Социальное поведение человека в обществе
С малых лет до преклонного возраста индивидуум вынужден взаимодействовать с себе подобными. На становление личности в социуме влияют воспитание, образование и даже стихийные факторы, то есть, никем не запланированные воздействия, возникающие в процессе ассимиляции людей в группах. Совокупность поведенческих принципов, согласно которым отдельно взятый человек реагирует на жизнь в обществе, называют социальным поведением.
Некоторые общие моменты
Каждому человеку приходится осваивать несколько ролей. Они меняются, благодаря попаданию индивидуума на разные фазы развития:
- детство — здесь идет усвоение элементарных правил, первичная социализация;
- юношество — активное взаимодействие со сверстниками, вторичная социализация;
- зрелость — превращение в самостоятельного деятеля общества;
- старость — уход от активной деятельности.
На каждом этапе существует свой набор поведенческих навыков и статусных ролей. Обуславливается поведение индивидуума мотивацией, степенью участия в выбранном им общественном процессе.
Социальные роли личности
Социальное поведение следует рассматривать в противовес индивидуальному. Оно рассчитано на оказание психологического влияния на окружающих, занятие личностью своей ниши в социуме и условно делится на виды:
- Просоциальное: «помогающее», «послушное».
- Конкурентное по типу А, по типу Б.
- Скандальное, «эпатажное».
- Антисоциальное, асоциальное: девиантное, проблемное, противоправное.
- Другие разновидности.
Просоциальное или «правильное» поведение
Просоциальным называют поведение, при котором индивидуум стремится оказать всемерную и добровольную помощь окружающим. К нему по праву относят «послушное» и «помогающее» поведение. Эти формы приветствуются всеми культурами и традициями. Их считают разумным способом взаимодействия.
Личностям, попадающим под вышеназванные виды, приписываются хорошие манеры, наличие воспитанности, их ставят в пример, всячески поощряют в обществе.
Конкурентное по нескольким типам
При конкурентном поведении индивидуум видит в окружающих членах общества потенциальных соперников и подсознательно начинает с ними соревноваться во всем: от внешних данных, умственных способностей до уровня собственного благосостояния.
Конкурентное поведение по типу А предусматривает проявление в человеке враждебности к своим соперникам, постоянной раздражительности из-за чужих успехов, выражения недоверия даже близким. Тип Б, в свою очередь, отличает людей доброжелательностью.
Скандальное, «эпатажное»
Этот вид можно наблюдать у общественных деятелей, например, политиков, журналистов, артистов. Своим эмоциональным состоянием некоторые известные люди способны заводить целые толпы людей. Их личная заинтересованность в успехе затмевает остальные стороны бытия. При этом они получают отклик и поддержку приверженцев.
Цель преследуется одна — манипулировать остальными для достижения собственных вершин успеха. При этом они пользуются запрещенными приемами ведения борьбы между собой и даже повсеместной ложью. Например, придя к власти, не все политики спешат выполнять «обещанное».
Антисоциальное и асоциальное
Прямой противоположностью «послушного» и «помогающего» считается «проблемное» поведение. Личности, которым оно присуще, попадают в неприятные ситуации, чаще всего действуют против норм морали, принятых в обществе. Нужно отметить, что проблемное поведение вызывает отторжение у многих индивидуумов.
Ближе всего «проблемное» поведение находится к девиантному и делинквентному, то есть противоправному. Все отклонения от принятого этикета, условных норм резко осуждаются общественностью.
Антисоциальное, в противовес предыдущим — «правильным» видам, предусматривает враждебность и агрессивный настрой. Такие формы поведения изучаются специалистами уже много десятков лет и считаются неустранимыми. В условиях кризиса могут носить тотальный характер.
Другие виды
Кроме стандартных градаций видов социального поведения, специалисты выделяют в отдельный раздел социализацию людей внутри различных по масштабу сообществ: массовое, групповое.
Сложнее всего управлять массовым поведением, особенно среди больших масс, организованных стихийно. К ним относятся мода, слухи, различные политические, религиозные движения. Групповым поведением принято называть действия малых или средних сообществ и групп. Например, рабочий коллектив, учебный класс.
Не нужно забывать, что все градации условны. Иногда можно наблюдать, как привычные поступки людей меняются на противоположные под воздействием определенных условий. Поэтому нельзя считать устойчивым тот или иной вид поведения.
Понятие юридически значимого поведения и его виды
Автор: Сальникова Анна Вячеславовна
Рубрика: Юриспруденция
Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 15.10.2022 2022-10-15
Статья просмотрена: 96 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Сальникова, А. В. Понятие юридически значимого поведения и его виды / А. В. Сальникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95490/ (дата обращения: 31.01.2023).
В российской науке понятие «юридически значимое поведение» существует уже много лет, и споры к его определению ведутся на протяжении всего этого времени. Можно констатировать, что споры в основном касаются к подходу деления правового поведения на виды, а это противоправное, которое исходя из определения уже является самоисключающим, и правомерное правовое поведение. На сегодняшний день работа выдающегося ученого Кудрявцева В. Н. «Правовое поведение: норма и патология» является наиболее точной и исчерпывающей, касаемо толкования данного вопроса. Всё же на данный момент трактовка вопроса определения феномена правового поведения и его видов является актуальной и требует дополнительных исследований.
Ключевые слова: юридически значимое поведение, правовое поведение, толкование, противоправное поведение.
Мы не можем говорить о понятии «юридически значимое поведение» как о совершенном, так как данное определение не является столь широким и не включает в себя весь объём таких значений, как правовое поведение, юридическая деятельность и правовая деятельность. Некоторые авторы определяют правозначительное поведение более широким, охватывающим жизнь человека в большем объёме.
Юридически значимое поведение имеет ряд классификаций. Оно может быть как активным, так и пассивным, многосторонним и односторонним, правотворческим и правоприменительным и т.
д.Но юридически значимым правовое поведение будет только тогда, когда оно имеет свойство формальной определённости. Данное свойство и есть показатель для всей общественности, является ли юридически значимое поведение в данный моменты вредным или же его можно оценивать как полезное.
Не любое поведение можно считать юридически значимым, а только то, что влечет за собой юридически значимое последствие. Такое поведение, как правило, может затрагивать права, интересы и свободы как организации, так и отдельных личностей, оно влияет на изменение или прекращение, а также возникновение правоотношений.
Самой распространённой классификацией для юридически значимого поведения является деление на правомерное и неправомерное. Оценивающим средством данных категорий будет являться позитивное право, делящее поведение на правомерное и неправомерное, определяющее поведение людей на соответствие или несоответствие тем или иным нормам права.
О правомерности в данном случае мы рассуждаем ни как о фундаментальном виде, а будем говорить о ней, как о стороне, её нормативном свойстве. Ведь большое влияние на направленность поведения в жизни общества, на четкость и государственную прочность влияет правомерность. Правомерность, которая содержит суть санкции, направлена на поддержание и исполнение диспозиции в правовых нормах.
Любое поведение будет иметь юридическое значение только при закреплении его в источниках права, общество при помощи такого закрепления имеет возможность оценивать своё поведение, выбирать варианты действий в той или иной ситуации, осознавая наступление тех или иных юридически значимых последствий. Государство же, со своей стороны, имеет власть контролировать поведение общества и в случае наступления правонарушений реагировать с помощью воли закона и действий правоохранительных органов.
Но если мы относим к правовому поведению поведение правомерное, соответствующее нормам права, можем ли мы отнести к нему противоправное поведение, нарушающее нормы права?
С самого начала мы закладываем в смысл правомерного поведения, соответствие и соблюдение законам и нормам права.
Также в учебной литературе можно найти следующий подход к понятию о видах правового поведения
1) Поведение правомерное — им является полезное с социальной точки зрения поведение, которое полностью соответствует правовым предписаниям;
2) Правонарушение — поведение, которое нарушает требования норм права, является социально вредным;
3) Злоупотребление правом — это также социально вредное поведение, но оно осуществляется в рамках правовых норм;
4) Объективно противоправное — это поведение, которое осуществляется с нарушением правовых велений и не наносит вреда [2].
Безусловно, данная классификация правового поведения заслуживает отдельного внимания, но она имеет ряд вопросов.
Данные определения нарушают некоторые формальности касаемо логики.
Представленная классификация делит понятия по двум разным основаниям и два из этих определений противоречат нормам права, а остальные два относятся к поведению, которое соответствует правовым предписаниям [3].
Также возникаю вопросы об отнесении «злоупотребление правом» к правомерному или противоправному поведению. Так как поведение, называемое злоупотреблением правом, не противоречит закону, а значит не нарушает его, но, тем не менее, не может считаться нормальным [4]. Действия лиц, разрешенные законом, но нарушающие права и интересы других лиц, должны быть законом запрещены. Но, пока не существует нормы, регулирующей подобные действия, мы не можем назвать их противоправными. Другое дело, когда злоупотребление правом запрещено законом. В этом случае такие деяния безоговорочно должны быть отнесены к разряду правонарушений, даже если запрет носит самый общий характер. [5]
Подводя итог, можно сказать, что пока не существует идеального способа классифицирования для такой правовой единицы, как юридически значимое поведение, так как нецелесообразно проводить грань, исходя из социальной значимости поступков и юридической оценки человеческого поведения. Тем более такое деление не охватывает всего объёма разновидностей юридически значимого поведения, которое, в свою очередь, является достаточно разнообразным.
Литература:
- Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология /B. Н. Кудрявцев. М., 1982.
- Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. С. 404..
- Олейников Сергей Николаевич, Шестопал Сергей Станиславович, Квон Артем Георгиевич Природа юридически значимого поведения: понятие, особенности и правокультурная динамика // БГЖ. 2019. № 3 (28).
- Решетов Ю. С. Юридически значимое поведение // Вестник ВУиТ. 2015. № 4 [83].
- Взаимодействие политики и права / науч. ред. и сост. Ю. С. Решетов. — Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. — 204 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правовое поведение, значимое поведение, поведение, норма, противоправное поведение.
Ключевые слова
толкование, правовое поведение, противоправное поведение, юридически значимое поведениеюридически значимое поведение, правовое поведение, толкование, противоправное поведение
Похожие статьи
Противоправное поведение может выражаться в виде. ..Сторонники данной точки зрения под противоправным поведением понимают не только правонарушение, а злоупотребление правом и объективно-противоправное поведение, которые выделяют как подвиды противоправного
Противоправное поведение субъекта с субъективной стороны свидетельствует о его безразличном отношении к социальным нормам, их незнание, либо о сознательном их нарушении, и демонстрирует его аморальные и иные антиобщественные наклонности.
поведение, предупредительное воздействие, правовое…Среди структурных элементов правовой культуры, наиболее эффективно воздействующих на правовую социализацию личности, следует выделить правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество.
Лиминальное
поведение — разновидность правового поведения…В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних
Правомерное и противоправное поведение — это противоположности.
С другой стороны, лиминальное поведение очень часто является предпротивоправным.
направленную, законодательно определенную, юридически значимую деятельность различных субъектов по…
Правовая культура обучающихся как средство профилактики их…Лиминальное поведение — разновидность правового поведения… поведение, предупредительное воздействие, правовое поведение, противоправное поведение, социализация, процесс, жертва преступления, моральный вред, защитное предупреждение. ..
Принципы, виды и последствия недобросовестного
поведения…Исполнение принципа добросовестности в гражданском праве базируется на нормативном установлении, реализации, защите юридических возможностей, и конечно же запрете на извлечение каких-либо преимуществ из противоречащего установленным нормам поведения.
Противоправность как условие наступление деликтной…Противоправное проведение поведение может проявляться в двух формах: действия или
Действие — это активное поведение человека. Бездействие же выражается в неисполнении
В законодательстве нет легального определения гражданско-правовой ответственности и
В приведенных примерах противоправность связана с нарушение норм уголовного права…
Социальные
нормы в системе государственного управления. ..Неправовые обычаи следует отличать от правовых обычаев. Правовые обычаи являются сложившимися в обществе правилами поведения, которые в результате многократного повторения в течение длительного времени сформировались в устойчивые правовые нормы.
Правовая активность, правовое поведение, внешняя форма……способы взаимодействия человека с юридическими нормами на правовое поведение людей. Правовое поведение, являясь социальным феноменом социально-правовой
В юридической литературе правовая активность нередко определяется с различных позиций.
— 211с. Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних. ..
Похожие статьи
Противоправное поведение может выражаться в виде…Сторонники данной точки зрения под противоправным поведением понимают не только правонарушение, а злоупотребление правом и объективно-противоправное поведение, которые выделяют как подвиды противоправного поведения.
Противоправное поведение как необходимое условие…Противоправное поведение субъекта с субъективной стороны свидетельствует о его безразличном отношении к социальным нормам, их незнание, либо о сознательном их нарушении, и демонстрирует его аморальные и иные антиобщественные наклонности.
поведение, предупредительное воздействие, правовое. ..Среди структурных элементов правовой культуры, наиболее эффективно воздействующих на правовую социализацию личности, следует выделить правосознание, правовые традиции, правовое воспитание, правовое поведение, правотворчество.
Лиминальное
поведение — разновидность правового поведения…В статье представлен анализ разновидностей правового поведения несовершеннолетних
Правомерное и противоправное поведение — это противоположности.
С другой стороны, лиминальное поведение очень часто является предпротивоправным.
направленную, законодательно определенную, юридически значимую деятельность различных субъектов по…
Правовая культура обучающихся как средство профилактики их. ..Лиминальное поведение — разновидность правового поведения… поведение, предупредительное воздействие, правовое поведение, противоправное поведение, социализация, процесс, жертва преступления, моральный вред, защитное предупреждение…
Принципы, виды и последствия недобросовестного
поведения…Исполнение принципа добросовестности в гражданском праве базируется на нормативном установлении, реализации, защите юридических возможностей, и конечно же запрете на извлечение каких-либо преимуществ из противоречащего установленным нормам поведения.
Противоправность как условие наступление деликтной…Противоправное проведение поведение может проявляться в двух формах: действия или
Действие — это активное поведение человека. Бездействие же выражается в неисполнении
В законодательстве нет легального определения гражданско-правовой ответственности и
В приведенных примерах противоправность связана с нарушение норм уголовного права…
Социальные
нормы в системе государственного управления…Неправовые обычаи следует отличать от правовых обычаев. Правовые обычаи являются сложившимися в обществе правилами поведения, которые в результате многократного повторения в течение длительного времени сформировались в устойчивые правовые нормы.
Правовая активность, правовое поведение, внешняя форма……способы взаимодействия человека с юридическими нормами на правовое поведение людей. Правовое поведение, являясь социальным феноменом социально-правовой
В юридической литературе правовая активность нередко определяется с различных позиций.
— 211с. Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних…
Четыре типа человеческого поведения и как эффективно общаться с каждым из них в бизнесе (и в жизни) — Томас Эриксон — TheBookReader
thebookreaderblogg 6/6 звезд 4 минуты
Норвежское название: Omgitt av Idioter
Привет, ребята!
Красивое название, верно? Я почти уверен, что вы слышали об этой книге и ее авторе, так как он стал довольно известным с тех пор, как опубликовал эту книгу. Мне потребовалась целая вечность, чтобы прочитать это, но я посетил с ним лекцию 3 ноября, так что это действительно стало моей мотивацией, чтобы, наконец, прочитать его перед тем, как пойти на эту лекцию, и я должен сказать: я смеялся, я представлял себе людей, и я узнала о себе много нового! Синопсис взят из Goodreads:
Автор Томас Эриксон объясняет, что существует четыре основных типа поведения, которые определяют, как мы взаимодействуем с окружающими нас людьми и воспринимаем их. Понимание чьей-либо модели поведения является ключом к успешному общению. Эриксон выделяет четыре типа поведения: красные, доминирующие и властные, желтые, общительные и оптимистичные, зеленые, спокойные и дружелюбные, и синие, аналитические и точные, и объясняет, как идентифицировать каждый тип и взаимодействовать с ним. человека. Вместо того, чтобы увязнуть в чрезмерно технических категоризациях, простая четырехцветная система позволяет вам быстро идентифицировать друга или коллегу и настроить то, как вы говорите и делитесь с ними.
В окружении идиотов полная практическая информация о взаимодействии с людьми в зависимости от их цвета кожи, в том числе о сильных и слабых сторонах всех профилей, о том, как давать положительный и отрицательный отзыв каждому, а также о том, как лучше всего написать электронное письмо, когда пишу кому-то с другим профилем.
В окружении идиотов — интригующее чтение во многих аспектах. Что меня больше всего позабавило, так это то, что во время чтения я узнал поведение нескольких людей в своей жизни, в том числе и свое собственное. Мои цвета, если вам интересно, это желтый, красный и синий, где мой желтый сильнее всего влияет на мое поведение, за ним следует красный. Я всегда думал, что я в основном красный, даже когда читал книгу, но после посещения лекции с Эриксоном я понял, что желтый — мой основной цвет. Мне не хватает зеленого цвета, хотя у всех нас есть что-то от каждого цвета. Было слишком много вещей, которые были связаны с желтым поведением, которое применимо ко мне. Мой парень несколько раз посмотрел на меня во время лекции и указал: «Это ты!». Я начал с того, что не согласился с ним, но потом мне пришлось сдаться, когда стало слишком очевидно, что да, я в основном желтый. Что было действительно забавно во время этой лекции, так это то, что мне иногда показывали разные желтые модели поведения, и мне приходилось громко смеяться, потому что это было слишком правдоподобно. Несколько раз я расплакался от смеха, так что лекция была отличным развлечением!
Прочитав книгу, я не могу сказать, что понимаю все, что в ней говорится, но, на удивление, понимаю многое. Самое замечательное в этой книге то, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Это то, что говорит наука, но я действительно считаю, что в книге есть очень сильное чувство правды, независимо от того, что я понял о себе и других реакциях и поведении. Хорошо, что я официантка, так что я могу проверить это на себе, если мне будет скучно на работе, ха-ха.
Это были не все поступки, в которых я хотела признаться, но я изо всех сил старалась признаться не только в хорошем, но и в плохом, связанном с моими цветами. В конце концов, именно это побуждает нас к самоанализу, и это важно во всех аспектах вашей жизни. Совет по чтению этой книги: берите разноцветные стикеры, каждая из которых что-то представляет, и размещайте их по всей книге, когда появляется что-то важное. Я использовал «Типичный я», «Не признаю этого», «Хотелось бы, чтобы это было правдой для меня» и «Немного типично для меня». Таким образом, я могу вернуться позже и посмотреть свое поведение, если столкнусь со сценарием, в котором я думал, что буду реагировать определенным образом. Может быть, я реагировал не так, как показывают мои цвета?
Мне очень понравилось, как Эриксон структурировал книгу! Сначала он представляет цвета, а затем переходит к тому, как общаться, критиковать и давать им обратную связь, в основном все, что вам нужно для общения с разными людьми, с которыми вы сталкиваетесь. Опять же, не хотел во всем признаваться, но я старался. Я считаю, что человек получает кредиты за попытку, ха-ха (желтое поведение). Эта книга особенно понравилась мне из-за моего опыта в области психологии, и я узнал кое-что из своей учебной программы, но поведение людей никогда не было моей сильной стороной, пока я учился на степень бакалавра. Однако сейчас у меня появилось больше мотивации узнать больше, поскольку наше поведение касается всех нас, поскольку все мы ведем себя тем или иным образом. Эту книгу легко читать, потому что она полна примеров и написана простым языком. Примеры очень актуальны, и легко увидеть связь между ними и тем, о чем Эриксон говорит в книге.
Если вас интересуют собственные цвета кожи или кажущееся идиотским поведение других людей, я настоятельно рекомендую вам прочитать эту книгу! Вы будете смеяться, узнавать других и, безусловно, узнаете что-то новое о себе, если будете открыты для этого. Эриксон также написал книги «В окружении психопатов» и «В окружении дерьмовых боссов». Следующая книга ожидается в 2020 году, и я должен попытаться прочитать две другие до того, как будет опубликована четвертая книга!
Опубликовано: 2014
Жанр: документальная литература
Тема: Поведение, психология, общение
– Читатель
Lik dette:
Lik Laster…
- Merket med
- документальная литература
Издатель
11 основных аспектов человеческого поведения
РЕКЛАМА:
Эта статья проливает свет на одиннадцать основных аспектов человеческого поведения. Аспекты:- 1. Психология 2. Личность 3. Интерес 4. Отношение 5. Эмоции 6. Желания 7. Предрассудки 8. Стереотип 9. Мышление и рассуждения 10. Разочарование и приспособление 11. Девиантное поведение.
Аспект №1. Психология:Психология — это наука о человеческом поведении. Под поведением человека понимается все, что он делает.
Акт поведения имеет три аспекта:
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
Познание — осознавать или знать что-то,
Привязанность — испытывать к ней определенное чувство, и
Побуждение — действовать определенным образом или в определенном направлении вслед за чувством.
Поведение человека может быть скрытым (выражающимся внутри) или явным (выражаемым снаружи). В то время как символическое принятие является примером скрытого поведения, использование использования является примером открытого поведения.
Аспект № 2. Личность :ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Личность – это уникальная, целостная и организованная система всего поведения человека. Личность — это сумма опыта, мыслей и действий человека; он включает в себя все модели поведения, черты и характеристики, которые составляют человека. Физические черты человека, отношения, привычки и эмоциональные и психологические характеристики — все это части его личности.
Генетическое влияние на личность отчетливо проявляется во влиянии физиологии на телосложение и темперамент, их взаимодействии и роли нервной системы в приобретении черт личности.
Культурное влияние начинается при рождении, когда младенец реагирует на окружающую среду, и продолжается на протяжении всей жизни по мере того, как влияние дома, общины и общества усиливается по мере роста и зрелости личности. Большое влияние на формирование установок и личности в целом оказывают родители, учителя и друзья.
Некоторые часто используемые типы личности — интроверты и экстраверты. Согласно Гилфорду (1965), интроверты — это люди, чьи интересы обращены внутрь себя и своих собственных мыслей, тогда как экстраверты — это те, чьи интересы обращены вовне, на окружающую среду.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Интроверт обычно избегает социальных контактов и склонен к одиночеству, тогда как экстраверт ищет социальных контактов и получает от них удовольствие. Между ними находятся люди, которые не являются ни экстравертами, ни интровертами, их называют амбивертами.
Аспект № 3. Проценты :Интерес — это предпочтение одного вида деятельности другому. Отбор и ранжирование различных действий по параметру «нравится-не нравится» называется выраженным интересом. Интерес проявляется (зримо), когда человек добровольно участвует в деятельности.
Между выраженным интересом и явным интересом нет необходимой связи, хотя во многих ситуациях они имеют тенденцию совпадать или перекрываться. Многие люди занимаются некоторыми видами деятельности, которые, по их утверждению, им не нравятся, и наоборот, многие люди могут отказываться заниматься теми видами деятельности, которые, по их утверждению, доставляют им удовольствие.
Аспект № 4. Отношение :Олпорт (1935) определил установку как умственное состояние готовности, организованное через опыт, оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакцию индивида на все объекты и ситуации, с которыми он связан.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Отношение имеет определенные характеристики :
1. Отношения формируются по отношению к объектам, людям и ценностям. Установки не являются врожденными, а формируются в результате контакта человека с окружающей средой.
2. Отношения имеют направление; положительный или благоприятный, отрицательный или неблагоприятный. Они также различаются по степени.
3. Отношения организованы в систему и не стоят расплывчато или обособленно.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
4. Установки коренятся в мотивации и обеспечивают значимую основу для открытого поведения человека.
5. Отношения развиваются благодаря согласованности ответов. Они более устойчивы и долговечны, чем мнения.
6. Отношение склонно меняться. Изменения в отношении могут быть вызваны обучением и другими методами обучения и вспомогательными средствами.
Аспект # 5. Эмоции :Эмоции обозначают состояние взволнованности, волнения или возбуждения и включают импульсы, чувства и физические и психологические реакции. Отрицательная эмоциональная реакция может привести к отказу от сотрудничества и участия в программах, остановке работы или даже уничтожению проделанной работы. В программе запланированных изменений агент расширения должен заботиться об эмоциональном состоянии клиентской системы.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Guilford (1965) предложил следующие правила эмоционального контроля :
(i) Избегайте ситуаций, провоцирующих эмоции,
(ii) Изменить ситуацию, вызывающую эмоции,
(iii) Повысить навыки совладания с ситуацией,
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(iv) Переосмыслить ситуацию,
(v) Продолжайте работать над достижением цели,
(vi) Поиск альтернативных торговых точек и
(vii) Развивайте чувство юмора.
Аспект # 6. Желания :Согласно Читамбару (1997), желание — это модель поведения, которая включает:
(а) Ожидаемое будущее удовлетворение,
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
(b) Которые, по мнению лица, могут быть достигнуты с достаточной вероятностью, и
(c) К чему индивидуум обычно относит часть своего поведения в настоящее время.
Хотя цели-желания ориентированы на достижение в будущем, важно их влияние на поведение в настоящем. Желания основаны на субъективных суждениях, которые иногда могут быть иррациональными и ошибочными. В любой момент у человека может быть несколько желаний и может возникнуть необходимость расставить приоритеты для их достижения.
Аспект № 7. Предубеждение :ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ означает предварительное суждение. Суждение до должного изучения и рассмотрения фактов и на основе определенных предположений обычно приводит к формированию предубеждения. Предрассудки, как правило, негативны и их трудно обратить вспять. Предубеждения могут привести к враждебному отношению к людям или объектам. Выражение неприязни или враждебности по отношению к некоторым меньшинствам или кастовым группам, а также новшествам являются примерами предрассудков.
Усилия по уменьшению предрассудков должны начинаться с понимания их происхождения. Личный контакт, использование средств массовой информации, соответствующие законодательные акты, предусматривающие уголовное наказание, экономические изменения, приводящие к большей безопасности и т. д., могут помочь уменьшить предубеждение.
Аспект № 8. Стереотип :Стереотипы — это фиксированные образы, формируемые в сознании о людях, обычаях или различных других социальных явлениях на основе опыта, отношений, ценностей, впечатлений или без какого-либо непосредственного опыта. Стереотипы помогают узнать, как люди воспринимают различные группы людей или практики или различные другие социальные явления.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Стереотипы имеют определенные характеристики:
Члены единообразия, принадлежащие к определенной группе, разделяют стереотип.
Направление — может быть положительным или отрицательным.
Интенсивность — указывает на силу стереотипа.
Качество — относится к содержанию, типу изображения, обеспечиваемому стереотипом.
Аспект № 9. Мышление и рассуждение :По словам Гарретта (1975), мышление есть поведение, которое часто неявно и скрыто, и в котором обычно используются символы (образы, идеи и понятия). Групповое мышление, при котором в решении проблемы участвуют несколько человек, обычно более эффективно, чем индивидуальные усилия, и часто более удовлетворительно.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
В рассуждениях процесс мышления применяется для решения проблем. Вообще есть два метода решения задач — дедуктивный и индуктивный. Дедуктивное рассуждение начинается с общего факта или предложения, под которым могут быть помещены или классифицированы различные конкретные элементы.
Индуктивное рассуждение, напротив, начинается с наблюдений и шаг за шагом переходит к общему заключению. Оба метода используются в большинстве учебных ситуаций.
Аспект № 10. Разочарование и приспособление :Обычный образец человеческого поведения включает в себя надежды на будущие достижения. Такие амбиции и цели обычно называют желанием. Фрустрация — это состояние, при котором человек считает, что цель его желания заблокирована или недостижима. Это создает некоторое напряжение в человеке. Столкнувшись с такой ситуацией, человек пытается внести несколько корректировок в модель поведения. Это достигается за счет защитного механизма.
Защитный механизм — это устройство, способ поведения, который человек бессознательно использует, чтобы защитить себя от фрустраций, связанных с эго. Это помогает человеку снизить напряжение. Вслед за Читамбаром (1990) и Кречом и Кратчфилдом (1984) вкратце представлены некоторые паттерны приспособления, т. е. защитные механизмы.
Рационализация происходит, когда человек неосознанно объясняет себе ситуацию, рассуждая, что, в конце концов, индивидуум никогда на самом деле не желал достичь цели. Например, «виноград кислый». Рационализация отличается от алиби и оправданий тем, что первая носит бессознательный характер, а две последние — сознательные.
Рационализация позволяет человеку чувствовать себя комфортно, помогая избежать неприятных ситуаций, оправдывая свое поведение в соответствии с существующими социальными практиками и ценностями. Таким образом, рационализация выступает в качестве одного из основных препятствий на пути к изменениям.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Агрессия обусловлена расстройством доминирующих мотивов. Агрессия может быть обращена вовне, т. е. направлена на других людей, или направлена внутрь, т. е. возлагает на себя ответственность за все, что произошло, или может быть вытеснена без какого-либо явного выражения.
Агрессия может выражаться в форме гнева, фактического физического насилия над предметами и людьми, словесных нападок и фантазий насилия.
Идентификация — это распространенная форма приспособления, при которой человек живет за счет достижений других, опосредованно (в качестве замены) участвуя в их успехе. Родители могли получать искреннее удовлетворение от успехов своих детей, чего сами они не могли добиться.
Проекция означает перенос своей эмоции и приписывание источника эмоции другому объекту. Проекция – это склонность «выталкивать» на другого человека собственные нереализованные неудовлетворенные амбиции или приписывать другому собственные недостатки.
Проекция может принимать две формы: (i) чтобы избежать встречи с реальностью, в которой человек потерпел неудачу, человек может обвинить другого или даже несуществующего человека или фактор. В другом типе (ii) индивидуальные причины того, что собственные недостатки обнаруживаются и у других в еще большей степени.
Фантазии или грёзы — обычная форма приспособления к фрустрации. Человек попадает в воображаемый мир, в котором реализуются все его желания. Компенсация – это реакция на чувство неполноценности. Чувство неполноценности может быть основано на реальном или мнимом недостатке, физическом или ином, а компенсация представляет собой попытку преодолеть или нейтрализовать недостаток.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Компенсация может принимать две формы:
(i) Замена — когда новый гол заменяется на заблокированный гол и
(ii) Сублимация — когда замена включает моральное рассмотрение, т. е. изменение конкретной эмоции социально ценным и социально приемлемым способом. Человек может усердно работать и пытаться сиять, чтобы компенсировать свои недостатки.
Регрессия означает возврат к менее зрелому уровню поведения. В определенной фрустрирующей ситуации поведение индивидуума имеет тенденцию становиться примитивным. Действия становятся менее зрелыми, более детскими; снижается чувствительность различений и суждений; чувства и эмоции становятся менее дифференцированными и управляемыми, как у ребенка. Например, фермер, недовольный инновацией, может отказаться от нее и вернуться к предыдущей практике, которая может быть старой и нерентабельной.
Подавление — это механизм, с помощью которого желания не могут выйти из бессознательного или сброшены в бессознательное. Например, сексуальные отношения, не санкционированные обществом, обычно подавляются и постепенно забываются.
Аспект № 11. Девиантное поведение :Черты личности и поведение некоторых людей отличаются от нормы значительно больше, чем у других. Такое поведение называется девиантным поведением, а люди известны как девианты.
Представлены три основных аспекта девиантного поведения, согласно Читамбару (1997) :
1. Отклонение определяется культурой. Одно и то же поведение, считающееся девиантным в одной культуре, может считаться нормальным или высоко цениться в другой культуре.
2. Отклонение развивается в процессе социализации так же, как и нормальное поведение.
3. Отклонение зависит от степени. Если личностные черты и поведение индивидуумов в обществе поместить в континуум, то большинство из них окажется ближе к центру, представляющему собой область принятых социальных норм. Вне этого будут лежать те люди, которых называют социальными девиантами.