Рефлексия это в психологии определение – Рефлексия — Википедия

Содержание

Рефлексия Википедия

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно Пьер Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Эрнсту Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1].

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя»

[2].

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

  • как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;
  • как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей практичности.

Общее понимание[ | ]

Рефлексия, в одной из наиболее современных её трактовок, может рассматриваться как связанная с процессом развития чего-либо (в частности, практики, деятельности, мышления, сознания и др.) и участвующая в этом процессе посредством снятия затруднений в его функционировании.

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания

ru-wiki.ru

что это такое, происхождение и определение

Мозг – настоящая вселенная внутри нас, достойная постоянного изучения. Но исследовать самого себя можно по-разному. Бесконечно погружаться в пучину самосознания или честно поговорить со своим «Я» и начать действовать. Анализировать свои ошибки или начать все заново, но с учетом прошлого опыта. Самопознание или рефлексия, помогает познать себя, но не способно изменить жизнь без усилий с нашей стороны. И все же: рефлексия – это хорошо или плохо? Почему рефлексирующего человека считают, скорее, скучным, нежели успешным? Как перестать решать проблемы на уровне ума и перейти к действию? В жизни стоит создавать события, чтобы было потом над чем порефлексировать.

Что такое рефлексия

Рефлексия — это мыслительный процесс, направленный вглубь своего сознания с целью разобраться в поступках, мыслях, чувствах, путем критических размышлений и наблюдения за своим психическим пространством. В переводе с латыни слово означает буквально «обращение назад», то есть – переживание прошлого опыта. Умение анализировать и делать выводы из предыдущих поступков считается одной из важнейших способностей человека, которая отличает его от остальных живых существ на земле.

Рефлексия изучается разными науками и в каждой существует определение этого понятия с небольшими дополнениями:

  • Элементарная – простейший анализ своих ошибок. Позволяет человеку самому делать выводы, чтобы не наступать на одни грабли дважды.
  • Научная – это способность критиковать научные выводы, методики, приемы, чтобы докопаться до истины в исследованиях.
  • Философская – способ обращение сознания вглубь себя для бесконечного самопознания. Считается важной и главной чертой характера всех известных философов.
  • Теологическая – размышления о бессмертии души вне тела путем самопознания и богопознания.
  • Психологическая – способность анализировать не только свои поступки, но и чувства, эмоции, состояния, переживания.

Просихождение рефлексии

Как многие научные понятия, рефлексия получила первое определение в античной философии. Пифагор и Гераклит трактовали это понятие как проявление высшего разума, способность человека вознестись над материальным миром, чтобы свободно размышлять о возвышенном. То есть – философствовать. Далее понятие дополняли Сократ, Платон, Аристотель. Именно на размышлениях о непрерывном самопознании построены знаменитые бесконечные диалоги древних философов.

С повышенным влиянием религии на жизнь людей сформировалось понятие рефлексии теологической. В ней больше внимания уделялось вере как единственному способу познать себя в неразрывной связи с высшими силами. Самые известные труды на это тему – Фомы Аквинского и Святейшего Августина.

С постепенным дифференцированием науки от церкви рефлексия становится признаком живого разума, который способен критически осмыслить ранние представления о природе и раскритиковать самые ненаучные. Первое научное понятие рефлексии ввел Декарт, далее его развивали Дж. Локк, Лейбниц, Кант, Гегель, Шопенгауэр и другие. Из такого обилия знаменитых фамилий становится понятно, что понятие рефлексии очень сложное и многогранное.

Как психологическое определение рефлексия формулируется в начале ХХ столетия. Концентрируется именно на процессе самопознания и самокритики. Психологи выделили отдельные понятия личностной рефлексии, которое помогает не растеряться в непростом мире. Личностная рефлексия в психологии делится на 3 вида:

  • Ситуативная – это анализ ситуации в настоящем.
  • Ретроспективная – оценка событий, которые проходили в далеком или недалеком прошлом.
  • Проспективная – предсказание будущего на основе анализа предыдущих действий.

Тему рефлексии активно исследовали не только философы и ученые. Глубокомысленное исследование своей индивидуальности изображали на полотнах художники, описывали писатели и поэты. Произведения Шекспира, Пушкина, Пруста, Бунина, Бердяева, Фрейда, Достоевского посвящены теме познания своей индивидуальности.

Современное определение рефлексии

В современном обиходе понятие рефлексии используется в другой трактовке. Благодаря современной пропаганде бесконечных достижений и активных действий самопознание уже не вызывает трепетного уважения. Наоборот, оно считается признаком бездействия и лени. Если кого-то называют «рефлексирующим», значит, о нем говорят как о депрессивном человеке, занимающимся унылым самокопанием. А уж если добавляют слово «интроверт», то с таким ни пообщаться, ни дел сделать невозможно. Иными словами – рефлексирующий человек в современном понятии бесконечно топчется на месте, тогда как другие дружными рядами достигают недостижимого.

Экстраверты и интроверты рефлексируют иначе?

Наше время – это время массового поклонения перед публичными людьми, экстремальными видами спорта и доступной информацией в социальных сетях. Наше время любит и ценит открытых людей, поэтому кажется, что оно принадлежит экстравертам. Интроверту – человеку с внутренним взглядом, обращенным внутрь себя, сегодня существовать непросто. Но это не значит, что общительные экстраверты не склонны к самокопанию, а интроверты занимаются исключительно исследованием внутреннего мира. Да, экстраверты и интроверты разные. По-разному они познают себя.

Экстравертная рефлексия более основана на знании внешнего мира. В процессе самопознания экстраверты рассматривают себя внутри понятия «мир-другие-Я» и постоянно удерживают связи со своим окружением. Но непрерывное активное общение иногда не дает возможности разобраться в себе, поэтому экстраверты чаще подвержены слиянию личности, подражанию, имитации.

Интровертная рефлексия больше направлена на самоисследование суверенного «Я». Интроверты чаще дистанцируются от окружения, больше концентрируются на собственных переживаниях, чувствах. Иногда даже слишком концентрируются, погружаются в себя настолько что создают впечатление необщительных или даже асоциальных личностей.

Человек – часть мира со своей вселенной внутри. Поэтому крайне редко можно встретить абсолютно открытых или закрытых для общения людей. Так что экстравертная и интровертная рефлексия – это не противопоставление понятий, а две части единого целого «человека вообще», наделенного лучшими душевными качествами.

2 стороны рефлексии в нашей жизни

Маленькие детки самокопанием не занимаются. Они уверены в себе и неотразимы. Именно поэтому психологи часто советуют вспомнить себя в детском возрасте и перестать критиковать свои поступки, поведение, мысли, чувства. В подростковом возрасте жизнь резко меняется. На фоне взбесившихся гормонов вместе с прыщами и недостатками фигуры приходит неуверенность в себе.

Кто-то получает отказ от первой любви, кто-то слышит критику родителей, кого-то дружно записывают в «клуб неудачников». Вот тут-то и начинаются проблемы. Если подросток не получает помощи от родителей или педагогов, он может зациклиться на собственных недостатках и стать одним из тех рефлексирующих нытиков, о которых с таким осуждениям пишут в сети.

Но, как говорится: «только мера определяет, быть веществу ядом или лекарством». Без здоровой самокритики, способности адекватно оценить свои поступки и поведение также далеко не уедешь. Так что же нам может дать правильно подобранная доза рефлексии?

Понять «кто я?» в любом возрасте

Сегодня можно прочитать или увидеть истории из жизни, которые описываются примерно одинаково: «взрослый человек имеет хорошую семью, детей, работу, машину, отпуск на море и при этом чувствует себя несчастным». Почему так случается? Потому что человек, который в детстве не сумел выстроить свое «Я» рано или поздно начинает страдать. Простой вопрос к себе: «кто я?» в любом возрасте вызывает замешательство.

Самопознание – это само+знание. То есть свое знание о самом себе. Не придуманное или навешанное, а свое внутреннее. Чтобы вытащить его изнутри психологи рекомендуют провести полную ревизию жизни:

  • Вспомнить детство, поблагодарить родителей за то, что они сделали. Если вы дожили до зрелого возраста, значит, родители отлично справились со своей ролью защитников и воспитателей.
  • Отделить себя от социальной роли и задуматься о внутренних потребностях. Самопознание – это постоянное развитие, поэтому развиваться стоит не только в социальном плане, но и в личном.
  • Набраться смелости, чтобы стать честным перед самим собой. Иногда страшно до дрожи признаться себе в том, что все, что имеешь или не имеешь з результат твоего действия или бездействия.

Дозированное, но упорное самокопание поможет взрослому человеку добиться от себя внятного ответа на вопрос «

кто я?». Процесс этот длинный и творческий. Если отнестись к самопознанию ответственно, постепенно уходят роли, маски, видимость, надуманные недостатки и выплывает наружу Я-реальное, с которым жить намного проще. Человек постепенно перестает искать подтверждение извне, начинает доверять своим ощущениям, становится спокойнее и счастливее.

Понять важность настоящего момента

Наш мозг – хитрая супермашина, которая способна втянуть нас в проживание собственной жизни только через воспоминания или ожидания. То есть, вспоминая прошлое или надеясь на будущее, мы умудряемся игнорировать самую большую драгоценность – настоящий момент. Знание о себе – это хорошо. Но полученные знания нужно применить на деле.

И в один момент важно приостановить философствование, чтобы начать действовать. Успешные люди утверждают, что проблемы ума не могут быть решены на уровне ума. Все, что нам нужно для лучшей жизни уже есть. Пора применить это в действии.

Самое обидное, что мы привычно откладываем «на потом» не только неприятные дела, но и такие ожидаемые житейские радости:

  • Детские увлечения (танцы, музыка, спорт, путешествия, рисование).
  • Смену нелюбимой работы.
  • Изучение иностранного языка.
  • Поход в кинотеатр, прогулку в парке, встречу с друзьями, любимое кафе, интересную книгу, фотосессию,

Обидно, да? У этого явления даже появилось свое понятие – прокрастинация. Оно иррационально, потому что крадет главное – нашу жизнь. Конечно, можно бесконечно сетовать на происхождение, характер, «бесхребетность», долги и обязательства. А можно проанализировать свои предыдущие ошибки с одной целью – больше их не повторять. А еще – разработать цели и работать над их достижением.

По принципу бери-и-делай-прямо-сейчас работают все современные психотренинги и коучи. В условиях тренингов и мастер-классов искусственно создаются условия, в которых участники наконец-то начинают ДЕЛАТЬ, а не размышлять о делании. За наши деньги тренеры буквально пинают нас к нашей мечте. Заставляют сделать то, что мы откладывали долгие годы. И неудивительно, что человек после тренинга бегает с горящими глазами, пугая всех вокруг. Оказывается, что многого можно достичь гораздо меньшими усилиями. Как в истории про мужика, который все просил Бога выигрыша в лотерейный билет не покупал. Так вот, нужно просто купить лотерейный билет. Не просить чуда, а творить его самому.

Выводы

  • Самопознание – дело благородное и нужное. Способность анализировать свои эмоции, чувства, поступки, поведение делает нас людьми.
  • Рефлексия – это процесс дозированного самопознания. Чтобы она принесла пользу, теоретические знания стоит применять на деле.
  • Экстраверты и интроверты рефлексируют, но делают это по-разному. В совокупности они представляют лучшее понятие «человека вообще», способного поразмыслить над собой и действовать.

Маленькие дети и котики уверены в себе и неотразимы. Взрослым людям психологи советуют хоть ненадолго погружаться в состояние полной уверенности в себе без самокритики и самоедства.

wikigrowth.ru

Рефлексия — что это такое?

Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на изучение собственного внутреннего состояния, переосмысление личных убеждений и жизненных ценностей. Этим умением наделен только человек. И именно эта способность, по мнению, некоторых философов, отличается человека от животного. Рефлексия является предметом изучения философии, психологии, педагогики и даже физики.

Рефлексия в психологии

Первым психологом, который занялся изучением рефлексии, стал А. Буземан. Именно он выделил ее, как отдельную психологическую ветвь. Он связывал рефлексию с процессом самопознания личности. Так стало развиваться понятие «рефлексия». Это был первый этап развития этого понятия. В дальнейшем рефлексия в психологии рассматривалась и другими учеными.

Отечественные психологи рассматривали процесс самоанализа с другого ракурса. Например, С.Л. Рубинштейн считал, что личность формируется только тогда, когда человек осознает границы собственного «Я», что невозможно осуществить без качественного самоанализа.

Рефлексия в психологии тесно связывается и с творческим процессом. Благодаря самопознанию «рождаются» интересные идеи, которые нередко служат «толчком» к созданию чего-то нового. Процесс рефлексии непосредственно связан с деятельностью, которая в результате становится осознанной и структурированной. При этом излишнее «самокопание» нередко приводит к бездеятельности и деградации личности.

Рефлексия в философии

В философском понимании рефлексия – это метод, раскрывающий духовный мир личности. По большому счету философия и есть рефлексия мышления. Отдельные философские течения рассматривают этот процесс, как самое важное свойство сознания. Однако не все философы принимают этот подход, поэтому в науке регулярно появляются новые концепции и теории на эту тему.

Читайте так же:

Рефлексия в физике

В физике рефлексия — это процесс, который рассматривается в рамках квантовой теории. Рефлексия необходима исследователю во время проведения квантовых измерений, которые могут варьироваться и изменяться, в зависимости от разных ситуаций. Наблюдатель должен уметь внимательно анализировать происходящее, проводить работу над ошибками, ставить новые цели, грамотно формировать эксперимент.

Рефлексия в педагогике

В педагогике понятие имеет более широкое значение, чем рефлексия в психологии. В педагогике этот процесс рассматривается, как умение ученика оценить результаты своей деятельности, свое внутреннее состояние по этому поводу. Задача педагога – сформировать в школе здоровую личность, способную к позитивной рефлексии, побуждать развитие творческого начала, желание к саморазвитию. Этого возможно достичь только благодаря учету индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Чтобы достичь поставленных целей, педагог должен сам постоянно развивать у себя способность к рефлексии, пересматривать убеждения и ценности, грамотно анализировать результаты собственного труда. На уроке педагог должен сформировать у ученика умение анализировать деятельность с помощью письма, символического изображения, а также устного повествования. Обучать приемам рефлексии нужно уже в начальной школе.

В качестве символов могут использоваться жесты и изображения: смайлы, палец, поднятый вверх и т.д. Ученик может описать свои ощущения в письменной и устной форме. Эмоциональный анализ урока помогает не только ученикам, но и учителю. Он может оценить настроение класса в целом, а также каждого ребенка по отдельности. Это помогает скорректировать работу, пересмотреть подачу материала и т.д. Рефлексия обязательно должна быть проведена в начале и в конце урока. Можно использовать для выражения эмоционального состояния картинки, карточки разного цвета и другие методы рефлексии.

Другими словами в педагогике рефлексия — это анализ и коррекция как учеником своего обучения, так и педагогом своей педагогической деятельности.

Рефлексия в спорте

В физической культуре под рефлексия — это умение, направленное на возможность отслеживать свои эмоции и поведение, анализировать и контролировать их. Этому процессу педагоги должны обучать детей на уроках физкультуры, начиная со школьной скамьи. Способность к рефлексии важно развивать и профессиональным спортсменам. Это поможет им добиваться лучших результатов.

Виды рефлексии

Рассмотрев, как описывается рефлексия в психологии и других сферах, перейдем к её видам.

  1. Ситуативная рефлексия. Она проявляется в способности личности включаться в ситуацию, адекватно оценивать меняющиеся условия, анализировать собственные мысли, в связи с происходящим. Благодаря ситуативной рефлексии человек может соотносить предметную ситуацию с собственными мыслями и действиями.

  2. Проспективная рефлексия. Это способности личности анализировать собственные переживания и мысли, ориентируясь на ближайшее будущее, на события, которые произойдут или могут произойти.

  3. Ретроспективная рефлексия. Это умение человека анализировать внутренние переживания, связанные с событиями и ситуациями, которые уже произошли.

Кроме этого, рефлексия в психологии выделяет еще 2 типа:

  1. Позитивная. Благодаря такой рефлексии личность развивается, ее внутренний мир становится интереснее и богаче. Позитивный самоанализ позволяет человеку провести «работу над ошибками», проанализировать причины неудач, спланировать дальнейшие действия, которые приведут к успеху.

  2. Негативная. В результате такого самопознания личность фиксируется на собственных проблемах, что не позволяет ей находить конструктивные способы их решения. Негативная рефлексия — это другими словами «самобичевание», которое может привести к снижению самооценки и другим проблемам.

Подходы к изучению рефлексии

Рассмотрим подходы, которые используются для изучения рефлексии. Эти подходы обычно рассматриваются в философии и психологии.

  1. Личностный. Личность формируется и развивается благодаря вовлеченности человеческого индивида в общество. Чтобы расти и развиваться как личность, человек должен анализировать свои переживания и убеждения. На основании этого он строит свои взаимоотношения с другими людьми.

  2. Коммуникативный. Способность человека анализировать деятельность, узнать себя в рамках отдельной ситуации.

  3. Кооперативный. Умение анализировать деятельность между двумя субъектами. Этот вид рефлексии помогает скооперироваться, организовать коллективную деятельность.

  4. Коммуникативный. Личность познает себя благодаря межличностному общению.

Можно ли развить рефлексию?

Рефлексия – это одна из способностей человека, поэтому ее можно и нужно развивать. Для этого можно пойти на специальный психологический тренинг или регулярно выполнять упражнения, которые помогут сформировать умение к самопознанию.

Упражнения для развития рефлексии

«Дерево цели»

Это упражнение подойдет для тренинговой работы. Его можно проводить как в начале, так и в конце тренинга. Перед выполнением упражнения необходимо подготовить контурное изображение дерева, а также фломастеры по количеству участников.

Тренер объясняет участникам: «Это дерево, символизирующее цель. Это своеобразная шкала ваших достижений. Корни символизируют минимальное проявление умений и навыков, а крона – максимальный». Каждый участник по очереди подходит к плакату с рисунком дерева и пишет свое имя в том месте, где по его мнению он себя видит. По окончанию тренинга участники проводят процедуру повторно, чтобы увидеть личностную динамику. Можно проводить его и самостоятельно каждые 1-2 месяца.

«Автопортрет»

Это упражнение подходит для работы в паре. Задача участника – описать себя так, чтобы незнакомец смог его узнать. Описывать себя можно по разным признакам как внешним, так и внутренним. В конце участники обмениваются впечатлениями, дают оценку рефлексии.

«Магазин»

Цель упражнения – сформировать навыки самоанализа и самопонимания. Если упражнение проводится в тренинговой группе на этапе знакомства, то оно также поможет участникам познакомиться друг с другом, раскрыть внутренний мир. Игра «Магазин» предполагает обмен не совсем обычным товаром – чертами характера, личностными качествами.

Каждый участник получается для записи карточки. Их нужно будет передавать друг другу в воображаемом магазине. Участники могут делиться тем, что, по их мнению, мешает им в жизни. Например, глупостью, педантичностью и т.д. Этими качествами он может обменяться с участником, которому как раз этих качеств и не хватает. В конце упражнения подводятся итоги, участники делятся своими впечатлениями.

«Здесь и теперь»

Упражнение желательно проводить в начале и в конце каждого тренингового дня. Участники выражают свое мнение о тренинге, участниках, а также всем, что их волнует на данный момент. Это можно сделать любым способом – письменно, словесно, с помощью рисунка и т.д. После этого участники оценивают степень интереса, усталости и активности по 10 бальной шкале. Все это позволяет отследить собственные реакции, чувства и эмоции на данный момент времени. Обратить внимание на внутреннее состояние и вовремя скорректировать поведение.

«Карусель»

Цель упражнения – сформировать навыки быстрого реагирования во время общения с новыми людьми. Участники учатся отслеживать реакции «здесь и сейчас», выражать свои мысли, эмоциональные переживания. Кроме этого, формируются навыки познания другого человека. Это упражнение проводится несколько встреч подряд, чтобы все участники смогли пообщаться друг с другом.

«3 имени»

Участники получают по 3 карточки, на которых они пишут 3 варианта своего имени. После этого нужно представиться от всех вариантов имени по отдельности и описать ощущения. Можно описывать качество личности, из-за которого участника стали так называть.

Телесно-ориентирования терапия

Это направление психотерапии отлично развивает рефлексию, учит человека отслеживать и понимать эмоции и чувства, свободно выражать их. Особой популярностью пользуется танцевальная терапия. Она помогает выражать внутренние переживания с невербально, с помощью языка тела. Это отличный вариант для закрытых, эмоционально сдержанных людей, которым сложно выражать свои мысли словами. В танцевальной терапии используются разные направления танцев: полька, рок, вальс, народный танец и т.д.

Что делать с чрезмерной рефлексией?

Многие люди не умеют отслеживать внутренние реакции, и это мешает им достигать жизненные цели. Однако есть и такие люди, у которых это качество развито слишком сильно.

Что с этим делать? Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Тренируйтесь смотреть людям в глаза. Не отводите глаза на первых минутах. Это послужит собеседнику сигналом о том, что вы в нем заинтересованы. Он обязательно ответит вам взаимностью.
  2. Встречаясь с людьми, здоровайтесь первыми. Если вас хотят познакомить с новым человеком, представляйтесь первым.
  3. При общении держитесь уверенно: поднимите подбородок, расправьте плечи.
  4. Занимайтесь аутотренингом.
  5. Боритесь со своими страхами.

Рефлексия – это важное умение в жизни человека. Оно позволяет отслеживать внутреннее состояние, «разбирать» ошибки и корректировать поведение, поэтому его полезно развивать в себе. Способов и методов для этого предостаточно.

chtoikak.ru

1.3. Что такое рефлексия в современной психологии

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

1.3. Что такое рефлексия в современной психологии

Мыслить — значит говорить с самим собой … слышать самого себя.

Иммануил Кант

  Современная психологическая литература, как научного, так и прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п. Постановка задачи развития рефлексивного (критического) мышления в различных образовательных программах придает этому понятию ценностный характер. Упоминание рефлексивного принципа в каких-либо методических разработках становится хорошим тоном.
  Однако при таком широком признании этого феномена, в психологической литературе нет однозначного определения самого понятия рефлексии. Предлагается довольно большой выбор толкований, заметно отличающихся по содержанию друг от друга, что не может не смутить неподготовленного читателя. Чем объясняется такое положение? Очевидно, ответ лежит в самой природе рефлексии.
  Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр свойств и признаков действительно сложно объединить в одном понятии. Анализ исследовательских работ по психологии рефлексии дает нам возможность выделить ряд наиболее важных аспектов в ее современном понимании (Семенов, Степанов, 1983; Давыдов, 1986; Кулюткин, Сухобская, 1996; Холодная, 2002 и др.).
  В своем теоретическом, концептуальном понимании рефлексия выступает как форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения.
  В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта.
  Рефлексия близко соотносится с самосознанием личности и рассматривается как процесс самопознания субъекта, направленный на раскрытие внутреннего строения и содержания своего духовного мира, на построение целостного образа своего Я.
  Рефлексия как метакогнитивный процесс раскрывается как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, критический анализ его содержания, методов и результатов познания (Философский энциклопедический словарь, 1983) или, проще говоря, как способность думать об основаниях собственного мышления.
  Рефлексия в коммуникативных процессах понимается как процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека. Но это только одна сторона отражения: рефлексия — это еще и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. То есть рефлексия — не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида.
  «В этом смысле рефлексия — это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга. Это вза- имоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида» (Кулюткин, Сухобская, 1996, с.48).
  Игра такого удвоенного зеркального отражения партнерами друг друга, в основе которого — рефлексия, замечательно передана в шутливых стихах С. Маршака, часто цитируемых по этому случаю:

  Уточним, что процессы рефлексивного взаимоотражения реализуются не только в общении. Ведь способность человека занять рефлексивную позицию по отношению к себе есть ни что иное, как результат интериоризации личностью социальных отношений между людьми. Лишь на основе взаимодействия с другими, когда человек старается понять мысли и действия другого и когда он оценивает себя глазами этого другого, он оказывается в состоянии рефлексивно отнестись и к самому себе (Кулюткин, Сухобская, 1996).
  Самосознание человека, таким образом, как бы зеркально отражает реакции на него других. Это говорит об изначальной социальной сущности нашего внутреннего Я, неотступной тенью которого является другое Я или «Не-Я», как называет его поэт Серебряного века Иннокентий Анненский (1979, с.255):
  И грани ль ширишь бытия
  Иль формы вымыслом ты множишь,
  Но в самом Я от глаз — Не Я
  Ты никуда уйти не можешь.
  Рефлексия реализует диалогичность самосознания, которая признается и в философии, и в психологии (М.М.Бахтин, М.Бубер, Л. С. Выготский и др). «То, что было некогда диалогом между разными людьми, становится диалогом внутри одного мозга», — писал Л. С. Выготский, имея в виду естественное тяготение развитого интеллекта к внутреннему диалогу.
  Интересную мысль подметил Л.Г.Гримак (2000) в размышлениях героя немецкого писателя А.Кестлера из романа «Слепящая тьма» о грамматической презентации другого Я в самосознании человека: «Оказалось, что раздумье — мысленный монолог, это на самом-то деле диалог, в котором один собеседник молчит, а другой вопреки грамматическим правилам называет его не ты, а я, чтобы втереться к нему в доверие и разузнать самые сокровенные помыслы.» (Кестлер, 1988).
  Роль другого Я в самосознании человека особенно заметна в саморегуляции им своих действий и поведения. Как отмечал М.М. Бахтин (1979), «другой» всегда имеет некий «избыток видения» и, прежде всего, он, со своей точки зрения, может меня увидеть так, как это принципиально недоступно мне самому. Вот почему, поступая по-своему, человек предвидит, предчувствует мнение на этот поступок «другого», имея его в себе.
  Рефлексия как психологическая основа саморегуляции человеком своей деятельности находит свое выражение в том, что человек выступает для себя и как объект управления (как Я-исполнитель) и как субъект управления (как Я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия.
  Ю.Н. Кулюткин и Г.С.Сухобская (1996) отмечали, что в обычной ситуации взаимодействия с объектом в сознании человека отражены лишь собственно исполнительские действия. Процессы контроля и оценки своих действий в данный момент человеком не осознаются, хотя они и реально функционируют. Осознание личностью своего Я (Я — исполнителя) существенно меняет позицию человека по отношению к собственной деятельности. Человек становится не просто субъектом своей деятельности, но и субъектом управления своей деятельности.
  Обсуждая вопрос о содержании понятия рефлексии, нельзя не коснуться еще одного вопроса. Признаться, этот вопрос был задан автору одним из его студентов, поэтому требует особого рассмотрения: «Всё ли, что я думаю «про себя», есть рефлексия?»
  Стоит сказать, что этот вопрос беспокоил и самого Джона Дьюи. Первая глава его книги «Как мы думаем» так и называется: «Что такое мысль?». Обратимся за разъяснением к классику психологии. Вот как Д. Дьюи (1997) объяснял различие между разными видами мышления:
  «В самом широком смысле мышление обозначает все, что, как говорится, «придет в голову» или «взбредет на ум». Мечтание, постройка воздушных замков, свободный поток случайного и разрушенного материала, стремящийся через наш ум в моменты отдыха, — все это в этом неопределенном смысле является мышлением. Часть нашего бодрствования, большая, чем мы хотели бы сознаться даже себе, проводится в этом бесплодном занятии смутными мыслями и беспредметными мечтаниями.
  Что касается рефлексивного мышления, то оно похоже на этот случайный поток мыслей в уме тем, что тоже состоит в последовательности предметов мысли; но оно отличается тем, что для него не достаточно случайного появления случайных «того или другого». Рефлексия подразумевает не простой ряд идей, но их последовательный порядок, чтобы каждая определяла последующую, как свое следствие, и в то же время основывалась на предыдущей. Последовательные части рефлексивного мышления вырастают друг из друга и поддерживают друг друга; они приходят и уходят, не смешиваясь. Каждая часть является ступенью от одного к другому, выражаясь технически, — это член мысли. Каждый член делает вклад, которым пользуются в следующем члене. Поток или течение превращается в связь, в цепь, в нить» (Дьюи,1997, с.12 — 13).
  Далее также ярко и образно Д. Дьюи определяет саму сущность рефлексивного мыслительного процесса: «Мышление начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутьи, положение двойственное, представляющее дилемму, предлагающее альтернативы. Пока наша деятельность медленно переходит с одного предмета на другой, пока мы позволяем фантазии по желанию забавляться мыслями, рефлексии еще нет. Затруднение или остановка на пути к образованию мнения приводит нас, однако, к размышлению. При этой остановке в недоумении, мы, говоря метафорически, влезаем на дерево; мы стараемся найти точку зрения, откуда бы мы могли видеть добавочные факты и, приобретя более общий взгляд на положение, решить, в каком отношении факты находятся друг к другу.
  Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. … вопрос, на который надо ответить, затруднение, из которого надо выйти, ставит определенную цель и направляет течение мыслей по определенному каналу. Каждое возникающее заключение оценивается по отношению к регулирующей цели, по его соответствию данной проблеме. Эта потребность распутать затруднение контролирует предпринимаемое исследование. Проблема устанавливает цель мысли,

txtb.ru

Рефлексия | Мир Психологии

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т.д. В схоластической философии рефлексия называлась intentio secunda, понимаемая как обращенность разума на свои собственные состояния (напр., понятия), возникающие как результат intentio prima, т.е. обращенности разума на объекты (предметное содержание).

И. Кант под именем «трансцендентальная Рефлексия» понимал анализ содержания сознания в терминах порождающих его познавательных процессов: «Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу м. б. правильно определено. До всякого дальнейшего обращения со своими представлениями мы должны решить вопрос: к какой познавательной способности они вместе принадлежат? кто связывает или сравнивает их — рассудок или чувственность?» (Кант). Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование рефлексии начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»).

В концепции развивающего обучения (Давыдов В.В. и др.) Рефлексия рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития (см. Учебная деятельность). Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. См. Экзистенциальная психология. (Б. М.)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Рефлексия

  1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную Зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
  2. Как механизм взаимопонимания — осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания — внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.

Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом — лицом или общностью — того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она — не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии — отношения предметно-рефлексивные.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов:

  1. сам субъект, каков он есть в действительности;
  2. субъект, каким он видит самого себя;
  3. субъект, каким он видится другому;
  4. те же три позиции, но со стороны другого субъекта. Итак, рефлексия — это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Рефлексия (лат. reflexus — отражение) — форма психической деятельности, проявляющаяся в стремлении к постоянному анализу своих мыслей, поступков, переживаний, эмоций. Характерна для личностной интровертированности.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Рефлексия (лат. reflecto, reflexum – поворачивать, обращать назад) — самонаблюдение за собственными психическими процессами и действиями, самопознание. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего и телесного. В социальной психологии рефлексия выступает еще и в форме осознания действующим лицом или общественностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидуумами или обществами.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *