Поведение человека и его виды: какие существуют основные, полная классификация

Содержание

Человеческое поведение и его особенности

О чем речь? Каждый человек по-своему реагирует на разные ситуации. Есть определенная совокупность действий, свойственная личности в конкретных условиях. Это и определяет человеческое поведение.

Какое бывает? Психологи выделяют разные типы такого поведения в зависимости от способа взаимодействия человека с окружающим миром. Зная их, можно предположить, как он будет себя вести в тех или иных обстоятельствах.

В статье мы расскажем:

  1. Понятие человеческого поведения
  2. Виды человеческого поведения в психологии
  3. Социальное поведение человека
  4. Видовое поведение человека
  5. Нормы человеческого поведения

Понятие человеческого поведения

Человеческое поведение является отражением того, как индивид взаимодействует с окружающей средой. У каждой личности оно имеет свои особенности, поэтому действия и поступки людей могут меняться в зависимости от влияния разнообразных раздражающих факторов и внешней обстановки.

Представители фауны благодаря поведению сводят к минимуму влияние окружающей действительности. Многоклеточные животные, обладающие нервной системой, способны управлять своим поведением.


Биология человеческого поведения достаточно обширна. Понятие применимо к отдельной личности и к группе людей. Человеческое поведение включает в себя все, что связано с взаимодействием человека с окружающим миром. Его основу составляют потребности людей в социальном контактировании. Поведение является ответной реакцией индивида на события, происходящие вокруг него.

Кроме того, поведенческий фактор проявляется в том, насколько личность стремится и способна соответствовать принятым в обществе нормам, законам и правилам. Все поступки, которые ориентированы на формирование и развитие контакта с внешним миром, основаны на человеческих потребностях.

Различают осознанное, неосознанное и бессознательное поведение, присущее всем живым организмам. Оно является результатом их коммуникации с физической и социальной средой, окружающей их. Данное взаимодействие находит выражение в двигательной (внешней) и психической (внутренней) активности.

  1. Внешняя активность – это то, как люди проявляют себя внешне, какие совершают действия и поступки, что говорят. Кроме того, к двигательной активности можно отнести проявления невербального характера, такие как мимика, выражение лица, взгляд, положение и движение рук, а также вегетативные изменения.

  2. Внутренняя активность выражается в душевном внутреннем поведении. К психологической активности относятся мысли, ценности, переживания, желания людей. Это совокупность суждений, умозаключений человека – всего, что служит отражением его внутреннего мира, а также взаимодействия его психики с окружающей средой.

Поведенческий акт (действие или его часть) является элементом поведения. Он выделяется в соответствии с признаком его однородности относительного характера. Данный поведенческий акт должен состоять из трех обязательных частей: начала, развития (протекания) и завершения (окончания).

Непременными факторами поведения являются мотивы и цели. Именно мотивы выступают двигателем поведенческих действий, определяющим их последовательность.

Читайте также

«Роль чувств в жизни человека и их функции»

Подробнее

Существует две категории поведенческих действий:

  • Автоматическими называются действия, доведенные до автоматизма, не требующие чрезмерных умственных усилий. К ним относятся передвижение, чтение, употребление пищи и т. п. Их основу составляют врожденные рефлексы. Кроме того, автоматические действия формируются благодаря наработке в течение жизни определенных навыков.

  • Сознательными являются действия, зависящие от осознанного выбора человека. Они требуют применения интеллекта. Например, если человек оказывается в незнакомых условиях, он должен определить стиль своего поведения, применив для этого интеллектуальные способности. По прошествии определенного времени те действия, которые относились к категории сознательных и соответствовали выбранной тактике поведения, трансформируются в автоматические.

Психика человека способна превращать опыт, извлеченный из различных жизненных обстоятельств, в автоматические поведенческие действия.


Человеческое поведение зависит от:

Читайте также

«Что такое сила духа и как ее обрести»

Подробнее

Если известны особенности конкретного человека, соответствующие этим группам, можно спрогнозировать его поведение при наступлении той или иной жизненной ситуации.

Виды человеческого поведения в психологии

В психологии нет определенной классификации видов поведения, единой для всех, которая была бы упорядочена и имела научное обоснование.

Все упомянутые в научных трудах разновидности поведения условно подразделяются на группы в соответствии со следующими критериями:

  • По происхождению поведение бывает врожденным, приобретенным (в т. ч. заученным) и творческим. Врожденное основано на инстинкте. Человек его выучивает в течение первых нескольких часов после рождения. Приобретенное и заученное поведение развивается в процессе научения. Творческое формируется человеком самостоятельно.

  • По назначению поведение бывает исследовательским, трудовым, учебным, игровым, родительским и другим.

  • По количеству участников поведение подразделяется на индивидуальное и социальное, которое, в свою очередь, может быть практическим и символическим, верным и неверным, конфликтным и гармоничным, главенствующим (доминантным) и подчиненным.

  • В зависимости от общепринятых социальных норм и правил поведение бывает социально приемлемым (то есть осознанным, конформным и стереотипным) и социально неприемлемым или асоциальным (делинквентным, девиантным или аддитивным).

    Кроме того, существуют разновидности поведения, которые зависят от той или иной затронутой нормы. Например, нравственное или безнравственное, правомерное или неправомерное и т. д.

Читайте также

«Позитивное мышление: что это и как его развить»

Подробнее

  • В зависимости от соответствия требованиям дисциплины поведение может быть дисциплинированным и недисциплинированным.

  • По характеру последствий подразделяется на результативное и нерезультативное.

  • В зависимости от эмоционального состояния человек может вести себя активно или пассивно, спокойно или агрессивно, решительно или нерешительно и т. д.

  • В зависимости от уровня осознанности действий поведение может быть импульсивным и волевым.

  • В зависимости от характера обусловленности поведение подразделяется на обусловленное (или ситуативное) и внутренне обусловленное.

  • Применительно к здоровью и возможным для него последствиям поведение может быть нормальным или патологическим, саногенным (оздоравливающим) или патогенным.

Кроме того, выделяют пищевое, виктимное, насильственное, ролевое, сексуальное поведение.

Социальное поведение человека

Тема социального поведения занимает одно из основных мест в современной психологии и имеет существенное значение. Под этим понятием подразумевается психологическое влияние на группу людей с целью определения уровня своего положения в обществе.

Индивидуальный тип поведения не зависит от положения человека в социуме, от его отношения с окружающими, не имеет своей целью оказывать воздействие на отдельную личность или общество. Социальное поведение противоположно индивидуальному.


Социальное поведение подразделяется на несколько видов:

  • Массовое. Подразумевает много социально активных дезорганизованных, плохо управляемых людей, не преследующих никаких определенных целей. Часто массовое поведение называют стихийным. К такому типу относятся сплетни, мода, паника, движения различной направленности (политические, экономические, религиозные и другие).

  • Групповое. Поведение людей, объединенных в социальную группу, возникающее из-за определенных процессов, протекающих внутри данной группы.

    Все действия участников этого объединения согласованны. Члены группы пребывают в постоянном совместном взаимодействии, даже находясь на расстоянии, вне группы.

  • Полоролевое. Это поведение характерно для представителей определенного пола. Оно зависит от того, какими социальными ролями наделены люди, какая миссия на них возложена в процессе жизнедеятельности определенного социума.

Вышеописанные виды поведения присущи индивидуальным личностям, группам людей. Они зависят от выполняемых социальных функций, а также преследуемых целей и задач.


Далее рассмотрим типы социального человеческого поведения, характеризующие деятельность людей во время их контактирования друг с другом.

Просоциальное

В основе такого типа человеческого поведения лежит желание индивидуума помочь и поддержать окружающих. Если целью просоциального поведения является оказание конкретной помощи кому-то, нуждающемуся в ней, такое поведение называется помогающим.

Конкурентное

Данное поведение подразумевает, что человек относится к окружающим людям как к своим конкурентам (потенциальным или реальным). Он начинает с ними соревноваться или бороться с целью достигнуть преимущества над ними и победить.

Поведение по типу А имеет взаимосвязь с конкурентным с функциональной или содержательной точки зрения. Такое поведение человека характеризуется раздражительностью, злостью, недоверием, нетерпеливостью и враждебностью. Поведение по типу В подразумевает отсутствие у человека желания конкурировать с кем-то. Характеризуется добродушием и доброжелательным отношением к окружающим людям.

Послушное

Такая форма социального поведения подразумевает цивилизованный и культурный характер взаимоотношений между людьми. Нередко данный тип поведения называют правопослушным, противопоставляя ему противоправное, девиантное и проблемное.

Девиантное

Это поведение характеризуется отклонением от принятых в обществе норм (социальных, нравственных, морально-этических). Однако девиантное поведение не является противоправным, то есть человек не нарушает закон.

Читайте также

«Воспитание личности ребенка в семье и социуме»

Подробнее

Противоправное

Поведение, при котором человек нарушает социальные нормы, установленные законом. Эта разновидность предполагает осуждение и наказание нарушителя судом в соответствии с действующим законодательством.

Проблемное

При наличии у человека проблем психологического характера возникает проблемное человеческое поведение, принимающее непонятные и неприемлемые формы. Оно может быть дезадаптивным, антисоциальным или деструктивным.

Социальное поведение может быть характерно и для людей, находящихся в близких отношениях. Одними из форм такого типа являются привязанность и материнское поведение.

  • Поведение привязанности. Данный тип, проявляющийся еще в детстве, характеризуется желанием и стремлением одного человека находиться постоянно рядом с другим. Чаще всего в качестве объекта привязанности выступает мать.

  • Материнское поведение. Такой тип подразумевает поведение матери по отношению к своему ребенку. Кроме того, оно может проявляться у любого человека.

Существуют и другие разновидности социального поведения. Они зависят от отношений людей в обществе. Например, поведение, направленное на продвижение по карьерной лестнице, достижение результатов, борьбу с неудачами. Кроме того, поведение может быть уверенным, беспомощным и т. д.

Видовое поведение человека

Данный тип поведения подразумевает взаимодействие с окружающей действительностью определенной направленности. Оно происходит между всеми частями мира.


Поведение должно состоять из определенных реакций, которые заключаются в разумном и соответствующем взаимодействии с окружающим миром.

Если человек стремится к достижению определенной цели, можно говорить о том, что он действует.

Поведение любого живого существа формируется на основании его потребностей:

  • Инстинкт самосохранения является причиной поиска пищи, защиты от негативного и опасного воздействия окружающего мира.

  • Воспроизводство себе подобных. Действия человека в этом направлении довольно сложные, а иногда своеобразные. Например, у животных, стремящихся к размножению, существуют экзотические и диковинные брачные ритуалы и танцы. Люди, которые хотят продолжить свой род, ведут себя в соответствии с отведенным местом на ступенях иерархии в их сообществе. Перспективы заиметь потомство, а также его воспитать, существенно выше у той личности, которая занимает более высокую ступень в иерархической схеме.

  • Стремление к обеспечению безопасности собственного существования и жизнедеятельности. Люди занимаются строительством своего убежища, обеспечивающего им необходимую защиту. Кроме того, человек стремится создать себе материальную «подушку безопасности», накапливая средства пропитания и финансы. Все действия личности зависят от ее желаний, соответствующих специфике общества, в которой она находится.

  • Забота о потомстве и его воспитание являются основой действий личности. Кроме того, человек может заботиться об участниках сообщества, с которыми взаимодействует.

  • Стремление к чистоте и порядку. Данный тип поведения свойственен небольшому количеству людей. Человек создает себе условия для жизни или хочет поменять качество своего существования.

  • Человек действует в соответствии со своим сложным психическим устройством, стремясь к достижению соответствия реальности и представляемого им окружающего мира.

Нормы человеческого поведения

Нормы и культура человеческого поведения в обществе всегда находятся под пристальным вниманием. Нормами можно назвать элементарные, простые и примитивные требования, касающиеся нравственности и морали. Понятие характеризует форму отношений и особенную сторону сознания и мышления, присущие конкретной личности.

