Агрессивный подросток: рекомендации родителям
Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство — т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.
Откуда берется агрессия?
Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от соцсетей и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.
Молчаливая забастовка – важный сигнал | Тревога приводит к нарушению адаптации в коллективе. В результате подростки, которые не могут или не умеют эффективно и успешно общаться со сверстниками, попадают в категорию изгоев. Такие дети одиноки, у них нет друзей, зато есть проблемы с окружением. Подобные подростки выделяются своим поведением, манерой общения, даже внешним видом. |
Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.
Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения — образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.
Виды агрессии
Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.
- Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
- Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
- Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
- Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.
«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?
Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.
Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.
Пар из ушей валит часто даже у взрослых | Почему мы учим детей драться, а не договариваться?Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы? Возможно, мое мнение будет наивным, но данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его — не очень-то востребованный навык. |
А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.
В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.
Полезно ли умение договариваться подростку?
Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.
Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?
Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.
Способ 1. Дать выход агрессии
Агрессия — это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками — не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства — дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.
Вдруг у него не кулаки чешутся, а в душе неладно? | Способ 2. Работать с самооценкой ребенкаЧеловек, которому есть чем гордиться, всегда чувствует себя спокойно. Если ваш ребенок уверен, что в чем-то он точно «впереди планеты всей», то и агрессия со стороны сверстников будет восприниматься не так остро. |
Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», — справедливо думала Александра.
Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)
Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем — они его нашли.
Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу
О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему.
Не ругать, а любить – на самом деле это очень-очень сложно. | Способ 4. Любить подростка и подавать ему примерДа, ваш 13-летний Костя ведет себя как независимый мальчишка, плюющий на ваше несомненно авторитетное мнение. Несмотря на это поведение, его показательная независимость скорее защитная реакция или провокация, вызванная недостатком внимания. Подростки очень уязвимы, вспомните себя в этом возрасте. Так что почаще говорите ему о своей любви. |
Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель — в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Способ 5. Следить за здоровьем
Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится —
Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия, цветотерапия, поездки на природу и даже йога.
Главное — пусть подросток знает, что он не один, семья готова его поддержать, а не отругать.
КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» — Агрессивное поведение подростков: причины и формы проявления
Проблема агрессивности для нашего общества является актуальной.
Сегодня на улице нередко можно встретить жестокость, цинизм и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди подростков. Подростковый возраст самый сложный, именно в это время человек конфликтует со всем миром, а особенно с теми, кто по их мнению, ограничивает жизнь.
Рассмотрим причины возникновения агрессивного поведения.
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты агрессивности он приобретает под воздействием упущений, ошибок, недоработок в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Агрессивность у подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Также на агрессивное поведение могут влиять и его природные особенности –темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.
Если агрессивное поведение проявляется без причины, можно сказать, что человек страдает от гормонального дисбаланса в организме. А если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, то это может быть формой протеста на ограничения дома, в школе и желание самоутвердиться среди сверстников. Кроме того, причинами агрессии могут быть конфликты в семье между родителями и детьми, средства массовой информации, фильмы, плохая компания, уровень семьи. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует надо искать причины такого поведения.
Главная роль отводится семье. Именно в ней закладываются основы норм и правил нравственности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.
В подростковый период влияние родителей на детей уже ограниченное, но во многом они ещё зависят от них. Подростки всё также нуждаются в любви и заботе, но уже хотят быть самостоятельными. Именно в это время многое зависит от воспитания и уделяемого ребенку внимания. Если родители будут уделять подростку слишком много внимания (гиперопека) и контролировать его, то он будет бунтовать и отстаивать своё право на свободу выбора – с кем дружить, как одеваться, как вести себя, как учиться. А если уделять недостаточно внимания, то он своим агрессивным поведением будет привлекать внимание родителей.
На поведение подростка может повлиять социальный статус и уровень жизни семьи. Если в семье недостаточно денег, то дети начинают вести себя агрессивно из-за того, что их родители не могут купить им, например: дорогой телефон или планшет, модную одежду, красивые джинсы. Так же могут вести себя и дети, которые растут в обеспеченной семье, у кого всё есть, но в этом случае подростки считают себя выше и лучше других.
Иногда подростки ведут себя агрессивно из-за ревности. Например, в семье появился второй ребенок, или мама выходит замуж за другого мужчину, или папа женится на другой. Если подросток проявляет агрессию по отношению к своему брату или сестре, то в этом случае многое зависит от родителей, от их умения предустранять конфликты, потому что эта ситуация может повлиять на взаимоотношения детей в дальнейшем. Родителям нельзя чаще хвалить второго ребенка, чем первого, сравнивать их, т. к. подростку кажется, что его любят меньше. Нельзя постоянно ставить ему в пример даже постороннего ребенка у подростка может появиться ревность и к нему.
Может быть и такое, когда в семье есть традиции, например: проводить свободное время вместе, выбирать одну профессию и т.д., а подросток с этим не согласен, и он начинает проявлять агрессию.
Частые унижения, оскорбления детей со стороны родителей также приводят к агрессивному поведению. Подростки начинают грубить, делать все назло людям, которые находятся рядом с ними.
Важную роль в формировании индивида играют школа и различные группы, в которых находится подросток. Если, например, подготовленность ребенка к школе слабая, а требования высокие, то у ребенка происходит внутренний конфликт. Он начинает раздражаться, пропускать уроки, уходить из дома. Учебная нагрузка, конфликты с педагогами, неразделенная любовь выводят психику подростка из равновесия.
Немаловажную роль играют и сверстники. Подростки наблюдают за поведением других детей и учатся вести себя агрессивно. Своё агрессивное поведение они чаще всего направляют против сверстников, которые слабее. Дети не думают на сколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем они издеваются. Такие мальчики становятся доминантами, а девочки агрессоры не так заметны, потому что они высмеивают, распространяют слухи о тех, кто им не нравится. Иногда подросток проявляет агрессию под давлением группы, а инициатор насилия этим демонстрирует свою силу и то, что он многое может. Конфликты между детьми происходят не только в борьбе за лидерство, но и из-за некомпетентных действий или оценок педагогов.
Нередко агрессию может вызвать определенная ситуация, которая не позволяет вести полноценную жизнь. Например, какая-то травма, заболевание, физический дефект. Подросток ощущая свою неполноценность начинает вести себя агрессивно.
На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают интернет, телевизор и компьютерные игры. Наиболее опасными являются фильмы, игры, посты, ролики с агрессивным содержанием. Насмотревшись, подростки примеряют на себя роль отрицательных героев. Они становятся жестокими, грубыми. Подростки начинают думать, что такое поведение приемлемо и будут уверены, что можно таким образом решать свои проблемы.
Во многих случаях на агрессивное поведение влияют присутствие и действие других людей. Однако агрессию могут вызвать не только слова и поступки людей, но и другие причины. Ими могут стать :
1. Сильная боль, которая вызывает агрессивное поведение.
2. Алкоголь и психотропные вещества нередко являются причиной агрессии.
3. Если человека поместить в тесное помещение через некоторое время возникает агрессивное поведение.
4. Если на человека агрессивно действует другой человек, то ответ будет таким же.
5. Возбуждение может провоцировать такое же поведение.
6. Ученые утверждают, что климатические условия (жара) могут вызвать агрессию. Также гнев могут вызвать плохие запахи, табачный дым и т.п.
Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты:
1. Неуверенность в себе. Именно из-за неуверенности подросток начинает противодействовать и будет самоутверждаться за счет слабых.
2. Обидчивость. В подростковом возрасте дети начинают очень бурно реагировать даже на безобидные вещи.
3. Чувство вины. Это чувство вызвать у подростка очень легко, но он не будет это признавать, а будет маскировать под агрессивным поведением.
4. Пессимистическое настроение. Недоверие к людям и ко всему, что его окружает напрямую влияет на его поведение.
Причиной агрессивного поведения может быть и уровень самоконтроля. Если у человека пониженный самоконтроль, то он часто проявляет агрессию. А если самоконтроль повышенный, то человек может сдержать себя даже в самых трудных ситуациях, но бывают моменты, когда и такой человек проявляет агрессивность и она принимает крайние меры.
Агрессивное поведение подростка зависит от многих причин: от его характера, от условий проживания, от отношения к нему родителей, сверстников, друзей и т.д. Поэтому проявления тоже бывают разные. Основными формами проявления агрессивного поведения у подростков являются:
1. Вербальная агрессия – более «легкое» проявление в виде споров, угроз, ругани.
2. Физическая агрессия – используется физическая сила, т.е. причиняется вред, боль другому лицу.
3.Косвенная агрессия – совершаются действия на другого человека окольными путями (сплетни, топанье ногами, злобные шутки, хлопанье дверьми).
4. Негативизм выражается в оппозиции против законов и обычаев.
5. Обида – зависть и ненависть подростка к окружающим, что обусловлено чувством горечи, гнева на весь мир.
6. Подозрительность – недоверие и настороженность к окружающим.
7. Раздражительность – проявляет резкость, грубость.
8. Скрытая агрессия – давление на кого-либо без открытого проявления враждебности.
Такой быстрый рост агрессивного поведения у подростков очень беспокоит родителей, педагогов и психологов. Родителям следует учить ребенка контролировать свои чувства. Необходимо научить его относиться к тем вещам в жизни, которые нельзя изменить спокойно. Необходимо установить с ребенком контакт, быть искренним, сдержанным, терпеливым, относиться к подростку уважительно, стать ему другом, помочь направить энергию в нужное русло. Чаще всего подростки не признают свое агрессивное поведение. Родителям надо бороться с такими проявлениями, а если подросток не может контролировать свою агрессивное поведение и проявляет физическую форму надо обратиться к специалистам. Надо помнить, что своевременное обращение позволит успешно справиться с агрессией.
Список литературы
1. Причины агрессивного поведения подростков // Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net).
2. Мудрова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. – 2016. — №15. – с.413-415.
3. Подростковая агрессия: причины, виды, проявления, борьба //https://tutknow.ru/psihologia/8116-kak-spravitsya-s-podrostkovoy-agressiey.html
Материал подготовлен преподавателем психологии Г. С. Шиловой
Повышенная агрессия, улучшение пространственной памяти и снижение тревожного поведения у взрослых самцов мышей, подвергшихся воздействию флуоксетина в раннем возрасте
. 2014;36(5):396-408.
дои: 10.1159/000363102. Epub 2014 6 августа.
Вероника Кирьянова 1 , Ричард Дайк
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Калгари, Калгари, Альта, Канада.
- PMID: 25115143
- DOI: 10.1159/000363102
Вероника Кирьянова и др. Дев Нейроски. 2014.
. 2014;36(5):396-408.
дои: 10.1159/000363102. Epub 2014 6 августа.
Авторы
Вероника Кирьянова 1 , Ричард Дайк
принадлежность
- 1 Факультет психологии Университета Калгари, Калгари, Алта, Канада.
- PMID: 25115143
- DOI: 10.1159/000363102
Абстрактный
Обоснование: Флуоксетин (Flx; торговые марки Prozac, Sarafem, Rapiflux), селективный ингибитор обратного захвата серотонина, назначают для лечения депрессии у беременных женщин; однако это обычно назначаемое лекарство может повлиять на развитие мозга плода, поскольку Flx проникает через плаценту. Имеющиеся данные об анатомических и поведенческих последствиях перинатального воздействия Flx во время раннего развития на поведение взрослых ограничены и часто противоречивы.
Цели: Чтобы дополнительно определить долгосрочные поведенческие эффекты изменения 5-HT во время развития, мы изучили влияние перинатального воздействия Flx на поведение самцов мышей во взрослом возрасте.
Методы: Самкам вводили примерно 25 мг/кг/день Flx с 15-го дня эмбрионального развития до 12-го дня постнатального развития, и оценивали поведение взрослого потомства.
Результаты: Мы обнаружили, что перинатальное воздействие Flx приводит к усилению агрессии, улучшению пространственной памяти и уменьшению тревожного поведения. Это воздействие не вызывало дефицита памяти, изменений сенсорной обработки или изменений крупной моторики.
Выводы: Наши результаты показывают, что, хотя перинатальное воздействие Flx может иметь долгосрочные последствия для поведения взрослых, эти эффекты кажутся ограниченными и не обязательно вредными.
© 2014 S. Karger AG, Базель.
Похожие статьи
Поведенческие результаты взрослых потомков женского пола после материнского стресса и перинатального воздействия флуоксетина.
Кирьянова В., Менье С.Ж., Дайк Р.Х. Кирьянова В, и др. Поведение мозга Res. 2017 28 июля; 331: 84-91. doi: 10.1016/j.bbr.2017.05.029. Эпаб 2017 13 мая. Поведение мозга Res. 2017. PMID: 28511978
Влияние материнского стресса и перинатального воздействия флуоксетина на поведенческие исходы взрослых потомков мужского пола.
Кирьянова В., Менье С.Дж., Веккиарелли Х.А., Хилл М.Н., Дайк Р.Х. Кирьянова В, и др. Неврология. 2016 21 апреля; 320: 281-96. doi: 10.1016/j.neuroscience.2016.01.064. Epub 2016 9 февраля. Неврология. 2016. PMID: 26872999
Пренатальное воздействие селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) повышает агрессию и модулирует материнское поведение у потомства мышей.
Свирский Н, Леви С, Авицур Р. Свирский Н. и соавт. Дев Психобиолог. 2016 Январь; 58 (1): 71-82. дои: 10.1002/dev.21356. Epub 2015 4 сентября. Дев Психобиолог. 2016. PMID: 26336834
Отдаленные результаты воздействия флуоксетина на развитие: обзор литературы о животных.
Кирьянова В., Макаллистер Б. Б., Дайк Р.Х. Кирьянова В, и др. Дев Нейроски. 2013;35(6):437-9. дои: 10.1159/000355709. Дев Нейроски. 2013. PMID: 24247012 Обзор.
Возрастные эффекты селективных ингибиторов обратного захвата серотонина у людей и грызунов: обзор.
Оливье Дж.Д., Блом Т., Арентсен Т., Хомберг Дж.Р. Оливье Д.Д. и соавт. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 2011 авг. 1; 35 (6): 1400-8. doi: 10.1016/j.pnpbp.2010.090,013. Epub 2010 25 сентября. Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 2011. PMID: 20883714 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Влияние перинатального воздействия флуоксетина на поведение, связанное с социальными и несоциальными исследованиями, вызванное новизной, в полуестественной среде.
Sylte OC, Johansen JS, Heinla I, Houwing DJ, Olivier JDA, Heijkoop R, Snoeren EMS. Силте О.К. и др. Психофармакология (Берл). 2021 декабрь; 238(12):3653-3667. дои: 10.1007/s00213-021-05984-8. Epub 2021 23 сентября. Психофармакология (Берл). 2021. PMID: 34557946 Бесплатная статья ЧВК.
Связанные с серотонином модели воздействия на грызунов в раннем возрасте, имеющие отношение к уязвимости развития нервной системы к психическим расстройствам.
Аджиманн Т.С., Арганьяраз К.В., Сойза-Рейли М. Аджиманн Т.С. и соавт. Трансл Психиатрия. 2021 11 мая; 11 (1): 280. doi: 10.1038/s41398-021-01388-6. Трансл Психиатрия. 2021. PMID: 33976122 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Комбинация флуоксетина и обогащения окружающей среды снижает поведение, связанное с послеродовым стрессом, через окситоцинергическую систему и ось HPA у мышей.
Башири Х., Хоувинг Д.Дж., Хомберг Дж.Р., Салари А.А. Башири Х. и др. Научный представитель 2021 г. 19 апреля; 11 (1): 8518. doi: 10.1038/s41598-021-87800-z. Научный представитель 2021. PMID: 33875712 Бесплатная статья ЧВК.
Лечение флуоксетином в подростковом возрасте опосредует стойкий тревожный исход у самок мышей C57BL/6, который улучшается при повторном воздействии флуоксетина во взрослом возрасте.
Флорес-Рамирес Ф.Дж., Теманн А., Сьерра-Фонсека Х.А., Гарсия-Карачуре И., Кастильо С.А., Родригес М., Лира О., Пресиадо-Пина Х., Уоррен Б.Л., Робисон А.Дж., Иньигес С.Д. Флорес-Рамирес Ф.Дж. и соавт. Научный представитель 2021 г. 8 апреля; 11 (1): 7758. дои: 10.1038/s41598-021-87378-6. Научный представитель 2021. PMID: 33833356 Бесплатная статья ЧВК.
Роль серотонина в нервно-психических расстройствах.
Пурхамзе М., Моравей Ф.Г., Араби М., Шахриари Э., Мехраби С., Уорд Р., Ахади Р., Джогатеи МТ. Пурхамзе М. и соавт. Селл Мол Нейробиол. 2022 авг; 42 (6): 1671-1692. doi: 10.1007/s10571-021-01064-9. Epub 2021 2 марта. Селл Мол Нейробиол. 2022. PMID: 33651238 Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
Нейропсихиатрия агрессии — ОНК
1. American Psychiatric A. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-IV.) 4. Вашингтон, округ Колумбия: APA Press; 1994. [Google Scholar]
2. Арчер Дж. Природа человеческой агрессии. Международная юридическая психиатрия. 2009 г., июль-август; 32 (4): 202–208. [PubMed] [Google Scholar]
3. Moffitt TE. Антисоциальное поведение, ограниченное подростковым возрастом и сохраняющееся на протяжении всей жизни: таксономия развития. Психологический обзор. 1993; 100: 674–701. [PubMed] [Google Scholar]
4. Барон Р.А., Ричардсон Д.Р. Человеческая агрессия. Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1994. [Google Scholar]
5. Черек Д.Р., Черемиссина О.В., Лейн С.Д. Психофармакология агрессии. В: Нельсон Р.Дж., редактор. Биология агрессии. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2006. стр. 424–446. [Google Scholar]
6. Черек Д.Р., Стейнберг Дж.Л. Психофармакология агрессии у человека — лабораторные исследования. Агрессивное поведение. 1988;14(2):137–137. [Google Scholar]
7. Cardinal RN, Parkinson JA, Hall J, Everitt BJ. Эмоции и мотивация: роль миндалевидного тела, вентрального полосатого тела и префронтальной коры. Neurosci Biobehav Rev. 2002 May; 26 (3): 321–352. [PubMed] [Академия Google]
8. Крингельбах М.Л. Орбитофронтальная кора человека: связь вознаграждения с гедонистическим опытом. Нат Рев Нейроски. 2005 г., сен; 6 (9): 691–702. [PubMed] [Google Scholar]
9. Дэвис М. Задействованы ли разные части расширенной миндалины в страхе и тревоге? Биол психиатрия. 1998 г., 15 декабря; 44 (12): 1239–1247. [PubMed] [Google Scholar]
10. Адольфс Р., Транел Д., Дамасио Х., Дамасио А. Нарушение распознавания эмоций в выражениях лица после двустороннего повреждения миндалевидного тела человека. Природа. 1994 15 декабря; 372 (6507): 669–672. [PubMed] [Google Scholar]
11. Дэвис М., Уэйлен П.Дж. Миндалевидное тело: бдительность и эмоции. Мол Психиатрия. 2001 г., январь; 6 (1): 13–34. [PubMed] [Google Scholar]
12. Шенбаум Г., Сетлоу Б., Саддорис М.П., Галлахер М. Кодирование прогнозируемого результата и полученного значения в орбитофронтальной коре во время выборки сигналов зависит от входных данных от базолатеральной миндалевидного тела. Нейрон. 2003 г., 28 августа; 39 (5): 855–867. [PubMed] [Google Scholar]
13. Дамасио А.Р. Гипотеза соматических маркеров и возможные функции префронтальной коры. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия Б: Биологические науки. 1996 29 октября; 351 (1346): 1413–1420. [PubMed] [Google Scholar]
14. Bechara A, Van Der Linden M. Принятие решений и импульсный контроль после травм лобной доли. Карр Опин Нейрол. 2005 г., декабрь; 18 (6): 734–739. [PubMed] [Google Scholar]
15. Графман Дж., Шваб К., Уорден Д., Приджен А., Браун Х.Р., Салазар А.М. Травмы лобной доли, насилие и агрессия: отчет о Вьетнамском исследовании травм головы. Неврология. 1996 г., май; 46 (5): 1231–1238. [PubMed] [Google Scholar]
16. Kumar A, Schapiro MB, Haxby JV, Grady CL, Friedland RP. Церебральные метаболические и когнитивные исследования при деменции с поведенческими особенностями лобных долей. J Psychiatr Res. 1990;24(2):97–109. [PubMed] [Google Scholar]
17. Тонконоги Дж.М. Насилие и поражение височной доли: данные КТ и МРТ головы. Журнал нейропсихиатрии и клинических нейронаук. 1991; 3: 189–196. [PubMed] [Google Scholar]
18. Brower MC, Price BH. Нейропсихиатрия дисфункции лобных долей при насильственном и преступном поведении: критический обзор. Журнал неврологии, нейрохирургии и психиатрии. 2001 г., декабрь; 71 (6): 720–726. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Гудман М., Нью А., Сивер Л. Травма, гены и нейробиология расстройств личности. Энн Н.Ю. Академия наук. 2004 г., декабрь; 1032: 104–116. [PubMed] [Академия Google]
20. Волков Н.Д., Танкреди Л. Нейронные субстраты агрессивного поведения. Предварительное исследование с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Бр Дж. Психиатрия. 1987 г., ноябрь; 151: 668–673. [PubMed] [Google Scholar]
21. Goyer PF, Andreason PJ, Semple WE, et al. Позитронно-эмиссионная томография и расстройства личности. Нейропсихофармакология. 1994 г., февраль; 10 (1): 21–28. [PubMed] [Google Scholar]
22. Yang Y, Glenn AL, Raine A. Мозговые аномалии у антисоциальных людей: последствия для закона. Научный закон о поведении. 2008;26(1):65–83. [PubMed] [Академия Google]
23. New AS, Hazlett EA, Buchsbaum MS, et al. Притупленный ответ позитронно-эмиссионной томографии 18-фтордезоксиглюкозы префронтальной коры на мета-хлорфенилпиперазин при импульсивной агрессии. Арх генерал психиатрия. 2002 г., июль; 59 (7): 621–629. [PubMed] [Google Scholar]
24. George DT, Rawlings RR, Williams WA, et al. Избранная группа лиц, виновных в домашнем насилии: данные о сниженном метаболизме в правом гипоталамусе и сниженных связях между корковыми/подкорковыми структурами головного мозга при позиционно-эмиссионной томографии. Психиатрия рез. 2004 г., 15 января; 130 (1): 11–25. [PubMed] [Академия Google]
25. Dougherty DD, Shin LM, Alpert NM, et al. Гнев у здоровых мужчин: исследование ПЭТ с использованием образов, управляемых сценарием. Биол психиатрия. 1999 г., 15 августа; 46 (4): 466–472. [PubMed] [Google Scholar]
26. Raleigh MJ, Steklis HD, Ervin FR, Kling AS, McGuire MT. Влияние орбитофронтальных поражений на агрессивное поведение верветок (Cercopithecus aethiops sabaeus) Exp Neurol. 1979 г., октябрь; 66 (1): 158–168. [PubMed] [Google Scholar]
27. Marcangelo MJ, Ovsiew F. Психиатрические аспекты эпилепсии. Психиатр Clin North Am. 2007 г., декабрь; 30 (4): 781–802. [PubMed] [Академия Google]
28. Delgado-Escueta AV, Mattson RH, King L, et al. Характер агрессии при эпилептических припадках. Эпилепсия Поведение. 2002 г., декабрь; 3 (6): 550–556. [PubMed] [Google Scholar]
29. Ballard CG, Gauthier S, Cummings JL, et al. Лечение возбуждения и агрессии, связанных с болезнью Альцгеймера. Нат Рев Нейрол. 2009 г., май; 5 (5): 245–255. [PubMed] [Google Scholar]
30. Jost BC, Grossberg GT. Эволюция психических симптомов при болезни Альцгеймера: исследование естественной истории. J Am Geriatr Soc. 1996 сент; 44 (9): 1078–1081. [PubMed] [Google Scholar]
31. Ассоциация AP. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-IV-TR. 4. Вашингтон, округ Колумбия: American Psychiatric Publishing, Inc.; 2000. (Text Revision) [Google Scholar]
32. Hodgins S. Агрессивное поведение среди людей с шизофренией: основа для исследования причин, эффективного лечения и профилактики. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2008 г., 12 августа; 363 (1503): 2505–2518. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Энсор Т., Годфри С. Моделирование взаимодействия между алкоголем, преступностью и системой уголовного правосудия. Зависимость. 1993; 88: 477–487. [PubMed] [Google Scholar]
34. Lanza-Kaduce L, Bishop DM, Winner L. Расчеты риска/выгоды, моральные оценки и употребление алкоголя: изучение связи алкоголя и преступлений. Преступление и правонарушение. 1997; 43: 222–239. [Google Scholar]
35. Мартин С.Е. Связи между алкоголем, преступностью и системой уголовного правосудия: объяснения, доказательства и вмешательства. Я Джей Наркоман. Весна 2001 г .; 10 (2): 136–158. [PubMed] [Академия Google]
36. Мердок Д., Пихл Р.О., Росс Д. Алкоголь и насильственные преступления: текущие проблемы. Инт Джей Наркоман. 1990 сен; 25 (9): 1065–1081. [PubMed] [Google Scholar]
37. Galanter M. Последние изменения в алкоголизме. Алкоголь и насилие: эпидемиология, нейробиология, психология, семейные проблемы. Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1997. [Google Scholar]
38. Бушмен Б.Дж. Влияние алкоголя на агрессию человека. Обоснованность предлагаемых объяснений. Недавний Dev Алкоголь. 1997; 13: 227–243. [PubMed] [Академия Google]
39. Коллинз Дж.Дж., Мессершмидт П.М. Эпидемиология насилия, связанного с алкоголем. Мир здоровья и исследований алкоголя. 1993; 17: 93–100. [Google Scholar]
40. Chermack ST, Giancola PR. Связь между алкоголем и агрессией: интегрированная биопсихосоциальная концептуализация. Обзор клинической психологии. 1997; 17: 621–649. [PubMed] [Google Scholar]
41. Giancola PR, White HR, Berman ME, et al. Разнообразные исследования алкоголя и агрессии у людей: памяти Джона А. Карпентера. Алкоголь Clin Exp Res. 2003 февраля; 27 (2): 198–208. [PubMed] [Google Scholar]
42. Zeller SL, Rhoades RW. Систематические обзоры мер оценки и фармакологического лечения ажитации. Клин Тер. 2010 март; 32 (3): 403–425. [PubMed] [Google Scholar]
43. Пил Р.О., Петерсон Дж. Наркотики и агрессия — Корреляции, преступность и некоторые предполагаемые механизмы. Журнал психиатрии и неврологии. 1995;20(2):141–149. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Берри М. Преступное поведение после медикаментозного лечения психических расстройств — Медико-правовые и этические вопросы. Препараты ЦНС. 1994;2(4):301–312. [Google Scholar]
45. Bond AJ, Curran HV, Bruce MS, Osullivan G, Shine P. Поведенческая агрессия при паническом расстройстве после 8-недельного лечения алпразоламом. Журнал аффективных расстройств. 1995;35(3):117–123. [PubMed] [Google Scholar]
46. Calhoun SR, Wesson DR, Galloway GP, Smith DE. Злоупотребление флунитразепамом (рогипнолом) и другими бензодиазепинами в Остине и на юге Техаса. Журнал психоактивных препаратов. 1996;28(2):183–189. [PubMed] [Google Scholar]
47. Galvan J, Unikel C, Rodriguez EM, Ortiz A, Soriano A, Flores JC. Общая перспектива злоупотребления флунитразепамом (рогипнолом) среди наркоманов Мехико. Салуд Менталь. 2000;23(1):1–7. [Академия Google]
48. Дадерман А.М., Эдман Г. Злоупотребление флунитразепамом и личностные характеристики у пациентов мужского пола в судебно-психиатрической больнице. Психиатрические исследования. 2001;103(1):27–42. [PubMed] [Google Scholar]
49. Дадерман А.М., Лидберг Л. Злоупотребление флунитразепамом (рогипнолом) в сочетании с алкоголем вызывает преднамеренное тяжкое насилие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Журнал Американской академии психиатрии и права. 1999;27(1):83–99. [PubMed] [Google Scholar]
50. Абель Э.Л. Связь между каннабисом и насилием: обзор. Психологический бык. 1977 марта; 84 (2): 193–211. [PubMed] [Google Scholar]
51. Фридман А.С., Глассман К., Террас А. Насильственное поведение, связанное с употреблением марихуаны и других наркотиков. Журнал аддиктивных заболеваний. 2001;20(1):49–72. [PubMed] [Google Scholar]
52. Брук Дж. С., Брук Д. В., Розен З., Кролик С. Р. Раннее употребление марихуаны и позднее проблемное поведение колумбийской молодежи. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2003 г., апрель; 42 (4): 485–492. [PubMed] [Google Scholar]
53. Саймондс Дж. Ф., Кашани Дж. Специфическое употребление наркотиков и насилие среди мальчиков-правонарушителей. Am J Злоупотребление алкоголем. 1980;7(3–4):305–322. [PubMed] [Google Scholar]
54. Poulton R. Употребление каннабиса молодыми новозеландцами. NZ Med J. 1997 25 июля; 110 (1048): 279. [PubMed] [Google Scholar]
55. Hoaken PNS, Stewart SH. Злоупотребление наркотиками и вызывание агрессивного поведения человека. Аддиктивное поведение. 2003;28(9):1533–1554. [PubMed] [Google Scholar]
56. Фальс-Стюарт В., Голден Дж., Шумахер Дж.А. Насилие со стороны интимного партнера и употребление психоактивных веществ: лонгитюдное ежедневное исследование. Поведение наркомана. 2003 Декабрь; 28 (9)): 1555–1574. [PubMed] [Google Scholar]
57. Denison ME, Paredes A, Booth JB. Взаимодействие алкоголя и кокаина и агрессивное поведение. Недавний Dev Алкоголь. 1997; 13: 283–303. [PubMed] [Google Scholar]
58. Дэвис В.М. Психофармакологическое насилие, связанное со злоупотреблением кокаином: разжигание лимбического синдрома дисконтроля? Прог Нейропсихофармакол Биол Психиатрия. 1996 ноябрь; 20 (8): 1273–1300. [PubMed] [Google Scholar]
59. Миллер Н.С., Голд М.С., Малер Дж.К. Агрессивное поведение, связанное с употреблением кокаина: возможные фармакологические механизмы. Инт Джей Наркоман. 1991 октября; 26 (10): 1077–1088. [PubMed] [Google Scholar]
60. Moeller FG, Steinberg JL, Petty F, et al. Серотонин и импульсивное/агрессивное поведение у кокаинзависимых субъектов. Прогресс в нейропсихофармакологии и биологической психиатрии. 1994;18(6):1027–1035. [PubMed] [Google Scholar]
61. Moeller FG, Dougherty DM, Rustin T, et al. Антисоциальное расстройство личности и агрессия у недавно воздержавшихся от кокаиновой зависимости. Наркотическая и алкогольная зависимость. 1997 г., 14 марта; 44 (2–3): 175–182. [PubMed] [Академия Google]
62. Darke S, Torok M, Kaye S, Ross J, McKetin R. Сравнительные показатели насильственных преступлений среди постоянных потребителей метамфетамина и опиоидов: правонарушения и виктимизация. Зависимость. 2010;105(5):916–919. [PubMed] [Google Scholar]
63. Bond AJ, Verheyden SL, Wingrove J, Curran HV. Гневное когнитивное искажение, характерная агрессия и импульсивность у потребителей психоактивных веществ. Психофармакология. 2004 г., январь; 171 (3): 331–339. [PubMed] [Google Scholar]
64. Steadman HJ, Mulvey EP, Monahan J, et al. Насилие со стороны людей, выписанных из стационаров неотложной психиатрической помощи, и других лиц, проживающих в тех же районах. Арх генерал психиатрия. 1998 мая; 55 (5): 393–401. [PubMed] [Google Scholar]
65. Kingery PM, Pruitt BE, Hurley RS. Насилие и незаконное употребление наркотиков среди подростков: данные Национального обследования здоровья учащихся-подростков США. Инт Джей Наркоман. 1992 декабрь; 27 (12): 1445–1464. [PubMed] [Google Scholar]
66. Гиллис Д., Бек А., МакКлауд А., Рэтбоун Дж. Бензодиазепины отдельно или в комбинации с нейролептиками при остром психозе. Cochrane Database Syst Rev. 2005;(4):CD003079. [PubMed] [Академия Google]
67. Huf G, Coutinho ES, Adams CE. Быстрая транквилизация в условиях неотложной психиатрической помощи в Бразилии: практическое рандомизированное контролируемое исследование внутримышечного введения галоперидола по сравнению с внутримышечным введением галоперидола плюс прометазин. БМЖ. 2007 27 октября; 335 (7625): 869. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
68. Miller DD, Caroff SN, Davis SM, et al. Экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков в рандомизированном исследовании. Бр Дж. Психиатрия. 2008 г., октябрь; 193 (4): 279–288. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
69. Verhoeven WM, Tuinier S. Влияние буспирона на вызывающее поведение у пациентов с умственной отсталостью: открытое проспективное исследование с несколькими случаями. Журнал исследований умственной отсталости. 1996 г., декабрь; 40 (часть 6): 502–508. [PubMed] [Google Scholar]
70. Ballard C, Howard R. Нейролептические препараты при деменции: польза и вред. Нат Рев Нейроски. 2006 г., июнь; 7 (6): 492–500. [PubMed] [Google Scholar]
71. Алеман А., Кан Р.С. Влияние атипичного нейролептика рисперидона на враждебность и агрессию при шизофрении: метаанализ контролируемых исследований. Евро Нейропсихофармакол. 2001 авг; 11 (4): 289–293. [PubMed] [Google Scholar]
72. Ballard C, Margallo-Lana M, Juszczak E, et al. Кветиапин и ривастигмин и снижение когнитивных функций при болезни Альцгеймера: рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. БМЖ. 2005 г., 16 апреля; 330(7496):874. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
73. De Deyn P, Jeste DV, Swanink R, et al. Арипипразол для лечения психозов у пациентов с болезнью Альцгеймера: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование. J Clin Psychopharmacol. 25 октября 2005 г. (5): 463–467. [PubMed] [Академия Google]
74. Финдлинг Р.Л. Атипичная антипсихотическая терапия деструктивных расстройств поведения у детей и подростков. Дж. Клин Психиатрия. 2008; 69 (Приложение 4): 9–14. [PubMed] [Google Scholar]
75. Фава М. Психофармакологическое лечение патологической агрессии. Психиатр Clin North Am. 1997 г., июнь; 20 (2): 427–451. [PubMed] [Google Scholar]
76. Бакли П., Бартелл Дж., Доненвирт К., Ли С., Ториго Ф., Шульц С.К. Насилие и шизофрения: клозапин как специфический антиагрессивный агент. Закон о психиатрии Bull Am Acad. 1995;23(4):607–611. [PubMed] [Google Scholar]
77. Sheard MH, Marini JL, Bridges CI, Wagner E. Влияние лития на импульсивное агрессивное поведение человека. Am J Психиатрия. 1976 г., декабрь; 133 (12): 1409–1413. [PubMed] [Google Scholar]
78. Malone RP, Delaney MA, Luebbert JF, Cater J, Campbell M. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование лития у госпитализированных агрессивных детей и подростков с расстройством поведения. Арх генерал психиатрия. 2000 г., июль; 57 (7): 649–654. [PubMed] [Академия Google]
79. Крафт М., Исмаил И.А., Кришнамурти Д. и др. Литий в лечении агрессии у умственно отсталых пациентов. Двойное слепое испытание. Бр Дж. Психиатрия. 1987 г., май; 150: 685–689. [PubMed] [Google Scholar]
80. Malone RP, Bennett DS, Luebbert JF, et al. Классификация агрессии и реакция на лечение. Психофармаколь Булл. 1998;34(1):41–45. [PubMed] [Google Scholar]
81. Гленн М.Б., Вроблевски Б., Парциале Дж., Левин Л., Уайт Дж., Розенталь М. Карбонат лития при агрессивном поведении или аффективной нестабильности у десяти пациентов с травмами головного мозга. Am J Phys Med Rehabil. 1989 октября; 68 (5): 221–226. [PubMed] [Google Scholar]
82. Barratt ES, Stanford MS, Felthous AR, Kent TA. Влияние фенитоина на импульсивную и преднамеренную агрессию: контролируемое исследование. Журнал клинической психофармакологии. 1997 г., 17 октября (5): 341–349. [PubMed] [Google Scholar]
83. Stanford MS, Houston RJ, Mathias CW, Greve KW, Villemarette-Pittman NR, Adams D. Двойное слепое плацебо-контролируемое перекрестное исследование фенитоина у людей с импульсивной агрессией. Психиатрия рез. 2001 г., 20 сентября; 103 (2–3): 19.3–203. [PubMed] [Google Scholar]
84. Stanford MS, Helfritz LE, Conklin SM, et al. Сравнение антиконвульсантов при лечении импульсивной агрессии. Exp Clin Psychopharmacol. 2005 г., февраль; 13 (1): 72–77. [PubMed] [Google Scholar]
85. Donovan SJ, Stewart JW, Nunes EV, et al. Лечение Дивалпроексом для молодежи с взрывным характером и лабильностью настроения: двойной слепой, плацебо-контролируемый перекрестный дизайн. Американский журнал психиатрии. 2000 г. , май; 157 (5): 818–820. [PubMed] [Академия Google]
86. Hellings JA, Weckbaugh M, Nickel EJ, et al. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование вальпроевой кислоты для лечения агрессии у подростков с первазивными нарушениями развития. J Child Adolesc Psychopharmacol. 2005 г., август; 15 (4): 682–692. [PubMed] [Google Scholar]
87. Hollander E, Tracy KA, Swann AC, et al. Дивалпроекс в лечении импульсивной агрессии: эффективность при расстройствах личности группы В. Нейропсихофармакология. 2003 июнь; 28 (6): 1186–1197. [PubMed] [Академия Google]
88. Хабанд Н., Ферритер М., Натан Р., Джонс Х. Противоэпилептические средства от агрессии и связанной с ней импульсивности. Cochrane Database Syst Rev. 2010;(2):CD003499. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
89. Cueva JE, Total JE, Small AM, Armenteros JL, Perry R, Campbell M. Карбамазепин у агрессивных детей с расстройством поведения: двойной слепой и плацебо-контролируемый изучение. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1996 г., апрель; 35 (4): 480–490. [PubMed] [Google Scholar]
90. Гарднер Д.Л., Каудри Р.В. Положительное влияние карбамазепина на нарушение контроля поведения при пограничном расстройстве личности. Am J Психиатрия. 1986 апреля; 143 (4): 519–522. [PubMed] [Google Scholar]
91. Черек Д.Р., Черемиссин О.В., Лейн С.Д., Пьетрас С.Дж. Острые эффекты габапентина на лабораторные показатели агрессивности и реакции побега у взрослых условно-досрочно освобожденных с расстройством поведения в анамнезе и без него. Психофармакология (Берл), 2004 г., февраль; 171 (4): 405–412. [PubMed] [Google Scholar]
92. Ливинг Л.М., Черек Д.Р., Лейн С.Д., Черемиссина О.В., Нувион С.О. Влияние острого введения тиагабина на агрессивные реакции взрослых мужчин, условно-досрочно освобожденных. Дж Психофармакол. 2008 март; 22 (2): 144–152. [PubMed] [Академия Google]
93. Лейн С.Д., Говин Дж.Л., Грин С.Е., Стейнберг Дж.Л., Меллер Ф.Г., Черек Д.Р. Острый топирамат по-разному влияет на агрессивную реакцию человека при низких и средних дозах у субъектов с историей злоупотребления психоактивными веществами и антиобщественным поведением. Фармакол Биохим Поведение. 2009 г., апрель; 92 (2): 357–362. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
94. Nickel MK, Nickel C, Kaplan P, et al. Лечение агрессии топираматом у пограничных пациентов мужского пола: двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Биол психиатрия. 2005 март 1;57(5):495–499. [PubMed] [Google Scholar]
95. Mattes JA. Окскарбазепин у пациентов с импульсивной агрессией: двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Журнал клинической психофармакологии. 2005 г., декабрь; 25 (6): 575–579. [PubMed] [Google Scholar]
96. Mattes JA. Леветирацетам у пациентов с импульсивной агрессией: двойное слепое плацебо-контролируемое исследование. Дж. Клин Психиатрия. 2008 г., февраль; 69 (2): 310–315. [PubMed] [Google Scholar]
97. Salzman C, Wolfson AN, Schatzberg A, et al. Влияние флуоксетина на гнев у добровольцев с симптомами пограничного расстройства личности. J Clin Psychopharmacol. 1995 февраля; 15 (1): 23–29. [PubMed] [Google Scholar]
98. Coccaro EF, Kavoussi RJ. Флуоксетин и импульсивное агрессивное поведение у субъектов с расстройствами личности. Арх генерал психиатрия. 1997 г., декабрь; 54 (12): 1081–1088. [PubMed] [Google Scholar]
99. Rinne T, van den Brink W, Wouters L, van Dyck R. Лечение СИОЗС пограничного расстройства личности: рандомизированное плацебо-контролируемое клиническое исследование для женщин-пациентов с пограничным расстройством личности. Американский журнал психиатрии. 2002 декабрь; 159(12): 2048–2054. [PubMed] [Google Scholar]
100. Kamarck TW, Haskett RF, Muldoon M, et al. Вмешательство циталопрама при враждебности: результаты рандомизированного клинического исследования. J Consult Clin Psychol. 2009 г., февраль; 77 (1): 174–188. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
101. Pollock BG, Mulsant BH, Rosen J, et al. Двойное слепое сравнение циталопрама и рисперидона для лечения поведенческих и психотических симптомов, связанных с деменцией. Am J Гериатр Психиатрия. 2007 г., 10 сентября; [PubMed] [Академия Google]
102. Pollock BG, Mulsant BH, Rosen J, et al. Сравнение циталопрама, перфеназина и плацебо для экстренного лечения психозов и поведенческих нарушений у госпитализированных пациентов с деменцией. Am J Психиатрия. 2002 г., март; 159 (3): 460–465. [PubMed] [Google Scholar]
103. Флемингер С., Гринвуд Р.Дж., Оливер Д.Л. Фармакологическое лечение возбуждения и агрессии у людей с приобретенной черепно-мозговой травмой. Cochrane Database Syst Rev. 2006;(4):CD003299. [PubMed] [Академия Google]
104. Брук М.М., Паттерсон Д.Р., Квестад К.А., Карденас Д., Фаррел-Робертс Л. Лечение возбуждения при первичной госпитализации после черепно-мозговой травмы. Arch Phys Med Rehabil. 1992 г., октябрь; 73 (10): 917–921. [PubMed] [Google Scholar]
105. Гриндайк Р.М., Кантер Д.Р. Терапевтические эффекты пиндолола на нарушения поведения, связанные с органическими заболеваниями головного мозга: двойное слепое исследование. Дж. Клин Психиатрия.