Позиции восприятия – Позиции восприятия — Психологос

Содержание

Позиции восприятия — Психологос

Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.

Чтобы что-то увидеть, надо посмотреть, но посмотреть — это значит посмотреть всегда на что-то, направив свое внимание, а главное, откуда-то, с какого-то места, с какой-то позиции. То, что человек видит, зависит от точки зрения, от позиции, откуда человек смотрит. Меняя позиции восприятия, человек изменяет свое восприятие происшедшего.

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации), первая позиция (Личный взгляд), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвёртая (системный взгляд), пятая позиция: позиция Ангела. См.→

Позиции восприятия и осмысление ситуации

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например, ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит? По позициям восприятия:

  • Шаблон. Соответственно, как правило, взгляд эгоиста: Забыл — значит не уважает. Не поцеловал — значит, не любит.
  • Первая позиция (мои интересы): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлек — ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела — и я его поцелую, когда он придет.
  • Вторая позиция (интересы партнера): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
  • Третья позиция (объективка): Мир — это поток нейтральных событий. Ничего серьезного не произошло: муж просто торопился.
  • Четвертая позиция: (системный взгляд): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
  • Позиция Ангела: Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем!

Или, вот печальная и очень житейская история: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.

С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия) проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля. Далее: как человеку понимающему, ему совсем не трудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем некуда. Более того: если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция), то увидите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать ее на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.

Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.

www.psychologos.ru

Урок 2. Позиции восприятия и фрейминг в НЛП

Взаимодействуя с людьми в своей обычной жизни, мы всегда каким-то способом стараемся донести до них информацию, а сами воспринимаем информацию, переданную нам. Причём, когда мы что-то говорим другому, мы стараемся сделать это так, чтобы он понял нас максимально точно и прочувствовал наш посыл. А когда мы сами являемся «воспринимателями», то наше видение предмета зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим. Так как же сделать так, чтобы наше общение с другими людьми стало максимально эффективным? Что можно сделать, чтобы окружающие люди всегда точно понимали нас, а мы их? И с помощью чего мы можем повлиять на свои реакции и своё поведение? Чтобы ответить на эти и другие не менее интересные вопросы, нам следует познакомиться с такими техниками нейролингвистического программирования, как позиции восприятия и фрейминг. И именно им и посвящён этот урок.

Из данного занятия вы узнаете, что представляют собой эти две техники. Изучив первую из них, вы научитесь использовать в своей жизни пять разных позиций восприятия и представления явлений реальности, что углубит ваше понимание происходящих событий и поможет использовать их с максимальной выгодой для себя. Вторая техника научит вас оформлению своих мыслей в специальные рамки. А эта способность, несомненно, улучшит ваши навыки общения с другими людьми и понимание их психологии. Урок снабжён наглядными примерами и объяснениями, что делает возможным научиться применять полученные знания на практике.

Содержание

  1. Позиции восприятия
  2. Фрейминг
  3. Коротко о рефрейминге
  4. Проверочный тест

Позиции восприятия

Позициями восприятия называются определённые положения воспринимающего человека относительно того, что он воспринимает.

Проще говоря, это точки зрения, на основании которых человек воспринимает какие-либо ситуации в жизни, и связанные с этими ситуациями состояния. Ведь далеко не секрет, что для того, чтобы что-то увидеть, на это необходимо посмотреть, акцентировав на этом своё внимание. Но главным вопросом здесь является то, откуда смотрит человек, какую позицию занимает, т.к. от этого зависит то, как именно видит человек то, на что смотрит.

Изменяя свои позиции восприятия, становится возможным воспринимать происходящее под другим углом. А осознание и понимание того, что основой любых наших действий являются разные позиции, предоставляет уникальную возможность управлять своими психическими состояниями, а также улучшать способность к пониманию других людей и общение с ними.

Всего в НЛП существует пять позиций восприятия: три основных и две дополнительных. Они так и называются: первая, вторая, третья, четвёртая и пятая позиции. Рассмотрим каждую из них отдельно.

1

Первая позиция восприятия

Первая позиция восприятия – это позиция «Я». Т.е. это такая позиция, когда человек смотрит на всё своим собственным взглядом и ассоциирует это со своим внутренним миром. Находясь в первой позиции, человек не берёт во внимание точки зрения и мнения окружающих.

ПРИМЕР: Вы общаетесь с другим человеком, но все ваши мысли сконцентрированы на таких внутренних вопросах и мыслях как: «Что я могу сказать по этому поводу?», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Как лично меня касается эта беседа?» и т.п.

2

Вторая позиция восприятия

Вторая позиция восприятия характеризуется тем, что человек ставит себя на место другого человека и воспринимает ситуацию с его позиции и точки зрения. Он прикладывает усилия к тому, чтобы почувствовать что-либо именно так, как это будет чувствовать другой человек. Такая позиция очень эффективна, когда требуется оценить самого себя в глазах окружающих или проявить гибкость в какой-то непростой ситуации.

ПРИМЕР: Чтобы перейти во вторую позицию восприятия вам нужно постараться представить себя в теле другого человека, посмотреть на себя его глазами, услышать свой голос его ушами, воспринять свои слова и поведение с его позиции, попытаться почувствовать, какие эмоции испытывает этот человек от общения с вами и т.п.

3

Третья позиция восприятия

Третья позиция восприятия подразумевает полное абстрагирование человека от того процесса, в который он вовлечён. Человек наблюдает за происходящим как бы со стороны. Данная позиция хороша тем, что даёт возможность вести себя и оценивать ситуацию максимально объективно.

ПРИМЕР: Чтобы понять, что такое третья позиция восприятия, просто мысленно спросите себя: «А как происходящее будет выглядеть для абсолютно постороннего наблюдателя?». Представьте, что вы находитесь вне своего физического тела и видите себя и того, с кем общаетесь или происходящее событие со стороны.

4

Четвёртая позиция восприятия

Четвёртая позиция восприятия является одной из дополнительных позиций в НЛП. Её основой служит взгляд человека на что-либо с точки зрения той системы, частью которой он является в данный момент. Это может быть какая-то группа людей, организация или просто пара.

ПРИМЕР: Понять смысл четвёртой позиции восприятия очень просто: нужно лишь посмотреть на себя, других людей и происходящие события с точки зрения системы (предприятия, супружеской пары, компании друзей) и определить такое поведение, которое будет в данный момент в наибольшей степени учитывать её интересы. Задайте себе или другим вопрос: «Как поступить наилучшим образом, учитывая наши общие цели?», «Что я могу сделать, чтобы в выигрышном положении остались все?», «Что следует предпринять, чтобы достигнуть устраивающего всех результата?» и т.п.

5

Пятая позиция восприятия

Пятая позиция восприятия ещё называется позицией Ангела. Здесь человек воспринимает окружающих и происходящее с точки зрения того, кто приносит в мир всеобщее благо. В данной позиции особо выражена духовность и участие в жизни других людей и забота о них. Основной предпосылкой является ощущение удовлетворённой потребности в самореализации и вопрос принесения личной пользы.

ПРИМЕР: Если вы хотите понять, что такое позиция Ангела, спросите себя: «Приношу ли я пользу в этом мире?», «Могу ли я сделать что-то ещё для того, чтобы мир стал лучше?» и т.д. Если же вы замечаете за каким -то человеком высказывания типа: «Я всегда помогаю другим», «Рад был вам помочь», «Всегда можете ко мне обратиться» и т.п. – это прямой признак того, что человек живёт в пятой позиции восприятия.


Важно понимать, что ни одна из описанных выше позиций не является лучше или хуже другой. Они все имеют большое значение в процессе общения и жизнедеятельности. На самом деле все эти позиции мы рефлекторно меняем ежедневно, но очень важно научиться менять их осознанно и тогда, когда это необходимо. Если мы сумеем развить в себе такую способность, то сможем научиться быстрее и правильнее реагировать на происходящие на нашем пути события, гораздо лучше понимать тех, кто находится рядом с нами и улучшить своё общение с ними, а также узнаем, что же такое на самом деле свобода выбора.

Следующей серьёзной темой, которую мы рассмотрим в представленном уроке, является не менее важное явление, оказывающее огромнейшее влияние на общение людей и их жизнь в целом. Это явление называется «фрейминг».

Фрейминг

Фрейминг в НЛП – это особая концепция, применяющаяся для создания определённого фокуса восприятия какого-либо явления.

Понятие «фрейминг» происходит от английского слова «frame», что в переводе означает «рамка». И рамкой в НЛП является такой контекст рассмотрения какого-либо явления, при помощи которого можно изменять оттенок его восприятия. Ведь, если разобраться, можно прийти к выводу, что информация сама по себе не имеет значения как такового. Значение имеет именно тот контекст, в котором она понимается. Здесь можно привести аналогию с изобразительным искусством: чтобы выделить картину и придать ей определённый образ, её обязательно помещают в рамку. Вот и в жизни любому опыту требуется рамка для надлежащего понимания и определения его значения.

ПРИМЕР: Наглядно отобразить значение рамки можно с помощью простого примера: если у вас запланирована с кем-то очень важная встреча, от которой многое зависит, и этот кто-то вдруг звонит и говорит, что не сможет приехать, как вы буде реагировать: негодовать, ругаться или сочувствовать этому человеку? И вот именно здесь всё зависит от рамки, т.е. от того контекста, в котором будет объяснено опоздание, т.к. человек мог решить, что не придёт, как по причине того, что ему захотелось вздремнуть, так и по причине того, что появились срочные дела или умер кто-то из его близких.

Как правило, рамки устанавливаются посредством использования вопросов о том, что произошло и что человек чувствует в связи с этим, как реагирует на это. Именно вопросы представляют собой проверку предположений касаемо какого-то явления.

Самих же рамок в НЛП используется всего семь.

Экологическая рамка

Экологическая рамка основывается на долгосрочных последствиях и подразумевает под собой оценку влияния событий за пределами устанавливаемых временных и пространственных границ. Человек, выстраивающий экологическую рамку, задумывается о том, какое влияние определённое событие может оказать на близких ему людей и его интересы, а также какие это событие будет иметь последствия и соответствуют ли они его приоритетам.

  • ПРИМЕР: Чтобы создать экологическую рамку, можно представить себе возможное развитие событий, после чего вернуться в настоящий момент, что позволит увидеть совершенно новую картинку будущего. Также можно использовать и другой вариант: поставить себя на место людей, которые вам небезразличны и попробовать определить их реакцию.
  • ВОПРОСЫ в экологической рамке: «Что произойдёт со мной, если я сделаю это?», «Кого ещё это может коснуться?», «Какое впечатление я о себе создам, и что обо мне подумают?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ экологической рамке: Рассуждения с позиции: «Если мне от этого хорошо, то это хорошо» и т.п.

Рамка результата

Когда человек использует эту рамку, он оценивает события на основании того, насколько они приближают его к желаемому результату.

  • ПРИМЕР: Всегда, когда собираетесь совершить то или иное действие, обязательно оценивайте его эффективность и вероятность достижения посредством этого действия того, чего вы хотите. Данную рамку можно использовать в повседневной жизни при общении с людьми, а также в процессе планирования своих дальнейших действий.
  • ВОПРОСЫ в рамке результата: «Чего я достигну этим?», «Что конкретно мне нужно?», «Что я смогу вынести для себя из этого» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке результата: Рассуждения с позиции: «Что не так и кто этому виной?» и т.п.

Рамка отката

Откатом называется установка определённой точки отсчёта на основе сказанного другим человеком, а также «сонастройка» с ним через голос и язык тела. Проще говоря, откат – это процесс следования за другим человеком. В общении человек подбирает те слова, которые будут наиболее точно отражать его мысли. И что-то сказанное одним человеком, для второго может иметь совершенно другое значение.

  • ПРИМЕР: Создавая рамку отката, старайтесь ссылаться на ключевые слова, которые в наибольшей степени отражают позицию другого человека. Эти слова очень эффективно выделять голосом или определённой жестикуляцией.
  • ВОПРОСЫ в рамке отката: «Могу ли я быть уверенным в том, что понял вас верно?», «Могу ли я заключить, что?», «Исходя из ваших слов, я понял…» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке отката: Размышления с позиции пересказчика: «Вы сказали, что…, значит, вы имеете в виду…» и т.п.

Контрастная рамка

Основой контрастной рамки являются различия, с помощью которых можно попытаться определить другие различия. Так, человек может взять определённую ситуацию, особенностей которой не знает, и сравнить её с подобной ситуацией, особенности которой ему хорошо известны. Определённые им различия могут быть применены в качестве условий к первой ситуации.

  • ПРИМЕР: Чтобы понять, что такое контрастная рамка, вы можете сделать следующее: обдумывая определённый план достижения цели, задайтесь вопросом на тему того, чем нужный вам результат должен отличаться от настоящего положения дел. С помощью этого вы сможете получить дополнительную информацию, т.к. увидите различия, которые покажут вам, с помощью каких методов вы сможете достигнуть намеченной цели.
  • ВОПРОСЫ в контрастной рамке: «В чём разница?», «Какие действия сделают ситуацию лучше?», «Что самое главное различает эти две ситуации?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ контрастной рамке: Размышления с позиции: «Да это одно и то же», «Между этим нет никакой разницы», «Не нужно забивать этим голову» и т.п.

Рамка «Как если бы»

Рамка «Как если бы» подразумевает оценку событий посредством предположения того, что они уже произошли. Через такие предположения достигается возможность найти и оценить новые особенности ситуации.

  • ПРИМЕР: Обдумывая решение какой-то проблемы, представьте, что что-то уже произошло, и вы видите результат. Проанализируйте его, дайте ему оценку, и вы узнаете множество деталей и нюансов, которые следует учесть при планировании дальнейших действий. Применение рамки «Как если бы», кстати говоря, способствует развитию таких качеств, как внутреннее чутьё и интуиция.
  • ВОПРОСЫ в рамке «Как если бы»: «Что будет, если…?», «Как ты думаешь, что случится?», «Давай допустим, что…» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке «Как если бы»: Размышления с позиции: «Это мне неизвестно, поэтому я не могу ничего поделать» и т.п.

Системная рамка

Системой является группа связанных между собой и оказывающих влияние друг на друга элементов. Используя эту рамку, человек даёт оценку событиям, исходя из их взаимосвязи.

  • ПРИМЕР: Чтобы понять, что происходит или что случилось, вы должны сосредоточиться не на каком-то одном явлении, а на его взаимосвязи с другими, таким образом, выявляя характерные отношения и связи. А т.к. системы представляют собой устойчивые структуры, оценка сочетания различных составляющих и их влияния друг на друга позволит устранить препятствия для достижения необходимых перемен.
  • ВОПРОСЫ в системной рамке: «Как это связано между собой?», «Что мешает этому произойти?», «Какая может быть связь между этим фактором и этим?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ системной рамке: Размышления с позиции: «нужно сначала составить список всех составляющих, а уже потом искать причину » и т.п.

Рамка переговоров

Создавая данную рамку, человек оценивает события исходя из того, сможет ли он достичь согласия. Причём, под согласием имеется в виду результат переговоров, в которых человеку доступны определённые ресурсы, а самого согласия можно достичь.

  • ПРИМЕР: Общаясь с человеком, старайтесь преподносить излагаемую информацию таким образом, чтобы найти возможные точки соприкосновения, понять какие условия могут быть взаимовыгодными, и прийти к согласию, дав другому человеку то, в чём он, по вашему мнению, нуждается.
  • ВОПРОСЫ в рамке переговоров: «Какой компромисс мы можем найти?», «Что бы устроило и вас и меня?», «Что подойдёт нам обоим?» и т.п.
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ рамке переговоров: Размышления с позиции: «Я возьму своё любой ценой!», «Это будет моим, чего бы мне это не стоило» и т.п.

В процесс решения различных вопросов и проблем, человек всегда применяет какую-то из рамок. Но вот какую именно рамку он применяет, зависит от того, как он смотрит на проблему. И, исходя из этого, рамка может, как упростить процесс решения проблемы или достижения цели, так и усложнить его.

Рамки решения проблем

В НЛП существует пять основных рамок, которые способствую поиску верных решений.

Стремиться к результату

Посылка этой рамки исходит из того, что для решения проблемы человек должен осознать четыре важных пункта:

  • Своё положение в настоящий момент;
  • Результат, которого нужно достичь;
  • Что необходимо для достижения требуемого результата, какие ресурсы;
  • Дальнейший план действий, которые нужны для того, чтобы сократить промежуток между настоящим положением и желаемым.

ВОПРОСЫ в рамке результата: «Каково моё настоящее положение?», «Чего именно я хочу?», «Какими способами я могу достичь того, что мне нужно?» и т.п.

Вопрос «Как», а не «Почему»

Применяя данную рамку для осознания проблемы и её точного понимания необходимо определить её взаимосвязь с настоящим. Почему данная проблема не может разрешиться без вашего участия? И здесь вопрос «Как» гораздо эффективнее вопроса «Почему», т.к. вопрос «Как» может вскрыть саму суть проблемы, а вопрос «Почему» лишь определяет возможные причины и выносит суждения, что, по сути, ничего не меняет.

ВОПРОСЫ в рамке вопроса «Как»: «Каким образом сложилась данная ситуация?», «Как моё нынешнее положение влияет на эту ситуацию?», «Как можно решить эту проблему?» и т.д.

Возможность, а не необходимость

Для решения проблем с применением этой рамки следует определять результаты, исходя из того, что именно вы можете сделать, а не из того, что вы сделать что-то должны или не можете. Это автоматически ставит вас в позицию победителя и того, кто управляет обстоятельствами, а не в позицию проигравшего, которым обстоятельства управляют сами.

ВОПРОСЫ в рамке возможности: «Что я могу сделать?», «Как я могу решить данную проблему?», «Что нужно сделать, чтобы решить проблему стало возможным?» и т.п.

Применять обратную связь

Всегда следует помнить о том, что любые ваши действия влияют на расстояние между настоящим состоянием и желаемым. Поэтому, необходимо всегда отслеживать своё продвижение для уверенности в том, что расстояние сокращается, а не увеличивается. И сделать это можно лишь при помощи обратной связи, качество которой находится в зависимости от того, что именно вы измеряете, как вы это делаете и насколько верны ваши расчёты.

Если обратная связь показывает, что расстояние, о котором мы говорили выше, увеличилось и вы поняли, что находитесь не на верном пути, это тоже результат и ценная информация, точно так же, как и та, которая показывает правильность пути.

ВОПРОСЫ в рамке обратной связи: «Что говорит мне сейчас обратная связь?», «Каков мой результат на данный момент?», «Как я могу изменить свои действия на основе того, что знаю?» и т.п.

Оставаться любопытным, а не предугадывать

Действия в рамке любопытства способствуют тому, что человек всегда остаётся максимально открытым для того, чтобы увидеть новые возможности и сделать новый выбор. А если человек старается всё предугадать и постоянно строит предположения, он, тем самым, сам ограничивает круг решений, которые можно принять и, соответственно, влияет на результат. Здесь полезно вспомнить поговорку, которую применяют в жизни многие успешные люди. Она говорит о том, что, постоянно продолжая делать одни и те же действия, не стоит надеяться на получение нового результата.

ВОПРОСЫ в рамке любопытства: «Какие еще могут быть способы решения этой проблемы?», «Что, кроме этого, я могу сделать, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию?», «Что бы ещё придумать, чтобы разобраться с данным вопросом?» и т.п.


И в заключение раздела о фрейминге следует сказать, что вообще НЛП отталкивается от идеи о том, что всякое человеческое поведение имеет направленность. Любой человек всегда находится в процессе стремления к чему-то, достижения чего-либо. Он может даже не осознавать своих целей в полной мере, но, в любом случае, его действия на что-то направлены. И понимание этого позволяет нам научиться разделять само поведение человека и истинные его намерения. А намерения, в свою очередь, напрямую связаны с ценностями человека, ведь человек, как правило, всегда старается достичь того, что для него важно.

Если вы обращаете внимание на что-то в себе или другом человеке, что вызывает у вас неприязнь, задумайтесь о том, на что может быть направлено данное поведение, каковы ваши или его истинные намерения, чего вы сами или этот другой человек пытаетесь достичь. Такая практика способствует более глубокому пониманию себя и окружающих, а также позволяет не быть привязанным к какому-либо конкретному поведению и образу действий.

ВОПРОСЫ для определения истинных намерений: «Чего вы хотите добиться таким поведением?», «Что даёт вам данная манера вести себя?», «Почему я веду себя в данный момент именно так, а не иначе?», «Что я получу через такое поведение?» и т.п.

Говоря о фрейминге и его особенностях, не будет лишним отметить, что одним из самых распространённых видов фрейминга считаются так называемые «фокусы языка», основанные одним из первых разработчиков НЛП Робертом Дилтсом. Пытаясь дать различные интерпретации одним и тем же явлениям, он отыскал не менее 14 вариантов изменения фокуса восприятия.

Ознакомиться с этими фокусами мы предлагаем вам вот по этой ссылке.

Конечно, разбираясь в том, что такое фрейминг, изучая его черты и особенности, применяя на практике и используя в своей повседневной жизни, мы можем обратить внимание на то, что человек способен не только воспринимать информацию и события с определённой позиции или преподносить её, оформляя в соответствующую рамку. Он может также изменять и способ восприятия информации или событий, тем самым, меняя и значение этой информации или события. В НЛП этому процессу уделено не меньше внимания. Сам же такой процесс изменения значения информации и её восприятия называется «рефреймингом». Подробно данная тема будет рассмотрена нами в Уроке 5, но, учитывая, что рефрейминг имеет непосредственное отношение к фреймингу, о нём необходимо сказать несколько слов.

Коротко о рефрейминге

Рефреймингом называются используемые в НЛП методы переосмысления и преобразования механизмов, на которых основано восприятие, мышление и поведение человека, для того, чтобы предотвратить возникновение определённых психических шаблонов. Проще говоря, рефрейминг – это, если привести аналогию с картинами, помещение картины в новую рамку, т.е. придание ситуациям и явлениям нового контекста. Прекрасными примерами рефрейминга являются анекдоты, метафоры, сказки, в которых одно и то же может быть понято совершенно по-разному.

Основных видов рефрейминга всего два:

  1. Контекстный рефрейминг. В этом методе рефрейминга используются сравнительные обобщения. Применительно к разным явлениям, например, одно и то же поведение может быть, как вредным, так и полезным. И если изменить контекст, в котором передаётся сообщение, то изменится и его восприятие.
  2. Содержательный рефрейминг. Данный вид рефрейминга направлен на то, что бы изменить, главным образом, восприятие объекта человеком и ценность самого сообщения, т.к. он имеет место в тех случаях, когда человеку не нравятся его реакции на события или явления, т.е. эти реакции воспринимаются как недостаток или неправильное поведение.

Помимо основных видов, существуют также:

Рефрейминг убеждений – используется для изменения у человека убеждений, которые его ограничивают.

Шестиэтапный рефрейминг – НЛП-шаблон, основывающийся на том, что всякое поведение человека бессознательно, т.е. не контролируется сознательно. Этот вид рефрейминга особо эффективен в вопросах, касающихся негативных и вредных привычек, психологических блокировок, физических проявлениях психических нарушений и т.п., т.к. всё это может быть преобразовано посредством шестиэтапного рефрейминга, поиском положительного намерения и нового способа его удовлетворения.

Как уже было упомянуто, теме рефрейминга посвящён наш раздел с техниками НЛП, и для того, чтобы с ним ознакомиться, перейдите по этой ссылке.

Резюмируя всё вышеизложенное и подводя общий итог темам позиций восприятия и фрейминга, следует сказать, что оба эти уникальных процесса, если они тщательно изучаются и систематически применяются на практике, могут повысить эффективность вашего общения и способность к пониманию окружающих до такого уровня, который вы и представить себе не могли. Использование позиций восприятия и фрейминга в повседневной жизни заметно улучшит многие качества вашей личности и свойства психики, а сами же вы станете человеком, которого можно будет с уверенностью назвать мастером общения.

Чтобы вам было легче освоить представленный материал, мы рекомендуем вам начать с самих себя: регулярно анализируйте свою жизнь и происходящее с вами, а также те состояния, которыми ваша действительность характеризуется в данный момент времени. Вспоминайте разные случаи из своей жизни и применяйте к ним разные рамки и позиции восприятия. Смотря телепередачи или кинофильмы, обращайте внимание на то, как ведут себя их герои, какие позиции занимают, какие фреймы используют и чем всё это выделяется на фоне остального. И самое главное – старайтесь в каждый момент времени отслеживать особенности своего поведения, своих реакций и шаблонов. Это будет вашим главным инструментом в деле овладения навыками эффективного общения и воздействия на людей и самого себя.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл НогалесЕвгений Буянов

4brain.ru

Основные позиции восприятия — Психологос

Фильм «Базовый тренинг»

Об основных позициих восприятия рассказывает проф. Н.И.Козлов.
скачать видео

В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно:
  • Нулевая позиция восприятия. Игнорирование личного восприятия актуальной ситуации и происходящего, подчинение внешним силам и требованиям. См.→

Когда человек живет более осмысленно, он развивает (и активно использует) следующие пять позиций восприятия:

  • Первая позиция восприятия. Восприятие человеком ситуации и всего происходящего с точки зрения своей личной позиции, своей картины мира и своих личных интересов.
  • Вторая позиция восприятия. Я в позиции Другого, взгляд на ситуацию глазами другой стороны, с точки зрения его картины мира и его интересов.
  • Третья позиция восприятия. Объективный взгляд на себя и ситуацию, взгляд как бы со стороны, позиция стороннего наблюдателя: «Ничего личного!».
  • Четвёртая позиция восприятия. Мудрый, объемный, стратегический, системный — и одновременно личный взгляд. Я и ты — мы часть системы.
  • Пятая позиция восприятия — позиция Ангела, бескорыстная и радостная забота. «Я там, где я нужен!» «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. (Примеры см.→) В частности, то, какая у человека любовь, зависит от того, в какой позиции восприятия он преимущественно находится. Развивая позиции восприятия, мы можем делать свою любовь красивее и мудрее.

Позиции восприятия вместе со Способами жизни — основной способ практической этики, практикуемый в Синтоне. Когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям.

Позиции восприятия и практическая этика

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Позиции восприятия вместе со Способами жизни — основной способ практической этики, практикуемый в Синтоне. Когда вы решаете, делать что-то или нет, хорошо нечто или плохо, рекомендуется просмотреть ситуацию по всем позициям. То, что хорошо по шаблону (если не думать), окажется печально с первой или второй позиции. То, что забавно с первой позиции, может оказаться неприемлемым со второй. А двое влюбленных, у которых все классно с первой и второй позиции, будут очевидно неадекватно себя вести с третьей и четвертой позиции. Здорово, если вы привыкли к системному взгляду, и мы рады за тех, кто освоил жизнь с позиции Ангела.

Позиции восприятия и разумность

Тот, кто смотрит на все однобоко, всегда увидит меньше того человека, кто умеет на одну и ту же ситуацию смотреть объемно, с разных сторон. Позиции восприятия — инструмент, увеличивающий количество разума у человека. Хотите умнеть — развивайте свои позиции восприятия!

Резюме: Какие простые вещи!

  • Я вижу так.
  • Ты видишь это по-другому.
  • Со стороны это видится следующим образом.
  • А если посмотреть на перспективы и отдаленные последствия, то картина будет уже следующей…

Упражнение «Позиции восприятия»

​​​​​​​Что делать? В ситуации выбора или принятия решения оцени, с точки зрения какой позиции восприятия («Слепота шаблона», «Мои интересы», «Интересы партнера», «Объективка», «Системный взгляд», «Ангел») ты действуешь и как бы поступил, находясь в другой позиции. Возможно также задавать себе вопрос: «Я сейчас Творец, Потребитель, Романтик или Паразит?» Интересные выводы получаются. Чем полезно? Повышает осознанность действий, помогает увидеть новые варианты и неожиданные творческие решения.

Как это описывают студенты Университета практической психологии:

Совсем недавно, в прошлую пятницу мы планировали встретиться с коллегами, пообщаться и поблагодарить коллегу из авиакомпании за прекрасный подарок (он пересадил нашу группу в бизнес-класс во время служебной поездки. До встречи все были готовы, подтверждали свое участие в мероприятии, в том числе и я. Наступила пятница и в скайп чат посыпались сообщения от коллег, что они жалеют, но именно сегодня прийти вероятно не смогут. У меня тоже были другие планы и дела -т.е. я была в 1 позиции (свой интерес) и я хотела отказаться от встречи. Но тут, в наш чат ожидавший встречи коллега отправил фото одинокой чашки кофе, он написал что всех понимает, «Москва- пробки» и допив кофе уйдет, что ему жаль, что встреча не случилась, но конечно понимает всех (5 позиция- я уже помог вам и это хорошо, а сегодня вы не можете воспользоваться моим приглашением, ну что-ж, я все-равно хорошо к вам отношусь). Тут я подумала, он сделал для нас много хорошего во время поездки, причем искренне и без обязательств, а сейчас он сидит в кафе один, наверное грустит (2 позиция т.е. с точки зрения другого человека). Поскольку мой офис был недалеко от кафе я написала, что еду и прошу меня подождать (4 позиция мудрое отношение к жизни, понимание перспектив). О чудо, еще 4 человека из 8 написали, что уже в пути, уже рядом. Мы встретились, сказали коллеге искреннее спасибо за заботу о нас, обсудили много важных перспективных вопросов. Я испытала удовольствие от общения с коллегами, от вкусного салата, от правильно выбранного приоритета в этот вечер. Сейчас я описала данное событие почти с 3 позиции. (ничего личного, просто констатация фактов).

www.psychologos.ru

Позиции восприятия. НЛП-2: поколение Next

Позиции восприятия

Понятие позиций восприятия в НЛП первоначально сформулировали Джон Гриндер и Джудит Делозье (1987) как продолжение более ранних концепций НЛП – «референтного индекса» и «метапозиции», а также концепций «двойного» и «тройного» описания Грегори Бейтсона.

По сути, «позиция восприятия» – это определенная точка зрения, с которой мы воспринимаем ситуацию или отношения. Новый код НЛП определяет три базовые позиции, с которых можно воспринимать тот или иной опыт. Первая позиция — когда мы видим что-то собственными глазами, с собственной точки зрения. Вторая позиция — когда мы воспринимаем что-то, «встав на место другого человека». Третья позиция — когда мы отходим на шаг назад и воспринимаем отношения между собой и другим человеком «со стороны», с точки зрения наблюдателя. Позже была добавлена четвертая позиция — ощущение всей системы в целом или «поля отношений» (переживание коллективного «мы»), возникающее в результате синтеза трех других позиций.

Основа для разных позиций восприятия – тот факт, что опыт, связанный с отношениями, всегда предполагает, что в цикле коммуникации (communication loop) участвует больше одного человека. Способность осознавать весь цикл коммуникации и поток событий, возникающих в ней, – мощный инструмент, позволяющий и повышать эффективность коммуникации, и достигать в ней экологичных результатов. Если участники коммуникации способны изменить позиции восприятия по отношению к своему взаимодействию, то даже если они не согласны друг с другом, их отношения улучшаются и возникает возможность для сотрудничества в будущем. Такой сдвиг позиций восприятия называется «тройным описанием», потому что в любой момент в цикле коммуникации существует как минимум три разные точки зрения: моя собственная (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и взгляд со стороны на отношения этих людей (третья позиция).

Один из самых полезных аспектов определения Гриндера и Делозье состоит в том, что оно предлагает практический навык, позволяющий войти в каждую позицию, пережить определенный опыт и связать его с определенными паттернами языка, физиологии и внутренних репрезентаций (три основных оператора в НЛП). Эти паттерны можно суммировать в следующих описаниях.

Первая позиция: я нахожусь в собственном физическом пространстве, в обычной, привычной позе. Полностью войдя в первую позицию, я использую такие слова, как «я», «мне», «мое», описываю собственные чувства, восприятие и идеи. В первой позиции я воспринимаю отношения и коммуникацию с собственной точки зрения: вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкус и запах – переживаю все, что происходит вокруг и внутри меня. Если я действительно нахожусь в первой позиции, то не вижу себя со стороны, а являюсь собой, смотрю на мир собственными глазами, слышу собственными ушами и так далее. Я полностью ассоциирован со своим телом и со своей картой мира.

Вторая позиция — это способность воспринимать взаимодействие с точки зрения другого человека. (Если в нем участвует больше двух человек, может быть столько же «вторых позиций»). Это временная позиция, она нужна для сбора информации. В ней я встаю на место другого человека, принимаю его позу и воспринимаю мир с его точки зрения. Я вижу, слышу, чувствую, ощущаю вкусы и запахи так, как он; в буквальном смысле встаю на его место. Во второй позиции я воспринимаю мир с точки зрения другого человека, на время принимаю его убеждения, ценности и карту мира. В этой позиции я диссоциируюсь от себя и ассоциируюсь с другим человеком. Я обращаюсь к своей «первой позиции» «ты» (а не «я»), как сделал бы это другой человек. На время принять «вторую позицию» – прекрасный способ оценить, насколько эффективны мои действия на моей стороне цикла коммуникации. (Выходя из второй позиции, важно полностью вернуться в «первую позицию», к самим себе. При этом мы получаем информацию, которая поможет более эффективно общаться в цикле коммуникации.)

Третья позиция, или позиция «наблюдателя», временно позволяет выйти из цикла коммуникации, чтобы собрать информацию, как будто мы – сторонние наблюдатели, а не участники взаимодействия. Наша поза в этой позиции симметрична и расслабленна. В этой позиции мы видим, слышим и чувствуем, ощущаем вкусы и запахи, связанные с циклом коммуникации, с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Мы видим тех, за кем наблюдаем (в том числе и того, кто выглядит, говорит и действует, как мы сами). Мы диссоциированы от взаимодействия и находимся в чем-то вроде «мета»-позиции[5]. Эта позиция позволяет получить ценную информацию о балансе поведения и расстановке сил в цикле коммуникации. Информацию, собранную в этой позиции, можно внести обратно в первую позицию и вместе с информацией, собранной во второй позиции, использовать для того, чтобы изменить свое состояние, увеличить эффективность взаимодействия и отношений внутри цикла коммуникации.

Четвертая позиция — это синтез трех остальных точек зрения, создающая ощущение «целостной системы». Она предполагает идентификацию с системой или отношениями, создавая ощущение, что мы – часть коллективного. В четвертой позиции мы ассоциируемся со всей системой, или с «полем», связанным с определенным взаимодействием, воспринимая ситуацию с точки зрения интересов системы. Четвертая позиция – это позиция «мы», и в ней используется множественное число: «мы», «нас» и так далее. Четвертая позиция – важнейший компонент мудрости и экологии.

Эта позиция не входила в первоначальный перечень позиций восприятия НЛП (первая позиция – я; вторая позиция – другой человек; третья позиция – наблюдатель). Но она не менее важна. Она необходима для эффективного лидерства, создания команд и развития группового духа. Как указывает ее название, четвертая позиция включает в себя, охватывает остальные три позиции восприятия. Если мы не способны войти в четвертую позицию, нам трудно почувствовать себя членом группы или сообщества.

Мы входим в четвертую позицию, когда находим более глубокие общие элементы и характеристики, объединяющие и связывающие всех членов группы или системы. Это основание того, что мы называем «групповым разумом». Способность войти в четвертую позицию значительно облегчает управление группой и является ключевой характеристикой визионерского лидерства. Эффективные лидеры способны идентифицировать себя со всей системой, находящейся в поле их влияния.

Физическое расположение разных позиций восприятия

Базовое упражнение позиций восприятия

1. Вспомните отношения с человеком, которого считаете наставником или примером для подражания.

2. Полностью войдите в первую позицию. Представьте себе, что другой человек находится рядом с вами и вы на него смотрите. Опишите другого человека и свои чувства, связанные с этим человеком. Говорите от первого лица.

3. Перейдите во вторую позицию. Встаньте на место другого человека. Примите его точку зрения, убеждения и допущения, как будто вы – это он. С точки зрения другого человека опишите себя, находящегося в первой позиции, и свои чувства к этому человеку. Называйте себя «он» или «она».

4. Перейдите в третью позицию. Наблюдайте отношения между собой и другим человеком так, как будто смотрите фильм о вашем взаимодействии (из третьей позиции). Обратите внимание, что нового вы выяснили об убеждениях, допущениях и чувствах – и своих собственных, и другого человека.

Другой вариант этой позиции включает: а) внимание только к тому, что вам известно о своих собственных убеждениях и допущениях (в первой позиции), или б) точку зрения, как будто вы не знаете людей, которых видите в «фильме».

5. Перейдите в четвертую позицию. Она может находиться или между тремя позициями, или в отдалении от них. Почувствуйте «поле» этих отношений, как будто они являются отдельной «сущностью». Если бы один из вас был «водородом», а другой – «кислородом», какую «воду» вы бы создали вместе? Обратите внимание, что каждая из этих позиций восприятия позволяет увидеть и почувствовать разные аспекты отношений.

Практика «тройного описания»

Хороший способ лучше почувствовать, что такое позиции восприятия, – исследовать «характерологические прилагательные». Грегори Бейтсон называл характерологическими прилагательными слова, описывающие фундаментальные характеристики отношений. Их важное качество состоит в том, что, определяя один из аспектов отношений, они обязательно подразумевают другой их аспект. Например, для существования «жертвы» нужен «агрессор». Чтобы один человек «защищался», другой должен «нападать».

Например, подумайте о человеке, с которым вам сложно общаться, или о ситуации, в которой не происходит творческого или продуктивного взаимодействия, где вы не можете проявить свои лучшие качества и чувствуете, что «увязли» или испытываете беспомощность. Теперь представьте, что находитесь в кинотеатре. Представьте себе, как на экране этот человек ведет себя так, как он обычно это делает. Найдите слово, описывающее это поведение, – характерологическое прилагательное. Как бы вы назвали его поведение, учитывая все фрагменты информации о его поведении, которые наблюдаете? Например, вы можете сказать, что он «агрессивен» или «поглощен собой».

Теперь сделайте глубокий вдох и представьте на экране самого себя, как вы взаимодействуете с этим человеком. Вы находитесь в третьей позиции, видите и слышите происходящее с точки зрения нейтрального наблюдателя. Наблюдайте за своим поведением. Какими словами вы можете описать свое поведение? Например, когда другой человек «поглощен собой», вы становитесь «замкнутым». Или когда другой человек «агрессивен», вы «защищаетесь».

Так вы начинаете видеть свою партию в этом танце. Люди на экране не получают удовольствия, и вы тоже. Вот что такое система: увидеть достаточно большой фрагмент взаимодействия, отойти назад и сказать: «О, теперь я понимаю, как я танцую с этим человеком», а потом осознать, какой выбор у нас есть, чтобы изменить этот танец. В этой позиции можно спросить: «Когда я снова войду в эти отношения, с этой новой информацией, как она поможет мне изменить качество этого взаимодействия?» Если один элемент системы начинает меняться, то в движение приходит вся система.

Еще один забавный и интересный способ пережить опыт разных позиций восприятия или «тройного описания» связан с творчеством. Вспомните картину, которая произвела на вас большое впечатление. Но не ту картину, на которую вы смотрите и говорите: «О, это неплохо». Это картина, которая глубоко трогает вашу душу. Такое переживание отражает восприятие этой картины с точки зрения зрителя. То же самое можно сделать с музыкальным произведением или с танцем.

Теперь встаньте на место автора этого произведения искусства. Переход во вторую позицию поможет вам «прочувствовать» неврологию автора в самом себе. Находясь в этой позиции восприятия, начните делать небольшие мышечные движения, которые делает художник, скульптор или композитор, создавая картину, скульптуру или музыку. Так вы получите доступ к подобным аспектам собственной неврологии. Они в вас есть, только вы до сих пор их в себе не активировали. Затем отойдите в сторону и спросите: «Каковы отличия между позициями зрителя (слушателя) и создателя этого произведения?» Возможно, в каждой из этих позиций у вас возникнут разные убеждения. Возможно, когда вы находитесь в позиции автора, у вас другие убеждения о своей способности создавать произведения искусства, чем в позиции зрителя?

Третья позиция восприятия состоит в том, чтобы стать произведением искусства. Обычно люди говорят, что, когда они «встают» на место произведения искусства, они испытывают глубинное ощущение «бытия».

Позиции восприятия запускают целое множество новых возможностей. Идея тройного описания состоит в том, что из «танца» разных точек зрения может родиться мудрость. Когда мы переходим от нашей личной карты мира к пониманию личной карты мира другого человека, а потом к объективному восприятию отношений между нами, мы получаем шанс обрести мудрость. Способность чисто и быстро переходить из позиции в позицию может быть очень мощным инструментом.

Мета-картирование и позиции восприятия

Цель мета-картирования – помочь человеку идентифицировать, а затем изменить характеристики цикла коммуникации, порождающие или поддерживающие проблемное взаимодействие. Часто, когда мы испытываем трудности в процессе коммуникации с другими людьми, мы становимся заложниками собственной точки зрения. Мета-картирование начинается с признания этой точки зрения, но затем дает возможность увидеть взаимодействие с других точек зрения. Кроме идентификации «невидимых» (то есть внутренних и не имеющих физического выражения) влияний в данной ситуации мета-картирование позволяет увидеть и изменить те или иные способы, которыми мы сами создаем себе трудности.

Вот базовые шаги мета-картирования: а) идентификация трудной или неясной ситуации коммуникации; б) картирование динамики, имеющей место между мной, другим участником взаимодействия и моим внутренним наблюдателем; в) позиция другого человека и восприятие ситуации с его точки зрения; г) создание мета-позиции, с которой можно исследовать ментальные и физические паттерны, имеющие место в рамках взаимодействия, – именно они, возможно, и создают проблему; и д) исследование возможных изменений в коммуникации, установках или допущениях, которые могут сделать взаимодействие более комфортным и продуктивным.

Мета-картирование – полезная стратегия для анализа или подготовки к трудной встрече или к трудному взаимодействию. Кроме того, его можно использовать как технику коучинга или консультирования. Последовательность шагов мета-картирования была создана на основании моделирования действий эффективных лидеров компаний и организаций. В процессе моделирования для лидера создают сложную и по большей части непредсказуемую ситуацию взаимодействия. Затем его спрашивают, как он мысленно готовился к тому, чтобы с ней справиться. Чаще всего лидеры говорят:

Я думаю о людях, участвующих в этом взаимодействии, и представляю себе их возможные действия, которые могут создать проблемы. Потом я представляю самого себя и пытаюсь увидеть, что могу сделать в ответ и комфортно ли я себя при этом чувствую. Я также пытаюсь увидеть ситуацию с точки зрения другого человека и почувствовать, какие мотивы лежат в основе его действий. Потом я представляю себе ситуацию с точки зрения компании, чтобы увидеть, как лучше всего справиться с ситуацией с учетом всех заинтересованных сторон. Сделав такое «домашнее задание», я затем думаю о том, в каком внутреннем состоянии хочу находиться, какое состояние поможет мне реагировать самым творческим и адекватным образом. Я обнаружил, что если нахожусь в неподходящем состоянии, то не могу адекватно реагировать, что бы ни происходило; но, если я нахожусь в «правильном» состоянии, приходит вдохновение, даже если происходит что-то, к чему я не готов.

Упражнение: мета-картирование

Ниже представлен вариант мета-картирования, основанный на стратегиях эффективных лидеров. Эту стратегию можно использовать для анализа трудных ситуаций, связанных с лидерством, или для планирования своих действий в них.

1. Вспомните трудную ситуацию, связанную с определенным взаимодействием, в которой находитесь или которая вас ожидает.

2. Полностью войдите в первую позицию. Представьте себе, что другой человек находится прямо перед вами и вы смотрите на него или на нее «своими глазами».

3. Теперь представьте себя на месте другого человека и посмотрите на себя его глазами. Примите точку зрения, убеждения и предположения этого человека, как будто на мгновение «превратились» в него.

4. Наблюдайте за отношениями между собой и другим человеком, как будто смотрите видеозапись того, как какой-то другой человек взаимодействует с вашим собеседником. Обращайте внимание на то, какие сообщения и мета-сообщения люди в этом «видео» посылают друг другу (намеренно или ненамеренно).

5. Наконец, займите точку зрения системы в целом и подумайте, каковы ее интересы.

6. Вернитесь к собственной точке зрения, к первой позиции. Обратите внимание, как разные позиции восприятия меняют ваше отношение к данному взаимодействию. Что нового вы узнали о себе, о другом человеке или о ситуации? С точки зрения лидерства, какие действия и качества лучше всего подходят вам в этой ситуации? Какие внутренние состояния и установки лучше всего помогут вам предпринять эти действия и выразить эти качества?

С момента своего появления концепция позиций восприятия стала основой многих техник НЛП. Способность принимать разные точки зрения – важнейший навык в сферах лидерства, образования, психотерапии и жизни. Реимпринтинг, мета-зеркало, мета-картирование, согласование позиций восприятия (разработка Конниры Андреас, связанная с «сущностной трансформацией») и различные техники НЛП, использующиеся для разрешения конфликтов, медиации и переговоров, всегда используют позиции восприятия как основную модальность для внедрения изменений и достижения желаемых результатов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Позиции восприятия

 

Основные позиции восприятия в коммуникации и взаимоотношениях

Когда Вы себя меняете, вокруг всё меняется и Вы реально можете помогать всем, меняя себя!

Как показывает жизнь, на наше восприятие ситуаций и переживаний значительное влияние оказывает точка зрения или позиция, с которой мы рассматриваем их. Способность принимать различные точки зрения на ситуацию — важнейший элемент нашей «внутренней игры», связанной с конкретной ситуацией или действием. Фактически, существуют несколько основных «позиций восприятия», с которых можно рассматривать любую ситуацию или взаимодействие.

«Позиция восприятия» — это, по сути, конкретная перспектива, или точка зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или отношения между людьми. Выделяют несколько основных позиций восприятия конкретного опыта.

Первая позиция предполагает восприятие своими собственными глазами, «от первого лица».

Вторая позиция предполагает переживание чего-либо, как если бы мы «встали на место другого человека».

Третья позиция предполагает восприятие своих отношений с людьми с точки зрения «стороннего наблюдателя».

Понятие четвертой позиции касается чувства целой системы или «области отношений» (чувства коллективного «мы»), полученного в результате синтеза трех предыдущих позиций.

Пятая – восприятие своих отношений в масштабе духовного уровня. Что ценного оставил в рамках развития цивилизации.

Подробно:

Первая позиция — это вы, находящийся в границах вашего собственного тела, в вашей привычной позе. Когда вы полностью ассоциированы с первой позицией, вы будете использовать такие слова, как «мне» и «я» при обращении к вашим собственным чувствам, образам и идеям. В первой позиции вы переживаете коммуникацию с вашей собственной точки зрения: видя, слушая, осязая, чувствуя на вкус и обоняя все, что происходит вокруг и внутри вас. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы будете не видеть себя, а являться собой, глядя на мир через ваши собственные глаза, слыша собственными ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы с собственным телом и вашей картиной мира. Личность всегда чётко и легко знает, чего хочет, всегда есть желание, цели, ценности; живая, любящая, мечтающая, заряженная, она себя ценит, уважает, настаивает на своих желаниях. Свобода. Смелость. Развитие. Высокая самооценка без страха.

Вторая позиция — характеризуется способностью принять точку зрения другого человека в процессе взаимодействия. (Если во взаимодействии участвуют несколько человек, могут быть и множественные «вторые позиции»). Это временная позиция для сбора информации. Вы перемещаетесь в позицию восприятия другого человека, принимая его позу тела и мировоззрение, как если бы вы были этим человеком. Во время коммуникации вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус и запах с точки зрения другого человека, то есть вы как бы «влезли в чужую шкуру», «сидите с другой стороны стола» и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения и т. д. другого человека. В этой позиции вы будете отделены от себя и ассоциированы с другим человеком. Вы будете рассматривать ваше «я» в «первой позиции» как «вы» (в противоположность «я» или «мне») и говорить о нем во «втором лице». Временное принятие позиции другого человека — замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны петли коммуникации. (После того как вы приняли точку зрения другого человека, важно убедиться в том, что вы полностью возвратились на свою изначальную позицию с информацией, которая поможет вам в дальнейшей коммуникации.) У личности мощнейшим образом развито «Я» в позиции другого, она понимающая: «я чувствую тебя», «ты для меня понятен», «мне нравится подарить тебе…». Она любит заботиться о детях, о муже, о родителях, о друзьях – это для неё естественно. А также видит ситуацию глазами другого, чувствует себя на его месте, моделирует реакции другого.

Занимая третью позицию, или позицию «наблюдателя», вы временно оказываетесь вне петли коммуникации, чтобы собрать информацию, как если бы вы были свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. В этой позиции вы будете видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах с точки зрения заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете говорить о людях в «третьем лице», используя слова «она» и «он» при обращении к тем, кого вы наблюдаете (включая и самого себя). Вы будете отделены от взаимодействия, занимая позицию со стороны — эксперта. Эта позиция дает вам ценную информацию собранную с этой точки зрения, можно перенести в вашу первую позицию и использовать наряду с информацией, собранной во второй позиции, чтобы улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношений в рамках коммуникации. Ничего личного! Спокойный и объективный взгляд на себя, «человек смотрит на себя, как на медицинскую карту»: характеристики такие-то…, мои особенности такие-то, это мои проколы…, это мои фишечки… Она всё спокойно знает, он не переживает, принимает всегда адекватные решения, «без переживаний, спокойно с собой работает, себя улучшает». Т.е. позиция стороннего наблюдателя: взгляд эксперта.

Четвертая позиция — предполагает синтез описанных выше трех точек зрения. Это создает чувство «целой системы». Этот процесс включает идентификацию с самой системой или отношениями, в результате чего человек ощущает себя частью коллектива. Это характеризуется словом «мы» (множественное число первого лица). Четвертая позиция необходима, чтобы создать «общее мнение» или «командный дух». Учет всех факторов Я + Ты + Они + Окружение = Система. МЫ! Забота о многом и многих, она умеет простраивать ситуации. У личности системный подход, всегда думает о будущем, она обустраивает жизнь во все стороны, у неё системное богатое мышление: «Как было – Что есть – Что будет».

Пятая позиция — Ангел: « Я там, где я нужен! У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь. Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел». Он умеет быть в позиции любящего, «я пришёл, чтобы подарить вам счастье», «я вас люблю», «одно из моих личных желаний: сделать то, чтобы ты был счастлив, здоров, весел, бодр, красив», «я радостен, когда радостен ты, это меня более всего воодушевляет». Это стратегическое мышление с высоты духовного полёта, взгляда на ситуацию в масштабе пользы человечеству: «Что я оставил после себя потомкам?». Задел на будущее мощного ресурса: духовного, интеллектуального, материального, нравственного, который будет служить потомкам долгие десятилетия после вашего ухода из этого мира.

Для чего нужны позиции восприятия?

Они нужны, чтобы ситуацию увидеть с разных сторон, чтобы побывать на месте другого человека и понять его позицию лучше, тогда и будет понятно, как вести себя для улучшения контакта и взаимопонимания. Таким образом, позиции восприятия — это основные точки зрения, которые вы можете принять, рассматривая отношения между вами и другим человеком.

Первая позиция. Ассоциация с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и допущениями; видение внешнего мира своими собственными глазами — «я»-позиция.

Вторая позиция. Ассоциация с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека, видение внешнего мира его глазами — «вы»-позиция.

Третья позиция. Ассоциация с точкой зрения вне отношений между вами и другим человеком — «они»-позиция.

Четвертая позиция. Ассоциация с точкой зрения всей системы — «мы»-позиция.

Пятая позиция. Ассоциация с точкой зрения духовного уровня — позиция Высшего уровня — Бога.

Как указывают приведенные выше описания, позиции восприятия характеризуются и выражаются ключевыми словами — «я», «вы», «они» и «мы». В некотором смысле эти ключевые слова представляют собой сообщения, которые могут помочь вам распознавать и направлять позиции восприятия, занимаемые людьми в процессе конкретного взаимодействия.

Например, человек, часто использующий слово «я», с большей вероятностью будет говорить со своей точки зрения, чем человек, использующий слово «мы», при обсуждении каких-либо идей или предложений. Человека или себя, «застрявшего» в одной позиции восприятия, можно стимулировать изменить точку зрения с помощью ненавязчивого использования следующих языковых сигналов.

Например, человек руководитель занимается наставлением проектной команды, и один из членов этой команды чересчур критически настроен по отношению к некоторой идее или плану и говорит примерно следующее: «Я не думаю, что это вообще будет работать», — что указывает на сильную реакцию с «первой позиции». Можно помочь этому человеку переместиться на более «системную» позицию, сказав: «Я понимаю, что вы очень беспокоитесь об успехе этого плана. Как, по-вашему, мы можем подойти к его разработке, чтобы он оказался более эффективным?»

Чтобы перевести человека в позицию наблюдателя, можно предложить: «Представьте, что вы консультант этой команды. Какие бы вы предложили способы повышения эффективности совместной работы?» Чтобы поощрить критически настроенного человека перейти во «вторую позицию»: «Встаньте ненадолго на мое место (или на место одного из других членов команды). Как, по-вашему, я отреагировал бы на вашу обеспокоенность?».

Как использовать позиции восприятия?

Первая позиция. С ней всё понятно — это мысли и действия от собственного «Я». Это ваша позиция, что вы считаете важным и ценным для вас.

Вторая позиция

Как мы установили в предыдущем разделе, вторая позиция предполагает наличие способности принимать точку зрения другого человека, или «позицию восприятия», в рамках конкретной ситуации или взаимодействия. Это включает изменение своей позиции и рассмотрение ситуации, как если бы вы были другим человеком. Во второй позиции вы видите, слышите, осязаете, чувствуете вкус и запах с точки зрения другого участника взаимодействия; вы «влезаете в его шкуру», «становитесь на его место», «сидите с другой стороны стола» и т. д.

Вторая позиция предполагает ассоциацию с точкой зрения, убеждениями и допущениями другого человека и видение внешнего мира его глазами. В этой позиции вы отделены от самих себя и ассоциированы с переживаниями другого человека. Находясь во второй позиции, вы говорите: «Ты являешься…», «Ты выглядишь…» и т. д., обращаясь к своему собственному «я», находящемуся в первой позиции. Способность занять вторую позицию в общении с другими людьми и воспринять их картину мира — основа сочувствия и эмпатии. Это сущность «золотого правила»: «Поступай с другими так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Временное принятие позиции другого человека — это замечательный способ оценить, насколько вы успешны с вашей стороны в коммуникации или взаимодействии с людьми.

Умение занимать вторую позицию — важный навык для многих профессий. Хорошие менеджеры и лидеры, например, часто говорят о необходимости оказаться «в голове» своих сотрудников, или «войти в пространство чувств» других людей. В интервью журналу Speakв 1998 году адвокат по криминальному праву Тони Серра говорил: «Когда вы представляете интересы обвиняемого… вы становитесь им, чувствуете, как он, встаете на его место, видите его глазами и слышите его ушами. Вы должны полностью знать его, чтобы понимать характер его поведения. Но вы владеете «словом». То есть вы можете перевести его чувства, мысли и образ мышления как компоненты, релевантные его поведению, в юридический жаргон, в слова закона или в убедительные метафоры. Вы берете «глину» поведения человека и приукрашиваете ее, вы создаете произведение искусства. И в этом проявляется творчество адвоката». 

А также способность занять вторую позицию — важный навык для хороших отношений в личных отношениях мужчины и женщины. Войти в положение партнёра, значит, понять его мотивы и принять его точку зрения. Важнейший навык — научиться понимать человека!

 Построение взгляда из «второй позиции»

Процесс принятия второй позиции предполагает перенос вашего сенсорного опыта на точку зрения другого человека. Это можно делать полностью или только частично. Например, если кто-то говорит: «На вашем месте я бы…», — то этот человек в действительности не находится во второй позиции. Человек, говорящий так, не принимает мировоззрение другого, а скорее проецирует свое мировоззрение на чужую ситуацию.

Высказывание: «С точки зрения этого человека, я вижу себя, стоящего там», — также указывает на то, что человек не полностью находится во «второй позиции». Упоминание «себя, стоящего там» говорит о том, что человек в большей степени идентифицируется со своей первой позицией. Это утверждение отражает вторую позицию, которая является скорее теоретической, чем воспринимаемой на уровне чувств. Для того чтобы полностью находиться во второй позиции, нужно видеть, слышать, ощущать и говорить с точки зрения другого человека (говоря: «Я вижу там этого человека», когда речь идет о вас самих).

Таким образом, можно находиться в «смешанных» или «искаженных» позициях восприятия. То есть человек может видеть и чувствовать ситуацию с его собственной первой позиции, но обращаться к себе на языке второй позиции (то есть говорить себе: «Будь осторожным, чтобы ты не допустил ошибку»). Способность сознательно полностью принимать вторую позиции или выбирать конкретные аспекты второй позиции — это навык, который можно развить посредством практики.

Есть различные уровни и степени принятия второй позиции. Находясь у кого-то дома или на работе, вы занимаете вторую позицию на уровне окружения. Подражание действиям другого человека позволяет занять вторую позицию на поведенческом уровне. Понимание стратегий мышления другого — способ развить вторую позицию на уровне способностей. Для того чтобы занять вторую позицию на более глубоком уровне, нужно принять ценности и убеждения другого человека. Идентификация с другим человеком и принятие его личности предполагают вторую позицию на уровне идентичности.

Моделирование второй позиции

Можно использовать следующий процесс:

отыщете в памяти человека, которого бы хотели смоделировать или лучше понять. Выберите два физических местоположения, отметьте их предметами: одно для себя и одно для того, кого выбрали, можно табуретки.

Начните с «первой позиции». Стоя в «собственной позиции», опишете свои переживания в данном окружении, физическое состояние, мысли, убеждения, ценности, ощущение себя, своего видения и целей.

Затем начните принимать точку зрения другого человека, перемещаясь физически на место другого человека и предпринимая следующие шаги:

1. Представьте, что вы находитесь в том же окружении, что и другой человек. Ответьте на вопросы: Где и когда это происходит?

2.  Представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Выполняете те же действия, что и человек обычно, жесты, мимика, движения рук, ног, взгляд, голос, тембр.

3.  Представьте, что вы находитесь в сознании другого человека. Представьте, что вы имеете те же способности и навыки.

4.  Представьте, что вы находитесь в системе убеждений и ценностей другого человека. Вы находитесь в его мировоззрение. Говорите теме же штампами, шаблонами. Примерьте его цели на себя.

5.  Представьте, что вы приняли идентичность или роль другого человека. Примерьте  миссию человека (ничего не делать, ругать других тоже миссия…).

Когда вы закончите, возвратиться в свою первую позицию. Перейти из воображаемых местоположения, физического и внутреннего состояния другого человека в свои «местоположение» и состояние.

Инструментарий обучения: построение взгляда из «третьей позиции»

Этот процесс лучше всего применять в форме ролевой игры, во время которой перемещаетесь в различные местоположения и принимать различные позиции восприятия. Перед началом определите три местоположения в виде указанной ниже схемы:

Следуйте инструкции:

1. Подумайте о конкретной ситуации, в которой вы уже были или собираетесь оказаться, включая общение с «трудным/важным/с которым недопонимание» человеком.

2. Физически переместитесь в место первой позиции, приняв свою точку зрения во взаимодействии, как если бы «трудный» человек был там прямо сейчас и вы смотрели бы на него своими собственными глазами. Вспомните некоторые из поступков другого человека, создающие для вас сложности. Отметьте вашу внутреннюю реакцию, то есть что в настоящее время происходит в вашей «внутренней игре».

3.  Теперь физически выйдите из места вашей первой позиции и перейдите на место второй позиции. Представьте, что вы заняли место другого человека и смотрите на себя его глазами. Примите позицию, стиль мышления, убеждения и допущения человека, как если бы вы на мгновение стали им. Какова точка зрения этого человека на взаимодействие? Что вы узнали о картине мира этого человека? Чем она отличается от вашей?

4.  Физически переместитесь в место третьей позиции и рассмотрите отношения между вами и другим человеком, как если бы вы были экспертом. Три физических местоположения для формата третьей позиции восприятия.

Наблюдателем, просматривающим видеозапись взаимодействия двух людей. Что вы заметили во «внешних» и «внутренних» играх двух человек, участвующих в этой ситуации? Какие внутренние состояния и ресурсы вы хотели бы перенести в первую позицию, чтобы улучшить вашу «внутреннюю игру»?

Системный взгляд

В качестве дополнительного шага примите позицию всей системы и рассмотрите, что наилучшим образом соответствовало бы интересам системы (четвёртая позиция восприятия), в которой вы взаимодействуете: коллектив, семья, город, государство.

И проверьте духовный уровень, пятую позицию – глобальный взгляд – взгляд из будущего, что останется от вас для потомков, для всего человексества. Как повлияет ваша сегодняшняя деятельность на будущее, улучшит она ситуацию?

Отметьте, как принятие различных позиций восприятия изменяет ваш опыт взаимодействия. Запишите себе, что нового вы узнали о себе, другом человеке или ситуации?

Лучше эту методику выполнять с профессионалом/психологом, который лучше раскроет ваш внутренний мир для вас самих же. Пишите.

 

Запись вебинара онлайн-школы «Психология в каждый дом!» в туже тему.

polinasukhova.ru

Опросник «Позиции восприятия» — Психологос

Описывается разработка Научного Центра Международной Ассоциации Профессионалов Развития Личности.

Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

Нулевая позиция

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

Первая позиция

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

Вторая позиция

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера.

Третья позиция

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

Четвертая позиция

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Методы

Для того, чтобы выявить преобладающие позиции в реакциях респондента, нами был составлен оппросник, каждый из вопросов предполагал ответы «Не согласен полностью», «Не согласен в основном», Скорее не согласен, чем согласен», Скорее согласен, чем не согласен», Согласен в основном», Согласен полностью».

Опросник был предъявлен через интернет 530 респондентам в возрасте от 12 до 65 лет, 351 женщина и 179 мужчин. Одновременно им предъявлялись вопросы шкал «Социальная эмпатия» (Меграбян-Эпштейн), «Авторитарность» (из опросника Лири), «Эгоизм» (из опросника Лири), «Подчиняемость» (из опросника Лири), «Зависимость» (из опросника Лири), «Эмоциональность» (опросник Шмишека).

После исключения невалидных вопросов и вопросов с чрезмерной интеркорреляцией или корреляцией с посторонними шкалами, был составлен опросник из 64 вопросов с коэффициентами интеркорреляции <0.5, каждый из вопросов которого мог давать в соответствии с вышеприведенным списком ответов от –3 до +3 баллов к одной или к более, чем одной шкалам.

В процессе валидизации теста было обнаружено расщепление распределений по шкалам I и II позиций. Анализ показал, что вопросы, влияющие на расщепление, делятся на две категории: в первую входят собственно I и II позиции как умения, навыки и способности, а во вторую – неконтролируемая подверженность влиянию собственных желаний и воздействию партнера соответственно.

Эти дополнительные шкалы были названы п1 и п2.

Пассивная первая позиция

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

Пассивная вторая позиция

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

Таблица 1. Влияние ответов на окончательный набор шкал при подсчете результата.

Все коэффициенты корреляции между столбцами баллов <0,2 по абсолютному значению.

Результаты и их обработка

На этот опросник были указанным способом получены ответы 1456 респондентов в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

Ответам «Не согласен полностью», «Не согласен в основном», Скорее не согласен, чем согласен», Скорее согласен, чем не согласен», Согласен в основном», Согласен полностью» присваивались значения -3, -2, -1, 1, 2, 3 соответственно. Для каждой шкалы эти значения умножались на соответствующий шкале коэффициент влияния и суммировались.

«Сырые» результаты были разделены по процентилям, кратным 10, по которым и были стенированы в интервале 0..9 без учета половозрастных особенностей выборки.

Таблица 2. Таблица стенирования.

Если сырой балл лежит в интервале между текущей строкой и следующей, то стенированное значение равно номеру текущей строки.

Таблица 3. Коэффициенты корреляции между шкалами опросника.

Отдельно для групп, соответствующих средней по нижней и по верхней половинам каждый шкалы были вычислены средние значения остальных шкал, что позволило визуально оценить корреляцию шкал между собой и оценить характерные особенности каждой группы.

Таблица 4. Средние значения шкал для низких и высоких показателей по каждой шкале.

Таблица 5. Диаграммы, характерные для высоких и низких значений по каждой шкале.

Как и следует из корреляций, шкалы верхней триады несколько связаны между собой, как и шкалы «нижней» триады, исключая шкалу п1. Это позволяет предположить возможность использования опросника для определения активности жизненной позиции.

Применение

Опросник «Позиции восприятия» позволяет оценить типичное восприятие респондентом коммуникативной ситуации по шести позициям восприятия, четырем стандартным и двум дополнительным, являясь удобным диагностическим исследовательским инструментом в области психологии личности и психологии общения.

www.psychologos.ru

Четвертая позиция восприятия — Психологос

Фильм «Приключения Шерлока Холмса»

Мистер Милвертон — шантажист, безнравственная личность с системным подходом и системным мышлением. Он согласен заниматься по видимости посторонними, не приносящими ему доход делами — если они создают контекст, приносящий ему главные прибыли.
скачать видео

Четвертая позиция восприятия: мудрый, объемный, стратегический, системный — и одновременно личный взгляд. «Я и ты — мы часть системы». Тут будет анализ взаимосвязей, учет перспектив, интересов коллег и задач Системы.

Слово Система пусть никого не пугает, это может быть и ваша семья, и дружеская компания, и ваш коллектив коллег на работе — все это системы, и иногда очень симпатичные.

Глядя на происходящее с точки зрения будущего, человек с таким подходом в жизни строит будущее свое и тех, кто будет после него. Для других такой человек — «взрослый», а самому человеку это дарит мудрость, статус и уверенность в перспективах.

Оценка четвертой позиции восприятия

Это системный подход: учет всех обстоятельств. Система, это когда я учитываю все: Я+Ты+Они+Окружение+Будущее…

Я хочу жить с этой девушкой, эта девушка хочет жить со мной. Ага, а перспективы у нас есть, если жить нам негде, родственники против, я нигде не работаю, она готовить не умеет и мы вместе не умеем договариваться? Перспективы проблемны…

Это системное мышление: поиск корня проблемы через взгляд на ситуацию с точки зрения системы.

Сотрудник проворовался — вы его уволили. Наняли следующего. Когда через месяц проворовался и он, вы подошли к подбору следующего сотрудника серьезнее. Но если через полгода начнет воровать и последний сотрудник, — похоже, что дело не в сотрудниках, а в системе, куда они попадают. Может, что-то изменить в консерватории?

Это системный взгляд, где каждый видит себя элементом более широкой системы.

При системном взгляде бухгалтер видит себя — частью бухгалтерии. Бухгалтерия — частью фирмы. Фирма — частью корпоративной ассоциации. Корпоративная ассоциация — частью экономики города. Город — частью экономики и культуры страны… И так далее.

Это волевое поведение, основанное на удержании вами во внимании своих личных ценностей более высокого порядка.

Когда вы с трудом просыпаетесь утром, из первой позиции восприятия вы чувствуете только, что не выспались и под одеялом очевидно уютнее, чем зачем-то приподниматься. Хочется поспать еще — это и есть самая очевидная ситуативная ценность. Однако большинство взрослых людей находят в себе силы встать и даже вскоре пойти на работу. Работа в данном случае — та самая ценность более высокого порядка.

Это социальная ответственность: учет интересов людей, которых лично я могу не знать, но которые вместе со мной являются частью важного целого.

Большинство сотрудников общаются в курилке. Мне начать курить, чтобы быстрее влиться в коллектив? Это решение, выгодное только ситуативно, только на сегодня. Если же подумаете о будущем, обо всем негативе, которое принесет вам курение, вы едва ли пойдете в дымную курилку. Кто-то подумает и о том, что, начиная курить, он пополняет ряды курильщиков — и подталкивает кого-то другого тоже к тому, чтобы ради контакта в курилке начать курить. Чаще стоит задуматься, будут ли курить ваши дети, ваш сын и ваша дочь, если курить будете вы. Это уже — системный подход и размышления о широких будущих последствиях.

Человек с системный взглядом понимает: «Моя жизнь принадлежит не только мне. Я — надежда семьи, член команды, сотрудник отдела, гражданин страны, и то, что делаю (или не делаю) я, отзывается на окружающих…» Это видение корней и перспективы: умение видеть себя и происходящее как элементы одной цепи и системы, как продолжение прошлого и росток будущего.

Тот, кто думает о будущем, ставит цели, строит и реализует планы, кроме Хочу знает Надо. В четвертой позиции человек не просто мыслит, он — думает.

С точки зрения ситуативного удобства часто оказывается выигрышным использовать негативное мировосприятие и негативную мотивацию, стратегию обмана и выиграл-проиграл. С точки зрения долгосрочной перспективы более оправдывает себя позитивное мировосприятие и позитивная мотивация, заботливость и сотрудничество.

Это стратегический взгляд — взгляд, где для решения задачи опережающим образом учитываются наиболее вероятные ответы противника (или то, что начнет происходить со временем).

Есть ли минусы у такого системного подхода? Возможно, стоит вспомнить изречение царя Соломона: «Во многой мудрости — многие печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Быть слишком умным — не всегда тактично, вашу мудрость кто-то может расценить как гордыню. Впрочем, установка «Я знаю за всех как лучше для всех» действительно к этому близка.

Четвертая и другие позиции восприятия

Четвертая позиция похожа на первую позицию восприятия, потому что в обоих случаях вы проталкиваете свой личный взгляд. Первая позиция — это ваш личный взгляд от себя лично, позиция предельно субъективная, четвертая позиция — ваше личное видение правильного взгляда на ситуацию, позиция подчеркнуто объективная. Эти два полюса по сути противоположны, как «Я хочу!» и «Нам надо!», как «Мне нравится!» и «А правильно так!», но внешне могут быть очень похожи: вы говорите от себя лично.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *