Социальная сфера жизни общества.
Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.
Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важные разрезы этой структуры в широком смысле слова – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.
Социальная структура в узком смысле слова – это социально — классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально — классовая. Социально — классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.
Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль.
Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество.
Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально — экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.
Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса.
Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому — либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п. Понятие «класс» при этом используется как собирательный термин, отражающий совпадение статусов людей, ведущее к однородности и одинаковой социальной позиции.
Понятие «класс» (лат. «разряд») появилось в Древнем Риме. Позже этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. В домарксовой философии одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия; различия в уровне дохода, в имущественном положении; различие положения в обществе, обусловленное волей Божьей; теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими (Дюринг и др. ).
Маркс разработал материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем, было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально — философской картине общественного развития.
Развернутое определение классов дал Ленин. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
Основные признаки класса:
место в исторически определенной системе общественного производства;
отношение к средствам производства;
роль в общественной организации труда;
способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.
Во всех общественно-экономических формациях существуют основные (обусловленные данным способом производства) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т. д. Помимо этого в социальной структуре, в широком смысле этого слова, важную роль играют демографические группы (молодежь и т. п. ). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда).
Экономические условия существования классов, их место в системе общественного производства определяют интересы классов. Классовый интерес – это объективное отношение класса к существующему способу производства, общественному и государственному строю. Несовпадение коренных интересов классов – источником борьбы между ними.
На протяжении развития многих общественно — экономических формаций происходила классовая борьба. Наряду с др. объективными причинами она способствовала продвижению общества по пути прогресса. Классовая борьба происходит в различных формах: экономической, политической, идеологической.
Конспект по философии
что в себя включает, основные элементы, характеристика, цель и признаки
Содержание:
- Социальная сфера жизни общества — что это в обществознании
-
Понятие и структура, основные элементы
- Что в себя включает
- Цели и задачи социальной сферы
- Роль и значение социальной сферы для общества
Содержание
- Социальная сфера жизни общества — что это в обществознании
-
Понятие и структура, основные элементы
- Что в себя включает
- Цели и задачи социальной сферы
- Роль и значение социальной сферы для общества
Социальная сфера жизни общества — что это в обществознании
В обществознании под социальной сферой подразумевается взаимосвязь различных отраслей, предприятий или организаций, определяющих качество и образ жизни людей.
Данный термин охватывает широкий круг понятий. С одной стороны, социальная сфера является макропонятием, а с другой – микро. Если, например, рассматривать социальную сферу той или иной возрастной группы, то для детей это будет детский сад или школа, для взрослых – работа и другие социально значимые места.
Для пожилых людей и лиц преклонного возраста также существуют различного рода институты. Это могут быть клубы по интересам, дома престарелых и прочие учреждения соответствующего назначения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В масштабных размерах область социальной сферы представлена различного вида классовыми и межнациональными отношениями, функция которых заключается в налаживании духовно-культурных межконфессиональных отношений.
Понятие и структура, основные элементы
Несмотря на многообразие форм проявления, социальная сфера является единой системой, вне зависимости от возраста членов общества.
Подобного рода система организации жизни направлена на удовлетворение различных потребностей человека: материальных, духовных и других.
В центре рассматриваемой системы находится население и занимаемая им территория. Это обусловлено тем, что особенность социального взаимодействия заключается в улучшении жизни людей. Благополучие человека, повышение качества его жизни напрямую связано с облагораживанием территории проживания.
Но как бы ни была социальная система направлена на равенство и одинаковые условия жизни, рано или поздно все равно начнут формироваться определенные социальные группы. Это обусловлено личными качествами человека, его интересами, которые постепенно становятся причиной неравенства доходов людей, уровня их жизни.
Сформированные со временем соцгруппы также являются частью системы в масштабных размерах. Доходы их членов формируют не только личное благосостояние, но и являются частью экономической составляющей страны.
Кроме того, члены общества не обладают одинаковым уровнем образования и одинаковыми профессиональными качествами. Отсюда вытекает и профессионально-образовательная составляющая социальной сферы.
Профессионально-образовательная составляющая, как и личностные качества человека, во многом определены институтом семьи и брака. Здесь закладывается понятие об ответственности, целеустремленности и взаимовыручке.
В свою очередь от семейно-брачной составляющей зависит демография. Она базируется на учете численности населения, включающего показатели уровня смертности и рождаемости. К этому элементу относится и соотношение полов, а также половозрастной состав.
Представленная подобным образом характеристика рассматриваемого понятия показывает, что социальная сфера — это тщательно спланированная и гармоничная система.
Что в себя включает
Если говорить о внешних проявлениях соцсферы, то ее представляют определенные социальные институты:
- образовательно-воспитательные учреждения;
- организации, деятельность которых направлена на медицинское обслуживание населения;
- культурно-досуговые учреждения;
- спортивные организации;
- организации, отвечающие за соцобеспечение: биржи труда, центры психологической помощи и др. ;
- учреждения, относящиеся к сфере общественное питания;
- службы коммунального обслуживания;
- транспортные службы и службы связи.
Наличие в определенном локусе представленных учреждений, деятельность которых основана на взаимовыгодном сотрудничестве, является свидетельством яркого примера хорошо налаженной социальной сферы.
Цели и задачи социальной сферы
Главная цель социальной сферы – улучшение качества жизни населения. Исходя от этого, всегда вытекает ряд определенных задач, перечень которых будет меняться в зависимости от конкретной ситуации. В одних случаях, например, в приоритете будет демография населения, а в других – улучшение экономики.
При этом задачи могут носить, как региональный характер, так и государственный. Что актуально в одном регионе, то может быть совсем не актуально в другом.
Если говорить значимых всегда и везде задачах, то к ним можно отнести воспитание и обучение подрастающего поколения, обеспечение человека в продуктах питания, одежде, а также в медицинском обслуживании.
Реализация намеченных задач присходит благодаря социальным алгоритмам и поэтапному осуществлению действий имеющейся социальной практики. Без хорошо спланированных действий реализация социального плана будет носить хаотичный характер, что всегда является малоэффективным.
Единой однозначно эффективной теории на этот счет нет. Описание действий должно начинаться с проведенного тщательнейшим образом анализа сложившейся ситуации. Следующим этапом является постановка как краткосрочных, так и направленных на перспективу целей и задач. Признаком эффективности разработанных мер является улучшение качества жизни населения.
Роль и значение социальной сферы для общества
Поскольку общество представлено не только разновозрастными группами, но и группами с разным вероисповеданием, с разным уровнем дохода, то приоритетным направлением в социальной сфере считается создание оптимально благоприятных условий жизни для каждого члена общества.
Если не обеспечить социальную справедливость для всех слоев населения, то это рано или поздно это приведет к возникновению напряженной остановки в обществе (вплоть до революционной) или к межэтническим конфликтам.
Подобные случаи истории известны.В связи с этим роль деятельности, направленной на улучшение жизни человека, незаменима. Если каждая этническая группа в многонациональной стране или в мировом сообществе будет осознавать, что ее интересы учтены, а права не ущемляются, то это полностью исключит появление национальных войн.
Кроме того, при хорошо налаженной работе по духовно-нравственному наследию можно говорить о взаимном уважении людей друг к другу.
Но, несмотря на духовную значимость культуры, главенствующая роль в социальной сфере отводится удовлетворению естественных потребностей человека. Речь идет о потребности в пище, медицинских услугах и источниках заработка. Бессмысленно говорить о духовных ценностях человека, если повсеместно будет безработица или отсутствие доступного медицинского обслуживания.
Только при правильном подходе, когда реализуются сначала первичные потребности населения, а потом вторичные, можно говорить об эффективности и значимости социальной сферы, как в жизни страны, так и в жизни отдельно взятого человека.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Социальная структура | Определение, примеры, теории и факты
Карл Маркс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Герберт Спенсер Юрген Хабермас Гуннар Мюрдал Талкотт Парсонс А. Л. Роуз
- Похожие темы:
- управление родство защита окружающей среды институционализм свадьба
См. весь связанный контент →
социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.
Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.
Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вещи, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, даже если явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на свое окружение.
Социальную структуру иногда определяют просто как структурированные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.
Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами. Кроме того, в любом обществе существует более или менее регулярное разделение труда. Еще одной универсальной структурной характеристикой человеческих обществ является регулирование насилия. Любое насилие является потенциально разрушительной силой; в то же время это средство принуждения и координации деятельности. Люди сформировали политические единицы, такие как нации, внутри которых применение насилия строго регламентировано и которые в то же время организованы для применения насилия против внешних групп.
Кроме того, в любом обществе существуют механизмы в рамках структуры полового размножения, а также заботы и воспитания молодых. Эти договоренности принимают форму родственных и брачных отношений. Наконец, системы символической коммуникации, особенно язык, структурируют взаимодействие между членами любого общества.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
6.1: Хабермас и «публичная сфера» – СМИ и общество: критические подходы
Юрген Хабермас впервые сформулировал свою идею «общественной сферы» (нем. öffentlichkeit) в «Структурной трансформации публичной сферы» (1962 г., переведен на английский язык в 1989 г.). Описывая öffentlichkeit как «сферу нашей социальной жизни, в которой может формироваться что-то близкое к общественному мнению» и в которую «[a]доступ гарантируется всем гражданам», Хабермас установил концептуальное идеальное пространство, где все граждане могли бы собираться и обсуждать вопросы, представляющие общий интерес, «неограниченным образом» (Хабермас, 1974, с. 49). Теоретически безобидное, но на практике такое пространство никогда не существовало, потому что истинно справедливое общество еще не было создано.
Для понимания полезности хабермасианской модели публичной сферы, а также общей критики в ее адрес полезно иметь общее представление о том, как работает эта модель. Публичная сфера рассматривается как область социальной жизни, где может быть сформировано общественное мнение, и оно формируется в каждом разговоре, в котором люди собираются вместе, чтобы сформировать публику. (Хабермас, 1991, 398). Хабермас видел несколько необходимых условий для того, чтобы публичная сфера функционировала таким образом, чтобы осмысленно служить широким слоям населения. Во-первых, она должна быть открыта для всех граждан, которые свободно собираются для выражения своего мнения в публичных дискуссиях. В этой сфере они действуют не от имени бизнеса или каких-либо частных интересов, а скорее как отдельные лица, занимающиеся общими вопросами, представляющими общий интерес.
Поскольку потенциальных тем для обсуждения много, публичная сфера может быть разделена на более мелкие и сплоченные разговоры, посвященные конкретным вопросам. Политическая публичная сфера поддерживает публичный дискурс на темы, связанные с управлением и политической практикой. Например, экологическая или «зеленая» общественная сфера предлагает гражданам пространство для обсуждения интересов целого ряда заинтересованных сторон — от активистов и экспертов до корпоративных интересов и выборных должностных лиц — как отдельных лиц. В этом пространстве они смогут поделиться своими опасениями по поводу экологических проблем и выразить требования по разработке или обеспечению соблюдения соответствующих правил (Pezzullo & Cox, 2018). Это иллюстрирует второе условие Хабермаса функциональной публичной сферы: как сфера, в которой формируется общественное мнение, она является посредником между государством и обществом.
Хабермасовская модель публичной сферы имеет нормативные требования. То есть он описывает пространство, которое может существовать только в идеальном демократическом государстве, где каждому доступно равное участие и внимание. Это условие трудновыполнимо по многим причинам, но прежде всего потому, что гражданские права и политическое представительство еще не гарантированы всем гражданам в любой демократии (т. е. независимо от пола, сексуальной ориентации, способностей, расы или этнической принадлежности, экономического класса, образования , и т. д.). Поэтому критики модели Хабермаса предложили несколько альтернатив. Наиболее известная из них была сформулирована исследователем-феминисткой Нэнси Фрейзер, которая указала, что часто бывает трудно, если не невозможно, разделить вопросы, представляющие общественный интерес, и вопросы частного характера, особенно для исторически маргинализированных групп. Она предположила, что такие группы на практике образовывали свои собственные пространства, которые она называла второстепенными контрпубликами (Fraser, 19).92).