4. Познаваем ли мир?
Во второй – гносеологической — стороне философского вопроса о соотношении материального и идеального сформулирована проблема познаваемости мира: может ли сознание адекватно отражать окружающий мир, доступна ли для человеческого разума истина и сущность вещей? В процессе осмысления этих вопросов в истории философии возникают несколько гносеологических концепций.
Познавательный (гносеологический) оптимизм. В этом случае, философы (а их большинство) доказывают возможность познания реального мира. При этом они ссылаются на практику, подтверждающую истинность многих теоретических положений.
Скептицизм (от. греч. Skepsis — сомнение) – учение, появившееся в античной философии (Пиррон, Секст Эмпирик), которое не допускает, в принципе, возможность никакого достоверного знания. До нас дошли, так называемые, «скептические тропы», содержащие оригинальную аргументацию против способности человека к познанию истины. В основе рассуждений скептиков лежит принцип «
Скептическое отношение к познанию мира сохранилось и в некоторых современных философских школах. Например, постмодернизм, исходя из убеждения о множественности и субъективности истин, выдвигает принцип полного отказа от познания мира. Само познание, с точки зрения этого учения, бесполезно, поскольку «события всегда опережают теорию».
• Агностицизм (от греч. Agnostos — непознаваемый)- философская концепция, отрицающая возможность истинного познания мира. Между агностицизмом и скептицизмом есть существенное различие. Агностики, отрицая способность человека познать сущность вещей, тем не менее, не отрицают возможность познания мира явлений и теоретических знаний о нем, они не придерживаются и принципа воздержания от суждений. Термин «агностицизм» ввел в науку в 1869 г. английский естествоиспытатель Т.Гексли, хотя сама концепция возникла гораздо раньше — во времена софистов. Классическую форму агностицизм приобрел в философии Юма и Канта.
Итак, мы рассмотрели две стороны ключевого вопроса философии — о первичности материи или сознания и познаваемости мира. В связи с этим возникает новая существенная проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: раскрывают ли полностью содержание данного вопроса две рассмотренные выше его стороны?
Нет, философский вопрос о соотношении материи и сознания, кроме фундаментальных проблем о первооснове мира и его познаваемости, имеет и другой существенный аспект — взаимоотношение материи и сознания на различных уровнях организации жизни: природной, биологической, социальной, духовной. В частности, это соотношение материальной и духовной культуры, общественного бытия и общественного сознания, биологического и духовного в человеке и т.д. И в данном случае соотношение материи и сознания, материального и идеального не ограничивается вопросом об их первичности и вторичности: здесь может быть другого рода их координация, например, взаимодействие, или взаимообусловленность. Следует отметить, что в познавательном процессе активной, творческой стороной выступает сознание, оно «препарирует» реальность, анализирует ее, экспериментирует и т.д. Но это, отнюдь, не означает, что сознание первично по отношению к изучаемому объекту, что оно порождает его: здесь совершенно другое взаимоотношение материального и идеального.
В любом философском исследовании, связанном с человеческим бытием — в том или ином виде — присутствует проблема соотношения материи и сознания. И эта проблема характеризует философский уровень изучения явлений; именно при ее решении возникают те исходные, ключевые знания, с помощью которых с философской позиции осознается исследуемый материал. В определенном смысле, можно сказать, что философия — это учение о взаимодействии материального и идеального на всех уровнях человеческого бытия. Другое дело, нельзя придавать этому вопросу жестко идеологический или партийный характер, как это было в недавнем прошлом. Так, в Философской энциклопедии 1967 г. вопрос о соотношении материи и сознания объявлялся «методологическим основанием для проведения принципа партийности в философии». Философия не выполнять роль идеологической доктрины (атеизма, теизма, коммунизма, либерализма и т.д.). Ее цель не в том, чтобы внедрить в сознание человека догматическое мировоззрение, а в том, чтобы искать различные ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые могут помочь человеку познать мир и приобрести определенную систему духовных и нравственных ценностей.
studfiles.net
Реферат — Тема урока: Познаваем ли мир? Цель: исследовать познаваем ли мир. Рассмотреть методы познания мира
Тема урока: Познаваем ли мир?
Цель: исследовать познаваем ли мир. Рассмотреть методы познания мира.
Технология исследования.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые гости.
Сегодня на уроке мы рассмотрим один из вечных вопросов человечества – познаваем ли мир.
Для того чтобы решить этот сложный вопрос нам потребуется ваша светлая голова, плод познания – яблоко и маршрутный лист в котором вы будите фиксировать результаты своего труда.
? классу:
Познаваем ли мир?
Прошу Вас выскажите свою точку зрения и приведите аргументы
учащиеся
Мир познаваем.
Невозможно познать весь мир, невозможно четко проверить достоверность наших знаний о нем.
Многое в этом мире мы можем познать, а многое нет
Вывешиваю на доске – «ДА», «Нет», «Возможно».
Вот также и ученые, которые изучали и изучают данный вопрос разделились на 3 группы:
1. пессимисты и они говорят –«Нет». Философское учение – агностицизм (греческое агностос –непознаваемый
2. скептики и они говорят – возможно, но … и сомневаются
3. оптимисты и они говорят – «Да». Они сторонники гносеологического философского учения.
Все кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.
Учитель:
Расскажите, как Вы, познаете мир?
ученики
Читает книги, мыслит, наблюдает, трогает руками, нюхает, смотрит и т.д. – производит какие-то действия.
Т.О. через деятельность
Учитель:
Для того чтобы ответить на вопрос познаваем ли мир мы должны с вами познакомиться с таким процессом как познание.
^ Работаем с маршрутным листом
Что такое познание ? попытайтесь написать слова, приходящие на ум, когда вы слышите слово «познание». Попытайтесь самостоятельно дать определение понятия «познание» — это…
Ученики:
По- знание – это получение знаний
По- знание – это какая – то деятельность , поход за знаниями
По – знание это — ……
Учитель
Познание это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
ученики
Записи в тетради.
учитель
Сейчас мы будем познавать окружающий нас мир.
Процесс познания включает в себя – субъект познания , объект познания и результат познания.
В данном случае – яблоко будет являться объектом, ученик – субъектом, результат – получение новых знаний.
Возьмите в руки яблоко.
Давайте рассмотрим его. Какое оно по форме…….. почувствуйте его запах ……………
?
Что мы делаем с яблоком?
Мы его ощущаем через кожу, через зрение, через обоняние.
Яблоко какое? Круглое
Гладкое
Прохладное
Красное.
Значит первая ступенька процесса познания — ощущение запишите в листок – ощущение это……
Ощущение : это отражение отдельных свойств предмета.
Записываем свою мысль в листок
Ощущение : это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
?
Давайте попробуем его на вкус.
Это сыр?………………………Нет, вкус нежный, а не острый
Это конфета? ………………… Нет, вкус кисло – сладкий, сочный, оно твердое
Это колбаса? ………………….. Нет, вкус не соленый, не жирный.
Мы воспринимаем совершенно другой вкус – вкус яблока.
Восприятие дает нам целостный чувственный образ предмета.
Мы с вами почувствовали данный предмет.
Восприятие это- записываем в листок.
Восприятие – это чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.
ученики
Съедают яблоко.
Дежурные в это время собирают огрызки.
Учитель
Теперь зарисуйте мне в тетради яблоко. Вы свое яблоко уже съели, как же вы будете сейчас его зарисовывать?
ученики
Мы его помним, мы его представляем
учитель
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти
Что такое представление? Запишите в свой листок
Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Учитель
Смотрите, что у нас получается:
Познание состоит из таких форм как:
А) ощущение
Б) восприятие
В) представление
Что объединяет все эти формы? Они связаны с нашими органами чувств – значит – познание есть – чувственное.
учитель
Второй этап познания более сложный . он называется рациональным познанием. Рациональное, рациональный. В жизни мы сталкиваемся с этим словом. Мы говорим: рациональный человек. Какими качествами, какими чертами обладает по вашему мнению данный человек?
Рассудительный, разумный, тот человек, который все делает обдуманно, а не опирается на эмоции.
Рациональное познание включает в себя
А) понятие
Б) суждения
В) умозаключения
учитель
Что такое понятие?
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов
учитель
Сформулируйте мне понятие яблока
ученики
Яблоко – это сочный плод, округлой формы, яркой окраски. Яблоком называется плод яблони.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.
Приведите мне пример суждения (о яблоке)
Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
Пример суждения
Яблоки это плоды. Если яблоки висят на дереве, значит это дерево – яблоня.
Пример умозаключения
Яблоки это плоды. Если яблоки растут на дереве, значит это дерево – яблоня.
Обозначьте, какой пример является суждением, а какой умозаключением. Обоснуйте.
закрепление
Описание текста: о чем идет речь?
— Их все любят
— Когда все балуются
— это когда гоняют ластик по полу и в мяч играют
— это когда девочки бегают за мальчиками
— на них все едят
— когда это начинается, все вылетают с криком, а когда кончается, залетают обратно. (перемена)
?
Каким образом вы пришли к правильному ответу?
ученик
Мы соединили все подсказки и нашли правильный ответ
. Такое умозаключение называется – индуктивное.
Индуктивное умозаключение – умозаключение от частного к общему.
Дедуктивное – умозаключение от общего к частному.
Умозаключение – получаемое по аналогии.
Умозаключение по аналогии позволяет человеку сделать вывод о сходстве явлений, процессов, но оно может быть как верным, так и ложным.
Приведите мне примеры умозаключений:
Индуктивное
Дедуктивное
по аналогии.
примеры
Индуктивное – все детские сказки.
Дедуктивное – « Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен.
Мастером индукции или дедукции был Шерлок Холмс?
По аналогии — см. пример стр.45
Учитель проводит закрепление
Теперь определите, что изображено на данном рисунке?
Кенгуро-зебр или………….
?
Сделайте вывод: Познаваем ли мир?
ученики
ДА, познаваем, но если человек накопил определенные знания и собрал нужную информацию. Т.е. с точки науки — ДА
Нет. Т.к. познание – это бесконечный процесс. Он не завершается, поскольку люди открывают новые и новые закономерности мира. С точки зрения философии — НЕТ
д/ з п.6
ronl.org
ТОП 10: |
Лекция №10 Познание План:
1. Сущность познания, познание как предмет философского анализа (познаваем ли мир?). 2. Субъекты и структура познания. 3. Соотношение чувственного и рационального в познании. 4. Концепции истины, критерии истины.
Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, философы выражают свое отношение к истине и отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях. Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология поднимает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на формирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии — философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания.
Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина? Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии,— это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание. Категория истины, так же как и многие другие понятия философии, имеет различные толкования. Наибольшее распространение получила классическая концепция истины, которую разделяли многие философы и ученые.
Каковы цели познания? «Все люди от природы стремятся к знанию» — так начинает Аристотель свой знаменитый труд, получивший название «Метафизика». Но каковы цели познания? Отвечая на этот вопрос, философия выработала теоретическую альтернативу. Многие философы склоняются к прагматической, в широком смысле слова, позиции: знание полезно человеку, оно помогает ему жить, и конечный смысл познания заключен в его практической реализации. Несмотря на очевидную убедительность этой позиции, не менее многочисленную группу составляют философы, полагающие, что практика, безусловно, стимулирует познание, но не является его подлинной целью, знание ценно само по себе, независимо от того, приносит ли оно практическую «пользу человеку. Самый мощный импульс к развитию прагматическая позиция получила в Новое время, в тот период, когда наука начинает в полной мере демонстрировать свою выдающуюся роль в материально-технической сфере. Известный лозунг той эпохи «знание — сила» выражает оптимистическую веру в науку, способную подчинить себе природу и общество и тем самым изменить жизнь человека к лучшему. В значительной степени Довременное прагматическое отношение к знанию является Результатом развития новоевропейской традиции. Об этом свидетельствует и сегодняшний пиетет по отношению к науке, И несколько презрительное отношение к бесполезным формам Знания.
Лекция №10 Познание План:
1. Сущность познания, познание как предмет философского анализа (познаваем ли мир?). 2. Субъекты и структура познания. 3. Соотношение чувственного и рационального в познании. 4. Концепции истины, критерии истины.
Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд вопросов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики и многих других наук, рассматривающих частные аспекты процесса познания. Исходные гносеологические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представлениями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтернативные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, философы выражают свое отношение к истине и отвечают на вопрос о том, существует ли принципиально непознаваемое. Позиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является ли познание отражением объективного мира. Проблема структуры процесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека главным образом рассматривается вопрос о чувственном и рациональном в познании, о природе интуиции и ее гносеологических функциях. Особое место в гносеологии занимает методология. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология поднимает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на формирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса познания, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно самостоятельные отрасли философии — философию науки и эпистемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного познания.
Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? Проблема познаваемости мира — это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов: гносеологического оптимизма и агностицизма. Термин агностицизм происходит от греческого слова, означающего «недоступный познанию». Позиция агностицизма в классическом виде сформулирована И. Кантом. Ее отличительной особенностью является признание принципиально непознаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляющие: явления и сущности. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию. Таким образом, агностицизм не утверждает, что мир абсолютно непознаваем. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что И. Кант ставил вопрос о возможностях научного познания, а не познания вообще. Наука, с его точки зрения, всегда изучает лишь явления и их взаимосвязи. Она не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями. В широком смысле слова к агностицизму можно отнести софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиально непознаваемого. Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм — установку, которую разделяли представители прагматизма и постпозитивизма. Принцип фаллибилизма (от лат. fallible — подверженный ошибкам, ненадежный) утверждает, что все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что все наше знание ошибочно. Термин гносеологический оптимизм условный, им обозначают точку зрения, согласно которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Гносеологический оптимизм присущ обыденному сознанию, не сомневающемуся в том, что познание представляет собой более или менее верное отображение объективного мира. Теоретическое оформление позиция гносеологического оптимизма имеет главным образом в рамках материалистических учений, наиболее развитым из которых, безусловно, является концепция диалектического материализма. Отвечая положительно на вопрос о познаваемости мира, диалектический материализм опирается на древнюю материалистическую традицию понимания познания как отражения объективного мира и на диалектический метод. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и познаваемого явления, характерного для агностицизма, диалектический материализм разрабатывает идею их диалектического единства: сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности, а стало быть, и всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует, с точки зрения гносеологического оптимизма, лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на очевидных достижениях науки, реализующихся на практике. В сферу интересов науки попадают процессы, ранее недоступные научному познанию, научная картина мира постоянно уточняется и углубляется. Все это поддерживает оптимистическую веру в возможности научного познания. Вместе с тем следует признать, что выдающиеся достижения современной науки и научно-технического прогресса не снимают философского вопроса о том, являются ли возможности науки безграничными. Целый ряд метафизических проблем, таких, например, как вопрос о Боге, свободе и бессмертии души, как и во времена И. Канта, выходит за пределы возможностей научного познания. |
infopedia.su
Проблема познаваемости мира.
Сам вопрос о познаваемости мира развивался по мере развития человека, его самосознания. С общественным разделением труда развивается личностное самосознание. Осознание себя как личности, как «Я», способствует соотнесению «Я» и «не-Я», их сравнению, познанию мира и себя.
Теория познания или гносеология включает вопросы о степени адекватности (соответствия) результатов познания, т.е. знаний, миру. Это вопрос об истине и ее критериях. Гносеология включает и вопросы об уровнях и формах познания, механизмах и закономерностях познания, его целях и ценностях.
Познание – это сложный процесс и потому существует несколько определений познания.
Познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Познание – это социально опосредованное, исторически развивающееся отражение субъектом объективного мира.
Познание – это активная творческая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта с целью раскрытия его сущности.
Познание – это диалектически противоречивый процесс, в результате которого мысль человека об объекте все более приближается к нему; это обогащение человека новым знанием.
Познание – это деятельность сознания.
Познавательная деятельность всегда связана с практической и оценочной деятельностью, влияет на них и сама от них зависит.
Когда мы говорим, что познали некий предмет, явление, то, что это значит? В каком случае можно говорить о том, что мы их «знаем»? Очевидно в том случае, когда мои знания соответствуют объекту, т.е. имеет место совпадение знаний, как результата познания, и объекта. Гегель характеризовал вопрос о познаваемости мира как вопрос о тождестве мышления и бытия.
Вопрос: может ли это тождество быть 100%? Видимо – нет. Почему?
1) мир развивается;
2) практика человека конкретно-исторически ограничена, хотя и развивается; человек смотрит на мир сквозь «призму» конкретной культуры, к которой принадлежит;
3) мышление и бытие хоть и связаны, но разнокачественны и полностью не совпадают;
4) не совпадают такие стороны предметов как сущность и явление, внешнее и внутреннее и др.,
Вопрос: может ли быть так, что вообще нет тождества между мышление и бытием, т.е совпадение равно 0%? Нет! Ведь все в мире взаимосвязано, все явления несут в той или иной мере информацию друг о друге и о мире, т.е. в них есть нечто общее, в том числе и между мышлением и бытием. (Однако агностики это отрицают).
Отсюда следует, что мир познаваем. Проблема состоит в степени познания в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе.
Итак, всякий, кто утверждает, что мир познаваем, исходит из того, что признает наличие связи и общего между субъектом и объектом. Однако природу этих связей и общего материалисты и объективные идеалисты объясняют по-разному (см. вторую сторону основного вопроса философии – «Познаваем ли мир?»). (это повтор того, что было в вопросе № 4)
II. Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир? Способно ли наше сознание, мышление дать нам правильныезнания о мире?»
По ответу на этот вопрос все философы разделились на тех, кто признает познаваемость мира, — это гносеологические оптимисты («гносис» — познание) и тех, кто отрицает возможность познания мира, — это агностики («а»- не, «гносис» — познание).
1). Гносеологический оптимизм. Познаваемость мира признавали
А). Материалисты. Они считают, что сознание – это свойство материи отражать мир. Т.е. сознание и материя связаны, а потому познание возможно.
Б). Объективные идеалисты. Считают, что сознание (Идея, Дух, Бог и т.п.) творит материальный ми и сознание человека и связывает их, т.к. Дух присутствует и в природе, и в сознании. Значит, познание возможно.
Познание – это всегда взаимодействие субъекта (чел., наделенный сознанием) и объекта (то, что вне субъекта): Субъект Объект.
2). Агностицизм. Отрицают познаваемость мира. Выделяют две линии агностицизма:
А). Линия Д.Юма: я знаю свои ощущения, есть ли что-либо за ними, я не знаю. Т.е. сомневается в том, что есть объекты вне нашего сознания, поэтому и познавать нечего!
Б). Линия И.Канта (нем.18 в.): Мир существует и мы можем знать его внешние проявления, но внутренние, глубинные их свойства, т.е. сущность вещей остается для нас непознаваемой. Сущность предметов, вещей Кант называет «вещью-в-себе». С его точки зрения, сущность никогда не будет нами познана, не станет «вещью для нас».
Агностики не видят связи субъекта и объекта:Субъект Объект
Материалисты считают, что агностицизм опровергается практикой. Практика – это источник наших знаний, практика – это цель нашего познания и практика – это критерий (проверка) истинности наших знаний. В своем познании мы идет от неполных и неточных знаний ко все более полным и более точным. Наше познание включает и момент абсолютности, правильности знаний, их соответствия объективным чертам предметов, явлений, и момент относительности знаний, их неполноты, момент незнания каких-то черт предметов и явлений. Т.е. наше знание диалектически противоречиво, является единством абсолютного и относительного, знание развивается.
Вопрос № 33
studfiles.net
Ответы@Mail.Ru: Познаваем ли мир?
конечно позноваем, если к этому желание и интерес появится
познаваем, но не до конца за одним открытием стоит ещё больше вопросов и тайн мира сего)))
Вы напечатали этот вопрос и передали его всем пользователям интернета, сидящим на этой страничке, исключительно благодаря познаваемости мира. А теперь можете рассуждать о его принципиальной непозноваемости, коли охота. На качестве отображаемой картинки это не отразится.
ежедневно и ежесекундно познаем …наш мир.
Познаваем.. . Но это процесс — длиною в бесконечность..
да. Я человек не религиозный, но согласен с Иисусом, который считал, что познав всё то, что рядом, можно познать и то, что считал непостижимым. Так что ученые, прежде чем отправляться в Космос, лучше бы нас изучали. Вот кто-то считает, что Вселенная бесконечна. С какого кЕРА !? Логически можно познать все! Вот мы, например. Мы же «конечны».Хотя, возможно, для бактерий, живущих внутри нас, мы бесконечность, за которой ничего нет. Наши тела есть отражение всего мира, всей Вселенной. Нам нужно изучить самих себя вдоль и поперек. Тогда «неопознанное откроется нам».
любое описание реальности всего лишь описание представления о реальности.
конечно но конца нет этому познанию
Познаваем и познание бесконечно, как сам мир.
Нет, полностью не познаваем. В основе мира лежат сущности, которые не выразимы ни через что другое, и являются непознаваемыми по своей сути.
touch.otvet.mail.ru
Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
Философия Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?
Количество просмотров публикации Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? — 3481
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Проблема познаваемости мира — это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов˸ гносеологического оптимизма и агностицизма.
Термин агностицизм происходит от греческого слова, означающего ʼʼнедоступный познаниюʼʼ. Позиция агностицизма в классическом виде сформулирована И. Кантом. Ее отличительной особенностью является признание принципиально непознаваемого. Агностицизм подразделяет мир на две составляющие˸ явления и сущности. Человек может познать явления, сущности же остаются недоступными познанию. Таким образом, агностицизм не утверждает, что мир абсолютно непознаваем. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что И. Кант ставил вопрос о возможностях научного познания, а не познания вообще. Наука, с ᴇᴦο точки зрения, всегда изучает лишь явления и их взаимосвязи. Она не отвечает на вопрос о том, что стоит за явлениями. В широком смысле слова к агностицизму можно отнести софистику, скептицизм и конвенционализм, поскольку каждое из этих направлений по-своему признает ограниченность познания и существование принципиально непознаваемого. Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм — установку, которую разделяли представители прагматизма и постпозитивизма. Принцип фаллибилизма (от лат. fallible — подверженный ошибкам, ненадежный) утверждает, что все накопленное человечеством знание представляет собой собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что все наше знание ошибочно.
Термин гносеологический оптимизм условный, им обозначают точку зрения, согласно которой не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Гносеологический оптимизм присущ обыденному сознанию, не сомневающемуся в том, что познание представляет собой более или менее верное отображение объективного мира. Теоретическое оформление позиция гносеологического оптимизма имеет главным образом в рамках материалистических учений, наиболее развитым из которых, безусловно, является концепция диалектического материализма. Отвечая положительно на вопрос о познаваемости мира, диалектический материализм опирается на древнюю материалистическую традицию понимания познания как отражения объективного мира и на диалектический метод. Вместо противопоставления непознаваемой сущности и познаваемого явления, характерного для агностицизма, диалектический материализм разрабатывает идею их диалектического единства˸ сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности, а стало быть, и всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует, с точки зрения гносеологического оптимизма, лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на очевидных достижениях науки, реализующихся на практике. В сферу интересов науки попадают процессы, ранее недоступные научному познанию, научная картина мира постоянно уточняется и углубляется. Все это поддерживает оптимистическую веру в возможности научного познания. Вместе с тем следует признать, что выдающиеся достижения современной науки и научно-технического прогресса не снимают философского вопроса о том, являются ли возможности науки безграничными. Целый ряд метафизических проблем, таких, например, как вопрос о Боге, свободе и бессмертии души, как и во времена И. Канта, выходит за пределы возможностей научного познания.
Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир? — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?» 2015, 2017-2018.
referatwork.ru
КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА Познаваем ли мир Способен ли
КОНЦЕПЦИИ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?
Познание- это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) Концепции познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм, сенсуализм и рационализм.
Концепция, не признающая познаваемость материальных и духовных объектов. АГНОСТИЦИЗМ
АГНОСТИЦИЗМ Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. (от греческого agnostos — недоступный познанию) Предмет человеческого познания лишь то, что доступно чувствам, т. е. один чувственный мир Термин «агностицизм» был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т. Гексли. В отношении бога агностицизм выдвигает лишь один тезис – “бога нельзя познать”.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ АГНОСТИЦИЗМА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ Протагор ( ок. 490 — ок. 420 до н. э. ) Пиррон ( 360 -270 до н. э. )
НОВОЕ ВРЕМЯ агностицизм получил классическое оформление в философии Юма и Канта.
Английский мыслитель Дэвид Юм (1711– 1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”. Он считал, что наши знания — это знания о наших ощущениях, а не о реальном мире. Мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы.
Великий немецкий философ Иммануил Кант (1724– 1804) считал, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе» . «Вещь в себе» непознаваема
Формами кантианского агностицизма являлись «физиологический идеализм» физиолога Мюллера (1821 – 1858), «теория иероглифов» , немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 – 1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма были конвенциализм Пуанкаре (1854 – 1912) и «технический агностицизм» Башляра (1884 – 1962)
СКЕПТИЦИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) концепция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Мишель де Монтэнь (1533 -92) «Получать достоверные знания о мире нельзя » За Монтенем возник целый ряд подражателей: Шаррон, Санхед, Гирнгайм, Ла Мот Ле Вайе, Гюэ, англичане Глэнвиль и Бэкер…
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ Направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Демокрит, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Н. Кузанский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс , Ж. Сартр Признают положение о познаваемости мира, хотя мир в целом непостижим , так как бесконечен.
СЕНСУАЛИЗМ В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах
СЕНСУАЛИЗМ Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» . Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
КРУПНЫЕ ФИЛОСОФЫ-СЕНСУАЛИСТЫ: Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов. Эпикур Джон Локк Этьен Бонно де Кондильяк
РАЦИОНАЛИЗМ Разум – основа познания и поведения людей
РАЦИОНАЛИЗМ Направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека (от лат. rationalis — разумный)
ПРЕДСТАВИТЕЛИ Парминид Р. Декарт Б. Спиноза Н. Мальнбранш Г. Лейбниц И. Кант Г. Гегель
present5.com