Познавательные потребности – 50.Познавательная потребность. Формы и уровни ее развития.

50.Познавательная потребность. Формы и уровни ее развития.

Познавательная потребность— точнее — потребность во внешних впечатлениях. Как таковая — как потребность в приобретении новых знаний — складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых наук и во внешней действительности ответы на жизненно важные вопросы.

Уровни:

1) начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности.

2) потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

3)На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.

Формы:

1)Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).

2)Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности.

Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности. Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах-его любознательности, в средних и старших — потребности в творческой деятельности. Потребность, <находя> предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

Возрастная динамика развития познавательных потребностей. В психологии познавательная потребность далеко не сразу приобрела права гражданства. Долгое время ученые считали, что эта потребность лишь обслуживает все другие. Интерес к познанию реального мира — один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Психолог Л. И. Божович, обобщая большое количество эмпирических данных, пришла к выводу, что уже на третьей-пятой неделе жизни у ребенка возникает потребность во внешних впечатлениях, появление которой знаменует собой переход от новорожденности к младенческому возрасту. Этой потребности предстоит сыграть решающую роль во всем дальнейшем развитии ребенка. Новая потребность существенно отличается от появившихся ранее простых органических потребностей — в пище и тепле. Если «двигателем» последних является в большей мере стремление преодолеть отрицательные эмоции (избавиться от неприятных ощущений, дискомфорта), то в основе новой потребности лежит положительная эмоция — элементарная радость познания. Поэтому данная потребность относится к категории «ненасыщаемых». Если потребность в пище по мере насыщения теряет свою побудительную силу, то новые впечатления не только вызывают все новые положительные эмоции, но и развивают любознательность.
Годы преддошкольного и дошкольного детства
проходят под знаком быстрого развития этой потребности — познать такой сложный и вместе с тем такой привлекательный окружающий мир. И вот ребенок подходит к порогу школы. К этому времени его познавательная потребность достигает нового уровня, что выражается в возникновении интереса к решению собственно познавательных задач, приобретению новых знаний и умений в процессе учения. Эта потребность находит свое удовлетворение в школьном обучении. Однако проходит некоторое время, и возникает странная, парадоксальная ситуация. Психические функции ребенка совершенствуются — развиваются наблюдательность, логическая память, основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция, обобщение), более устойчивым становится внимание, и вместе с тем
познавательная потребность как таковая во многих случаях не только не поднимается на более высокий уровень, но проявляется гораздо менее ярко, чем на предыдущем возрастном этапе.
Исследователи описывают группы детей, у которых с возрастом существенно снижается «познавательный потенциал». Психолог З.И.Калмыкова, обстоятельно изучив особенности мышления таких детей, отмечает, что чем старше дети, тем больше у них разрыв между словесными формулировками и той конкретной действительностью, которую они должны отражать. Эти школьники как будто формулируют обобщенные суждения, но словесные формулировки маскируют пассивность мысли, стремление уйти от интеллектуального напряжения. Продуктивное мышление (мышление, выступающее как способность к приобретению новых знаний, способность к учению) подменяется механической репродукцией известных положений. Проявление познавательной потребности существенно зависит от личностной позиции школьника.
Проявление познавательной потребности существенно зависит от личностной позиции школьника. Поставить школьника в активную позицию по отношению к усваиваемым знаниям — в этом условие не только развития познавательной потребности, но и эффективного воспитания его способностей.

55. Концепция одаренности Дж. Рензулли. Среди современных зарубежных концепций одаренности самой популярной названа теория Джозефа Рензули. Он считает, что поведение одаренного чело­века отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креатив­ности. Одаренный человек обладает ими либо способен к развитию этой системы качеств и приложению ее к любой потенциально цен­ной области человеческой деятельности.Согласно теории Дж.Рензулли, 

одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда (схема). Принципиально важно то, что Дж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уро­вень хотя бы по одному из них. Таким образом, контингент одарен­ных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим про­центом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений.

 

studfiles.net

потребность познавательная — это… Что такое потребность познавательная?


потребность познавательная

— точнее — потребность во внешних впечатлениях. Как таковая — как потребность в приобретении новых знаний — складывается лишь в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности.

Развитие потребности в знаниях тесно связано с общим развитием личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых наук и во внешней действительности ответы на жизненно важные вопросы.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • потребность первичная
  • потребность экстравертная

Смотреть что такое «потребность познавательная» в других словарях:

  • Потребность познавательная — ощущаемая челове­ком необходимость в отсутствующем знании, способе или условиях действия, требуемых для достижения постав­ленной цели при выполнении теоретического или практического задания [60, c. 427] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • потребность — (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к рому осуществляется… …   Большая психологическая энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… …   Энциклопедия инвестора

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • ИСКУССТВО И НАУКА — два спо соба освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории культуры. И. и н. сближаются тем, что отражают действительность и познают ее, различаются же они по истокам и по своему предмету,… …   Эстетика: Словарь

  • интересоваться — ▲ испытывать потребность ↑ воспринимать интересовать, ся испытывать потребность воспринимать что л. поинтересоваться. интерес внутренняя тяга к к л. деятельности; направленность внимания; потребность, тяга к восприятию, познанию чего л;… …   Идеографический словарь русского языка

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия

  • МЕТОДОЛОГИЯ —         (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений …   Философская энциклопедия

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

psychology.academic.ru

Что такое познавательная потребность

Галяутдинова Лилия Ансаровна, МБОУ лицей № 2 г. Дюртюли

Работа с первоисточником: Юркевич В.С. «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»

  1. Что такое познавательная потребность?

Три кита познавательной потребности.

Учеными была доказана самостоятельность познавательной потребности путем нескольких экспериментов.

Первый эксперимент с водой помог психологам прийти к выводу, что здесь действует особая потребность ~ потребность во впечатлениях, потребность в притоке новой информации. Потребность во впечатлениях есть одно из элементарных проявлений познавательной потребности.

Второй эксперимент привел к выводу о том, что получение нового знания не гасит познавательную потребность, а, наоборот, усиливает ее. Познавательная потребность в развитой форме становится ненасыщенной — чем больше человек узнает, тем больше ему хочется знать.

Познавательная потребность есть у всех, это потребность в работе ума, радость от умственного труда. Присуще всем здоровым людям взрослым и детям.

Итак, познавательная потребность стоит на трех китах: активности, потребности в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда.

  1. Уровни и формы познавательной потребности.

Диагностика познавательной потребности дело непростое, говорит о необходимости ее изучения с точки зрения ее характеристик, а именно — формы, силы (интенсивности) и уровня развития (Юркевич В.С.).

Начнем с формы. Здесь качественные различия в познавательной потребности можно наблюдать в нескольких плоскостях. Вот некоторые из них:

1) тенденция к исследованию, получению нового знания (ученые-творцы) – тенденция к усвоению готовых сведений, накоплению и систематизации фактов (ученые-энциклопедисты),
2) широта – глубина познавательной потребности (широкие и узкие специалисты),
3) специализация познавательной потребности (гуманитарии, естественники).

Если приводить примеры из школьной жизни, то школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи новых типов, стремятся всегда сами доходить до правильного ответа. А вот накопители знаний больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Они, как правило, лучше учатся, чем исследователи: ведь школьное обучение больше рассчитано пока на запоминание. Если же говорить о широте-глубине познавательной потребности, то у многих школьников, особенно в подростковом возрасте, масса увлечений, но увлечения одних детей лежат все-таки в одной области (например, технике), а другие интересуются одновременно и техникой, и музыкой, и литературой.

Эти различия условны, и к ним нельзя подходить с меркой хуже -лучше. Так узких специалистов ценят за их фундаментальность. Зато у широких, как оказалось, больше шансов на открытие. Наряду с учеными-творцами нужны и ученые-энциклопедисты, без которых невозможна была бы систематизация и закрепление достигнутого уровня знаний. И т.д.

Если говорить о силе (интенсивности) познавательной потребности, то здесь различия могут быть очень существенными. Один школьник много читает, причем не развлекательной литературы, а научно-популярной и даже научной, часто задает учителям вопросы, может по несколько часов подряд выполнять интересную для него умственную работу… Это пример высокой познавательной потребности. А вот ученик с пониженной познавательной потребностью учиться он не хочет, читать не любит, вопросов не задает. Никакого удовольствия умственный труд ему не доставляет. К сожалению, довольно типичная картина для нашей школы…

Наряду с различиями в силе и форме познавательной потребности отчетливо выделяются и разные уровни ее развития. Юркевич В.С. предлагает выделить следующих три уровня:

Первый уровень — интерес к отдельному стимулу. Его можно назвать уровнем потребности во впечатлениях, в новизне. Это своего рода фундамент познавательной потребности. Примеров много. Это и младенец, поворачивающий голову в сторону погремушки, и прохожие, глазеющие на свежерасклеенные рекламы…

Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью, которую можно рассматривать как второй уровень развития познавательной потребности. Это уже интерес к объекту в целом. Любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета. Это уже более социализированная познавательная потребность, развитая воспитанием.

Познавательная потребность взрослого человека должна дозреть или, точнее, довоспитаться до третьего высшего уровня – целенаправленной познавательной деятельности. Удовольствие, радость от умственного труда остаются (иначе это не познавательная потребность), но меняется ее характер: она уже не стихийно-эмоциональная, как на первых двух уровнях, а целенаправленная, связана со стратегической целью (получить профессию, провести научное исследование и т.д.), а значит и более зрелая по методам и организации. На высшем уровне познавательной потребности находятся все, у кого увлечение делом стало Призванием, целью жизни.

Но… людей, у которых познавательная потребность развивалась до третьего уровня, единицы. Многие люди в силу особенностей воспитания, сложившейся системы ценностей остаются на том же самом втором уровне, уровне любознательности, что и дети. Но почему? Почему сколько взрослых — ленивы и нелюбопытны?! Почему сколько учеников в школе не хотят и не любят учиться, когда ученые утверждают, что познавательная потребность есть у всех?! ПОТРЕБНОСТЬ В УМСТВЕННОЙ ЛЕНИ СТАНОВИТСЯ СИЛЬНЕЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Помните? Познавательная потребность есть у всех и … не у всех.

  1. Что такое лень, и какие существуют способы ее преодоления?

Несомненно, что наряду с потребностью в познании есть потребность в умственной лени, в умственном покое.

Чтобы узнать, страдает ли ученик умственной ленью, нужно знать этого ученика, прежде всего его отношение к умственной деятельности, его интересы, склонности.

Первая причина умственной лени детей, искажения нормальной познавательной потребности — в неправильных представлениях об умственном труде. В представлениях родителей, учителей, а потом и детей.

Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться.

Уметь учиться — это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться — это уметь распределять свое время, уметь выделять учебную задачу, уметь владеть своим вниманием и многое другое. Уметь учиться — это и развитая мелкая моторика. У многих детей в 7 — 8 лет еще весьма недостаточна координация тонких движений, прежде всего движений кисти, и им при всем старании трудно писать красиво. А сколько из-за этого порицаний в школе и неприятностей дома!

multiurok.ru

26. Познавательные потребности личности.

Под потребностью в познании нами будет пониматься потребность в деятельности, направленной на получение нового знания.

Познавательная деятельность в том случае, если она вызвана именно познавательной потребностью, может быть не связана с конкретно-практическими целями индивида (возможностью награды, социального успеха и т. д.) и в этом смысле познавательная потребность «бескорыстна». Это позволяет отделить познавательную деятельность, направляемую именно потребностью в познании, от деятельности, мотивированной другими потребностями: «потребностью в достижениях», «потребностью в успехе» («жаждой славы») и т. д. Из направленности субъекта познавательной потребности не только на результат, но и на процесс познания вытекает и факт принципиальной ненасыщаемости познавательной потребности, неоднократно отмечаемый в литературе. Осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность.

На первом этапе, или уровне, познавательной потребности главную роль играет так называемая потребность во впечатлениях, которая выражается в стремлении индивида к новым стимулам, в его реакции на новые впечатления, поступающие к нему извне. Потребность во впечатлениях, вероятно, представляет собой наиболее ранний, элементарный уровень познавательной потребности. Познавательная активность на этом уровне еще мало дифференцирована. Строго говоря, на этом, начальном уровне познавательной потребности еще нет стремления к получению нового знания — это потребность именно в новых стимулах. Наиболее ярко уровень потребности во впечатлениях выражен у младенцев и детей раннего дошкольного возраста, однако значительную роль этот уровень играет на всем протяжении дошкольного детства, сохраняя определенное значение и в дальнейшем. Следующий уровень — любознательность, на котором наблюдается уже личностный отбор той информации, которая к нему поступает ж которую он сам способен получить. Познавательная активность на этом уровне гораздо более целенаправленна, возникают и укрепляются интересы, разнообразные формы личностного отношения к знанию. Только на этом уровне появляется собственно потребность в знании.

Третий уровень развития познавательной потребности — это уровень целенаправленной познавательной деятельности; сама потребность уже не стихийна, а отражает жизненные ценности личности, закрепленные ею в соответствующих «ролях» и подвергшиеся рефлексии. Именно этот этап познавательной потребности проявляется как устойчивое стремление индивида к той или иной области знаний, как становление склонности его к определенной деятельности и, наконец, как профессиональное призвание.

27. Потребности личности в самоактуализации и самореализации.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его.

Актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

В соответствии с классификацией А. Маслоу эта потребность наиболее высокого уровня. Ее удовлетворение также используется для скрытого управления человеком. Самореализация проявляется в достижениях. Отражением этих достижений служат всевозможные документы: наградные листы, аттестаты профессора и доцента, дипломы доктора, кандидата наук, выпускника вуза, техникума, свидетельство об окончании средней школы, похвальные грамоты и т.п. Степень важности этих атрибутов успеха различна, как и различны по степени весомости сами успехи. Но мы храним все, что свидетельствует о каких-то наших (пусть и очень давнишних и не бог весть каких) достижениях: пожелтевшие от времени грамоты, значки о спортивных разрядах, вымпелы победителей соревнований, трофеи спортивной удали. Соответственно любим получать всевозможные подтверждения наших успехов. Опытные руководители используют это обстоятельство для управления людьми. Самореализация — одна из наиболее индивидуализированных потребностей. Естественное для одного может быть совершенно непонятным для другого (и даже очень многих других). У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.

studfiles.net

Статья на тему: Познавательная потребность и развитие интеллектуальных возможностей школьника

          Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

             «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

                                    республики Мордовия

 

                                           Статья:

                        «  Познавательная  потребность

                    и   развитие   интеллектуальных

                       возможностей  школьника»

 

                                                                             Подготовила:

                                                                             Кижапкина Т.И.

                                                                             учитель начальных классов

                                                                   

                                             П.Торбеево

                                                  2014

     Одной из  начальных потребностей человека является потребность в познании. Способности  человеку необходимо развивать из своих задатков, а с потребностью в познании человек появляется на свет. Несмотря на это, познавательная потребность нуждается в заботливом и разумном воспитании. С самого раннего возраста её нужно поддерживать, укреплять и развивать.  Если же  это вовремя и правильно не делается, то познавательная потребность может исказиться, деформироваться и превратиться в потребность развлекательную. И тогда вместо желания исследовать у человека наблюдается только желание развлечь себя: почитать детектив или журнал с картинками, посмотреть развлекательную передачу.

     Для того чтобы обеспечить благоприятное развитие познавательной потребности школьника, необходимо в первую очередь создать климат доверия к ребёнку, а также  максимально развить его уверенность в себе, его интересы и склонности, обеспечить связь умственной деятельности с положительными эмоциями.  Потому что познавательная потребность, а вслед за ней и способности ребёнка могут благотворно развиваться только на фоне «умственной радости».

     Наряду с этими личностными факторами развития познавательной потребности существуют также интеллектуальные способы, предполагающие развитие познавательных функций ребёнка.

     Сначала речь пойдет о внимании, которое является начальным элементом умственного развития. Известно, что деформация внимания ребёнка чаще всего начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок только начинает учиться слушать. Именно тогда постоянно занятые взрослые формируют у ребенка так называемое разорванное внимание, которое состоит из множества отдельных кусочков. Если это уже произошло, то необходима кропотливая работа по устранению данной деформации.

     В первую очередь  рекомендуется использование обучающего варианта хорошо известной методики, которая называется в психологии корректной пробой. Во многих случаях это хорошо помогает. По данной методике с ребёнком лучше всего работать индивидуально. Поэтому желательно этой методикой с помощью учителя овладеть самим родителям. А учитель может воспользоваться ею лишь в особо серьёзных случаях.

     Для работы нужно взять любую книгу с хорошо различимым текстом. Чем младше ребёнок, тем шрифт текста должен быть крупнее. По содержанию текст подойдёт любой. Но будет  лучше, если берется нейтральный, чтобы внимание ребенка не концентрировалось на содержании. Ребёнку предлагается игра на развитие внимания. Здесь будут важны оба эти обстоятельства: и то, что это игра (поэтому необходимо категорически избегать нравоучений), и то, что она именно на развитие внимания. Дело заключается в том, что многие дети плохо понимают состояние произвольного (т. е. намеренного, волевого) внимания и им надо научиться различать это состояние, чтобы затем намеренно его вызывать. А пока ребёнок не владеет навыками произвольного внимания, все  призывы к нему «быть внимательнее» не только бесполезны, но даже вредны.

      В течение определённого времени ребёнку    предлагается вычёркивать на странице все буквы «а». Можно не вычёркивать, а заключать в квадратик  или обводить в кружочек,  кому что  нравится. если ребёнку не более 8 лет, то продолжительность работы 7 минут; если ребёнок старше, то 10-12 мин. Сколько ребенок  успеет за это время сделать, столько и хорошо, лишь бы не было ошибок. Но если у ребёнка очень слабое внимание, можно вначале допустить возможность ошибок. Например, если ребенок сделает 1 – 3 ошибки, то он выиграл, если больше, то проиграл. Так как людей с абсолютным вниманием практически не существует, поэтому работу при подведении итогов нужно проверить не меньше двух раз.  Иногда полезно проверять работу вместе с ребёнком.

     После того как ребёнок научится хорошо выполнять это сравнительно нетрудное задание, его можно  усложнить.  Вместо одной гласной  можно взять две. Затем можно перейти к согласным. Их искать почему-то труднее, чем гласные. Задания можно усложнять бесконечно. Например,  задание может быть таким: на одной строке текста над каждой буквой  р надписывать цифру 4, над буквой  м — 2, а на другой строке наоборот: над  р писать 2, а над м — 4. Это задание очень трудное, однако через несколько месяцев работы, школьник, ранее не отличавшийся хорошим вниманием, сможет его успешно выполнить.

      Управляемое ребёнком произвольное внимание является первым шагом на пути к укреплению познавательной потребности. Ведь в любой очень увлекательной деятельности всегда наступает время более скучной и просто монотонной работы. Здесь и  понадобится  произвольное внимание, чтобы справиться с ней.

     Следующим важнейшим условием укрепления познавательной потребности является развитие памяти.       

     Для того чтобы охарактеризовать память ребёнка, надо ответить на несколько вопросов. Сколько раз прочитает ребёнок текст, прежде чем решит, что запомнил его?  Если больше двух раз, то есть основания считать, что запоминать он уже не умеет. Нужен ли ребёнку постарше  план, когда он пишет сочинение, и не случается ли у него, что план к сочинению он пишет уже после самого сочинения и только потому, что это требует учитель? Если это так, то есть основания подозревать, что ребёнок не владеет навыками произвольного запоминания.     

      Возможности произвольного запоминания, точно так же, как и произвольного внимания, имеют самое прямое отношение к познавательной потребности. Ребенок, не владеющий произвольным запоминанием, не сможет усваивать сколько-нибудь сложную и тем более не очень интересную информацию.  Поэтому школьники с недостаточно развитым произвольным запоминанием просто обречены на поиск лёгкой информации. Именно у них потребность познания превращается в развлекательную.

     Для развития произвольной памяти необходимо  знать определённые правила. Надо учитывать, что наша память очень послушна и почти всегда подчиняется той задаче, которую мы перед собой ставим.     При изучении познавательной потребности обнаружилось, что школьники с хорошо развитой познавательной потребностью характеризуются  установкой на длительное запоминание, т. е. запоминая учебный материал, они осознанно или  неосознанно дают себе задание «запомнить навсегда». И это самым прямым образом влияет на возможности познания: потребность в познании и возможности познания зависят от имеющегося познавательного фонда и от способов усвоения нового.

     Следующая особенность заключается в том, что человек в среднем запоминает определенное количество новых предметов. Сколько чисел может запомнить человек даже с очень хорошей памятью? А сколько слов? Сколько фраз? Экспериментально было установлено, что количество любых единиц, которые человек может запомнить  за один раз, примерно одинаково, что бы ни запоминалось: предметы, слова, фразы, или что-то другое. Во всех случаях это число равно 7 плюс – минус 2. Человек в среднем запоминает именно такое количество новых предметов, независимо от того, какие они.

     Также было установлено, что школьники с развитой познавательной потребностью значительно лучше, чем их нелюбознательные товарищи, владеют приёмом укрупнения запоминаемого, т. е. информацию они «сжимают» в несколько определённых кусков. Количество запоминаемых единиц у них остается неизменным, только содержат эти единицы больше информации. Поэтому запоминается значительно больший по объёму материал.

      Приёмам укрупнения запоминаемого материала необходимо учиться. Прежде всего  любой запоминаемый  текст надо уметь разбить на несколько смысловых кусков, причём их количество должно быть 7 плюс-минус 2. После этого каждый кусок необходимо  озаглавить. И вместо всего большого текста запомнить  надо  будет всего пять, семь или девять  слов.  Только за каждым из них будет стоять большой смысловой кусок.  

     В  экспериментах, в которых изучалась память школьников с разной познавательной потребностью, было выявлено, что развитые в познавательном отношении дети лучше знают  свои индивидуальные особенности памяти. Школьники со слуховым типом запоминания чаще прибегают именно к заучиванию вслух, а школьники со зрительным типом запоминания  стараются дать большую нагрузку именно зрительному анализатору.  Дети с ярко выраженной двигательной памятью запоминают  лучше всего,  используя  записи или какие-либо другие формы регистрации запоминаемого. Есть среди развитых в познавательном отношении школьников  дети со смешанной памятью. Они пользуются всеми способами запоминания. Школьники с низкой  потребностью в познании обычно меньше обращают внимание на индивидуальные особенности своей памяти. Они считают, что для хорошего запоминания нужно только как можно больше прочитать материал, хотя обычно это не помогает.

      В работе над развитием приёмов логического запоминания у учащихся необходимо помнить, что обязательно нужно начинать  с  материала, хотя бы немного  интересного ребенку, и только потом  постепенно переходить к более трудной и  скучной информации.

                                Список использованной литературы:  

Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. №2. С.83-92.

Юркевич В.С. Статьи под рубрикой «Страница психолога» //Биология в школе.1989.№1-4.  

nsportal.ru

38. Методика формирования, развития и удовлетворения информационно-познавательных потребностей в сфере досуга.

Потребность как состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым в чем-либо. Потребность как стимул деятельности по созданию и усвоению материальных и духовных ценностей.

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]

Различают потребности [1]:

  • по сферам деятельности:

  • по объекту потребностей:

  • по значимости:

  • по временной устойчивости:

    • устойчивые

    • ситуативные

  • по функциональной роли:

  • по субъекту потребностей:

Уровни и формы познавательной потребности — Первый, начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности. Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.

Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).

Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности.

Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности.

Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах-его любознательности, в средних и старших — потребности в творческой деятельности.

Потребность, <находя> предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.

Уровни познавательных потребностей— потребность в освоении (потреблении) соответствующих ценностей (потребность пассивного характера) и потребность в духовном творчестве (потребность активного характера).

Формирование потребностей. Удовлетворение информационных потребностей как конечная точка «встречи вопросов и ответов» в процессе интеллектуальной деятельности личности.

Интерес как специфический мотив культурной, в частности, познавательной деятельности (С.Л. Рубинштейн), как конкретизированная потребность. Стадии развития интереса: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес (Г.И. Щукина). Интерес как один из решающих стимулов приобретения знаний. Социальный характер информационно-познавательных интересов в интеллектуальной (познавательной) структуре личности.

Классификация информационно-познавательных интересов: по широте и многообразию; по их значению и роли; формированию умений и навыков; убеждений, мотивов деятельности; по сфере приложения; по степени удовлетворения интересов; по содержанию и направленности.

Методика формирования и удовлетворения информационно-познавательных потребностей и интересов. Системный подход к изучению интересов и интересов в получении разнообразной информации. Методы изучения информационно-познавательных потребностей, их интерпретация.

Методика формирования активных устойчивых интересов и потребностей в приобретении научных знаний для понимания закономерностей и процессов социальной жизни.

Методика выявления, развития и закрепления информационно-познавательных интересов и потребностей:

— 1 этап: выявление ситуативного интереса и формирование положительного отношения к полученной информации (стадия любознательности).

Ведущие методы – внушения, поощрения, косвенного и параллельного воздействия; преимущественные формы— обзоры, доклады, комментарии, вопросно-ответные формы.

— 2 этап: дальнейшее развитие (стимулирование) интереса к информации, её закрепление и углубление (стадия любознательности).

Дифференциация интересов в определенном направлении информационно-просветительской деятельности. Преобладающие методы воздействия – убеждения, одобрения, авторитет. Метод перспективных линий. Форма проявления интереса – пресс-конференции, дискуссии, информационные конференции, форумы, конкурсно-познавательные программы.

— 3 этап: закрепление осознанного стремления к систематическому получению знаний в процессе самообразования и самостоятельной творческой познавательной деятельности. Собственно познавательный интерес. Формы проявления – участие в образовательно-просветительских и организационных видах деятельности – Советах, объединениях, ассоциациях и различных обществах.

studfiles.net

Познавательные потребности личности.

Познавательные потребности личности.

Под потребностью в познании нами будет пониматься потребность в деятельности, направленной на получение нового знания.

Познавательная деятельность в том случае, если она вызвана именно познавательной потребностью, может быть не связана с конкретно-практическими целями индивида (возможностью награды, социального успеха и т. д.) и в этом смысле познавательная потребность «бескорыстна». Это позволяет отделить познавательную деятельность, направляемую именно потребностью в познании, от деятельности, мотивированной другими потребностями: «потребностью в достижениях», «потребностью в успехе» («жаждой славы») и т. д.

Из направленности субъекта познавательной потребности не только на результат, но и на процесс познания вытекает и факт принципиальной ненасыщаемости познавательной потребности, неоднократно отмечаемый в литературе. Осуществление познавательной деятельности усиливает познавательную потребность.

На первом этапе, или уровне, познавательной потребности главную роль играет так называемая потребность во впечатлениях, которая выражается в стремлении индивида к новым стимулам, в его реакции на новые впечатления, поступающие к нему извне. Потребность во впечатлениях, вероятно, представляет собой наиболее ранний, элементарный уровень познавательной потребности. Познавательная активность на этом уровне еще мало дифференцирована. Строго говоря, на этом, начальном уровне познавательной потребности еще нет стремления к получению нового знания — это потребность именно в новых стимулах. Наиболее ярко уровень потребности во впечатлениях выражен у младенцев и детей раннего дошкольного возраста, однако значительную роль этот уровень играет на всем протяжении дошкольного детства, сохраняя определенное значение и в дальнейшем.

Следующий уровень — любознательность, на котором наблюдается уже личностный отбор той информации, которая к нему поступает ж которую он сам способен получить. Познавательная активность на этом уровне гораздо более целенаправленна, возникают и укрепляются интересы, разнообразные формы личностного отношения к знанию. Только на этом уровне появляется собственно потребность в знании.

Третий уровень развития познавательной потребности — это уровень целенаправленной познавательной деятельности; сама потребность уже не стихийна, а отражает жизненные ценности личности, закрепленные ею в соответствующих «ролях» и подвергшиеся рефлексии. Именно этот этап познавательной потребности проявляется как устойчивое стремление индивида к той или иной области знаний, как становление склонности его к определенной деятельности и, наконец, как профессиональное призвание.

27. Потребности личности в самоактуализации и самореализации.

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора.



Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведении искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его.

Актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при «хороших условиях». Или, более точно, людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы измениться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потребует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и политических структур.

В соответствии с классификацией А. Маслоу эта потребность наиболее высокого уровня. Ее удовлетворение также используется для скрытого управления человеком.

Самореализация проявляется в достижениях. Отражением этих достижений служат всевозможные документы: наградные листы, аттестаты профессора и доцента, дипломы доктора, кандидата наук, выпускника вуза, техникума, свидетельство об окончании средней школы, похвальные грамоты и т.п.

Степень важности этих атрибутов успеха различна, как и различны по степени весомости сами успехи. Но мы храним все, что свидетельствует о каких-то наших (пусть и очень давнишних и не бог весть каких) достижениях: пожелтевшие от времени грамоты, значки о спортивных разрядах, вымпелы победителей соревнований, трофеи спортивной удали.

Соответственно любим получать всевозможные подтверждения наших успехов. Опытные руководители используют это обстоятельство для управления людьми.

Самореализация — одна из наиболее индивидуализированных потребностей. Естественное для одного может быть совершенно непонятным для другого (и даже очень многих других).
У большинства животных потребность в самореализации ингибируется голодом, страхом, негативными эмоциями, эта потребность обычно затухает после полового метаморфоза. В популяциях вида Homo sapiens возраст, когда затухает потребность в самореализации и завершаются процессы импринтинга новых схем поведения, резко различается у различных индивидов. При наличии самых легких («пограничных») степеней слабоумия формирование новых «агглютинационных комплексов» прекращается особенно рано, у части особей потребность в самореализации и способность к генерации и импринтингу новых схем сохраняется до старости. Возможно, именно эта особенность биологического вида Homo sapiens обеспечила его выход за границы животного царства — в сферы техногенеза и культурогенеза.


Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 515 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Социальная структура общества. | Социальная стратификация. | Ипостаси национализма. | Социальные проблемы молодежи. | Молодежный экстремизм. | Категория власти. | Биопсихосоциальная природа человека. | Типология потребностей личности. | Социальные потребности личности. | Материальные потребности человека. |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *