Православие семья: Семья / Православие.Ru

Читать онлайн «Православная семья» – ЛитРес

Составитель Наташа Квасова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

***

Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они полюбили и приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, – оказываются единством.

(Митрополит Антоний Сурожский)
***

От сердца произойдут добрые дела, когда будет доброе сердце, а без доброго сердца добрых дел не может быть, как и из гнилого источника не может не течь гнилая вода. Исправь сердце и волю твою, – и будешь добр, будешь истинный христианин, будешь новое творение. Всякий от воли и сердца добр или зол. Когда сердце и воля добры, то и человек добр; когда сердце и воля злы, то и человек зол.

(свят. Тихон Задонский)
***

Мы должны бороться со злом в своём сердце. Наиболее частое зло, которое нас посещает, это раздражение. В повседневной жизни нас раздражают все: начиная от голубей, которые гадят на подоконник, и до самых близких людей – родственников. А особенно нас раздражают старики (потому что брюзжат, ворчат, плохо слышат, упрямятся) и маленькие дети (потому что им надо сто раз повторить, чтобы они что запомнили, чему-то научились, а они ещё не слушаются с первого раза). Совсем не раздражаться у нас наверняка не получится, для этого в душе должна уже поселиться благодать Божия. А вот не показывать своё раздражение, сдерживать его, погашать его молитвой – это в наших силах, если захотеть. И мы должны это делать потому, что Богу угодно, чтобы люди не раздражались друг на друга, а любили.

(Архимандрит Борис (Долженко)
***

Молитва приносит радость, ибо это есть общение с Богом. Не будем копить в себе горечь обиды на ближнего, не станем вмешиваться в чужие дела. Ничто не должно нас отвлекать в нашей жизни. И не будем бояться. Не будем беспокоиться. Не будем страдать. Даже когда с вами поступают несправедливо, по страсти, не беспокойтесь, не хлопочите. Ваше счастье, удача не пропадает от этого, потому что мы ждём её не от людей, но от Бога.

(Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)
***

Только любовь даёт мудрость, только любовь даёт прозорливость, только любовь даёт прощение. Любящий получает способность смотреть на другого из него самого. Нас отделяет друг от друга стена себялюбия, своезаботливости, своекорыстия. Наш взор затемняет пристрастность нашего суждения и видения, мы всегда, думая и о другом, имеем в виду себя, чувствуем себя, но не его. Надо почувствовать его самого, и тогда откроются очи наши. И опытом любви даётся этот опыт мудрости, ведения другого, близкого своего, друга своего.

(Протоиерей Сергий Булгаков)
***

Мужчина – это воин, охотник и добытчик. А женщина является хранительницей мирного очага. Она всегда более сострадательна, чем мужчина, и всегда может помочь нуждающимся больше, чем мужчина. Она создана для того, чтобы родить ребенка, отдать ему свою любовь и научить его любить. Первая задача женщины – сделать свою семью источником любви. Мужчина должен приходить из страшного воинствующего мира и оттаивать в семье, там он должен согреваться любовью. Вот самое главное служение женщины, и переоценить это служение невозможно! Женщина должна являться светом, который умиряет, лечит раны, делает этот мир добрее.

(Епископ Пантелеимон (Шатов)

«Семья, христианство, общество: православный взгляд»: новость ОВЦС

Принять

На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Православные и католики вместе в защиту семьи».

Ваше Высокопреосвященство архиепископ Винченцо Палья!

Дорогие отцы, братья и сестры!

 

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Риме для совместного размышления о том, как сохранить и передать будущим поколениям христианское понимание семьи и брака. Эта тема актуальна не только для православных и католиков, но и для христиан других конфессий, поскольку семья является важнейшей опорой гармоничного развития общества и первоосновой жизни любого народа.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия Сам Господь дает предельно четкое определение семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

В своей памяти народ также сохранил положительные примеры из жизни патриархов: во имя родственных уз Авраам в решающий момент не стал расставаться с Лотом, Иаков примирился с Исавом, Иосиф простил своих братьев. Здоровые семейные отношения соединяют людей узами верности, чести, искренности, взаимопомощи и взаимопонимания. Семья становится тем «гнездом» (Притч. 27, 8), в котором человек в окружении братьев восходит от силы в силу и получает самые первые уроки того, как различать добро и зло. Вот почему для описания мира и благополучия в языке Ветхого Завета нередко используется образ дома. А в новозаветной притче о блудном сыне отчий дом становится прообразом дома Божия.

Отметим также, что ветхозаветные пророки нередко прибегают к метафоре семьи для обозначения отдельного племени или всего народа как единого целого, обращаясь к «дому Израиля», «дому Иуды» и т. д. (Иер. 31, 31).

Семья в библейском понимании состоит из мужчины, женщины и их детей. Она становится живой клеткой племени, народа и, в конце концов, той единой семьи, истинным Отцом которой является Бог, создавший в лице Адама и Евы всё человечество. Земной отец рождает лишь по плоти, тогда как Отцом всех людей в наиболее полном и абсолютном значении слова является Сам Господь.

В Новом Завете с особой силой подчеркивается духовное измерение семейной жизни. В этом христианство существенно отличается от иных религиозных, философских и политических течений, ратующих за идеалы равенства и братства. Церковь Христова не столько провозглашает эти идеалы, сколько являет как осязаемую реальность подлинное братство, возможное только в Боге Сыне, через Которого Бог Отец нас усыновляет Себе (Гал 4, 5-7; Рим 8, 14-17; Еф 1, 5).

Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван – уже в этом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только

друг с другом, но и во Христе».

Семья в христианском понимании — это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4, 15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», — пишет св. Иоанн Златоуст. (На Книгу Бытия. Слово VII). Для создания подлинно христианской семьи одних родственных связей мало, семья призвана стать «малой церковью», живой иконой вечной любви, в которой хранятся и передаются из поколения в поколение заповеди Божьи.

Недаром так часто в Евангелиях Царство Небесное сравнивается с браком, с брачным пиром, в котором исполняются чаяния ветхозаветных пророков о новом и вечном завете Бога со Своим народом.

Стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают серьезные вызовы духовному благополучию семьи. Господство индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии способствует увеличению числа разводов, падению рождаемости, нарастанию конфликтности во внутрисемейных отношениях и разрыву связей между поколениями. Широко распространенной формой подмены семейных ценностей меркантильными интересами сторон стали так называемые «партнерские отношения». Все большее распространение получают различные формы внебрачного сожительства без взаимных обязательств, наносящие удар по нравственной целостности личности и извращающие само понятие семьи.

Крайним выражением кризиса являются попытки приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей.

Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права – в предмет, обладать которым теперь может каждый. Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей. Такой подход не может не вызывать серьезные опасения, наряду с опасением за развитие и душевное равновесие детей, усыновленных однополыми «родителями».

Любое законодательство основано на определенных нравственных посылках, на представлении о том, что является добром, а что злом, что нравственно, а что безнравственно. Идеологизация человеческого сознания, навязывание людям новых нравственных установок непременно ведет к изменениям в законодательстве. Но если изменения в законодательство вносятся вопреки воле большинства, в угоду конкретным меньшинствам, лоббирующим свои интересы при помощи административного ресурса, это чревато опасными социальными катаклизмами.

Лоббирование законодательных инициатив, уравнивающих традиционную семью с однополыми союзами, происходит сегодня при поддержке государственных властей ряда западных стран, вопреки воле людей, без серьезных и свободных дискуссий среди специалистов и без привлечения широкой общественности.

Так, в январе этого года министр образования Франции Венсан Пейон заявил, что в школе ученики должны избавиться от всех форм детерминизма — семейного, этнического, социального или интеллектуального. Согласно инструкциям возглавляемого им министерства, с нового учебного года во французских школах слова «мальчик» и «девочка» будут заменены на слова «друзья» и «дети»[1].

Следуя той же логике, Конституционный совет Франции 17 мая 2013 года узаконил однополые союзы, приравняв их к браку. В отношении усыновления Конституционный совет подчеркнул, что закон признаёт такое право в принципе, однако это не означает, что все однополые пары гарантированно получат это право, так как каждый случай усыновления рассматривается индивидуально и решение всегда принимается, исходя из интересов ребёнка[2].

После того, как президент Франсуа Олланд подписал соответствующий законопроект, во Франции прошли массовые манифестации, собравшие более миллиона участников. Таких протестных акций Франция не видела почти тридцать лет, с тех пор как 24 июня 1984 г. в Париже вышло на улицу 2 миллиона человек, чтобы высказаться против закона о включении частных школ (в большинстве своем католических) в общую государственную образовательную систему. С конца 2012 года по май 2013 года в Париже прошло три многотысячных мирных демонстрации в поддержку семьи. Правительство отреагировало на них так, как если бы имело дело с акциями насилия: полицейские использовали слезоточивый газ и физическую силу против этих мирных собраний людей. Были задержаны и арестованы тысячи демонстрантов[3].

Законодательство США относит семейное право к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации однополых союзов в США полностью зависит от правительств штатов. Принятый в 1996 году федеральный Закон о защите брака определяет брак как союз мужчины и женщины и разрешает штатам не признавать однополые союзы, заключённые в других штатах или государствах. 26 июня 2013 года Верховный суд США вынес решение о неконституционности третьей части Закона о защите брака, что означает признание однополых союзов федеральным правительством США. По состоянию на 21 октября 2013 года однополые союзы регистрируются в качестве браков в четырнадцати штатах из пятидесяти и в федеральном округе Колумбия.[4] Еще в шести штатах узаконены иные формы однополых союзов, права в которых разнятся в зависимости от штата. На данный момент однополыми сожителями воспитывается около 2 млн. детей, преимущественно от прежних гетеросексуальных браков.

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла летом 2013 года резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их».[5] ПАСЕ осудил единогласно одобренный Государственной Думой Российской Федерации законопроект «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», который вступил в силу 30 июня 2013 года после подписания его Президентом России. Этот закон, призванный защитить детей от пропаганды гомосексуализма, является необходимой мерой, направленной на поддержание баланса в обществе, поскольку на примере Европы мы видим, что существует реальная угроза диктата в области норм сексуального поведения и половой идентификации.

Часто говорят о том, что якобы нетрадиционная сексуальная ориентация детерминирована генетически. Тезис этот остается спорным, потому что научное сообщество не пришло к единому мнению относительно биологической или социальной детерминированности сексуальной ориентации. Однако христианский подход отличает сексуальную ориентацию от конкретных форм сексуального поведения, противоречащих библейской этике. Нравственные ценности лежат в иной плоскости, чем научные гипотезы: отношение к тому или иному образу жизни и поведения должно формироваться именно ценностями, которые разделяет человек, но не научным обоснованием данного предмета. Например, есть мнение ученых, что так называемое диссоциальное расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью, имеет генетическую природу. Тем не менее, научное обоснование биологической детерминированности асоциального поведения отдельного человека не может служить руководством для признания обществом поведения такого индивидуума нравственно приемлемым.

С христианской точки зрения, человеческая природа является падшей, склонной к греху. Влечение человека к лицам своего пола рассматривается в христианской перспективе как недуг, требующий врачевания. Церковь с пастырской ответственностью подходят к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, имея в своем распоряжении богатый арсенал средств для духовной помощи таким людям. Но она выступает решительно против того, чтобы греховное поведение было объявлено нормой. В этом понимании едины православные и католики, основывающиеся на свидетельстве Священного Писания, которое не признает никаких иных форм брака, кроме союза любви между мужчиной и женщиной.

В последние годы в Европе происходит целенаправленный демонтаж ценностей, укорененных в христианской традиции. Речь идет не только об изгнании христианских символов из общественного пространства, о запрете на христианские праздники, о стремлении загнать религию в гетто, объявить ее сугубо частным делом. Речь идет о разрушении именно ценностной системы, на которой на протяжении веков строилась жизнь всего цивилизованного человечества. Одной из таких основополагающих ценностей, значение которой сегодня полностью переосмыслено, является семья.

Различные формы эксплуатации человеческой сексуальности ныне узаконены «цивилизацией потребления» и имеют влиятельное лобби в парламентских и правительственных структурах многих государств мира. «Сексуальная свобода» ведет к порабощению человека животными инстинктами, и мы переживаем времена легализации тоталитаризма инстинкта. Порнография стала едва ли не самым прибыльным бизнесом. По данным экспертов, как минимум два миллиона несовершеннолетних вовлечены в производство порнографической продукции.

На наших глазах такие основополагающие ценности человеческого бытия, как истина, свобода, братство, низводятся до уровня относительных понятий, в которые каждый может вкладывать какое угодно содержание. На ярмарке тщеславия быстрее всего обесцениваются именно нравственные ценности. И трагическая ирония состоит в том, что в результате всеобщей переоценки девальвируются не только установленные Богом ценности, но и сам человек.

Законодательство многих западных стран сегодня оказывает поддержку силам, которые разрушают традиционную семью, может быть, не в последнюю очередь потому, что духовное благополучие человека в лоне семьи ускользает из-под контроля внешних сил. По той же причине вместо поддержания культуры и повышения качества образования предпочтение отдается развитию социальных сетей и индустрии развлечений. Глобализация направлена, прежде всего, на снижение культурного уровня человека и на то, чтобы в процессе социальных мутаций целые народы превращались в одноликую массу потребителей. Стереотипы массовой культуры и моды клонируют такой тип сознания, в котором не остается места ни для идеалов семьи, ни для подлинных духовных ценностей.

На фоне беспрецедентного возрождения религиозной жизни, происходящего в ряде стран Восточной Европы, мы видим, как на Западе, при внешнем благополучии, общество стремительно дехристианизируется, церкви пустеют, священники стареют, а молодежь на их место не приходит. Но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7). Само присутствие христиан в мире свидетельствует о том, что голос правды Божией сильнее безбожной пропаганды. И этот голос остается востребованным. В современном обществе Церковь является единственным социальным институтом, который не подвержен кризису, не теряет доверия людей, потому что созидает свое бытие на основе братской любви и бескорыстного служения людям. Христиане, которые вопреки всем соблазнам современного мира остаются убежденными верующими, знают, ради чего живут. Это огромная привилегия. И каждый христианин, исполняющий евангельскую заповедь любви, свидетельствует о Боге самим образом своей жизни, качествами своей личности, устоями своего быта.

Многие молодые люди задумываются о месте брака в собственной жизни и хотят создать полноценную семью. Они нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде.

В этой ситуации наша ответственность очень велика. Необходимо вдохновлять молодежь, ориентировать ее на следование библейским идеалам брака и семьи. Надо это делать всеми доступными средствами – через проповедь в храмах, через выступления в средствах массовой информации, через произведения искусства, через школьные программы и систему образования в целом. Для всех нас, православных и католиков, настало время единым фронтом встать на защиту семьи и общими усилиями противостоять тлетворным веяниям нравственного релятивизма в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 7).

 


[1] «Представитель РПЦ: легализация нетрадиционных семей — модная утопия», РИА Новости http://ria.ru/interview/20130705/947796599.html

[2] «Закон об однополых браках во Франции вступил в силу». Русская служба BBC.  http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/05/130517_france_gay_marriages.shtml

[3] «В РПЦ одобрили решение ПАСЕ расследовать разгон мирной демонстрации против однополых браков в Париже» http://www. newsru.com/religy/02jul2013/pase.html

[4] Defining Marriage: Defense of Marriage Acts and Same-Sex Marriage Laws. National Conference of State Legislatures. http://www.ncsl.org/research/human-services/same-sex-marriage-overview.aspx

[5] http://www.patriarchia.ru/db/text/3078791.html

Распечатать публикацию

Русский

Обратная связь

Быть православным в неправославной семье

«Итак… как ты стал православным?»

Миропомазание Эдди

Многим православным студентам этот вопрос может показаться глупым; они всегда были православными. Семья у них православная, они выросли в православной церкви, поэтому во время учебы в колледже было вполне естественно называть себя православным христианином. Однако растет и число новообращенных, людей, не выросших в Вере. Их ответы могут сильно различаться, поскольку люди принадлежат к множеству различных религиозных убеждений (или их отсутствию).

Я принял православие в конце последнего года обучения от конгрегационализма, став единственным православным христианином в моей семье. Даже в моей большой семье единственной православной частью была моя тетя (а впоследствии двое ее детей), вышедшая замуж за эту семью. Все остальные были либо католиками, либо протестантами. Мне очень повезло в том, что моя семья очень поддержала мое обращение. Мои родители (и моя большая семья, если уж на то пошло) всегда были сосредоточены на том, чтобы у меня была духовная жизнь, и то, как я это выражал, было второстепенным. Это не остановило пару саркастических уколов здесь и там, особенно в отношении «замены» моей крестной, как они предпочли выразиться, но это было больше попыткой доставить людям неприятности, а не быть закрытым. единомышленников.

Несмотря на то, что мое обращение в целом было хорошо воспринято, переход в определенные периоды литургического года был несколько неловким. На ум приходят два отдельных компонента: пост и Пасха. Пост, как мы его понимаем в Православной Церкви, часто отсутствует или уменьшен в других формах христианства. Со временем люди разрабатывают стратегии соблюдения правил голодания, придумывают новые или измененные рецепты и составляют общий план того, как они будут питаться. Без этого фона весь процесс голодания поначалу казался мне непосильным; Я понятия не имел, с чего начать. Что касается Пасхи, то для остальных членов моей семьи было очень странно праздновать Пасху, в то время как я был еще в середине Великого поста. Казалось, что мы довольно резко разделились на два противоречивых пути.

Откровенно говоря, эти проблемы заставили меня чувствовать себя неловко. Я начал задаваться вопросом, во что я ввязался, обратившись. Я не мог спросить об этом свою семью, так как у них не было точки отсчета, чтобы помочь. Так что пришлось искать в другом месте. Вот краткое изложение того, что я узнал из всего этого:

  1. Найдите духовного наставника.  Серьезно, сделайте это, если вы еще этого не сделали. Одна из самых безрассудных вещей, которые вы можете сделать, — это попытаться самостоятельно интерпретировать Православие и его учение. Независимо от того, являетесь ли вы православным христианином в колыбели или новообращенным, возможность обсуждать духовные вопросы с кем-то, кто имеет опыт в духовных вопросах, может помочь вам на пути, который будет и полезным, и выполнимым.
  2. Шаг за шагом. Пытаться переработать сразу все, что есть православие, невозможно. С помощью своего духовного наставника постарайтесь работать с делами небольшими порциями: день за днем, сезон за сезоном. У вас есть целая жизнь, чтобы учиться и расти, не пытайтесь бежать до финиша; вы пропустите все самое важное.
  3. Не придавай этому большого значения. Да, все по-другому, и в зависимости от вашей прежней религиозной принадлежности все может быть очень  отлично. Однако эти изменения не являются каким-то наказанием и не должны отдалять нас от наших близких. Не позволяйте различиям в практике влиять на то, как вы общаетесь с друзьями и семьей.

Вести православный образ жизни трудно – дорого, но тяжело. От нас многого требуют, и бывают времена, когда нам приходится бороться. Специально для новообращенных мы не обязательно должны иметь некоторые из тех же «обусловленностей», что и некоторые из наших сверстников, выросших в православной вере; мы просто новички в системе. Это, безусловно, может расстраивать, но это не должно удерживать нас от решения этих проблем с уверенностью и стремлением к духовному росту. Используя ресурсы, которые нам даются — через ОКФ, наши приходы или просто тех, кого мы встречаем на своем пути, — мы можем не только духовно совершенствоваться сами, но и помогать укреплять веру других.

OCF в Университете Коннектикута

Об авторе


Это гостевой пост от Эдди Райана. Эдди учится на втором курсе магистратуры Университета Коннектикута, изучает биомедицинскую инженерию. В 2013–2014 годах он является студенческим лидером в студенческом консультативном совете по социальным сетям и координатором мероприятий в отделении OCF UCONN.

Православная семья

ПРАКСИС





См. также:
Возвращение святых мощей


Его Светлость Епископ Иоанн Аморионский

СЕМЬЯ — ЭТО ГДЕ МЫ ВСЕ НАЧАЛИ СВОЮ ЖИЗНЬ, где мы впервые ощущаем себя в отношениях с другими людьми и с Богом. Именно в семейной структуре мы научились есть, любить, смеяться, играть, говорить, ходить, работать вместе и т. д. обострилось религиозное сознание, мы осознали, что наша духовная душа говорит нам делать добро и избегать зла. Мы пришли к вере и любви к Богу и к общению с Ним через молитву, а также к тому, чтобы выучить самый важный словарный запас в любом языке – тот самый, религиозный, в котором есть такие слова, как Бог, Иисус, Христос, Богородица, Святые, д. , а также вместе ходить в церковь. Таким образом, семья стала известна как основная ячейка общества. Именно этот институт берет слабых, беспомощных людей и мало-помалу превращает их в цивилизованных людей. Настолько, что семья является не только основной ячейкой нашего общества, но и будущим мира.


Однако сегодня семье угрожают. Этот основной человеческий институт находится в беде. Быстрые социальные изменения, затронувшие общество и культуру, также подорвали семью как институт, разрушение которого может означать крах нашего общества. Учреждение семьи было угодно Богу, о чем свидетельствует сам акт творения (Бытие 1:1-2): «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма был над бездною, и Дух Божий носился над водою». Брак и семья предопределены Самим Христом, ибо первое Его чудо было совершено на Браке в Кане, где Он превратил воду в вино, даровав Свое благословение соединившимся Святым Браком.


Основой жизнеспособной Православной Семьи

являются отношения друг друга с

Иисусом Христом, в которых действительно каждый член

семьи может сказать: «

уже не я живу, а Христос, Который живет во мне».

(Ефесянам 5:20-33) «Братья: благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям , как Господу. Ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он Спаситель тела. Поэтому, как Церковь повинуется Христу, так и жены да будут мужей своих во всем.Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить и очистить ее банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе в славу Церкви, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. плоть, но питает и лелеет ее, как и Господь церковь, ибо мы члены Его тела, Его плоти и Его костей. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть». Это великая тайна, но я говорю о Христе и о церкви. Тем не менее пусть каждый из вас в особенности так любит свою жену, как самого себя, и пусть жена видит, что она уважает своего мужа.

В соответствии с Божьим планом (Матфея 19:5-6) «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть. Итак, они уже не двое, но одна плоть. … Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В наше время, когда многие силы и ведомства (например, Верховный суд США) стремятся подорвать и разрушить семейную ячейку, на христианскую общину возложена священная обязанность охранять, защищать и укреплять эту основную ячейку, которая является основой… камень общества. Для этого мы должны быть готовы изучить и полностью понять социальные и культурные ситуации, в которых оказывается семья. Неизменность

сообщения о том, что «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8) потребует служения всех, поскольку мы свидетельствуем об этом, ибо христианство есть движение в мир, а не движение от него, о чем свидетельствует пришествие Христа в мир.

Глядя на американскую семью сегодня, мы видим, что она страдает от постоянно растущего количества разводов. Количество браков и повторных браков продолжает снижаться. Возрастают добрачные и внебрачные связи. Традиционная роль семьи, то есть мужа, жены и детей, продолжает снижаться. Вместо этого мы видим людей, живущих сами по себе или с другими, с которыми у них нет родства. Происходит распад семьи. Все больше и больше женщин работают и ставят дом на второе место. Как следствие, и в то же время следует отметить, что рождаемость в США постоянно падает, а семьи становятся меньше, в отличие от избыточного роста населения в слаборазвитых странах мира.

На американской сцене, независимо от того, женат человек или нет, существует постоянно растущая тенденция к тому, чтобы человек максимизировал свое личное счастье, «делая свое дело», что не является христианским путем. Люди расточают деньги на материальные объекты, удовольствия и путешествия, постоянно в поисках развлечений или реализации своих фантазий.

Другими негативными факторами, наблюдаемыми в американской семье, являются отсутствие уважения авторитета родителей со стороны их детей, отказ от привития основных моральных и социальных ценностей молодежи, давление со стороны сверстников на подростков, серьезное отношение аборты некоторыми, и всеобщее признание противозачаточных средств как жизнеспособного и уважаемого способа избежать рождения ребенка теми, кто не состоит в браке. Еще одним фактором, оказывающим негативное влияние на семью, являются пресса и телевидение.

Джордж Ф. Уилл в своей статье «Этот банк заслуживает провала», опубликованной в номере «Вашингтон пост» от 22 июля 1982 г., отмечает, что «основатели «банка спермы» для умников хотят преподнести несколько сюрпризов». из жизни, планируя продолжение рода.- Но сюрприз!Первый ребенок, рожденный с помощью этого банка, родился у матери, которая, как и ее нынешний муж, отбывала срок за мошенничество и лишилась опеки над двумя детьми от предыдущего брака после обвинений в жестокое обращение с ребенком. » Банк спермы — еще одно проявление «этики качества жизни», которая противостоит «этике святости жизни». Верховный суд, рационализировавший свои 1973 решение об аборте в пользу детоубийства имеет большие разрушительные последствия».

Эти симптомы являются выражением злоупотребления принципом свободы, игнорирования Божьего плана брака и семьи, чтобы служить своим эгоистичным, приятным желаниям.

Американская семья пережила культурные сдвиги, а также сдвиг от сильной семейной жизни, сосредоточенной на церкви, к более фрагментарной светской жизни, то есть жизни, организованной отдельно от Бога, как если бы Бога не существовало. Это, к сожалению, знамения времени.

Увидев мрачное положение сегодняшней американской семьи, давайте теперь вернемся назад во времени — к Божьему плану для брака и семьи. Как известно, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию из любви. Он создал человека из любви, потому что «Бог есть любовь». (Иоанна 1:4-8) Что объединяет Бога и человечество, так это любовь. Точно так же и то, что соединяет мужчину и женщину в состоянии Святого Брака, есть любовь. В качестве дальнейшего выражения Божьей любви к человечеству Он позволил Своему единородному Сыну, Иисусу Христу, принять человеческую природу. «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанна 3:16) Божья любовь полностью раскрылась в воплощении Иисуса Христа. Плод взаимной любви мужа и жены – дети, дар Божий. Таким образом, они становятся семьей Бога.

Христианская семья, осознавшая, что она из себя представляет, должна выполнить свою миссию, став тем, чем она является, — сообществом любви. Это сообщество любви есть сообщество мужа и жены, а также родителей и детей. Только когда любовь является главной характеристикой семьи, она может жить, расти и свидетельствовать о своей «причине существования». Семья обязана защищать, делиться и свидетельствовать об этой любви другим. Родители являются полноправными представителями христианской семьи в силу Божественной Благодати, которая была ниспослана им Святым Духом, когда они были соединены вместе в Таинстве Святого Брака. Следствием этой Божественной Милости служитель вызывает на них благословение: «Бог благословил их, и Бог сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». (Бытие 1:28)

Пророческая роль семьи

выражается знанием

Православной Веры и

свидетельством о ней.


Опять же, в (Бытие 2:18) говорится: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему». Эти слова дважды повторяются в молитвах, читаемых священнослужителем или священником в Элладской Православной Церкви во время Таинства Святого Брака.

Также в (Бытие 2:23) отмечены слова Адама: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Эти новые отношения между мужчиной и женщиной в иудео-христианском контексте требуют, чтобы они были подобны Христу для Церкви.


Любовь мужчины к своей жене как к Матери своих детей и любовь к детям сама по себе есть выражение реализации своего отцовства. Наше общество слишком долго низводило его статус до статуса «кормильца». Теперь, когда матери вошли в состав рабочей силы, его уникальная роль в семье как образца для подражания и воспитателя молодежи должна проявляться более жизнеспособно. У отца есть очень важная миссия, и он не должен уклоняться от этой ответственности из-за социальных или культурных нравов.

Любовь между мужем и женой должна быть исключительной и неповторимой, постоянно растущей во всех отношениях. Бог через священнослужителя Епископа или Священника в Таинстве Святого Брака дарует мужчине и женщине высокое положение. Мужчина становится мужем-королем; женщина становится женой-королевой. Взаимное уважение и уважение достоинства друг друга всегда должны соблюдаться. Супружеская любовь предполагает и требует, чтобы мужчина глубоко уважал равное достоинство своей жены. Св. Амвросий II века писал: «Ты ей не господин, а муж; она дана тебе не в рабыню, а в жену» (Гексемерон V, 7,19).). Да и равное достоинство и ответственность женщины с мужчиной. Муж призван обеспечить гармоничное и единое развитие всех членов семьи. Выполняя свои обязанности, он способствует единству, гармонии и стабильности в семье, подавая живой пример преданного христианина.

Что касается Божьего порядка для жены, библейский источник должен быть (Ефесянам 5:21-24) «повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. есть глава жены, как и Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Итак, как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».


Что вы думаете о «подчинении» церкви Христу — хорошо это или плохо? Чувствуете ли вы то же самое, когда жена «подчиняется» своему мужу?

В (Колоссянам 3:18), на какие основные аспекты послушания жены мужу указывает апостол Павел? «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как прилично в Господе».

Кроме того, в (1 Петра 3:1-4) какова наилучшая тактика жены по отношению к мужу, который не интересуется духовными вещами? «Также и жены повинуйтесь своим мужьям, дабы те, которые и не покоряются слову, без слова приобретались поведением жен своих, когда они со страхом наблюдают ваше целомудренное житие. да будет украшением вашим только внешнее укладывание волос, золотое ношение или нарядность в нарядных одеждах, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред очами Боже

В (Притчи 31:10-21) мы читаем, на какие награды может рассчитывать верная жена.

Покорная роль жены запрещает ей иметь, высказывать твердое мнение? В каком пункте жена должна расходиться с мнением своего мужа? Есть ли предел послушанию жены мужу? Каковы возможные последствия для детей, когда роли мужа и жены перепутаны и поменялись местами? Что может сделать жена, если ее муж не возьмет на себя руководство в доме?


Кто может найти добродетельную жену?
За нее стоит выше рубинов.
Ей доверяет сердце мужа;
Так что у него не будет недостатка в прибыли.
Она делает ему добро, а не зло
Все дни ее жизни.
Она ищет шерсть и лен,
И охотно работает руками.
Она подобна торговым кораблям,
Еду она приносит издалека.
Она тоже встает, пока еще ночь,
И обеспечивает еду для своей семьи,
И часть ее служанкам.
Она рассматривает поле и покупает его;
На свои доходы она сажает виноградник.
Она подпоясывается силой,
И укрепляет руки.
Она видит, что ее товар хорош,
И светильник ее не гаснет ночью.
Она протягивает руку к прялке,
И ее рука держит веретено.
Она протягивает руку бедным,
Да, она протягивает руки к нуждающимся.
Она не боится снега для своих домочадцев,
Ибо весь дом ее одет в багряницу.
Она делает гобелен для себя;
Ее одежда из тонкого льна и пурпура.
Ее муж известен в воротах,
Когда он сидит среди старейшин земли.
Она шьет льняную одежду и продает ее,
. И поставляет створки для купцов.
Сила и честь — ее одежда;
Она будет радоваться в будущем.
Она открывает рот с мудростью,
И на ее языке закон доброты.
Она следит за порядком в доме своем,
И не ест хлеба праздности.
Дети ее встают и называют ее благословенной;
Ее муж тоже, и он ее хвалит:
«Многие дочери преуспели,
Но ты превосходишь их всех.»
Очарование обманчиво, а красота мимолетна,
А жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
Отдай ей плоды ее рук,
И да хвалят ее дела ее у ворот.

Божий порядок для детей, перечислены в (Ефесянам 6:1-3): «Дети, повинуйтесь родителям вашим в Господе, ибо это правильно. «Почитай отца твоего и мать», что является первой заповедью с обещанием: «чтобы да будет тебе хорошо, и ты будешь жить долго на земле». Какое конкретное обещание дается послушному ребенку? На чем основывается власть отца над своим ребенком, согласно Притчам 23:22? Кроме того, что бы вы сказали ребенку, который говорит: «Почему я должен уважать и слушаться своего отца, если он подлый, несправедливый, злой и т. д.? В Притчах 4:1—27, какую основную причину приводит отец, чтобы сын послушался его? Подобно Иисусу, дети должны возрастать «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков». (Луки 2:52)

Здесь я хотел бы процитировать Х.И. Маррон, который пишет: «Христианское воспитание детей, посредством которого они учились приобщаться к сокровищнице веры, подчиняться здоровой дисциплине в вопросах нравственности, было основной обязанностью родителей. В этом было больше, чем вмещалось. в римской традиции: она была, по существу, продолжением еврейской традиции, подчеркивавшей значение семьи в развитии религиозного сознания. И эта обязанность не могла быть делегирована, ранняя церковь не могла не сказать резких слов о «христианских «нынешние родители, которые думают, что сделали все, что от них требовалось, когда отдали своих детей учителю или учреждению!»


Христианская семья находится в центре миссии церкви в мире. Фердинанд Клостерманн о роли родителей писал: «Ребенка вообще можно крестить только благодаря вере его собственной семьи. Вера ребенка является ответвлением веры родителей, и это их вера, которая должна питать новорожденную веру до тех пор, пока она не вырастет и не достигнет зрелости. личная вера и вместо этого останется в младенческом состоянии только для того, чтобы быть отвергнутым позже или постепенно исчезнуть Религиозное отношение и практика молодых людей находятся под влиянием семьи далеко за пределами их первых школьных лет, гораздо больше, чем товарищи или даже рабочая среда. .»

Вестерхоф в своей книге «Будут ли наши дети иметь веру?» различая религию от веры, отмечает, что «вы можете учить религии, но вы не можете учить людей вере. Для многих сегодня христианская религия, которой учат в наших церковных школах, стоит между ними и Богом».

Фр. Эндрю Грили обнаружил, что религиозность поведения взрослых была сильнее всего, когда они воспитывались в семье, где царила атмосфера веры. «Если наши данные из прошлого хоть как-то указывают на нынешнюю ситуацию, католическое образование фактически тратится на три четверти учащихся католических школ из-за отсутствия достаточно религиозной семейной среды». («ОБРАЗОВАНИЕ АМЕРИКАНЦЕВ-КАТОЛИКОВ» 1968, стр. 116).

Фр. Эндрю Грили в своей книге: The New Agenda 1975, стр. 242, говорится: «Анализ данных о приходских школах, проведенный моим коллегой Уильямом Маккриди, не оставляет никаких сомнений в том, что наиболее важным предиктором религиозного поведения детей является религиозное поведение их родителей (и особенно их отцов) и качество воспитания. отношения между их матерями и отцами…» Исследование «Религия и американская молодежь». По Потвину, Хоге и Нельсон заключают: «Тем не менее, кажется, ничто не заменит религиозную домашнюю обстановку и религиозное обучение, если подростки хотят оставаться верными своему религиозному наследию». (стр. 21) Майкл Новак в своей статье о семье, опубликованной в «Harper’s Magazine», также заключает, что «семья является более сильным фактором образовательного успеха, чем школа».

Оглядываясь назад, давайте посмотрим, что представляла собой хорошая греко-православная семья около 25 лет назад:

1. Оба родителя.

2. Оба родителя были православными греками.

3. Было 3 и более детей.

4. Мама была дома.

5. Это была приходская семья, получавшая образование, спорт, общественную и духовную жизнь от прихода.

6. По воскресеньям регулярно посещали церковь.

7. Было плодотворно посещать Школу катехизиса и Школу греческого языка.

8. Было много контактов родителей и детей.

9. Родители строго контролировали влияние своих детей.

10. Был более медленный темп жизни.

11. Окончательным приговором этой семьи был религиозный результат детей.

12. Семья была защитным агентством от внешних невзгод и систем ценностей, которые угрожали этому институту.

Принимая во внимание, что греко-православная семья Тодава имеет следующие характеристики:

1. У него может быть 2 родителя.

2. В чуть более чем половине современных греческих православных семей оба родителя являются православными.

3. Меньше детей.

4. Мама будет иногда работать вне дома в годы воспитания детей.

5. Школа катехизиса по-прежнему имеет большую посещаемость, чем школа греческого языка.

6. Есть много других дел, которыми можно заниматься за пределами прихода.

7. Давление сверстников часто заменяет родительский авторитет.

8. У родителей и детей нарастает чувство скуки, апатии, опустошенности.

9. Количество контактов родитель-ребенок постоянно уменьшается. Развод, работающие матери, заочное отцовство из-за требований работы, телевидение и повышенный график активности детей вне дома резко сокращают время, проводимое родителями и детьми вместе. Восьмиклассники в среднем проводят 15 минут наедине со своими отцами в течение 2 недель.

Сегодня родители мало контролируют влияние на детей. Хотя родители по-прежнему оказывают основное влияние, давление со стороны сверстников берет верх после 12 лет, а телевидение сегодня остается вторым по распространенности фактором, формирующим детей.

10. Высшим суждением о сегодняшней греческой православной семье являются их карьерные достижения.

Однако я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что православная семья больше не в состоянии использовать свои духовные и религиозные ресурсы, чтобы противостоять и бороться с текущими тенденциями, которые стремятся подорвать и привести к распаду семьи. . Православная семья не только имеет в своем распоряжении духовные ресурсы, но и должна свидетельствовать, евангелизировать и делиться ими с другими семьями, как это делалось в прошлом.

Православная семья, как и всякая семья, есть семья Божия, ибо все мы созданы по образу и подобию Божию. Все мы братья и сестры нашего небесного Отца, который есть Бог. Как семья, мы являемся членами Царства Божьего, о котором св. Павел говорит в Послании к Римлянам 14:17: «Ибо Царствие Божие не есть и не питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе». Вы не можете создать этот покой и радость. Но вы можете открыть его и испытать в своем супруге, родителях, детях, братьях и сестрах. Здесь мы видим священническую и царскую миссию Экклесии во всей ее полноте.

Это единство в любви как живущая семья, как следствие, и на словах, и на деле свидетельствует о православной вере, которой верят все ее члены, как говорит св. Викентий Леринский: «ubique, quod semper, quod ab omnibus Creditum est» — « В то, что было хорошо, верили везде, всегда и всеми». Свидетельство и евангелизация своей веры начинаются дома. Совместная молитва, совместное чтение Священного Писания и Отцов Церкви, совместное проживание сакраментальной жизни – это разделение этих религиозных переживаний и практик достигает общения на всех уровнях в семье. Пророческая роль семьи выражается в приобщении к знанию Православной Веры и свидетельстве о ней.

Расширенная семья – это приходская семья, стремящаяся к единству веры в любви и согласии, поскольку она становится освященной общиной. Освященная община становится видимой, когда вместе вступает в диалог с Богом через молитву и любовь, через Святое Причастие и жизнь нашей православной верой по Его заповедям. Освященная община – это община служения Богу и другим, как того требует от нас Иисус Христос, Который дал нам «заповедь любви». Приходская семья должна свидетельствовать о своем единстве воистину как Экклесия, единое тело, состоящее из многих частей. Пока люди не увидят, что приходская семья представляет собой единое тело, любящее Иисуса Христа и друг друга, православная вера не станет для них надежным образом жизни. Хотя Церковь едина, «у нас много частей в одном теле, и все эти части имеют разные функции». (Римлянам 12:4)

В заключение, основой жизнеспособной православной семьи являются отношения друг друга с Иисусом Христом, при которых истинно каждый член семьи может сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос». (Галатам 2:20). Мы знаем, что Бог любит семьи, основываясь на библейском повествовании о Ное и его семье (Бытие 7:1), а также о спасенном тюремщике Филиппа. (Деяния 16:31). Маленькие дети могут войти в духовный опыт со Христом, ибо Иисус сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матфея 18: 3) и «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18: 6).

Только в том случае, если мы по отдельности и всей семьей посвятим себя любви к Иисусу Христу, мы духовно обогатимся и сможем оказать религиозное влияние на наше общество, чтобы произошло духовное преображение, обожение всего мира. где народы мира будут жить в мире, любви и согласии. Да благословит вас Бог, один и все!


Его Высокопреосвященство епископ Аморионский Иоанн был первым епископом греческой православной архиепископии американского происхождения. Рукоположен во диакона в 19 г.55, а позже стал первым епископом Атлантской епархии и прослужил там в этом сане еще 9 лет. Он также был президентом храма Святого Фотия. Епископ Аморион сейчас на пенсии и живет в Атланте, штат Джорджия.


(дата публикации 25 мая 2006 г.)


HCS ведет обширный постоянный архив, включая целый раздел религиозных новостей и объявлений Архиепископии: http://www.helleniccomserve.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *