Потребности в самореализации – —

Потребности в самореализации — КиберПедия

1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал.

2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.

3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Потребности в уважении

1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.

2. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.

3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.

4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия.

5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.

6. Обеспечивайте обучение и переподготовку, повышающие уровень компетентности.

Социальные потребности

1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.

2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды.

3. Проводите с подчиненными периодические совещания.

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.

5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.

Следует отметить, что теория иерархии потребностей не раз подвергалась критике. Многие ученые сходятся во мнении, что четкой пятиступенчатой иерархии потребностей не существует. Кроме того, проведенные позднее исследования показали, что удовлетворение одной потребности не обязательно приводит к активизации потребности более высокого уровня. Так, например, некоторые сотрудники, получив приемлемую заработную плату и условия труда, возможность общения и уважение со стороны коллег, не становятся мотивированными потребностью саморазвития и полной реализации своего творческого потенциала.

Тем не менее теория иерархии потребностей позволяет менеджерам лучше понимать своих подчиненных и выбирать наиболее эффективные методы мотивации.

Теория Дэвида Мак-Клелланда. Американский психолог Дэвид Мак-Клелланд выделил три вида потребностей: во власти, в успехе и в причастности. Причем, по мнению Мак-Клелланда, эти потребности не располагаются иерархично, а взаимно влияют друг на друга (рис. 6.4).

 

Взаимовлияние потребностей по Д. Мак-Клелланду

 

 

Рис. 6.4

 

Потребность во власти — это желание влиять на окружающих. Люди с выраженной потребностью во власти часто выбирают для себя профессию менеджера.

Потребность в успехе проявляется в стремлении ставить перед собой новые цели и достигать их более эффективно, чем ранее. Однако, по мнению Мак-Клелланда, люди, испытывающие большую потребность в успехе, как правило, стараются избежать риска.



Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к дружеским отношениям с окружающими, общению. Таких людей привлекает работа, требующая общения и взаимодействия с другими людьми.

Применительно к профессии менеджера можно сделать следующий вывод: потребность властвования ради достижения цели с развитой потребностью соучастия и успеха дают хорошие результаты в работе руководителя.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Американский психолог Фредерик Герцберг (Frederick Irving Herzberg) (1923 — 2000) в конце 1950-х гг. разработал теорию мотивации, в которой выделил две группы потребностей (факторов), влияющих на мотивацию человека: гигиенические факторы и мотивирующие факторы — мотиваторы (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1

 

Гигиенические факторы и мотиваторы по Герцбергу <1>

 

Гигиенический фактор Мотиватор
Административная политика компании. Достижения.
Условия труда. Повышение по службе.
Зарплата. Признание заслуг.
Межличностные отношения с начальниками. Ответственность.
Степень контроля Возможности для роста

 

———————————

<1> Источник: Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Вильямс, 2008. С. 349.

 

Согласно теории Герцберга отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводят к неудовлетворенности человека своей работой. Однако их наличие в полном объеме не мотивирует человека к нужным действиям. В отличие от гигиенических факторов недостаток мотиваторов не снижает удовлетворенность людей своей работой, однако их наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности работы (рис. 6.5).

 

Использование гигиенических факторов и мотиваторов

 

 

Рис. 6.5



 

Примечание. Рост удовлетворенности осуществляется под влиянием мотиваторов, а снижение неудовлетворенности — под влиянием гигиенических факторов.

 

Первостепенное внимание должно уделяться причинам неудовлетворенности человека работой, и только потом, с помощью мотивирующих факторов, необходимо обеспечивать удовлетворенность и мотивацию к эффективному труду. Если менеджер будет делать это с помощью одних лишь гигиенических факторов, то не добьется повышения качества работы своих сотрудников.

 

6.3. Процессуальные теории мотивации

 

Теория ожидания разработана канадским психологом Виктором Врумом (Victor H. Vroom, 1932). Ее главной идеей является то, что наличие у человека активной потребности не является достаточным условием для его мотивации к эффективной работе или достижению цели. Человек должен

ожидать, что выбранное им поведение приведет к удовлетворению его потребности. Таким образом, ключевым понятием этой теории является «ожидание», которое представляет собой оценку человеком вероятности какого-либо события. Например, студенты ожидают, что, успешно закончив колледж (университет), они смогут получить хорошую работу и перспективы карьерного роста.

Теория ожидания оперирует тремя факторами.

1. «Усилия — результаты» — ожидание того, что затраченные усилия дадут желаемый результат. Например, рабочий может ожидать, что если он в своей работе будет прилагать больше стараний, совершенствовать свои навыки, то он будет успевать произвести за рабочую смену больше качественной продукции, т.е. повысит производительность собственного труда.

2. «Результаты — вознаграждение» — ожидание определенного вознаграждения за результаты. Например, рабочий может ожидать, что повышение производительности его труда приведет к повышению его зарплаты, а перевыполнение плана — к премии. Однако если он не будет осознавать четкой взаимосвязи между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением, то его мотивация к труду ослабнет. Например, если рабочий знает по опыту своих коллег, что за повышение качества и количества производимой продукции руководство далеко не всегда повышает зарплату, то вероятность положительного исхода он будет оценивать как крайне низкую, следовательно, его мотивация к эффективному труду будет низкой.

3. Валентность — предполагаемая степень удовлетворения или неудовлетворения человека в результате получения им конкретного вознаграждения. Валентность зависит от типа активной потребности человека. Например, рабочий может знать, что за повышение производительности труда ему повысят разряд и зарплату, но это никак не повлияет на его карьеру. Если же он при этом рассчитывал на повышение по службе (например, назначение на должность мастера), то валентность такого вознаграждения он будет считать для себя низкой, а значит, и мотивация к повышению производительности труда тоже будет низкой.

Таким образом, согласно теории ожидания высокая мотивация возможна лишь в том случае, когда высокие значения имеют все три показателя (рис. 6.6).

 

Модель мотивации согласно теории ожидания В. Врума

 

┌─────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────┐

│ │ │ Ожидания, │ │ Ожидания, │ │ Валентность │

│ │ │ что усилия │ │ что результаты │ │(воспринимаемая│

│Мотивация│ = │дадут желаемый│ x │ обеспечат │ x │ ценность │

│ │ │ результат │ │ желаемое │ │вознаграждения)│

│ │ │ │ │ вознаграждение │ │ │

└─────────┘ └──────────────┘ └────────────────┘ └───────────────┘

 

Рис. 6.6

 

Теория справедливости (Equity Theory) предложена в 1963 г. американским психологом Джоном Стейси Адамсом

(John Stacy Adams). Она основывается на утверждении, что люди субъективно оценивают соотношение между затраченными усилиями и полученным вознаграждением и сравнивают это соотношение с показателями других людей, выполнявших такую же работу (рис. 6.7).

 

Сравнение отношения «усилия/вознаграждение»

 

 

Рис. 6.7

 

Адамс выделил шесть возможных реакций человека на несправедливость:

1. Сокращение собственных затрат энергии («за такую оплату я не намерен выкладываться»).

2. Попытка увеличить вознаграждение за свой труд (требования).

3. Изменение самооценки (снижение самоуверенности).

4. Попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или нагрузку других.

5. Выбор для себя другого объекта сравнения («мне с ними не равняться»).

6. Попытка перейти в другое подразделение или другую организацию.

Основной вывод: опытный менеджер должен отслеживать реакции подчиненных и вовремя устранять возникающие противоречия.

Концепция трудовой мотивации В. Герчикова. Российский ученый, профессор Владимир Герчиков разработал концепцию мотивации, позволяющую повысить эффективность работы людей.

Герчиков Владимир Исакович (1938 — 2007) — доктор социологических наук, профессор, сертифицированный консультант по управлению. Область научных интересов — методология социологических исследований, теория и практика управления человеческими ресурсами, мотивация и стимулирование труда. Автор типологической модели трудовой мотивации, концепции человеческого фактора производства, социологических шкал для измерения количественных признаков. В. Герчиков имеет свыше 230 научных печатных работ, из них 19 на иностранных языках.

 

Практики советуют… Кто не жалуется на трудности с мотивацией? Все жалуются. Одна из проблем в том, что на одни и те же стимулы люди совершенно по-разному реагируют… Мощный прорыв на этом участке теории и практики мотивации совершил профессор Владимир Исакович Герчиков. Он учил: не стоит мотивировать персонал вообще, он — разный. А разница эта проходит по разным типам внутренней мотивации. Открытие феномена внутренней мотивации произвело переворот в управлении людьми. Выяснилось, что им в организации нужно совсем не одно и то же.

А.И.Пригожин

президент Национального института

сертифицированных консультантов по управлению

 

Окончательно типологическая модель трудовой мотивации сформировалась в начале 1990-х. Проведя тысячи интервью с сотрудниками разных уровней, профессор Герчиков пришел к выводу, что существует пять типов трудовой мотивации (табл. 6.2).

 

Таблица 6.2

 

Пять типов трудовой мотивации по В. Герчикову

 

Инструменталисты Профессионалы Хозяева Патриоты Люмпены <1>
Для людей инструментального типа работа сама по себе не представляет никакой ценности: им нужны лишь деньги. Такой человек будет работать с максимальной отдачей на любой работе, лишь бы ему хорошо платили Сотрудник с профессиональной мотивацией, наоборот, ценит не деньги, а содержание самой работы. Он ищет возможности доказать, что способен выполнять работу, которая не каждому под силу Человек с хозяйской мотивацией стремится брать на себя полную ответственность за дело. Он готов выполнять работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, но без всякого контроля со стороны. Однако «хозяином» очень сложно управлять — он не терпит, когда им командуют Работник патриотического типа в первую очередь хочет быть нужным своей организации. Он более всего ценит результативность общего дела и признание руководством его заслуг, нежели деньги или престижность работы Категория людей, которые вообще не стремятся работать и делают лишь то, за что их не накажет начальник. Другое название данного типа — избегательный

 

———————————

<1> Люмпен (от нем. lumpen — лохмотья) — все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.), люди без социальных корней и нравственного кодекса, готовые без рассуждений повиноваться человеку, обладающему реальной властью.

 

Говорят гуру… Чистые типажи в обществе встречаются редко — в каждом человеке в определенном соотношении пересекаются два, а то и более вида трудовой мотивации.

В.Герчиков

 

Модель профессора Герчикова можно использовать в двух направлениях:

1. Для каждого мотивационного типа существует оптимальный набор стимулов, и эти данные полезно знать для грамотного выстраивания политики вознаграждений (табл. 6.3).

 

Таблица 6.3

 

Виды стимулирования сотрудников с различными типами

мотивации

 

Виды стимулирования Типы мотивации
Инструментальная Профессиональная Патриотическая Хозяйская Избегательная
Негативные (наказания, угрозы потери работы и т.п.) Применимы в денежной форме Запрещены Применимы в знаковой форме Запрещены Базовые <1>
Денежные Базовые Применимы Нейтральные <2> Применимы Нейтральные
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.) Применимы в денежной форме Применимы при целевой договоренности Применимы в знаковой форме Применимы при целевой договоренности Базовые
Моральные Запрещены Применимы Базовые Нейтральные Нейтральные
Патернализм (забота о работнике) Запрещены Запрещены Применимы Запрещены Базовые
Организационные (содержание, условия и организация работы) Нейтральные Базовые Нейтральные Применимы Запрещены
Карьера, развитие Применимы Базовые Нейтральные Применимы Запрещены
Участие в совладении и управлении Нейтральные Применимы Применимы Базовые Запрещены

 

———————————

<1> В таблице слово «базовые» означает, что для сотрудника с данным типом мотивации в основном должен применяться только этот вид стимулирования.

<2> В таблице слово «нейтральные» означает, что этот вид стимулирования не окажет заметного стимулирующего воздействия на сотрудника с данным типом мотивации.

 

2. Каждому типу деятельности соответствует определенный тип трудовой мотивации, и руководитель может определить, правильных ли людей он нанимает (табл. 6.4).

 

Таблица 6.4

 

Соответствие типов мотивации видам деятельности

 

Тип деятельности Пример должностной позиции Тип мотивации
Исполнитель работ с четко измеримым результатом Менеджер по продажам Инструментальная
Исполнитель на автономной работе Агент, торговый представитель, слесарь-ремонтник Хозяйская, профессиональная, инструментальная
Исполнитель на простых работах Оператор полуавтоматической машины Инструментальная, избегательная (люмпенская)
Специалист с функциональным характером работы Менеджер по маркетингу, специалист по работе с персоналом Профессиональная
Руководитель подразделения Начальник отдела или цеха Хозяйская, патриотическая
Высший руководитель Генеральный директор Хозяйская

 

В наши дни открытие В.И. Герчикова широко используют консультанты по управлению, службы персонала и руководители организаций.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое мотивация?

2. Как потребности влияют на поведение человека?

3. Перечислите виды потребностей в соответствии с иерархией А. Маслоу.

4. Какие потребности выделил в качестве ключевых Д. Мак-Клелланд?

5. Какие факторы Ф. Герцберг назвал мотиваторами?

6. Что означает термин «валентность» в модели мотивации В. Врума?

7. В чем, на ваш взгляд, состоят преимущества модели В. Герчикова перед другими изученными моделями мотивации?

 

Практикум к главе 6

 

Задание 1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Запишите названия типов потребностей человека, составляющих пирамиду иерархии потребностей, предложенную А. Маслоу. Приведите примеры потребностей. Потребности какого уровня (каких уровней) побуждают вас учиться в вузе? Объясните свое мнение.

Задание 2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Прочитайте мини-кейсы и укажите, какие типы потребностей (по классификации А. Маслоу) побуждали героев действовать описанным образом.

 

N п/п Ситуации
В первые дни своего пребывания на необитаемом острове Робинзон Крузо с риском для жизни нырял к затонувшему кораблю, чтобы достать уцелевшие оружие, одежду и припасы. Впоследствии, прожив на острове несколько лет, он тратил много времени и сил на то, чтобы научиться выращивать пшеницу и разводить домашних животных
К моменту своего знакомства с туземцем Пятницей Робинзон Крузо уже вполне научился обходиться без помощи других людей, добывать себе пищу и даже строить жилище. Тем не менее он прилагал большие усилия к тому, чтобы Пятница стал его другом и научился говорить по-английски
Выпускник факультета менеджмента одного из престижных вузов Николай получил работу аналитика в успешной коммерческой компании. Работа требовала от него приложения знаний, сил и творческих способностей. Каждая новая ситуация предполагала неординарный подход и креативность. В целом Николай был доволен своей работой, понимая, что она дает ему не только высокую заработную плату, но и реализацию знаний, творческое развитие, а также гарантирует карьерный рост. Огорчало Николая только одно — ему приходилось работать уединенно в удобном одноместном офисном помещении. Общение с коллегами сводилось преимущественно к обмену электронными посланиями. Через полтора года Николай попросил перевести его на другую, менее оплачиваемую должность, требующую большую часть рабочего времени проводить в общении с коллегами, партнерами и клиентами
Наталия всегда мечтала быть корреспондентом. К моменту окончания с отличием факультета журналистики ее портфолио насчитывало более тридцати статей, рассказов и очерков. Одна работа даже завоевала приз престижного конкурса. После окончания университета Наталия устроилась в редакцию очень крупной и известной газеты. Однако на первое время ей предложили должность редактора небольшой рубрики. Писать не давали, да на это просто не оставалось времени. Наталия отлично справлялась со своими обязанностями и была на хорошем счету у руководства. Однако «первое время» затянулось на два года. Из разговора со своим шефом Наталия поняла, что в ближайшие несколько лет ей не предоставят место корреспондента. Через две недели Наталия уволилась из престижного издания и устроилась корреспондентом в небольшую газету. Теперь ей приходится много писать, много ездить по стране. Работа отнимает почти все время. Статьи Наталии не раз отмечались читателями как самые интересные и острые. По-видимому, в ближайшие три-четыре года Наталию не ожидает какое-либо серьезное служебное продвижение. Однако, по ее словам, она еще никогда не чувствовала себя такой счастливой
Сергей со школьной скамьи занимался жонглированием. Он не собирался становиться артистом цирка, просто это было его хобби. В университете он продолжал совершенствовать свое мастерство, постоянно увеличивая число предметов для жонглирования. Это не мешало учебе, и родители даже поощряли увлечение сына. На четвертом курсе Сергей твердо решил побить рекорд мира по максимальному количеству предметов для жонглирования и подал заявку в комитет Книги рекордов Гиннесса. С первого раза побить рекорд ему не удалось. Не удалось и со второго. Но Сергей продолжал тренироваться. Его мечта сбылась лишь через два года после окончания вуза, когда он уже работал менеджером крупного отеля. Сергей был очень горд своим успехом. Поздравления шли со всех концов России и даже из других стран. К сожалению, через полгода рекорд был побит, но это не расстроило Сергея. Сегодня Сергей — генеральный директор сети отелей. В его офисе на самом видном месте лежит Книга рекордов Гиннесса, раскрытая на посвященной ему странице. Жонглированием он занимается редко, на отдыхе для удовольствия
Анна работает менеджером в небольшой компании и руководит отделом. В ее подчинении находятся пять сотрудников. Отделу часто приходится решать срочные и достаточно сложные задачи. Иногда выполнение нового задания требует от Анны твердости и требовательности по отношению к ее сотрудникам. Но ей всегда удается обходиться без применения административных мер, взысканий и предупреждений. Анна считает, что залогом успешной работы коллектива является хороший моральный климат. Бывали случаи, когда Анна брала на себя часть исполнительской работы, чтобы позволить одной сотруднице пораньше уйти с работы в детский сад за ребенком. Сотрудники не злоупотребляют добрым отношением Анны. Они понимают важность своевременного выполнения производственных заданий и прилагают для этого все свои навыки и усилия

 

Задание 3. Методы мотивации

В коллективе фирмы назревает конфликтная ситуация, что подтверждается следующими фактами:

— каждый трудится сам по себе, отказывая другим в помощи;

— сотрудники не доверяют друг другу и стараются не делиться рабочими и личными планами, не дают советы;

— при высказывании своего мнения о работе своего коллеги каждый сотрудник скорее выскажет свои замечания и претензии, нежели подчеркнет его достоинства.

Как вы думаете, что следует предпринять менеджеру, чтобы изменить обстановку в коллективе?

Задание 4. Теории мотивации

В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника.

1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?

2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?

Задание 5. Теории мотивации

Составьте таблицу (см. образец), запишите в первый столбец все изученные вами теории и модели мотивации. Во второй столбец запишите ваши отзывы — какие теории и модели заинтересовали вас больше других и почему.

 

N п/п Теории и модели мотивации Ваши отзывы
   
   
   
   
   
   
   

 

cyberpedia.su

Потребность в самореализации | Anthropology

[80]

1.1. Теоретическая проблема общего определения «потребности в самореализации» и предлагаемые схемы ее решения сформулирована разными авторами-психологами исходя из радикально различающихся, с трудом сопоставимых, позиций. Общим остается утверждение, что «творчество», «творческие порывы» есть деятельные проявления «потребности в самореализации» («творчество» обычно принимается за онтологическую черту человека и человечества). Но нет общепризнанного определения потребности в самореализации, нет общеприемлемых процедур измерения ее «силы», а тем более — процедур измерения «степени удовлетворения» этой потребности. Отсутствует согласие в том, чем детерминирована эта потребность, в какой мере эта потребность определена биологией субъекта, а в какой эту потребность формирует, направляет, «модулирует» внешнее социальное окружение и как это происходит, а также в каком возрасте эта потребность появляется или актуализируется. Нет согласия в вопросе, как и в чем эта потребность в самореализации проявляется в поведении — в оптимуме и при наличии фрустрации. Согласие только в одном: потребность в самореализации проявляется в социальном, техническом, научном и художественном творчестве.

Возникает впечатление, что разные авторы описывают источники творчества и деятельные проявления «потребности в самореализации» исходя из найденных или созданных ими психотерапевтических приемов или же — отталкиваясь от собственных личностных проблем. Так, З. Фрейд утверждал, в частности, что «авиация, которая сделала столь значительные успехи в последние годы… имеет своим источником детскую сексуальность». Аналогично он пытался определить специфику творческих актов Леонардо… (Леонардо да Винчи. Пг., 1917, с. 100). Н. Коростылева (2000) предложила «успешность самореализации» [81] оценивать через «успешность трудоустройства». Следуя этой логике, «успешность самореализации» у С.А. Толстой следует признать близкой к нулевой. Представители «гуманистической психологии», начиная с А. Маслоу (1948), относят потребность в самореализации к числу исключительно человеческих потребностей, как и теоретики из школы «материалистической психологии» в СССР середины ХХ века.

Попытки отнести потребность в самореализации к группе исключительно социально детерминированных (порождаемых социальным окружением) приводят к ряду теоретических затруднений. Во-первых, если целиком принять этот взгляд, то одинаковое социальное окружение должно формировать примерно один и тот же уровень потребности и сходные варианты оптимального ее удовлетворения, чего в реальности нет. Во-вторых, это представление делает непонятным сам филогенез такой потребности в человеческой популяции. В-третьих, придется отрицать наличие такой потребности у животных, у младенцев и у части взрослых. И, наконец, без убедительного решения остается проблема содержательного описания взаимодействий между потребностью в самореализации и другими потребностями. В лучшем случае фрагментарно рассматриваются бинарные отношения между различными потребностями.

1.2. История психологии отмечена попытками обогатить ее понятийный аппарат заимствованиями из других дисциплин с высокой репутацией. Психоаналитическая школа оперирует понятиями «энергия» (в физике — универсальная мера взаимодействия между объектами) и «сублимация» (фазовый переход вещества из твердого состояния в пар и обратно, минуя жидкую фазу), при этом «энергия» у психоаналитиков не подчиняется законам сохранения, тогда как «сущностью» «сублимации» объявлено сохранение этой самой «психической энергии». Подобные терминологические злоупотребления, лишающие физические понятия их устойчивого содержания, служат основанием для выводов о вненаучном (мифологическом) характере большинства психоаналитических схем.

Растет частота публичных утверждений, что деятельность психолога не может быть с исчерпывающей полнотой описана и рационалистически проанализирована (подобно тому, как предмет искусства не поддается полному рационалистическому описанию без утраты эстетическим объектом его специфики). Часть «психологов» утверждает, что психология есть в гораздо большей степени «искусство», чем «наука» в традиционном европейском понимании. В подкрепление приводятся ссылки и на плюралистическую природу современной науки, и на «постмодернистскую эпоху», и на нужду «вернуть в психологию человеческую душу», а тем самым — начать «строительство гуманистической [82] психологии». Быстро растет число «психологических» публикаций маргинального типа, не отвечающих таким критериям научной состоятельности, как внутренняя непротиворечивость, транзитивность, «фальсифицируемость» по К. Попперу. Рассуждения о психологии-искусстве служат оправданием неспособности формулировать и решать проблемы в рационалистическом стиле.

Вводятся в психологический оборот термины, обозначающие квазиобъекты (подобия «эссенций», которыми оперировали в средние века философы-«реалисты» — противники «номиналистов»), такие как «игровая деятельность», «психическая энергия», «психологическое поле». Например, успех или неуспех процедур «внушения» (суггестии) находит объяснение в большей или меньшей «внушаемости» объекта внушения. Снова, как в двадцатые годы ХХ века, приличными стали рассуждения с применением психоаналитического жаргона, некорректное применение психологических терминов (с изменением их содержания в зависимости от контекста вплоть до противоположных значений!). В итоге произошла маргинализация научного сообщества психологов, сопровождаемая потерей общих представлений и о специфике психологической науки, и о «хорошем тоне» публикаций.

«…Противоположные концы лука требуют ПОСТОЯННО НАТЯНУТОЙ тетивы для удержания целостности системы. Для поддержания целостности лиры усилий не требуется…» (В.А. Ганзен, В.К. Толкачев. Роскошь системного мышления. СПб., 1995, с. 87). Приведенная цитата показывает, что кандидат технических наук и доктор психологических наук, рассуждающие о «системном мышлении» (!), плохо представляют себе не только устройство и работу примитивных механических систем из напряженных и гибких связей (т. е. лука и лиры), но и не знают, что музыкальные инструменты арфа и лира «произошли» от лука, являются продуктом их дивергентной эволюции. И каким это образом примитивная механическая «система» (лук) оказалась способной «требовать» чего-либо? Без труда можно продолжить ряд таких же примеров… Вопросы о границах научной психологии и методологические проблемы этой науки вновь стали актуальными.

1.3. Научная медицина, как и психология, окончательно оформилась сравнительно поздно — в середине XIX века. Поэтому рассмотрим некоторые аналогии между «психологией» и «медициной». За общим названием «медицина» скрываются три принципиально различных явления современной культуры: «медицинское ремесло», «медицинская мифология» и собственно «научная медицина». В медицине «ремеслу» соответствует «фельдшерская медицина» — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, [83] близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил.

Мифы, в отличие от собственно научных теорий, легко и с равным успехом способны «объяснять все», применяя некие метафоры, заимствованные из наук или из бытового языка. В медицине «мифологии» соответствуют рассуждения о «биоинформационном поле» и неких специфических «энергиях», которые не подчиняются законам сохранения, активно распространяемые у нас некоторыми теоретиками «альтернативной медицины», поклонниками «экстрасенсорики» и «профессиональными иглотерапевтами». С сороковых-пятидесятых годов ХХ века рассуждения «истинных павловцев» из числа неврологов и врачей о «балансе процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга» играли роль таких же мифологических сущностей, которыми можно было беспрепятственно «объяснять все».

Собственно «научная медицина» имеет основой не столько устоявшуюся медицинскую практику, сколько содержательные представления о начальных причинах болезней (об «этиологиии») или о ведущих механизмах развития болезни (о «патогенезе»). Исходный эмпирический материал для построения этиологических и патогенетических теорий дают модельные и клинические эксперименты. Но реальное существование и назначение любого физиологического процесса доказывают именно патологические случаи, когда данный процесс или орган «выключен».

Отметим, что медицина не располагает исчерпывающими по полноте описаниями процессов патогенеза, они невозможны в принципе. Попытки в этом направлении — безнадежны, некоторые даже вредны.

1.4. Аналогично положению в медицине, под благообразным названием «научная психология» в настоящее время сосуществуют три различных культурных явления.

Во-первых, «психологическое ремесло», по существу — совокупность каких-то правил и приемов, позволяющих в части случаев получать результаты, близкие к ожидаемым, но без реального понимания границ эффективной применимости этих приемов и правил. Во-вторых, «психологическая мифология»: «объяснения неизвестного через непонятное», квази-рациональные теоретические обоснования ремесла. И только в третьих — собственно «психология» как наука, научные теории с теми или иными ограничениями на их способность описывать и предсказывать поведение объектов. Радикальное различие между наукой и мифологией состоит в том, что любое научное утверждение имеет ограниченную сферу эффективной применимости. Миф, в том числе миф психологический, способен «объяснить все», исходя из неких достаточно примитивных схематизаций, причем любые теоретические [84] затруднения разрешаются «элементарно» — дрейфом значений, которые приписываются тем или иным терминам (см. выше раздел о содержании понятий «энергия» и «сублимация», включаемых в психоаналитические построения).

2.1. Чем заданы непреодолимые ограничения, присущие самому предмету научной психологии?

Во-первых, психолог-исследователь (в отличие от психолога-мистификатора) вынужден изучать и корректно описывать поведение «большой системы», для которой просто невозможно создание полностью детерминированной модели. Иначе говоря, в психологии принципиально нереализуем «критерий Кирхгофа» («хорошая теория — это простое полное описание»). А стохастические описания (в стиле физики элементарных частиц) редко оказываются в психологии содержательными. И любому эмпирическому наблюдению психолога можно поставить в соответствие практически неограниченное количество теоретических моделей. Практически любой идее нетрудно найти в психологии «эмпирические подтверждения».

Как избежать рассмотрения бесплодных построений? И какие неустранимые ограничения в психологии заданы самими методами психологического исследования?

В процессе психологического исследования взаимодействуют (как минимум) две системы, относящиеся к одному классу по сложности внутренней организации и по сложности доступного им поведения. Исключениями могут быть только случаи грубой патологии у исследуемого (или у исследователя, как заметил один ироничный психиатр). В итоге, даже самый простой психологический эксперимент (диагностический прием психиатрии) бесполезно рассматривать только как попытки однонаправленного (императивного) управления изучаемым объектом. Ведь с равным успехом объектом управления («рефлексивного управления», в терминологии В.А. Лефевра, 1973) оказывается не только исследуемый (со стороны психолога), но и сам исследователь — уже со стороны исследуемого или исследуемых. Этими неустранимыми особенностями методов обусловлена уникальная особенность «научной психологии человека» — в ней практически любая, самая дикая, идея может получить эмпирическое и экспериментальное подтверждение. Все сказанное указывает на необходимость осознания собственных, специфичных именно для научной психологии, методологических критериев для селекции и скрининга теоретических моделей.

2.2. Структура любой рафинированной научной теории может быть описана ориентированным графом из класса «сеть»: к идентичным выводам и прогнозам можно приблизиться по самым разным «трассам», исходя из весьма различных теоретических или эмпирических оснований [85] (Litzmann, 1913; Брусиловский, 1979). Чем полнее и глубже разработана теоретическая модель, тем больше «связность» и «цикломатическое число» соответствующего графа (Кустова, Ирецкий, 1998). Структуры мифов и мифоподобных теоретических построений с достаточной полнотой описываются графами из классов «цепь», или «дерево», или «лес». К общим выводам приближение возможно по единственной «трассе» (если структура из классов «цепь» или «дерево»). И в мифоподобных «теоретических моделях» отдельные принципы или часть рассмотренных эмпирических фактов прямо противоречат некоторым собственным же выводам (если структура модели описывается графом из класса «лес»). Так, одна и та же фабула сновидения психоаналитиками трактуется взаимоисключающим образом, в зависимости от того, к какому направлению — фрейдистскому или пост-фрейдистскому — принадлежит психоаналитик-практик.

Иногда отдельные выводы из психологических теорий прямо противоречат фундаментальным физиологическим и даже физическим законам. Так называемая «Условно-рефлекторная теория словесного внушения», созданная в рамках «истинного павловского направления в физиологии ВНД», вместе с приводимыми экспериментальными «подтверждениями» истинности (А. Иванов-Смоленский, 1950) прямо противоречит законам сохранения вещества и энергии. Заметим, что это противоречие не привлекало внимания отечественных теоретиков «материалистической психологии» и психотерапии… более 40 лет! Итак, отдельные выводы состоятельной психологической теории должны быть как минимум совместимыми с фундаментальными физическими и физиологическими законами.

2.3. Отметим особо, что продуктивные модели в психологии отвечают некоторым особым критериям и принципам, специфичным именно для этой науки. Содержательные и в то же время экономные описания поведения возникают, когда психолог применяет телеологический принцип: теоретическая модель строится, исходя из возможных целей и назначения процесса (отметим, что рассматриваемая психологическая «потребность в самореализации» как функциональное образование может иметь несовпадения целей популяционных с целями индивида). Второй важный «узел» в «сетевой» структуре содержательных психологических моделей — принцип эволюции. Характер и специфика данного психического процесса делаются более понятными, если изучены исходные — более примитивные — варианты и осознано общее направление эволюции. Третий принцип, позволяющий быстро отсеять иллюзорные и непродуктивные теоретические построения, — принцип патофункциональной модификации. Реальность гипотетического процесса доказывают только обнаружение патологических вариантов, когда [86] данный процесс отсутствует, либо осуществлен в болезненном варианте. Четвертый принцип, который реализуется здоровой психикой — принцип экономии, или принцип наименьшего действия (Мопертюи — Лейбница).

Принцип наименьшего действия может быть использован в психологических теориях в нескольких вариантах. Во-первых, в описании филогенеза и онтогенеза у конкретного психического процесса. Формирование абсолютно новой структуры — событие в биологической эволюции редкое, почти исключительное. Много чаще в ходе развития происходит только трансформация, приспособление уже существующих структур или процессов к достижению новых целей, до того недоступных, и к решению новых задач, ранее не существовавших.

Во-вторых, принцип наименьшего действия реализуется здоровой психикой высокоорганизованных животных (и человека в том числе) в том, что они способны строить единую линию поведения, приближающую к достижению сразу нескольких целей, к удовлетворению «комплекса» актуальных и латентных потребностей. Ослабление такой способности строить компромиссную линию поведения давно описано в патопсихологии человека (см. выше принцип патофункциональной модификации) под названием «бесплодная борьба мотивов» в клинике психастении. «Рассуждательство» и подробное гипотетическое рассмотрение альтернативных возможных действий — при неспособности остановиться на каком-то одном варианте — как раз отражает ослабление способности строить линию поведения, отвечающую «принципу наименьшего действия».

3.1. Если предположить, что потребность в самореализации — не исключительное достояние человека социального, то «потребность в самореализации» надлежит отнести к числу «биологически заданных». Тогда деятельные проявления этой потребности могут быть обнаружены в поведении не только человека начиная с детского возраста, но и в поведении высших животных. Описание отличий в деятельных проявлениях и в характеристиках этой потребности способно помочь уточнению функциональных различий между «человеком разумным» и другими животными, в частности приматами.

Иначе говоря, этологический подход к описанию и анализу проблемы позволил бы снять сразу несколько противоречий, указанных в разделе 1.1. Мы придерживаемся представления, что игры — самые общие проявления потребности в самореализации, тогда как творчество детей и взрослых — вариант удовлетворения этой биологической потребности.

4.1. Этологами отмечено, что игры у высших животных выполняют несколько функций. Во-первых, в ходе имитационных игр [87] неполовозрелая особь осваивает и запечатлевает («импринтинг») схемы поведения, накопленные популяцией. Во-вторых, в ходе креативных игр животное создает и испытывает новые варианты действий по достижению тех или иных целей, и в случае их успешности — также их запечатлевает посредством «импринтинга». В-третьих, в ходе конкурентных игр животное накапливает опыт существования в протосоциальной иерархии.

4.2. Отметим особо, что для высших животных характерно, что импринтингом часто закрепляются варианты поведения, ориентированные на достижение не одной, а целого комплекта потенциальных целей (в соответствии с принципом Мопертюи — Лейбница!). Иначе говоря, посредством «импринтинга» формируется особая структура, в которой общей схемой действий объединены несколько потребностей. Привычные упрощенные схемы анализа и описания обычно толкают исследователя-психолога к выявлению в поведении особи только одной, «ведущей» потребности или «доминирующего мотива». Но более реалистичный анализ поведения за одним и тем же действием выявляет комплект потребностей, которые как бы «склеены» (“agglutinated”) общей схемой поведения, закрепленной в психике импринтингом.

Понятие «естественный агглютинационный комплекс» обозначает функциональную структуру в психике высших животных, которая включает общую универсальную схему поведения, ориентированную на достижение заданного комплекса потребностей. Данная структура закреплена процессом «импринтинга». Если мы имеем дело с человеком, то комплекс потребностей обычно не поддается рациональному самосознанию в полном объеме. Этим, собственно, заданы возможности для формирования невротического конфликта между актуальными поведенческими стереотипами, актуальными и латентными потребностями, и самосознанием.

Если стереотипная схема поведения, закрепленная импринтингом, в силу изменившихся условий просто не способна привести к удовлетворению тех или иных потребностей, ранее включенных в него, то агглютинационный комплекс представлен теперь уже в «патологическом варианте» (как «невротический комплекс»). К примеру, если в одном агглютинационном комплексе общей схемой поведения оказались «склеенными» потребность в реализации агрессивности и сексуальная потребность, то в поведении индивида и нарастает вероятность появления агрессии в сексуальной сфере, и чаще проявляются «сексуальные мотивы» в агрессивных реакциях на внешние трудности; механизм «невротического вытеснения» любой из этих потребностей из сознания не делает поведение индивида более адаптивным или менее конфликтным. Иначе говоря, данная теоретическая схема экономно описывает [88] механизм формирования сексуальных аберраций садистического типа и позволяет наметить пути ранней их профилактики и диагностики.

Вернемся к рассмотрению потребности в самореализации. У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.

Остается выяснить, какие процессы в прошлом приводили протоцивилизации и цивилизации к технологической и культурной стагнации и к гибели в столкновениях с конкурентами. Транскультуральные исследования показывают, что в так называемых «примитивных» и «традиционных» культурах доминируют имитационные и конкурентные игры — у детей, и азартные и конкурентные игры — у взрослых. Можно предположить, что доминирование имитационных, конкурентных и азартных игр (с подавлением игр креативных) выступает как механизм стабилизации социума, и он же снижает адаптивность социума в нестационарной среде за счет подавления креативных интенций у людей, этот социум составляющих.


  1. Ганзен В., Толкачев В. Роскошь системного мышления. СПб., 1995.
  2. Гусева А.Ю. Проблема потребности в игре // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  3. Данфельд А.Ф., Привень А.И. Синергетика в описании психологических и педагогических феноменов // Тезисы V Международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 1998.
  4. Дольник В. Происхождение человека // Наука и жизнь, 1993, №8.
  5. Заболотных В.А. Пути человечества. СПб., 1998.
  6. Ирецкий А.Н., Егорова А.Е. Этологические координаты игры в пространствах культур // Сб. форума 16-19 апреля 2002 г. СпбГУ. СПб., 2002.
  7. Ирецкий А.Н., Данфельд А.Ф., Ирецкая Л.Б. Этологический взгляд на культуру и игру // Клиническая сексология. Сборник научных трудов. СПб., 1999.
  8. Кравченко О.В., Кустова Н.О. Топологические критерии в скрининге психологических моделей // Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  9. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии, 1989, №4.
  10. Рукавцова О.М., Ведерникова Е.А. К проблеме содержательного описания взаимодействия между потребностями // Ананьевские чтения — 97. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.
  11. Фрейд З. Леонардо да Винчи. СПб., 1917.
  12. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
  13. Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1990.
  14. Чернявская Г.К. Трудный путь к самому себе. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994.
  15. де Шарден Т. Феномен человека. М., 1987.

anthropology.ru

Статья Лапытько В.В. по формированию потребности в самореализации

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігі техникалық шығармашылық мектебі» МКҚК

ГККП «Школа технического творчестваакимата города Костаная

отдела образования акимата города Костаная»

Формирование у обучающихся автотрассового кружка

потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.

Педагог дополнительного образования

Лапытько Владимир Владимирович

Формирование у обучающихся автотрассового кружка потребности к самореализации с помощью привлечения своих способностей.

Лапытько В.В.,

руководитель автотрассового кружка

Люди привыкли объяснять свои действия

из своего мышления, вместо того,

чтобы объяснять их из своих потребностей .

Ф. Энгельс

Каждый человек обладает системой потребностей, находящихся в определенной иерархии. Есть, например, такие: А.Маслоу ыделял 7 групп потребностей:

1) физиологические потребности выживания;

2) потребность в безопасности и сохранении от повреждений;

3) потребность в любви и принадлежности к группе;

4) престижные потребности;

5) потребности самореализации;

6) познавательные;

7) эстетические.

Потребность в самореализации – это проявление потребности Роста и Развития + потребности в Значимости на более высоком уровне развития личности

Самореализация – т.е. самостоятельная реализация собственных способностей. Дословный перевод слова «самореализация» – проявление своего духа. Это поиск своего особого пути в этом мире, утверждение своих ценностей и поиск смысла своего существования в жизни. Говоря проще, самореализующийся человек, это человек, который берет на себя 100% ответственность за достижение собственных целей, сам управляет всеми обстоятельствами, как бы подчиняя и заставляя их работать на свой успех.

Отличительной особенностью потребности в самореализации является то, что ее практически невозможно удовлетворить полностью: создав какое-нибудь произведение — написав роман или изобретя какой-нибудь станок.

Потребность в самореализации толкает его дальше и дальше.

Самореализация напрямую связана с процессом самопознания.

Путь самопознания нелёгок, но очень интересен, он без сомнения поможет нам открыть в себе скрытые таланты и способности, которые мы безусловно захочется реализовать себя

Самореализующийся человек хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, он стремится познать смысл жизни и её сущность.

Эффективность образования в значительной мере зависит от заинтересованности учащихся в творческом саморазвитии, их потребности в самореализации. На сегодняшний день нет однозначного ответа на вопрос, как проектировать познавательную деятельность учащихся, чтобы она создавала реальные предпосылки для их творческой самореализации. То есть самореализация – это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием и переживанием своей собственной активности.

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Заметно меняется организация учебной и внеклассной деятельности, большое внимание отводится внеурочной деятельности. Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность

Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам — научным и техническим кружкам при детских ШТТ.

Одна из задач системы воспитания — всестороннее развитие способностей у всех детей. Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. «Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников умело направляет их развитие.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развитая способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

— Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

-Во- вторых, живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.

Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях руководитель кружка должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.

Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.

Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный. В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Автотрассовый моделизм – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка, чтобы кружок стал для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Кружковая деятельность автотрассового моделизма ориентирована на реализацию задач социального воспитания и развития творческих, технических детей. В социокультурной среде, создание воспитывающей микросреды защите прав детей в обществе, оказание им помощи в период социального и профессионального становления.

Цель кружка: содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями.

  • Политехническое развитие молодежи;

  • Творческое и эстетическое развитие;

  • Обеспечение возможности самопознания, изучение мира, техники и технологий;

  • Приобретение практического опыта с целью обоснованного самоопределения.

Задачи:

· формировать позитивную самооценку, самоуважение;

· формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;

· развивать умения решать творческие задачи, работать с информацией;

· воспитывать ……

Предлагаемые виды деятельности являются целесообразными для детей школьного возраста, так как учтены психологические особенности школьника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание программы отображает круг интересов ребенка данного возраста.

Программа актуальна тем, что у детей есть возможность совершенствовать и закреплять полученные ранее на занятиях кружка навыки и умения. Учитывая интересы и желания детей, можно варьировать занятия, заменяя один вид деятельности другим.

Работа автотрассового кружка предполагает обеспечение взаимосвязи учебной и внеклассной работы, реализацию принципов межпредметной связи, преемственности, создает условия для самовыражения и самоутверждения.

Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. За время работы в кружке дети накопили определенный пакет знаний опыт работы в различной деятельности. Дети попробовали себя в роли учеников, мастеров, изобретателей и пилотов своих болидов выезжали и участвовали соревнования. Проделанная работа говорит о том, что ребенок, выбрал себе работу по силам, смог найти наиболее интересный ему материал. В кружке дети учатся работать в группе, распределяя между собой роли. Вместе с родителями ищут информацию в сети Интернет, проводят и записывают наблюдения. Каждый ребенок подбирает объект труда по силам и интересам. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и пробуждает желание к работе над другими проектами.

Силы ребенка невелики — пусть невелики будут его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, рассчитать свои силы, составить план своей несложной работы, может реализовать себя.

Какие плюсы в работе?

Проектная деятельность помогает ребенку в саморазвитии и самореализации. Она ставит в центр образовательной системы личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала. В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.

infourok.ru

Потребности самовыражения (самореализации) — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. — МегаЛекции

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:

Вторичные

Первичные

Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Если же потребность удовлетворена, то она перестает мотивировать человека, но вместо появляется другая неудовлетворенная потребность. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Вот, например, некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных.

Социальные потребности: давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться; создавать на рабочих местах дух единой команды; проводить с подчиненными периодические совещания; создавать условия для социальной активности членов организации вне её рамок.

Потребности в уважении: высоко оценивать и поощрять достигнутые подчиненными результаты; привлекать подчиненных к формулировке целей и выработке решений; делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия; продвигать по служебной лестнице и др.

Потребности в самовыражении: обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал; поощрять и развивать у них творческие способности; давать важную работу, требующую полной отдачи.



Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности.

Теория Маслоу внесла исключительный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти только экономическими стимулами, т.к. поведение людей определялась, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Поэтому руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.

Хотя теория Маслоу и дала достаточно полезное и полное описание мотивации, она имеет свои слабые стороны. Т.к. потребности по-разному проявляются в зависимости от многих факторов, в том числе от индивидуальных черт человека, то не всегда существует жесткая последовательность в иерархии потребностей в пирамиде Маслоу. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Поэтому, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен чувствовать их индивидуальные потребности.

Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей:

· потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

· потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

· потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Другой моделью мотивации, давшей упор на потребности высших уровней, была теория МакКлелланда. Он считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти находится где-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью к власти чаще всего себя проявляют как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Обычно они хорошие ораторы и требуют к себе внимания других. Управление очень часто привлекает к себе людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать её.

Потребность успеха также находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Она проявляется в стремлении человека выполнить сложные задания, достигнуть высоких стандартов качества работы, превзойти других. Для них важно постоянно получать результат. Наличие таких потребностей влияет на активность и результативность работников. Поэтому целесообразно оценивать уровень потребности достижения успеха при их продвижении по службе или при вхождении в организацию. Люди с высокоразвитой потребность успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Чтобы мотивировать таких работников, необходимо ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их.

Мотивация на основании потребности в причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Они являются хорошими «интеграторами», умеют налаживать нормальные отношения в коллективе, устранять конфликты с клиентами. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающие межличностные отношения и контакты.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:

· гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

· факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможноеть самим определить и указать то, что они предпочитают.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Потребность личности в самореализации, какова она?

Опубликовано: Апрель 7th, 2015

Потребность личности в самореализации. Давно очевидно, что самое полноценное раскрытие личности человека может проявиться только в деятельности, связанной с общественными интересами.

Здесь большое значение имеет не только общественный посыл того или иного действия, но и внутренняя потребность самого человека. Процесс деятельности здесь можно назвать самодеятельным, а воплощение возможностей в этих видах деятельности становится самореализацией. Социум и его особенности могут изменять варианты, а для удовлетворения своих желаний можно искать выход в созидательной или разрушительной деятельности, в проявлении чувства любви или злобы, свершения добрых поступков или преступления. Только стремление к статусу обособленной личности, которое стало доступно нам на историческом пути развития, стало настоящей предпосылкой для формирования индивидуальности человека и его потребностей в самореализации.

Понятно, что в этом свете потребности, стремления к реализации – генетически предрасположенная потребность каждой личности

Отличие потребностей для самореализации проявляется в том, что когда человек пытается удовлетворить себя в разных конкретных делах, например, в рисовании, литературном творчестве и т.п., то он никогда не чувствует себя полностью удовлетворенным. Можно сказать, что весь путь к удовлетворению своих потребностей путем реализации своего потенциала служит координатной сеткой для самоопределения человека в общей структуре общества. Невозможно создать общую модель для самореализации как таковой. Можно сказать, что ее нет и никогда не будет.

Определенные формы для самореализации отличаются у разных людей. В этом многообразии проявляется и все богатство человеческой индивидуальности. Если вести речь о гармоничной личности, развитой полноценно со всех сторон, то не стоит акцентировать внимание только на богатых внутренних способностях личности, но нужно обращать внимание на его потребности, удовлетворяя которые, человек проходит очередную ступень самореализации.

тэги: личностный рост, развитие личности

anima-vita.ru

Потребность личности в самореализации

Значимые внутренние факторы саморазвития — это потребности. Именно в потребностях человека кроется источник его целенаправленной активной деятельности.

Самоактуализация как потребность в саморазвитии

Пожалуй, самая распространенная и разработанная концепция потребности в саморазвитии — это самоактуализация. С помощью самоактуализации можно непрерывно реализовывать потенциальные ресурсы, таланты и способности, более полно познавать самого себя, попытаться принять свою собственную изначальную природу, призвание, судьбу.

Автором данного положения является Абрахам Маслоу, которым феномен самоактуализации исследовался путем изучения жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей людей, вызвавших его интерес. Такие люди были творческими, здоровыми душевно, активными и энергичными; они достигли оптимальный, эффективный и здоровый уровень функционирования, в отличие от большинства других людей.

Маслоу приходит к выводу, что у человека присутствует потребность в самоактуализации (он называл ее метапотребностью), причем проявиться она может только если удовлетворить потребности более низкого уровня (дефицитарные потребности — физиологические, потребности в уважении, безопасности).

Замечание 1

Маслоу утверждал, что даже удовлетворив эти потребности, человек может оказаться неудовлетворенным именно потому, что он занимается не тем к чему у него есть предрасположенность. Человеку необходимо быть тем, кем он хочет и может являться. Человеку необходимо соответствовать собственным природным задаткам. Это потребность в самоактуализации, так как человек стремится самовоплотиться, актуализировать заложенные в нем потенции.

Особенности самоактуализирующейся личности

Склонности, задатки и способности у каждого человека разные, поэтому и потребность в самоактуализации может проявиться неодинаково. Один человек стремится к достижению спортивных высот, другой желает реализовать себя в семье, как заботливый и ответственный родитель, а третий что-то изобретает и конструирует. Общая черта всех самоактуализирующихся личностей — увлеченность каким-либо делом. Это дело является для них очень ценным и значимым, они всецело преданы ему, они нашли свое призвание. Человек в процессе жизнедеятельности ищет свою бытийную ценность, то есть предельную ценность, которая является подлинной и не может быть сведена к чему-то более высокому. К таким бытийным ценностям можно отнести красоту, добро, истину, простоту, совершенство, всесторонность и многие другие.

Необходимо заметить, что по утверждению Маслоу, потребность самоактуализироваться может возникнуть у каждого человека. Значит при удовлетворении потребностей наиболее низкого уровня личность является самоактуализирующейся. В настоящий момент многие ученые придерживаются мнения, что источник саморазвития человека — это потребность его в самоактуализации. Тем не менее имеют место быть и другие точки зрения на потребности, которые лежат в основе саморазвития.

Концепция самореализации Маралова

Маралов утверждает: каждой форме саморазвития присущи свои собственные мотивы и потребности. У человека самоутверждение проявляется в форме двух мотивов — он стремится:

  • быть лучше других;
  • быть лучше всех.

Самосовершенствование проявляется в стремлении к идеалам, и цели самосовершенствования не всегда являются целями самоутверждения: достигнуть более значимого результата, чем ты достигал, быть не хуже других.

Замечание 2

Получается, что самоутверждением является личностный рост относительно другого человека, а самосовершенствованием — личностный рост относительно себя самого.

Концепция самореализации Мокеровой

Как полагает Мокерова, существует потребность человека в саморазвитии. То есть потребность в саморазвитии может возникнуть в тот момент, когда человеком осознается не только собственный период развития, но им определяется зона потенциального расширения своих потребностей, возможностей, материальных и духовных благ. Предрасположенность и способности человека влияют на выбор профессии и деятельности, из чего можно предположить, что потребность в саморазвитии формируется в тех областях деятельности, которые индивидом определены или поддерживаются как ведущие.

Исходя из этой точки зрения, основу потребности саморазвития составляют стремление субъекта к полной свободе, его потребности действовать самостоятельно, контролировать собственную жизнь, управлять событиями, своими силами и ресурсами, различными социальными ситуациями, в которых его жизнедеятельность происходит.

Если исходить из такой позиции, можно говорить о трех условных моделях становления и развертывания потребности в саморазвитии:

  • модель спонтанного саморазвития (природосообразность) — саморазвитие основывается на поиске и реализации собственного таланта, своих задатков и предназначения;
  • саморазвитие в форме вызова (самоутверждение) — саморазвитие основывается на потребности общественного признания, стремлении к успеху, оно реализуется в направлении социально значимой цели;
  • саморазвитие в форме самоконструирования — основывается на рефлексии, готовности и способности человека активно созидать собственную индивидуальную жизненную стратегию, оно направлено на определение и управление собственной жизнью.

В основе процесса саморазвития по каждому рассмотренному типу лежат разные потребности: потребность самореализоваться, потребность общественного признания и успеха, потребность к самоорганизации и организации собственной жизненной линии.

Другие потребности личности также могут выступать в качестве источников саморазвития, в частности это могут быть:

  • потребность самоутверждения;
  • потребность успеха и общественного признания;
  • познавательные и эстетические потребности.

Соответствующие потребности являются значимыми, но это не единственный фактор личностного саморазвития. Для осуществления саморазвития, требуется присутствие различных внутренних факторов, которые бы способствовали саморазвитию, и отсутствие таких внутренних факторов, которые препятствуют личностному саморазвитию. Различные внешние факторы играют в этом процессе опосредованную роль, оказывают влияние на внутренние факторы личностного саморазвития.

2dip.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *