Православие семья: Семья / Семейные отношения / Православие.Ru

Семья / Православие.Ru

Семья / Православие.Ru

Рейтинг: 10|Голосов: 281

Твоя от Твоих… или Открытка с бантиком

Ольга Кутанина

Все детали вроде твои, до бантика в горошек, а порыв любви – свободный, не твой уже, а от него, от ребёнка.

Рейтинг: 10|Голосов: 311

«Люди, которых удалось отговорить от аборта, всегда нам благодарны»

Памяти протоиерея Максима Обухова

Александра Грипас

Отец Максим запомнился человеком, который не осуждал, не критиковал, не читал нотаций, а относился с любовью и милосердием к женщинам, попавшим в непростую ситуацию.

Рейтинг: 7.3|Голосов: 3

Первые навыки. Райский сад. Вырезаем

Художник: Любовь Макарова

Вы думаете, вырезать из бумаги легко? Да нет же! Для ребёнка это сложный навык. Он требует хорошо развитой мелкой моторики.

Рейтинг: 10|Голосов: 2

Первые навыки. Устройство храма. Наклейки

Художник: Татьяна Бердюгина

В книге есть указания для родителей, как превратить знакомство с храмом в увлекательное занятие, как помочь ребёнку распределить наклейки в книге.

Рейтинг: 10|Голосов: 2

Первые навыки. Сотворение мира. Рисуем

Художник: Анна Гузь

Эта книга познакомит ребёнка с днями творения мира, а выполняя задания, ваш малыш научится проводить прямую линию, полукруг и круг, аккуратно обводить по пунктиру, раскрашивать по образцу, дорисовывать и дополнять картинку деталями.

Рейтинг: 10|Голосов: 2

Первые навыки. Священная история. Лабиринты

Екатерина Баканова

Эта книга поможет ребёнку: познакомиться с Ветхим и Новым Заветами; развить логическое мышление, внимание, умение принимать решения; в игровой форме усвоить понятие о Боге, добре и зле.

Рейтинг: 5.4|Голосов: 9

Дни творения. Книга с наклейками

Татьяна Копяткевич

Дети вместе с родителями и самостоятельно с помощью 240 наклеек смогут активно принять участие в создании данной книги. Для детей 0+

Рейтинг: 5.4|Голосов: 25

Подорожник для разбитого сердца

Светлана Зайцева

В книгу вошли рассказы жены православного священника, мамы восьмерых детей, двое из которых — особые. Как смириться с рождением «особенного» ребенка? Как не утратить веру в Бога и людей?

Рейтинг: 10|Голосов: 422

Большие победы маленькой Дуни,


или Каково быть мамой девочки-аутистки

Любовь Абрамова

Мне пришлось научиться заново любить Дуню, любить через боль, увидеть в ней не список диагнозов и трат, а ребенка.

Любить ее, несмотря ни на что.

Роль отца в православной семье

Отец-христианин для ближних — пример служения Богу и праведной жизни.

Подобно священнику в храме

В менталитете российского народа заложено, что у ребёнка должны быть отец и мать. Христианство открывает духовный смысл традиционной семьи: отец в ней подобен священнику в храме, он подаёт пример служения Богу и ведёт ближних к нему. Поэтому важен его безупречный образ— ведь сложно чтить священника, если он нарушает заповеди.

Традиционная семья иерархична. Отец возглавляет её, мать помогает ему, дети почитают родителей и следуют их примеру.

Священник Александр Сирин: «Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда — патриархат».

Образ отца формировался веками — пока на планете шли войны, нации страдали от набегов иноплеменных, и особое значение имела сила мужчины, его готовность защитить семью.  В таком мире женщина зависела от своего избранника, тем более, зависели дети.

Развитие науки и техники уменьшили значение физической силы. Появилось много  профессий, требующих интеллектуального образования. Возможности женщин достичь успеха в работе сравнялись с мужскими. Поэтому сегодня мужьям требуется больше духовности, ума и других положительных качеств для того, чтобы стать авторитетом в семье.

Иерей Михаил Пышинский о роли отца-христианина:

Отцовский пример

Поначалу ребёнок подражает только матери, но уже в пять-семь лет начинает присматриваться к отцу и перенимать у него навыки, привычки, манеры. Особенно это касается мальчиков. Из домашнего тёплого мира мамы ребёнок вступает в суровый мир отца, где есть место риску, соперничеству, столкновениям. Начинаются первые конфликты с ровесниками, попытки отстоять своё мнение и защитить младшую сестру или брата. Отец более лоялен к решительному поведению наследника и может поддержать его в ситуации, где мама не одобрит. Например, если тот подрался или что-то сделал без разрешения.

Родителям важно найти баланс мнений, чтобы не тянуть ребёнка в разные стороны, когда один запрещает то, что разрешил другой.

 Протоиерей Владимир Головин о качествах настоящего мужчины:

Рассказывает моя знакомая учительница математики, чьё детство пришлось на послевоенные годы: «Отец это, прежде всего, защитник. И ребёнок это ощущает. Помню, я была подростком, когда с родителями переехала в другое село. Гуляя по незнакомым улицам, не раз слышала за спиной вопросы местных жителей друг другу: «А это чья?» И ответ: «Это Николая Александровича дочка».  И чувствовала себя в безопасности, словно отец шёл рядом со мной. Он был тихим интеллигентным человеком, но воевал и мог постоять за семью.

Ребёнок без отца вырастает менее уверенным в себе, менее решительным. Это относится и к девочкам, и к мальчикам. Отцовская защита — фактор психологический, не только физический.

На мой выбор профессии тоже повлиял отец. Он преподавал математику и, возвращаясь из школы, много рассказывал о своей работе, об учениках, к которым относился с любовью. Знал биографии учёных-математиков, интересные факты из их жизни. Математика — сложный предмет, но благодаря отцу я увлеклась ею, поступила в пединститут и всю жизнь преподаю алгебру и геометрию.

В свободное время я занимаюсь живописью. Этому тоже научилась от отца. Он был не только педагогом, но и художником-любителем. Писал репродукции с картин известных мастеров, украшал ими дом. Рассказывал об их судьбах, покупал книги по истории и технике живописи. Как он, я со временем взяла в руки кисть и стала рисовать картины русской природы».

Но отцовская защита и опека не должны быть чрезмерными. Ребёнок взрослеет и наступает пора, когда он покидает родное гнездо. Не всегда родители смиряются с потерей абсолютной власти над наследниками. Обычно детей балуют матери, но я знаю обратный пример — как отец сделал из сына недоросля, предмет иронии знакомых.

