Детские поведенческие реакции: протест, отказ, имитация, компенсация.
Реакция оппозиции или протеста. В раннем дошкольном возрасте она может возникнуть при ограничении активности ребенка, при чрезмерном или насильственном кормлении, при преждевременном или неумеренно строгом приучении к горшку. У старших детей в основе реакции протеста — глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность, возникающие из-за чрезмерных требований, непосильных нагрузок, утраты или недостатка внимания, несправедливых или жестоких наказаний.
Реакции активного протеста — непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение.
Реакции пассивного протеста — отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства, отказ от речи (мутизм), энурез, энкопрез, повторные рвоты, запоры, насильственный кашель, замаскированная враждебность к «обидчику», замкнутость, нарушение эмоционального контакта.
Реакция отказа. Самые ее типичные проявления встречаются в раннем возрасте. Она возникает в связи с утратой ребенком чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Наиболее выраженные проявления этой реакции — неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, исчезновение реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройство сна, утрата аппетита. Способствует возникновению этой реакции ослабленность соматическими заболеваниями.
Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), вредные привычки (онанизм), аддиктивное поведение (курение, вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных).
Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. д.).
Реакция гиперкомпенсации отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения.
расстройства поведения – предыдущая | следующая – поведение подростков
Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста
Социопсихологические особенности.
Подростковые поведенческие реакции (продолжение)Реакция гиперкомпенсации разными авторами понимается неодинаково. Во французской психиатрии [Porot А., 1952 — цит. по А. Е. Личко, 1977], откуда пришел этот термин (reaction de surcornpensation, т. е. реакция «сверхкомпенсации»), четко отделяется от реакции компенсации. При гиперкомпенсации настойчиво и упорно добиваются успехов не на стороне, а именно в той области, где слабы. Например, хромой мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов, а страдающий заиканием с увлечением отдается художественному чтению и успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны могут казаться банальными нарушениями поведения, озорством, даже хулиганством. В силу гиперкомпенсации сенситивные мальчики выбирают такие виды спорта, где требуется грубая сила — бокс, самбо, каратэ, вольную борьбу, и мучающиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на себя общественные поручения, требующие трудных для них контактов с малознакомыми сверстниками.
В советской психиатрической литературе термин «реакция гиперкомпенсации» стал употребляться в ином смысле [Ковалев В. B.r 1979] — под этим названием подразумевается утрирование, чрезмерно усиленные реакции компенсации. Покуда поведение способствует социальной адаптации — это реакция компенсации, как только эта реакция переходит предел и вызывает дезадаптацию — это реакция гиперкомпенсации. С этой точки зрения, если хилый подросток, став прекрасным рассказчиком, этим завоевывает популярность у товарищей — это реакция компенсации, если же он предается болезненному фантазированию — это реакция гиперкомпенсации. При таком понимании эти реакции оказываются за пределами справедливого положения, что каждая из поведенческих реакций может и быть проявлением возрастной нормы или стать патологической [Ковалев В. В., 1979;].
Критерии распознания патологических поведенческих реакций. С точки зрения американского психиатра R. L. Jenkins (1969), все эти реакции вовсе не являются патологическими, а всегда представляют собой лишь «адаптацию незрелой личности». Однако в советской детской и подростковой психиатрии, как указано выше, утвердилось мнение, что и детские, и подростковые поведенческие реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и патологическими нарушениями (непсихотическими и даже психотическими). Первые из них В. В. Ковалев (1973) предложил назвать характерологическими, а вторые — патохарактерологическими реакциями. Характерологической реакцией им называются «преходящие ситуативно обусловленные нарушения поведения ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школьная группа и т. д.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к выраженному нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами».
Патохарактерологическая реакция, в отличие от первой, тесно не связана с определённой микросредой и «проявляется в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождается соматовегетативными и другими расстройствами невротического уровня и ведет к отчетливым, хотя и временным, нарушениям социальной адаптации» [Ковалев В. В 1979]
Сходные критерии были сформулированы нами в отношении определения патологического уровня подростковых поведенческих реакций [Патологические нарушения…, 1973].
Патологическая поведенческая реакция от вариантов нормального подросткового поведения отличается следующими признаками:
1) склонностью к генерализации, т. е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе и неадекватными, стимулами;
2) склонностью приобретать свойства патологического стереотипа повторяя по разным поводам один и тот же поступок;
3) склонностью превышать определенный «потолок» нарушений поведения, никогда не преступаемый в норме, даже в асоциальных подростковых группах;
4) склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптции.
Подростковые поведенческие реакции и психиатрическая диагностика. В психиатрической квалификации нуждаются только патологические поведенческие реакции. Они могут развёртываться на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств при шизофрении и других психозах. Они могут лежать в основе развития неврозов и алкоголизма. Во всех случаях диагностируются основные психические расстройства.
Патологические поведенческие реакции могут возникать также на фоне акцентуаций характера. В таких случаях их относят к группе непсихотических реактивных (психогенных) расстройств. Если они кратковременны, проявляются скоропреходящими аффективными состояниями, которые длятся часами до суток-двух, то их рациональнее рассматривать как острые аффективные реакции (см гл X). Если патологические поведенческие реакции длятся неделями, месяцами и даже годами, их следует относить к “ситуативным или психогенным патохарактерологическим реакциям” [Ковалев В. В,. 1979]. И те, и другие являются разновидностями реактивных состояний, наряду с неврозами и реактивными психозами.
Следует отметить, что в основе каждого случая патохаракхерологической реакции обычно лежит не одна, а несколько из описанных поведенческих реакций — могут сочетаться реакции эмансипации и оппозиции, группирования со сверстниками и имитации т.
п. Все эти последние представляют собой не диагностические категории, а психологические и патопсихологические механизмы нарушений поведения. Они могут участвовать в формировании психопатических картин и при транзиторных непсихотических расстройствах, и при шизофрении, и при других психозах. Поэтому диагнозы вроде «патологическая реакция эмансипации» или «патологическая реакция оппозиции» представляются неправомерными. Клиническим диагнозом должна служить нозологическая категория — острая аффективная реакция, патохарактерологическая реакция, определенный вид и тип психопатии, форма психоза и т. п.реакция оппозиции – предыдущая | следующая – акцентуации характера
Подростковая психиатрия. Содержание.
Behavioral Response Study — Лаборатория биотелеметрии и поведенческой экологии
Исследование поведенческих реакций в Южной Калифорнии (SOCAL-BRS) — это междисциплинарное научное сотрудничество, предназначенное для понимания основного поведения (ныряние, акустическое, социальное поведение) различных видов морских млекопитающих в Южной Калифорнии, а также их поведенческие реакции на контролируемое звуковое воздействие. Его общая цель состоит в том, чтобы обеспечить более надежную научную основу для понимания потенциального риска активных гидроакустических операций ВМФ для морской жизни, чтобы лучше информировать о планировании, смягчении последствий и регулировании этих операций. SOCAL BRS — это исследовательское сотрудничество (запланированное на 2010–2015 годы), финансируемое несколькими подразделениями ВМС США (Отдел экологической готовности CNO N45 и Управление военно-морских исследований) в партнерстве с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США.
В этом более широком контексте SOCAL-BRS нас также интересует понимание контекста поведенческих реакций. В частности, нас интересует понимание того, как поведение китообразных при поиске пищи и окружающая среда опосредуют реакцию китообразных на звуковые помехи. Чтобы понять это, нам сначала нужно лучше понять, как эти животные добывают корм, и решения, которые они принимают в отношении распределения и численности добычи. Отсюда мы можем измерить, как звук влияет на поведенческую реакцию китов после того, как мы учли доступность добычи.
Функциональные механизмы, которые привели к эволюции экстремальных размеров тела у морских фильтраторов, остаются неизвестными, но несколько гипотез связаны с конкретными экологическими процессами, определяющими энергетику взаимодействия хищник-жертва. Поддержание большого размера тела требует эффективного поиска пищи за счет максимального потребления энергии от ассимилированной добычи по сравнению с метаболическими затратами. Мы использовали мультисенсорные цифровые метки с высоким разрешением, прикрепленные к кормящимся голубым китам, с одновременными акустическими измерениями добычи для количественной оценки кормления 9.0003
производительность в зависимости от потребления кислорода, плотности и глубины участков добычи. При низкой плотности добычи скорость кормления и потребление энергии за погружение были низкими, что соответствовало минимальному потреблению кислорода, но при более высокой плотности добычи киты демонстрировали повышенную частоту кормления, соответствующую максимальному потреблению энергии и повышенной эффективности поиска пищи. В отличие от предыдущих парадигм, мы демонстрируем, что синие киты не являются неразборчивыми травоядными, а вместо этого меняют стратегии кормодобывания в ответ на изменение плотности и глубины добычи, чтобы максимизировать энергетическую эффективность. В сочетании с анатомической специализацией, направленной на усиление способности поглощать и фильтровать, эти стратегии кормодобывания поддерживают энергетические потребности крупнейших позвоночных.
Исследования поведенческих реакций позволяют лучше понять природу, величину и последствия изменений в поведении животных. Эксперименты с контролируемым воздействием (CEE) для изучения поведенческих реакций столкнулись с трудностями при количественной оценке важности и взаимодействия индивидуальной изменчивости, условий воздействия и переменных окружающей среды. Чтобы исследовать эти сложные параметры, связанные с поведением синего кита, мы использовали мультисенсорные акустические метки и провели CEE с имитацией среднечастотных активных гидролокаторов (MFAS) и стимулов псевдослучайного шума (PRN), одновременно собирая количественные показатели добычи. В отличие от предыдущих методов, мы обнаружили пятикратное увеличение объяснительной способности для обнаружения ответов на среднечастотные звуки (r 2 = 0,14 против 0,725), подчеркивая, что глубоко питающиеся голубые киты значительно реагируют на CEE даже с учетом плотности и распределения добычи. Это отражает гораздо большую способность характеризовать поведенческую изменчивость и эмпирически подкрепить предыдущие выводы о том, что глубоко питающиеся голубые киты значительно реагируют на CEE звуками средней частоты. Это резкое улучшение в объяснении изменчивости индивидуальной реакции за счет включения переменных окружающей среды, определяющих поведение при поиске пищи (добыча), подчеркивает важность эмпирического интегрирования всех параметров в экспериментальные планы. Понимание взаимодействий между силами окружающей среды и антропогенными нарушениями является критически важным достижением для уменьшения нарушений, особенно в отношении устойчивой или широко распространенной деятельности в различных таксономических группах.
Преобразование системы поведенческих реакций
План действий по обеспечению справедливости в отношении здоровья и борьбе с расизмом
Проект Behavioral Response — это текущая попытка разработать новую и устойчивую антирасистскую систему поведенческого реагирования, которая заменит Code Purple. Code Purple — это процесс инициирования ответных мер по деэскалации, когда другие меры по управлению поведением, которое подвергает пациентов, посетителей или сотрудников риску получения травм или причинения вреда, не увенчались успехом.
Проект включает в себя внесение необходимых улучшений в текущую систему Code Purple для снижения вреда для пациентов, их семей и сотрудников. Кроме того, опираясь на равноправный и совместный процесс, называемый совместным проектированием, Seattle Children’s отдает приоритет взаимодействию с чернокожими и афроамериканскими пациентами и семьями, населением, которое чрезмерно представлено по количеству звонков Code Purple, для определения новой системы поведенческого реагирования.
В процессе совместной разработки пациенты, семьи, члены сообщества и работники обмениваются идеями и принимают решения, а также вместе определяют более справедливые решения.Quarterly Progress Key Takeaways
Команда проекта Behavioral Response Project, состоящая из семей, сообщества и сотрудников, продолжает свою работу по преобразованию системы поведенческого реагирования Seattle Children в справедливую и антирасистскую, чтобы устранить неравенство. Это достигается путем:
- Улучшения действующих процедур Code Purple для снижения вреда пациентам и персоналу, гарантируя, что все сотрудники, которые реагируют на Code Purple, полностью обучены и оснащены для справедливого реагирования.
- Опираясь на равноправный и совместный процесс, называемый совместным проектированием, команда проекта работает с дополнительными пациентами, семьями, членами сообщества и сотрудниками, чтобы разработать новую и устойчивую антирасистскую поведенческую систему реагирования, которая заменит Code Purple.
Прогресс на сегодняшний день
Усовершенствования текущего кода Purple
- Наняты три дополнительных штатных сотрудника в группу поведенческой поддержки для обеспечения круглосуточной поддержки отделения психиатрии и поведенческой медицины и стационарных отделений. Обучил всех 400 спасателей Code Purple научно обоснованным подходам к критическому поведенческому реагированию с использованием программы «Safety Cares», уделяя особое внимание деэскалации с точки зрения информации о травме.
- В сотрудничестве с Центром разнообразия и справедливости в отношении здоровья и группой по включению трудовых ресурсов, многообразию, справедливости и интеграции разработали двухэтапную систему подведения итогов для продолжения мониторинга и выявления возможностей для улучшения использования Code Purple. Следующие шаги включают в себя:
- Сбор и учет отзывов в течение двухмесячного поэтапного развертывания перед более широким внедрением системы.
- Тестирование инструмента подведения итогов с Группой поведенческой поддержки, ожидание уточнений и более широкого внедрения в ближайшие месяцы.