3. Поведенческие реакции
Поведение животных представляет собой сочетание врожденных форм поведения и индивидуально приобретенного жизненного опыта. Сложные поведенческие реакции, свойственные данному виду животных и передающиеся по наследству, называются инстинктами. В основе инстинктов лежат комплексы безусловных рефлексов, реализующиеся в обычных условиях жизни в ответ на раздражения. Инстинкты являются продуктом естественного отбора и направлены на сохранение и воспроизводство вида. Все вышеописанные биологические формы поведения – пищевые, половые, социальные и прочие – базируются на инстинктивной деятельности животных.
У лошадей, крупного и мелкого рогатого скота детеныши рождаются настолько сформировавшимися, что уже в первые часы после рождения могут самостоятельно отыскать сосок молочной железы, сосать и двигаться вслед за матерью. У свиней новорожденный молодняк не столь зрелый, имеет несформированную систему теплорегуляции, однако и они рождаются с рефлексом сосания – одним из самых важных в первые дни жизни.
Также врожденным является поведение самок перед и во время родов. Сразу после родов самки часто беспокоятся, продолжительно облизывают детенышей. Рефлекс облизывания очень важен для новорожденного (массаж кожи, ее обсушивание, дезинфекция пуповины лизоцимом слюны) и для матери. С остатками плодных вод на коже детеныша мать получает гормоны, стимулирующие отделение последа. Кроме того, во время облизывания она «запоминает» запах и внешний вид своего детеныша и потом может его отыскать среди другого молодняка.
К врожденным формам поведения относятся эмоции: – проявления восторга, радости, дружелюбия, боязни, угнетения, горя, страха, гнева, злобы и других чувств. Эмоции свойственны всем видам животных. Так, собаки, лошади, коровы и другие животные плачут от боли или горя; у всех домашних животных чувство радости сопровождается типичными двигательными реакциями, изменением голоса, мимикой.
У стадных животных чувство страха, испуга проявляется часто в форме паники («стампед» — паника у лошадей, безотчетный страх, ужас – например во время пожара).
Приобретенные, т.е. индивидуальные формы поведения складываются из обучения и мышления. Обучение – это формирование поведения животных в процессе индивидуального развития с первых дней жизни. Основная роль здесь принадлежит окружающей среде. В процессе обучения на базе врожденных инстинктов у животных возникают и закрепляются новые – условные рефлексы. Например, при боксовом содержании у телят вырабатываются условные пищевые рефлексы на звук и внешний вид транспортного агрегата, развозящего корм. Уже при первых звуках мотора телята начинают беспокоиться, выстраиваются вдоль кормушки, и начинается заметная саливация. Для врача должно быть интересно, что к месту раздачи корма встают здоровые телята более высоких рангов, а больные, ослабленные, и низших рангов оттеснены.
Условнее рефлексы сохраняются в течение всей последующей жизни животного, но могут затормаживаться и исчезать навсегда, когда пропадает в них необходимость.
Поведенческие реакции
Поведение животных представляет собой сочетание врожденных форм поведения и индивидуально приобретенного жизненного опыта. Сложные поведенческие реакции, свойственные данному виду животных и передающиеся по наследству, называются инстинктами. В основе инстинктов лежат комплексы безусловных рефлексов, реализующиеся в обычных условиях жизни в ответ на раздражения. Инстинкты являются продуктом естественного отбора и направлены на сохранение и воспроизводство вида. Все вышеописанные биологические формы поведения (пищевые, половые, социальные и прочие) базируются на инстинктивной деятельности животных.
У лошадей, крупного и мелкого рогатого скота детеныши рождаются настолько сформировавшимися, что уже в первые часы после рождения могут самостоятельно отыскать сосок молочной железы, сосать и двигаться вслед за матерью. У свиней новорожденный молодняк не столь зрелый, имеет несформированную систему теплорегуляции, однако и они рождаются с рефлексом сосания — одним из самых важных в первые дни жизни.
Также врожденным является поведение самок перед и во время родов. Сразу после родов самки часто беспокоятся, продолжительно облизывают детенышей. Рефлекс облизывания очень важен для новорожденного (массаж кожи, ее обсушивание, дезинфекция пуповины лизоцимом слюны) и для матери. С остатками плодных вод на коже детеныша мать получает гормоны, стимулирующие отделение последа. Кроме того, во время облизывания она «запоминает» запах и внешний вид своего детеныша и потом может его отыскать среди другого молодняка.
К врожденным формам поведения относятся эмоции (проявление восторга, радости, дружелюбия, боязни, угнетения, горя, страха, гнева, злобы и других чувств). Эмоции свойственны всем видам животных. Так, собаки, лошади, коровы и другие животные плачут от боли или горя; у всех домашних животных чувство радости сопровождается типичными двигательными реакциями, изменением голоса, мимикой.
У стадных животных чувство страха, испуга проявляется часто в форме паники («стампед» — паника у лошадей, безотчетный страх, ужас — например, во время пожара).
Приобретенные, т.е. индивидуальные формы поведения у животных складываются из их способности к обучению и мышлению (у человека роль мышления в индивидуальных формах поведения значительно возрастает).
Обучение — это формирование поведения животных в процессе индивидуального развития с первых дней жизни. Основная роль здесь принадлежит окружающей среде. В процессе обучения на базе врожденных инстинктов у животных возникают и закрепляются новые — условные рефлексы. Например, при боксовом содержании у телят вырабатываются условные пищевые рефлексы на звук и внешний вид тракторного агрегата, развозящего корм. Уже при первых звуках мотора телята начинают беспокоиться, выстраиваются вдоль кормушки, начинается заметная саливация (выделение слюны). Ветеринарный врач и зооинженер должны знать, что к месту раздачи корма первыми всегда встают здоровые телята более высоких рангов, а больные, ослабленные и животные низших рангов, оттеснены.Условные рефлексы сохраняются в течение всей последующей жизни животного, но могут затормаживаться и исчезать навсегда, когда пропадает в них необходимость.
Иногда у животных вырабатываются не полезные, а вредные рефлексы. К этому может привести, например, неправильное обращение (побои, грубый окрик, причинение боли), особенно во время кормления или доения.
В обучении животных важное место занимают импринтинг (запечатление) и подражание. Импринтинг — запоминание окружающих предметов и обстановки, — это одна из форм ранней памяти. Детеныши запоминают мать, неподвижные предметы вокруг логова или гнезда, место обитания. Многие животные инстинктивно перемещаются за движущимся предметом (утята, гусята и цыплята обычно следуют стайкой или цепочкой за матерью; если вместо матери перед ними идет человек — они его «запечатлевают» и двигаются за ним, как за матерью). Также и родители «запоминают» своих детенышей и отличают их от чужих.
У некоторых видов животных импринтинг по отношению к детенышам не столь силен, и они «принимают на воспитание» чужих, но раз запомнив, покормив и облизав, они уже считают их своими. На этом основано выращивание группы телят или жеребят под контролем одной коровы-кормилицы или кобылы. Импринтинг проявляется также у кошек, сук и птиц, когда они вместе со своими детенышами выкармливают, защищают и обучают «подкидышей».
Большое значение имеет импринтинг в формировании группового поведения: каждое животное в группе запоминает других животных и их социальный ранг, что приводит к спокойному, бесконфликтному поведению.
Таким образом, в импринтинге сливаются врожденные формы поведения и индивидуально приобретенные условные реакции.
Подражание является другой формой обучения. Подражая матери или другим животным, молодняк обучается выбирать и принимать корм, правилам поведения внутри группы. Обучению способствует игровая форма поведения. В играх со сверстниками или взрослыми животными отрабатываются элементы взрослого поведения — охоты, нападения, защиты.
Подражать могут и взрослые животные. Так, во время пожара в конюшне лошади легко поддаются панике и скучиваются, не желая выходить из помещения. В таких случаях стараются вывести из огня самую спокойную лошадь, и остальные, подражая, следуют за ней. Дрессировка собак проходит более эффективно на площадке, когда собаки имеют возможность наблюдать за поведением других животных и подражать им. Домашние животные часто подражают человеку.
Иногда подражание приводит к вредным привычкам. Примером может быть извращенный рефлекс сосания, когда коровы высасывают молоко у себя или у других коров. Такая порочная привычка быстро распространяется среди животных, и борьба с ней безрезультатна, поэтому корову, у которой проявился такой порок, следует немедленно изолировать.
Итак, импринтинг и подражание приводят к развитию новых рефлекторных реакций и сложных форм поведения на основании уже собственного опыта. Однако не всегда, анализируя поведение животных, можно объяснить его обучением или подражанием другим животным и закрепленными условными рефлексами.
Животным свойственно и мышление, проявляющееся в форме инсайта (озарение) и элементарной рассудочной деятельности. Инсайт — проявление у животных определенной реакции без предварительных проб и ошибок, и это уже не условный рефлекс. Животное начинает понимать отношения между стимулами или событиями и у него внезапно возникает новая реакция. Первоначально реакции типа инсайта были описаны у человекообразных обезьян, когда шимпанзе, для того чтобы достать высоко подвешенный банан, составляли пирамиду из ящиков и залезали на нее или же использовали палки как орудия труда. Хозяева домашних животных могут привести очень много примеров, когда их питомцы внезапно решали какую-то задачу. Так, одна овчарка утром забросила сапог в кровать хозяина, чтобы он вывел ее из дома, очевидно, уловив причинно-следственную связь.
Очень часто в результате инсайта у животного с одного раза закрепляется условный рефлекс. Так, лошади умеют отвязываться, распуская узел повода, которым они привязаны к коновязи, а собаки — приносить хозяевам домашние тапочки.
Физиологические механизмы инсайта объяснить трудно, так как не всегда ясно, чем именно такой процесс отличается от научения или подражания. Однако большинство зоопсихологов признают, что инсайт включает в себя элементы мышления, так как животные выявляют причинно-следственные отношения между предметами и явлениями, используя их в достижении своей цели.
Еще менее изучена элементарная рассудочная деятельность животных. Животные улавливают простейшие эмпирические законы, т.е. выведенные из собственного опыта, связывающие предметы и явления окружающей среды, и способны оперировать ими при построении своего поведения.
В основе рассудочной деятельности лежит способность отдельных нейронов мозга избирательно реагировать на раздражители в зависимости от их свойств и расположения в пространстве. Для реализации рассудочной деятельности необходим избыток нейронов в мозге для восприятия всех многообразных деталей окружающей среды, а также хорошо развитые взаимосвязи между ними, т.е. сложная система синаптических контактов между нейронами.
Любой по сложности рассудочный акт складывается из следующих этапов:
1. Восприятие информации, являющееся функцией анализаторов. Центральный аппарат восприятия заложен в сенсорных отделах коры больших полушарий. Сбор информации обо всех проявлениях окружающей среды и отдельных раздражителей называется аналитической функцией мозга.
2. Отбор наиболее существенной информации, необходимой для принятия решения определенной задачи — синтетическая функция мозга. В этих двух процессах участвуют эмоции, посредством которых оценивается биологическая значимость раздражителей и самого поведения. Проводится функциональное объединение отдельных нейронов, обеспечивающие аналитико-синтетическую деятельность мозга.
3. В процессе синтеза осуществляется принятие решения, направленного на выполнение биологически адекватного поведенческого акта в данной обстановке.
Таким образом, мышление животных опирается на аналитико-синтетическую интерпретацию корой больших полушарий головного мозга внешних воздействий, биологических потребностей и условно-рефлекторной деятельности. Конкретное мышление дает возможность животным использовать собственный жизненный опыт для изучения конкретной ситуации и принятия решения, отражающегося в соответствующем поведении.
Уже с момента рождения у животных развивается сознание, т. е. восприятие текущих событий окружающей действительности, что является основным компонентом его поведения, направленного на выживание (инстинкт самосохранения). Однако для принятия правильного решения животное должно иметь информацию и о своем месте в среде обитания на основе индивидуального опыта.
Итак, поведение животных строится на базе трех основных компонентов высшей нервной деятельности: инстинктах, обучаемости и рассудке.
В зависимости от преобладания каждого из вышеперечисленных компонентов можно условно охарактеризовать ту или иную форму поведения животного как инстинктивную, условно-рефлекторную или рассудочную.
Определите и предоставьте примеры поведения, ответа и класса ответа © – Добро пожаловать!
Целевые термины: Поведение, реакция, класс реакции
Поведение
Определение : Взаимодействие организма с окружающей средой. («Тест мертвеца» относится к тому факту, что поведение — это то, что мертвый человек не может сделать. Примеры: дыхание, ходьба, плач, чтение и т. д.)
Пример в повседневном контексте: Открытие двери является примером поведение, потому что это интерактивное состояние между организмом (вами) и окружающей средой (дверью).
Пример в клиническом контексте: Ребенку вручают жетоны, и он кладет их на игровое поле для последующего обмена.
Пример в контексте супервизии/консультации: Во время супервизии ваш супервизор просит вас пройти тест по главе 1 текста Купера. Вы берете карандаш, чтобы начать викторину.
Почему это важно: Поведенческие аналитики должны хорошо понимать, что представляет собой поведение, чтобы точно идентифицировать, оценивать и обрабатывать социально значимое и целевое поведение.
Ответ
Определение : Конкретный пример поведения.
Пример из повседневной жизни: Вы спускаетесь по ступенькам и спотыкаетесь о свою кошку. Вы кричите «аааа!» Ответом в этом случае будет ваш крик «аааа!»
Пример в клиническом контексте: Рядом с клиентом идет специалист по оказанию непосредственной поддержки. Клиент протягивает руку, возможно, чтобы коснуться или схватить посох. Сотрудник быстро уходит в сторону. Поведение, бросающееся в сторону, является ответом, как и досягаемость клиента.
Пример в контексте супервизии/консультации: Поведенческий аналитик заходит в школу и улыбается сотруднику приемной, когда они смотрят ему в глаза. Улыбка — это ответ.
Почему это важно: Конкретные случаи поведения, на которые направлено вмешательство, должны быть точно определены и измерены.
Класс ответа
Определение : Группа ответов, оказывающих одинаковое воздействие на окружающую среду. (Другими словами, несколько видов поведения, выполняющих одну и ту же функцию.)
Пример в повседневном контексте: Отправка текстового сообщения, сообщение человеку в социальных сетях и звонок человеку на ваш мобильный телефон — это группа ответов, которые могут произвести одинаковый эффект на окружающую среду — вы достигаете человека, которого хотели соединиться с (социально опосредованным положительным подкреплением).
Пример из клинического контекста : Пациент бьется головой, кричит и бьет персонал, что оказывает одинаковое воздействие на окружающую среду (убегает от нежелательной деятельности).
Пример в контексте супервизии/консультации: Супервизор предоставляет обратную связь своему супервизируемому в форме голосовой или письменной обратной связи. Обе формы обратной связи оказывают одинаковое влияние на окружающую среду, если они одинаково влияют на работу супервизируемого.
Почему это важно: Различные реакции могут иметь одинаковый эффект на окружающую среду. Другими словами, «я делаю разные вещи, но обратная связь, которую я получаю от среды по этим вещам, одинакова»). .
Нравится:
Нравится Загрузка…
Поведенческие реакции на антропогенное изменение окружающей среды
Обзор
. 2011 г., август; 86 (3): 640-57.
doi: 10. 1111/j.1469-185X.2010.00164.x. Epub 2010 27 октября.
Улла Туомайнен 1 , Ульрика Кандолин
принадлежность
- 1 Факультет биологических наук Хельсинкского университета, P.O. Box 65, FI-00014 Хельсинки, Финляндия.
- PMID: 20977599
- DOI: 10.1111/j.1469-185X.2010.00164.x
Обзор
Улла Туомайнен и др. Biol Rev Camb Philos Soc. 2011 авг.
. 2011 г., август; 86 (3): 640-57.
doi: 10. 1111/j.1469-185X.2010.00164.x. Epub 2010 27 октября.
Авторы
Улла Туомайнен 1 , Ульрика Кандолин
принадлежность
- 1 Факультет биологических наук Хельсинкского университета, P.O. Box 65, FI-00014 Хельсинки, Финляндия.
- PMID: 20977599
- DOI: 10.1111/j.1469-185X.2010.00164.x
Абстрактный
Первоначальная реакция людей на изменение окружающей среды, вызванное деятельностью человека, часто бывает поведенческой. Это может повысить производительность особей при внезапных крупномасштабных возмущениях и сохранить жизнеспособность популяций. Реакция также может дать дополнительное время для возникновения генетических изменений и, следовательно, облегчить адаптацию к новым условиям. С другой стороны, неадекватные реакции, которые снижают индивидуальную приспособленность, могут возникать, когда люди сталкиваются с условиями, которых популяция не испытывала в течение своей эволюционной истории, что может снизить жизнеспособность популяции. Все больше исследований показывают, что нарушения поведения человека вызывают поведенческие реакции как непосредственно, так и путем изменения факторов, влияющих на приспособленность. Распространенными причинами поведенческих реакций являются изменения в передаче информации, концентрация эндокринных разрушителей, доступность ресурсов, возможность расселения и обилие взаимодействующих видов. Частыми реакциями являются изменения в выборе среды обитания, перемещении, поиске пищи, социальном поведении и репродуктивном поведении. Поведенческие реакции зависят от генетически детерминированной нормы реакции индивидов, которая развивается на протяжении поколений. Популяции сначала реагируют индивидуальной поведенческой пластичностью, после чего могут возникать изменения за счет инноваций и социальной передачи поведенческих паттернов внутри и между поколениями и, наконец, за счет эволюции поведенческой реакции от поколения к поколению. Только ограниченное число видов демонстрируют поведенческие адаптации, которые позволяют им процветать в сильно нарушенной среде. Следовательно, быстрые антропогенные нарушения часто уменьшают разнообразие местных видов, способствуя при этом распространению инвазивных видов с очень пластичным поведением. Следовательно, поведенческие реакции на антропогенное изменение окружающей среды могут оказывать глубокое воздействие на распространение, адаптацию, видообразование и вымирание популяций и, следовательно, на биоразнообразие. Лучшее понимание механизмов поведенческих реакций, их причин и последствий могло бы улучшить нашу способность прогнозировать последствия антропогенных изменений окружающей среды для отдельных видов и биоразнообразия.
© 2010 Авторы. Биологические обзоры © 2010 Кембриджское философское общество.
Похожие статьи
Смешивающие факторы при обнаружении реакции видов на фрагментацию местообитаний.
Эверс, RM, Дидхам, РК. Эверс Р.М. и др. Biol Rev Camb Philos Soc. 2006 г., февраль; 81 (1): 117–42. дои: 10.1017/S1464793105006949. Epub 2005 1 декабря. Biol Rev Camb Philos Soc. 2006. PMID: 16318651 Обзор.
Инерция: несоответствие между личным и общим благом в рассредоточенном и разведывательном поведении.
Дельгадо Мдель М., Ратикайнен И.И., Кокко Х. Дельгадо Мдель М. и др. Biol Rev Camb Philos Soc. 2011 авг.; 86(3):717-32. doi: 10.1111/j.1469-185X. 2010.00167.x. Epub 2010 14 ноября. Biol Rev Camb Philos Soc. 2011. PMID: 21073648
Социальная структура и стратегии дельфиновых: прогнозы, основанные на экологической структуре.
Гованс С., Вюрсиг Б., Карчмарски Л. Гованс С. и соавт. Ад Мар Биол. 2007;53:195-294. doi: 10.1016/S0065-2881(07)53003-8. Ад Мар Биол. 2007. PMID: 17936137 Обзор.
Воздействие человека на региональное разнообразие и численность птиц.
Лепчик К.А., Флатер К.Х., Радеофф В.К., Пиджон А.М., Хаммер Р.Б., Лю Дж. Лепчик С.А. и соавт. Консерв Биол. 2008 апр; 22 (2): 405-16. doi: 10.1111/j.1523-1739.2008.00881.x. Epub 2008 20 февраля. Консерв Биол. 2008. PMID: 18294300
Реакция популяции на антропогенное воздействие: уроки трехиглой колюшки Gasterosteus aculeatus в эвтрофных местообитаниях.
Кандолин У. Кандолин У. Дж. Фиш Биол. 2009 ноябрь;75(8):2108-21. doi: 10.1111/j.1095-8649.2009.02405.x. Дж. Фиш Биол. 2009. PMID: 20738676
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Выявление последствий социальных потрясений в результате перемещения африканских слонов ( Loxodonta africana ) с особенностями социальных и экологических последствий осиротения.
Гараи М.Э., Боулт В.Л., Зитцер Х.Р. Garaï ME, et al. Животные (Базель). 2023 30 января; 13 (3): 483. дои: 10.3390/ani13030483. Животные (Базель). 2023. PMID: 36766373 Бесплатная статья ЧВК.
Предсказанная хронология коллапса популяции диких животных.
Серини Ф., Чайлдс Д.З., Клементс С.Ф. Серини Ф. и др. Нат Экол Эвол. 2023 март; 7(3):320-331. дои: 10.1038/s41559-023-01985-2. Epub 2023 26 января. Нат Экол Эвол. 2023. PMID: 36702859 Обзор.
Популяции геотермальной колюшки предпочитают прохладную воду, несмотря на то, что многие поколения находятся в теплой среде.
Пилакута Н., Киллен С.С., Кристьянссон Б.К., Скуласон С., Линдстрём Дж., Меткалф Н.Б., Парсонс К.Дж. Пилакута Н. и соавт. Эколь Эвол. 2023 10 января; 13 (1): e9654. дои: 10.1002/ece3.9654. Электронная коллекция, 2023, янв. Эколь Эвол. 2023. PMID: 36644700 Бесплатная статья ЧВК.
Нейробиология и изменяющиеся экосистемы: к пониманию воздействия антропогенных воздействий на нейроны и цепи.