Обеспеченный и достаточно известный человек, издатель, словно не замечая, что сын вырос, продолжал снабжать его деньгами и спускать с рук грешки. А шалости у сына были уже взрослые — алкоголизм, измены жене, дети на стороне. Отец пристроил сына в свою фирму, где за глаза парня звали барчуком, а он инициировал увольнения сотрудников, которые не испытывали перед ним пиетета. Иногда у отца наступали моменты осознания, что к сыну нужно предъявлять серьёзные требования. И тогда старик кричал на весь офис, упрекая и обличая великовозрастное чадо. Но вскоре прощал и тот снова болтался по ресторанам и фуршетам.

Стоит отметить, что профессия, выбранная отцом сыну, парню не особенно подходила. Журналистика, в которой письменно он не мог два слова связать. Статьи ему не давались, порой отец сам надиктовывал их своему Митрофанушке, а тот записывал с ошибками. Возможно, если бы авторитарный старик перестал держать сына при себе, тот выбрал бы другую работу, более подходящую по складу характера. Парень был симпатичен, разговорчив, общителен.

Только в сорок с лишним лет сын смог реализоваться — он стал ведущим телевидения, где его красноречие востребовано. Но время упущено и вряд ли он перерастёт отца, всегда оставаясь в тени его имени. Тем более, что телевидение принадлежит папе…

Дети не обязаны становиться копиями родителей и следовать их выбору не по собственной воле. Счастлив человек, ребёнок которого достойно продолжает его дело. И не менее счастлив человек, ребёнок которого нашёл собственный путь.

Семьянин прежде всего

Сегодня в России много неполных семей и это передаётся из поколения в поколение.

Если мужчина или женщина выросли без отца, они принесут деструктивные настроения в собственный брак. Конечно, не стопроцентная гарантия, но большая вероятность развода грозит таким людям.

Если дети не имеют возможности наблюдать добрые взаимоотношения родителей, взаимную заботу, верность, то откуда они научатся этому? Бессознательно копируем мы ситуации, которым были свидетелями в детстве: вот отец ударил мать; вот вернулся пьяным; вот он ушёл к любовнице и, наконец, мать подаёт на развод, а бабушка злословит о непутёвом зяте.

Мальчики вырастают безответственными, грубыми по отношению к женскому полу. Девочки с презрением и недоверием относятся к мужскому. Негативные чувства прорываются при первых же конфликтах молодой пары.

Психолог Александр Семёнычев рассказывает, как важен пример отца для будущей семейной жизни ребёнка.

Конечно, мать-одиночка может воспитать достойного человека, который построит счастливую семью. И всё же бегство отца отразится на его мировосприятии, обернувшись недобрым чувством к противоположному полу. Ведь такой ребёнок был предан на заре жизни!

Верность отца это широкое понятие — ребёнок должен видеть, что тот верен своей жене, верен своему слову, верен дружбе и стране. Если взрослый человек предал в одном, значит, может предать в другом, подвести в трудную минуту окружающих, отречься от своих принципов и от Бога.

Если отношения мужа и жены в православии сравниваются с отношением Христа и Церкви, то разве дозволена измена?

Справедливый судья

Справедливость — важное качество отца-христианина. Он взвешенно принимает решения и его слово весомо, когда требуется рассудить конфликт между родными детьми; между своим ребёнком и чужим; сделать замечание жене или высказать мнение о ситуации в стране.

Отец-самодур даёт ребёнку пример глупости и жестокости. В таких семьях поднимают руку друг на друга из поколения в поколение. А там, где самое привычное наказание — побои, нередко случаются преступления.

Я знаю семью, где отец с сыном постоянно скандалили, в итоге отец отрубил голову спящему сыну. Со страхом смотрела я на дом убийцы, когда случалось проходить мимо, и всегда представляла трагическую сцену. У отца осталась дочь, и я думала: как она может жить в этом доме и что думает об отце? Разве не сломал он и её судьбу таким поступком?..

Есть немало примеров, когда отцы, злоупотребляя своей силой, обижают жён и детей. Те уходят или терпят, но в любом случае это нездоровые отношения.

Одна семья, где отец был кадровым офицером, трепетала от его строгости. Он, считая себя справедливым, бил до крови сына-подростка. Так офицер проявлял заботу и страх за чадо, поскольку сын имел увлечение — взрывать на пустыре найденные в окрестностях боеприпасы времён ВОВ. Забава опасная, но неужели нельзя было объяснить сыну его ошибки мирно, без ремня и кулаков? Наказанный паренёк убегал из дома и мечтал о настоящем пистолете как панацее от бед: «Мне казалось, что с пистолетом я стану Богом, способным решать чужую судьбу».

Побои дали обратный эффект — сын вырос с ненавистью к отцу и стал преступником. Сегодня ему немало лет. Он простил отца, позже возившего в тюрьму передачи, но считает его воспитателем своей жестокости.

Так есть ли смысл в затрещинах, порке и прочих способах воздействия на чадо?

В детстве меня изредка наказывала мать. Орудием наказания служила кленовая розга. Как правило я успевала убежать из дома, а за его стенами мать стеснялась учить меня уму-разуму. Но в любом случае розга не оказывала эффекта на моё поведение, кроме пятиминутного страха. Другое дело, когда мать вместо наказания уходила в соседнюю комнату и плакала или жаловалась на сердце. Тогда я чувствовала раскаяние, становилась перед иконой и начинала молиться за неё.

Эмоциональное воздействие на ребёнка — сильнее физического.

У христианства на справедливость свой взгляд — она необходима, но лучше уступить ближнему, даже если более прав ты, а не он. Ради мира, чтобы пресечь развитие конфликта. Поэтому добрые родители не усердствуют в наказаниях, а сделав ребёнку словесное внушение, прощают его.

Протоиерей Георгий Бреев рассуждает о справедливости: «Если попытаться понять какой-то основной принцип, который можно применять во многих жизненных ситуациях, то это принцип «пойми другого человека». Войти в его положение и понять его, понять его образ мышления и его идеи. Потому что чаще всего у нас спор возникает из-за того, что я не хочу понимать другого человека».

Святые отцы советовали уступать и проявлять снисхождение в бытовых разногласиях, но настаивать на своём там, где дело касается нравственных христианских понятий.

Но нужно помнить, что высшее правосудие — Божие, и за свой человеческий суд и осуждение получит воздаяние каждый — и отец, и мать, и дети. Поэтому лучше простить, чтобы и тебя простили в лучшем мире.

«Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое», – учит праведный Иоанн Кронштадтский.

Трудовое воспитание

Мужчина, не способный вбить гвоздь — жалкое зрелище. Я работала в преимущественно мужском коллективе, окружённая городскими интеллигентами. Бывало требовалось  починить лампу дневного освещения или розетку и тогда в офис вызывали мастера из ЖЭКа, ждали его всем коллективом, пока не приходил и не делал эту элементарную работу. Другой горожанин с двумя высшими образованиями признался мне, что не смог починить утюг, когда попросила жена, и ему было очень стыдно.

Конечно, в этом виновата и школа, где есть такой предмет, как труд, но непонятно, чему там учат — лично мы на таких уроках шили рукавицы, как зеки, или выпиливали лобзиком что-то из фанерок. Поэтому оставалось надеяться, что настоящие трудовые навыки нам дадут родители — кто на что способен.

Для мальчика в этом случае незаменим отец, потому что вряд ли мать умеет чинить машину, электропроводку и бытовую технику. Порой эти навыки перерастают в хобби, а потом помогают при выборе профессии.

В деревне мальчики с детства учатся ремонтировать — сначала велосипеды, позже мотоциклы, затем отцовские машины, комбайны, трактора. Это естественная часть жизни. Поэтому любой, даже склонный к лени парень, способен сделать многое по дому и заработать на семью. А значит, не займётся пьянством или воровством, не останется времени на блуд и хулиганство.

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды», – поясняет преподобный Антоний Великий.

Мы, грешные, чаще трактуем труд как наказание, ссылаясь на слова Бога падшему человеку: «Будешь добывать хлеб в поте лица своего». Но игнорируем важное.

Первый во Вселенной пример труда показал Бог, который, как повествует Книга Бытия, 6 дней трудился, а 7-й день отдыхал, наслаждаясь своим творением.

И Сын Божий воспитывался плотником Иосифом, с детства помогая ему.

Отец-кормилец, чей вклад в семейный бюджет самый весомый, по умолчанию вызывает уважение. Ему незачем комплексовать, завидуя зарплате жены. За ним последнее слово в споре, поскольку он делом доказал, что является рачительным хозяином. И это благой пример для сыновей, которые учатся в будущем обеспечивать семью.

Отношение отцов к труду в глобальном смысле влияет на демографию страны.  Ведь женщины стремятся рожать от ответственных и способных заработать мужчин.

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе», – учит святой Василий Великий.

Церковь — дело всех

Многие пары считают себя верующими, венчаются и украшают дом иконами. Но, как правило, в церковь ходит жена. Супруг считает это не мужским делом. Свободное время он посвящает делам, которые считает важнее собственной души — рыбалке, футболу, машине. На утренней заре я часто вижу, как по направлению к реке проезжают легковые машины с закреплёнными на крыше надувными лодками. Как раз мимо церкви, где толпятся преимущественно прихожанки.

Сегодня бытует мнение, что мужчина сильнее, поэтому сам пытается справиться с несчастьями, а женщина слабей, оттого ищет помощи у высших сил. Но перед Богом слаб любой и никакая земная сила не сможет переломить обстоятельства, если настал час расплачиваться за грехи. На самом деле большинство представителей мужского пола ищет спасение в алкоголе. Я видела немало запойных мужчин. Если валяться в мокрых штанах на полу, по их мнению, означает силу, а стоять на службе — слабость, что творится в их сознании?

Говорят, мужчины живут намного меньше женщин. Но молятся они тоже намного реже.

 Забывая о вере, отцы наносят ущерб не только себе, но и детям. Ребёнок, который посещал церковь в младшем школьном возрасте, став подростком, может оставить её, если таков пример папы. Мальчик сделает вывод, что религия вообще не для мужчин, что церковь — клуб для бабушек. Многие возвращаются к вере после тридцати-сорока, но сколько ошибок и грехов уже совершено!

Думаю, в церковь нужно ходить торжественно, всей семьёй, тогда это запоминается и усваивается как позитивный момент. Ребёнок видит духовное единение матери, отца, братьев, сестёр. Слышит слова о высоком, неотмирном. Отрывается от бытовой мышиной возни для Таинства.

«Благочестивые дети – наилучшее украшение живых родителей и наилучший памятник умершим родителям», — отмечает святитель Иоанн Златоуст.

Какие черты отцовского характера особенно важны?
  • Верность жене, слову, убеждениям.
  • Готовность защитить семью.
  • Милосердие к ближним.
  • Пример рассудительности и трудолюбия.
  • Справедливость и благородство.
  • Соответствие дел и слов Божьим заповедям.

 Блаженны дети праведников, говорил премудрый Соломон.

 

Спасай малышей на Sohranimenya.ru

Отношение к инославной семье как истинному испытанию православия

Подробнее
Доктор Джонатан Гресс
Создано 05.07.2011 14:02

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
– Исход 20:12

Если кто [человек] приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, да, и самой жизни своей, тот не может быть мой ученик.
– Луки 14:26

Наличие неправославных членов семьи, особенно если он единственный член православной церкви в результате личного обращения, может быть настоящим испытанием и проверкой веры, но это также и поистине Богом данная возможность свидетельствовать о Христе и Церкви и завоевывать новообращенных, если человек понимает, как использовать эту возможность. Православие не требует от нас разрыва наших отношений с нашими неправославными родственниками и, конечно же, не освобождает нас от наших естественных обязательств по отношению к ним, но требует, чтобы мы ставили Бога и Церковь на первое место всякий раз, когда возникает конфликт между требованиями семья и требования нашей веры.

Легкость или трудность общения с неправославными родственниками зависит от нескольких факторов: от того, живете ли вы дома или нет, в какой степени вы финансово зависите от своей семьи, а также от их религиозной принадлежности и социального статуса. Если ваша семья евангелистско-протестантская, у вас, вероятно, не будет разногласий по моральным вопросам, а в основном по догматическим. С другой стороны, если они агностики, их может волновать не столько православное учение о святых образах, сколько наша строгая позиция в отношении абортов. Если вы живете самостоятельно, проблемы могут возникать только во время случайных визитов семьи или во время семейных праздников, таких как День Благодарения; если вы молоды и все еще живете дома, то давление, чтобы приспособиться к их неправославному образу жизни, будет значительно сильнее и потребует большей личной решимости и поддержки со стороны вашего духовника и Церкви.

При проживании в неправославной семье наиболее существенными трудностями могут быть усердное выполнение молитвенного правила, соблюдение предписанных постов, отстаивание веры в разговоре, ведение себя подобающе православным христианам во время семейных ссор и споров. . К другим потенциальным испытаниям, которые могут возникнуть, даже если вы не проживаете с неправославными родственниками, относятся ситуации, когда они просят или требуют, чтобы вы участвовали в инославном богослужении, или чтобы вы участвовали в семейных мероприятиях, когда вы обязаны быть в храме для богослужения. Литургия. Во всем этом вы должны научиться уравновешивать две заповеди Бога, указанные выше.

Соблюдение молитвенного правила

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
– Матфея 6:6

Как вам, вероятно, говорил ваш духовник, соблюдение ежедневного правила – это, пожалуй, единственная важнейшая обязанность православного христианина. Ежедневная молитва, как и духовное чтение, — вот где мы черпаем данные Богом силы, чтобы вести себя как истинные православные христиане в остальных своих начинаниях. Живя в одиночестве или, если венчались в церкви, в обществе своей православной семьи, вообще мало причин, кроме расхлябанности, отказываться от молитвенного правила. Но если по какой-либо причине вы оказались в доме неправославных родственников, то иногда вы можете испытывать тонкое или не очень тонкое принуждение прекратить соблюдение правила. Важно сопротивляться этому давлению, чтобы отказаться от регулярной молитвы, и вместо этого сосредоточиться на разрядке любого напряжения, возникающего из-за нее, другими способами, если это возможно.

Например, если вам приходится делить комнату с родственником, например братом или сестрой, или, возможно, с неправославным супругом, может быть особенно трудно относиться к этой комнате как к вашему особому месту молитвы и близости с Богом, как к нашей вере. поощряет и даже требует. Как в таких условиях соблюдаете данную выше заповедь Господа нашего Христа?

Во-первых, не лишним будет поинтересоваться у соседа по комнате, можно ли в определенное время пользоваться комнатой для молитвы, и даже оставить себе уголок для икон и лампадку (если это ваш постоянный дом). Не грех сообщить своей семье, что вы регулярно молитесь; что является грехом, так это намеренно выставлять напоказ свою молитву, чтобы заслужить восхищение или внимание.

Если ваш сосед по комнате отказывается, вы можете найти другое место для молитвы, но попросите Бога обратить сердце вашего соседа по комнате и знайте, что это может быть знаком для вас, чтобы строить планы переехать в свое собственное жилье.

Если члены вашей семьи когда-либо грубо отзывались о ваших молитвенных привычках, даже если вы были настолько осторожны, насколько могли, постарайтесь игнорировать такие комментарии. Такого рода провокации исходят от дьявола и должны встречаться молчанием. Опять же, это, возможно, знак для вас, чтобы уйти, чтобы избежать искушения оставить свою молитву и даже свою веру. Такие разногласия могли возникать и по поводу молитв до и после еды и крестного знамения. Вы должны четко понимать, что это обязанность для вас, и что если они обидятся на крестное знамение, вам придется принимать пищу отдельно. В этих обстоятельствах хорошо помнить, что преследование, даже в таких мягких формах, является благословением, если вы принимаете его без жалоб.

Во всех этих вопросах обязательно советуйтесь со своим духовником. Крайне важно, чтобы вы никогда не стеснялись объяснять духовнику свои конкретные проблемы не только потому, что предлагаемые здесь общие советы не могут охватывать всех ситуаций, но и потому, что авторитетные наставления вашего собственного священника или епископа могут дать вам силы для выдержать испытания так, как это никогда не сможет сделать эссе неспециалиста.

Соблюдение поста

Кроме того, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам: у них есть награда.


– Матфея 6:16

Это имеет больший потенциал для трений, так как споры по поводу поста могут возникать независимо от того, живете ли вы в неправославной семье или просто посещаете во время поста, например. на западное Рождество. В этом вопросе особенно желательна консультация с духовником, так как некоторые обстоятельства вполне могут потребовать частичного или полного послабления правил питания, но разрешить послабление может только духовник. Если такое разрешение не было дано, вы обязаны соблюдать правила во всей их строгости, в какой бы ситуации вы ни оказались.

Как и в случае с молитвой, вы обязаны поститься, но в то же время не афишировать свой пост без необходимости. Это не означает, что вы всегда должны хранить это в полной тайне: например, отказ от блюда, включающего мясо или молочные продукты, с гораздо большей вероятностью оскорбит семейного повара, если отказ не будет объяснен, чем если вы заранее объясните, что Церковь запретил такие продукты в то время. Это означает, что вы не должны делать из этого лишнего шоу и, конечно же, вы не должны осуждать свою семью за несоблюдение правил. Пост обязателен только для православных христиан.

Члены семьи могут настаивать на том, чтобы вы смягчили свой пост по разным причинам, некоторые из которых могут показаться вполне разумными, например, чтобы оценить кухню вашей матери или чтобы не доставлять дискомфорт другим обедающим в семье. В общем, действительно несправедливо ожидать, что ваш семейный повар будет готовить для вас постную еду в дополнение к постной пище: по крайней мере, предложите приготовить себе постную еду. Однако, если ваш повар готов приготовить для вас пищу для поста, убедитесь, что он или она знает правила. Если, несмотря на это, вам подали еду, которая не совсем соответствует всем условиям, т.е. блюдо, содержащее молочное, но не мясное, наверное, только тогда лучше есть то, что вам подают, а не суетиться, потому что вы уже сделали все возможное, чтобы приготовить правильную постную еду (хотя следует осторожно позволить повару узнать об ошибке впоследствии и упомянуть о случившемся на исповеди).

Другое дело неприятные ощущения других членов семьи. В целом это не достаточные причины для отказа от поста, как не повод для отказа от молитвы и неудовольствие вашей семьи из-за вашего молитвенного правила. Если ваш пост их беспокоит, дайте им знать, что вы готовы принимать пищу отдельно, но не прерывать пост. Если они говорят, что вы должны угодить своей матери или отцу, которые приготовили особый обед, скажите им, что вы должны больше угождать Богу. В отношениях со своей инославной семьей вы должны быть готовы временами проявлять твердость и дать понять родным, что хотя вы ставите их выше себя, но выше всего ставите Христа и Его Церковь.

Защита вашей веры

Но святите Господа Бога в сердцах ваших и [будьте] всегда готовы [дать] ответ всякому человеку, спрашивающему вас о причине вашего упования, с кротостью и благоговением.
– 1 Петра 3:15

Беседа о Православии – одна из лучших возможностей сообщить своим неправославным родственникам и даже убедить их в истинности нашей веры, но это также и потенциальная яма разрушения. В то время как одни родственники могут с пониманием отнестись к вашему выбору или, по крайней мере, быть терпимыми, другие могут относиться к вам холодно и даже агрессивно враждебно. Дьявол сделает все возможное, чтобы использовать эту враждебность, чтобы заставить вас выйти из себя и впасть в грех осуждения вашего ближнего — в данном случае нашей собственной семьи — и в этом случае ваше свидетельство об Истине потерпит неудачу. Во все времена вы должны уравновешивать рвение к истине вечной любовью к тем из вашей семьи, кто еще не принял ее.

Осторожность — лучший принцип. Не поднимайте тему Православия без надобности, так как часто Дьявол подсказывает нам это для того, чтобы спровоцировать спор. Вместо этого провозглашайте свою веру своими делами больше, чем словами. Предлагайте помощь по дому всякий раз, когда появляется возможность, спрашивайте, как дела у каждого из членов вашей семьи, и показывайте, что вы заботитесь о них. Делайте одолжения при каждом удобном случае. Конечно, это вполне естественное поведение для члена семьи, независимо от того, православный он или нет, но тем более вы обязаны практиковать такого рода благотворительность. Вы обязаны провозглашать и практиковать учение нашей Церкви о том, что вы ставите ближнего выше себя, даже если вы ставите Бога на первое место.

