Позиция автора это – | 100 % 15 | VK

Содержание

Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом "смертью автора". Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Драма

Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М. Горького "На дне". Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки.

Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу. Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова "Горе от ума" герои - Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов - фамилия, произошедшая от английского "фэймос", что означает "знаменитый". Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб - всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н. Островского "Гроза" таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: "Жестокие нравы, сударь, в вашем городе".

Лирика

В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока "Фабрика". Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово "жолтый". Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.

Эпос

В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.

Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах. В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева "Отцы и дети". Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова. Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек - работник.

Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

fb.ru

Позиция автора | LAMPA - онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Авторская позиция – это авторское размышление над проблемой, главный вывод, то, что хотел сказать автор.

Проблема и комментарий – это своеобразный вопрос о смысле текста, а авторская позиция – ответ на этот вопрос. Поэтому проблема и позиция тесно связаны, авторское мнение должно полностью соответствовать поставленной проблеме, а не касаться чего-то другого, о чем вы не пишете.

Как же найти эту позицию?

Во-первых, будьте готовы к тому, что не все тексты могут быть от первого лица (я), поэтому не всегда легко найти то, что думает конкретно автор. В этом случае его мнение может быть заложено в диалоги героев текста или в рассуждения.

Во-вторых, обращайте внимание на лексику и подтекст: мнение автора - это всегда оценочное суждение с обобщенным выводом о ситуации, описываемой в тексте.

В-третьих, обращайте внимание на такой прием, как ирония: часто позиция автора может быть не буквальной. (Например: "«Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам". В этом случае позиция автора такая же, как и высказывание Пушкина.)

В-четвертых, встречаются тексты, где авторская позиция не выражена конкретной фразой. Тогда вам нужно сопоставлять фрагменты текста, искать общие смысл и вывод.

На картинке – основные лексические средства, с помощью которых можно определить позицию автора.

Авторская позиция – это третий абзац вашего сочинения. В нем должно быть 2-3 предложения и, главное, прямая или косвенная цитата из текста (при возможности точно определить фразу, отображающую мнение автора). Если конкретную цитату подобрать нельзя, то, как мы уже писали, лучше всего сопоставить фрагменты текста, определить основную мысль о том, как относится к проблеме автор текста, и сформулировать полученное в 2-3 предложениях.

Возможные варианты обозначения авторской позиции можно увидеть на картинке. Напоминаем, что вовсе не обязательно использовать их в том виде, в котором они даны. Импровизируйте, смешивайте фразы, добавляйте свое!

lampa.io

словарик для формулировки позиции автора (ЕГЭ, русский язык, сочинение)

Словарик для формулировки ПОЗИЦИИ АВТОРА

В этом абзаце обязательно должны быть ФАМИЛИЯ автора (не забываем про инициалы и про то, какого пола автор) и словосочетание ПОЗИЦИЯ АВТОРА.

Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или вообще явно не выражена.
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
2) Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
3) Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что ...

Формулируем авторскую позицию ТОЛЬКО ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Чтобы не запутаться, можно СНАЧАЛА найти и сформулировать позицию и только ПОТОМ формулировать проблему.

Позицию автора нужно формулировать кратко, одним-двумя предложениями. Не пересказываем текст, не цитируем целиком длинное предложение из текста. Не путаем позицию автора и те тезисы, к которыми автор не согласен.

Речевые клише:
1) Позиция автора этого текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: "цитата". М.Голубкин убежден: нужно (нельзя) (формулируем сами).

2) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).

3) М.Голубкин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что... В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

4) С горечью (с восхищением) говорит М.Голубкин о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

5) Свои рассуждения М.Голубкин завершает вполне закономерным выводом о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

Если текст содержит АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ, и автору НЕ нравится то, что утверждает ПЕРСОНАЖ или считают ДРУГИЕ ЛЮДИ, то можем формулировать авторскую позицию "методом от противного":

"Очевидно, М.Голубкина не устраивает то, как .... Публицист протестует против подобного отношения к ... . В этом, на мой взгляд, заключается позиция автора."

infourok.ru

Авторская позиция в художественном тексте

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое лавное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора х художественного текста ответьте на следующие вопросы:

1)Положительные и отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

2)Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3)Как связываются поступки героя на других героях произведения?

4)Согласен автор с героем или нет?

5)Автор осуждает или одобряет поведение автора?

6)Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

 

Помните!

Даже если автор не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущий зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Типовые конструкции для выявления авторской позиции.

Типовые конструкции:

1)Автор считает, что…

2)Автор подводит читателя к выводу о том, что…

3)Рассуждая о проблеме, автор приходит к следующему выводу…

4)Позиция автора такова…

5)Позиция автора ,как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

6)Автор призывает нас (к чему?)…

7)Автор убеждает нас в том, что…

8)Автор осуждает (кого/что, за что)…

9)Отношение автора к поставленной проблеме однозначно.

10)Основная цель автора заключается в том, что…

11)Хотя позиция автора не выявлена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции.

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

 

1)Рассуждение

Тезис

(положение, которое нужно доказать)

 

Аргументация(2)

(Доказательство, доводы)

 

Вывод

(Общий итог)

 

Тезис

(ваша позиция)

 

Вывод

(Общий Итог)

 

Цель данного типа речи- убедить адресата в чём-либо,укрепить

или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная

система доказательств.

Тезис

(Ваша позиция)

 

 

 

Аргумент 1 Аргумент 2

(иллюстрации) (иллюстрации)

 

Вывод

Аргументация-это способ доказательстваистинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы-это основания,доводы,подтвержающие или опровержающие какую-либо мысль.

Виды Аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (Научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы- доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (Эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловечеловеческим ценностямм и др.).

Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:

Аргументы

Рациональные (Логические) иллюстративные ссылки на авторитет

 

e itKDecRRn6esaGKWY+6a8ui3ykUsc42PBRfzeXbDIXMsXtt7xxN46mri0sPqkXnXcy4iVW9gO2sH vCu+KdLCfBFBqkzKXV/7fuOAZuL0j0l6Afb17LV78ma/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbln+ NeAAAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDquFRRCXEqilQucCgt CLi58ZJExOsQu23g61lOcFzN08zbYjG6ThxwCK0nDWqSgkCqvG2p1vC0XSVzECEasqbzhBq+MMCi PD0pTG79kR7xsIm14BIKudHQxNjnUoaqQWfCxPdInL37wZnI51BLO5gjl7tOTtM0k860xAuN6fG2 wepjs3ca3rLVkrL1/QU99KFaPt+Z79eXT63Pz8abaxARx/gHw68+q0PJTju/JxtEpyFRSjHKwWwG goHk8grETsNUZSDLQv5/oPwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+t6M3sCAAA6 BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAbln+NeAA AAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADVBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAOIF AAAAAA== " fillcolor="#4f81bd [3204]" strokecolor="#243f60 [1604]" strokeweight="2pt"/>Реальные факты. Конктретные примеры Мнения выдающихся людей.

Статистика. из жизни. Цитаты из авторитетных

Законы Природы. Примеры из художественных источников.

Положение официальных произведений. Мнение очевидцев.

Документов. Предположительные при- Общественное мнение.

Меры.

 

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументацииученик, соглашаясь с мнением автора,приводит доводы,подтвержающие авторский тезис. Например:

Тезис

«Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство»

Аргумент 1

Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа.

Аргумент 2

Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургнев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаминитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

Вывод

Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщитьс к этому богатству и приумножить его.

Аргументы, оцениваемые 2, 3 баллами

1. Примеры из художественной литературы

2.Примеры из публицистической литературы

3.Примеры из научной (научно-популярной) литературы

Аргументы оцениваемые 1 баллом

1. Примеры из жизни

2. Собственные наблюдения и выводы

3. Предположительные примеры

4. Ссылки на авторитет

5. Пословицы, поговорки, афоризмы(без объяснения)

6. Примеры из кинофильмов

Структура аргумента.

Тезис.Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства-будить в человеке чувство родины.

Логический переход. Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

Аргумент. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показали читателям России с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

 

Микровывод.Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которая не должно оставить нас, граждан России равнодушными.

 

Несоблюдение этой структуры (в сущности, по этой схеме строится любой абзац связного текста) часто приводят к логическим ошибкам.

Виды и формы вступления

Проблемный вопрос.Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста.

· Что такое благородство и какую роль это понятние играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И.Ильин.

· Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Общие сведения о проблеме.Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни).

Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу..Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павовской.

Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного сообщества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

Создание определённого эмоционального настроя. Впечатления детства, наверное, один из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль грает в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

Помните, что эмоциональное вступление предполагает на менее яркое продолжение, так что постарайтесь выдержать и провести через всю работу определённой эмоциональный настрой.

Описания чувств.Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями загород, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха… Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни кадого из нас? Эта проблема привлекла вниание автора.

Разумеется, ваши мысли должны быть связаны с текстом, с его проблемой. Ни в коем случае не пишите что-нибудь вроде: Вот сижу я на экзамене, за окном светит солнце, поют птички, а в тексте говорится о Великой Отечественной войне…

Помните: девиз «Что вижу, то пою» подходит для поэта-импровизиатора, но не для автора экзаменационного сочинения!

Цитата из исходного текста (или другого источника), связнная с рассматриваемой проблемой.«Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста!

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.Вся жизнь Валентила Распутина связана с Себирью. Он и сейчас живёт в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель,-проблема сохранения для потомков Бйкала , сбережения его красоты и природных богатств России.

Виды заключения

Обощение основных мыслей автора.Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к поэзии автора, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу поиогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность.

Художественная литература дарит нм несметные сокровища человечесого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываеться от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю.Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подличный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

Использование цитат. Следует помнить, что не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающие мысли автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Итак, текст К. Паустовского еще раз заставил меня убеиться в том, что любая война приност человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие..»!




infopedia.su

Пример комментария к авторской позиции.

Шаблон для «Чайников»

 

К‐1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Нужно ли ……….

Зачем…

Что будет, если…

Возможно ли…

Что делать…

Кому выгодно…

Кто виноват в…

Когда будет…

Откуда …

Как объяснить…

Почему …

Как связаны…

Как влияет…

Пример.

Нужно ли ………Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)

Все ниже написанные предложения можно вставить к любому из вопросов.

 

 

К‐2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К‐1, и его аргументы).

Синонимы

к слову автор: Он, ФИО писателя (например Иванов В.И.), писатель, публицист

Тот текст, что перед вами это: Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления

 

Комментарий проблемы должен быть с элементами краткого пересказа, цитирования

Автор обращает внимание на…

рассуждает о…

подчеркивает важность…

опирается на чье‐то мнение( на факты), свидетельствующие о…

допускает, что…

приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…

вспоминает, как…

доказывает…

описывает что…

предлагает…

предполагает…

имеет в виду…

принимает во внимание…

видит что‐то…

возмущается чем‐то…

потрясен тем, что…

спорит с…

удивлен…

подтверждает свою мысль…

создает яркий художественный образ (например дождя)…

мастерски рисует ( картину снегопада)…или пейзаж…

использует изобразительно‐выразительные средства языка…

отмечает достоинства или недостатки…

критикует…

расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…

оспаривает точку зрения тех, кто считает…

отмечает недостатки…

критикует…

упоминает…

анализирует…

 

. К‐3 Позиция автора (ответ на вопрос из К‐1)

 

Автор убежден, что…

(не) сомневается…

уверен…

не знает, как решить возникшую проблему…

для автора очевидно, что…

он считает, что…

Пример изложения авторской позиции:

Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

Автора тревожит (беспокоит, волнует)…

Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

К‐4 Собственное мнение о позиции автора (см. К‐3): согласны или не согласны.

Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции

Я согласен с автором…

разделяю позицию автора…

придерживаюсь той же точки зрения…

автор слишком категоричен и упускает из виду, что…

позволю себе предположить, что…

можно возразить автору тем, что…

мнение автора противоречиво, так как…

могу подтвердить его мысль примером…

в чем‐то автор прав, однако …

нет сомнений в том, что…

совершенно очевидно…

Пример комментария к авторской позиции.

Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как

… Я согласен с(указать с кем) в том, что…

С мнением автора трудно не согласиться, так как…

Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых,

Общеизвестно, что…

Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что…

Мне кажется / представляется/…

Действительно, … Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

В качестве убедительного доказательства / аргумента/ можно также привести судьбу героя известного произведения(название произведения) … классика отечественной (зарубежной) литературы

( ФИО,выбранного вами автора)…

Похожая ситуация рассматривается также писателем( ФИО)… в произведении (название произведения)… В эпизоде(можно указать каком именно)… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…

Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что/…

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

 

 

К‐5 Логика (причинно‐следственные связи мыслей, три абзаца: К‐1, К‐2, К‐3)

 

Поэтому…

следовательно…

значит…

в таком случае

…потому что…

таким образом…

при этом…

вместе с тем…

кроме того…

кстати сказать…

в этом случае…

как сказано выше…

с другой стороны…

однако…напротив…

если… ‐ то…

не только …‐ но и …

зато…

другими словами…

иначе говоря…

разумеется…

видимо…

конечно же…

очевидно…

прежде всего…

сначала…

в то же время…

затем…

впоследствии…

в заключение…

согласно этому…

 

 

Краткий вывод. В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли.

 

Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:

В итоге я хочу сказать…

В заключение важно отметить…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Выходит, что… и др.

Текст Лебедева Н.

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (3)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

(4)Известны слова Горького: «Любите книгу - источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга - это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», - разводят руками издатели.

(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, - говорил Быков, - но это было давно».

(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».

(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (33)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!

(По Н. Лебедеву)

Сведения об авторе:

Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) - режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».

Основные проблемы:

1.Роль чтения в формировании положительных нравственных качеств человека (Связана ли нравственность человека с его стремлением к чтению?)

2. Чтение и сохранение культурных традиций России (Будут ли следующие поколения читать Пушкина?)

3. Проблема вытеснения художественной литературы другими видами искусства (К чему ведёт снижение роли художественной литературы в обществе?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Хорошая книга - не только «источник знания», но и средство нравственного воспитания и развития человека.

2. Россияне всегда были читающим народом, но сейчас культура чтения под угрозой.

3. Вытеснение литературы кинофильмами и телепередачами опасно тем, что ведёт к ослаблению способности осмысливать информацию, заложенную в художественном произведении, способности сопереживать.

Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора) Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),… обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что… (Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…) Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встреча

 

 

Какова роль литературы в жизни человека? Что нужно читать , а на что не надо тратить свое время? Будут ли наши дети читать Пушкина? Над этими вопросами размышляет автор текста …

 

Я думаю, что основной проблемой фрагмента является актуальная проблема возрождения любви к чтению хорошей классической литературы. …. начинает свое рассуждение с примера стихотворения В.Солоухина о цветах и поводит параллель с читающим человеком, называя его разумным и нравственным….. опасается замены книги экранизацией. …. Считает что литература требует интеллектуального постижения. Когда человек читает, у него работает мысль. …озабочен судьбой книги и ролью чтения в жизни человека 21 века и заканчивает свое рассуждение призывом сделать все, чтобы "наши дети читали Пушкина". В этом заключается позиция автора..Она мне близка и понятна.

 

Я согласна/ или не согласна/ с позицией автора в том, что мы, современные люди, мало читаем или чаще обращаем своем внимание на "легкое чтиво". Но такого быть не должно.

 

Среди моих знакомых можно найти немало тех, кто не читал Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова. И это очень горько, потому что произведения классиков - это целый мир эмоций и переживаний, это опыт умозаключений многих поколений. И мне искренне жаль тех людей, кто не прикоснулся к хорошей литературе.

 

Мне вспоминается трилогия Горького, где герой, Алеша Пешков, признается, что именно книги помогли ему стать человеком. Да и сам Горький высоко ценил воспитательную роль литературы и много сделал для развития литературы в нашей стране.

 

Думаю, что текст Лебедева натолкнет каждого на размышления. А мы поймем, что нужно сделать все, чтобы мы и наши дети читали Пушкина и хорошую литературу.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Авторская позиция в романе. Что это такое. Как определить

Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя. В разных романах авторская позиция, естественно, выражается по - разному.. . Например, у Достоевского в романе"Преступление и наказание" авторская позиция - позиция, взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки. По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания. Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос. Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания. Я взяла в пример лишь только авторскую позицию Ф. М. Достоевского в романе"Преступление и наказание"...Чтобы было нагляднее определить, скажем, что это такое.. .

вот когда прочитаете произведение, и получите от него впечатление, то это и будет авторская позиция. Т. Е. авторская позиция - это именно то, что писатель (автор произведения) хотел донести до читателя, выразить с помощью своего произвдения - это то самое впечателение от проччитанного. А определить ее можно по собственному ощущению от прочитанного

Авторская позиция в романе, то на что акцентировано автором основная мысль и суть романа....

touch.otvet.mail.ru

Авторская позиция К 3 Позиция автора это

Авторская позиция (К 3) Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте даётся прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл , понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. д. Ещё одна сложность в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепринятым нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Типовые конструкции • Позиция автора такова: … • Автор считает, что … • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что … • Автор убеждает нас в том, что … • В тексте доказывается мысль о том, что… • Основная мысль автора заключается в том, что … • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что … • Автор предостерегает …

Согласие/несогласие с позицией автора Типовые конструкции: • С автором текста трудно не согласиться (трудно спорить)… • Автор текста прав в …, однако мысль о …, вызывает сомнение. • С автором можно согласиться лишь частично…

Автор полагает, что наличие таких людей (интеллигентных) – гарантия «лучшего будущего для всего мира» , ибо они пример самоотречения и нравственной чистоты. Я полностью согласен с автором: в нашем стремительно меняющемся мире именно интеллигенции принадлежит роль сохранения и развития нравственных и культурных ценностей.

Автор утверждает, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность. Я полностью согласен с автором. Гуманитарные науки необходимы в наше прагматичное время, хотя занятие ими не приносит видимой материальной выгоды.

На мой взгляд, автор прав. Только жизнь ради близких и готовность прийти на помощь тем, кто просто рядом, имеет смысл.

present5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *