Шаблонные реакции в жизни или поведенческие паттерны в психологии
Определение паттерн (от англ. «pattern» — шаблон, модель) используется во многих областях деятельности человека и научных методологиях. Паттерн в психологии – это шаблон реакций человека или закономерность (система) создания стереотипных действий.
В жизни люди используют паттерны гораздо больше, чем им кажется, – бессознательно или сознательно. Каждый день людям в общении друг с другом, помогают языковые паттерны — это шаблоны предложений, реакций на различные вопросы и утверждения, также людям помогают мыслительные паттерны, например, когда восприятие мира происходит с помощью стереотипов – обобщения.
Фото Matthew Henry on Unsplash
В данном тексте будет идти речь о паттернах поведения. Знания о том, как они работают, помогут лучше разобраться в своих поступках, и в поведении тех, кто находится рядом.
Как они работают?
Людям свойственно создавать шаблоны поведения, так они формулируют конкретные способы общения с внешним миром. Зачем, всякий раз выдумывать новые поведенческие паттерны, если проще использовать уже готовые.
Это относится ко всем паттернам:
- поведенческим;
- мыслительным;
- языковым;
- коммуникативным.
Паттерны поведения вырабатываются с помощью воспитания, развития и наблюдения за окружающими. Активнее всего этот процесс происходит в детстве. Дети видят, какие шаблоны поведения применяют окружающие, в тех или иных ситуациях, и заимствуют или не заимствуют данные модели.
Фото Andrew Seaman on Unsplash
Такой процесс освоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, удобный и эффективный, люди унаследовали от предыдущих поколений, с помощью которого они выживали.
Почему говорят, что воспитывать детей необходимо на собственном примере? Потому что дети перенимают поведенческие паттерны практически не меняя их, то есть копируют.
Когда дети подрастают, их поведенческие шаблоны становятся сложнее, перенимаются менее заметно и не так часто; паттерны моделируются, чтобы подойти к характеру ребенка, остальным его шаблонам поведения и др.
Отец и сын завязывают галстук
Например, когда девушка выбирает будущего мужа, ей необходимо смотреть на то, как избранник относится к своей маме. Вся соль в том, что спустя некоторое время после совместной семейной жизни проходит этап влюбленности и мужчины часто начинают применять похожие поведенческие шаблоны к своей жене, которые ранее применяли к мамам.
В общем, «с кем поведешься, от того и наберешься», главное помнить, что никто не лишен выбора «набираться» хороших или плохих примеров, всё зависит от самого человека и его окружения.
Какими свойствами обладают?
- Паттерны легко распознать — им свойственно часто повторяться. Обычно, модель поведения, сформированную бессознательно, изменить очень не просто, но реально.
- Паттерны могут демонстрироваться частично или полностью. Когда паттерн проявляется частично – это называется кодом. Примером может быть такая ситуация, кто-то слышит знакомое имя, логотип или название, он начинает вспоминать события и впечатления, связанные с этим. Так, когда человек слышит код, запускается весь паттерн.
- Паттерны поведения тесно взаимосвязаны между собой. Люди рождаются с одним паттерном – начальной точкой, далее на нее накладываются приобретенные паттерны, они объединяются с привычками и стереотипами, образовывая темперамент, образ жизни и поведение человека.
На протяжении всей жизни люди постоянно развиваются и их паттерны тоже.
Пример: человек N с самого детства социофоб, но процесс взаимодействия личности с обществом неминуем. N осознает, что для нормального процесса взаимодействия с обществом, ему необходимо заводить знакомства и, как минимум, уметь поддерживать и вести адекватный диалог с другими людьми.
Осваивая новые привычки, человек меняет алгоритм поведенческого паттерна, но старые привычки могут оставаться еще активными.
Надо знать
Иногда некоторые паттерны кажутся бесполезными или негативными, даже их обладателю, но ввиду того, что паттерны находятся глубоко в подсознании, человек каждый раз будет использовать идентичную последовательность в действиях, ведь это зона его комфорта.
Таким образом, анализ паттернов поможет лучше разобраться в своих поступках, поведении и в тех, кто находится рядом. Также он будет полезнее и действеннее пустых рассуждений, основанных на догадках, и попыток изменить ситуацию, лишь потому, что человек способен отрицать некоторые факты и даже стараться поступать иначе, но по итогу ничего не изменится, если данный паттерн поведения психологически (подсознательно) комфортнее.
Фото Ben Blennerhassett on Unsplash
Такое поведение хорошо просматривается на примере модели поведения вечной жертвы (парни выбирают изменниц, девушки алко-, наркозависимых, агрессивных парней).
Чтобы добиться успеха, можно выделить некоторые поведенческие шаблоны успешных личностей и проецировать их на себя. Люди могут копировать или заимствовать частично положительные модели поведения, чтобы совершенствовать себя, как целостную личность, более сильную и развитую, но необходимо помнить, что изменить сформировавшийся алгоритм поведенческих реакций – не просто, т. к. некоторые из паттернов неразрывно связаны с личностью человека.
psyocentr.ru
Коррекционная работа с поведенческими паттернами Текст научной статьи по специальности «Психология»
УДК 159.9.019.43 Е. А. Малько
E. A. Malko
Научный руководитель: д-р филос. наук Г. В. Горнова Research supervisor: Doctor of Philosophical Science G. V. Gornova
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА CORRECTIONAL WORK
С ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ ПАТТЕРНАМИ WITH BEHAVIORAL PATTERNS
В статье рассматривается феномен «поведенческий паттерн», определяется его структура, выявляются его основные компоненты и возможности коррекционной работы. Основная цель — изучить природу паттернов и определить их взаимосвязь с поведением индивида.
Ключевые слова: паттерн, поведение, коррекция паттернов.
This article is devoted to the phenomenon of behavioral pattern. Its structure and main components are considered. Some options of working with patterns are given. The main purpose is to explore the origin of patterns and to establish the link between them and the person’s behavior.
Keywords: pattern, behavior, correction of the patterns.
При работе с людьми, участвовавшими в военных действиях, ключевым моментом выступает работа с поведенческими паттернами. Термин «паттерн» (от английского pattern — «шаблон», «модель», «система», «структура» [1, с. 120]) применяется в различных научных дисциплинах и сферах деятельности. Бихевиоральные теории и теории научения утверждают, что страхи и тревоги приобретаются путем формирования условных рефлексов, т. е. паттернов. Согласно учению Скиннера, опыт складывается в процессе научения, результатом которого является приобретение специфического для каждого человека набора поведенческих реакций. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадап-тивных реакций на средовые раздражители.
Рассмотрим структуру поведенческого паттерна:
1. Восприятие реальности, которая не устраивает.
2. Формирование программы поведения (на основе врожденных инстинктов, приобретенного опыта и случайных догадок).
3. Реализация программы поведения — собственно действие.
4. Сопоставление полученного результата с результатом желаемым.
5. В случае, если результат желаемый с полученным совпал — прекращение действия.
6. В случае, если результат желаемый с полученным не совпал — формирование новой или повторение сформированной до этого программы поведения [1, с. 122].
Традиционно в структуре поведенческого паттерна выделяют следующие основные компоненты:
1) когнитивный — осознание страха;
2) физиологический — учащенное сердцебиение, головокружение, паническое состояние и т. д.;
3) поведенческий — побуждения убежать или напасть [1, с. 125].
При рассмотрении любой области человеческого поведения, где применяются шаблоны, можно говорить о паттернах. Например, гипнотический паттерн — это
текст, который использует гипнолог, чтобы ввести человека в транс. Словесные паттерны — это речевые приемы, которые мы сознательно или бессознательно применяем в речи. Паттерны мышления — мыслительные шаблоны, в частности обобщения.
Индивидам свойственна стереотипизация поведения, выработка определенных способов взаимодействия с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности: вместо того чтобы каждый раз изобретать новые способы реагирования на различные явления, человек воспроизводит готовую модель. Поведенческие паттерны формируются в процессе обучения, воспитания, а также наблюдения за окружающими.
Зная о том, как индивид вел себя в определенных ситуациях, какие у него имеются паттерны поведения, можно спрогнозировать его действия и поступки в схожих ситуациях. Для этого необходимо изучить личность комплексно, учитывая весь жизненный опыт.
Паттерны характеризуются устойчивостью и поэтому трудно поддаются изменению. Для корректировки поведения Э. Эриксон использует особые формы вмешательства, базируясь на нескольких предпосылках. В их число входят: 1) наблюдение, согласно которому любое изменение повлечет за собой новые формы взаимодействия и опыта, поскольку формы человеческого поведения носят паттерновый характер; 2) наблюдение, согласно которому паттерны поведения быстро закрепляются благодаря соответствующим цепям средовой обратной связи, порождаемой этими новыми формами поведения; 3) представление о том, что, для того чтобы достичь глубоких и долгосрочных изменений, не обязательно изучать онтогенез проблемы; 4) наличие соответствия между моделью мира и поведением конкретного человека, так что изменение индивидуального поведения оказывает непосредственное влияние на его опыт и обобщения [2, с. 22].
Таким образом, если изменить поведенческие паттерны человека, его опыт также станет более позитивным, и тогда он будет использовать данную форму поведения достаточно долго для того, чтобы сформировались вне-
122
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
шние и внутренние реакции, необходимые для постоянного закрепления новой формы поведения.
В общем виде базовая схема поведенческого вмешательства имеет следующий вид:
1. Идентифицировать для себя результат, которого должен достичь индивид с точки зрения того, какие формы поведения или взаимодействий ему необходимо реализовать в проблемном контексте.
2. Идентифицировать для себя ситуацию, к которой естественным образом приходит любой человек, вовлеченный в данное поведение или взаимодействие.
3. Установить специфический контакт, включающий определенную меру доверия и взаимопонимания с человеком или группой людей [2, с. 23].
Таким образом, паттерн имеет сложную структуру и тяжело поддается видоизменению, что особенно важно учитывать при необходимости коррекции негативных состояний. При работе со страхами и тревогами надо учитывать весь жизненный опыт человека, его физическое состояние.
Первым шагом в разработке методов коррекции поведенческих паттернов послужило экспериментальные исследования Д. Вальпо [3, с. 233]. Он проводил опыты над лабораторными животными и изучал возникновение и развитие невротической тревожности. Результаты работы позволили Д. Вальпо сделать вывод о том, что необходимо воздействовать на условные реакции, т. е. обеспечить угасание, основанное на механизме контробусловливания. Этот метод получил название систематическая десенсибилизация.
Д. Вальпо выдвинул гипотезу о том, что невротическое поведение человека определяется тревогой. Действия, которые происходят в воображении, равны действиям, совершаемым человеком в реальной жизни. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога поддаются подавлению, при объединении во времени стимулов, вызывающих страх, и стимулов, противоположных ему. Произойдет контробусловливание: не вызывающий страх стимул подавит прежний рефлекс. У животных таким контробусловливанием выступает процесс кормления. У человека — релаксация. Поэтому, если обучить индивида глубокой релаксации и в этом состоянии спроектировать в воображении стимулы, вызывающие приступы тревоги, начнет действовать процесс десенсибилизации пациента к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Процедура работы с тревогой выглядит таким образом: у человека, находящегося в состоянии глубо-Одним из вариантов работы с паттернами выступает проговаривание проблемы вслух, диалог между консультантом и индивидом, нуждающимся в помощи. В беседе основными средствами коррекции выступают вопросы по существу задачи и ответы на них, выполняющие функцию планирования способа ее решения; самоинструктирование с целью управления исполнением; реплики, ободряющие самого себя и направленные на преодоление фрустрации, неопределенности и тревожности; оценочные высказывания, выполняющие функцию самоподкрепления [3, с. 195]. Таким образом, человек корректирует свое поведение, учится формулировать проблему, анализировать ее, делать выводы, планировать и прогнозировать дальнейшие действия и давать оценку собственным мыслям, чувствам и поступкам.
Знание специфики поведенческих паттернов и способов коррекционной работы с ними может быть полезно при оказании консультативной помощи участникам вооруженных конфликтов. При работе с людьми, участвовавшими в боевых действиях, следует основной акцент сделать на анализ паттернов, которые были приобретены во время боевых действий. Это поможет выбрать необходимый метод коррекции и снизить уровень тревожности человека в реальной жизни. Главной задачей в данном случае является увеличение общей способности к разрешению проблемных ситуаций за счет развития умений специфицировать задачу, выдвигать и анализировать альтернативные варианты ее решения.
1. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2-е изд. М.: Джан-гар, 2012. 169 с.
3. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
© Малько Е. А., 2015
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
123
cyberleninka.ru
Паттерн (психология) — это… Что такое Паттерн (психология)?
Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Отечественная традиция
В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
См. также
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Паттерны поведения. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона
Паттерны поведения
В форте Беннинг, штат Джорджия, я тренировал команду снайперов для международных командных соревнований по стрельбе. Однажды я обедал в зале войсковой столовой с двумя лейтенантами, и тут вошли несколько человек, и я заметил, как одна девушка взяла поднос и стала оглядывать столовую в поисках подходящего столика. Она прошла мимо нескольких столиков, где были свободные места… и села туда, где она могла сидеть с западной стороны столика. Я сказал лейтенантам: «Эта девушка — единственный ребенок в семье». Они спросили: «Откуда вы знаете?» — «Я вам скажу, только сначала проверьте, так ли это». Они пошли и спросили ее, правда ли, что она единственный ребенок в семье… и она ответила: «Да». Она поинтересовалась, почему они ее об этом спрашивают. И они сказали: «Вон тот доктор сказал, что вы единственный ребенок». — «А кто это?» Они назвали ей мое имя. «Я никогда о нем не слышала». Они вернулись… как же я узнал, что она единственный ребенок? Она оглядывала столовую в поисках столика, где она могла сесть, и в результате нашла столик, где свободной была западная сторона. Потому что дома папа сидел вот здесь, мама сидела здесь, а ей оставалось сесть здесь. В поведении людей множество. паттернов, и не пытайтесь все их сформулировать. Просто ждите, и вы увидите, как они будут проявлять себя.
Когда вы видите человека, протягивающего вам правую руку, ладонь которой ребром обращена к поверхности земли, этот жест вызывает у вас симметричную последовательность, или «паттерн», форм поведения, в соответствии с которым вы протягиваете свою правую руку, сжимаете руку другого человека и начинаете трясти ее вверх-вниз. Рукопожатие определенно не является примером особенно глубокомысленного или сложного поведения, однако оно ЯВЛЯЕТСЯ примером поведения, структурированного в виде паттерна. Под поведением, структурированным в виде паттерна, мы понимаем тот факт, что рукопожатие обладает некоторым качеством, позволяющим систематически вызывать определенный результат (в частности, устанавливать определенного рода раппорт). Протягивание руки описанным выше способом любому представителю нашей культуры практически неизменно вызовет определенную совокупность симметричных реакций со стороны этого человека, а именно — пожатие вашей руки. Таким образом, мы можем сказать, что это пример (культурного) поведенческого паттерна в том смысле, что он предсказуемым образом описывает результат некоторой последовательности форм поведения.
Диапазон форм опыта, на который распространяется структурированное подобным образом поведение, в действительности значительно шире и тоньше, чем такие с очевидностью запрограммированные формы поведения, как рукопожатие, раскуривание сигареты, нажатие на тормоз при виде красного света и т. д. Формы поведения, включающие развернутые когнитивные процессы и осознание, а также более сложные формы внешнего поведения (такие, как наступление и развитие депрессии) или же тонкие, неосознанные формы поведения (скажем, моргание при произнесении некоторых слов), столь же жестко структурированы, как и простые «привычки». На самом деле основная часть нашего поведения в высшей степени структурирована. Если вы на минуту задумаетесь о поведении членов вашей семьи или друзей в аналогичных контекстах, этот факт станет для вас очевидным. Возьмем, к примеру, еду. Некоторые люди практически всегда разрезают всю поданную им пищу на кусочки, а уже потом едят, а другие практически всегда отрезают и едят по кусочку. Одни едят быстро, другие — медленно. Одни смотрят в меню и выбирают первое блюдо, которое кажется им привлекательным, а другие не могут принять решение до тех пор, пока официант не спросит их, что им принести. Очевидно, что подобных вариаций существует бесчисленное множество. Суть же в том, что разные люди в одинаковых контекстах демонстрируют различные формы поведения и что большая часть их форм поведения в рамках определенного контексты будет повторяйся раз, когда они в очередной раз окажутся в рамках этого контекста. Иными словами, их поведение структурировано в виде паттернов. Распространите ваши размышления на любой контекст, и вы обнаружите неизменные закономерности в вашем собственном поведении и в поведении других людей.
В большинстве случаев эти поведенческие паттерны обеспечивают нам значительное преимущество, заключающееся в том, что нам не приходится сознательно отслеживать и направлять шаги, из которых состоят практически все наши действия — открывание двери, завязывание шнурков или заказ еды в ресторане. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как вам открыть дверь, завязать шнурки или быстро выбрать блюдо, решение этих задач было бы бесконечно обременительным и крайне неэффективным (более того, если бы вы могли генерировать поведенческие альтернативы при выполнении подобного рода задач чересчур обильно, вам грозила бы опасность навеки застрять перед закрытой дверью и умереть от голода, так и не завязав шнурки). Выстраивание большинства форм нашего поведения в жестко структурированные последовательности освобождает сознательную часть нашей психики, позволяя использовать ее для других, более интересных размышлений (так, завязывая шнурки, вы можете думать о предстоящем свидании, а не о том, какой узел вам завязать). Некоторые из наших поведенческих паттернов представляют собой общепринятый культурный опыт — к их числу относится рукопожатие, тогда как многие другие паттерны являются в высшей степени индивидуальными — к ним можно отнести пристрастие начинать бритье с верхней губы, надевание сначала брюк, а потом рубашки, ожидание того, что вас пригласят на свидание, и отказ проявить инициативу, предоставление супругу права выбора фильма для просмотра и многое другое.
Как часто семейные проблемы представляют собой сущие пустяки. Супружеские пары обращаются ко мне и говорят… мы любим друг друга и наслаждаемся сексом, но когда мы пытаемся заснуть… каждая ночь заканчивается жутким скандалом. Каждую ночь, когда мы пытаемся уснуть, мы начинаем ссориться. А ведь мы любим друг друга, наша сексуальная жизнь в полном порядке, но когда мы ложимся спать, мы начинаем ссориться. И какая мысль первой приходит вам в голову? Как вы думаете, из-за чего они ссорятся? Я говорю им: «Вы оба выросли с привычкой спать на правой стороне постели или на левой стороне — поэтому вы и ссоритесь, когда ложитесь спать, что либо ВЫ оказываетесь на неудобной для вас стороне постели, либо ОН». В моей собственной семье тоже был случай, когда Майк и Арчи спали однажды ночью в одной постели, а оба они привыкли спать на правой стороне. О, какой скандал закатили Арчи и Майк, пытаясь устроиться поудобнее! То Арчи спал на правой стороне, и тогда Майк оказывался не с той стороны, то наоборот, и они никак не могли успокоиться.
Одним из способов размышления о ситуации клиента является рассмотрение возможности того, что он использует паттерн поведения, неэффективный или неадекватный в контексте, в котором используется этот паттерн. К примеру, если человек все время «предоставляет супруге право решать, какой фильм смотреть, то в контексте супружеских отношений этот паттерн вполне уместен; но если этот человек будет использовать тот же паттерн в обществе своих коллег на заседаниях правления компании, его репутация окажется под угрозой. Если он желает оказывать какое-либо влияние на будущее своей компании, то должен уметь открыто выражать свое мнение о том, в каком направлении ей следует развиваться. Аналогичным образом пианист, которого охватывает при выходе на сцену такой страх, что он не может играть, использует паттерн поведения, который, возможно, являлся бы полезным, если бы его попросили выполнить некую физически опасную задачу (к примеру, полететь на дельтаплане без предварительной подготовки), однако в контексте фортепианного концерта он неуместен. Таким образом, наша задача — не избавиться от некоторых форм поведения, а контекстуализировать их уместным образом, ограничивая эти формы поведения теми сферами, где их использование уместно, а также формируя или вызывая паттерны поведения, уместные в других контекстах. С точки зрения поведенческих изменений член правления компании добивается от вас как от своего психотерапевта изменения паттерна его поведения таким образом, чтобы в контексте заседаний правления он мог заявить о своих предпочтениях, а пианист хочет обрести способность без страха выходить на сцену и исполнять свою программу.
Чем же в таком случае определяется то, когда человек демонстрирует тот или иной КОНКРЕТНЫЙ паттерн поведения? Существует несколько способов ответить на этот вопрос. Одним из них является указание на то, что индивиды демонстрируют те паттерны поведения, которые они сами обучились использовать в данном контексте или которым их научили другие люди. К примеру, вас в раннем возрасте могли научить уступать желаниям других, когда возможен выбор вариантов. Другой способ объяснить систематическое проявление поведенческих паттернов — указать на то, что они являются логическим следствием совокупности обобщений, которыми руководствуется человек в рамках конкретного контекста. К примеру, убеждение в том, что другие люди будут любить вас, если вы будете уступать их желаниям, может найти внешнее выражение в передаче выбора другим. В первом случае реакции человека в рамках определенного контекста являются функцией форм поведения, которые были им сформированы или усвоены, тогда как во втором его реакции являются функцией совокупности убеждений или обобщений, приобретенных тем или иным способом. Разумеется, ни одно ни другое описание не является однозначно верным, — это две стороны одной медали. Когда опыт (либо в форме прямых указаний, либо в форме благоприятного стечения обстоятельств) моделирует ваше поведение в рамках определенного контекста, наряду с новыми поведенческими привычками формируются обобщения и критерии, конгруэнтные данным формам поведения. И напротив, изменение ваших обобщений или критериев в отношении определенного контекста приведет к поведенческим изменениям, конгруэнтным этим изменениям в вашей модели мира. Иными словами, то, каким образом вы будете реагировать (вести себя) в данном контексте, будут определять ваши убеждения относительного того, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно, что интересно или важно, а что опасно в конкретном контексте.
Таким образом, тот референтный опыт (критерии/убеждения/ обобщения), в пользу которого вы будете производить сортировку, в значительной степени определит характер уместного поведения в рамках соответствующего контекста, однако верно также и то, что поведенческий опыт модифицирует существующие обобщения или формирует новые (посредством пересортировки критериев). Предметом рассмотрения предыдущей главы являлось то, как Эриксон использовал точки зрения своего клиента (то есть его референтный опыт) в качестве средства для изменения его привычного поведения и достижения за счет этого более глубоких изменений. В этой главе мы рассмотрим то, как Эриксон использует паттерны поведения клиента с целью полезного изменения его точки зрения и за счет этого добивается более глубоких изменений.
Развитие способности производить вмешательство, идущее на благо вашего клиента, либо благодаря задействованию его модели мира, либо благодаря использованию его паттернов поведения, придаст вашей работе гибкость и глубину, что является очевидным преимуществом. Как же нам в таком случае выделить нужный паттерн поведения среди огромного количества поведенческой и вербальной информации, предоставляемой вашим клиентом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала провести различение между содержанием проблемы и организацией этого содержания в форме паттернов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Паттерн — что это такое в психологии? Паттерны поведения
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди одинаково реагируют на новости и события, определенным образом выполняют какие-то бытовые операции? Либо устанавливают четкие, повторяющиеся ассоциации с определенными явлениями, праздниками. В этот список можно внести стереотипы и привычки, с которыми люди живут, не придавая им какого-либо значения. В науке всему этому давно уже дано название – паттерн. Что это такое?
Знакомимся с понятием
Понятие «паттерн» встречается в физике, информатике, дизайне, музыке и психологии. В переводе с английского оно означает «шаблон, «модель». Применительно к психологии паттерн можно кратко обозначить как парадигму поведения, свойственную человеку в определенных обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Паттерны можно встретить повсюду: умывание с утра, рукопожатие при встрече, способ есть яблоко, отвечать на телефонные звонки и т. п.
Даже любимый питомец, который видит, как хозяин надевает куртку и ботинки, уже внутренне настраивается на прогулку. Вы скажете, это условный рефлекс? И ошибетесь. Паттерн в психологии – это глубже, чем инстинкт или рефлекс. Это определенная программа, заложенная в мозг человека, по которой он живет и контактирует с окружающими.
Свойства паттернов
- Паттерн – категория устойчивая. Его легко распознать, так как он часто повторяется. Как правило, бессознательно созданный алгоритм поведения редко и сложно поддается коррекции.
- Паттерн может проявиться целиком и частично. В последнем случае специалисты называют это кодом. Например, когда человек слышит имя знакомого человека или название места отдыха, где он был, его охватывают воспоминания и эмоции, связанные с ними. Так, при произнесении кода происходит запуск всего паттерна.
- Психологические паттерны не существуют в отдельности друг от друга. Есть врожденный паттерн – отправная точка. На него наслаиваются другие. Они объединяются со стереотипами, привычками, формируя характер и образ жизни человека.
- Человек постоянно находится в развитии, накапливает опыт, самосовершенствуется. Соответственно трансформируется и паттерн. Что это такое? Например, человек привык с детства к замкнутости, но социализация неизбежна. Он понимает, что для гармоничной жизни в обществе нужно заводить знакомства, уметь вести диалог с людьми, быть взаимным. По мере освоения новых «навыков» и происходит сдвиг в паттерне поведения. При этом некоторые привычки «старой модели» могут быть еще активными.
Виды поведенческих паттернов
Поведенческие паттерны имеют довольно широкую классификацию. Основными можно назвать врожденные (наследственные) и приобретенные (творческие), позитивные (комфортные) и негативные (ошибочные), социальные и индивидуальные, коммуникативные. Все они делятся по месту и качеству проявления. Рассмотрим их на общих примерах.
Социальные и индивидуальные паттерны
Социальные паттерны – это шаблоны поведения людей в обществе. Иными словами, это определенные действия, повторяющиеся при определенных обстоятельствах. К ним относятся рукопожатие при встрече или кивок головы, взмах рукой при расставании и т. п. Данные примеры, с одной стороны, демонстрируют типичные паттерны поведения любого человека в обществе, с другой – говорят о культурном опыте. Так, например, в Японии распространенным социальным паттерном является поклон при встрече со знакомым или уважаемым человеком.
К индивидуальным паттернам, как правило, относят личные привычки, пристрастия человека. Примерами могут служить предпочтение начинать завтрак с глотка чая либо надкусывания хлеба, надевание сначала носков, затем брюк или блузы, затем юбки.
Врожденные и приобретенные паттерны
Наследственные паттерны – это те особенности поведения, которые человек получает в первые минуты своей жизни. Это генетическая программа, работающая на уровне инстинктов и рефлексов. Врожденный паттерн дается человеку природой. Эта модель имеет множество форм. Например, пищевая форма проявляется в процессе сосания у младенца. Приобретенные паттерны поведения – это уже последующее развитие человека, его обучение, формирование мировосприятия, привычек, образа мыслей и т. п.
Иногда происходит путаница между врожденными и приобретенными паттернами. Так, когда ребенок так же, как один из родителей, проделывает какую-нибудь операцию определенным образом, говорят о генетической схожести. На самом деле это лишь результат подражания.
Позитивные и негативные паттерны
Когда у человека возникают трудности взаимодействия с окружающим миром, он обращается за помощью к психологу. Излив душу и пройдя ряд тестов, нередко пациент слышит от специалиста: «это ваш негативный паттерн». Что это такое? Дело в том, что не все наши привычки и способы движения в обществе могут быть комфортными. Некоторые поведенческие паттерны открыто мешают человеку в жизни. Есть люди, которые панически боятся трудностей и потому всячески избегают их. Другие, наоборот, до фанатизма охвачены поисками сложностей, в итоге сталкиваются с неприятными последствиями. Все это негативные паттерны, которые мешают жить и накапливают отрицательный опыт. Бороться с такими шаблонами можно и необходимо, но иногда сделать это бывает сложно. Гораздо легче что-то менять, когда четко видна и понятна причина всех проблем и адекватно оценен внутренний потенциал.
Комфортные паттерны – это те модели поведения, которые помогают человеку гармонично развиваться и преодолевать препятствия. Диапазон их простирается от элементарного умывания и встряхивания рук до умения идти на компромиссы, дружелюбия.
Коммуникативные паттерны
Так как человек – создание социальное, то наиболее развиты у него коммуникативные паттерны. Определение их возможно в реакции мимики, системе жестов, элементах вокализации. Вполне очевидно, что при озвучивании новости хорошей человек улыбается, новости плохой – хмурится. Когда человек злится, то топает ногами. Когда просит у другого человека передать какой-то предмет, использует указательный жест. Даже слепые и глухонемые дети реализуют подобные коммуникативные паттерны без возможности подражания образцу.
Можно ли изменить паттерн?
Шаблоны поведения – это основа человека. Они очень устойчивы, поэтому весьма сложно их менять или тем более избавиться вовсе. Однако можно контролировать паттерн. Что это такое? Например, у человека обнаруживается какая-то фобия. Он обращается за помощью к специалисту. Тот, в свою очередь, предлагает ему определенный алгоритм действий, выполняя которые пациент учится контролировать свои страхи. Он не в силах избавиться от них навсегда, но может поменять «позиции власти».
Наибольший интерес вызывают эксперименты подмены паттернов на противоположные. Известен случай, когда к известному психотерапевту Милтону Эриксону пришла женщина-интроверт с просьбой помочь ей стать более открытым и дружелюбным человеком. Исходя из увлечений пациентки – разведения цветов, – Эриксон посоветовал ей приобрести 200 горшочков с фиалками и ухаживать за ними. По мере того, так ростки начнут приживаться, женщина должна была отправлять по горшочку знакомым и незнакомым людям в день их рождения, помолвки, свадьбы или тому, кто болен. Уход за двумя сотнями фиалок отвлек женщину от депрессивных мыслей, и вскоре она стала «королевой фиалок» в своем штате. Из замкнутого, склонного к тяжелым депрессиям человека эта женщина превратилась в желаемого, открытого и дружелюбного.
Источник
ideiforbiz.ru
Статья:: Паттерны разрушения паттернов — trEnings.ru: всё о НЛП
— У меня фобия.
— В НЛП нет фобий — в НЛП есть паттерны. Нужно разрушить паттерн!
Фрэнк Фарелли
Если мы хотим изменить поведение – в НЛП часто используют термин «паттерн» — то можем использовать несколько принципиально отличающихся подходов: разрушить старое поведение, добавить более удачное новое, или сначала разрушить старое, а потом добавить новое. В НЛП чаще предпочитают добавлять варианты предполагая, что человек будет пользоваться новыми выборами. Но иногда основным фокусом внимания будет именно разрушение – если у человека фобия или зависимость, в первую очередь, ему хочется от этого всего избавиться. К тому же, разрушив старое поведение, поиск замены мы можем оставить бессознательному.
Паттерн – то, что повторяется в поведении независимо от контекста.
Так что появилась у меня мысль сфокусироваться именно на теме разрушения – посмотреть, какими способами и как это можно сделать. Но прежде чем продолжить согласуем карты:
- если вместо паттерна ничего больше нет – был якорь, разрушили, на стимул нет реакции, — то это разрушение;
- если вместо одного паттерна вставили другой – был якорь, но теперь на стимул новая реакция, — то это замена;
- если к существующему паттерну добавили новые – на один и тот же стимул человек может реагировать и по-старому, и по-новому, — то это добавление.
Понятно, что это деление очень условное, но, как говориться, возьмём за основу.
Как примеры:
В НЛП обычно после разрушения всё-равно помогают клиенту придумать что-то новое на замену разрушенному. Это может быть и инструкция бессознательному, и вполне конкретный паттерн «созидания» — так, после паттерна «Порога» рекомендуется сделать «Взмах».
Итак, какие паттерны разрушения паттернов у нас есть.
Тут термин паттерн употреблён в двух смыслах — что разрушаем и чем. Что можно разрушать: якоря, убеждения, цели, стратегии, идентичность, миссию, метасостояние. Разрушать можно либо связи — якоря, убеждения, — либо «конструкции», — миссию, цель, идентичность. Например, состояние разрушить нельзя, только перейти в другое.
Субмодальные: представить ситуацию нарисованной на стекле и стекло разбить; отодвинуть ситуацию в бесконечность; сжать в точку; убрать звук до минимума; закрасить чёрным.
Паттерн взмаха: сначала представить, как представляется сейчас — быстро новое представление — отвлечься. И так раз 5-7. Если вместо нового образа пусто — разрушение старого процесса.
Паттерн порога: можно разрушать навязчивости. Берём навязчивость, определяем критическую субмодальность, усиливаем её до тех пор, пока не перейдём порог и мозг перестанет воспринимать предмет реальным. Кстати, Бендлер предлагает применять паттерн порога для принятия решений — усиливаешь чувство недовольство собой (можно вспоминая неудачные ситуации), пока не скажешь себе: «Хватит!»
В метамодели есть довольно интересный паттерн работы с обобщениями — поиск противоположного примера:
— Ты всегда опаздываешь.
— А было ли, что я приходил во время? — типичный фокус языка. Но там есть что-то вроде паттерна порога — гиперболизация: — Всегда, всегда, всегда!? — Вот над ним стоит подумать, потому как среди фокусов языка аналоги есть только условно (расширение фрейма). И вообще можно порассматривать многие раскрутки с точки зрения преодоления порога.
Якоря: коллапс разрушает якоря. Хороший признак — на старый стимул нет реакции.
Метасостояния: по отношению к событию/человеку/вещи испытать полное равнодушие.
Быстрое обратное ассоциированное перепроживание: как в технике «Быстрое лечении фобий», тоже разрушает якоря.
Раскрутки: многие раскрутки просто разрушают убеждения, особенно те, которые показывают что оно не работает или его последствия не приемлемы, но не предлагают новых вариантов.
Пресуппозиции: можно вставить команду разрушения, вроде «Ты понимаешь, что ты лишён возможность делать это».
Хорошо Разрушенный Результат — берём пункты ХСР, и задаём вопросы про то, почему они не могут быть достигнуты.
Ограничивающие убеждения достижения цели — создаём ограничивающие убеждения (или разрушаем поддерживающие) на тему: цель не нужна, цель не достижима в принципе (безнадёжность), цель не достижима для меня (беспомощность), я не достоин достижения цели (никчёмность), я могу достигнуть цели только при чьей-то помощи (зависимость). Создавать можно как при помощи пресуппозиций, так и по стратегии создания убеждений. Разрушать можно при помощи раскруток.
Разрушать убеждения можно не только при помощи раскруток, но и проведя по стратегии разрушения убеждения – как в технике «Музей старых убеждений». По-видимому можно это сделать и чисто вербальными способами, только нужно выяснить убедители разрушения убеждения.
Можно попробовать поискать что-то общее в механизмах разрушения:
- коллапс противоположностей: коллапс якорей, речевые парадоксы,;
- разрушение структуры: обратное перепроживание, паттерн взмаха;
- стирание: метасостояние «безразличия», субмодальности стирания — удаление, закрашивание и т.д.;
- команда разрушения: всяческие речевые команды — в пресуппозициях, вложенных сообщениях, прямых внушениях и т.д.
- мотивация к разрушению: показать что паттерн не работает или его использование не экологично.
Ну вот, немного информации подумать на досуге.
trenings.ru
поведенческие паттерны — это… Что такое поведенческие паттерны?
- поведенческие паттерны
С тех пор, как по всему миру распространяется угроза международного терроризма, службы безопасности направляют повышенное внимание на невербальные способы коммуникации, что играет растущую роль в подготовке правительств, военных и правоохранительных органов. В целях обеспечения общественной безопасности требуется умение распознавать признаки нестандартного или подозрительного поведения и временные паттерны. Подготовка фокусируется на понимании движений, свидетельствующих о намерениях, сигналов, передаваемых через одежду и внешний вид, нестандартных паттернов взглядов, эмоциональных голосовых интонаций и обманных трюков, также как и внешне незначительных свойств походки, выражений лица и жестов. Энергетические карты движения показывают, какие области лица задействуются для выражения определенных эмоций. Анализируются многоспектральные цифровые фотографии, демонстрирующие сокращения лицевых мускулов при тех или иных эмоциях, на предмет выявления паттернов лицевой энергетики, использующихся для чтения эмоций, ощущений и настроений. Возможно и отслеживание на расстоянии биоэлектрических полей субъекта — с помощью оборудования, предназначенного для считывания частотных графиков потенциалов мозга.
Новейшие системы наблюдения используют программное обеспечение, способное отличать нормальное поведение от подозрительного. Классифицируя такие свойства человеческого поведения, как быстрота, направление, форма и паттерн, компьютер отличает людей, ходящих, разговаривающих, действующих нормальным образом от людей ненормального поведения, например, при драке или резком падении. Программное обеспечение, работающее с нейронными сетями, фиксирует и запоминает паттерны для создания новых программ, отличающих нормальное от ненормального, следуя той же формуле. Всеобщее усреднение социально-поведенческих паттернов, достигаемое посредством исчерпывающей автоматической классификации «нормальности» — в интересах не только широкомасштабных психологических операций и технологий политического контроля, но также и глобального массового маркетинга продуктов потребления.
Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль. — М.: Ультра. Культура. Конрад Беккер. 2004.
- паттерны манипуляции
- последовательные иллюзии
Смотреть что такое «поведенческие паттерны» в других словарях:
Поведенческие шаблоны проектирования — Поведенческие шаблоны (англ. behavioral patterns) шаблоны проектирования, определяющие алгоритмы и способы реализации взаимодействия различных объектов и классов. Использование В поведенческих шаблонах уровня класса используется… … Википедия
Паттерны проектирования — Шаблоны проектирования (паттерн, англ. design pattern) это многократно применяемая архитектурная конструкция, предоставляющая решение общей проблемы проектирования в рамках конкретного контекста и описывающая значимость этого решения. Паттерн не … Википедия
Поведенческие контракты (behavioral contracts) — Одним из фундаментальных принципов поведенческой терапии яв ся функциональный закон эффекта: поведение в целом контролируется условными, зависящими от обстоятельств подкреплениями (reinforcement contingencies). Термин «функциональный» здесь… … Психологическая энциклопедия
Видоспецифичное поведение (species-specific behavior) — Мн. поведенческие модели животных присущи всем представителям вида и развиваются без к. л. специфического опыта научения. Иногда эти модели (или паттерны) называют В. п. Однако тех, кто начинает изучать видоспецифичные поведенческие модели,… … Психологическая энциклопедия
Научение по типу инсайта (insight learning) — Согласно многим традиционными теориям научения, таким как теория Э. Л. Торндайка, научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок. Альтернативная т. зр., преимущественно развивавшаяся гештальт психологами,… … Психологическая энциклопедия
Половое поведение животных (animal sexual behavior) — Хотя не все биолог. виды размножаются половым путем, именно половое размножение способствует тому, что гены у большинства видов передаются от поколения к поколению. Полный цикл половой активности включает в себя инициирование, копуляцию и ее… … Психологическая энциклопедия
Генетическая приспособленность (genetic fitness) — Существуют убедительные факты, свидетельствующие о том, что поведенческие паттерны эволюционируют точно так же, как др. признаки животных. Для того чтобы происходила эволюция поведения, генетика каким то образом должна оказывать на него влияние;… … Психологическая энциклопедия
Расстройства характера (character disorders) — Робак определил характер как склонность (disposition) к торможению побуждений и ограниченному преследованию своих личных выгод в свете некоего ценностного принципа. Это толкование характера учитывает понятия эмоционального контроля, аффилиативной … Психологическая энциклопедия
Здоровье — У этого термина существуют и другие значения, см. Здоровье (значения). Здоровье состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное… … Википедия
Поведение ритуализованное у животных — видотипичные поведенческие паттерны, к рые в процессе ритуализации модифицировались и стали исполнять коммуникативные функции. Эти паттерны обычно стереотипны по форме и являются незавершенными по своему исполнению. Ритуализованное поведение… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Книги
- Прокачайся! Как применять спортивную психологию в работе и менеджменте, Бар-Эли Майкл. Изучая психологические детерминанты спортивного мастерства — стрессоустойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, креативность, социальную динамику, ментальную подготовку и… Подробнее Купить за 411 руб
- Прокачайся! Как применять спортивную психологию в работе и менеджменте, Бар-Эли Майкл. Изучая психологические детерминанты спортивного мастерства — стрессоустойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, креативность, социальную динамику, ментальную подготовку и… Подробнее Купить за 410 грн (только Украина)
- Прокачайся! Как применять спортивную психологию в работе и менеджменте, Бар-Эли Майкл. Изучая психологические детерминанты спортивного мастерства — стрессоустойчивость, целеустремленность, уверенность в себе, креативность, социальную динамику, ментальную подготовку и… Подробнее Купить за 382 руб
technological_reality.academic.ru