Иногда такая благотворительность может привести вас к трудным путям, например, если родственник просит финансовой помощи, чтобы совершить какой-то аморальный поступок или вести аморальный образ жизни. Здесь вступают в игру ваши обязательства по отношению к духовному благополучию вашего ближнего, особенно вашей семьи. Вообще говоря, вы обязаны спросить о цели, для которой требуется ваша помощь, и если вы обнаружите, что помощь предназначена для чего-то, что запрещено законом Божьим, то вы должны четко понимать, что помощь зависит от отказа от безнравственного предприятия. . Обратите внимание, что обычно не имеет значения, согласен ли ваш родственник с тем, что его или ее поведение аморально, т.е. если речь идет о какой-то мелкой краже, о которой ваш родственник не думает. В подобных случаях не имеет значения, что он или она не считает это аморальным; важно то, что вы знаете, что это аморально, и вы не можете с чистой совестью поддерживать это. Это времена, когда материальное благо должно быть подчинено благополучию духовному, и это касается не только нас самих, но и тех, кто зависит от нас и за кого мы должны нести ответственность перед Богом.

Забота о духовном благополучии наших родственников, конечно же, иногда также включает разъяснение или защиту учения Православия. Как отмечалось выше, старайтесь избегать поднятия догматических тем, если только вас не спрашивают конкретно о них, или если вы обнаружите, что ваша вера подвергается нападкам, и в этом случае вы обязаны встать на ее защиту: есть причины, по которым Церковь традиционно приписывал догматические инструкции организованному оглашению. Если ваш родственник спрашивает о вере, конечно, самое время объяснить это в меру своих возможностей. Если нет, приберегите побуждение к обсуждению вероучения для беседы с единоверцами, то есть со своей духовной семьей.

Если член семьи начинает нападать на Церковь, то это настоящее испытание и вашего рвения, и вашей любви. Если можете, спокойно объясните, почему ваш родственник не прав в учении Церкви. Если вы обнаружите, что не можете сразу ответить на его возражения, не соглашайтесь с аргументом, а скажите, что попытаетесь найти ответ позже, в свободное время. Даже если мы не всегда знаем аргументированные обоснования церковного догмата, мы все равно обязаны их держаться во что бы то ни стало. Конечно, мы также должны следить за тем, чтобы мы постоянно узнавали о вере не только для того, чтобы отвечать на свои вопросы, но и на вопросы неправославных.

Однако, что бы вы ни делали, не поддавайтесь желанию ответить любыми личными нападками. Если вы обнаружите, что начинаете горячиться, возможно, пришло время оставить эту тему, сказав, что вы будете рады обсудить ее позже, после того, как все обдумаете. Хотя некоторые святые проявляли поистине праведный гнев перед лицом ереси (например, когда святитель Николай ударил Ария по щеке на Первом Вселенском Соборе), мы должны признать, что большинство из нас не достигли такого уровня святости и какого-либо начала гнев в наших сердцах почти наверняка является дьявольским искушением. Наше рвение защищать веру правильно; наш гнев против нашей семьи нет. И помните, что Бог не нужны нас, чтобы защитить Его; мы всего лишь проводники Его плана.

Наконец, проявляйте воздержание во всем, будь то в еде, питье или речи. Избегайте аморальных разговоров и не участвуйте в аморальных семейных мероприятиях или развлечениях. Если ваши родственники любят напиться на праздничном торжестве, лучше вообще не принимать участия, если вы знаете, что это обычный ход событий. Честно признайтесь в своем нежелании участвовать и не позволяйте им задобрить вас нехристианским поведением. Если, несмотря на ваши усилия, вы попали в плохую компанию, продолжайте проявлять умеренность и объясните позже, почему вы не можете участвовать в их деятельности в будущем.

Семейные споры

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего; а кто любит его, тот наказывает его вовремя.
– Притчи 13:24

Отношение к семейным ссорам и спорам во многом зависит от нашего положения в этой семье. Что касается наших биологических родителей, у нас все еще есть обязательства послушания им, если такие обязательства не противоречат нашим обязанностям по отношению ко Христу и Церкви. В отношении наших детей мы продолжаем нести обязательства ответственности, и в других отношениях, напр. между братьями и сестрами или между православным и неправославным супругом обращение к Истине не отменяет обязанностей по отношению к нашим родственникам по плоти.

Как мы обсуждали ранее, верность семье совершенно естественна, что делает еще более важным, чтобы мы, православные христиане, чтили такую ​​верность. Верность семье, однако, не означает поддержку своих родственников во всем, что бы они ни делали, независимо от моральных последствий. Хотя есть некоторые обязанности, ограниченные членами Церкви, например. соблюдения ежедневного молитвенного правила или соблюдения предписанных постов, на всех людей ложатся и другие нравственные обязанности, такие как справедливость, честность, целомудрие и т. д. Если родственник принимает участие в каком-то таком моральном проступке, не поддерживайте его ни материальной поддержкой, ни словесным одобрением. Сюда входят правонарушения, которые ваш неправославный родственник может не признать аморальным, например, сожительство с не состоящим в браке партнером или азартные игры. Не поддерживайте свою семью в каком-либо противоправном поведении, помня, однако, что не все, что законно, является нравственным, и не все, что нравственно, законно.

Если вы лично вовлечены в ссору, поступайте по-христиански и отказывайтесь от своих прав, как бы тяжело это ни было. Подобные ситуации могут возникать часто, т.е. в спорах о том, чья работа заключалась в том, чтобы чистить туалет или о надлежащем распределении наследства. С другой стороны, если возникает спор по принципиальным вопросам, т.е. требование, чтобы вы поддержали родственника в каком-то аморальном начинании, тогда вы должны занять свою позицию и понести последствия. Само собой разумеется, что если вы окажетесь в центре спора, избегайте личных нападок или излишне резких выражений. Если необходимо, оставьте жаркий разговор всякий раз, когда гнев поднимает голову в вашей душе.

Наверное, особое слово следует сказать об отношении к разведенным иноверным родственникам. Церковь имеет особенно строгие правила о разводе: он запрещен, за исключением случаев прелюбодеяния и оставления. Однако в мире разводы чрезвычайно распространены, и очень многие люди, приходящие в Церковь, имеют разведенных родственников и нуждаются в руководстве, как с ними обращаться. Однако этот автор полагает, что такая строгость предназначена только для православных христиан, и что православный христианин должен поддерживать любого неправославного родственника, состоящего в законном браке, независимо от того, разведен ли этот родственник, сколько раз и по каким причинам. развод, так как по крайней мере во время брака супруги дали торжественные обещания быть друг с другом до самой смерти, как повелевает Бог. Однако с надвигающейся легализацией «однополых» браков, вероятно, следует подвести черту, поскольку такая легализация не отменяет изначальной аморальности гомосексуальных отношений.

Участие в инославном богослужении

Если кто-либо из священнослужителей или мирян войдет в синагогу иудеев или еретиков для молитвы, да будет извержен и отлучен от церкви.
– Апостольский канон LXV

Многие новообращенные происходят из семей, исповедующих какую-либо другую форму христианства или, возможно, даже нехристианскую религию, и их могут принуждать к участию в каком-либо неортодоксальном служении «ради семьи», особенно на праздниках, свадьбах , и похороны. Как правило, такому давлению нужно решительно сопротивляться, хотя в каждом случае также лучше искать руководства своего духовника. Невозможно одновременно исповедовать исключительное право Православия на Истину и затем отрицать это учение, молясь с неверующими и еретиками.

Родственники могут враждебно относиться к такому отказу, как бы вежливо вы его ни делали, и часто будут задавать провокационные вопросы, например: «Итак, вы верите, что я еретик и попаду в ад?» Правильный ответ: «Да, ты еретик, но я не знаю, попадешь ли ты в ад». В то же время, если вас спросят, почему существует ересь, вы должны сказать правду, а именно, что Церковь — это единственный Ковчег Спасения. Имейте в виду, что тот факт, что Церковь является единственным путем к спасению, не означает, что мы знаем, что в конечном итоге произойдет с теми, кто умрет вне Церкви. В последний день Бог будет судить каждого по совести. Таких ответов достаточно для таких запросов.

Когда дело доходит до важных событий, таких как свадьбы и похороны, неявка может рассматриваться в особенно мрачном свете. Если ваш духовник разрешает, вы можете присутствовать на церемониях, хотя вы должны стараться избегать участия в каких-либо активных богослужениях или молитвах. Если у вас нет благословения духовника, вежливо объясните своим родным, почему Церковь запрещает вам принимать участие в религиозных элементах обрядов. Возможным компромиссом может быть присутствие только на свадьбе или поминках.

С этой проблемой тесно связана проблема пропуска Божественной литургии из-за какого-то семейного события. Как и в случае пропуска Литургии по работе или другим мероприятиям, испросите разрешения у своего духовника. Если это не будет дано, вы должны снова с любовью, но твердо объяснить свои прежние обязательства перед Церковью. С любой личной неприязнью, направленной на вас по этой причине, нужно поступать так же, как и со всеми личными нападками: молчанием и выдержкой.

Наше свидетельство о Христе

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
– Матфея 5:16

Быть православным среди неправославных родственников может показаться поистине ужасающей ответственностью. Ваша семья будет смотреть на вас и формировать общие суждения о Православии на основе вашего поведения. Если вы не ведете себя так, как подобает православному христианину, у них вполне может сложиться впечатление, что ваша вера — фикция, имея в виду не только то, что вы лично лицемер, но и то, что само Православие тщетно. С другой стороны, если вы в целом преуспеваете в соблюдении заповедей, вы можете обнаружить, что впадаете в гордыню, что ваша семья заметит и заставит их считать православных самодовольными.

Конечно, никто из нас не совершенен, так что может показаться невыполнимой задачей поступать так, как повелевает Христос выше, «сиять пред людьми». Однако мы поступаем с этим так же, как со своими недостатками в целом: мы признаем их, признаемся в них и изо всех сил пытаемся исправиться. Если вы обидите кого-то из ваших родственников, он или она может подумать, что вы ничем не лучше для вашего Православия. Но если ты будешь просить прощения при первой же возможности и делать это каждый раз, когда обидишь, то твой родственник увидит что-то необыкновенное в нашей вере и в том, чему она учит. С неправославными родственниками прежде всего следует особенно серьезно относиться к традиции «не допускать захода солнца во гневе вашем».

Тем не менее, в то время как вы должны особенно ревностно прощать личные обиды, вы должны особенно ревностно защищать свою веру. Не идите на компромиссы даже в мелочах, вроде крестного крещения перед едой, соблюдения постов, чтения ежедневного правила, посещения Божественной литургии по воскресеньям и праздникам. Как мы видели выше, ваше поведение будет лучшей катехизацией для вашей семьи. На грубые комментарии должен быть ответ, которого они заслуживают, а именно молчание.

Все это требует большой духовной силы, которая может исходить только от жизни молитвы и поста, что означает постоянное осознание присутствия Бога и наших собственных слабостей. Молитесь, ходите в церковь и регулярно читайте духовное чтение. В то же время усердно трудитесь, занимайтесь своими увлечениями и не пренебрегайте общественной жизнью, лишь бы все подчинялось христианской умеренности. Христианин прежде всего нормальный человек, и задача действительно состоит в том, чтобы показать своим неправославным родственникам, что истинная нормальность достижима только в Церкви.

Православная семейная жизнь « Греческая Православная Церковь св.

Анны
Фрагменты из «Семейной жизни» старца Паисия Афонского

Икона «Христос благословляет детей» любезно предоставлена ​​о. Теодор Юревич, мастер-иконописец.

Геронта Паисия спросили: «Геронта, один молодой человек, избравший супружескую жизнь, спросил меня, как правильно начать эту жизнь».

С самого начала он должен стремиться найти хорошую девушку, которая будет утешать его, так как люди расслаблены и по-разному находят утешение с разными людьми. Он не должен искать кого-то богатого или красивого, но прежде всего простого и скромного. Другими словами, он должен уделять больше внимания внутренней, а не внешней красоте. Когда девушка позитивный человек и умеет ладить с мужчинами, не обладая при этом более женственным характером, чем это необходимо, это очень помогает мужчине найти немедленное понимание и не много головной боли. Если у нее также есть страх Божий и смирение, то они способны взяться за руки и передать злое течение мира.

Если молодой человек всерьез рассматривает в жены какую-то девушку, я думаю, лучше, если он сначала известит о своих намерениях ее родителей через кого-нибудь из своих родственников, а потом сам обсудит это с девушкой и ее родителями. . Позже, если они дадут свое согласие и они будут помолвлены, и лучше, чтобы помолвка не продолжалась слишком долго, он должен стремиться в течение всего времени, прошедшего до свадьбы, рассматривать ее как свою сестру и уважать ее. Если оба борются с филотимом и сохранят девство, то в Таинстве брака, когда их венчает священник, они обильно примут от Благодати Божией. Ибо, как говорит св. Иоанн Златоуст, венцы суть символы победы над наслаждением.

Тогда, насколько они могут, они должны стремиться взращивать добродетель любви и всегда оставаться двумя едиными, с Третьим, нашим Сладчайшим Христом. Естественно, вначале, пока они не соберутся и не познакомятся друг с другом, у них будут определенные трудности. Это происходит с каждым новым началом. Ведь буквально позавчера я видел птенца. Он только что вышел на поиски пищи и мог летать только на дюйм над землей. Бедняжка не умела ловить насекомых и потратила час, пытаясь поймать хотя бы одного маленького жука, чтобы съесть его. Когда я смотрел это, я думал о том, как трудно каждое начало. Когда студент, наконец, получает диплом и начинает работать, поначалу это сложно. У послушника в монастыре тоже вначале возникают трудности. Молодой человек, когда он женится, опять-таки поначалу сталкивается с трудностями.

«Геронта, какая разница, что женщина старше мужчины?»

Нет церковного канона, который бы говорил, что если девушка на два-три или даже на пять лет старше юноши, то они не могут быть замужем.
Гармония Бога скрыта в многообразии личностей.

Однажды ко мне в комнату пришел мужчина и сказал, что очень беспокоится, потому что не согласен со своей женой. Я видел, однако, что между ними не было ничего серьезного. У него было всего несколько шероховатостей, у его жены было еще несколько, и они не могли справиться друг с другом. Они нуждались в небольшой шлифовке. Возьмите две деревянные доски, прежде чем отшлифовать их. У одного узел здесь, у другого узел там; если вы попытаетесь соединить доски, между ними останется пустое пространство. Однако, если вы немного отшлифуете один здесь, а другой немного там, используя один и тот же инструмент, они идеально соединятся.

Некоторые мужчины говорят мне: «Я не согласен с женой; у нас противоположные характеры. У нее один темперамент, у меня другой! Как Бог может делать такие странные вещи? Разве Он не мог устроить кое-что, чтобы пары совпадали, и они могли жить более духовно?» Я им говорю: «Разве вы не понимаете, что гармония Божья скрыта в разнообразии личностей? Разные темпераменты на самом деле создают гармонию. Увы, если бы у вас были такие же личности! Подумайте, что было бы, если бы, например, вы оба легко рассердились: вы бы разрушили свой дом. Или, подумайте, если бы у вас обоих был мягкий темперамент: вы бы спали стоя! Если бы вы оба были скупыми, вы бы поладили, да, но вы оба оказались бы в аду. Точно так же, если бы вы оба были щедры, смогли бы вы сохранить свой дом? Нет. Вы бы все разогнали, а ваших детей выгнали бы на улицу. Если избалованный сопляк женится на избалованном сопляке, между собой они прекрасно ладят, да? Но однажды кто-то их убьет! По этой причине Бог устроил так, что хороший человек женится на избалованном ребёнке, чтобы помочь последнему. Может быть, у него или у нее хороший характер, но в молодости его никогда не учили правильно».

Небольшие различия в характерах или личностях супругов на самом деле помогают парам создать гармоничную семью, поскольку одно дополняет другое. В автомобиле необходимо использовать педаль газа, чтобы двигаться вперед, но и педаль тормоза, чтобы остановиться. Если бы у машины были только тормоза, она бы никуда не поехала; и если бы у него были только шестерни, он бы не смог остановиться. Знаете, что я сказал одной паре? «Потому что вы похожи, вы не подходите!» Они оба чувствительны. Если дома что-то случается, то и те, и другие проигрывают и заводятся: Тот, «Ах, что мы страдаем!» Другой: «Ах, как мы страдаем!» Другими словами, одно заставляет другого терять надежду еще больше! Ни один из них не может немного утешить другого, сказав: «Подожди, у нас не так уж серьезно». Я видел это во многих парах.

Когда супруги разные по характеру, это еще больше помогает в воспитании детей. Один супруг хочет немного притормозить, а другой говорит: «Дайте детям немного свободы». Если они оба будут властными, они потеряют своих детей. Если, однако, они оставят их одних, их дети снова будут потеряны. Поэтому, когда у родителей разные личности, дети наслаждаются определенной стабильностью.

Я пытаюсь сказать, что все необходимо. Естественно, причуды личности не должны выходить за их пределы. Каждый супруг должен помогать другому по-своему. Если вы едите много сладкого, вам захочется съесть и что-нибудь соленое. Или, если вы едите, скажем, много винограда, вам понадобится немного сыра, чтобы уменьшить сладость. Овощи, если они очень горькие, не едят. Но немного горечи помогает, как и небольшая кислинка. Некоторые люди, однако, таковы: Если кто кислый, он говорит: «Пусть все станут кислыми, как я». И тот, кто ожесточается, говорит: «Пусть все ожесточаются». Точно так же соленые говорят: «Все должны стать солеными». Мосты так не строят!

Геронта, как может муж упражняться в добродетелях?

Бог даст ему возможности. Однако многие люди, попросив Бога дать им возможность практиковать добродетели, ропщут, когда сталкиваются с определенной трудностью. Например, иногда Благий Бог, по Своей безмерной любви и для того, чтобы поупражняться в смирении и терпении, отнимет у жены Свою Милость, и она начнет вести себя диковинно и относиться к мужу невнимательно. Тогда муж должен не жаловаться, а радоваться и благодарить Бога за возможность бороться, которую Он ему дал. Или мать просит у Бога терпения. Затем входит ее маленький ребенок, и как только она накрывает стол к обеду, он тянет за скатерть, и все проливается на пол. В такие моменты ребенок как бы говорит маме: «Мама, потерпи!»

В общем, те трудности, которые существуют сегодня в мире, заставляют тех, кто желает немного пожить духовной жизнью, быть бдительными. Подобно тому, как, да хранит нас Бог, на войне народ находится в бдительном состоянии, я вижу, что то же самое происходит и теперь с тем, кто стремится жить духовно. Посмотрите, как тяжело приходится бедным детям, близким к Церкви! Но война, которая существует из-за ужасной среды, в которой они живут, в некотором роде помогает им бодрствовать. Ведь в мирное время, когда нет трудностей, большинство людей расслабляются. Вместо этого им следует использовать такое безмятежность для духовного роста — избавляться от своих недостатков и взращивать добродетели.

Молчание очень помогает в духовной жизни. Полезно упражняться в безмолвии около часа в день: испытывать себя, признавать свои страсти и бороться, чтобы отсекать их и очищать сердце. Очень хорошо, если в доме есть тихая комната, которая дает ему ощущение монашеской кельи. Там, «втайне» [4], он может заниматься своим духовным обеспечением, учиться и молиться. Небольшое духовное изучение перед молитвой очень помогает. Душа согревается, и разум переносится в духовное царство. Вот почему, когда у человека много отвлечений в течение дня, он должен радоваться, если у него есть десять минут на молитву или даже две минуты на чтение чего-нибудь, чтобы отогнать отвлечения.

Геронта, возможно, это слишком сложно для человека, живущего в этом мире?

Нет, есть миряне, которые живут очень духовно — даже как аскеты — своим постом, своими службами, своими четками, своими поклонами — даже с детьми и внуками. В воскресенье они идут в церковь, причащаются, а потом опять возвращаются домой в свою «келью», как и отшельники, которые идут в воскресенье в Кириакон, а потом молчат в своих кельях. Слава Богу! Таких душ в мире много. Между прочим, я знаю одного семьянина, который непрестанно читает Иисусову молитву, где бы он ни был, и на молитве у него непрерывные слезы. Его молитва стала самодействующей, и его слезы сладки; это слезы божественной радости. Я также помню одного рабочего на Святой Горе — его звали Янни, — который очень много работал, выполняя работу за двоих. Я посоветовал ему начать читать Иисусову молитву во время работы, и медленно, но верно он к ней привык. Однажды он пришел ко мне и сказал, что испытывает огромную радость, когда читает молитву. «Начинается рассвет», — сказал я ему. Вскоре я узнал, что его убили двое пьяных. Как я был опечален! Несколько дней спустя один монах искал инструмент, но не мог его найти, потому что Янни куда-то его положил. В тот вечер Янни явился ему во сне и сказал, где он его оставил. Он достиг такого духовного состояния, которое позволило ему помогать другим в будущей жизни.

Как проста духовная жизнь! Если кто любит Бога, если признает Его великую Жертву и благодеяния и если принуждает себя с проницательностью подражать святым, тот скоро станет святым. Он достигает смирения и понимания своей убогости и огромной неблагодарности к Богу.

Геронта, нужно ли всей семье вместе читать повечерие ночью?

Старшие члены семьи должны мотивировать молодежь своей торжественностью. Они должны совершить повечерие и сказать маленьким детям: «Если хотите, побудьте немного». Когда дети немного подрастут, у них может быть правило, например, пятнадцать минут для старших и две-пять минут для маленьких, а потом по их правилу столько, сколько они хотят. Если родители заставят их оставаться на все повечерие, они возмутятся. Родители не должны давить на своих детей, потому что они еще не понимают силу и ценность молитвы. Родители, можно сказать, способны есть фасоль и мясо: сытная еда. Но когда маленький ребенок еще только пьет молоко, должны ли они говорить ему есть мясо, потому что оно укрепляет? Может быть, это больше укрепляет, но бедняжка даже не может его переварить. Вот почему вначале ему должны давать маленькие кусочки мяса и бульона, чтобы он захотел еще.

Geronta, иногда даже взрослые так устают к вечеру, что не могут провести повечерие.

Когда взрослые очень устали или больны, они должны произнести половину повечерия или хотя бы одно «Отче наш». Они не должны полностью обходить молитву. В военное время, если вы окажетесь вечером на холме в окружении врагов, вы сделаете несколько выстрелов, чтобы напугать противника, чтобы он не напал. Взрослые тоже должны сделать несколько выстрелов, чтобы отпугнуть маленьких демонов.

Молитва имеет огромную силу в семье. Я знаю двух братьев и сестер, которые не только удержали своих родителей — у которых между ними была большая проблема — от разлуки, но даже заставили их еще больше полюбить друг друга. При нас отец сказал: «Ты не знаешь, что собираешься делать; два раза в день ты должен вверять будущее Богу, чтобы знать, где ты окажешься». Каждое утро и вечер мы все вместе молились перед иконами, отцом, матерью и детьми, заканчивая земным поклоном перед иконой Христа. Когда в семье возникала проблема, мы молились, и она разрешалась. Помню, однажды заболел наш младший брат, и отец сказал: «Пойдем, попросим Бога, чтобы он выздоровел или забрал его, чтобы он больше не мучился». Мы все вместе помолились, и он выздоровел.

Даже за столом мы сидели все вместе. Сначала мы молились, а потом начинали есть. Если кто-то начинал есть до того, как еда была благословлена, мы говорили: «он прелюбодействовал». Мы считали отказ от воздержания блудом. Это разрушает семью, если каждый человек приходит домой, в какой он хочет час, и ест в одиночестве без причины.
Дети и духовная жизнь

Геронта, если мать дает ребенку святую воду, а он ее выплевывает, что ей делать?

Она должна молиться за своего ребенка. Может быть, то, как она дает святой воды своему ребенку, вызывает реакцию. Чтобы ребенок был на пути Бога, родители также должны жить правильно духовно. Некоторые религиозные родители стремятся помочь своим детям стать хорошими не потому, что они беспокоятся о спасении своей души, а потому, что хотят иметь хороших детей. Другими словами, они больше беспокоятся о том, что люди скажут об их ребенке, чем о том, могут ли они попасть в ад. Так как же Бог может помочь? Цель состоит не в том, чтобы дети ходили в церковь по принуждению, а в том, чтобы любить церковь; не делать добро по принуждению, а чувствовать потребность делать добро. Святая жизнь родителей наставляет души их детей, и они естественно следуют за ней. Так они растут благочестиво, со здоровьем души и тела и без душевных травм. Если родители принуждают своих детей из страха перед Богом, Он помогает, и ребенок получает пользу. Если же они делают это из эгоизма, то Бог не помогает. Дети часто беспокоятся из-за гордыни своих родителей.

Геронта, некоторые мамы спрашивают нас, какую молитву должен совершать ребенок трех-четырех лет?

Вы должны сказать им: «Вы мать; посмотрите, с чем ваш ребенок может справиться». Они не должны давать им правила.

Геронта, а что, если маленькие дети устанут, когда родители приведут их сюда на бдение?

Во время Ортроса их следует немного отпустить для отдыха, а во время Божественной литургии вернуть обратно в храм.

Чудеса случаются по молитвам маленьких детей. Все, что они просят у Бога, Он дает им, потому что они простодушны, и Он слышит их чистую молитву. Я помню, как однажды наши родители ушли в поле и оставили меня в доме с двумя моими младшими братьями и сестрами. Небо внезапно потемнело, и начался проливной ливень. «Что теперь будут делать наши родители?» — спросили мы. — Как они вернутся домой? Двое малышей начали плакать. «Идите сюда, — сказал я им, — мы попросим Христа остановить дождь». Мы втроем преклонили колени перед семейными иконами и помолились. Буквально через несколько минут дождь прекратился.

Родители должны использовать проницательность, чтобы помочь своим детям приблизиться ко Христу с ранних лет и с детства жить радостью на небесах — духовной радостью. Когда они пойдут в школу, они должны постепенно научиться читать духовные книги, чтобы помочь себе жить духовно. Так они станут маленькими ангелочками, и их молитвы будут иметь большее дерзновение перед Богом. Такие дети являются духовными главами семьи. Жития святых особенно помогают маленьким детям в их духовной жизни. Маленьким мальчиком я нашел книжечку житий святых, которая была у них в те времена. Я пошел в лес читать и молиться. Я летал от радости. С десяти до шестнадцати лет, когда началась греко-итальянская война, я безудержно жил духовной жизнью. Детские радости чисты; они накладывают на человека отпечаток, который сильно влияет на него, когда он вырастает. Если дети живут духовно, они будут жить радостно в этой жизни, а в грядущей будут вечно радоваться со Христом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *