Потребности маслоу: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Мотивация и личность. Глава 7. Потребности высшие и низшие – Гуманитарный портал

Различия между высшими и низшими потребностями

Невнимание к проблеме ценностей, нежелание признать её научно-психологическую значимость не только ослабляет психологию как науку, не только препятствует её полному развитию, но и подталкивает человечество к гипернатурализму, к этическому релятивизму, к хаосу и нигилизму. Если же нам удастся продемонстрировать, что способность совершать выбор между высшим и низшим, между сильным и слабым заложена в самой природе организма, то разговоры об относительности ценностей и ценностного выбора, об отсутствии естественных критериев разграничения добра и зла, о том, что одна ценность ничем не лучше другой, прекратятся за отсутствием предмета обсуждения. Принцип естественного выбора уже выдвигался мною в главе 4.

Базовые потребности естественным образом выстраиваются в совершенно отчётливую иерархию, в которой более сильная, более насущная потребность предшествует менее сильной и менее насущной.

Например, мы уже можем вполне определённо заявить, что потребность в безопасности сильнее, чем потребность в любви, ибо при фрустрации этих потребностей первая явно доминирует в организме. Физиологические потребности (взаимоотношения между которыми также подчиняются внутренней иерархии) насущнее, чем потребность в безопасности, которая сильнее, чем потребность в любви, которая, в свою очередь, сильнее потребности в уважении, более сильной, чем потребности в осуществлении своей самобытности, которые мы обобщаем в рамках одной потребности — потребности в самоактуализации. Именно таков порядок потребностей, в соответствии с которым организм совершает выбор, или отдаёт предпочтение. Но с этим порядком связан не только процесс выбора, его отчётливое влияние обнаруживает себя и в иных сферах.

Перечислим их:

  1. В филогенетическом, или эволюционном плане более высокая потребность представляет собой более позднее образование. Если потребность в пище — общая для всех живых организмов, то потребность в любви присуща только человеку и, возможно, высшим человекообразным обезьянам, а потребность в самоактуализации, бесспорно, — одному лишь человеку.
    Чем выше потребность, тем более специфична она для человека.
  2. В процессе онтогенетического развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие. При рождении человек обладает одними лишь физиологическими потребностями и, возможно, в очень слабой, зачаточной форме — потребностью в безопасности, которая проявляется в реакции испуга и наличие которой косвенно может быть подтверждено общим наблюдением, согласно которому ребёнок развивается лучше, если окружающий его мир отличается стабильностью и регулярностью. Только спустя несколько месяцев ребёнок начинает выказывать первые признаки социальной привязанности и избирательной любви, и ещё позже, если чувствует себя в безопасности и если окружён любовью родителей, обнаруживает стремление к самостоятельности, независимости, потребность в достижении, в уважении, в оценке, в похвале. Что касается потребности в самоактуализации, то даже Моцарт обрёл её не раньше, чем в трёх-четырёхлетнем возрасте.
  3. Чем выше место потребности в иерархии потребностей, тем менее насущна она для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворённой и тем выше вероятность её полного исчезновения. Потребности высших уровней отличаются меньшей способностью к доминированию и меньшей организационной силой. Если низшие потребности требуют немедленного удовлетворения, мобилизуют все силы организма и вызывают автономные реакции, призванные обеспечить их удовлетворение, то высшие потребности не так настоятельны. Отчаянное, маниакальное стремление к безопасности наблюдается гораздо чаще, чем маниакальное стремление к уважению окружающих. Депривация высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как депривация низших потребностей. По сравнению с пищей и безопасностью уважение кажется просто роскошью.
  4. Жизнь на более высоких мотивационных уровнях означает большую биологическую эффективность, большую продолжительность жизни, меньшую подверженность болезням, лучший сон, аппетит и тому подобное. Исследования в области психосоматики вновь и вновь показывают нам, что следствием тревоги, страха, отсутствия любви, деспотизма становятся крайне нежелательные физические и психологические последствия. Удовлетворение высших потребностей в конечном итоге не только повышает жизнеспособность организма, оно служит его росту и развитию.
  5. С субъективной точки зрения высшие потребности менее насущны
    . Намеки высших потребностей невнятны, неотчётливы, их шепот порой заглушается громкими и ясными требованиями других потребностей и желаний, их интонации очень похожи на интонации ошибочных убеждений или привычек. Умение распознать собственные потребности, то есть понять, что тебе нужно на самом деле — само по себе огромное психологическое достижение. Всё, что мы сказали здесь, вдвойне справедливо для потребностей высших уровней.
  6. Удовлетворение высших потребностей приводит человека к субъективно желанному состоянию, он испытывает чувство покоя, умиротворённости, счастья, богатства внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасности в лучшем случае может принести чувство облегчения и расслабленности, но не может подарить человеку мгновений экстаза, высших переживаний, исступленного счастья, восторга, как не может вызвать чувства умиротворённости, понимания, гордости и тому подобных чувств.
  7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей означает движение в сторону здоровья, прочь от психопатологии. Аргументы в пользу этого тезиса приведены в главе 5.
  8. Для актуализаци, пробуждения высшей потребности требуется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности. Мы можем говорить об этом уже потому, что для пробуждения высшей потребности необходимо удовлетворение более сильных по сравнению с ней потребностей. Например, пробуждение потребности в любви требует выполнения большего количества условий, чем пробуждение потребности в безопасности. В более общем плане можно сказать, что «высокая» жизнь несоизмеримо сложнее, чем «низкая» жизнь. Для того, чтобы испытать потребность в уважении и статусе, человек должен взаимодействовать с большим числом людей, должен иметь более широкую арену деятельности, должен ставить перед собой более долговременные задачи, должен уметь оперировать более разнообразными средствами и парциальными целями, должен сделать большее количество промежуточных шагов, чем это необходимо для пробуждения потребности в любви.
    То же самое можно сказать и относительно потребности в любви, если мы сравним её с потребностью в безопасности.
  9. Для пробуждения высших потребностей необходимы хорошие внешние условия. Для того, чтобы люди перестали убивать друг друга, необходимы соответствующие внешние условия, но для того, чтобы люди ещё и любили друг друга, необходимо несколько большее. И наконец, только очень хорошие условия делают реальной возможность самоактуализации.
  10. При условии удовлетворения и низшей и высшей потребности последняя приобретает большую субъективную значимость для человека. Ради высшего удовлетворения человек готов терпеть лишения и идти на жертвы, готов мириться с депривацией низших потребностей. Зачастую ради принципов и убеждений человек согласен вести аскетическую жизнь, он отказывается от богатства и престижа во имя возможности осуществить себя на избранном поприще. Человек, удовлетворивший низшие потребности и познавший, что такое самоуважение и самоосуществление, как правило, ставит их выше сытого желудка и чувства безопасности.
  11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовного отождествления (тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовного отождествления). Любовное отождествление можно определить как слияние мотивационных иерархий двух или нескольких людей. Человек принимает потребности и желания любимого человека как свои собственные, не различает их. Желание любимого становится его собственным желанием.
  12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные, благоприятные гражданские и социальные последствия. В какой-то степени здесь справедлива следующая закономерность: чем выше потребность, тем она менее эгоистична. Голод чрезвычайно эгоцентричен, утоление голода — это всегда самоудовлетворение. Но стремление к любви и уважению обязательно предполагает взаимодействие с другими людьми. Более того, его невозможно осуществить, не осознав необходимость удовлетворять потребности других людей. Люди, в достаточной мере удовлетворившие свои базовые потребности (потребность в пище и в безопасности), устремлённые к любви и уважению, обнаруживают такие черты, как верность, дружелюбие, гражданское самосознание; именно из таких людей получаются хорошие родители, супруги, учителя, общественные деятели и тому подобное.
  13. Удовлетворение высших потребностей в большей мере приближает человека к самоактуализации, чем удовлетворение низших потребностей. Это различие имеет чрезвычайно важное значение для теории самоактуализации. Помимо всего прочего оно означает, что люди, живущие на высоких уровнях мотивационной жизни, многими чертами похожи на самоактуализирующихся людей и похожесть эта очень заметна.
  14. Жизнь на высоких мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей приводит к более сильному и более естественному, истинному индивидуализму. Данное положение как будто вступает в противоречие с предыдущим заявлением о том, что «высокая» жизнь означает более сильное любовное отождествление, то есть социализацию. Однако, несмотря на всю кажущуюся алогичность, его следует воспринимать как эмпирическую реальность. Самоактуализирующиеся люди отличаются как высокой степенью самобытности, так и способностью любить человечество, и этот факт полностью соответствует теоретическим размышлениям Фромма относительно синергической природы взаимоотношений между любовью к себе (или вернее, самоуважением) и любовью к другим людям.
    В данном контексте интересны также его размышления об индивидуальности, спонтанности и роботизации.
  15. Чем выше уровень потребностей, тем более податлив человек для психотерапевтического воздействия, тем эффективнее оно может быть; психотерапевт не в состоянии оказать помощь человеку, находящемуся на низких уровнях мотивационной жизни. Психотерапевтические методы ничем не помогут голодному человеку.
  16. Низшие потребности имеют более чёткую локализацию, более осязаемы и ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более «соматичны», чем потребность в любви, которая, в свою очередь, более соматична, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворители низших потребностей гораздо более осязаемы и очевидны, чем источники удовлетворения высших потребностей. Ограниченность низших потребностей проявляется ещё и в том, что для их удовлетворения требуются конкретные удовлетворители. Чтобы утолить голод, достаточно съесть определённое количество пищи, но удовлетворение потребностей в любви, в уважении и когнитивных потребностей не знает пределов.

Некоторые последствия различения высших и низших потребностей

Если мы согласимся с тем, что 1) высшие и низшие потребности имеют разные характеристики и 2) высшие потребности наряду с низшими представляют собой неотъемлемую часть человеческой природы (а вовсе не навязаны и не противоположны ей), — то наши взгляды на психологию и философию претерпят революционные изменения. Концепции образования, политические и религиозные теории, принятые в настоящее время в большинстве культур, базируются на прямо противоположных принципах. В целом можно сказать, что биологическая, животная, инстинктоидная природа человека понимается ныне исключительно как свод физиологических потребностей: пищевой, половой и так далее, которым противопоставляются высшие человеческие стремления и порывы, потребность в правде, в любви, в красоте. Более того, сами эти стремления нередко трактуются как антагонистические, взаимоисключающие, конфликтующие, противоборствующие друг с другом. По одну сторону баррикад встаёт культура со всеми её институтами, вооружённая разнообразнейшими средствами воздействия на человека, по другую оказывается низкая, животная природа человека. Культура считает своим долгом уничтожить своего соперника, подавить его, превращаясь, таким образом, в деспота, фрустратора или, в лучшем случае, обретает черты суровой необходимости. Много пользы нам принесло бы осознание того факта, что высшие стремления и позывы есть частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище. На некоторых из позитивных последствий этого осознания я хочу остановиться подробнее.

  1. Наверное, самым важным в числе прочих последствий должно стать преодоление ложной дихотомии между когнитивным и конативным началами. Человеческое стремление к познанию, к пониманию, потребность в жизненной философии и системе ценностей, желание иметь некую точку отсчёта — все эти когнитивные потребности несут в себе конативное начало и составляют часть нашей примитивной животной натуры. (Воистину, человек — это особое животное.)

    Мы прекрасно понимаем, что человеческие потребности нельзя рассматривать как некие слепые, стихийные силы. Мы знаем, что они модифицируются под влиянием культуры, по мере накопления опыта взаимодействия с окружающей средой и познания адекватных способов их удовлетворения, и следовательно, мы должны признать, что когнитивные процессы играют важную роль в их развитии. По мнению Джона Дьюи, уже само существование потребности и способность понять её напрямую зависят от способа познания реальности и от способа познания возможности или невозможности её удовлетворения.

    Если конативное начало содержит в себе когнитивный компонент, а когнитивное начало несёт в себе конативную функцию, то бессмысленно и даже патологично настаивать на их противопоставлении друг другу.

  2. Согласившись с вышеизложенным, мы сможем свежим взглядом посмотреть на извечные философские проблемы. И мы увидим, что некоторые из них не заслуживают звания проблемы, так как базируются на ложном понимании мотивационной жизни человека. В числе таких псевдопроблем назову проблему соотношения эгоизма и альтруизма — понятий, традиционно противопоставляемых друг другу. Как, скажите на милость, нам следует определить «эгоизм» и «альтруизм», если сама структура инстинктоидных потребностей человека, таких, например, как потребность в любви, предполагает большее удовольствие, причём удовольствие личное, сугубо «эгоистическое» не тогда, когда мы сами едим арбуз, а тогда, когда видим, с каким наслаждением едят арбуз наши дети? Если потребность в истине так же свойственна животной, биологической натуре человека, как потребность в пище, то можно ли сказать, что человек, рискующий жизнью ради истины, — меньший эгоист, чем тот, кто рискует жизнью, чтобы добыть себе еду?

    Если человек получает удовольствие, причём удовольствие животное, личное, эгоистическое и от пищи, и от секса, и от любви, и от уважения, и от красоты, и от истины, то очевидно, что концепция гедонизма требует существенных уточнений. Может статься, что «высокий» гедонизм — штука куда как более мощная, чем гедонизм «низкий».

    Вряд ли устоят и такие традиционные дихотомии, как «романтизм-классицизм», «дионисийское-аполлоническое». Истоки этих дихотомий лежат все в том же неправомерном противопоставлении низших потребностей потребностям высшим, в стремлении разделять потребности на животные и не животные, анти животные. Мы вынуждены будем пересмотреть и концепцию рациональности-иррациональности, произвести ревизию столь привычного противопоставления рационального начала началу импульсивному и традиционного понимания рациональной жизни как противоположности инстинктивной.

  3. Дифференцированное изучение человеческой мотивации, несомненно, привнесёт много нового и в этику, и в философию в целом. Пора, наконец, отказаться от представления, что благородные позывы души похожи на узду, набрасываемую на строптивого коня, — их ценность не в том, что они укрощают наше инстинктивное, животное начало, а в том, что они, подобно могучим коням, возносят нас к высотам человеческого бытия; если мы примем такой взгляд на вещи, если согласимся с тем, что корни высших и низших потребностей питает почва нашей биологической природы, что высшие потребности равноправны с животными позывами и что последние так же хороши как первые, тогда противопоставление их друг другу станет просто бессмысленным. Разве сможем мы тогда по-прежнему считать, что истоки высокого и низкого в человеческой природе находятся в разных, противоборствующих вселенных?

    Более того, если мы однажды в полной мере осознаем, что эти хорошие, благородные человеческие позывы возникают и набирают силу только после удовлетворения более сильных по сравнению с ними животных нужд, то сможем отвлечься от самоконтроля, подавления, самодисциплины и задумаемся, наконец, о значении спонтанности, удовлетворения и естественного, организмического выбора. Возможно даже, мы обнаружим, что принципиальной разницы между долгом, ответственностью и необходимостью, с одной стороны, и игрой, удовольствием и наслаждением, с другой, просто не существует. На высших уровнях мотивационной жизни, на уровне Бытия исполнение долга становится удовольствием, труд преисполнен любовного отношения, и нет нужды делить время между «делом» и «потехой».

  4. Наша концепция культуры и её взаимоотношений с индивидуумом должна измениться в сторону «синергии», согласно терминологии Рут Бенедикт (40, 291, 312). Культура должна стать инструментом базового удовлетворения [314, 315, а не подавления или запрета. Культура не только предназначена для удовлетворения человеческих потребностей, она сама есть продуктом этих потребностей. Мы должны отказаться от традиционной дихотомии «культура-индивидуум», мы уже не вправе настаивать на том, что они противоборствуют друг другу. Настало время обратить внимание на возможность их синергического существования и сотрудничества.
  5. Осознание того факта, что лучшие позывы человеческой души скорее биологически запрограммированы, чем случайны или условны, имеет поистине огромное значение для теории ценностей. В частности, оно поможет нам приблизиться к мысли, что нет никакой нужды конструировать ценности при помощи логики или пытаться черпать их из различных авторитетных источников. Всё, что нам нужно, это научиться быть пристальными и наблюдательными, потому что ответ на вопрос, мучающий человека на протяжении многих веков (вопросы «как стать хорошим?», «как стать счастливым?», в сущности, — лишь вариации одного глобального вопроса «как стать плодотворным?»), содержится в самой человеческой природе. Организм сам говорит нам о том, что ему нужно, а, значит, и о том, что он ценит, — получив возможность вольно следовать своим идеалам, он крепнет, растёт и процветает, а лишившись такой возможности — заболевает.
  6. Как показывают исследования, базовые потребности, несмотря на свою инстинктоидную природу, во многом отличаются от инстинктов, характерных для низших животных. Пожалуй, самым важным в данной области стало открытие того факта, что голос наших инстинктоидных потребностей очень слаб, его легко может заглушить голос культуры, и этот факт явился неожиданным для нас, ибо он вступает в противоречие с традиционным представлением об инстинктах, в соответствии с которым они представлялись нам в виде мощных, злых и неуправляемых сил. Осознание своих импульсов, понимание своих истинных, внутренних потребностей и желаний — очень трудная психологическая задача. Здесь следует иметь в виду, что чем более высока потребность, тем она слабее, тем с большей лёгкостью она поддаётся модификациям и подавлению. Наконец, наши инстинктоидные потребности ни в коем случае не дурны, — они, по меньшей мере, нейтральны, если не хороши. Сколь бы парадоксально это ни звучало, я готов заявить — для того, чтобы наши инстинкты, вернее то, что осталось от них, не были окончательно задавлены средой, нужно защищать их от культуры, образования, научения.
  7. Наше представление о целях и задачах психотерапии (равно как и о целях образования, воспитания и прочих мероприятий, направленных на формирование характера человека) претерпевает значительные изменения. Пока ещё очень часто психотерапию путают с процессом обучения индивидуума неким способам контроля над своими импульсами, с освоением навыков и приёмов их подавления. Ключевыми понятиями такого воспитательного режима выступают понятия дисциплины, управления, подавления.

    Но если мы примем новый взгляд на психотерапию, если поймём, что она нацелена на снятие внутренних запретов и внутренних барьеров индивидуума, то главными для нас станут такие понятия как спонтанность, естественность, высвобождение, самоприятие, удовлетворение, свобода выбора. Согласившись с тем, что импульсы, идущие из глубин человеческой природы — хорошие, полезные, что они заслуживают восхищения и поощрения, мы не станем ограничивать их рамками условностей, не станем налагать запреты на их выражение, а наоборот, будем стремиться к тому, чтобы’ найти способ выразить их как можно более ярко и свободно.

  8. Если мы примем все вышеизложенное, если согласимся с тем, что наши инстинкты слабы, что высшие потребности имеют инстинктоидную природу, что культура — гораздо более мощная сила, чем наши базовые потребности, что эти потребности хороши и полезны, то для нас станет очевидно, что задача совершенствования природы человека может быть осуществлена только с помощью тех социальных мер, которые укрепляют и поощряют инстинктоидные тенденции человека. И в самом деле, разве можно считать «хорошей» культуру, которая отказывает человеку в возможности выражать и осуществлять его внутренние, биологические тенденции?
  9. Тот факт, что человек может достичь высших уровней мотивации независимо от того, удовлетворены ли его низшие потребности (и даже независимо от удовлетворения высших потребностей), даёт ключ к лучшему пониманию старой теософской дилеммы, вот уже несколько столетий служащей предметом жарких споров. Любой уважающий себя теолог обязательно обращался к проблеме взаимоотношения плоти и духа, ангела и дьявола, то есть высокого и низкого в человеке, но никому из них так и не удалось примирить противоречия, таившиеся в этой проблеме. Теперь, опираясь на тезис о функциональной автономии высших потребностей, мы можем предложить свой ответ на этот вопрос. Высокое возникает и проявляется только на базе низкого, но возникнув и утвердившись в сознании человека, оно может стать относительно независимым от его низкшей природы [5.
  10. Теперь мы можем попытаться расширить дарвиновскую теорию выживания понятием «ценности роста». Человек стремится не только к выживанию, но и к развитию, к личностному росту, к воплощению своих возможностей в действительность, к счастью, душевному покою, высшим переживаниям, к трансцендированию, выходу за пределы личности, к более глубокому и полному познанию реальности. Нищета, войны, насилие, деспотизм дурны не только потому, что ослабляют жизнестойкость человека, угрожают его выживанию, но и потому, что снижают качество самой жизни, ослабляют личность и сознание человека, делают его недочеловеченным.

Иерархия потребностей по Маслоу как способ проверки идей для стартапов

ruen

Главная Иерархия потребностей по Маслоу как способ проверки идей для стартапов

Как бы безумно ни звучал заголовок, смысл в нем есть.

Идея для бизнеса (будь то технологический стартап и пельменная) может прийти спонтанно. Это не значит неожиданно — но катализатором при этом будет служить совершенно случайное обстоятельство, вроде прочитанной строчки в журнале или увиденной уличной сцены.

«Если нужны хорошие идеи, надо несколько часов вообще не думать про бизнес. Я часто катаюсь на велосипеде по 3–4 часа, проветришь голову — сразу по-другому мыслить начинаешь, более ярко, четко. В принципе удачные идеи могут появиться в самых разных местах и ситуациях. » — Олег Тиньков неплохо отразил суть.

За идеей всегда следует анализ и критика. Применять для этого просто «здравый смысл» часто недостаточно. CB Insights предложили оригинальную классификацию ИТ-стартапов по иерархии человеческих потребностей, которую можно применять как шпаргалку при проверке идеи:>

Мы добавили еще пару ступеней потребностей и дополнили их стартапами, чтобы иерархия соответствовала оригинальной пирамиде Маслоу (хотя, как известно, сам Абрахам Маслоу никогда не рисовал пирамид в своей теории, но не суть).

Итак, как эту пирамиду можно применять:

  1. Быстро проверить новую идею на «попадание» в потребности аудитории. Это важно с точки зрения позиционирования стартапа, чтобы он внезапно не стал «всем и сразу». Делаете образовательный проект — значит, ваш стартап попадает в категорию потребностей «познание». Делаете образовательный проект для дизайнеров с элементами социальной сети — значит, он захватывает сразу три ступени: «эстетика», «познание» и «уважение и признание».

  2. Оценить, какие у вас будут конкуренты. Понятно, что на нашей схеме приведена только малая часть всех проектов, однако с ней будет легче понять, кто занимает ту же ступень, что и вы. Делаете стартап по защите информации? Взгляните на ступень «безопасность» (кстати, технологический бизнес в этой сфере — тренд, недавно делали обзор таких стартапов).

  3. Оценить связанные потребности и возможности масштабирования. Вероятность того, что ваш проект будет удовлетворять одновременно и физиологические потребности пользователя, и его желание самореализоваться — очень маленькая (ступени находятся в разных частях пирамиды). А вот «познание» и «эстетика» находятся по соседству — именно поэтому «принадлежность» и «признание» так хорошо соседствуют в любой социальной сети.

Саму теорию не устают подвергать критике, и она, конечно, справедлива только для большинства людей. Например, альпинист, который взбирается на вершину, жертвует физиологическим комфортом ради самореализации. Кто знает, может быть, специально для них скоро появится свой стартап на Crunchbase.

Иерархия потребностей Маслоу | Введение в психологию

Цели обучения

  • Объяснить основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

В то время как теории мотивации, описанные ранее, связаны с основными биологическими влечениями, индивидуальными характеристиками или социальным контекстом, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рис. 1).

Рисунок 1 . Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

Link to Learning

Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.

Рассмотрите иерархию потребностей Маслоу, а также другие теории мотивации в этом видео Ускоренного курса.

Попробуйте

Обдумайте

  • Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?

Глоссарий

иерархия потребностей:  спектр потребностей, начиная от основных биологических потребностей и заканчивая социальными потребностями и самоактуализацией

мотивация:  желания или потребности, направляющие поведение на достижение какой-либо цели

самоэффективность:  вера человека в свои собственные возможности или возможности для выполнения задачи

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Иерархия потребностей Маслоу и литература

Маслоу интересовало, как люди развивают свою идентичность и человечность. Он считал, что люди развивают свою идентичность по мере удовлетворения своих потребностей, и эти потребности образуют иерархию, от самых низших, основных физических потребностей, до высших, самоактуализации.

Например, у голодного ребенка не разовьется интеллектуальная любознательность. Физические потребности низшего уровня (например, голод) должны быть достаточно хорошо удовлетворены, прежде чем любой человек обратит внимание на более высокие уровни (интеллектуальная любознательность относится к самоактуализации).

Иерархия потребностей Уровни от низшего к высшему:

  1. Физические потребности,
  2. Требования безопасности,
  3. Принадлежность и любовь,
  4. Уважение и чувство признания, и
  5. Стремление к самореализации или к достижению своих лучших физических, социальных и эмоциональных способностей. (потребность знать), эстетические потребности (потребность в красоте), социальные (потребность быть среди других) и эмоциональные (потребность в успехе и душевном благополучии).

Знание Иерархии потребностей Маслоу помогает понять литературу; как хорошие авторы рассказывают правдоподобные и реалистичные истории, потому что их персонажи основаны на реальных людях, которые развиваются, как заметил Маслоу. Таким образом, знание иерархии потребностей Маслоу поможет понять черты характера, развитие персонажа, то, как разворачиваются сюжеты, различные темы, включенные в рассказы, и другие характеристики, которые помогут вам лучше оценить качественную литературу.

Физические потребности и потребности в безопасности (уровень 1 и 2)

Физические потребности и потребности в безопасности : физические безопасность начинается на руках матери и отца, включает в себя прием пищи и сон и расширяется до того, что людям нужно для комфорта и благополучия. Материал имущество и физическая обстановка могут включать в себя символы безопасности. Истории которые говорят о людях с достаточным количеством еды и одежды. Сказки о ярком горении костры, пиры, богатые одежды, сверкающие драгоценности и роскошные дворцы. отсутствие безопасности является одной из самых насущных потребностей людей, очень часто центральное место в сюжете, мотив действия или тема рассказа. Робингуд, Золушка, Саундер,

Потребность в любви и принадлежности (уровень 3)

Потребность в любви : все люди хочу любить и быть любимой. В литературе эта потребность также может быть удовлетворена заменители животных или материальные ценности. Преданность людям, животным, дедушки и бабушки, родители, дети или материальные ценности.

  • Я доберусь туда, оно того стоит , Джон Донованс (1969), Дэви уделяет внимание своей собаке Фреду после смерть его бабушки.
  • Дождливый день вместе ; Эллен Парсон (1971),
  • Коробка «Сто пенни» , Шэрон Белл Матис (1975),
  • Лук Джон ; Джозеф Крамгольд,
  • Лето лебедей , Бетси Байарс (1970),
  • Невероятное путешествие , Шейла Бернфордс (1961),
  • Маленькие женщины , Луиза Мэй Олкотт,
  • Ночные путешественники , Вивьен Алкок, укради стареющего слона, чтобы спасти с бойни
  • Как Джейк и я , Мэвис Джук, тема любви и взаимопонимания между мальчик и отчим
  • Рамона , Беверли Клири, Следы отца
  • Там, где растет красный папоротник , Человек умирает, потому что не может жить без чужая любовь
  • Дарящее дерево
  • Вельвет
  • Александр и Очень Ужасный Ужасный Нехороший Очень Плохой День
  • Вельветовый кролик

Нужно принадлежать : , чтобы быть частью группы, Для маленьких детей это начинается как эгоцентрическое желание или часть любви к себе. Дети с гордостью говорят МОИ мама, папа, брат. Рассказы о семье, соседях, сообщество, школа, Беверли Клири для средних классов. Когда ребенок желает они могли бы знать персонажей, помогать им или быть с ними, они расширяются их осознание принадлежности и укрепление их идеи сообщества и принятие других, которые могут быть или не быть похожими на них.

  • Джон Тунис спортивные рассказы для подростков и подросток заставляет юных читателей в полной мере столкнуться с дополнительными трудностями, которые окружают молодежи из групп меньшинств в завоевании места в команде или сообществе
  • Soul Brothers and Sister , Кристин Хант, группа чернокожих подростков сталкиваться с предрассудками по отношению к себе и внутри себя
  • Маленькая синяя птица навахо , не получив признание, а отвергнув белых и все их пути и принимает только племенную группу

Потребности в уважении, признании и самореализации (уровень 4 и 5)

Необходимость достижения компетентности : начинается с младенцами изучение речи, ползания, ходьбы и продолжается спортсмену, математику, художнику, музыканту или ученому. Нужно взаимодействовать эффективно с окружающей средой является очень сильной мотивирующей силой. важным фактором книжных героев являются уникальные подвиги, которые они совершали на своих своя. Найдено в исследовании Мэри Дж. Кольер и Юджин Л. Гайер «Герой в любимых детских рассказах студентов колледжа»

  • Гензель и Греталь
  • Том Сойер
  • Белые горы Трилогия ,
  • Излом времени , Мэг
  • Продолжайте, мистер Боудич , Джин Лэтэм
  • Большинство биографий
  • Назовите это Мужеством , Армстронг Сперри
  • Как выжить в третьем классе , Лори Лоулор
  • Швейцарская семья Робинзонов ,
  • Mine for Keeps , Джин Литтл, ребенок с церебральным параличом, возвращается домой из пять лет в школе-интернате чувство страха и жалости к себе, приспосабливается когда помогаешь другому ребенку
  • Братья по крови Чарльз Дрю, черный ребенок из гетто, который, несмотря на дискриминацию настаивает на своей медицинской карьере и становится пионером в крови исследование
  • Рамона книги
  • Волшебник страны Оз ,
  • Мост в Терабитию ,
  • Остров голубых дельфинов , Скотт О’Делл
  • Знак Бобра ,
  • Мужество Сары Ноубл ,
  • Маленький паровозик

Нужно знать : постоянное любопытство ребенка а почему вопросы. Нужно исследовать, чтобы знать наверняка, жажда знаний.

  • Все научно-популярные книги
  • Легенды
  • Мисс Нельсон пропала без вести ,
  • Любопытный Джордж,

Потребность в красоте и порядке : музыка, танец, драма, рассказ, живопись, скульптура. Ребенок ищет эстетическое удовлетворение и развитие своих вкусов, наслаждаясь одним произведением литературы после Другая.

  • Книги Ширли Глубок об искусстве в разных культурах: Искусство Древнего Египта, Искусство
  • Североамериканский индеец, Искусство Древней Мексики
  • Глядя на искусство , Элис Элизабет Чейз: обсуждает пути художника смотреть на людей, пейзажи или пространственные отношения
  • All I See , Синтия Райлант: история художницы, которая поощряет ребенок

Красота в литературе взаимодействие элементов литературы и множества тем организовано в захватывающую историю интриг и развития персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *