Как вести себя в обществе: основные правила этикета на все случаи жизни
Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.
Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.
Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?
А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.
Этикет поведения в любом общественном месте
Будучи в общественных местах, помните о следующем:
- Если возникла потребность остановиться в потоке людей, следует сначала отойти в сторонку.
- Не расталкивайте людей, если вам нужно пройти.
- Если вы случайно зацепили кого-то или наступили на ногу, следует извиниться.
- Свои вещи – сумку, портфель, скейт, музыкальный инструмент – нужно нести таким образом, чтобы не зацепить окружающих.
- Мусор следует бросать в урну или же забрать с собой до ближайшей урны.
- Стоит воздержаться от продолжительных объятий и поцелуев, даже между близкими людьми, влюбленными или супругами.
- Следует воздержаться от громких разговоров как по телефону, так и между собой, если вы с другом, супругом, супругой или в компании.
- Нужно воздержаться от обсуждения домашних дел и нюансов своей личной жизни.
- Во время общения стоит воздержаться от избыточной жестикуляции. Также не стоит чесаться, потирать руки, хрустеть костяшками пальцев.
- По улице мужчина идет слева от женщины. Исключение – военные, которые выполняют воинское приветствие (отдают честь) правой рукой.
- Не стоит показывать пальцем на людей и предметы.
- Нужно постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.
Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.
Этикет поведения в помещениях общего назначения
Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:
- В дверях мужчина пропускает вперед женщину, младший – старшего, рядовой сотрудник – начальника.
- Из равных по возрасту и статусу первым проходит тот, кто ближе к двери. Если расстояние до двери одинаковое, входящий пропускает выходящего.
- Следует придержать дверь, если кто-то идет следом.
- Если двери двустворчатые, придерживайтесь правила «правостороннего движения» и оставляйте левую створку для идущих навстречу.
- Вниз по лестнице первым идет мужчина, вверх – женщина. Если лестница темная или помещение незнакомое для женщины, вверх по лестнице первым идет мужчина.
- Сторону лестницы у перил следует уступать женщинам, пожилым людям и детям. Из двух людей одного пола уступает младший.
- В лифте стоящий ближе к кнопкам должен спросить у всех остальных этаж и нажать нужные кнопки.
- Зашедший в помещение первым здоровается с теми, кто уже находится внутри.
- Следует воздержаться от прослушивания музыки или просмотра фильмов без наушников.
- Не стоит разглядывать в упор кого-либо, даже если вас что-то заинтересовало в человеке.
- Женщинам позволительно не снимать в помещении шляпу и перчатки, однако они обязаны снимать шапку и варежки.
- Не инициируйте рукопожатие в туалетной комнате.
А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.
Правила поведения в общественном транспорте
Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:
- Подождать, пока из транспорта выйдут все, кто собирался выйти на остановке, и только потом заходить в салон.
- Подождать, пока свободные места займут пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми, беременные, и только потом занять одно из оставшихся свободным мест.
- Следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один. Не ставьте сумку на соседнее сиденье, не расставляйте широко ноги, мешая занять соседнее место.
- Если увидели знакомых в другом конце салона, поприветствуйте кивком и улыбкой.
- Мужчине следует выйти из общественного транспорта первым, затем подать руку и помочь выйти спутнице.
Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.
Правила поведения в кафе и ресторане
Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:
- За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
- В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.
- Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
- Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
- При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
- Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
- Не разговаривать по телефону за столом.
- При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
- Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
- Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.
На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.
Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).
Правила поведения в театре и кинотеатре
Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:
- Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
- Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
- Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
- Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
- Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.
- Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т. к. это мешает сидящим сзади зрителям.
- Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
- В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
- Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
- Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.
Уточним, что для концертов правила более демократичны. Многие исполнители сами просят зрителей спеть вместе с ними или выкрикивают: «Я не вижу ваших рук!» Многим группам даже приятно, если зрители знают наизусть тесты их песен. Кроме того, например, ни один рок-концерт никогда не начинается вовремя, поэтому опоздания зрителей тоже допустимы.
Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.
Основные правила знакомства
Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:
- При знакомстве представляют мужчину женщине, младших по возрасту или должности – старшим, пришедших позже – пришедшим ранее.
- Человека, которому вы представляете незнакомца, нужно назвать первым, а того, кого представляют, – вторым. Например: «Катя, познакомься, это Роман», «Иван Петрович, это Марина».
- Допустимо и желательно уточнять при знакомстве род занятий и/или степень вашего знакомства с теми, кого вы представляете друг другу. Например: «Катя, познакомься, это мой муж Роман. Рома, познакомься, это моя подруга Катя, мы вместе учились в университете».
- Руку для рукопожатия первым должен подать человек, которому представили незнакомца.
- Если с вами хотят поздороваться за руку в момент, когда вы сидите, следует встать или хотя бы слегка привстать.
И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.
Основные правила делового этикета
По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:
- Не опаздывайте.
- Всегда здоровайтесь, говорите «спасибо» и «пожалуйста», не перебивайте собеседника.
- Предупреждайте о своем визите.
- Перед тем как зайти, постучите или скажите «здравствуйте», если дверь открыта.
- На деловых переговорах постарайтесь изъясняться четко, кратко и внятно, чтобы суть вашего сообщения была предельно ясной.
- Воздержитесь от избытка сленга и слов иностранного происхождения, особенно, если на деловой встрече присутствуют специалисты из смежных сфер деятельности, не слишком знакомые с тонкостями вашей работы.
- Перепроверяйте письменные сообщения и исправляйте ошибки перед отправкой.
- В мессенджерах не дробите длинное сообщение на короткие – лучше сократите суть письма так, чтобы оно легко поместилось в одно сообщение.
- На телефонный звонок лучше отвечать после 2-го или 3-го гудка.
- Если вам не ответили после 5-го гудка, положите трубку.
- Если во время звонка прервалась связь, перезвонить должен инициатор звонка.
- Представьтесь, если вы позвонили с нового номера.
- О своем видеозвонке следует предупредить заранее, например, текстовым сообщением.
- Во время видеозвонка смотрите на собеседника, а не на себя в камере.
- Рукопожатие должен инициировать руководитель, в том числе, если подчиненные женщины.
- На деловых встречах не положено целовать руку женщинам.
- Не раскрывайте и не выспрашивайте коммерческие тайны.
- Не обсуждайте отсутствующих и тем более не отзывайтесь о них плохо.
- Всегда спрашивайте разрешение ваших деловых партнеров, если хотите сослаться на них третьим лицам, указать их в списке партнеров у себя на сайте, рассказать какой-либо случай с их участием в публичной плоскости.
- За деловой ужин платит тот, кто пригласил на ужин.
Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.
Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.
Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.
Кроме того, вы можете пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникации», и тогда вы сможете сориентироваться абсолютно в любой ситуации. Мы желаем вам интересного общения и эффективных коммуникаций и ждем на наших программах!
Ключевые слова:1Коммуникации, 1Отношения
Автор: Ольга Обломова
Получить на почту
Поведение в обществе — набор простых правил
Мы живем в обществе и каждый день контактируем со множеством людей. Чтобы получать удовольствие от каждого прожитого дня, важно быть воспитанным и приятным в общении человеком. Правильное поведение в обществе — сложно ли им овладеть, чтобы это оценили окружающие? Представим себе два противоположных стиля поведения. Одни люди непринуждённо ведут себя в любой компании. Уверены в себе, легки в общении и производят хорошее впечатление с первого взгляда. Другие, наоборот — теряются, как только выходят за рамки привычного круга, не могут поддержать разговор, в голову не приходит ни одной хорошей мысли. Если вы относите себя ко второй категории, поверьте, это не приговор!
- Содержание статьи
- Поведение в обществе: с чего начать
- Навыки общения
- Умение слушать и слышать
- Контроль за своим поведением
- Ваши друзья — ваша забота
Поведение в обществе: с чего начать
Неужели кто-то будет иметь обилие друзей и поклонников, будет любимчиком общества, а кто-то будет всегда стоять в стороне? Конечно, это необязательно должно быть так. Хорошее поведение обществе — это не природный дар, а работа над собой, в первую очередь.
Любое изменение начинается с глубокого анализа своего поведения, попытки честно оценить себя: разобраться, какие привычки и поступки являются положительными, а какие отрицательными. Излишняя скромность, например, вряд ли будет являться положительным качеством, если вы хотите обратить на себя внимание. А без внимания довольно сложно завоевать расположение общества.
Что касается негативных сторон, завоёвывая внимание людей, надо научиться уделять им также и часть своего внимания. Для культурного и занимательного человека, которым вы решили стать, характерно проявлять интерес к мыслям и поведению собеседника. Уважение чужого мнения — прекрасное качество собеседника и залог хорошего общения.
Как вести себя в обществе непринуждённо? Надо обрести уверенность в себе, овладеть искусством общения и тактичного поведения. Эти качества можно и нужно в себе развивать.
Навыки общения
Умение общаться позволит вам уверенней себя чувствовать, а эта уверенность незримо будет передаваться собеседнику. Разговорный навык подразумевает, что вам есть, чем поделиться: опытом, знаниями, хорошей шуткой. Чтобы получить в ответ благодарность публики, надо хотеть и иметь возможность что-то ей предложить.
Багаж знаний
Надо поработать над своей речью, научиться владеть словом. Для этого необходимо много читать, лучше литературную классику. Также важно культурно обогащаться: посещать театры, музеи, выставки. Хорошо быть информационно ознакомленным собеседником, быть в курсе интересных фактов и событий, происходящих в мире. Для этого читайте газеты, журналы, смотрите новости.
Важное предостережение — избегайте сплетен! Как вести себя в обществе, где в ходу подобное поведение? Не поддерживайте подобные разговоры, обходите их стороной. Привлечь внимание таким образом несложно, но расплата за него обойдётся дороже. Получив однажды репутацию сплетника и интригана, практически невозможно будет изменить мнение о себе в лучшую сторону в дальнейшем. Дешёвое внимание никому не делает чести.
Воспитанный человек никогда не будет говорить о другом плохо. Если кто-то вам говорит о человеке в негативном ключе, а вы поддерживаете такой разговор, то в другой компании он скажет что-то подобное и про вас. Существует золотое правило, написанное в Библии. Оно гласит: «Как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Следованием этому правилу и уважением к другим приобретается уважение к себе.
Разговорная практика
Также надо регулярно тренировать свои навыки общения. Особенно полезно принимать участие в беседе с интеллектуально развитыми людьми, для этого даже существуют специальные клубы по интересам. На тему ораторского мастерства у нас написана содержательная статья. Правильное поведение в обществе неразрывно связано с умением говорить на широкую аудиторию.
Умение слушать и слышать
Слушать и слышать — настолько похожие слова, что не каждый понимает разницу в их значении. Тем не менее, важны оба качества. Вместе они образуют переходную составляющую от навыка говорить к умению правильно себя вести. Жванецкий в одном замечательном произведении говорил, что с умным человеком легко находиться рядом, быть самим собой. С дураком же это всегда утомительная работа, надо обороняться, что-то доказывать и постоянно быть начеку.
Умение слушать и просто помолчать, когда говорит другой, даёт прекрасный перерыв для оценки обстановки и коррекции собственного поведения. Слушая другого человека, можно продумать ход дальнейшего общения и вести беседу в желаемом русле. Не делайте поспешные выводы, дайте человеку спокойно изложить свои мысли. Даже если будут перебивать вас, не отстаивайте свои права, спокойно выслушайте человека, что лишь подчеркнет ваш культурный уровень.
Чтобы не прослыть лицемером, кроме умения слушать надо развивать навык слышать, о чём вам говорят. Это касается и самого разговора, и невербальных знаков. Вежливый человек чувствует своего собеседника, способен понять его настроение, считаться с особенностями его натуры. Этот человек тактичен, ему известно чувство меры. Воспитанный человек может найти общий язык благодаря внимательному отношению к личности своего собеседника.
Контроль за своим поведением
Что характеризует вежливого человека? Среди прочего, благодарность за оказанную услугу и готовность воздать тем же. Использование в своей речи слов: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините, пожалуйста» и т.п. Такой человек привык первым здороваться, желать доброго утра, приятного дня, не скупится на улыбку.
Сдержанность или лицемерие
Когда о ком-то говорят: он умеет держать себя в обществе, в буквальном смысле имеют ввиду, что человек хорошо контролирует своё поведение. Воспитанный человек никогда не теряет самообладания. Как бы ни был ему неприятен собеседник, он всегда будет вежлив и учтив. Вы не обязаны изображать чрезмерную приязнь ко всем подряд, но должны уметь сдерживать свои негативные эмоции. В этом смысле не надо путать сдержанность и лицемерие,как не надо путать и прямоту с невежеством.
Клоунада неуместна
Поговорим немного о юморе. Здесь тоже необходимо придерживаться некоторых правил. Шутки с целью позабавить компанию — хорошая идея, но желающий пошутить должен делать это очень деликатно, стараясь никого не обидеть. Никогда не подшучивайте над внешностью, поведением или именем человека, иначе вы его оскорбите. Неглупый человек с достаточной самоиронией сам сможет над собой пошутить. Дурак же всегда ищет, к кому прицепиться, либо устраивает неуместные и чрезмерные издевательства над самим собой.
Общество, это не театр, а вы не артист на сцене. Поэтому ваше хорошее поведение должно быть естественным. А оно таковым будет только в том случае, если ваш внутренний человек соответствует тому, как вы себя преподносите. Не пытайтесь себя приукрасить или принизить в угоду обществу, цените свою уникальность. Не нужно стараться быть идеалом, лучше будьте искренними.
Этикет речевой и не только
Называйте своих собеседников по имени, но не слишком часто, это располагает к общению. Людям нравиться слышать своё имя, если только оно не сквозит в каждом предложении.
Учитесь не только дарить, но и принимать подарки. Самодостаточные люди не ждут, что вы будете их одаривать при каждой встрече. Но если такие люди преподносят вам подарок от искреннего сердца, отказ его принять будет расценен, как невежество. Принимая подарок, выразите свою благодарность и восхищение. Ведь это и есть то внимание, которого мы с вами искали в начале статьи.
Культурного человека отличает знание правил приличия и поведения в общественных местах. Например, в театре, проходить по ряду, где уже сидят зрители, надо всегда лицом к ним. А чтобы пропустить выходящего, вежливо будет привстать со своего стула, тем самым дав ему возможность пройти.
Ваши друзья — ваша забота
Работайте над собой, используя приведенные выше рекомендации. Довольно скоро вы обнаружите, как круг общения расширяется, вы становитесь приятным собеседником и уже не испытываете страх перед незнакомым обществом. Чувствуя уверенность, вы сможете удачно присоединиться к любой беседе.
Человек не может жить в одиночестве, ему необходимо иметь друзей. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам будь дружелюбным» — это совет самого мудрого царя всех времен, царя Соломона.
Влияние социальных компонентов на поведение человека
Поведенческая экономика и теория подталкивания приобрели плохую репутацию. Опасения, которые иногда называют темным маркетингом, вмешательством правительства или корыстным патернализмом, возникают в связи с тем, что такие вмешательства нарушают права личности.
Однако дело в том, что мы очень редко делаем выбор в отрыве от внешних воздействий.
«Мы социальные существа, и поэтому наш выбор делается в контексте социальных связей, личных отношений и физического окружения — на все это влияют другие люди».
Действительно, сама концепция государственной политики, основанной на поведении, и степень ее эффективности демонстрируют, как люди реагируют на внешнее влияние. Поведенческая экономика использует эти человеческие идеи и исходит из того, что — как для индивидуальной помощи людям, так и для оказания положительного влияния на максимальное количество людей — на поведение людей можно влиять, не ограничивая их свободы.
Наука о поведении, демократизация
Каждый день мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.
В TDL мы работаем с организациями государственного и частного секторов — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.
Подробнее о наших услугах
Например, когда речь заходит о налогах на потребление алкоголя или сахара, некоторые утверждают, что их тело принадлежит им самим, и поэтому они должны принимать собственные решения. Безусловно, политика общественного здравоохранения направлена на то, чтобы предоставить людям максимальную свободу в тех случаях, когда негативные последствия их поведения могут быть интернализованы. Однако он также считает, что если существуют внешние эффекты или общественные издержки для такого поведения (как это часто бывает), правительство имеет право проводить кампанию по сокращению случаев такого поведения. Таким образом, социальные силы не только влияют на наше поведение, но и наше поведение, в свою очередь, влияет на социальные результаты.
Британская группа Behavioral Insights Team (BIT) использует структуру MINDSPACE для помощи в применении поведенческих наук в процессе разработки политики. Они утверждают, что идеи, отраженные в мнемонике, являются «девятью наиболее сильными факторами, влияющими на наше поведение». другим, или полагаясь на категорию и восприятие, чтобы сформировать наше мнение о тех, с кем мы взаимодействуем, ясно, что эти социальные компоненты имеют огромное влияние на наше индивидуальное поведение. Давайте рассмотрим несколько примеров:
Наука о поведении, демократизированная
Каждый день мы принимаем 35 000 решений, часто в условиях, не способствующих принятию обоснованных решений.
В TDL мы работаем с организациями государственного и частного секторов — от новых стартапов до правительств и авторитетных игроков, таких как Фонд Гейтса, — чтобы устранить предвзятость при принятии решений и добиться лучших результатов для всех.
Подробнее о наших услугах
Messenger – взаимодействие с другими
В другом классическом примере BIT Великобритании работал с HMRC (агентство по сбору налогов Великобритании) для увеличения налоговых платежей, рассылая письма-напоминания о том, что большинство людей в районе получателя уплатили свой налог. Толчком к этому вмешательству является простое понимание того, что никто не хочет быть непослушным человеком в своем сообществе, и что переосмысление уплаты налогов не только как юридическое обязательство, но и как социальная норма улучшит соблюдение. Письма, подчеркивающие положительные социальные нормы, дали на 15% больше откликов, чем стандартное письмо, и было подсчитано, что если бы такой подход применялся по всей стране, это могло бы помочь собирать дополнительные налоговые поступления в размере 160 миллионов фунтов стерлингов в год.
Нормы – давление со стороны коллег
В другом классическом примере BIT Великобритании работал с HMRC (агентство по сбору налогов Великобритании) для увеличения налоговых платежей, рассылая письма-напоминания о том, что большинство людей в районе получателя заплатили свои налог. Толчком к этому вмешательству является простое понимание того, что никто не хочет быть непослушным человеком в своем сообществе, и что переосмысление уплаты налогов не только как юридическое обязательство, но и как социальная норма улучшит соблюдение. Письма, подчеркивающие положительные социальные нормы, дали на 15% больше откликов, чем стандартное письмо, и было подсчитано, что если бы такой подход применялся по всей стране, это могло бы помочь собирать дополнительные налоговые поступления в размере 160 миллионов фунтов стерлингов в год.
Обязательство – публичное заявление
Аналогичным образом, содействие созданию социальных норм является частью подхода ЮНИСЕФ к борьбе с практикой калечащих операций на женских половых органах (КОЖПО) в некоторых африканских деревнях. По данным НПО Тостан , ключевым фактором, приведшим к отказу от этой практики, было обращение к коллективному, а не индивидуальному поведению. Было обнаружено, что публичное осуждение КО и заявления против него имеют важное символическое значение.
Электронная книга
Проблема управления ИИ
По умолчанию — переломный момент
Академический исследовательский центр социальных когнитивных сетей (SCNARC) проанализировал огромное количество данных, чтобы определить переломный момент 9 0048 , при котором маргинальное убеждение становится мнение большинства. Их оценка предполагает, что по крайней мере 10% людей должны придерживаться определенного мнения, чтобы оно имело шанс получить более широкое распространение. Таким образом, утверждают они, небольшая группа может внести изменения — до тех пор, пока они привержены и последовательны в своих убеждениях. Возможно, самый эффективный способ добиться повсеместного изменения поведения — это достичь этих 10%. Если сарафанное радио — лучшая форма рекламы, то очевидные и четкие действия — лучшая форма поощрения социальных изменений.
Все эти результаты говорят о том, что, хотя нам нравится думать о своем выборе как о собственном, на самом деле на него часто сильно влияют выбор и взгляды наших сверстников. В этом отношении Джон Донн был прав — ни один человек не является островом. Особенно когда дело касается поведения.
Социальные и поведенческие изменения | ЮНИСЕФ
Программа
Помогая семьям получить доступ к решениям, которые влияют на их жизнь.
ЮНИСЕФ/UN0523669/Монир
Каждый стремится проложить собственный курс в поисках счастливого будущего. Но доступные нам решения не всегда приводят к результатам, которых мы хотим или даже ожидаем.
Различные факторы, влияющие на то, как мы начинаем понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним, также влияют на то, как мы делаем выбор. Эти факторы могут быть социальными, например, нормы, которые подпитывают дискриминацию и заставляют сообщества подчиняться вредным практикам. Они могут быть психологическими, как ментальные модели, которые определяют, что мы считаем желательным и даже возможным.
И слишком часто — для семей, живущих в бедности, незащищенных или зависящих от слабых государственных систем — факторы, ограничивающие контроль над выбором, носят структурный характер. Глубоко укоренившийся дисбаланс сил, лежащий в основе дискриминационных обществ и институтов, отрезает людей от принятия решений, которые в наибольшей степени влияют на их жизнь.
В совокупности эти факторы объясняют, почему то, что мы делаем — индивидуально и коллективно — не просто отражение наших личных предпочтений или убеждений. Но социальные и поведенческие изменения могут помочь мобилизовать местные действия, чтобы расширить контроль людей над выбором, который им необходим для защиты своих прав.
Как реагирует ЮНИСЕФ
ЮНИСЕФЧто такое социальные и поведенческие изменения?
Социальное изменение и изменение поведения (SBC) направлено на расширение прав и возможностей отдельных лиц и сообществ, а также на устранение структурных барьеров, которые мешают людям внедрять позитивные методы и обществам становиться более справедливыми, инклюзивными, сплоченными и миролюбивыми.
Опираясь на различные дисциплины (от социологии и психологии до коммуникативной и поведенческой экономики), SBC охватывает любой набор стратегий и вмешательств, которые влияют на движущие силы изменений и поддерживают местные действия по улучшению общества. Он помогает специалистам в области развития и политикам разрабатывать более эффективные программы по сокращению бедности и неравенства. И это сочетает в себе научные знания с идеями сообщества, что наиболее важно, чтобы расширить контроль людей над решениями, которые влияют на их жизнь.
Читать дальше
От экспертов
Почему социальные и поведенческие изменения имеют решающее значение для защиты прав детей?
В более чем 190 странах и территориях ЮНИСЕФ обеспечивает детей питанием, медицинским обслуживанием, защитой и образованием, в которых они нуждаются, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Но повышение доступности услуг автоматически не улучшает благосостояние семей.
По разным причинам опекуны могут испытывать трудности с получением выгоды от услуг, призванных помочь детям развиваться: иногда ценность программы не очевидна. В других случаях он пренебрегает решением основной проблемы или невидимого барьера для доступа.
Родители могут, например, не пускать своего подростка в школу или отказаться от вакцинации своего ребенка. Они могут подвергнуть свою дочь калечащим операциям на женских половых органах или отказать сыну-инвалиду в специализированной помощи, несмотря на понимание последствий такого выбора. Родители делают это не по злой воле или по незнанию, а потому, что контекст их решения выходит за рамки целей программ, предназначенных для них.
Большинство лишений, с которыми сталкиваются дети, являются симптомами глубинных проблем, таких как глубоко укоренившийся дисбаланс власти или идеология, которая выражается в вредных практиках и дискриминационных институтах. В таких случаях защита прав детей означает изменение структур, определяющих распределение власти в обществе.
Как ЮНИСЕФ применяет социальные и поведенческие изменения?
ЮНИСЕФ признает, что одних знаний недостаточно для изменения поведения: мы сотрудничаем с семьями и общественными лидерами, чтобы понять их потребности и мотивы, определить их сильные стороны и устранить барьеры на пути к позитивным изменениям. В каждом секторе наши программы SBC объединяют местные знания с научными данными для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Мы не работаем над тем, чтобы изменить людей — мы работаем над тем, чтобы изменить среду, в которой они действуют, облегчая отдельным лицам и сообществам внедрение методов защиты детей.
Мы также понимаем, что улучшение положения семей требует социальных изменений. ЮНИСЕФ активно взаимодействует с женщинами и детьми во всем мире, чтобы усилить их роль в создании обществ, которых они хотят — обществ, в которых преобладает равенство, отступают стигматизация и дискриминация, а их собственный голос способствует значимым изменениям. Прежде всего, мы уделяем особое внимание участию и подотчетности, чтобы дать семьям больше контроля над решениями, влияющими на их жизнь.
Имея самую большую институциональную рабочую силу в этой области, ЮНИСЕФ уже более 35 лет является лидером в области социальных и поведенческих изменений. В нашей работе сочетаются традиционные и новые подходы: несмотря на то, что коммуникация и взаимодействие с сообществом остаются центральными в нашей деятельности, мы также полагаемся на методы прикладных наук о поведении, ориентированного на человека проектирования, а также цифровых исследований и исследований по внедрению для достижения изменений, которые семьи считают наиболее важными.
Наши партнеры по всему миру
Коллективная служба информирования о рисках и взаимодействия с общественностью (RCCE)
Коллективная служба обеспечивает сотрудничество между широким кругом организаций для увеличения масштабов и качества подходов RCCE.
Глобальный альянс за социальные и поведенческие изменения
Альянс — это коалиция организаций из самых разных областей, объединенных общим стремлением к созданию информированных и вовлеченных обществ.