Поведенческая психотерапия представляет собой практическое применение: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ | это… Что такое ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ?

Содержание

Работа с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии //Психологическая газета

Андрей Геннадьевич Каменюкин, врач-психотерапевт, врач-психиатр, директор Клиники когнитивной психотерапии CBT Clinic, заместитель председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, выступил с докладом «Мышление и стресс: уязвимости, возможности, стратегии работы» на VII Международном форуме «CBTFORUM 2021». Предлагаем читателям ознакомиться со статьей «Стратегия и методология работы с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии», которая была опубликована в сборнике по итогам форума.

В когнитивно-поведенческой терапии дисфункциональное, базирующееся на искаженных причинно-следственных связях мышление рассматривается как источник дезадаптации, проявляющейся в интенсивных отрицательных эмоциях и физиологических реакциях и неадаптивном поведении. Используя бихевиористскую терминологию — стимул интерпретируется и вызывает определенные эмоциональные и поведенческие реакции, определяемые оценкой стимула.

Мышление человека склонно к ошибочным умозаключениям, как говорил Даниэль Канеман (Daniel Kahneman, 2011), «ошибки мышления нормальных людей обусловлены самим механизмом мышления». Однако, это не является обреченностью, которая лишает возможности изменить мышление. И как показывают исследования, демонстрирующие эффективность когнитивно-поведенческой терапии, изменение мышления, формирование адаптивных причинно-следственных связей — возможно.

Чтобы достичь долговременного улучшения настроения и поведения, в целях снижения интенсивности физиологических реакций необходима проработка мышления, изменение изначальной точки зрения на новую, изменение причинно-следственных связей, что приводит к корректировке глубинных представлений о себе, окружающем мире и других людях.

Для изменения мышления в когнитивно-поведенческой терапии применяется реструктуризация, или структурированные, целенаправленные, ориентированные на сотрудничество стратегии интервенций, которые сфокусированы на исследовании, оценке и изменении дезадаптивных мыслей, когнитивной оценки и убеждений, поддерживающих психическое расстройство (

Дэвид Кларк, David A. Clark, PhD).

Современный философ Дэниел Деннет (Daniel C. Dennnet, 2013), говоря о об инструментах мышления, подчеркивал, насколько важен выход на метауровень, то есть применение мышления о мышлении. Применяемая в когнитивно-поведенческой терапии когнитивная реструктуризация обеспечивает не только выход на метауровень для понимания мышления, но и позволяет совершить «семантическое восхождение», что, как говорил философ Уиллард Ван Орман Куайн (Willard Van Orman Quine), является ключом к ясности. Ясное понимание ошибочности существующих дисфункциональных причинно-следственных связей и их изменение на функциональные — основа в формировании адаптивного ответа на любой стимул.

Рассматривая когнитивную реструктуризацию как базовую стратегию в работе с мышлением, можно выделить ее структурные и содержательные компоненты в виде методологий с конкретными методами и техниками.

В таблице ниже представлена структура, отражающая условное «дерево интервенций», или «схему уровней интервенций», от базовой реструктуризации через методологии к составляющим элементам в виде техник.

Так как невозможно приступать к работе с мышлением, не имея данных, то важным этапом, предшествующим непосредственной реализации когнитивной реструктуризации, является выявление и сбор информации, которые осуществляется при помощи уточняющих вопросов («активное слушание», «вертикальный спуск» или «стрелка вниз» и др.) и ведения клиентами / пациентами специализированных дневников (СМЭР и т.п.).

Основная цель когнитивно-поведенческой психотерапии — не только снижение существующих симптомов, но и улучшение качества жизни человека и развитие его психологической гибкости для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Это достигается благодаря изменению его мышления, а именно — благодаря формированию адаптивных причинно-следственных связей. Существует два пути формирования адаптивных причинно-следственных связей.

1. Изменение содержания мышления: замена одной точки зрения на другую. Например, при одном из тревожно-фобических расстройств — авиафобии — существует определенная причинно-следственная связь: «самолет = опасность» то есть, стимул интерпретируется как угрожающий, что приводит к эмоциональному реагированию в виде страха и поведенческому в виде избегания.

В ходе терапии изменяется интерпретация, то есть содержательная оценка стимула, формируется новая причинно-следственная связь, что создает новые эмоциональную реакцию и поведение.

2. Формирование адаптивного отношения к своим мыслям: изменение отношения к мыслям, а не их содержания, изменение реакции на мысли. Например, есть изначальная точка зрения или причинно-следственная связь между стимулом и реакциями.

В результате терапии, направленной на научение восприятия мыслей, содержащих угрозу, как продукта деятельности мозга, как идеи, но не как отражения реальности или истины, — изменяется реакция на стимул: он утрачивает прежнее значение, в умозаключениях изменяется причинно-следственная связь.

Реализация перечисленных вариантов в работе с мышлением обеспечивается двумя методологиями, включающими специализированные техники.

1. Направляемое открытие (Guided Discovery, по Judith S. Beck, по J. E. Young & A. T. Beck): для изменение когнитивных функций и поведения применяется методология «направляемого открытия», подразумевающая проверку гипотез, эмпиризм, постановку экспериментов, индуктивный опрос, взвешивание преимуществ и недостатков и т.д. Все это инструменты, имеющиеся в распоряжении терапевта, чтобы помочь клиенту в процессе «направляемого открытия» изучить доказательства, которые противоречат убеждениям, собрать информацию, необходимую для проверки гипотезы, посмотреть на новые альтернативы и прийти к обоснованным выводам после этого исследования. В результате применения перечисленных интервенций происходит формирование новых причинно-следственных связей — изменение содержания мышления.

В «схеме уровня интервенций» выделены два блока интервенций, приводящих в процессе «направляемого открытия» к изменению мышления и — как следствие — эмоциональных и поведенческих реакций.

Поведенческие (экспозиционная терапия (In vivo и Imaginal), поведенческие эксперименты, включающие поведенческую активацию). Поведенческие интервенции приводят к изменению мышления в результате столкновения с опытом, опровергающим изначальную точку зрения клиента. Например:

  • в ходе экспозиционной терапии ПТСР у клиента изменяется отношение к травматическому опыту, в восприятии окружающей действительности уходит доминировавшее чувство постоянной угрозы, то есть интерпретация мира становится другой;
  • в ходе поведенческого эксперимента при социофобии клиент получает опровержение своих мыслей о том, что его все отвергают, меняется самовосприятие;
  • в ходе поведенческой активации клиент получает информацию о том, что его изначальные сомнения об определенной деятельности не подтверждаются, деятельность вызывает удовлетворение и фон настроения повышается.

Когнитивные (сократический диалог, разные виды диспутов, мотивационное интервью и др. ). Когнитивные интервенции приводят к непосредственному изменению мышления:

  • в ходе взаимодействия с терапевтом, использующим специальные вопросы (в рамках специализированных техник — сократический диалог, диспуты, МИ и др.) для оспаривания точки зрения клиента;
  • в результате самостоятельной работы с использованием полученных в терапии навыков (например, при применении навыка ведения диспутов со своими мыслями).

2. Дистанцирование: основная цель — изменение реакции на собственные мысли, что достигается путем отстранения, дистанцирования от них, восприятия мыслей как продукта деятельности мозга, как идеи, но не как отражение реальности или истины. Дистанцирование — это процесс, при котором меняется отношение к мыслям без изменения их содержания. Процессы дистанцирования описаны в когнитивно-поведенческой терапии, Cognitive Behavioral Therapy, CBT (Aaron T. Beck), рационально-эмоционально-поведенческой терапии, Rational Emotive Behavior Therapy, REBT (A. Ellis), терапии принятия и ответственности, Acceptance and Commitment Therapy, АСТ (S. C. Hayes,

K. D. Strosahl, K. G. Wilson, 1999) и в метакогнитивной терапии, Metacognitive Therapy, MCT (A. Wells, M. Simons, 2014), однако идеи о важности «изучения метапознания», то есть «знания о знании» или «мышления о мышлении», присутствуют в работах античного философа Аристотеля (384–322 годы до н.э).

В результате дистанцирования благодаря изменению реакции на мысли формируется новая причинно-следственная связь, то есть мышление изменяется.

В «схеме уровня интервенций» указана технология дистанцирования — «Расцепление», или «Разделение», или «Defusion», — включающая в себя ряд техник: «наблюдение», «маркировка», «отпускание», «отстраненность».

Методологии направляемого открытия и дистанцирования применяются в работе с разными состояниями и на всех уровнях работы с мышлением: в работе с автоматическими мыслями, промежуточными убеждениями и глубинными убеждениями.

При выборе методологии и интервенции целесообразно придерживаться следующей последовательности: методологией «первого выбора» является направляемое открытие и реализующие его техники. В случае отсутствия положительного отклика на данную методологию и техники, при отсутствии положительной динамики в терапии — применяется методология дистанцирования с соответствующими техниками.

Предложенная в статье «схема уровня интервенций» не является догматичной и представляет собой эмпирически сформированную модель, которая может изменяться при появлении новых данных. Понимание стратегии и методологий когнитивно-поведенческой психотерапии, знание разнообразных интервенций, учет взаимосвязи между разными интервенциями, применяемыми в когнитивно-поведенческой терапии, а также гибкое, недогматичное и конгруэнтное проблеме клиента применение интервенций в практике — фундамент эффективной и результативной психотерапевтической и психологической практики.

  1. Бек Д. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. СПб: Питер, 2018
  2. Бек Д. Когнитивная терапия для сложных случаев. Киев: Вильямс, 2020
  3. Сокол Л., Фокс М. Когнитивно-поведенческая терапия. Практическое руководство. Киев: Вильямс, 2021
  4. Добсон К., Добсон Д. Научно-обоснованная практика в когнитивно-поведенческой терапии. СПб: Питер, 2021
  5. ДиДжузеппе Р., Дойл К., Драйден У. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. СПб: Питер, 2021
  6. Маккей М., Дэвис М., Фаннинг П: Контролируй мысли и чувства. Когнитивно-поведенческий подход. Киев: Вильямс, 2020
  7. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб: Питер, 2002
  8. Бек А., Эмери Г. Тревожные расстройства и фобии. Когнитивный подход. Киев: Диалектика, 2020
  9. Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии. СПб: Питер, 2003
  10. Хофман С. Преодоление тревожности. СПб: Весь, 2020
  11. Ковпак Д. Страхи, тревоги, фобии. СПб: Наука и техника, 2012
  12. Кларк Д., Бек А. Тревога и беспокойство. Когнитивно-поведенческий подход. Киев: Вильямс, 2019
  13. Clark D., Beck A. Cognitive Therapy of Anxiety Disorders. The Guilford Press, 2010
  14. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М.: АСТ, 2014
  15. Газзанига М. Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологиию М.: Corpus, 2017
  16. Wells A., Simons M. Metacognitive therapy: thinking differently about thinking: The Wiley handbook of cognitive behavioral therapy. Chichester, UK; Malden, MA: Wiley-Blackwell, 2014. Pp. 107–130
  17. Hayes S. C., Strosahl K. D., Wilson K. G. Acceptance and commitment therapy: An experimental approach to behavior change. New York: The Guilford Press, 1999
  18. Деннетт Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления. М.: Corpus, 2019

Источник: Каменюкин А. Г. Стратегия и методология работы с мышлением в когнитивно-поведенческой психотерапии // VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей, 21 мая 2021 года, Санкт-Петербург / [Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии]. — СПб: СИНЭЛ, 2021. — 178 с.

Главная — Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Стань членом АКПП! Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП) создана в 1999 году на базе Клиники неврозов (СПб ГБУЗ «Городская психиатрическая больница № 7 имени академика И. П. Павлова») Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии имеет 32 отделения в России и странах ближнего зарубежья вступить подробнее Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП) является организатором множества научно-практических конференций, проводит более 1000 образовательных мероприятий в год и является участником международных проектов

Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП) — полный член Европейской ассоциации поведенческих и когнитивных терапий. Является членом Всемирной конфедерации КПТ (WCCBT), Международной Ассоциации КПТ (IACBT), полным членом Европейской Ассоциации Поведенческих и Когнитивных терапий (EABCT)

Подпишитесь на наши новости

Узнайте всё про обучение в Ассоциации (регистрация, программы, расписание)

Учиться в АКПП!

Наши события


и мероприятия

IACBT FORUM 2024

Главное международное мероприятие в области КПТ для Ассоциации.

CBT FORUM

Все Международные Съезды Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии. История

«Собака Павлова»

Первая в России КПТ-премия «Собака Павлова» за достижения в области практики когнитивно-поведенческого подхода

Спецпроекты

Социальный проект «Самоубийству Стоп!», Медиация с КПТ-подходом, Школа начинающего специалиста PsyStart и другие

Членство в ассоциации

Привилегии, которые дает членство в АКПП:

  • Постоянные скидки на участие в семинарах
  • Участие в акциях и ценовых суперпредложениях на товары и услуги
  • Бесплатное участие в специальных мероприятиях АКПП
  • Приглашение, участие и скидки в мероприятиях и конференциях, организованных при поддержке АКПП
  • Возможность размещения личного аккаунта на сайте АКПП и использование всех возможностей сайта.

вступить

Новости


ассоциации

Оставайтесь всегда в курсе свежих новостей из мира когнитивно-поведенческой терапии.

видеоархив

Мы предоставляем
замечательную возможность
увидеть и услышать, и
глубоко погрузиться в мир
когнитивно-поведенческой
терапии!

Подписывайтесь на наш YouTube:

Что такое поведенческая терапия и почему это важно?

Связь между нашими мыслями и нашими действиями очень сильна. Мы часто не осознаем или не осознаем важность сохранения позитивного внимания независимо от того, в каких ситуациях мы находимся. Мы все склонны впадать в неэффективные или вредные модели мышления, особенно когда что-то идет не так. Однако некоторые люди более склонны позволять негативным мыслям превращаться в проблемное поведение.

Когда проблемы усугубляются нездоровым образцом мышления или психологической травмой, осознание того, как мысли могут способствовать симптомам, является ключом к преодолению связанного с этим дистресса. Область прикладного анализа поведения (ABA) подчеркивает и поощряет здоровые способы общения, социальные навыки и другие виды деятельности. В нем также рассматриваются такие адаптивные навыки обучения, как гигиена, моторика, самодостаточность, пунктуальность и позитивное поведение в условиях занятости.

Статья в Cognitive Therapy and Research определяет поведенческую терапию как терапевтический процесс, направленный на изменение «дезадаптивных когниций» в человеческом мышлении, которые могут еще больше усугубить эмоциональный стресс и нездоровое поведение. Примерами таких состояний являются убеждения человека, модели мира, представление о себе и чувства по поводу будущего. Применяя различные терапевтические стратегии, поведенческие терапевты пытаются изменить эти неадекватные познания, чтобы уменьшить и устранить эмоциональный стресс и нездоровое поведение.

Истоки использования поведенческой терапии в лечении психических расстройств

История поведенческой терапии восходит к середине 20 века. Джозеф Вольпе, Ханс Айзенк, Б. Ф. Скиннер, Аарон Бек и Альберт Эллис были одними из пионеров в этой области; Бек и Эллис разработали когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Терапевтические стратегии модели Бека пытались изменить негативные модели мышления или неадекватные познания, чтобы смягчить эмоциональную травму и воспрепятствовать разрушительному поведению. В статье в Cognitive Therapy and Research объясняется, что его базовая модель была изменена для создания программ поведенческой терапии, учитывающих «когнитивные и поведенческие поддерживающие факторы» каждого расстройства.

Национальный альянс по психическим заболеваниям отмечает, что психотерапия — это «когда человек разговаривает с обученным терапевтом в безопасной и конфиденциальной обстановке, чтобы исследовать и понять чувства и поведение и получить навыки преодоления», и что когнитивно-поведенческая терапия «сосредоточена на изучении отношений между людьми». мысли, чувства и поведение». Поведенческий терапевт взаимодействует с человеком, чтобы определить модели мышления, которые либо вызывают, либо способствуют нездоровым действиям и убеждениям. Цель когнитивно-поведенческой терапии — заменить проблемные мысли и действия здоровыми в конкретных реальных ситуациях, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Часто человеку требуется много практики, чтобы выработать привычку заменять негативное мышление и поведение их позитивными аналогами.

Многочисленные применения поведенческой терапии в лечении психических расстройств

Поведенческая терапия и АВА-терапия могут помочь всем типам людей. Например, этот подход эффективен у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания (СДВ) и другими поведенческими проблемами. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), эксперты по синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) не рекомендуют врачам назначать лекарства от СДВГ детям младше 6 лет до тех пор, пока их родители не пройдут обучение поведенческой терапии.

CDC сообщает, что дети лучше контролируют свое поведение, когда получают поведенческую терапию от своих родителей, которым, в свою очередь, помогают медицинские работники. Дети лучше учатся в школе и улучшают отношения с членами семьи. Среди навыков, которым терапевты учат родителей, есть умение активно слушать, уделять позитивное внимание, создавать структуру и последовательность.

Общество клинической детской и подростковой психологии определяет поведенческую терапию как процесс, в ходе которого детей и подростков побуждают вести себя новым, позитивным образом. Дети и подростки получают положительное подкрепление, когда принимают здоровые решения и учатся отвергать нездоровое поведение. Иногда негативное поведение подкрепляется без ведома людей, что приводит к более частому проявлению негативного поведения. Поведенческая и АВА-терапия учит родителей и детей избегать «ловушек», которые невольно поощряют неправильное поведение.

Поведенческая терапия одинаково эффективна при лечении психических заболеваний у людей в возрасте 65 лет и старше, которые, как ожидается, составят 20 процентов населения США к 2030 году. по данным Ассоциации поведенческой и когнитивной терапии (ABCT). Вот почему важно обращать внимание на психические заболевания у пожилых людей, а не просто приписывать проблемы «старости».

По данным ABCT, несмотря на то, что частота различных видов психологического дистресса среди пожилых людей ниже, чем в более молодых группах, пожилые люди, которые действительно нуждаются в поведенческой терапии, реже обращаются за ней. Когда они получают лечение, их терапия менее агрессивна, чем у более молодых групп. Необходимо более четко доносить до медицинских работников и общественности преимущества поведенческой и АВА-терапии для людей всех возрастных групп.

Эффективные методы поведенческой терапии

Не существует единого типа поведенческой терапии. На самом деле поведенческая терапия определяется многими различными типами специализированной терапии, включая следующие:

● Когнитивно-поведенческая терапия. Терапевт помогает человеку выявить нездоровые модели мышления и понять, как эти мысли способствуют саморазрушающему поведению и убеждениям. Как только шаблоны известны, терапевт работает с человеком, чтобы мыслить более конструктивно.

● Моделирование. Терапевт разыгрывает бесстрашную реакцию на негативную ситуацию, и тревога человека может быть уменьшена путем имитации бесстрашной реакции.

● Управление классом. Учителя участвуют в продвижении позитивного поведения учащегося, блокировании отрицательного поведения и сосредоточении внимания учащегося на академической работе.

● Обучение родителей. Родителей ребенка учат способам укрепления позитивного поведения, сдерживания негативных действий и укрепления отношений между родителями и детьми. Родителей учат наблюдать за ребенком, использовать похвалу и положительное внимание для поощрения хорошего поведения, устанавливать правила и реагировать на негативные действия.

● Вмешательство сверстников. Один или несколько сверстников учащегося помогают ему решать проблемы с поведением. Учитель учит сверстников поощрять позитивное поведение в успеваемости и в социальной среде. Помимо успешного улучшения здоровья и благополучия учащихся, равноправные помощники получают пользу от своего участия, поскольку оно укрепляет их позитивное поведение и повышает их чувство ответственности.

К психическим расстройствам, которые можно лечить с помощью поведенческой терапии, относятся зависимость и употребление психоактивных веществ, шизофрения и другие психотические расстройства, депрессия, биполярное расстройство, тревога, расстройства пищевого поведения, бессонница, антисоциальное и пограничное расстройство личности, преступные действия, хроническая боль, усталость и общий стресс. ABA также применяется для улучшения образования детей младшего возраста, спортивных результатов и управления организационным поведением.

Преимущества степени MS ABA для будущих терапевтов

Путь к карьере поведенческого или ABA-терапевта начинается с программы высшего образования, такой как онлайн-программа магистра наук Regis College в области прикладного анализа поведения, которая предназначен для обучения навыкам, которые непосредственно ведут к успешной карьере терапевта. Программа рассчитана на студентов из разных областей науки о здоровье, сочетая личный опыт с исследовательской работой.

Среди курсов, предлагаемых в рамках программы MS ABA Regis College, — «Вербальное поведение», «Радикальный поведенческий анализ», «Оценка поведения», «Вмешательство в поведение», «Этический ABA», «Обучение и контроль ABA», а также «Концепции и принципы II: Экспериментальный ABA». Программа MS ABA Regis College готовит студентов к карьере клинических руководителей, клинических директоров, координаторов обучения ABA, а также преподавателей колледжей и университетов. Люди, получившие степень MS ABA, работают в больницах, амбулаторных и стационарных лечебных учреждениях, детских садах и школах. Помимо анализа поведения, они разрабатывают планы поведения и помогают обучать родителей и персонал претворять эти планы в жизнь.

Начать карьеру в области прикладного анализа поведения

Спрос на поведенческих аналитиков будет продолжать расти, по данным Бюро статистики труда США, которое прогнозирует увеличение занятости на 23% в период с 2016 по 2026 год в связи со злоупотреблением психоактивными веществами, поведенческими расстройствами и консультанты по психическому здоровью. Рост обусловлен в значительной степени резким увеличением числа детей с диагнозом РАС. По данным Labor Insight-Burning Glass, количество вакансий для людей с сертификацией сертифицированного поведенческого аналитика (BCBA) или сертифицированного поведенческого аналитика-доктора (BCBA-D) увеличилось на 800% в период с 2010 по 2017 год9.0003

Узнать больше

Онлайн-программа магистратуры по анализу поведения в Regis College, разработанная для студентов из самых разных областей здравоохранения, предназначена для подготовки выпускников к успеху в различных областях карьеры. Программа сочетает исследования и практический опыт и предлагает курсы по оценке поведения, оценке лечения, этическим практикам и другим смежным областям.

Рекомендуемая литература

4 Методы улучшения коммуникации в рамках прикладного анализа поведения
Как вмешательства ABA способствуют позитивному поведению
Помощь людям в изменении: прикладной анализ поведения Примеры в действии

Источники

Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии старения
Институт когнитивно-поведенческой терапии Бека 90 063 Совет по сертификации поведенческих аналитиков, «Занятость в США Спрос на поведенческих терапевтов:  2010-2017»
Национальный альянс по психическим заболеваниям, Психотерапия
Психология сегодня, Прикладной анализ поведения
Regis College, магистр прикладного анализа поведения
Общество клинической детской и подростковой психологии, «Что такое поведенческая терапия?»
Институт Альберта Эллиса, рационально-эмоциональная и когнитивно-поведенческая терапия
Бюро статистики труда США, консультанты по вопросам злоупотребления психоактивными веществами, поведенческих расстройств и психического здоровья
Центры США по контролю и профилактике заболеваний, поведенческая терапия для детей раннего возраста с СДВГ
Национальная библиотека США медицины, «Эффективность когнитивно-поведенческой терапии: обзор метаанализов

Психология в реальной жизни: поведенческая терапия

Цели обучения

  • Объяснить основной процесс и использование игры и поведенческой терапии
  • Опишите систематическую десенсибилизацию

Психотерапия: игровая терапия

Игровая терапия часто используется с детьми, поскольку они вряд ли будут сидеть на диване и вспоминать свои сны или участвовать в традиционной терапевтической беседе. Эта техника использует терапевтический процесс игры, чтобы «помочь клиентам предотвратить или разрешить психосоциальные трудности и добиться оптимального роста» (О’Коннор, 2000, стр. 7). Идея состоит в том, что дети разыгрывают свои надежды, фантазии и травмы, используя куклы, мягкие игрушки и фигурки из песочницы.

Рисунок 1 . Этот тип игровой терапии известен как игра с песком или песочная терапия. Дети могут создать трехмерный мир, используя различные фигуры и предметы, соответствующие их внутреннему состоянию (Kalff, 1991). (кредит: Кристина Уолтер) 

Игровая терапия также может помочь терапевту поставить диагноз. Терапевт наблюдает за тем, как ребенок взаимодействует с игрушками (например, куклами, животными и домашней обстановкой), пытаясь понять причины беспокойного поведения ребенка. Игровая терапия может быть недирективной или директивной. В недирективной игровой терапии детей поощряют решать свои проблемы, свободно играя под наблюдением терапевта (LeBlanc & Ritchie, 2001). В директивной игровой терапии терапевт обеспечивает большую структуру и руководство игровым сеансом, предлагая темы, задавая вопросы и даже играя с ребенком (Хартер, 19 лет).77).

Поведенческая терапия

В психоанализе терапевты помогают своим пациентам заглянуть в свое прошлое, чтобы раскрыть подавленные чувства. В поведенческой терапии терапевт использует принципы обучения, чтобы помочь клиентам изменить нежелательное поведение, а не копаться глубоко в бессознательном. Терапевты с такой ориентацией считают, что дисфункциональное поведение, такое как фобии и ночное недержание мочи, можно изменить, обучая клиентов новым, более конструктивным моделям поведения. Поведенческая терапия использует как классические, так и оперантные техники обусловливания для изменения поведения.

В одном из видов поведенческой терапии используются классические методы обусловливания. Терапевты, использующие эти методы, считают, что дисфункциональное поведение — это условные реакции. Применяя принципы обусловливания, разработанные Иваном Павловым, эти терапевты стремятся переобусловливать своих клиентов и таким образом изменить их поведение. Эмми восемь лет, и она часто мочится ночью в постель. Ее несколько раз приглашали на ночевки, но она не пойдет из-за своей проблемы. Используя своего рода кондиционирующую терапию, Эмми начинает спать на чувствительной к жидкости подушке, которая подключена к будильнику. Когда влага касается подушечки, срабатывает будильник, и Эмми просыпается. Когда этот процесс повторяется достаточное количество раз, у Эмми развивается связь между расслаблением мочи и пробуждением, и это прекращает ночное недержание мочи. Эмми уже три недели не мочится в постель и с нетерпением ждет своей первой ночевки на этих выходных.

Одной из широко используемых классических терапевтических техник обусловливания является противообусловливание: клиент учится новой реакции на стимул, который ранее вызывал нежелательное поведение. Двумя методами контробусловливания являются аверсивное обусловливание и экспозиционная терапия. Аверсивное обусловливание использует неприятный стимул, чтобы остановить нежелательное поведение. Терапевты применяют эту технику для устранения зависимостей, таких как курение, грызение ногтей и употребление алкоголя. В терапии отвращения клиенты обычно проявляют определенное поведение (например, грызут ногти) и в то же время подвергаются чему-то неприятному, например, легкому поражению электрическим током или неприятному вкусу. После повторных ассоциаций между неприятным стимулом и поведением клиент может научиться останавливать нежелательное поведение.

Терапия отвращением в течение многих лет эффективно использовалась при лечении алкоголизма (Davidson, 1974; Elkins, 1991; Streeton & Whelan, 2001). Один из распространенных способов, с помощью которого это происходит, — это вещество на химической основе, известное как антабус. Когда человек принимает антабус, а затем употребляет алкоголь, возникают неприятные побочные эффекты, включая тошноту, рвоту, учащенное сердцебиение, учащенное сердцебиение, сильную головную боль и одышку. Антабус многократно сочетается с алкоголем, пока у клиента алкоголь не ассоциируется с неприятными ощущениями, что снижает желание клиента употреблять алкоголь. Антабус вызывает условное отвращение к алкоголю, потому что он заменяет первоначальную реакцию удовольствия на неприятную.

Экспозиционная терапия

В экспозиционной терапии терапевт стремится лечить страхи или тревогу клиентов, представляя им объект или ситуацию, которая вызывает их проблему, с мыслью, что они в конечном итоге привыкнут к ней. Это можно сделать с помощью реальности, воображения или виртуальной реальности. Экспозиционная терапия была впервые описана в 1924 году Мэри Ковер Джонс, которую считают матерью поведенческой терапии. Джонс работал с мальчиком по имени Питер, который боялся кроликов. Ее целью было заменить страх Питера перед кроликами условной реакцией расслабления, которая несовместима со страхом. Как она это сделала? Джонс начал с того, что поместил кролика в клетку в другом конце комнаты с Питером, пока тот ел свой полдник. В течение нескольких дней Джонс подносил кролика все ближе и ближе к тому месту, где сидел Питер со своей закуской. После двух месяцев общения с кроликом во время отдыха со своей закуской Питер смог подержать кролика и погладить его во время еды (Джонс, 19 лет). 24).

Рисунок 2 . Экспозиционная терапия направлена ​​на изменение реакции на условный раздражитель (УС). Безусловный раздражитель предъявляется снова и снова сразу после предъявления условного раздражителя. На этом рисунке показано обусловливание, проведенное в исследовании Мэри Кавер Джонс в 1924 году.

Тридцать лет спустя Джозеф Вольпе (1958) усовершенствовал методы Джонса, предоставив нам поведенческую технику экспозиционной терапии, которая используется сегодня. Популярной формой экспозиционной терапии является систематическая десенсибилизация, при которой спокойное и приятное состояние постепенно ассоциируется с повышением уровня раздражителей, вызывающих тревогу. Идея в том, что вы не можете нервничать и расслабляться одновременно. Поэтому, если вы научитесь расслабляться, сталкиваясь с раздражителями из окружающей среды, которые заставляют вас нервничать или бояться, вы сможете в конечном итоге избавиться от нежелательной реакции страха (Вольпе, 19 лет). 58).

Рисунок 3 . Этот человек страдает арахнофобией (боязнью пауков). Через экспозиционную терапию он учится справляться со своим страхом в контролируемой терапевтической обстановке. (кредит: «GollyGforce — Living My Worst Nightmare»/Flickr)

Как работает экспозиционная терапия? Джейден боится лифтов. С ним никогда не случалось ничего плохого в лифте, но он так боится лифтов, что всегда будет подниматься по лестнице. Это не было проблемой, когда Джейден работал на втором этаже офисного здания, но теперь у него новая работа — на 29-й улице.этаж небоскреба в центре Лос-Анджелеса. Джейден знает, что он не может каждый день преодолевать 29 лестничных пролетов, чтобы добраться до работы, поэтому он решил обратиться за помощью к поведенческому терапевту. Терапевт просит Джейдена сначала построить иерархию ситуаций, связанных с лифтом, которые вызывают страх и тревогу. Они варьируются от ситуаций легкого беспокойства, таких как нервозность рядом с другими людьми в лифте, до страха защемления руки дверью, до провоцирующих панику ситуаций, таких как попадание в ловушку или обрыв троса. Далее терапевт использует прогрессивную релаксацию. Она учит Джейдена, как расслабить каждую из его групп мышц, чтобы он достиг сонливого, расслабленного и комфортного состояния ума. Когда он оказывается в таком состоянии, она просит Джейдена представить ситуацию, вызывающую легкую тревогу. Джейден стоит перед лифтом и думает о том, чтобы нажать кнопку вызова.

Если этот сценарий вызывает беспокойство Джейдена, он поднимает палец. Затем терапевт говорил Джейдену забыть об этой сцене и вернуться в свое расслабленное состояние. Она повторяет этот сценарий снова и снова, пока Джейден не сможет представить, как он без тревоги нажимает на кнопку вызова. Со временем терапевт и Джейден используют постепенное расслабление и воображение, чтобы пройти через все ситуации в иерархии Джейдена, пока он не потеряет чувствительность к каждой из них. После этого Джейден и терапевт начинают практиковать то, что он ранее только представлял в терапии, постепенно переходя от нажатия кнопки к фактической поездке на лифте. Цель состоит в том, чтобы Джейден вскоре смог подняться на лифте до 29-го этажа.этаже своего кабинета, не чувствуя никакого беспокойства.

Иногда слишком непрактично, дорого или неудобно воссоздавать ситуации, вызывающие тревогу, поэтому терапевт может использовать виртуальную реальную терапию, с помощью моделирования, чтобы помочь победить страхи. Экспозиционная терапия виртуальной реальностью эффективно использовалась для лечения многочисленных тревожных расстройств, таких как боязнь публичных выступлений, клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств), авиафобия (боязнь полетов) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), травма и стрессор. связанное с ним расстройство (Gerardi, Cukor, Difede, Rizzo, & Rothbaum, 2010).

Ссылка на обучение

Экспозиционная терапия виртуальной реальностью используется для лечения посттравматического стрессового расстройства у солдат. Виртуальный Ирак — это симуляция, имитирующая ближневосточные города и пустынные дороги с ситуациями, подобными тем, с которыми солдаты сталкивались во время дислокации в Ираке. Этот метод терапии воздействия виртуальной реальности оказался эффективным при лечении посттравматического стрессового расстройства у ветеранов боевых действий. Примерно у 80% участников, завершивших лечение, наблюдалось клинически значимое уменьшение симптомов посттравматического стрессового расстройства, тревоги и депрессии (Rizzo et al., 2010). Посмотрите это видео о виртуальном Ираке, в котором показано, как солдаты лечатся с помощью симуляции, чтобы узнать больше.

Терапия оперантного обусловливания

В некоторых поведенческих терапиях используется оперантное обусловливание. Вспомните, что вы узнали об оперантном обусловливании: мы склонны повторять действия, которые подкрепляются. Что происходит с поведением, которое не подкрепляется? Они гаснут. Эти принципы, определенные Скиннером как оперантное обусловливание, могут применяться для помощи людям с широким спектром психологических проблем. Например, методы оперантного обусловливания, предназначенные для подкрепления желаемого поведения и наказания за нежелательное поведение, являются эффективными инструментами модификации поведения, помогающими детям с аутизмом (Lovaas, 19). 87, 2003; Саллоус и Граупнер, 2005 г.; Вольф и Рисли, 1967). Этот метод называется прикладным анализом поведения (ABA). При таком лечении поведение ребенка фиксируется и анализируется. АВА-терапевт вместе с опекунами определяет, что подкрепляет ребенка, что поддерживает его поведение и как лучше всего управлять поведением. Например, Нур может расстроиться и выбежать из комнаты, когда в классе слишком шумно. Всякий раз, когда Нур выбегает из класса, помощник учителя преследует его и помещает в специальную комнату, где он может расслабиться. Вход в специальную комнату и привлечение внимания помощника подкрепляют Нур. Чтобы изменить поведение Нура, ему должны быть представлены другие варианты, прежде чем он станет подавленным, и он не сможет получить поощрение за проявление неадекватного поведения.

Одно популярное оперантное обусловливание называется экономикой жетонов. Это включает в себя контролируемую среду, в которой люди подкрепляются желаемым поведением с помощью жетонов, таких как покерная фишка, которые можно обменять на предметы или привилегии. Токен-экономика часто используется в психиатрических больницах для повышения уровня сотрудничества и активности пациентов. Пациенты награждаются жетонами, когда они проявляют позитивное поведение (например, застилают кровати, чистят зубы, вовремя приходят в столовую и общаются с другими пациентами). Позже они могут обменять жетоны на дополнительное время у телевизора, отдельные комнаты, посещение столовой и т. д. (Dickerson, Tenhula, & Green-Paden, 2005).

Поведенческая терапия в действии: как это работает?


Знакомьтесь, Мириам. Она умна, амбициозна, креативна и полна энергии. Она учится в университете по специальности бизнес. В течение следующих нескольких лет, после того, как она закончит учебу, она хочет пожить в интересных местах и ​​получить солидную подготовку и опыт работы в хорошей корпорации. Она мечтает основать собственную компанию, быть сама себе начальником и делать то, чем она может гордиться. Для нее финансовый успех и занятие чем-то стоящим должны идти рука об руку.

Но у Мириам есть секрет. Она боится выступать перед людьми, которые не являются ее близкими друзьями. Она долго боролась с этими страхами, но так и не смогла их победить. Она также осознает тот факт, что ей нужно будет комфортно и убедительно разговаривать с незнакомцами, если она собирается достичь своих целей в бизнесе.

Теперь, когда вы и ваш клиент согласовали свои цели, пришло время выбрать конкретную технику терапии. Как поведенческий терапевт, вы ищете метод, который позволит Мириам выучить новую реакцию на мысль о публичном выступлении. Теперь эта мысль пугает ее. После окончания терапии она больше не должна бояться и может даже с нетерпением ждать возможности выступить перед другими людьми.

Вы знаете, что все люди разные, и разные проблемы могут потребовать разных подходов к терапии. По этим причинам вас обучили множеству техник, которые вы можете использовать, чтобы настроить терапию Мириам в соответствии с ее конкретными потребностями. Пришло время решить, как вы собираетесь помочь Мириам.

Попробуйте

Систематическая десенсибилизация работает путем постепенного — шаг за шагом — воздействия на человека ситуаций, которые вызывают все большее беспокойство. Это называется «прогрессивной экспозицией». Научившись сначала справляться с тревогой в менее угрожающих ситуациях, человек будет лучше подготовлен к тому, чтобы справляться с более опасными ситуациями. Что еще более важно для лечения, разум узнает , что ничего ужасного не происходит. Эта переобучение подсознания означает, что ситуация на самом деле становится менее угрожающей.

Первым шагом в систематической десенсибилизации является разработка «иерархии страхов». Это просто означает, что вы должны помочь Мириам составить список ситуаций, связанных с ее боязнью публичных выступлений. Затем вы создаете иерархию. Это означает, что вы должны организовать ситуации от наименее пугающих до наиболее пугающих.

Для следующего шага в этом упражнении вам нужно взять на себя роль Мириам в качестве клиента. Представьте, что вы составили список пугающих ситуаций, от тех, которые доставляют вам лишь легкий дискомфорт, до тех, от которых вас почти тошнит от беспокойства.

Попробуйте

Помните, что систематическая десенсибилизация работает, помещая человека в ряд ситуаций. Ранние не угрожают или лишь слегка угрожают. Однако, как только ваш клиент научится справляться с каждой ситуацией, вы начнете работать над следующей наиболее пугающей ситуацией.

Итак, мы готовы начать, верно? Неправильный!

Поведенческая терапия учит клиента справляться с вызывающей тревогу ситуацией, заменяя страх альтернативной реакцией. Обычная альтернативная реакция — расслабление. Эта идея состоит в том, что страх и тревога не могут сосуществовать с расслаблением — если вы расслаблены, вы не можете полностью бояться.

Однако большинство людей не очень хорошо умеют расслабляться по команде. Таким образом, поведенческий терапевт научит клиента, как эффективно расслабляться. Эти техники часто используются в медитации — медленное дыхание и концентрация на позитивных мыслях. В этом видео психолог Кевин Арнольд объясняет технику глубокого дыхания.

Лечение Мириам

Мириам — вымышленный человек, но тысячи терапевтов ежедневно используют поведенческую терапию со своими клиентами. Просмотрите следующую таблицу, чтобы узнать, как продвигалась терапия Мириам. Ее история основана на довольно типичной серии терапевтических сеансов, хотя, пожалуйста, поймите, что курс терапии каждого человека уникален.

Лечение Мириам

Сеансы терапии Описание сеанса
Терапия Мириам: Подготовка Прежде чем начать прогрессивное воздействие, Мириам создала свою иерархию страхов. Она провела несколько сеансов, работая над релаксацией. Она практиковала релаксацию дома несколько раз в день, пока она и вы, ее терапевт, не договорились, что она готова начать лечение.
Терапия Мириам: сеанс экспозиции 1 Внизу (самая низкая тревожность) иерархии страха Мириам была болтовня с друзьями на повседневные темы. Когда Мириам попросили оценить уровень страха, связанного с этим, по шкале от 1 до 10, Мириам ответила 1: никакого страха.

Сегодня Мириам привела с собой двух друзей на сеанс терапии. Вы заставили их сидеть в удобной части вашего офиса, пить чай и болтать в течение 15 минут. После этого Мириам сообщила об уровне своего страха во время беседы как 1 по десятибалльной шкале: страха нет.

Затем вы предложили ей сесть в удобное кресло и подумать о том, чтобы выступить с докладом о трудностях ее работы перед небольшой, дружелюбной аудиторией. В начале выполнения этого задания она оценила свою тревожность на 3 балла по 10-балльной шкале. Когда она подумала об этом — с вашими полезными советами — она также расслабилась, используя свою тренировку релаксации. Примерно через 10 минут она сообщила, что ее тревожность снизилась до 1, самого низкого уровня тревожности по вашей шкале.

Вы дали Мириам «домашнее задание» — повторять это упражнение два раза в день до следующего сеанса.

Терапия Мириам: сеанс экспозиции 2 В начале сегодняшнего занятия вы попросили Мириам повторить задание из предыдущего занятия: подумать о том, чтобы рассказать о своей работе небольшой дружной группе. Сначала она оценила свой страх на 2 балла, но через несколько минут он упал до 1.

Теперь вы подняли Мириам на новый уровень. Вы предложили ей представить, что она рассказывает перед большой аудиторией руководителей компании о какой-то технической проблеме, над которой она работала на работе. В начале одна только мысль об этом привела к уровню страха 5. Через 10 минут уровень ее страха упал до 2. Вы повторили упражнение с другой темой и другой группой с теми же результатами. Расслабление практиковалось на протяжении всего сеанса.

Вы снова дали Мириам домашнее задание — потренироваться в похожей ситуации дома.

Терапия Мириам: сеанс экспозиции 3 Вы начали эту ситуацию с нового сценария, похожего на тот, который Мириам делала на прошлой сессии и практиковалась дома. Она быстро смогла снизить уровень своей тревожности до 1.

Вы попросили группу профессиональных фотографов создать видео человека, очень похожего по внешнему виду и манерам на Мириам, выступающего перед небольшой дружелюбной аудиторией на тему, похожую на ту, которую могла бы выступить Мириам. Вы попросили ее посмотреть это видео и представить себя на месте настоящего оратора. Она оценила это на 6 баллов по шкале беспокойства. За несколько повторений ее рейтинг упал до 2,9.0003

В качестве домашнего задания Мириам смотрела видео несколько раз в день. Вы научили ее, как сделать видео БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫМ, чтобы она могла по-настоящему ощутить тревогу перед людьми.

Терапия Мириам: сеанс экспозиции 4 Вы попросили Мириам организовать выступление на СЛЕДУЮЩЕЙ СЕССИИ перед небольшой группой сотрудников Мириам. Вы также попросили Мириам подготовить выступление. Сегодня ты практиковался в разговоре с ней. В начале тренировки, когда там был только ты, Мириам оценила уровень своего беспокойства в 9 баллов. из 10. В течение часа уровень ее тревожности снизился до 5.

Ее домашним заданием было продолжать практиковать разговор и работать над релаксацией.

Терапия Мириам: сеанс экспозиции 5 Сегодня Мириам выступила перед небольшой группой. Ее уровень беспокойства до того, как она предстала перед ними, равнялся 10. За исключением небольшого спотыкания в начале, 20-минутная презентация прошла хорошо. Мириам сообщила об уровне тревожности 4 после разговора.
Мы пропустим несколько сеансов. Мы надеемся, что у вас есть основная идея.
Терапия Мириам: сеанс экспозиции 6 На этом последнем сеансе вы организовали для Мириам вводную лекцию в расположенной поблизости волонтерской организации по обучению грамоте. Мириам выполняла небольшую волонтерскую работу в организации, но очень мало знает об этом. С помощью персонала она готовит выступление за неделю до этой сессии.

Аудитория состоит из 45 человек, все заинтересованы в обучении грамоте, которые пришли в центр обучения грамоте на информационный сеанс. Мириам никого из них не знает, и никто из них никогда о ней не слышал.

Вступительные комментарии

Мириам занимают около 15 минут. Она оценивает уровень своей тревожности перед выходом на улицу в 8 баллов. После разговора она оценивает свою тревожность в 2 балла. На самом деле, она сказала, что это было почти весело.

После терапии Мириам продолжает видеться с вами еще несколько сеансов. Вы даете ей дополнительное домашнее задание и помогаете ей разработать план, который включает организацию профессиональных презентаций ее работы и продолжение выступлений в волонтерской организации по распространению грамотности. Мириам сообщает, что ни одна из этих идей не вызывает у нее уровень тревоги выше 3, когда она думает об их реализации.

Вы только что узнали о систематической десенсибилизации, форме экспозиционной терапии. Наводнение — еще один вид экспозиционной терапии. Чтобы понять, как это работает, давайте рассмотрим несколько пунктов из «Систематической десенсибилизации».

Попробуй

В терапии наводнения вы пропустите самые ранние ситуации, описанные в систематической десенсибилизации, и сразу перейдете к очень опасным ситуациям. Сразу после того, как Мириам освоила релаксацию, на первом сеансе Мириам должна была выступить с настоящей речью. Вы, вероятно, не начнете с самой экстремальной ситуации, но ваша цель будет заключаться в том, чтобы начать Мириам в ситуациях, которые она немедленно оценила бы как 9.или 10 по шкале беспокойства.

Наводнение может быть более травматичным для Мириам (для вашего клиента), поэтому его нужно тщательно подготовить. Но для наводнения работают те же принципы обучения, что и для систематической десенсибилизации:

  • Человек сознательно работает над заменой беспокойства и страха расслаблением.
  • Бессознательные части разума узнают, что ситуация не приводит к ужасным последствиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *