Лекция по обществознанию на тему: «социальное поведение».
Лекция по обществознанию на тему «Социальное поведение» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.
Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).
Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.
Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической нестабильности, становится движущей силой социального прогресса.
Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.
Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.
Публика — это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.
К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.
Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.
Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний. Утопические движения ставят целью создание идеальных общественных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.
Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.
Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.
Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.
Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.
Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.
Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции (поощрения и наказания).
Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления н реабилитации. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.
Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.
Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.
Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта. Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.
Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т.е. участию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.
Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Соииальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.
В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между различными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Культурные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить политическую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.
Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как война, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.
Вопросы и задания
1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?
2. Кто является субъектом социального поведения?
Какие разновидности социального поведения существуют?
Какое поведение получило название девиантное?
Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.
В чем состоят причины девиантного поведения?
Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?
Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?
Приведите классификацию конфликтов.
multiurok.ru
11. Отклоняющееся поведение и его типы
Социальные нормы, которым люди следуют в своих действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия индивидов соответствуют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняются от правил, которым они обязаны руководствоваться.
Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; самоубийство; гомосексуализм.
Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.
Биологическое
Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике
Психологическое
Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта
Социологическое
Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma — угол, пятно)
Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а групповой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.
Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.
Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи.
По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худшую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитивный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).
Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.
humanitar.ru
Правила поведения в обществе: основные нормы и правила
К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?
Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.
Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.
Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное — не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.
Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.
Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.Основные нормы и правила поведения в обществе
Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:
- Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
- Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
- Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
- Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
- Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
- Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
- Не нарушайте чужое личное пространство — например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих — пассивное курение никому не нравится.
- Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
- Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
- Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
- Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
- Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
Правильное поведение в обществе деловых людей
В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.
- Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
- Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
- Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
- Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.
- Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
- Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
- Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
- Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.
Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.
legkopolezno.ru
Интересное обществознание/Девиантное (отклоняющееся) поведение — Викиучебник
Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира
Девиантное (отклоняющееся) поведение[править]
Цель урока – предостеречь учащихся от девиантного поведения.
Три вида девиантного поведения.[править]
Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, оно приводит к изоляции от общества, лечению или наказанию нарушителя с целью убедить или заставить людей соблюдать общественные нормы. Таким образом, по отношению к нарушителям применяются усиленные меры социального контроля – надзор и санкции. Существует три основных вида девиантного поведения:
- аддиктивное поведение,
- преступное поведение,
- суицидное поведение
Аддиктивное поведение[править]
Картина В. Маковецкого «Пьяница». Дымящаяся сигарета в пепельницеru.wikibooks.org
Что такое поведение
Привет! Тут такое дело: оказывается мало кто себе представляет базовые понятия, которыми мы пользуемся каждый день, но в действительности мало кто себе представляет, что они означают. Например, что такое поведение? Вроде простой вопрос, а вот поди ж ты, может поставить в тупик даже искушенного знаниями человека. В этой статье разберемся с этим понятием, так что дочитайте статью до конца.
Понятие
В психологии поведение — это форма и метод взаимодействия человека с окружающим миром. В социологии оно понимается как система социальных действий направленных на взаимодействие с другим субъектом.
Понятно, что тут психологи и социологи могут спорить до бесконечности, какое определение более точное. На первый взгляд, кажется, что первое шире: человек ведь может вести себя по-особенному, по-разному даже тогда, когда он вообще один. Например человек прогуливается в лесу, и будучи уверенным, что его никто не видит, например сделает что-нибудь этакое, чего на людях делать он не будет ни при каких обстоятельствах. Например, вырежет на коре дерева -то непристойное.
Однако, с точки зрения социологии: любой человек не сам же по себе существует, а является продуктом социализации. И чтобы он не вытворял один, это реакция на отсутствие представителей социума, которая вот такой может быть. К тому же многие все равно представляют, что кто-то рядом есть, даже если они одни.
Словом, тут спор может быть долгим. Однако главное, что вам надо запомнить: поведение — это система действий, поступков людей, которая выражает реакцию человека как на социум, так и на окружающий мир.
Главный вопрос при этом в социологии стоит так: что влияет на поведение субъекта? Чем он руководствуется, какова его мотивация? На этот счет существует великое множество теорий как собственно социологических, так и психологических. Кстати, некоторые из них я рассматриваю в моем свободном курсе «Обществознание: социальная сфера».
Виды
Как вы уже поняли, поведение может быть абсолютно разным. Мерилом, или его критерием являются правила — общепризнанные нормы поведения. Они могут быть как формальными, так и неформальными: правовыми или нормами морали. Что такое мораль, смотрите здесь.
По этому критерию поведение бывает:
Девиантным (отклоняющимся) — таким, которое отклоняется от общепризнанных норм; более детально смотрите о нем в этой статье.
Конформным — или лояльным социальным нормам, более детально смотрите тут.
Рациональным — таким, когда человек руководствуется здравым смыслом, который, в свою очередь, в общем-то тоже можно отнести к нормам. Более подробнее читайте здесь.
Иррациональным — таким, при котором человек руководствуется чувствами, или инстинктами, или любыми не рациональными доводами.
Например, согласно теории социального действия Макса Вебера, например, выделяется еще несколько видов поведения: собственно рациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Статью про социальные действия, кстати, вы можете найти на этом сайте.
Уверен, вы получили представление о том, что такое поведение. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях — не будьте жадиной!
С уважением, Андрей Пучков
ege59.ru
Поведение человека в обществе
Warning: Use of undefined constant videoembedder_options — assumed ‘videoembedder_options’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh422158/data/www/ethicscenter.ru/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306
Поведение человека в обществе – это многогранное понятие, отражающее все формы общения человека с окружающим миром. Оно подразумевает реакцию человека на события, которые происходят здесь и сейчас, а также отражает желание и способности человека следовать правилам и нормам, установленным в обществе. В основе поведения лежат потребности человека в социальном общении, эти потребности подразумевают действия, с помощью которых и осуществляется контакт с внешним миром.
Каждое действие поведенческого характера предусматривает движущий мотив. Мотивы обуславливают определенный порядок поведенческих действий. Эти действия по своему типу делятся на 2 категории: автоматические и сознательные.
Автоматические действия. В основе этих действий лежат рефлексы, заложенные в человеке от рождения, а также приобретенные в течение жизни навыки, которые при своей реализации не требуют интеллектуальной деятельности, а доведены до автоматизма. К их числу относят умение читать, писать, вертикально ходить.
Сознательные действия. Требуют от человека включения интеллекта. При попадании в необычную для себя среду человек сознательно выбирает для себя определенный шаблон поведения, который сообразуется с его пониманием окружающей обстановки. Сознание всегда стремится закрепить этот шаблон поведения и перевести его в категорию автоматических действий. Например, такое происходит, когда человек приходит на работу в новый коллектив. Первые несколько дней он подстраивает свое поведение под требования работодателей и условия коллектива, а затем его действия доводятся до автоматизма.
Психика человека постоянно ведет работу в направлении закрепления разных жизненных ситуаций в автоматические поведенческие действия. Основными мотивами для такого закрепления являются с одной стороны счастье, а с другой – боль. К примеру, неправильное поведение пешехода на проезжей части приводит к травмам или смерти, сознание закрепляет порядок пересечение дороги на зеленый свет светофора и по пешеходному переходу.
Успехи на работе связаны с получением морального удовольствия – ощущение счастья. Сознание также закрепляет порядок действий, которые привели к этому ощущению. Таким образом, поведение человека складывается из действий, которые не допускают организм к потере жизнеспособности и закрепляют порядок достижения успеха и счастья.
ethicscenter.ru
Нормы и правила поведения в обществе :: BusinessMan.ru
Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!
Что такое «правила поведения в обществе» вообще?
Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, – это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!
Первая встреча и знакомство
Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:
- мужчину – женщине;
- младшего по возрасту и положению – старшему в этих же категориях;
- пришедших позднее – уже присутствующим.
При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься – Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».
При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.
Приветствие
Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту – к старшим.
Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.
При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.
При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама – мужчине, старший – младшему, руководитель – подчинённому, даже если работник – женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.
Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.
Вежливость и чувство такта
Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.
Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие – тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.
Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе – это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.
Правильно поставленная речь
Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.
Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона – неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.
Употребление паразитных слов, периодическое «мычание» и паузы могут испортить общее впечатление от разговора. Правила поведения, принятые в обществе, также призывают человека скорее принимать роль слушателя, нежели оратора. Конечно, навык успешно вещать на публику – это очень полезное для жизни умение, но недооценивать умение слушать не следует, ведь оно не менее ценное искусство, которое будет достойно оценено в любых кругах.
Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.
Настроение
Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.
Какой тон следует задать?
Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.
Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?
Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.
Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.
При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина – за ним.
С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.
На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.
Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано – значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.
Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения – всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.
Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное – начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!
businessman.ru