Поведенческие нормы заключаются в совершении каких-то определенных однотипных действий и поступков большого количества людей. Нормы поведения являются обязательными для каждого индивида.


Существует определенный сценарий, необходимый для поддержания социального равновесия. В связи с этим обществу необходимо, чтобы при наступлении различных обстоятельств и ситуаций люди придерживались данного выработанного сценария. Нормы вырабатываются для конкретной личности путем демонстрации примеров представителей общества, авторитетных наставников, а также людей из близкого окружения.

Помимо этого, очень важна роль привычки в формировании норм поведения, а также принуждение (коллективное или индивидуальное). Поведенческие нормы основаны на представлениях о моральной и нравственной составляющей. Например, понятиях о добре и зле, щедрости и жадности, любви и ненависти, патриотизме и предательстве и т. д.

Читайте также

«Что самое важное в жизни, или Что такое счастье»

Подробнее

Правильное воспитание направлено на формировании у человека внутренней потребности в самых простых нормах поведения, выработке привычки их соблюдать без принуждения (внутреннего или внешнего).

Этикет представляет собой совокупность норм и правил человеческого поведения, регулирующих сложное взаимодействие личности и ее окружения.

Этикет является неотделимой частью общественной культуры поведения и включает следующие понятия:

  • галантное, внимательное, тактичное отношение к женщинам;

  • проявление глубокого уважения и почтения к старшим;

  • соответствующее определенным правилам повседневное общение с окружением;

  • способность грамотно вести конструктивный диалог;

  • умение правильно вести себя за обеденным столом;

  • правильные манеры, умение держать себя с гостями;

  • соблюдение дресс-кода.

Достоинство человека, комфорт и непринужденность в его отношениях с другими людьми зависят от вышеперечисленных правил приличия и поведения, которые аналогичны требованиям вежливости. Но существуют неизменные, постоянные и четко определенные этические нормы.


Есть еще оценка конкретного человека, о которой необходимо всегда помнить. Смысл этого понятия состоит в положительном или отрицательном мнении общества о каком-либо поступке отдельной личности, а также о ее манере поведения в целом. Одобрять или осуждать человека социум может с помощью различных действий или эмоций, выражая похвалу, порицание, критику, симпатию, неприязнь, дружелюбие и т. п.

Требования, заключенные в форму общих норм и правил, диктуют определенные поступки человека в зависимости от ситуации. Оценка же устанавливает соответствие между требованиями (существующими нормами поведения) и обстоятельствами (явлениями, событиями), реально произошедшими с конкретной личностью.


Суицидальное поведение – причины, симптомы, последствия, лечение

Человек с суицидальными наклонностями не только наносит вред самому себе, но и превращает жизнь близких людей в ад – они живут в постоянном напряжении, пытаются контролировать его поведение, боятся оставлять одного. Каждая попытка суицида расценивается как крик о помощи, и окружающие впоследствии могут винить себя за то, что не оказались рядом и не проявили достаточно чуткости. На самом же деле причина такого поведения кроется гораздо глубже.

Определение болезни

Понятие «суицидальное поведение» неразрывно связано с понятием «суицид». Суицид – это умышленное причинение вреда самому себе с целью летального исхода. Другими словами, это сознательное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение же – это поведение разрушительного характера, к которому относят все формы девиантного поведения (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, стойкое нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, нанесение себе увечий, намеренное участие в драках).


В основе суицидального поведения личности всегда лежит психологический аспект. Чаще всего его стоит расценивать, как снятие эмоционального напряжения, способ уйти от жизненных трудностей.


Ошибочно полагать, что человек с этим расстройством всего лишь пытается привлечь к себе внимание. Он страдает от стресса, ситуация ему кажется настолько безвыходной, что переживания близких для него уходят на задний план. Человека, которому свойственны все симптомы данного нарушения называют суицидент. 

Считается, что поведение больше всего присуще излишне эмоционально-чувствительным людям и подросткам. Человек с подобным расстройством проходит следующие этапы формирования суицидального поведения:

  1. Антивитальные переживания – отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти.
  2. Пассивные суицидальные мысли – представления, фантазии на тему своей смерти, без конкретизации в плане лишения себя жизни.
  3. Суицидальные замыслы – активизация проявления суицидальности, которая сопровождается аффективной напряженностью. Разработка планов реализации суицида, продумывание способов, времени и места осуществления задуманного.
  4. Суицидальные намерения – принятие окончательного решения, когда присоединяется волевой компонент, переводящий мысли в действия. 

На возникновение суицидального поведения человека оказывают влияние возраст, пол, индивидуальные особенности характера, профессии, социальные условия.

Симптомы заболевания

В целом симптомы ненормального состояния можно разделить на вербальные и невербальные. В первом случае – это проговаривание фраз «ненавижу жизнь», «хочу умереть» и подобные. При невербальных нужно оценивать поведение человека и его внешний вид:

  • суициденту свойственна бессонница;
  • человек частично или полностью теряет аппетит;
  • потенциальный пациент жалуется на соматическое недомогание;
  • человека не беспокоит его внешний вид – он становится неопрятным, не следит за гардеробом;
  • еще один из признаков суицидального поведения – стремление держаться в стороне от шумных компаний под предлогом побыть в одиночестве.  
  • суицидент теряет полный интерес к работе, любимому делу, его не может вывести из угнетенного состояния поход на различные мероприятия;
  • часто пациенты склонны проявлять выраженное чувство несостоятельности, вины или стыда за свои действия;
  • человек может быть агрессивно или депрессивно настроен к окружающим, и раздражаться без видимых на то причин.

Особенности суицидального поведения могут демонстрировать не только подростки. Если поведение человека сильно отличается от того, как он вел себя прежде, можно подозревать, что в его голове роятся негативные мысли – а это одна из составляющих поведения.

Причины появления болезни

Причинами суицидального поведения могут быть как глобальные государственные проблемы, так и индивидуальные особенности человека, его образ жизни. Основными причинами являются:

  • психические патологии и пограничные состояния – нередко склонность к суициду является сопутствующим нарушением при других психических нарушениях, которые требуют клинического вмешательства;
  • пережитое физическое или сексуальное насилие;
  • генетическая предрасположенность – лица, в семейном генезе которых были самоубийства, склонны прибегать к суициду;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • вынужденная социальная изоляция;
  • мотивом суицидального поведения может стать экономическое неблагополучие государства, низкий уровень жизни в семье;
  • воздействие со стороны других людей или религиозных сект, восхваляющих смерть;
  • потеря близкого родственника;
  • действительное или мнимое неразделенное чувство любви;
  • желание привлечь к себе внимание, уйти от неприятных последствий;
  • жесткое воспитание в детстве – морализаторство, строгий контроль, запреты, лишение личной свободы;
  • страх перед будущим;
  • нередко среди факторов суицидального поведения выступает реакция на пристальное внимание, успех;
  • строгие требования в школе или на работе.

Часто следствием склонности к суициду может явиться совокупность вышеперечисленных причин.

Классификация заболевания

Социальная патология является ответом на эмоциональные переживания, которые связаны с тем, что для человека на данный момент играет большую значимость. По статистике больше такому поведению подвержены женщины, возрастные ограничения колеблются. С одной стороны – это подростки, с другой – пожилые люди, которые подвержены изменению сознания, чувствуют недостаток внимания со стороны близких или ощущают полное одиночество.

Одно из делений на виды суицидального поведения основывается на степени тяжести – поведение может быть определено как расстройство без психопатологии (это слабовыраженная форма) и поведение, сопровождающееся аффектом. Во втором случае пациент демонстрирует девиантное поведение, психопатические наклонности. 

Основная классификация основана на специфике действий суицидента.

  1. Демонстративное поведение. В его основе лежит желание человека обратить на себя внимание. Он хочет показать, насколько сложно ему справляться с жизненными ситуациями. В основе этого типа суицидального поведения лежит просьба о помощи. Обычно самоубийства демонстративного типа совершаются не с целью реального нанесения себе вреда, а для того, чтобы общество осознало, что несправедливо относится к человеку, ощутило муки совести.
  2. Аффективное суицидальное поведение. Здесь основой служат яркие эмоции, человек пребывает в состоянии аффекта. Лицо в этом случае действует импульсивно, а четкого плана действий при этом нет. Подоплекой при этом служат отрицательные эмоции – гнев, злость, ярость. Они вытесняют реальное восприятие действительности, и полагаясь на них, человек совершает суицид.
  3. Истинное поведение. Эта форма суицидального поведения, при которой субъекту присуща осознанность в действиях. Суицидент готовится к самоубийству, тщательно его продумывает. Нередко жертвы этого вида самоубийства оставляют предсмертные записки. Люди, склонные к нему чаще всего доводят дело до конца, потому что проходят все этапы осознания неизбежного конца. 

Также классифицировать расстройство можно по мотивации:

  1. Призыв. Реакция вызвана тем, что индивид хочет показать окружающим, как он нуждается в помощи. Этим мотивируются те, кто проявляет демонстративное поведение.
  2. Протест. Наблюдается такое суицидальное поведение у подростков – они могут выразить несогласие с методом воспитания, с повышенными требованиями в школе.
  3. Избегание. Эта реакция свойственна людям, которые испытывают чувство одиночества, неприятия обществом.
  4. Самонаказание. Человек, подвергшийся эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, часто руководствуется мыслью что он чем-то заслужил то, что произошло.
  5. Отказ. При этом виде мотивации совпадают цель и мотив. Он представляет собой протест против собственного принятия. Оценка реальности происходящего резко негативная. 

Риск суицидального поведения может быть вполне реален для каждого человека. Об этом говорит и то, что заболевание официально внесено в справочник МКБ (Х60 – Х84 «Умышленные самоповреждения»).

Осложнения болезни

Попытки к самоубийству, а тем более, если они завершились летальным исходом, приносят огромный ущерб обществу. На поверхности лежит моральный фактор – общество испытывает вину, чувство утраты. Но стоит рассмотреть и материальный фактор – поведение суицидентов предполагает хорошую медицинскую подготовку специалистов, способных предупредить самоубийство, также необходимость в обеспечении лиц, которые стали инвалидами по причине неудавшейся попытки.


Развитие суицидального поведения оказывает разрушительное влияние на близких и друзей человека, который его проявляет. Неожиданная и умышленная смерть близкого человека заставляет чувствовать беспомощность, отверженность, переживать чувство стыда и вины, которые могут преследовать человека на протяжении всего жизненного пути. Это влечет проблемы во всех сферах — личной, профессиональной, социальной.


Для самого суицидента поведение может иметь также неприятные последствия. Во-первых, человек испытывает упадок, ненужность – это приводит к тому, что любые интересы сходят на нет, а достижения обесцениваются. Во-вторых, среди осложнений суицидального поведения самое ужасное последствие, которое может быть при нарушении – это когда человек замышляет самоубийство и доводит дело до конца.

Когда обращаться к врачу

Если вы заметили у себя негативные мысли – отношение к смерти изменилось (больше она не кажется чем-то пугающим), желание причинять себе боль, постоянно ощущается одиночество или подавленное состояние, то это может первым звонком, чтобы задуматься о возникшем расстройстве.  

Самолечение может в этом случае даже навредить. Лучше обратиться за помощью к грамотному специалисту. Не стоит самостоятельно без назначения врача принимать лекарственные препараты.

Это же касается и случая, когда нестандартное поведение наблюдается у близкого человека. Помните, что возраст суицидального поведения всегда работает против подростков – любые изменения стоит отслеживать и уговорить человека обратиться к врачу. Правда, во многих ситуациях заставлять суицидента не стоит. Нужно стараться ненавязчиво намекнуть, что лучше обратиться за помощью в клинику.

Диагностика

Поскольку одной из причин склонности к суициду может являться генетическая предрасположенность, то первое, что необходимо сделать врачу – ознакомиться с анамнезом и провести опрос на предмет наличия схожего расстройства в семье пациента. Для этого используется опросник Айзенка, который помогает выявить черты личности, предрасполагающие к высокому суицидальному риску.

Диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени тяжести желаемой смерти. Поэтому врач может провести также физический осмотр с целью нахождения шрамов, порезов.

Может потребоваться углубленная диагностика. Для этого используются специально разработанные методики:

  1. Цветовой тест Люшера. Он дает возможность определить уровень психической тревожности пациента, его устойчивость к стрессовым ситуациям, вероятность возникновения состояния аффекта.
  2. Шкала детской депрессивности. Используется для определения суицидального поведения у детей. Это проверенная методика, которая выявляет состояние депрессии и склонность к психопатическим состояниям.
  3. Тест «Суицидальная мотивация». Разработан на основе исследования пациентов с суицидальными наклонностями. Он базируется на 7 аспектах, характерных для суицидентов: потеря смысла жизни, жажда мести, надежда на лучшее после смерти, смерть во имя другого человека, сильные страдания, манипуляция, желание причинить страдание близким.

Стоит сказать, что исследования и использование какого-либо специального инструментария для выявления суицидального поведения эффективности не дают. Расстройство можно выявить только на основе психологических методик.

Лечение

Постоянное наблюдение за пациентом – это часть терапии нарушения, поэтому для лечения настоятельно рекомендуется госпитализировать человека. При этом нужно постараться полностью ликвидировать причины проявления расстройства. Ежедневно должны проходить беседы с психологом или психотерапевтом. 


Основная цель врача – предупредить суицид и избавить пациента от угнетающих мыслей.


Лечение суицидального поведения – это всегда комплексная мера, которая включает в себя:

  • сеансы у психотерапевта;
  • лечение при помощи медикаментов – при этом назначаются ноотропные средства, антидепрессанты, седативные лекарства;
  • терапия на основе комплексов витаминов, аминокислот – человек может чувствовать подавленное состояние из-за их недостатка в организме;
  • физиотерапия.

Терапия всегда является поэтапной – сначала необходимо установить контакт с пациентом, опробовать на нем психотерапевтические методики. И только потом, если нет тенденции к улучшению, переходить к назначению медикаментов, если только это поможет устранить суицидальное поведение у взрослых или подростков. В терапии расстройства у детей лучше придерживаться устных методик и игровых упражнений.

+7 (495) 121-48-31


Профилактика болезни

Чтобы не допустить проявления суицидальных наклонностей, человеку нужно эффективно организовать свою повседневную жизнь, учебу, досуг – наладить отношения в коллективе, обязательно включить элементы отдыха.

Очень важны общественные мероприятия:

  • организация видов времяпрепровождения, которые обеспечат сохранение психического здоровья людей;
  • обеспечение социальной защищенности граждан;
  • предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами коллектива;
  • способность должностных лиц распознавать потенциальных суицидентов – в штате каждой организации должен быть квалифицированный психолог;
  • возможность оказать своевременную психологическую помощь людям, находящимся в состоянии личностного кризиса.

Список литературы:

  1. Молтсбергер Д., Голдблатт М., Теплякова Т.С., статья из сборника «Антология суицидологии: Основные статьи зарубежных ученых.
  2. Мак-Вильямс Н., размышления о шизоидной динамике
  3. Т.А. Солохина, проф. В.С. Ястребов, Л.С. Шевченко — Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией.
  4. Смулевич А. Б. «Депрессии при соматических и психических заболеваниях». 
  5. Смулевич А.Б. ‹‹Депрессии в общей медицине: Руководство для врачей
  6. Тараканова Елена Александровна, Иванчук Эльвира Густавовна, Ростовщиков Виталий Владимирович — Проблемы депрессивной инсомнии
  7. Cолдатос К., Телеритис Х — Улучшение цикла «Сон-бодрствование» для достижения терапевтической ремиссии при депрессии

    Типы человеческого поведения в психологии: полное руководство

    Обновлено 23 марта 2023 г.

    Человеческое поведение сложно, но понимать его очень важно, чтобы знать психическое состояние окружающих нас людей. Психологи используют различные методы изучения человеческого поведения, такие как эксперименты и наблюдения. Понимание типов человеческого поведения и различных типов личности может помочь вам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе, и узнать, как обращаться с людьми по-разному и эффективно. В этой статье мы обсуждаем типы человеческого поведения в психологии, четыре основных типа личности, характеристики человеческого поведения и даем ответы на некоторые часто задаваемые вопросы, которые помогут вам понять человеческое поведение.

    Связанный: Как стать психологом в Великобритании

    Типы человеческого поведения в психологии

    Различные типы человеческого поведения в психологии помогают измерять и анализировать поведение. Психологи разделили человеческое поведение на категории, основанные на поведении людей в разных ситуациях и реакциях на различные раздражители. Одно поведение, будучи реализованным, может стать стимулом для другого поведения, хотя люди могут контролировать некоторые виды поведения с помощью образования, обучения и условий. Вы можете узнать, почему вы ведете себя и делаете выбор, используя эти категории. К типам человеческого поведения относятся:

    Молекулярное и моральное поведение

    Молекулярное поведение возникает внезапно, без размышлений. Например, вы можете внезапно закрыть глаза, когда что-то вот-вот попадет в них, например, пыль, насекомое или предмет. Этот акт закрытия глаз происходит неожиданно, без предварительной подготовки. Нравственное поведение, противоположное молекулярному поведению, возникает после мышления. Например, вы можете ответить на приглашение или обвинение на работе после того, как хорошо разберетесь в событии. Точно так же вы можете изменить маршрут, когда увидите кого-то, кого хотите избежать, или что-то опасное.

    Связанный: Что такое профессиональное поведение на работе? (с примерами)

    Открытое и скрытое поведение

    Открытое поведение – это поведение, которое видно и происходит вне людей. Примеры явного поведения включают в себя прием пищи или напитков и участие в спортивных состязаниях, таких как футбол или езда на велосипеде. Скрытое поведение, противоположное явному, происходит внутри человека и невидимо. Вы занимаетесь скрытным поведением, когда думаете, поскольку никто не может видеть, как вы думаете.

