Поведение в обществознании это – Тема 12. Поведение – SOOCIETY

Лекция по обществознанию на тему: «социальное поведение».

Лекция по обществознанию на тему «Социальное поведение» (по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружаю­щей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутрен­ней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его обще­ния с другими людьми.

Несколько иным по сущности выступает социальное поведение. Этим термином обозначается образ жизни и действий большого ко­личества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведе­ния выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).

Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, состав­ляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, до­вольствуются своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.

Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы». Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например в периоды политической неста­бильности, становится движущей силой социального прогресса.

Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, кото­рые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связа­ны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.

Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, со­бравшиеся, например, около места происшествия.

Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в ус­тановленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например неистовствующие фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществ­ляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа по­громщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экста­тическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.

Публика — это большая группа людей, складывающаяся на ос­нове их общих интересов, без какой-либо организации, но обяза­тельно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внима­ния. Им может быть событие, личность, научное открытие, пред­мет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.

К разновидностям социального поведения относятся соци­альные движения, коллективное поведение и социальное поведе­ние личности.

Социальные движения — это массовые действия представите­лей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение груп­повых или общественных интересов, способствующие или препят­ствующие социальным переменам. В зависимости от целей и харак­тера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.

Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний.

Утопические движения ставят целью создание идеальных обще­ственных систем. Движения реформ выступают за проведение пре­образований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя. Консервативные движения противо­действуют всяческим преобразованиям.

Социальные движения часто возникают в связи с недоволь­ством существующими порядками. В среде движения формирует­ся идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необ­ходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движе­ния возникают редко, в нестабильных — часто.

Коллективное поведение это массовые, непредсказуемые реак­ции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно.

Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается вли­янию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально нака­ленную атмосферу.

Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые по­ступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказы­вают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к об­ществу, предрасположенность и готовность к активной деятель­ности. Все это называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.

Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценно­стям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведе­нием. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремле­нии ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.

Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не яв­ляется девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей дан­ной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен.

Инновация (нововведе­ние) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения. Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в не­приятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, це­лей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, «уйти в себя». Мятеж выра­жается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценно­стей, целей и средств и попытке заменить их на новые, устано­вить новый социальный порядок.

Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную пред­расположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии,

социологический — учи­тывает влияние социальных и культурных факторов.

Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представ­ляет систему, включающую взаимоотношения индивидов, пра­вила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и уста­новлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного ре­гулирования, включающего социальные нормы (правила) и санк­ции (поощрения и наказания).

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления н реабилитации. Изо­ляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление.

Обособле­ние — это также прекращение контактов индивида с другими людь­ми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например арест. Реабилитация — это подготовка деви­анта к возвращению в общество и выполнению необходимых со­циальных ролей.

Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформально­го контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выра­жаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает не­довольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведе­ния, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную груп­пу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позво­ляет себе совершать девиантные поступки.

Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Соци­альный конфликт — это сложное явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.

Предконфликтная стадия может быть довольно продолжитель­ной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоцио­нальное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то яв­ление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действии.

На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.

Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враж­дебных действий сторон в связи с устранением причин конфлик­та. Если причины не устранены, а участники конфликта прекра­тили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.

Способы разрешения конфликта могут быть различны. Конфлик­тующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к согла­шению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон усло­вия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то го­ворят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая пока­зать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т.е. учас­тию в разрешении конфликта третьей, не заинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Нако­нец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты проис­ходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень слож­ным. Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта от­личаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимо­действуют друг с другом. Соииальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. При­меры социальных конфликтов — восстания и революции.

В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, раз­личают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государ­ства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Соци­альные конфликты, как отмечалось выше, возникают между раз­личными социальными группами по поводу распределения мате­риальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Куль­турные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в му­зыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп. Они могут носить поли­тическую, экономическую, социальную окраску, но в любом слу­чае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям дру­гой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересека­ются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает при­меры силовых мер по насаждению среди «неверных» «истинной» веры.

Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как вой­на, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивили­зованные способы разрешить его мирным путем.

Вопросы и задания

1. Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?

2. Кто является субъектом социального поведения?

  1. Какие разновидности социального поведения существуют?

  2. Какое поведение получило название девиантное?

  3. Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения? Охарактеризуйте их.

  4. В чем состоят причины девиантного поведения?

  5. Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе? Какую роль в этом играет социальный контроль?

  6. Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?

  7. Приведите классификацию конфликтов.

multiurok.ru

11. Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

 

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

 

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

 

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

 

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

 

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

 

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

 

Социо­логичес­кое

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

 

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

 

Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

 

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

 

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

 

humanitar.ru

Правила поведения в обществе: основные нормы и правила

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное — не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника — вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство — например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих — пассивное курение никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.
В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.

  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

legkopolezno.ru

Интересное обществознание/Девиантное (отклоняющееся) поведение — Викиучебник

Материал из Викиучебника — открытых книг для открытого мира

Девиантное (отклоняющееся) поведение[править]

Цель урока – предостеречь учащихся от девиантного поведения.

Три вида девиантного поведения.[править]

Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, оно приводит к изоляции от общества, лечению или наказанию нарушителя с целью убедить или заставить людей соблюдать общественные нормы. Таким образом, по отношению к нарушителям применяются усиленные меры социального контроля – надзор и санкции. Существует три основных вида девиантного поведения:

  • аддиктивное поведение,
  • преступное поведение,
  • суицидное поведение

Аддиктивное поведение[править]

Картина В. Маковецкого «Пьяница». Дымящаяся сигарета в пепельнице

ru.wikibooks.org

Что такое поведение

Привет! Тут такое дело: оказывается мало кто себе представляет базовые понятия, которыми мы пользуемся каждый день, но в действительности мало кто себе представляет, что они означают. Например, что такое поведение? Вроде простой вопрос, а вот поди ж ты, может поставить в тупик даже искушенного знаниями человека. В этой статье разберемся с этим понятием, так что дочитайте статью до конца.

Понятие

В психологии поведение — это форма и метод взаимодействия человека с окружающим миром. В социологии оно понимается как система социальных действий направленных на взаимодействие с другим субъектом. 

Понятно, что тут психологи и социологи могут спорить до бесконечности, какое определение более точное. На первый взгляд, кажется, что первое шире: человек ведь может вести себя по-особенному, по-разному даже тогда, когда он вообще один. Например человек прогуливается в лесу, и будучи уверенным, что его никто не видит, например сделает что-нибудь этакое, чего на людях делать он не будет ни при каких обстоятельствах. Например, вырежет на коре дерева -то непристойное. 

Однако, с точки зрения социологии: любой человек не сам же по себе существует, а является продуктом социализации. И чтобы он не вытворял один, это реакция на отсутствие представителей социума, которая вот такой может быть. К тому же многие все равно представляют, что кто-то рядом есть, даже если они одни. 

Словом, тут спор может быть долгим. Однако главное, что вам надо запомнить: поведение — это система действий, поступков людей, которая выражает реакцию человека как на социум, так и на окружающий мир.

Главный вопрос при этом в социологии стоит так: что влияет на поведение субъекта? Чем он руководствуется, какова его мотивация? На этот счет существует великое множество теорий как собственно социологических, так и психологических. Кстати, некоторые из них я рассматриваю в моем свободном курсе «Обществознание: социальная сфера».

Виды

Как вы уже поняли, поведение может быть абсолютно разным. Мерилом, или его критерием являются правила — общепризнанные нормы поведения. Они могут быть как формальными, так и неформальными: правовыми или нормами морали. Что такое мораль, смотрите здесь.

По этому критерию поведение бывает:

Девиантным (отклоняющимся) — таким, которое отклоняется от общепризнанных норм; более детально смотрите о нем в этой статье.

Конформным — или лояльным социальным нормам, более детально смотрите тут.

Рациональным — таким, когда человек руководствуется здравым смыслом, который, в свою очередь, в общем-то тоже можно отнести к нормам. Более подробнее читайте здесь.

Иррациональным — таким, при котором человек руководствуется чувствами, или инстинктами, или любыми не рациональными доводами.

Например, согласно теории социального действия Макса Вебера, например, выделяется еще несколько видов поведения: собственно рациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Статью про социальные действия, кстати, вы можете найти на этом сайте.

Уверен, вы получили представление о том, что такое поведение. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях — не будьте жадиной!

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Поведение человека в обществе


Warning: Use of undefined constant videoembedder_options — assumed ‘videoembedder_options’ (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh422158/data/www/ethicscenter.ru/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

Поведение человека в обществе – это многогранное понятие, отражающее все формы общения человека с окружающим миром. Оно подразумевает реакцию человека на события, которые происходят здесь и сейчас, а также отражает желание и способности человека следовать правилам и нормам, установленным в обществе. В основе поведения лежат потребности человека в социальном общении, эти потребности подразумевают действия, с помощью которых и осуществляется контакт с внешним миром.

Каждое действие поведенческого характера предусматривает движущий мотив. Мотивы обуславливают определенный порядок поведенческих действий. Эти действия по своему типу делятся на 2 категории: автоматические и сознательные.

Автоматические действия. В основе этих действий лежат рефлексы, заложенные в человеке от рождения, а также приобретенные в течение жизни навыки, которые при своей реализации не требуют интеллектуальной деятельности, а доведены до автоматизма. К их числу относят умение читать, писать, вертикально ходить.

Сознательные действия.  Требуют от человека включения интеллекта. При попадании в необычную для себя среду человек сознательно выбирает для себя определенный шаблон поведения, который сообразуется с его пониманием окружающей обстановки. Сознание всегда стремится закрепить этот шаблон поведения и перевести его в категорию автоматических действий. Например, такое происходит, когда человек приходит на работу в новый коллектив. Первые несколько дней он подстраивает свое поведение под требования работодателей и условия коллектива, а затем его действия доводятся до автоматизма.

Психика человека постоянно ведет работу в направлении закрепления разных жизненных ситуаций в автоматические поведенческие действия. Основными мотивами для такого закрепления являются с одной стороны счастье, а с другой – боль. К примеру, неправильное поведение пешехода на проезжей части приводит к травмам или смерти, сознание закрепляет порядок пересечение дороги на зеленый свет светофора и по пешеходному переходу.

Успехи на работе связаны с получением морального удовольствия – ощущение счастья. Сознание также закрепляет порядок действий, которые привели к этому ощущению. Таким образом, поведение человека складывается из действий, которые не допускают организм к потере жизнеспособности и закрепляют порядок достижения успеха и счастья.

ethicscenter.ru

Нормы и правила поведения в обществе :: BusinessMan.ru

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, – это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину – женщине;
  • младшего по возрасту и положению – старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее – уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься – Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.

Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту – к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама – мужчине, старший – младшему, руководитель – подчинённому, даже если работник – женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.

Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие – тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе – это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.

Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона – неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Употребление паразитных слов, периодическое «мычание» и паузы могут испортить общее впечатление от разговора. Правила поведения, принятые в обществе, также призывают человека скорее принимать роль слушателя, нежели оратора. Конечно, навык успешно вещать на публику – это очень полезное для жизни умение, но недооценивать умение слушать не следует, ведь оно не менее ценное искусство, которое будет достойно оценено в любых кругах.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.

Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.

Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина – за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано – значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.

Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения – всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное – начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *