ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общая психология
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются:
– познание;
– общение;
– труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
– игра;
– учение;
– труд.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.
2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.
3. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
объективная рефлексология Бехтерева;
реактология Корнилова;
бихевиоризм Уотсона;
культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней»[30].
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности»[31].
Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом.
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления .
Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией . Операции направляются на решение задач.
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.
Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:
В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.
Действие обладает порождающими свойствами.
А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.
Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.
Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.
Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.
В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.
Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.
Литература:
Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. – 1993. – №5.
Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.
Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т. 9, 12.
Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.
Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Психика, поведение и деятельность | PSYERA
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
- мотив;
- цель;
- предмет;
- средства.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Структура деятельности.
Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.
Любая деятельность имеет определенную структуру. В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
- предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
- субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
psyera.ru
Поведение и деятельность «Общая психология»
Поведение и деятельность
Поведение — взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность — осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются:
- познание;
- общение;
- труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
- игра;
- учение;
- труд.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1969.
- Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. — Т.1, М.: Мир, 1992.
- Костюк Г.С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1963.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
- Платонов К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
- объективная рефлексология Бехтерева;
- реактология Корнилова;
- бихевиоризм Уотсона;
- культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А.Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней» [1].
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности» [2].
Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность деятельность со скрытым мотивом. Действия процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.
Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.
Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С.Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:
- В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.
- Действие обладает порождающими свойствами.
А.В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.
Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В.И. Аспина, В.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Б. Познанской.
Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.
Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.
В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.
Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А.Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А.В. Запорожец. См.: Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.
Литература
- Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. — 1993. — №5.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды : В 2-х т. — Т. 1, М.: Периодика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. — 1972. — Т.9, 12.
- Леонтьев А.Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. — 1991. — № 4.
- Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. — 1993. — № 4.
[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
[2] Там же.
www.persev.ru
Поведение и деятельность — Мегаобучалка
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы. Своеобразие поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
В психологии существует несколько определений деятельности:
Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определенной потребности.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Представленные определения показывают, что в основе понимания деятельности находятся:
♦ Потребности, которые направляют и регулируют конкретную деятельность субъекта в предметной среде.
♦ Осознание цели, которая остается всегда необходимым признаком деятельности. Порождаясь потребностью как источником активности, деятельность управляется сознаваемой целью как регулятором активности.
Понятие деятельности следует отличать от понятия «поведение». В поведении цель не выражена. Кроме того, в дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С.Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением— поступок (проступок).
Естественное состояние человека — состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой…
Существуют различные классификации видов деятельности:
- в социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.д.;
- педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую;
- психология — изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.)
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
- обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
- становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
- является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
- создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
- является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
- обеспечивает познание и преобразование окружаюшего мира.
Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.
Важнейшие характеристики деятельности:
· предметность — она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира.
- социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию.
- сознательность — в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую».
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются: познание, общение, труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются: игра, учение, труд.
megaobuchalka.ru
Деятельность и поведение — Pro-Psixology.ru
Термины «деятельность», «моральная деятельность», «поведение», «моральное поведение», «поступок», «линия поведения» и др. широко применяются в социологической, психологической, этической литературе. При этом, очевидно, следует говорить о специфике их конкретного содержания в каждом из указанных разделов общественной науки. Несомненно, есть определенная специфика и в случае употребления их в рамках этических исследований, хотя их этическое содержание до сих пор раскрыто далеко не полностью. Иногда вообще высказываются сомнения в целесообразности их использования в анализе нравственных явлений. Поэтому имеет смысл хотя бы кратко остановиться на том значении, в котором они будут употребляться далее.
Деятельностью вообще можно назвать всякую совокупность (последовательность) чьих-либо действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом деятеле. Очевидно, субъектом такой деятельности может быть признано любое живое существо, осуществляющее свою жизнедеятельность в какой угодно форме. Сюда относится и жизнедеятельность человека как биопсихосоциального существа, включая деятельность его сознания.
В этой деятельности можно выделить человеческую деятельность как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий. Эта деятельность соединяет в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания (на то она и деятельность, сознательно полагающая свои дели). Наиболее известными видами человеческой деятельности являются: труд, учение (познание), игра, общение. Поскольку эта специфическая человеческая деятельность осуществляется (и только так она может осуществляться) в человеческих коллективах, в различных человеческих сообществах, то ее синонимом можно считать социальную деятельность.
Человеческую деятельность можно рассматривать и описывать просто как совокупность действий, акций и их ощутимых результатов. Но те же самые акты деятельности, их результаты можно рассматривать (и это особенно существенно для квалификации социальной деятельности) и описывать не в терминах обычной констатации факта совершения действия, а с точки зрения их значения для кого-либо — для самого деятеля, для окружающих, для общества в целом; под углом зрения их общественной значимости (ценности) — правовой, политической, нравственной и т. д. При таком подходе к человеческой деятельности, когда принимаются во внимание преимущественно аксиологические (ценностные) характеристики действий и их результатов, принято употреблять термин и понятие поведение, точнее, человеческое поведение.
Человеческое поведение, конечно, не следует смешивать с другими значениями слова поведение, которые широко используются в некоторых науках и в обыденной речи. В частности, оно не имеет никакого отношения, скажем, к поведению животных (предмет зоопсихологии, этологии), тем более к «поведению» машин (термин употребляется в кибернетике), к «поведению» частиц (в физике) и другим случаям подобного, подчас метафорического употребления этого слова. Строго говоря, поведение младенца или душевнобольного также не удовлетворяет признакам человеческого поведения, поскольку в их действиях отсутствует сознательное полагание целей.
В отличие от деятельности в широком смысле слова, включающей в себя и отправление естественных потребностей, и совершение каких-либо чисто технологических операций и т. д., акты человеческого поведения всегда в той или иной мере выявляют удаленные от непосредственного удовлетворения потребностей интересы, ориентации, идеологические позиции в системе тех общественных отношений, в которых живет и действует субъект поведения. Именно поэтому поведение выступает объектом правовой, моральной и т. д. оценки и регуляции.
Оценочными предикатами, указывающими на то или иное значение (ценность) человеческих действий, рассматриваемых как акты поведения, обычно выступают слова-определители, число которых хотя и велико, но не безгранично. Действие может оказаться полезным, бесполезным или вредным; красивым, некрасивым или безобразным; эффективным или неэффективным, целесообразным или нецелесообразным, умелым или неумелым, умным или глупым, правильным или неправильным, законным или противоправным, наконец, хорошим или дурным, нравственным или безнравственным.
Все оценочные предикаты целесообразно разделить на две большие группы. Основным классификационным принципом этого деления может служить определение ценности действия (или поступка) в зависимости от того, с чем оно соотносится. Соответственно в первую группу войдут все те предикаты, которые устанавливают ценность поведенческого акта путем его сопоставления с определенной целью. Этот подход к оценке действия обычно называют «операционным» или «праксеологическим». Таковы, например, слова — определители ценности: целесообразно, полезно, эффективно, умело, умно, а также противоположные им понятия. Во вторую группу войдут все те предикаты, посредством которых ценность акта поведения устанавливается в результате его соотнесения с каким-либо правилом, нормой, идеалом или другим образцом, имеющим более общее значение. Таковы оценочные суждения с предикатами: правильно, красиво, правомерно (или противоположными сказуемыми), т. е. суждения, устанавливающие логическую правильность рассуждений, эстетическую ценность чего-либо, значение действия с точки зрения его соответствия праву и т. п.
Необходимо заметить при этом, что резкую границу между отмеченными двумя группами оценочных предикатов и соответственно суждений провести трудно, потому что некоторые предикаты (например, «правильно» и «неправильно») слишком определенны, чтобы их отнести к первой группе, и в то же время недостаточно определенны, чтобы их с уверенностью можно было включить во вторую группу. Само определение «правильно» нуждается в дальнейших уточнениях: о какой правильности, о правильности чего (игры в шахматы, езды на автомобиле, произношения, мышления и т. д.) идет речь в данном конкретном случае. При всем том, однако, бросается в глаза, что если предикаты первой группы представляются достаточно расплывчатыми, то оценочные предикаты второй группы имеют более выраженный нормативный характер, что и позволяет их фиксировать в правилах, нормах, эстетических канонах, статьях правовых кодексов, предписаниях моды и т. п.
Наиболее общими оценочными предикатами, указывающими на нравственную ценность (или неценность) поступков, выступают понятия «доброе» и «злое» или в разговорном языке — «хороший» и «дурной» (поступок). Но сами эти понятия слишком абстрактны, чтобы заключать в себе в том или ином частном суждении какое-то определенное содержание. Поэтому, когда кто-либо говорит: «Этот человек поступил дурно», обычно тотчас следует вопрос: «Почему Вы так считаете?», т. е. возникает требование наполнить абстрактную оценку более конкретным содержанием. Ведь в каждом отдельном высказывании под добрым или злым в поведении подразумевают все-таки нечто более определенное, а именно соответствие или несоответствие данного акта поведения какой-либо зафиксированной в общественном сознании моральной норме. Поэтому, хотя нравственные оценочные суждения не могут состязаться с правовыми вердиктами в нормативной определенности и жесткости, все же они, как правило, достаточно определенны, нормативны, чтобы отнести их ко второй группе оценочных суждений, а не к первой. Например, даже общая характеристика «безнравственный человек» (тем более злой, подлый и т. п.) звучит гораздо более жестко, решительно и определенно, чем, скажем, характеристика «неразумный человек».
Во всяком случае можно говорить о нравственном или безнравственном поведении, когда последнее рассматривается под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений и общественно значимых последствий. Именно о таком поведении будет идти речь дальше, хотя эпитет «нравственное», чтобы избежать назойливого его повторения, употребляться не будет.
В последние годы в нашей этической литературе в том же значении все чаще употребляется словосочетание «моральная деятельность» как синоним нравственного поведения. Последнее же рассматривается в качестве аспекта, стороны, свойства социального поведения в целом. Иногда это понятие подвергается некоторыми авторами критике как не вполне удачное, недостаточно осмысленное содержательно. Действительно, выражение «моральная деятельность» невольно наводит на мысль, что существует какой-то особый род деятельности наряду с другими видами — производственно-трудовой, научно-теоретической, художественно-творческой, политической, судебно-процессуальной, религиозно-культовой и т. д., что, стало быть, существуют какие-то особые субъекты моральной деятельности, общественные институты, призванные выполнять лишь эту деятельность. Доводя критику до логического конца, авторы некоторых работ доходят до утверждения о полной «не-институциональности» и «нематериальности» нравственности, о том, что моральность есть свойство только сознания, но отнюдь не поведения, как такового. Согласно такой позиции, в поведении проявляются, обнаруживают себя свойства морального сознания, которые существуют лишь в идеальной форме. Между тем общепризнано, что моральной квалификации подлежит любая человеческая, социальная деятельность.
Указанные возражения достаточно серьезны (они касаются истолкования самой сущности морали) и заслуживают специального обсуждения. Что касается «нематериальности» морали, то в дальнейшем будет показано единство материального и духовного элементов в нравственном поведении. Относительно же «неинституциональности» морали вкратце скажем следующее.
Сомнения в целесообразности употребления термина «моральная деятельность» в значительной мере связаны с тем, что в этической литературе он применяется в основном в двух значениях без достаточно четкого их разграничения.
Есть все основания говорить о «моральной деятельности» в строго определенном, узком значении как о деятельности, побуждаемой прежде всего моральными мотивами. Очевидно, если иметь в виду именно деятельность, т. е. какие-либо особые действия, и если содержательно раскрыть ее специфические «моральные мотивы» (потребности, интересы, цели и т. д.), то «моральная деятельность» в упомянутом узком смысле — это деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения. Такова деятельность нравственного воспитания, например, детей в семье, в детских учреждениях; деятельность по перевоспитанию, например, лиц с отклоняющимся от нормы поведением в исправительных учреждениях, в товарищеских судах, при разборе так называемых персональных дел на собраниях; наконец, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности, которые обычно требуют значительных сознательных усилий, напряжения воли, даже специальных упражнений.
В обозначенном смысле «моральная деятельность» — это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах. Конечно, эта деятельность совершается в общем процессе социализации индивидов и сопутствует всякой другой деятельности (трудовой, учебной, игровой, эстетической и т. д.). Но она может быть представлена, так сказать, и в «чистом» виде, в форме переживаний, возбужденных потревоженной совестью, как извлечение уроков из прошлых ошибок, выработка человеком навыков более правильной оценки своих и чужих поступков. Думается, применительно к этой специфической деятельности термин «моральная деятельность» вполне уместен.
Кстати сказать, существуют достаточно определенные и притом вполне «материальные» субъекты деятельности, направленной на моральное воспитание, перевоспитание, самовоспитание, выполняющие ее прямо или в ходе выполнения других задач. Это семья, школа, другие детские учреждения и организации, исправительные заведения, суды, различные общественные организации, наконец, сама личность, осуществляющая нравственное самосовершенствование. Тот факт, что названные и другие общественные институты выполняют преимущественно иные социальные функции и задачи, ничего не меняет, ибо они выступают также субъектами социальной деятельности, направленной на нравственное формирование людей. Мало что меняет и то обстоятельство, что в классово антагонистических общественно-экономических формациях в силу определенных социальных причин многие общественные институты не выполняли вовсе или выполняли лишь под известным углом зрения задачи именно нравственного формирования людей, вследствие чего на практике преобладали методы внешнего принуждения, устрашения и т. п. в регуляции поведения. Напротив, в социалистическом обществе по мере его развития все большее значение приобретают общественные институты (например, семья, производственный коллектив, сама личность), в деятельности которых нравственно-воспитательные моменты постепенно получают самостоятельное значение. Таким образом, «неинституциональный» характер морали относителен, хотя институциональность ее, конечно, не выражена столь четко, как в других сторонах социальной деятельности.
Однако рассмотрим «моральную деятельность» в более широком значении. Если бы «моральная деятельность» ограничивалась очерченными выше рамками, т. е. процессами, связанными с усвоением нравственного опыта, то даже в этом случае она имела бы право претендовать на то, чтобы стать предметом специальной теории, допустим отраслью педагогической науки (для сравнения: ведь существует, скажем, такая частная медицинская паука о паразитах в кишечнике, как гельминтология). Однако суть заключается в том, что объектом этического анализа может быть все человеческое поведение, всякая человеческая деятельность, поскольку она подлежит квалификации с точки зрения добра и зла, естественно в их конкретно-историческом содержании и значении. Это деятельность, которая в подавляющем большинстве случаев непосредственно не преследует цели нравственного воспитания, перевоспитания или самовоспитания, ее главные цели — производственные, учебные, научные, художественные, спортивные и,т. д. В таком случае речь может идти не о какой-то особой «моральной деятельности», а о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, поскольку последние соотносятся с определенной, существующей в данном обществе, исторически и классово обусловленной системой моральных ценностей, норм, идеалов. Вплетаясь в мотивационную структуру поступков, эти элементы общественной нравственности становятся неотъемлемыми свойствами самого поведения.
Поэтому в дальнейшем изложении во избежание терминологических недоразумений мы будем говорить не о «моральной деятельности» в описанном выше узком значении, а о поведении вообще и его моральных свойствах.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
pro-psixology.ru
Деятельность и поведение человека
Деятельность — это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, направленное на производство определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.
Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.
Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.
Всякая деятельность состоит из действий и поступков.
Действие — это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями.
Поступки — это действия, которые связаны с нравственными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.
В зависимости от степени осознанности действий и поступков выделяют следующие компоненты деятельности:
• Умения — в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части — навыки.
• Навыки — это автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.
• Привычки — в отличие от навыков могут контролироваться сознательно, но в отличие от умений не всегда являются разумными и полезными. Например, дурные привычки: курение, сквернословие и др.
• Деятельность является одним из проявлений поведения человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не деятельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.
students-library.com
Понятие о поведении и деятельности. — МегаЛекции
Поведение и деятельность являются особыми формами проявления активности животных и человека. Активность направлена прежде всего на приспособление к той среде, где они обитают. У животных процесс приспособления осуществляется бессознательно, у человека он имеет как бессознательный, так сознательный характер.
Источником активности живых существ являются потребности. Каждое живое существо испытывает нужду в определенных предметах и явлениях для продолжения своей жизнедеятельности. Потребности представляют собой состояние неудовлетворенности, которое испытывает живое существо в связи с нехваткой веществ, необходимых для продолжения его нормального существования.
Потребности могут быть врожденными и приобретенными. Так, например, потребность в пище является врожденной как у человека, так и у животных. Наряду с этим имеется множество потребностей, которые возникают в процессе употребления таких веществ, которые ранее не использовались живым существом.
ются продуктом взаимодействия живого существа с конкретными условиями существования.
В животном мире потребности имеют биологический характер, так как они удовлетворяются предметами и явлениями, созданными самой природой. Поэтому потребности определяют и строение организма, и функции психики, и формы поведения животных. Так, строение тела травоядных животных приспособлено для удовлетворения потребности в пище посредством поедания травы, а функции психики и формы поведения обеспечивают им поиск данного сорта пищи и способы ее употребления. У хищных животных строение тела, функции психики и формы поведения направлены на удовлетворение потребностей посредством поедания других животных.
Иначе обстоит дело с возникновением и удовлетворением потребностей у человека. Хотя первоначально потребность в пище у ребенка имеет такой же врожденный характер и удовлетворяется посредством молока матери, как и у детенышей животных, но в дальнейшем пищевые вещества и способы их употребления имеют совершенно иной характер, чем у животных.
Прежде всего человек удовлетворяет естественные потребности предметами, создаваемыми обществом (продукты питания, одежда и т.д.), а не находит их в готовом виде в природе. Кроме того, удовлетворение потребностей осуществляется посредством сложившихся в обществе приемов и способов употребления вещей в определенной обстановке (сидеть за столом, пользоваться ножом, вилкой и т.д.). Наконец, человек удовлетворяет свои естественные потребности совместно с другими людьми, соблюдая правила приличия, традиции и требования гигиены.
Таким образом, естественные потребности и способы их удовлетворения имеют у человека не биологический, а социальный характер и связаны с высшей формой психической деятельности и с чисто человеческими формами поведения. Такой высшей формой психики является сознание, которое дает возможность человеку осознать свои потребности и создавать предметы, необходимые для их удовлетворения.
Хотя исходными потребностями являются естественные, без удовлетворения которых человек не может существовать как организм, все же смысл жизни заключается не только в них. “Человек ест, чтобы жить, но живет не для того, чтобы есть!” — сказал один философ. Для чего же тогда живет человек? Жизнь человека связана не только с удовлетворением естественных, но и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей осуществляется в результате присвоения индивидом идеальных свойств, присущих как самому человеку, так и предметам и явлениям, создаваемых им.
Важнейшей духовной потребностью человека является потребность в человеческом обществе, которая удовлетворяется в процессе общения с людьми посредством языка и других средств общения. Она является основой для духовного развития человека. Общаясь с другими людьми -носителями идеальных душевных свойств, человек усваивает их мысли, чувства, желания, стремления, взгляды и убеждения, которые теперь определяют его духовный мир и его поведение в обществе.
Сначала эта потребность удовлетворяется у ребенка в результате общения с близкими людьми, потом со своими сверстниками, учителями и другими взрослыми, среди которых появляются друзья, любимые люди и духовные руководители.
Другой важнейшей потребностью человека является потребность в познании окружающего мира, других людей и самого себя. Первоначально эта потребность проявляется в виде стремления ребенка получить информацию о внешнем мире посредством органов чувств. Затем эта потребность усложняется и удовлетворяется посредством интеллектуальных процессов, направленных на познание сущности предметов и явлений и своей собственной сущности.
К духовным потребностям следует отнести и потребность в труде. Труд является основным условием существования человеческого общества, так как оно не может существовать, если не будет производить материальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Высшим проявлением данной потребности является потребность в творческом труде, что составляет смысл жизни для творческого человека.
Труд является одним из видов деятельности человека. Деятельность — это особая форма проявления активности, посред-
рой люди познают окружающий мир, изменяют его в соответствии со своими нуждами, взаимодействуют между собой, добиваясь нужных результатов. Кроме деятельности человеку также свойственно и определенное поведение. Поведение — это тоже одна из форм проявления активности людей, направленная по отношению друг к другу в процессе деятельности, в быту и в общественной жизни.
Деятельность и поведение характеризуются целями и мотивами. Цель деятельности и поведения — это те объекты, на которые направлена активность человека. Мотивы — это те побуждения, которые заставляют личность заниматься деятельностью и осуществлять поведение.
Источником мотивов и целей являются потребности. Возникшие на основе потребностей мотивы побуждают личность к деятельности и поведению, а цели управляют их осуществлением. Как это происходит? Потребности функционируют циклично. Они возникают, нарастают, удовлетворяются и исчезают. Каждая потребность имеет свой предмет. Сначала, на основе возникшей потребности, появляется неосознаваемое субъектом влечение к чему-то. На этой стадии возникновения потребности ее предмет еще четко не обозначен, но состояние неудовлетворенности побуждает субъекта к неосознанному его поиску. Затем, по мере нарастания потребности смутно осознаваемое влечение превращается в ясно осознаваемое желание, на основе которого у субъекта возникает образ объекта, посредством которого может быть удовлетворена потребность. Если такой объект существует, то у субъекта появляется цель найти тот объект и удовлетворить потребность. Как видим, мотив и цель в поведении совпадают.
В готовом виде предметы, посредством которых человек удовлетворяет свои потребности, в природе не существуют. Их нужно создать. Человек не в состоянии сам создавать все материальные и духовные ценности, необходимые для удовлетворения его потребностей. Это делает общество. Поэтому человек, занимаясь деятельностью, создает общественный продукт, который ему может быть и не нужен. Сталевар выплавляет сталь, которую сам не использует, химик создает химические вещества, которые сам не применяет. Таким образом, мотивы и цели в процессе деятельности могут совпадать, а могут и не совпадать.
Удовлетворяя свои потребности человек не просто осуществляет деятельность и акты поведения, но совершает социально значимые деяния, которые могут принести людям как добро, так и зло. Если человек удовлетворяет свои потребности за счет других людей, или создает наносящие им вред предметы и явления, то в этом случае он совершает злодеяния, за которые должен нести ответственность перед обществом и перед самим собой. Если же человек своей деятельностью и поведением приносит добро людям, то он совершает благодеяния, которые высоко оцениваются обществом. Совершая доброде-яния или злодеяния человек приобретает положительные или отрицательные качества личности.
6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятельности.
Поведение и деятельность, направленные на создание и употребление материальных и идеальных продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей, управляется, регулируется и контролируется высшей формой психики — сознанием, которое функционирует на основе сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Для того, чтобы психика могла успешно регулировать и контролировать деятельность и поведение, она должна правильно отражать объекты, на которые направлена активность человека, а также управлять практическими действиями, посредством которых может быть достигнута поставленная цель.
В каждом виде деятельности соотношение между познавательными процессами может изменяться в соответствии с задачами деятельности и свойствами объектов, на которые она направлена. Ведущими в деятельности являются высшие познавательные процессы — воображение и мышление, посредством которых создается образ будущего объекта, а материалом для его построения является информация, представляемая сенсорными и перцептивными процессами — ощущениями и восприятиями. Так, у художников огромное значение имеют зрительные сенсорные и перцептивные процессы, дающие возможность создавать новые цветовые оттенки и новые формы изображаемых объектов.
ния и восприятия, на основе которых создаются новые музыкальные образы. У дегустаторов решающую роль играют вкусовые и обонятельные ощущения, благодаря которым оценивается качество продукции и создаются продукты с оригинальными качествами.
Наряду с познавательными процессами во всех видах деятельности принимают участие такие психические явления как внимание, воля и чувства. Благодаря вниманию человек направляет и сосредотачивает сознание на предметах и явлениях, которые он создает или изменяет в процессе деятельности. Воля дает возможность мобилизовать все внутренние ресурсы на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели, проявлять усилия, необходимые для осуществления деятельности. Чувства побуждают человека к деятельности, они определяют также и его отношения к процессу деятельности, так и к ее результатам. Все эти психические явления представляют собой различные стороны проявления сознания, которое выступает как внутренний план деятельности человека, регулирующий и контролирующий ее осуществление.
Поскольку деятельность имеет общественный характер, то она регулируется и контролируется обществом, которое определяет, какие ее виды являются для него важными и какие результаты должны быть получены. Выбор личностью вида деятельности, которым она будет заниматься, зависит от того, какими мотивами она будет руководствоваться. Результаты деятельности зависят от наличия у личности определенных мотивов, способностей, умений, навыков и усилий, которые она проявляет в процессе деятельности.
В связи с тем, что результаты деятельности заранее нормируются обществом, можно выделить три уровня проявления нормативной продуктивности деятельности. На первом -ниженормативном уровне — личность не может достигнуть результатов, требуемых обществом. Это объясняется, в одном случае, отсутствием положительных мотивов, в другом случае, неумением организовать деятельность и проявить нужные волевые усилия, в третьем случае, низким уровнем развития способностей, навыков и умений. На втором — нормативном уровне — результаты деятельности соответствуют нормативным заданиям и личность удовлетворена ими. На тре-
ет нормативные задания, но старается проявить творчество и достигнуть самых высоких результатов в деятельности.
Поведение, как и деятельность, также имеет нормативный характер, но в отличие от последней оно регламентируется не нормативными заданиями, а законами, нравственными нормами, обычаями и традициями, существующими в обществе. При этом характер поведения человека зависит от его взглядов, убеждений, психических состояний и психических свойств личности.
Таким образом, поведение и деятельность не могут осуществляться без внутренних психических явлений, выполняющих побудительную, познавательную и регулятивную функции. Кроме внутреннего психического компонента в деятельности и в поведении имеет место внешний исполнительный, физический компонент, проявляющийся в виде движений, совершаемых человеком. Система движений, направленных на достижение сравнительно простой цели или задачи, называется действием. Действие является основным элементом деятельности, в котором объединены как внутренне психические, так и внешние физические компоненты деятельности.
Следовательно, поведение и деятельность представляют собой органическое единство внутренней психической и внешней физической активности направленной на достижение сознательно поставленной цели.
Действие, направленное на других людей, называется поступком. Если поступок наносит вред другим людям, то он становится проступком. В отличие от действия поступок может совершаться без определенной цели и имеет тогда непреднамеренный, импульсивный характер. Второе отличие поступка от действия заключается в том, что он может быть не связан с внешними движениями. Человек, промолчавший и не выразивший своего отношения к словам другого человека или к его поступку, сам совершает поступок.
Поведение и деятельность имеют у человека не врожденный, а приобретенный характер. Для того, чтобы человек мог совершить какую-либо деятельность или поведение, он должен усвоить приемы и способы их осуществления. В результате многократного применения они закрепляются, автоматизируются и воспроизводятся без участия сознания. Такие закрепившиеся авто-
бы выполнения деятельности и поведения, осуществляющиеся без контроля сознания, называются навыками. Навыки являются важнейшими компонентами поведения и деятельности человека. Благодаря им сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и целиком и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
Навыки у человека существенным образом отличаются от навыков у животных. Если навыки у животных формируются и осуществляются автоматически, неосознанно, то у человека они возникают и функционируют под контролем сознания и поэтому могут изменяться, совершенствоваться и применяться по желанию человека. Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Выделяют четыре этапа формирования навыков. Первый этап называется ознакомительным. На этом этапе создается ориентировочная основа для формирования навыка. Обучающийся узнает где, когда и с какой целью будет применяться навык, а также знакомится с приемами и способами его выполнения. На втором подготовительном (аналитическом) этапе происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающееся неумелыми действиями, лишними движениями, напряженным сенсорным вниманием, слабым контролем за выполнением навыка. На третьем стандартизирующем (синтетическом) этапе отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, сенсорный контроль заменяется мускульным, происходит автоматизация и совершенствование навыка. Четвертый варьирующий (ситуативный) этап характеризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях, что достигается благодаря переносу сознания с приемов осуществления навыка на обстановку и результаты действий в новых условиях.
Между навыками, в процессе их формирования, происходит взаимодействие. Оно может быть положительным и отрицательным. Положительное взаимодействие или перенос навыков имеет место в том случае, если структура одного навыка соответствует структуре другого. Отрицательное взаимодействие или интерференция происходит тогда, когда структура одного навыка
да структура одного навыка противоречит структуре другого, вследствие чего формирование нового навыка тормозится старым.
Кроме навыков в процессе деятельности применяются также умения. Умения представляют собой гибкие системы приемов и способов выполнения деятельности, сформированные в результате применения специально усвоенных знаний и навыков. Так для того, чтобы грамотно писать, человек должен уметь применять не только навыки письма, но и знать и применять правила грамматики и синтаксиса. То же самое относится и к поведению. Для того, чтобы уметь себя вести культурно в обществе, необходимо не только иметь навыки культурного поведения, но и знать и применять моральные нормы, традиции, обычаи, существующие в данном обществе.
Формирование умений и навыков осуществляется в результате применения специальных упражнений. Упражнения не сводятся к простому воспроизведению умений и навыков. Они отличаются от механических повторений тем, что предполагают сознательный интеллектуальный контроль за процессом их формирования. Упражнения необходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специальных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Большое влияние на поведение и деятельность оказывают привычки. Они или способствуют успешному осуществлению деятельности и поведения, или мешают им. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приемы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. В силу этого привычки воспроизводятся автоматически и имеют принудительный характер. Привычки могут быть полезными и вредными. Они могут возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могут быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать моральные нормы, вести здоровый образ жизни. Дурные привычки, такие как привычка курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные — случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрица-
тельную привычку очень легко, но избавиться от нее очень трудно. Всем известно, как трудно бросить курить. Это может сделать только человек с сильной волей. Иногда пытаются бросить курить раз и навсегда, но проходит некоторые время и потребность берет свое и человек снова начинает курить. Отвыкнуть от привычки можно только постепенно. Сначала надо постепенно увеличивать интервалы между выкуренными сигаретами, доводя их до нескольких штук в день. Затем надо приучать себя не докуривать сигарету полностью, стараясь как можно меньше затягиваться. Все это создает условия для постепенного угасания потребности для воспроизведения привычки и дает возможность вообще отвыкнуть от нее.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru