Поведенческая реакция: Детские поведенческие реакции: протест, отказ, имитация, компенсация.

Детские поведенческие реакции: протест, отказ, имитация, компенсация.

Реакция оппозиции или протеста. В раннем дошкольном возрасте она может возникнуть при ограничении активности ре­бенка, при чрезмерном или насильственном кормлении, при преж­девременном или неумеренно строгом приучении к горшку. У старших детей в основе реакции протеста — глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность, возникаю­щие из-за чрезмерных требований, непосильных нагрузок, утраты или недостатка внимания, несправедливых или жестоких наказа­ний.

Реакции активного протеста — непослушание, грубость, разру­шительные действия, вызывающее или агрессивное поведение.

Реакции пассивного протеста — отказ от еды, уход из дома, по­пытки самоубийства, отказ от речи (мутизм), энурез, энкопрез, повторные рвоты, запоры, насильственный кашель, замаскирован­ная враждебность к «обидчику», замкнутость, нарушение эмоцио­нального контакта.

Реакция отказа. Самые ее типичные проявления встречаются в раннем возрасте. Она возникает в связи с утратой ребенком чув­ства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Наиболее выраженные проявле­ния этой реакции — неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, исчезновение реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройство сна, утрата аппетита. Способствует возникновению этой реакции ослабленность сомати­ческими заболеваниями.

Реакция имитации. Она характеризуется копированием пове­дения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения воз­никает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквер­нословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), вредные привычки (онанизм), аддиктивное поведение (курение, вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дез­адаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных).

Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психо­логической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреп­лять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. д.).

Реакция гиперкомпенсации отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельно­сти. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у вла­дельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом разви­тия нарушенного поведения.

расстройства поведения – предыдущая | следующая – поведение подростков

Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста

Социопсихологические особенности.

Подростковые поведенческие реакции (продолжение)

Реакция гиперкомпенсации разными авторами понимается неодинаково. Во французской психиатрии [Porot А., 1952 — цит. по А. Е. Личко, 1977], откуда пришел этот термин (reaction de surcornpensation, т. е. реакция «сверхкомпенсации»), четко отделяется от реакции компенсации. При гиперкомпенса­ции настойчиво и упорно добиваются успехов не на стороне, а именно в той области, где слабы. Например, хромой мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов, а страдающий заиканием с увлечением отдается худо­жественному чтению и успешно выступает на любительских концертах. Робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые со стороны могут казаться банальными нарушениями поведения, озорством, даже хулиганством. В силу гиперкомпенсации сенси­тивные мальчики выбирают такие виды спорта, где требуется грубая сила — бокс, самбо, каратэ, вольную борьбу, и мучаю­щиеся от застенчивости сенситивные девочки охотно принимают на себя общественные поручения, требующие трудных для них кон­тактов с малознакомыми сверстниками.

В советской психиатрической литературе термин «реакция гиперкомпенсации» стал употребляться в ином смысле [Ковалев В. B.r 1979] — под этим названием подразумевается утрирование, чрезмерно усиленные реакции компенсации. Покуда поведение способствует социальной адаптации — это реакция компенсации, как только эта реакция переходит предел и вызывает дезадап­тацию — это реакция гиперкомпенсации. С этой точки зрения, если хилый подросток, став прекрасным рассказчиком, этим завоевывает популярность у товарищей — это реакция компен­сации, если же он предается болезненному фантазированию — это реакция гиперкомпенсации. При таком понимании эти реакции оказываются за пределами справедливого положения, что каждая из поведенческих реакций может и быть проявлением возрастной нормы или стать патологической [Ковалев В. В., 1979;].

Критерии распознания патологических поведенческих ре­акций. С точки зрения американского психиатра R. L. Jenkins (1969), все эти реакции вовсе не являются патологическими, а всегда представляют собой лишь «адаптацию незрелой лич­ности». Однако в советской детской и подростковой психиатрии, как указано выше, утвердилось мнение, что и детские, и подрост­ковые поведенческие реакции могут быть как вариантами поведе­ния в норме, так и патологическими нарушениями (непсихоти­ческими и даже психотическими). Первые из них В. В. Ковалев (1973) предложил назвать характерологическими, а вторые — патохарактерологическими реакциями. Характерологической реакцией им называются «преходящие ситуативно обусловленные нарушения поведения ребенка или подростка, которые проявляются преимущественно в определенной микросреде (семья, школьная группа и т. д.), имеют четкую психологическую направленность на определенных лиц, не ведут к выраженному нару­шению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами».

Патохарактерологическая реакция, в отличие от первой, тесно не связана с определённой микросредой и «проявляется в выраженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождается соматовегетативными и другими расстройствами невротического уровня и ведет к отчетливым, хотя и временным, нарушениям социальной адаптации» [Ковалев В. В 1979]

Сходные критерии были сформулированы нами в отношении определения патологического уровня подростковых поведенческих реакций [Патологические нарушения…, 1973].

Патологическая поведенческая реакция от вариантов нормаль­ного подросткового поведения отличается следующими признаками:

1) склонностью к генерализации, т. е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе и неадекватными, стимулами;

2) склонностью приобретать свойства патологического стерео­типа повторяя по разным поводам один и тот же поступок;

3) склонностью превышать определенный «потолок» нару­шений поведения, никогда не преступаемый в норме, даже в асоциальных подростковых группах;

4) склонностью рано или поздно приводить к социальной дезадаптции.

Подростковые поведенческие реакции и психиатрическая диагностика. В психиатрической квалификации нуждаются только патологические поведенческие реакции. Они могут  развёртываться на фоне психопатий или психопатоподобных расстройств при шизофрении и других психозах. Они могут лежать в основе развития неврозов и алкоголизма. Во всех случаях диагностируются основные психические расстройства.

Патологические поведенческие реакции могут возникать также на фоне акцентуаций характера. В таких случаях их относят к группе непсихотических реактивных (психогенных) расстройств. Если они кратковременны, проявляются скоропреходящими аффективными состояниями, которые длятся часами до суток-двух, то их рациональнее рассматривать как острые аффективные реакции (см гл X). Если патологические поведенческие реакции длятся неделями, месяцами и даже годами, их следует относить к “ситуативным или психогенным патохарактерологическим реакциям” [Ковалев В. В,. 1979]. И те, и другие являются разновидностями реактивных состояний, наряду с неврозами и реактивными психозами.

Следует отметить, что в основе каждого случая патохаракхерологической реакции обычно лежит не одна, а несколько из описанных поведенческих реакций — могут сочетаться реакции эмансипации и оппозиции, группирования со сверстниками и имитации т.

п. Все эти последние представляют собой не диаг­ностические категории, а психологические и патопсихологические механизмы нарушений поведения. Они могут участвовать в формировании психопатических картин и при транзиторных непсихоти­ческих расстройствах, и при шизофрении, и при других психозах. Поэтому диагнозы вроде «патологическая реакция эмансипации» или «патологическая реакция оппозиции» представляются неправомерными. Клиническим диагнозом должна служить нозологиче­ская категория — острая аффективная реакция, патохарактерологическая реакция, определенный вид и тип психопатии, форма психоза и т. п.

реакция оппозиции – предыдущая | следующая – акцентуации характера

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

 

Behavioral Response Study — Лаборатория биотелеметрии и поведенческой экологии

Исследование поведенческих реакций в Южной Калифорнии (SOCAL-BRS) — это междисциплинарное научное сотрудничество, предназначенное для понимания основного поведения (ныряние, акустическое, социальное поведение) различных видов морских млекопитающих в Южной Калифорнии, а также их поведенческие реакции на контролируемое звуковое воздействие. Его общая цель состоит в том, чтобы обеспечить более надежную научную основу для понимания потенциального риска активных гидроакустических операций ВМФ для морской жизни, чтобы лучше информировать о планировании, смягчении последствий и регулировании этих операций. SOCAL BRS — это исследовательское сотрудничество (запланированное на 2010–2015 годы), финансируемое несколькими подразделениями ВМС США (Отдел экологической готовности CNO N45 и Управление военно-морских исследований) в партнерстве с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США.

 

В этом более широком контексте SOCAL-BRS нас также интересует понимание контекста поведенческих реакций. В частности, нас интересует понимание того, как поведение китообразных при поиске пищи и окружающая среда опосредуют реакцию китообразных на звуковые помехи. Чтобы понять это, нам сначала нужно лучше понять, как эти животные добывают корм, и решения, которые они принимают в отношении распределения и численности добычи. Отсюда мы можем измерить, как звук влияет на поведенческую реакцию китов после того, как мы учли доступность добычи.

Функциональные механизмы, которые привели к эволюции экстремальных размеров тела у морских фильтраторов, остаются неизвестными, но несколько гипотез связаны с конкретными экологическими процессами, определяющими энергетику взаимодействия хищник-жертва. Поддержание большого размера тела требует эффективного поиска пищи за счет максимального потребления энергии от ассимилированной добычи по сравнению с метаболическими затратами. Мы использовали мультисенсорные цифровые метки с высоким разрешением, прикрепленные к кормящимся голубым китам, с одновременными акустическими измерениями добычи для количественной оценки кормления 9.0003

производительность в зависимости от потребления кислорода, плотности и глубины участков добычи. При низкой плотности добычи скорость кормления и потребление энергии за погружение были низкими, что соответствовало минимальному потреблению кислорода, но при более высокой плотности добычи киты демонстрировали повышенную частоту кормления, соответствующую максимальному потреблению энергии и повышенной эффективности поиска пищи. В отличие от предыдущих парадигм, мы демонстрируем, что синие киты не являются неразборчивыми травоядными, а вместо этого меняют стратегии кормодобывания в ответ на изменение плотности и глубины добычи, чтобы максимизировать энергетическую эффективность. В сочетании с анатомической специализацией, направленной на усиление способности поглощать и фильтровать, эти стратегии кормодобывания поддерживают энергетические потребности крупнейших позвоночных.

Исследования поведенческих реакций позволяют лучше понять природу, величину и последствия изменений в поведении животных. Эксперименты с контролируемым воздействием (CEE) для изучения поведенческих реакций столкнулись с трудностями при количественной оценке важности и взаимодействия индивидуальной изменчивости, условий воздействия и переменных окружающей среды. Чтобы исследовать эти сложные параметры, связанные с поведением синего кита, мы использовали мультисенсорные акустические метки и провели CEE с имитацией среднечастотных активных гидролокаторов (MFAS) и стимулов псевдослучайного шума (PRN), одновременно собирая количественные показатели добычи. В отличие от предыдущих методов, мы обнаружили пятикратное увеличение объяснительной способности для обнаружения ответов на среднечастотные звуки (r 2  = 0,14 против 0,725), подчеркивая, что глубоко питающиеся голубые киты значительно реагируют на CEE даже с учетом плотности и распределения добычи. Это отражает гораздо большую способность характеризовать поведенческую изменчивость и эмпирически подкрепить предыдущие выводы о том, что глубоко питающиеся голубые киты значительно реагируют на CEE звуками средней частоты. Это резкое улучшение в объяснении изменчивости индивидуальной реакции за счет включения переменных окружающей среды, определяющих поведение при поиске пищи (добыча), подчеркивает важность эмпирического интегрирования всех параметров в экспериментальные планы. Понимание взаимодействий между силами окружающей среды и антропогенными нарушениями является критически важным достижением для уменьшения нарушений, особенно в отношении устойчивой или широко распространенной деятельности в различных таксономических группах.

Преобразование системы поведенческих реакций

План действий по обеспечению справедливости в отношении здоровья и борьбе с расизмом

Первоначально опубликовано в марте 2022 г.

Проект Behavioral Response — это текущая попытка разработать новую и устойчивую антирасистскую систему поведенческого реагирования, которая заменит Code Purple. Code Purple — это процесс инициирования ответных мер по деэскалации, когда другие меры по управлению поведением, которое подвергает пациентов, посетителей или сотрудников риску получения травм или причинения вреда, не увенчались успехом.

Проект включает в себя внесение необходимых улучшений в текущую систему Code Purple для снижения вреда для пациентов, их семей и сотрудников. Кроме того, опираясь на равноправный и совместный процесс, называемый совместным проектированием, Seattle Children’s отдает приоритет взаимодействию с чернокожими и афроамериканскими пациентами и семьями, населением, которое чрезмерно представлено по количеству звонков Code Purple, для определения новой системы поведенческого реагирования.

В процессе совместной разработки пациенты, семьи, члены сообщества и работники обмениваются идеями и принимают решения, а также вместе определяют более справедливые решения.

Quarterly Progress Key Takeaways

Команда проекта Behavioral Response Project, состоящая из семей, сообщества и сотрудников, продолжает свою работу по преобразованию системы поведенческого реагирования Seattle Children в справедливую и антирасистскую, чтобы устранить неравенство. Это достигается путем:

  • Улучшения действующих процедур Code Purple для снижения вреда пациентам и персоналу, гарантируя, что все сотрудники, которые реагируют на Code Purple, полностью обучены и оснащены для справедливого реагирования.
  • Опираясь на равноправный и совместный процесс, называемый совместным проектированием, команда проекта работает с дополнительными пациентами, семьями, членами сообщества и сотрудниками, чтобы разработать новую и устойчивую антирасистскую поведенческую систему реагирования, которая заменит Code Purple.

Прогресс на сегодняшний день

Усовершенствования текущего кода Purple

  • Наняты три дополнительных штатных сотрудника в группу поведенческой поддержки для обеспечения круглосуточной поддержки отделения психиатрии и поведенческой медицины и стационарных отделений. Обучил всех 400 спасателей Code Purple научно обоснованным подходам к критическому поведенческому реагированию с использованием программы «Safety Cares», уделяя особое внимание деэскалации с точки зрения информации о травме.
  • В сотрудничестве с Центром разнообразия и справедливости в отношении здоровья и группой по включению трудовых ресурсов, многообразию, справедливости и интеграции разработали двухэтапную систему подведения итогов для продолжения мониторинга и выявления возможностей для улучшения использования Code Purple. Следующие шаги включают в себя:
    • Сбор и учет отзывов в течение двухмесячного поэтапного развертывания перед более широким внедрением системы.
    • Тестирование инструмента подведения итогов с Группой поведенческой поддержки, ожидание уточнений и более широкого внедрения в ближайшие месяцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *