Формы психики и поведения животных и человека
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека
2. Интеллект человека и животных
3. Мотивация и эмоции у человека и животных
4. Биосоциальная природа психологии и поведения человека
Заключение
Список литературы
Введение
Сравнительный анализ предполагает определение того, что такое психичка вообще, и психика человека и животных. В психологической литературе даются следующие определения:
Психика — высшая форма взаимосвязи живых существ и предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Психика животных — внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., включающие такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии ХХ столетия. Основой разработки этой проблемы явилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его последователем был А.Н. Северцов. Проблему развития психики рассматривал так же Л.А. Орбели.
Поскольку психику животных, в отличие от психики человека, нельзя изучать на основе интроспективных отчетов, то исследование ее развития в филогенезе предполагает определение некоего объективного критерия (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, позволяющий утверждать, что у организма есть психика). Среди имеющихся в психологической науке гипотез относительно этого признака наибольшее признание и развитие получила гипотеза А.Н. Леонтьева. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. В разработанной Леонтьевым периодизации развития психики, охватывающей весь процесс эволюции животного мира, выделяются три стадии: стадия сенсорной элементарной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта.
Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных, но, согласно теории Л.С. Выготского, у человека возникает особый вид функций психических — функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека
Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношения животного с окружающей средой.
На стадии элементарной чувствительности животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
2. Интеллект человека и животных
Интеллект — это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности — при овладении новым кругом жизненных задач.
Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.
Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.
«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».
В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание — высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.
Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву, Научные и учебные работы
метки:Животное, Психика, Человек, Обезьяна, Развитие, Образ, Непосредственно, Отражение
Развитие психики человека и животного Снезапамятных врем н человек замечал различия в строении и поведении животных,умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живутсовсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению.Вероятно, основываясь на этом уч ными до середины 17 века полностью отрицаласьобщность человека и животного.С развитием медицины и анатомии в 18 векеобщность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до19 века. В ч м же дело? Прежде всего, какова история развития психики человекаи животного.
Психика- свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражатьдействительность. Каки всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, покоторым это развитие происходило.Развитие было долгим, оно приошло длинныйпуть от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных.Существуют 2 истории развития психики 1 филогинез -историческое развитие охватыет весь процесс эвалюции вида, более глобальная 2 онтогинез -развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая дляопредел нной особи Рассмотримисторические ступени развития психики.
Психика развивается по биологическимзаконам, т.е. развитие ид т по ступеням усовершенствования. Элементарнаясенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русскийпсихолог А.Н.Леонтьев.Как представляется мир для нас с вами? Мы еговидим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу.
Аживотные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь ввиде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненныхпотребностей. Нанизшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная как у кишечнополостных нервная система, а на высшем — ганглиозная узловая, как у насекомых . В качестве примера рассмотрим поведение паука.Напервый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным паукплет т паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает е и затем съедает , чтоприходится лишь восхищается его способностям.
Но эту точку зрения легкоопровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрациюсети, немедленно отправляется к жертве , опутывает е паутиной и пытаетсясъесть.Этот опыт можно продолжать до бесконечности — пока камушки или что-тоиное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать жертву ипытаться с ней расправиться.
4 стр., 1845 слов
Раздел 1: Генетически детерминированные основы поведения и психики животных
… человеческого общества Какие науки изучают зачатки мышления у животных. Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных? Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов Кто . .. внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов? Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза Этологи о роли врожденного и …
Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведениепаука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме в ответ на конкретныйраздражитель непосредственно следует конкретная реакция, специально запрограммированная для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело синстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и являетсядля него основным. Перцептивная воспринимающая психика.На этой стадии животные видят мир в форме образовцелостных вещей и их соотношений друг к другу.
Этот уровень развития требуетдостаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами,основную роль начинают играть определ нные навыки, усвоенные в период жизниособи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте. Инстинкты. На данном ипредыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бысложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток втом, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определ нном порядкевсе внешние условия.
Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостнуюситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных е элементов. Взависимости от результата активизируются инстинкты. Инстинкт- автоматическое поведение, целесообразное в определ нных условиях. Навыки.Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах. Навыки жеосновываются на приобретенных, условных рефлексах.Окружающая среда постоянноподбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужнодобавить к встроенным в психику программам новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте.Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животноеможет более или менее успешно реагировать.
Но и навыки не лишены недостатков.Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятсямногократно и животным прид тся переучиваться. А если такой возможности непредставится — смерть. Интеллект.Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкийуч ный В.Келер. Опыты, провед нные им неоднократно повторялись, уточнялись исовершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серь зных сомненийне вызывают.
Итак,на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никакдотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодныепопытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи.В клеткеимеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на негои с л гкостью доста т пищу. Проведено большое количество подобных опытов, вовсех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения 1 отсутствие длительных безрезультатныхдействий 2 после обнаружения верного решения вся операцияпроходит как единый целостныйакт 3 найденное решение потом всегда применяется ваналогичных случаях 4 животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность двухвазной сначала ид т процесс подготовления 1фаза , затем процесс осуществления 2 фаза . Этим подтверждается выводЛеонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять поуровню развития органов манипулирования с предметами.
6 стр., 2726 слов
Связь психики и поведения у животных
… поведение животных и человека. Прежде чем начать говорить о связи психики и поведения у животных, стоит коротко обозначить Понятия психики и поведения животных Психика животных … развитие два направления психической деятельности животных локомоционное и манипуляционное по К. Э. Фабри. Итак, становится понятным то, что психика и поведение у животных неотделимы друг от друга. Следовательно, психику …
Естественно, что шимпанзес более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применитьпредмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь. Главныеотличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит вследующем 1 животные используют орудия, случайнопопавшиеся на глаза 2 они не предвидят и не планируют ихиспользование в будущем 3 использованное в данной сутуации орудие теряетвсякое значение в любой другой ситуации 4 животные не сохраняют использованных орудий, они лишьнакапливают навыки пользования ими Итак, остановимся наэтом при анализе развития психики животного. Можно сделать вывод, что дажесамая наисообразительнейшая обезьяна никогда во всяком случае в обозримомбудущем не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом.Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развитиянервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровнюразвития человека.
Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвинао происхождении человека от обезьяны.
Но, верн мся к развитию психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного.
Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, а социально-общественныезакономерности.
Здесь мы подошли к самому важному вопросу как возникла высшаяформа отражения действительности — селовеческое сознание. Сознание — высшаяинтегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный припостоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условиемпоявления человека разумного был стадный образ жизни.Это и дало точлок кразвитию сознания и мышления — высших форм понимания, осмысления и отражениядействительности.
В первобытном человеческом стаде человек получил возможностьтрудиться и общаться с себе подобными.Это дало возможность передать однаждыпреобрет нный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное необучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. Уживотных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки жеприходилось приобретать самим.
В человеческом стаде потомки усваивали навыкипредков, таким образом они смогли развиваться вс быстрее и быстрее, и вместе сих развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитиюмышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельнойречи. Появление исовершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики дляуспешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечныйрезультат. Так развиваются воля, обостряется память.
В процессе труда человекработает какими-то частями своего тела, конечностями — развивается точнаякоординация двидений, внимание, зоркость.Таким образом, врезультате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключениястороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироватьсясознанием, стали сознательными и управляемыми.Итак, именно труд создал человека, выделил его изживотного мира и возвысил над животным царством.
5 стр., 2226 слов
Развитие психики человека и животных
… животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости. Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека. … внимания, памяти, мышления, воображения. Познавательные процессы отражают в сознании человека пространственно-временные проявления окружающего мира. Понимание и сочувствие …
Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты
унаследованный рефлекс
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Маршалл Б. Клинард Леон Фестингер Стэнли Милгрэм Пол Самуэльсон Грэм Уоллас
- Похожие темы:
- сексуальная активность человека мотивация восприятие личность эмоция
См. весь соответствующий контент →
человеческое поведение , потенциальная и выраженная способность к физической, умственной и социальной деятельности на разных этапах жизни человека.
Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.
Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте.
Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития, см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.
Теории развития
Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века.
В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области имеют тенденцию носить описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Психоаналитические теории
Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.
Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.
Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы. Эриксон рассматривал эмоциональное развитие на протяжении жизни как последовательность стадий, во время которых возникают важные внутренние конфликты, успешное разрешение которых зависит как от ребенка, так и от его или ее окружения. Эти конфликты можно рассматривать как взаимодействие между инстинктивными влечениями и мотивами, с одной стороны, и социальными и другими внешними факторами, с другой. Эриксон выделил восемь стадий развития, первые четыре из которых: (1) младенчество, доверие и недоверие, (2) раннее детство, автономия и стыд и сомнения, (3) дошкольный возраст, инициатива и вина и (4) школьный возраст. , трудолюбие против неполноценности. Конфликты на любом этапе должны быть разрешены, если вы хотите избежать личностных проблем. (Этапы развития Эриксона во взрослом возрасте обсуждаются ниже в разделе «Развитие во взрослом и пожилом возрасте».)
Три «закона» человеческого поведения
Как лучше всего определить человеческое поведение? В соответствии с единой психологической теорией 1 , мы можем думать о людях как: (а) животные, вовлеченные в «поведенческие инвестиции», которые также являются (б) приматами, вовлеченными в социальное влияние в матрице отношений, которые также (в) лица, занимающиеся оправданиями в социокультурном контексте.
Чтобы увидеть эти три вектора, представьте себе адвоката, защищающего своего клиента. Во-первых, мы можем отслеживать поведенческие инвестиции юриста. Мы можем отслеживать их как по тому, что делает адвокат, так и по нейрокогнитивным процессам, связанным с этими действиями. Такие вещи, как ходьба, одевание, прием пищи и поход в туалет, являются «базовыми» поведенческими моделями инвестирования. Мы можем сформулировать такие действия в терминах целенаправленной деятельности, когда человек движется от текущего состояния к желаемому состоянию. Это «путь» поведенческих инвестиций. Используя превосходную работу когнитивиста Джона Вервейка и его коллег, мы можем сформулировать нейрокогнитивные процессы, связанные с выбором такого пути, посредством того, что Вервейке называет «рекурсивной реализацией релевантности». Говоря простым языком, это означает, что человек сканирует окружающую среду в поисках того, что имеет отношение к реализации его целей, и что существует постоянный рекурсивный паттерн, который моделирует как этот процесс, так и другие потенциально важные цели, пути, риски или ограничения.
В конечном счете, в соответствии с единой психологической теорией, мы можем сформулировать принципы, составляющие «закон» поведенческого инвестирования, в терминах (а) экономики энергетики; б) эволюция; (в) поведенческая генетика; г) нейровычислительный контроль в организме; д) обучение; и (f) история развития жизни. Чтобы привести только один пример того, как мы можем применить эти принципы к поведению адвоката, мы утверждаем, что, когда адвокат паркует свою машину возле здания суда, он интуитивно выбирает «путь наименьших усилий», чтобы добраться до зала суда. Это пример принципа экономики энергетики в действии.
Социальная и реляционная матрица состоит из того, как инвестиции и ценности человеческого поведения влияют на их реляционный мир. Что касается юриста, то мы можем поместить ее в социоэкологическую сеть отношений, которая началась еще до ее рождения. Например, мы можем задаться вопросом, восприняли ли ее родители беременность ее матери или нет. Тот факт, что она могла быть названа задолго до своего рождения, указывает на примат этой реляционной сети — она существует еще до появления конкретного человека.
Затем мы можем поместить ее во вложенные «сферы влияния и экологии», чтобы увидеть, какие отношения у нее были с ней на протяжении времени: (а) семья происхождения; б) сверстники и друзья; (c) романтические партнеры и (d) группы. Затем мы можем вложить эту динамику отношений в более широкий общественный и профессиональный контексты, а затем даже в более крупные культурные контексты, такие как тот факт, что она живет в Соединенных Штатах и идентифицирует себя как христианка.Мир социального влияния приматов можно сначала описать с точки зрения того, как действия человека влияют на поведение других людей. Однако у социальных приматов, таких как люди, эволюция подготовила нас с богатой системой отношений, которая формирует наши мотивы и эмоции в мире отношений. Согласно единой теории, мы можем сформулировать этот «закон влияния», отслеживая наш уровень социального влияния и реляционную ценность и изучая, как это отражается в социальной сфере. Социальное влияние относится к степени, в которой мы можем влиять на других в соответствии с нашими интересами, а реляционная ценность относится к степени, в которой нас знают и ценят важные другие.
Обратившись к адвокату, она пытается повлиять на своего клиента, судью и присяжных, чтобы они действовали таким образом, чтобы добиться оправдательного приговора. Это инструментальные аспекты воздействия. Конечно, мы также можем исследовать, как она себя чувствовала с точки зрения реляционной ценности, и мы можем исследовать процессы конкурентной силы, кооперативной любви и свободы против зависимости.
Другие животные систематически инвестируют и влияют друг на друга, но только люди следуют третьему закону — оправданию. Процессы обоснования возникают вместе с пропозициональным языком, и люди — единственное известное животное, которое строит системы обоснования. Это системы знаний, которые люди создают, чтобы определить, что имеет место и что должно иметь место.
Законы, которые разрабатывают люди, являются отличными примерами систем оправдания. Действительно, это формализованные системы оправдания, связывающие правила общества с институционализированными властными структурами, такими как полиция и исправительная система. Это подчеркивает, что в дополнение к системам оправдания люди также развили наши технологии способом, который радикально отличается от других животных. Вместе системы оправдания и технологическая эволюция делают человеческие общества уникальными по сравнению с другими животными.
Юрист — это тот, кто действует на культурно-личностном плане существования. Она живет в контексте оправдания, который связывает воедино мир отношений (см. диаграмму ниже). В широком смысле процессы оправдания распространены повсеместно, поскольку они структурируют имплицитные правила разговора, риторики и действий. Конечно, как юрист, она занимается явным процессом оправдания как своей работой.