопоставимых, позиций. Общим остается утверждение, что «творчество», «творческие порывы» есть деятельные проявления «потребности в самореализации» («творчество» обычно принимается за онтологическую черту человека и человечества). Но нет общепризнанного определения потребности в самореализации, нет общеприемлемых процедур измерения ее «силы», а тем более — процедур измерения «степени удовлетворения» этой потребности. Отсутствует согласие в том, чем детерминирована эта потребность, в какой мере эта потребность определена биологией субъекта, а в какой эту потребность формирует, направляет, «модулирует» внешнее социальное окружение и как это происходит, а также в каком возрасте эта потребность появляется или актуализируется. Нет согласия в вопросе, как и в чем эта потребность в самореализации проявляется в поведении — в оптимуме и при наличии фрустрации. Согласие только в одном: потребность в самореализации проявляется в социальном, техническом, научном и художественном творчестве.
Возникает впечатление, что разные авторы описывают источники творчества и деятельные проявления «потребности в самореализации» исходя из найденных или созданных ими психотерапевтических приемов или же — отталкиваясь от собственных личностных проблем. Так, З. Фрейд утверждал, в частности, что «авиация, которая сделала столь значительные успехи в последние годы… имеет своим источником детскую сексуальность». Аналогично он пытался определить специфику творческих актов Леонардо… (Леонардо да Винчи. Пг., 1917, с. 100). Н. Коростылева (2000) предложила «успешность самореализации» [81] оценивать через «успешность трудоустройства». Следуя этой логике, «успешность самореализации» у С.А. Толстой следует признать близкой к нулевой. Представители «гуманистической психологии», начиная с А. Маслоу (1948), относят потребность в самореализации к числу исключительно человеческих потребностей, как и теоретики из школы «материалистической психологии» в СССР середины ХХ века.
Попытки отнести потребность в самореализации к группе исключительно социально детерминированных (порождаемых социальным окружением) приводят к ряду теоретических затруднений. Во-первых, если целиком принять этот взгляд, то одинаковое социальное окружение должно формировать примерно один и тот же уровень потребности и сходные варианты оптимального ее удовлетворения, чего в реальности нет. Во-вторых, это представление делает непонятным сам филогенез такой потребности в человеческой популяции. В-третьих, придется отрицать наличие такой потребности у животных, у младенцев и у части взрослых. И, наконец, без убедительного решения остается проблема содержательного описания взаимодействий между потребностью в самореализации и другими потребностями. В лучшем случае фрагментарно рассматриваются бинарные отношения между различными потребностями.
1.2. История психологии отмечена попытками обогатить ее понятийный аппарат заимствованиями из других дисциплин с высокой репутацией. Психоаналитическая школа оперирует понятиями «энергия» (в физике — универсальная мера взаимодействия между объектами) и «сублимация» (фазовый переход вещества из твердого состояния в пар и обратно, минуя жидкую фазу), при этом «энергия» у психоаналитиков не подчиняется законам сохранения, тогда как «сущностью» «сублимации» объявлено сохранение этой самой «психической энергии». Подобные терминологические злоупотребления, лишающие физические понятия их устойчивого содержания, служат основанием для выводов о вненаучном (мифологическом) характере большинства психоаналитических схем.
Растет частота публичных утверждений, что деятельность психолога не может быть с исчерпывающей полнотой описана и рационалистически проанализирована (подобно тому, как предмет искусства не поддается полному рационалистическому описанию без утраты эстетическим объектом его специфики). Часть «психологов» утверждает, что психология есть в гораздо большей степени «искусство», чем «наука» в традиционном европейском понимании. В подкрепление приводятся ссылки и на плюралистическую природу современной науки, и на «постмодернистскую эпоху», и на нужду «вернуть в психологию человеческую душу», а тем самым — начать «строительство гуманистической [82] психологии». Быстро растет число «психологических» публикаций маргинального типа, не отвечающих таким критериям научной состоятельности, как внутренняя непротиворечивость, транзитивность, «фальсифицируемость» по К. Попперу. Рассуждения о психологии-искусстве служат оправданием неспособности формулировать и решать проблемы в рационалистическом стиле.
Вводятся в психологический оборот термины, обозначающие квазиобъекты (подобия «эссенций», которыми оперировали в средние века философы-«реалисты» — противники «номиналистов»), такие как «игровая деятельность», «психическая энергия», «психологическое поле». Например, успех или неуспех процедур «внушения» (суггестии) находит объяснение в большей или меньшей «внушаемости» объекта внушения. Снова, как в двадцатые годы ХХ века, приличными стали рассуждения с применением психоаналитического жаргона, некорректное применение психологических терминов (с изменением их содержания в зависимости от контекста вплоть до противоположных значений!). В итоге произошла маргинализация научного сообщества психологов, сопровождаемая потерей общих представлений и о специфике психологической науки, и о «хорошем тоне» публикаций.
«…Противоположные концы лука требуют ПОСТОЯННО НАТЯНУТОЙ тетивы для удержания целостности системы. Для поддержания целостности лиры усилий не требуется…» (В.А. Ганзен, В.К. Толкачев. Роскошь системного мышления. СПб., 1995, с. 87). Приведенная цитата показывает, что кандидат технических наук и доктор психологических наук, рассуждающие о «системном мышлении» (!), плохо представляют себе не только устройство и работу примитивных механических систем из напряженных и гибких связей (т. е. лука и лиры), но и не знают, что музыкальные инструменты арфа и лира «произошли» от лука, являются продуктом их дивергентной эволюции. И каким это образом примитивная механическая «система» (лук) оказалась способной «требовать» чего-либо? Без труда можно продолжить ряд таких же примеров… Вопросы о границах научной психологии и методологические проблемы этой науки вновь стали актуальными.
1.3. Научная медицина, как и психология, окончательно оформилась сравнительно поздно — в середине XIX века. Поэтому рассмотрим некоторые аналогии между «психологией» и «медициной». За общим названием «медицина» скрываются три принципиально различных явления современной культуры: «медицинское ремесло», «медицинская мифология» и собственно «научная медицина». В медицине «ремеслу» соответствует «фельдшерская медицина» — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, [83] близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил.
Мифы, в отличие от собственно научных теорий, легко и с равным успехом способны «объяснять все», применяя некие метафоры, заимствованные из наук или из бытового языка. В медицине «мифологии» соответствуют рассуждения о «биоинформационном поле» и неких специфических «энергиях», которые не подчиняются законам сохранения, активно распространяемые у нас некоторыми теоретиками «альтернативной медицины», поклонниками «экстрасенсорики» и «профессиональными иглотерапевтами». С сороковых-пятидесятых годов ХХ века рассуждения «истинных павловцев» из числа неврологов и врачей о «балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга» играли роль таких же мифологических сущностей, которыми можно было беспрепятственно «объяснять все».
Собственно «научная медицина» имеет основой не столько устоявшуюся медицинскую практику, сколько содержательные представления о начальных причинах болезней (об «этиологиии») или о ведущих механизмах развития болезни (о «патогенезе»). Исходный эмпирический материал для построения этиологических и патогенетических теорий дают модельные и клинические эксперименты. Но реальное существование и назначение любого физиологического процесса доказывают именно патологические случаи, когда данный процесс или орган «выключен».
Отметим, что медицина не располагает исчерпывающими по полноте описаниями процессов патогенеза, они невозможны в принципе. Попытки в этом направлении — безнадежны, некоторые даже вредны.
1.4. Аналогично положению в медицине, под благообразным названием «научная психология» в настоящее время сосуществуют три различных культурных явления.
Во-первых, «психологическое ремесло», по существу — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил. Во-вторых, «психологическая мифология»: «объяснения неизвестного через непонятное», квази-рациональные теоретические обоснования ремесла. И только в третьих — собственно «психология» как наука, научные теории с теми или иными ограничениями на их способность описывать и предсказывать поведение объектов. Радикальное различие между наукой и мифологией состоит в том, что любое научное утверждение имеет ограниченную сферу эффективной применимости. Миф, в том числе миф психологический, способен «объяснить все», исходя из неких достаточно примитивных схематизаций, причем любые теоретические [84] затруднения разрешаются «элементарно» — дрейфом значений, которые приписываются тем или иным терминам (см. выше раздел о содержании понятий «энергия» и «сублимация», включаемых в психоаналитические построения).
2.1. Чем заданы непреодолимые ограничения, присущие самому предмету научной психологии?
Во-первых, психолог-исследователь (в отличие от психолога-мистификатора) вынужден изучать и корректно описывать поведение «большой системы», для которой просто невозможно создание полностью детерминированной модели. Иначе говоря, в психологии принципиально нереализуем «критерий Кирхгофа» («хорошая теория — это простое полное описание»). А стохастические описания (в стиле физики элементарных частиц) редко оказываются в психологии содержательными. И любому эмпирическому наблюдению психолога можно поставить в соответствие практически неограниченное количество теоретических моделей. Практически любой идее нетрудно найти в психологии «эмпирические подтверждения».
Как избежать рассмотрения бесплодных построений? И какие неустранимые ограничения в психологии заданы самими методами психологического исследования?
В процессе психологического исследования взаимодействуют (как минимум) две системы, относящиеся к одному классу по сложности внутренней организации и по сложности доступного им поведения. Исключениями могут быть только случаи грубой патологии у исследуемого (или у исследователя, как заметил один ироничный психиатр). В итоге, даже самый простой психологический эксперимент (диагностический прием психиатрии) бесполезно рассматривать только как попытки однонаправленного (императивного) управления изучаемым объектом. Ведь с равным успехом объектом управления («рефлексивного управления», в терминологии В.А. Лефевра, 1973) оказывается не только исследуемый (со стороны психолога), но и сам исследователь — уже со стороны исследуемого или исследуемых. Этими неустранимыми особенностями методов обусловлена уникальная особенность «научной психологии человека» — в ней практически любая, самая дикая, идея может получить эмпирическое и экспериментальное подтверждение. Все сказанное указывает на необходимость осознания собственных, специфичных именно для научной психологии, методологических критериев для селекции и скрининга теоретических моделей.
2.2. Структура любой рафинированной научной теории может быть описана ориентированным графом из класса «сеть»: к идентичным выводам и прогнозам можно приблизиться по самым разным «трассам», исходя из весьма различных теоретических или эмпирических оснований [85] (Litzmann, 1913; Брусиловский, 1979). Чем полнее и глубже разработана теоретическая модель, тем больше «связность» и «цикломатическое число» соответствующего графа (Кустова, Ирецкий, 1998). Структуры мифов и мифоподобных теоретических построений с достаточной полнотой описываются графами из классов «цепь», или «дерево», или «лес». К общим выводам приближение возможно по единственной «трассе» (если структура из классов «цепь» или «дерево»). И в мифоподобных «теоретических моделях» отдельные принципы или часть рассмотренных эмпирических фактов прямо противоречат некоторым собственным же выводам (если структура модели описывается графом из класса «лес»). Так, одна и та же фабула сновидения психоаналитиками трактуется взаимоисключающим образом, в зависимости от того, к какому направлению — фрейдистскому или пост-фрейдистскому — принадлежит психоаналитик-практик.
Иногда отдельные выводы из психологических теорий прямо противоречат фундаментальным физиологическим и даже физическим законам. Так называемая «Условно-рефлекторная теория словесного внушения», созданная в рамках «истинного павловского направления в физиологии ВНД», вместе с приводимыми экспериментальными «подтверждениями» истинности (А. Иванов-Смоленский, 1950) прямо противоречит законам сохранения вещества и энергии. Заметим, что это противоречие не привлекало внимания отечественных теоретиков «материалистической психологии» и психотерапии… более 40 лет! Итак, отдельные выводы состоятельной психологической теории должны быть как минимум совместимыми с фундаментальными физическими и физиологическими законами.
2.3. Отметим особо, что продуктивные модели в психологии отвечают некоторым особым критериям и принципам, специфичным именно для этой науки. Содержательные и в то же время экономные описания поведения возникают, когда психолог применяет телеологический принцип: теоретическая модель строится, исходя из возможных целей и назначения процесса (отметим, что рассматриваемая психологическая «потребность в самореализации» как функциональное образование может иметь несовпадения целей популяционных с целями индивида). Второй важный «узел» в «сетевой» структуре содержательных психологических моделей — принцип эволюции. Характер и специфика данного психического процесса делаются более понятными, если изучены исходные — более примитивные — варианты и осознано общее направление эволюции. Третий принцип, позволяющий быстро отсеять иллюзорные и непродуктивные теоретические построения, — принцип патофункциональной модификации. Реальность гипотетического процесса доказывают только обнаружение патологических вариантов, когда [86] данный процесс отсутствует, либо осуществлен в болезненном варианте. Четвертый принцип, который реализуется здоровой психикой — принцип экономии, или принцип наименьшего действия (Мопертюи — Лейбница).
Принцип наименьшего действия может быть использован в психологических теориях в нескольких вариантах. Во-первых, в описании филогенеза и онтогенеза у конкретного психического процесса. Формирование абсолютно новой структуры — событие в биологической эволюции редкое, почти исключительное. Много чаще в ходе развития происходит только трансформация, приспособление уже существующих структур или процессов к достижению новых целей, до того недоступных, и к решению новых задач, ранее не существовавших.
Во-вторых, принцип наименьшего действия реализуется здоровой психикой высокоорганизованных животных (и человека в том числе) в том, что они способны строить единую линию поведения, приближающую к достижению сразу нескольких целей, к удовлетворению «комплекса» актуальных и латентных потребностей. Ослабление такой способности строить компромиссную линию поведения давно описано в патопсихологии человека (см. выше принцип патофункциональной модификации) под названием «бесплодная борьба мотивов» в клинике психастении. «Рассуждательство» и подробное гипотетическое рассмотрение альтернативных возможных действий — при неспособности остановиться на каком-то одном варианте — как раз отражает ослабление способности строить линию поведения, отвечающую «принципу наименьшего действия».
3.1. Если предположить, что потребность в самореализации — не исключительное достояние человека социального, то «потребность в самореализации» надлежит отнести к числу «биологически заданных». Тогда деятельные проявления этой потребности могут быть обнаружены в поведении не только человека начиная с детского возраста, но и в поведении высших животных. Описание отличий в деятельных проявлениях и в характеристиках этой потребности способно помочь уточнению функциональных различий между «человеком разумным» и другими животными, в частности приматами.
Иначе говоря, этологический подход к описанию и анализу проблемы позволил бы снять сразу несколько противоречий, указанных в разделе 1.1. Мы придерживаемся представления, что игры — самые общие проявления потребности в самореализации, тогда как творчество детей и взрослых — вариант удовлетворения этой биологической потребности.
4.1. Этологами отмечено, что игры у высших животных выполняют несколько функций. Во-первых, в ходе имитационных игр [87] неполовозрелая особь осваивает и запечатлевает («импринтинг») схемы поведения, накопленные популяцией. Во-вторых, в ходе креативных игр животное создает и испытывает новые варианты действий по достижению тех или иных целей, и в случае их успешности — также их запечатлевает посредством «импринтинга». В-третьих, в ходе конкурентных игр животное накапливает опыт существования в протосоциальной иерархии.
4.2. Отметим особо, что для высших животных характерно, что импринтингом часто закрепляются варианты поведения, ориентированные на достижение не одной, а целого комплекта потенциальных целей (в соответствии с принципом Мопертюи — Лейбница!). Иначе говоря, посредством «импринтинга» формируется особая структура, в которой общей схемой действий объединены несколько потребностей. Привычные упрощенные схемы анализа и описания обычно толкают исследователя-психолога к выявлению в поведении особи только одной, «ведущей» потребности или «доминирующего мотива». Но более реалистичный анализ поведения за одним и тем же действием выявляет комплект потребностей, которые как бы «склеены» (“agglutinated”) общей схемой поведения, закрепленной в психике импринтингом.
Понятие «естественный агглютинационный комплекс» обозначает функциональную структуру в психике высших животных, которая включает общую универсальную схему поведения, ориентированную на достижение заданного комплекса потребностей. Данная структура закреплена процессом «импринтинга». Если мы имеем дело с человеком, то комплекс потребностей обычно не поддается рациональному самосознанию в полном объеме. Этим, собственно, заданы возможности для формирования невротического конфликта между актуальными поведенческими стереотипами, актуальными и латентными потребностями, и самосознанием.
Если стереотипная схема поведения, закрепленная импринтингом, в силу изменившихся условий просто не способна привести к удовлетворению тех или иных потребностей, ранее включенных в него, то агглютинационный комплекс представлен теперь уже в «патологическом варианте» (как «невротический комплекс»). К примеру, если в одном агглютинационном комплексе общей схемой поведения оказались «склеенными» потребность в реализации агрессивности и сексуальная потребность, то в поведении индивида и нарастает вероятность появления агрессии в сексуальной сфере, и чаще проявляются «сексуальные мотивы» в агрессивных реакциях на внешние трудности; механизм «невротического вытеснения» любой из этих потребностей из сознания не делает поведение индивида более адаптивным или менее конфликтным. Иначе говоря, данная теоретическая схема экономно описывает [88] механизм формирования сексуальных аберраций садистического типа и позволяет наметить пути ранней их профилактики и диагностики.
Вернемся к рассмотрению потребности в самореализации. У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.
Остается выяснить, какие процессы в прошлом приводили протоцивилизации и цивилизации к технологической и культурной стагнации и к гибели в столкновениях с конкурентами. Транскультуральные исследования показывают, что в так называемых «примитивных» и «традиционных» культурах доминируют имитационные и конкурентные игры — у детей, и азартные и конкурентные игры — у взрослых. Можно предположить, что доминирование имитационных, конкурентных и азартных игр (с подавлением игр креативных) выступает как механизм стабилизации социума, и он же снижает адаптивность социума в нестационарной среде за счет подавления креативных интенций у людей, этот социум составляющих.
- Ганзен В., Толкачев В. Роскошь системного мышления. СПб., 1995.
- Гусева А.Ю. Проблема потребности в игре // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Данфельд А.Ф., Привень А.И. Синергетика в описании психологических и педагогических феноменов // Тезисы V Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1998.
- Дольник В. Происхождение человека // Наука и жизнь, 1993, №8.
- Заболотных В.А. Пути человечества. СПб., 1998.
- Ирецкий А.Н., Егорова А.Е. Этологические координаты игры в пространствах культур // Сб. форума 16-19 апреля 2002 г. СпбГУ. СПб., 2002.
- Ирецкий А.Н., Данфельд А.Ф., Ирецкая Л.Б. Этологический взгляд на культуру и игру // Клиническая сексология. Сборник научных трудов. СПб., 1999.
- Кравченко О.В., Кустова Н.О. Топологические критерии в скрининге психологических моделей // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии, 1989, №4.
- Рукавцова О.М., Ведерникова Е.А. К проблеме содержательного описания взаимодействия между потребностями // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
- Фрейд З. Леонардо да Винчи. СПб., 1917.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
- Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1990.
- Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994.
- де Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.
«Как определить, в чем состоит моя потребность в самореализации?» — Яндекс Кью
Самореализация – «становление реальным», «делание себя реальным», «бытие реальным». Самоощущение: «я есть», «я существую».
Часто слово самореализация толкуют как успех, сумму достижений, совокупность заслуг, социальный статус, общественное признание. Это «обманка», «ловушка». Успех – переходящая вещь. Достижения забываются, слава проходит.
Что получается, если вы, например, добились «первого места на конкурсе», таким образом самореализовавшись? На следующем конкурсе первое место занимает кто-то еще, и вы перестаете быть самореализованным? Ваша самореализация отменяется? Иными словами, если вы отождествляете самореализацию с успехом и признанием, то, как только они переходят к другому, вы снова «перестаете существовать», быть «достаточно реальным» для себя или окружения.
Чтобы этого не происходило, вы должны разотождествиться с социальными ролями, личностью, имуществом, статусами и просто БЫТЬ. Быть, существовать независимо от того, что вы делаете, чем обладаете, сколько людей знают о вашем существовании.
Множество людей подменяют чувство «Я» чем-нибудь еще. Например, социальной, профессиональной ролью, личностью, эго. По определению, ЭГО – часть личности, которая осознаётся, как «Я».
«Я» – не то, что «осознаётся».
«Я» – тот, кто осознаёт.
Источник сознания, наблюдатель.
Большинство людей подменяют источник сознания, осознающее «Я» чем-то еще. Например, личностью («личиной», маской), характером, мировоззрением).
Мировоззрение – это «картина мира», обусловленная системой умозаключений. Но ведь есть и тот, кто эти умозаключения воспринимает, создает, рефлексирует (отражает). Есть тот, кто наблюдает картину мира.
Самореализоваться – значит «найти себя», осознать себя как наблюдателя реальности, как источник сознания.
Понять, что «Я» – это «Я». Я есть Я. Я не есть тело. Я не есть социальная роль. Я не есть род занятий. Я – не личность. Я – не ЭГО. Я не есть моя собственность, семья, дети, фамилия, род, пол, гендер. Я – тот, кто это наблюдает, создает, определяет, оценивает. Инфантильные, незрелые люди часто подменяют чувство «Я» ожиданиями и притязаниями близких. «Я существую, если…» Если получаю пятерки, много зарабатываю, езжу на авто, снялся в кино, спел на сцене…
Если «Я = кто-то» (профессор, ученый, бизнесмен, мужчина, поэт, отличник), это непринятие себя, отвержение себя. Такое отношение к себе – следствие «условного принятия» со стороны значимых близких и детских травм. Если в детстве вам давали понять, что вы есть, только если «подходите маме», «соответствуете папиным ожиданиям», тогда вы существуете. Если не соответствуете, тогда вас как бы и нет. Иногда родители так и говорят «глаза бы мои тебя не видели». Условное принятие формирует позицию «я существую, если я – не я, а кто-то, кто соответствует заданному образу». Я – не я. Я – кто-то еще, кто должен понравиться маме (папе, бабушке, дедушке, воспитателю, учителю, тренеру, руководителю). Я – носитель морального кодекса. Я – отражение социальной желательности. Я – структура или функция. Я – образ, имидж, бренд, национальность, этнос, член партии или профессионального сообщества.
Разотождествление с идентичностями, тождественностями, социальными ролями – процесс долгий. Иногда это путь длиной в жизнь. Человек, который всю жизнь пытался оправдать чужие ожидания, может только «на смертном одре» осознать, что «ОН – это ОН» и ничего больше. Не его профессия из прошлого, не звание, не должность, не семейная роль.
Как только вы «найдете себя», «познает себя», «осознаете себя», вы сможете становиться кем угодно по выбору.
Существуют различные стадии становления в реальности:
- бытие (существование),
- созидание (творение, творчество, деятельность, производство),
- обладание (обмен, отдача, собственность, признание, статус).
Обычно люди хотят «заходить с конца». Ничего не делать, ничего из себя не представлять, но иметь «все блага цивилизации». Дармовое благополучие обычно оборачивается трагедией. Незаслуженный комфорт не приносит удовлетворения, так как нет того, кто должен его испытывать. Проблема, сформулированная еще Эрихом Фроммом через философские категории «БЫТЬ или ИМЕТЬ» сейчас называется «ОБЩЕСТВО тотального ПОТРЕБЛЕНИЯ».
Почему людям всегда мало? Потому что они как «черные дыры», «бездонные колодцы». Сколько не положи, все «проваливается в никуда», потому что нет обладателя, нет того, кто осознаёт, чем владеет. Нет того, кто заслуженно владеет и понимает, что прежде чем владеть (получать, принимать), он сначала создавал, отдавал, предоставлял. Он сначала стал собой, источником, потом начал создавать, отдавать, потом получил вознаграждение.
Человек, который хочет обладать раньше, чем он начал существовать и создавать, представлен в романе «Преступление и наказание» Достоевского: «Кто я? Тварь дрожащая или право имею?».
Иными словами, потребность любого человека в самореализации состоит в том, чтобы почувствовать себя реальным, настоящим, «стОящим», самоценным.
Некоторым людям удается найти себя опосредованно, через место, деятельность, роль, чувства. То есть, человек может «обрести себя», «найти своё место под солнцем», случайно наткнувшись на деятельность, в которой он хорош, от которой «душа поёт».
Он думает, что нашел себя в деятельности, но это не так. Он просто нашел себя, опознал себя как источник сознания. Деятельность помогла. Человек чувствует себя «настоящим», когда танцует (рисует, шьет, поёт, пишет, строит). Или человек «обретает себя», встретив «любовь всей жизни». Од думает, что нашел себя в любви, в отношениях, но это не так. Он просто нашел себя. Любовь помогла.
Или человек находит себя в роли управленца (садовника, охотника). Или, прожив много лет в городе, «обретает себя» в деревне. Но это не значит, что он «прирожденный» управленец или деревенщина. Он нашел себя. А место и роль просто помогли в этом поиске.
Осознание себя в восточной философии называет пробуждением, просветлением.
Простых рецептов «найти себя», осознать себя, проснуться, разотождествиться с ролями и образами не существует.
Вы может встретить многообещающие рекламные слоганы типа «определим предназначение по дате рождения». Оно так не работает. Не бывает так, чтобы всем, родившимся первого апреля, было предназначено судьбой стать шутами и клоунами. Вы легко можете это проверить, пообщавшись с родителями в небольших городках, которые никуда не переезжали. В местечковом роддоме несколько рожениц, которые друг друга знают, так как населенный пункт небольшой, рожают в один день младенцев. Судьба нескольких младенцев, рожденных в один день, в одном месте никогда не бывает одинаковой.
Что вы можете сделать, если «не нашли себя»: ищите способ или средство, которое приблизит к самопознанию, «опосредует» самореализацию. Это может быть роль, место, деятельность.
- Если у вас богатое воображение и внешний локус контроля:
Моделируйте в уме (на бумаге, в дневнике) идеальную реальность, в которой вы «на своем месте». Обстоятельства, контекст, окружение, возможности. Опишите идеальную страну, климат, место жительства, внешность, место работы.
- Если у вас богатое воображение и внутренний локус контроля:
Напишите рассказ, эссе о себе таком, которым вы сегодняшний хотите стать. Опишите «Я-идеальное» и «Я-реальное». Сравните. Напишите, что необходимо сделать, чтобы приблизить образы. Какие способности развить, от каких привычек отказаться, куда переехать, с кем познакомиться, какие профессии и навыки освоить.
- Если «ничего не приходит на ум», воспользуйтесь помощью. Например, пройдите профориентационный тест. Лучше несколько. Тесты не помогут найти себя, но могут дать «пищу для размышлений». Понять, кем вы точно не хотите или не можете работать, а что хотели бы попробовать или освоить.
- Если любите читать, смотреть фильмы:
Ищите персонажи, которые «то самое». На кого вы хотели бы быть похожим, каким хотели бы быть. Или через негативную рефлексию: вем бы точно не хотели быть, каким бы никогда не захотели стать.
- Если «тяжелое детство и чугунные игрушки к полу прикручены»:
Надо работать с основами сценария, искать деструктивные родительские послания на небытие, несуществование, нереализованность. Об этом подробнее в теории Р. и М. Гулдингов «Типы родительских посланий (предписаний)».
Если вы найдете себя, станете источником своей жизни, ролевого репертуара, то сможете реализоваться в разных ролях, ипостасях, областях реальности.
Сможете одинаково комфортно быть и в семейной роли (мужа, жены, родителя, ребенка), и в разных профессиональных и социальных ролях.
- Человеку-потеряшке одинаково трудно и дома, и на работе. Даже если семья хорошая, и место «хлебное».
- Тому, кто «обрёл себя», и в автомобильной пробке стоять «в кайф». Он может слушать лекции, аудиокниги, фантазировать, обдумывать стратегии, планы.
Еще немного по теме представлений о себе
https://yandex.ru/q/question/mozhet_li_chelovek_kak_mnogogrannaia_i_o_ae80761f/?answer_id=cfb23d8f-63f3-4b2c-99d8-beca513e2256&utm_medium=share&utm_campaign=answer#cfb23d8f-63f3-4b2c-99d8-beca513e2256
Подписывайтесь на мой видеоканал https://clck.ru/Xoe5k
Курс «Дефрагментация жизни» (демифологизация, избавление от сценариев, тождественностей, самопознание) http://relive.press/
Другие курсы https://www.livemaster.ru/self-help
Самореализация и почему это важно?
Парта Джей Рой
Парта Джей Рой
В миссии коснуться 10 тысяч жизней
Опубликовано 13 сентября 2020 г.
+ Подписаться
В пути мы получаем много опыта. Некоторые переживания приятны, а некоторые неприятны. какими бы они ни были, через какой-то момент времени это всего лишь какие-то мысли, как летящие облака, которые пришли и ушли откуда-то в никуда. Что наиболее важно отметить, какие бы мысли и чувства ни появлялись и не исчезали, они оказывали определенное влияние на наш разум. Результат этих воздействий виден в нашей жизни.
Человеческий разум всегда активен тем или иным образом. Всякий раз, когда мы обнаруживаем, что какое-то знание царапает наш мозг или сердце об «я», мы начинаем оглядываться на себя и начинаем заниматься самоанализом, пытаясь внести некоторые изменения / исправления в себя, чтобы смотреть вперед шире. Мало кто даже игнорирует даже после получения знаний. В этом случае цена невежества намного выше.
Для меня было более болезненно заниматься самоанализом и думать о своих обязанностях, в которых мало что было выполнено или не выполнено в прошлом. Эти мысли занимали меня без всякой причины, думая о том, чтобы стать жертвой. На самом деле это была иллюзия, пока я не понял, что Осознание означает только жизнь в настоящем и осознание того, что происходит в тебе, прямо сейчас, в этот момент.
Преимущества самореализации:
- Фокус и концентрация: Создайте внутреннее стремление узнать то, чего вы не знаете. Самореализация определяет, когда вы отвлекаетесь, и помогает устранить их с помощью устойчивого творчества. Избавляясь от бессмысленных вещей в своей жизни, вы сохраняете приверженность самому важному и начинаете видеть реальные результаты, когда полностью раскрываете свой потенциал.
- Наблюдайте за своими эмоциями: Вместо того, чтобы руководствоваться собственными эмоциями, теперь вы можете наблюдать за различными эмоциями и во время опыта научиться эффективно организовывать себя, чтобы справляться с такими ситуациями, как страх, тревога и стресс. Самореализация помогает вам развить умение отпускать изнурительные чувства и вместо этого браться за придающие силы. Внимательное наблюдение может сэкономить много денег и времени, вместо этого нужно пройти через опыт и изучить его, заплатив огромную цену
- Повышение уверенности, самосознания и самооценки: Благодаря глубокой связи со своим внутренним «я» самореализация освобождает вас от страха неудачи, чрезмерного возбуждения и низкого чувства собственного достоинства. Ваше изумление расширяет ваши горизонты новых возможностей. Это действительно чудесный и веселый способ жизни.
- Разум открыт для сотворчества и Партнерства. Когда вы открыты для Милости, вы можете быть более искренними и свободно и ясно выражать эмоции. В ваших действиях всегда преобладает чувство принадлежности. В результате вы можете формировать более глубокие отношения и проводить больше времени, общаясь с людьми, а не пытаясь произвести на них впечатление.
Самообразование — ключ к детско-родительским отношениям!
18 июня 2020 г.
Советы, как просить работу с умом
1 июня 2020 г.
Помогая другим, мы помогаем себе
26 мая 2020 г.
Корпоративный интерьер с яркими однотонными однотонными декорами #FunderMax….
10 марта 2017 г.
Панели FunderMax HPL, используемые в качестве жалюзи, пропускали в здание достаточное количество естественного света, не нагревая внутренние помещения.
1 июля 2016 г.
Слушайте своих сотрудников!
27 января 2016 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Важность самореализации | Почему это важно в нашей жизни?
Жизнь сегодня далека от совершенства. Очень легко потеряться в океане противоречивых сообщений о том, какой должна быть ваша жизнь и что вы должны делать. Хотя некоторое личное развитие может быть полезным, большинство предложений, которые вы получаете, могут быть просто вредными. В дополнение к этому, вы, возможно, уже изо всех сил пытаетесь удовлетворить свои потребности и потребности окружающих вас людей. Список длинный: хорошо учиться в школе, хорошо работать, быть хорошим ребенком, хорошим супругом, хорошим родителем и хорошим другом. Все это может быть очень истощающим, и вы можете потерять свою энергию. Но есть одно решение – Самореализация. Это один из самых мощных инструментов, когда дело доходит до полного раскрытия вашего потенциала. Прочитайте эту статью, чтобы понять важность самореализации и то, как она может помочь вам в повседневной жизни.
Содержание
Самореализация, также известная как самоактуализация, — это концепция, стара как мир. Так или иначе, это часть всех культур, религий и философий. Эта концепция является основной как в восточной, так и в западной культурах. Способ его определения разный, но конечная цель остается прежней. Цель самореализации — иметь мирную и наполненную жизнь; жизнь добродетели и изобилия. Если человек достигает самореализации, это приносит ему много пользы. Он затрагивает все сферы жизни. Существует множество определений самореализации. Но прежде чем мы доберемся до этого, нам важно понять важность самореализации. Итак, вот некоторые из величайших преимуществ, которые предлагает реализация.
Важность самореализации
1. Повышение уверенности и самоуважения
Люди на пути к самореализации тесно связаны со своим внутренним «я» и окружающим миром. Глубина и сила связи освободит их от забот, страхов и чувства униженности. Это также позволяет им полностью раскрыть свой потенциал.
2. Помогает лучше сосредоточиться
Те, кто принимают реализацию, находятся в контакте со своим истинным «я», действуя в соответствии со своими глубочайшими убеждениями и ценностями. Они определят свои приоритеты и будут следовать им более агрессивно и резко. Самореализованные люди легко удаляют негативные силы из своей жизни, освобождая место для позитива.
3. Отсутствие контроля над эмоциями
Самореализованные люди не контролируют свои чувства. Реализация позволяет людям, которые ее принимают, наблюдать, смотреть в лицо и побеждать свои эмоции. Обновление учит людей понимать свои эмоции и успешно справляться с ужасом, тревогой, изоляцией и другими эмоциями, которые их сдерживают.
<<<ВАЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ>>>
4. Принятие
Самореализованные люди более открыты и непредубеждены, чем те, кто еще не полностью осознал свой потенциал. Они могут открыто и искренне выражать свои чувства. Это приводит к более сильным и позитивным отношениям с другими людьми.
5. Другое Важность самореализации
Самореализация имеет гораздо больше преимуществ. Некоторые из них
- Вы испытываете бесконечное внутреннее блаженство; вы не будете испытывать никаких страданий
- В гневе после Самореализации не будет присутствовать ни намерения причинить боль, ни затянувшееся раздражение
- заботы или несчастья
- Бесстрашие и независимость возникают у тех, кто достиг Атмана
- После Самореализации человек становится беспристрастным.
- После достижения Самореализации вы обретаете правильное видение, благодаря которому вы видите мир безупречным
- Это знание является исключительным и экстраординарным.
- Даже если кто-то причинит вам боль, чувство мести не останется после Самореализации
- Истинный пратикраман (просьба о прощении) начинается после Самореализации
- Никакие новые кармы не будут связаны
- Безразличие к мирской боли – первый опыт освобождения
- После Самореализации вы почувствуете, что делаете в своей жизни нечто иное, чем до Самореализации
Понимание Самореализации
Самореализация как концепция присутствует как в восточной, так и в западной философии и религиях. Западное общество смотрит на эту концепцию с научной точки зрения, тогда как она глубоко укоренилась в восточных религиях, таких как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. Среди западных определений наиболее широко принято определение Абрахама Маслоу. В нем говорится, что самореализация — это полное раскрытие своего потенциала, полное удовлетворение своих потребностей и вклад во всеобщее благо человечества или общества. С другой стороны, восточные духовности определяют это по-разному для разных религий.
- В джайнизме самореализация — это удаление всех искусственных слоев личности и понимание истинного «я» и природы реальности. материальные явления
- Буддизм рассматривает реализацию как пробуждение к истинной реальности
- В сикхизме реализация возможна через отделение себя от собственного ложного эго
<<<ВАЖНОСТЬ ХОРОШИХ МЫСЛЕЙ>>>
Что такое потребность в самореализации?
Концепция самоактуализации Абрахама Маслоу сформулирована в виде пятиуровневой пирамиды. Каждый уровень пирамиды отражает уровень базовых потребностей человека. Вот уровни от самого низкого до самого высокого
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Потребности в любви и общении
- Потребности в самоуважении
- Самореализация
Теперь, когда вы знаете о важности самореализации, вы также должны знать, что значит быть самореализованным. Самореализация означает многое. Это означает быть в контакте со своим внутренним я и иметь полное понимание своих чувств и потребностей. Это также означает, что вы полностью реализуете свой потенциал во всех аспектах жизни и имеете крепкие, значимые отношения с близкими.
Сможете ли вы достичь самореализации
ДА! Можно достичь самореализации. И основные религии, и психологические теории признают, что реализация возможна. Средства для достижения этого могут быть разными, но актуализация возможна. Путь к реализации и реализации может быть долгим и сложным. Это зависит в первую очередь от вашего нынешнего места в жизни. Но с решимостью и упорным трудом все возможно. Теперь вы можете задаться вопросом, как достичь самореализации.
Ну, те, кто полагаются на науку, могут следовать иерархии потребностей Маслоу. Вы должны проверить, какие уровни вы реализовали и каков ваш текущий уровень. Составьте план действий и двигайтесь вперед.
Если вы больше верите в духовность, вы можете начать свое путешествие с медитации и йоги.