    Добровольное и непроизвольное поведение

    Добровольное поведение — это тип человеческого поведения, который люди могут контролировать и который часто зависит от человеческих желаний. Такое человеческое поведение включает письмо, разговор, плавание и ходьбу. Непроизвольное поведение происходит естественным образом, без особого контроля или размышлений. Примеры непроизвольного поведения у людей включают в себя вдыхание воздуха, при котором вы поглощаете кислород и выводите углекислый газ, а также работу сердца.

    Четыре основных типа личности в поведении человека

    Четыре основных типа человеческих личностей в человеческом поведении: завистливый, оптимистичный, пессимистичный и доверчивый. Поскольку четыре различных личности существуют во всех людях, вы проявляете различные личности в различных ситуациях. Также типы личности имеют некоторый баланс и человек может проявлять тип личности и его противоположную сторону, в зависимости от ситуации. Ниже приведены четыре типа личности в человеческом поведении:

    Завистливый

    Люди с завистливым характером часто стремятся быть лучше всех, независимо от достижений. Столкнувшись с вариантами выбора, они выбирают вариант, который делает их равными их партнерам или даже лучше их. Вы все еще можете поддержать, даже если вы обладаете этой личностью.

    Оптимистичный

    Люди с оптимистичным характером всегда надеются, что все получится во всех ситуациях, и продолжают пытаться даже в сложных ситуациях. Они надеются, что другие люди смогут принимать лучшие решения так же, как и они, и выбирать лучшие варианты. Хотя вы можете быть оптимистом, некоторые ситуации могут вызвать у вас пессимизм.

    Пессимист

    Пессимистичные люди сомневаются почти во всем и часто выбирают меньшее из двух зол, когда у них есть выбор. Как пессимист, вы выбираете варианты, которые гарантируют вам некоторую победу, а не те, которые могут привести к проигрышу. Вы также можете быть оптимистом в определенных ситуациях, поскольку типы личности имеют некоторый баланс.

    Доверие

    Люди с этим типом личности доверяют другим, не требуя веских причин, чтобы верить им. Они сотрудничают с другими людьми и не обращают внимания на результат, например, на победу или поражение. С доверчивой личностью вы сотрудничаете со своим партнером, не задумываясь; хотя в некоторых ситуациях вы можете не доверять другим, например, когда они предают вас по отдельности.

    Связанный: Как описать свою личность на собеседовании при приеме на работу

    Характеристики человеческого поведения

    Ниже приведены некоторые характеристики человеческого поведения:

    • Под влиянием нескольких факторов: Несколько факторов влияют на поведение. В зависимости от поведения факторов может быть много или мало.

    • Факторы разные: Факторы, влияющие на поведение, относятся к разным категориям, таким как физиологические и психологические. Факторы окружающей среды включают прямые, косвенные и отдаленные факторы, такие как физическое окружение, культурное и социальное происхождение, семья, сверстники и характер событий.

    • Варьируется по сложности: Поведение может варьироваться от простого до сложного в зависимости от различных факторов. Например, вы можете принимать простые решения, такие как уход от неприятностей, или сложные решения, такие как выбор между двумя вариантами или суждение.

    • Индивидуальные различия: Люди различаются по своей природе, в том числе по внешности, способностям, опыту и происхождению, что может быть связано с генетикой или психосоциальным окружением. Их реакции в разных ситуациях также могут различаться.

    • Сходства и различия у отдельных людей: Хотя индивидуальное поведение может различаться, некоторые из них являются универсальными, например, моргание и дыхание. Кроме того, группа людей может вести себя одинаково, например, болеть за любимую команду, смотреть хороший фильм или рекомендовать хороший ресторан.

    • Целеустремленное или целеустремленное: большинство действий человека имеет цель и направлено на достижение определенных целей, хотя некоторые люди могут не знать об этой цели. Хотя некоторые цели и задачи могут быть универсальными, вы можете получить пользу от других или поучиться у них.

    • Изменчивость: Изменение как характеристика поведения позволяет людям изменять поведение посредством обучения и приобретения опыта. Такие изменения в поведении включают изучение нового языка и культуры ведения дел в чужой стране или на рабочем месте, переход от детства к взрослой жизни и изменение поведения.

    • Стабильность: поведение демонстрирует черты последовательности и стабильности, поскольку человеческое поведение целенаправленно, что позволяет психологам делать прогнозы. Например, некоторые люди все еще придерживаются старого образа жизни в современном мире.

    • Интеграция: Поведение объединяет различные влияющие факторы, цели и обучение, что помогает различать их, понимать и предвидеть их поведение. Интеграция и организация поведения помогают определить личность человека, выявляя его уникальность.

    Связанные: 15 вакансий в сфере дошкольного образования (зарплата и обязанности)

    Часто задаваемые вопросы

    Некоторые из часто задаваемых вопросов о типах поведения человека в психологии включают:

    Что означает поведение человека?

    Под поведением понимаются ваши действия или реакции в ответ на внутренние или внешние стимулирующие ситуации. Психология помогает понять природу человеческого поведения, то есть всего, что делает человек, и психологи могут наблюдать, записывать и измерять это. Вы можете понять поведение человека, когда знаете причины, побудившие его вести себя так или иначе, или его реакцию в случае чего-либо. Одобряя или не одобряя поведение, вы оцениваете поведение, которое происходит ежедневно с большинством людей.

    Почему люди ведут себя так, а не иначе?

    Человеческие существа ведут себя так, как они это делают, из-за своей природы и воспитания, которые являются природой психосоциальной среды. При объяснении человеческого поведения с точки зрения природы генетика, эволюция, гормоны и строение ДНК играют важную роль в формировании человеческого поведения. Отличным примером того, как генетика играет решающую роль в формировании личности, особенно для родственников, являются близнецы, которые, даже будучи разлученными, демонстрируют схожие черты. Вы знаете, как генетическая предрасположенность влияет на ваше поведение, наблюдая за тем, как ведут себя ваши родители, братья, сестры и другие родственники.

    С точки зрения воспитания поведение определяется психосоциальной средой, хотя люди могут контролировать свое поведение. В воспитании психосоциальная среда включает в себя воспитание, сверстников и настоящее окружение. Есть много примеров влияния воспитания на поведение, которые могут помочь вам понять поведение людей, например, приписывание поведения и проблем раннему детству и родителям, формирующим будущее своих детей. Кроме того, сверстники влияют на поведение людей и могут меняться в зависимости от их деятельности и обстоятельств.

    Как психологи изучают человеческое поведение?

    Психологи изучают человеческое поведение с помощью экспериментальной психологии и социальной психологии. Экспериментальная психология — это метод научного исследования, который психологи используют для анализа людей и проверки наличия причинно-следственной связи при проведении экспериментов. Лабораторные эксперименты, которые проводятся снаружи, имеют некоторые контролируемые аспекты, которые могут повлиять на результаты исследований. Например, исследование, целью которого является определение того, как определенные телепрограммы влияют на детей, может включать в себя показ детям разного возраста одних и тех же программ и наблюдение за их поведением сразу после того, как они закончат их смотреть.

    В социальной психологии исследования включают наблюдение, анкетирование и опросы, чтобы определить, как люди реагируют на различные ситуации в реальной жизни. Психологи используют этот тип психологических исследований для изучения и понимания человеческого поведения, например, влияния определенных действий на людей, почему люди ведут себя определенным образом, например, отклоняются от нормы, и что их мотивирует.

    15 Types of Behaviors (2023)

    Психологи определили ряд моделей поведения, которые с течением времени подразделялись на разные категории.

    Некоторые распространенные типы поведения включают: явное, скрытое, сознательное, бессознательное, рациональное, иррациональное, добровольное и непроизвольное поведение.

    Теории поведения в психологии разнообразны, но, как правило, ведут свое происхождение от теории обусловливания, впервые предложенной Павловым (классическое обусловливание) и уточненной Б. Ф. Скиннером (оперантное обусловливание).

    Классическое и ориентированное обусловливание считало, что на поведение может влиять или «формировать» сеть стимул-реакция, которая обеспечивает вознаграждения и наказания в зависимости от желательности поведения.

    Однако сегодня психологи считают, что человеческое поведение гораздо сложнее, чем просто вознаграждение и наказание. Теперь мы признаем, что на наше поведение влияют такие факторы, как окружающая среда, психология, эмоции и личная история.

    1. Открытое поведение

    Открытое поведение относится к поведению, которое открыто демонстрируется и легко поддается наблюдению. Это противоположно скрытому поведению, которое имеет тенденцию быть скрытым, незаметным или незаметным.

    Бихевиористская школа психологии (в которую входили такие теоретики, как Павлов, Уотсон и Торндайк) считала, что имеет значение только внешнее поведение. Если ваше поведение не поддается измерению, то его не существует! Это, конечно, был ключевой недостаток такого подхода к анализу поведения.

    Открытое поведение может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. Ключевым критерием соответствия этому типу поведения является наблюдаемость. Таким образом, открытое поведение часто может быть непреднамеренным (например, когда вы совершаете ошибку в спорте, которую не заметили, но заметил ваш тренер!)..

    2. Скрытое поведение

    не очевидно для других. Это часто поведение, которое является тонким и демонстрирует самоограничение или самоконтроль.

    Примеры скрытого поведения включают сохранение «покерфейса», сокрытие нашей эмоциональной реакции, намеренное утаивание информации или активный выбор вместо , чтобы что-то сделать.

    Многие тайные действия имеют плохие намерения и предназначены для обмана. Например, шпиону может понадобиться использовать их для получения информации от иностранного правительственного чиновника.

    Но нам всем нужно скрытное поведение, чтобы поддерживать социальную приемлемость. Например, если вам не нравится наряд вашей жены, вы захотите оставить это при себе! Контролировать и скрывать свое поведение необходимо, чтобы не попасть в беду и не нарушить табу.

    3. Сознательное поведение

    Сознательное поведение относится к поведению, которое мы осознаем, которое совершаем. Оно может быть как скрытым, так и явным. Ключевой особенностью является то, что мы знаем, что делаем это.

    Другими словами, это любое поведение, которое мы осознаем (и, как следствие, обычно можем контролировать). Примеры сознательного поведения включают выбор грубости по отношению к кому-либо, выбор одежды на день или выбор того, что поесть в ресторане.

    На сознательное поведение нацелено оперантное обусловливание, посредством которого родитель, учитель или подобный социальный субъект пытается сформировать сознательное поведение человека или животного, предоставляя награды и наказания.

    Ключевой особенностью сознательного поведения является то, что оно, как правило, связано с личной ответственностью. Вас хвалят за то, что вы сознательно решили сделать что-то положительное, и обвиняют в том, что вы сознательно совершаете ошибку.

    4. Бессознательное поведение

    Если сознательное поведение относится к вещам, которые, как мы знаем, мы делаем, то бессознательное поведение противоположно: оно происходит без нашего осознания. Поскольку мы этого не осознаем, это, как правило, выходит из-под нашего контроля.

    По определению, мы не собирались и не планировали заниматься подобным поведением. Часто кажется, что они произошли автоматически и до того, как мы смогли их предотвратить.

    Примеры бессознательного поведения у людей включают в себя все те мелочи, которые наша исполнительная функция делает для поддержания нашей жизни: дыхание, моргание, пищеварение и обоняние.

    Но есть также поведение, которое мы бессознательно проявляем, которое является укоренившимися привычками , такими как плохая осанка, подергивание, некоторые выражения лица, бормотание и слишком громкая речь в помещении.

    При таком поведении мы часто полагаемся на то, что наши близкие друзья и семья предупредят нас о них, чтобы мы могли осознать их. Мы также можем полагаться на терапевтов, которые помогут нам идентифицировать их и работать с ними, особенно если это деструктивное поведение, такое как бессознательная грубость.

    Связанный: Неассоциативное обучение

    5. Рациональное поведение

    Рациональное поведение относится к поведению, которое возникает в результате логических мыслительных процессов, таких как анализ затрат и выгод, использование здравого смысла или критический анализ. Это противоположно иррациональному или эмоциональному поведению.

    Со времен модернизма рациональное поведение считалось золотым стандартом поведения как в деловой, так и в личной жизни. Фактически, Макс Вебер ввел термин рационализация для обозначения примата рационального мышления в современном мире.

    Вместо того, чтобы полагаться на суеверия, магию или молитву, люди сегодня склонны использовать логическое мышление для предсказания результатов действий.

    Рост рациональности способствовал быстрому росту эффективности и производительности в экономике, превосходству научного метода и улучшению стандартов здравоохранения.

    6. Иррациональное поведение

    Иррациональное поведение часто обусловлено нашей эмоциональной стороной, а не логическими процессами.

    Нерациональное поведение может включать фобии, эмоциональные всплески и непропорциональные реакции.

    Психологи веками изучали причины иррационального поведения. Фрейд, например, предположил, что в основе нашего поведения часто лежат врожденные желания и комплексы, развившиеся в нас в детстве.

    Последующие теоретики, такие как Уотсон, изучали, как прививать детям иррациональные страхи и постепенно избавляться от них с помощью процессов выученных ассоциаций и систематической десенсибилизации соответственно.

    7. Добровольное поведение

    Добровольное поведение – это поведение, которое мы выбираем по собственной воле, сознательно и без принуждения или силы.

    Примером добровольного поведения является решение пойти на вечеринку. У вас был свободный выбор сделать это, и вы могли не делать этого без последствий.

    Иногда при использовании этого термина человек может также ссылаться на волонтерство – например, посвятить свое время, навыки или усилия кому-то бесплатно.

    8. Непроизвольное поведение

    Непроизвольное поведение относится к тому, что мы делаем, но не можем контролировать.

    Непроизвольное поведение может быть рефлекторной реакцией на стимул, который мы считаем непреодолимым. Например, вздрагивание, когда что-то качается перед вашим лицом, может считаться непроизвольным.

    Такое поведение не требует размышлений или размышлений и часто связано с реакцией бегства или борьбы.

    Непроизвольное поведение часто является подсознательным – например, рефлексы – но может также быть сознательным, если поведение осуществляется по принуждению или принуждению.

    9. Целевое поведение

    Целевое поведение — это особый термин в поведенческой психологии. Это относится к поведению, которое вы хотите устранить или постепенно отказаться от прикладного анализа поведения, которое будет наблюдаться после успешного кондиционирования.

    Например, при дрессировке собаки целевое поведение может быть описано как собака, игнорирующая владельца . Замещающее поведение, с другой стороны, может быть таким: собака садится, когда дрессировщик говорит «сидеть» .

    Определив целевое и замещающее поведение, дрессировщик работает над систематическим обучением, которое будет включать в себя поощрение и наказание питомца в зависимости от его реакции на слово «сидеть».

    10. Этическое поведение

    Этическое поведение относится к поведению, обусловленному моральными устоями человека.

    Часто такое поведение основано на религиозной доктрине или последовательной этической философии.

    Тем не менее, этическое поведение оспаривается, потому что мы склонны не соглашаться с универсальной идеей этики или прав человека.

    Хотя мы можем надеяться, что правовые рамки нашего общества будут отражать нашу личную этику, иногда этическое поведение не обязательно является законным.

    11. Неэтичное поведение

    Неэтичное поведение – это поведение, несовместимое с моральными принципами.

    Неэтичное поведение часто контролируется с помощью неформального социального принуждения, например, путем социальной изоляции, чувства вины и социального стыда для людей, которые нарушают общепринятую этику общества.

    Тем не менее, за серьезные нарушения этики это может также перейти в область законности , что означает, что оно также может быть наказано государством, осуществляющим законную власть через суд.

    Конечно, существует ряд моральных рамок, которым мы можем следовать, то есть этичное поведение одного человека является неэтичным поведением другого человека.

    12. Наученное поведение

    Наученное поведение — еще один термин непосредственно из поведенческой психологии. Он объясняет поведение, которое возникло после поведенческого обусловливания.

    Они противопоставлены врожденным поведениям , то есть поведению, с которым мы рождаемся или которые кажутся частью человеческой природы. Врожденное поведение — это часто поведение, возникающее при удовлетворении основных потребностей — в еде, воде, жилье и т. д.

    Напротив, усвоенное поведение возникло из опыта

     Например, Павлов продемонстрировал, что собаки могут обучаться поведению, когда стимул (звонок в колокольчик, чтобы обозначить время обеда) связан с усвоенной реакцией (слюноотделение собаки).

    Поведение считается выученным, если в ответ на условный раздражитель наблюдается условная реакция.

    13. Просоциальное поведение

    Просоциальное поведение – это поведение, учитывающее интересы и желания вашего сообщества или социальной группы.

    Примеры просоциального поведения включают манеры, волонтерство, чтобы помочь вашему сообществу, обмен, смену и уважение других.

    Такому поведению учат родители и школа. Виды навыков, которые вы хотели бы развить, чтобы стать просоциальным человеком, включают работу в команде, сотрудничество, уважение, честность, справедливость и порядочность.

    Интересно, что просоциальное поведение наблюдается и у разумных животных, таких как киты и дельфины.

    14. Замещающее поведение

    Замещающее поведение — еще один термин непосредственно из поведенческой психологии. Это относится к условному поведению, которое заменяет плохое поведение. Часто вместо того, чтобы полностью отказаться от одного поведения, проще заменить его другим.

    Например, в прикладном поведенческом анализе клиницисты могут научить ребенка заменять приступы гнева другим действием, например прогулкой или выражением своих чувств.

    Другие примеры замещающего поведения включают в себя использование упражнений на глубокое дыхание всякий раз, когда вы чувствуете стресс, чтобы заменить кусание ногтей, или активное решение выйти из ситуации, а не спорить.

    15. Коллективное поведение

    Коллективное поведение возникает, когда люди в больших группах решают следовать примеру группы, что часто приводит к отказу от морального мышления у индивидуума (известному как деиндивидуализация ’).

    Кроме того, коллективное поведение, как правило, спонтанно и непредсказуемо, например, во время беспорядков или паники в обществе. Это может привести к неожиданным результатам, зачастую негативным как для человека, так и для общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *