Онлайн Школа православной психологии
Здесь унылые становятся радостными, тревожные — мирными, одинокие — семейными. И блажен, кто не соблазнится о нас.
Школа православной психологии создана по благословению епископа Переславского и Угличского Феоктиста (Игумнова).
Основатель школы — православный психолог Дмитрий Семеник.
Если Вы уже проходили курсы Заочной школы Любви и хотите понять разницу: основные ответы.
Зачем Вам эта Школа?
Она дает возможность получить результат, который могут дать 10 психологических консультаций (или больше) по цене одной консультации (или меньше).
Как это работает?
Это очень просто: Вы проходите наши онлайн-курсы в любое удобное Вам время, в любом удобном Вам месте, с любого устройства. Как пользоваться.
На чем основана уникальная методика Школы?
Какова роль Православия в этой Школе?
Православие не только является личным мировоззрением авторов Школы и не только — способом отличить допустимые методы психологии от недопустимых, но и незаменимым средством терапии души, применяемым в курсах, там, где это уместно и и необходимо.
Основатель группы сайтов Пережить.ру и Школы православной психологии, магистр психологии, Дмитрий Семеник является составителем более чем 20 книг по наиболее актуальным психологическим темам. Книги вышли в 7 российских православных издательствах, а также в зарубежных, на иностранных языках.
Также Дмитрий Семеник — составитель таких книг по святым отцам Православия как «Крест Христов» и «Душевный лекарь».
Выбор онлайн-курсов в нашей Школе таков, что Вы непременно найдете что-то для себя и, пройдя наши курсы, сможете стать счастливее. Чем более серьезные проблемы у Вас — тем более ощутимыми будут изменения.
Проходить наши курсы — очень легко и просто! Узнать подробнее.
ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ О ШКОЛЕ
После курсов этой Школы я начала жить. Как будто бы я в первый раз вздохнула только после прохождения первого курса. И вот с каждым курсом мне всё легче и легче. Я стала многое понимать в себе и людях. Я наконец-то поняла, как можно возлюбить ближнего своего, причем всех ближних, независимо ни от чего. Я наконец-то начала понимать, Кто есть Бог, и чего Он от меня хочет. Если вы хотите жить, по-настоящему жить, — эта школа для вас. Если вас вдруг пугают цены на обучение, подумайте: обучение окупится сторицей, когда вы начнете жить полноценной жизнью, ведь, если у вас рак, или нога сломана, то вы не пожалеете никаких средств на лечение, так вот это тот самый случай.
Даша, 31 год
С 2018 по 2019 год удалось пройти два довольно больших курса «Счастье и радость» и «Создаем семью». Оба курса считаю очень полезными. Весьма ценный материал к изучению в них предлагается. Ранее полученные знания из разных книг и источников с помощью этих курсов удалось обобщить и выстроить в единую цепочку. Очень рад, что многие ключевые вопросы при выполнении тестов и изучении материалов удалось еще раз изучить и осознать. Сердечно благодарю разработчиков курса и всех людей работающих на данном ресурсе! Как говорит Священное Писание: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Эти слова очень подходят к данной системе курсов. Спасибо Вам!
Антон, 29 лет
От чистого сердца, благодарю вас, за такой нужный и полезный сайт! Столько важной и значимой информации размещено, что вызывает восхищение и трепет, за ваш труд и истину, которые вы доносите людям. Низкий вам поклон!
Елена, 51 год
Я прошел три курса: «Диагностический», «Как вести себя в браке», «Счастье и радость». Продолжаю одновременное обучение на следующих четырех курсах: «Избавляемся от страхов и тревог», «Возвращаем любовь в семью», «Повышение самопринятия». Я начал осознавать, что впереди меня ждет большой труд, но у меня появилось внутреннее ощущение, что я иду в правильном направлении к себе и к Богу. От всей души благодарю создателей Школы!
Сергей, 69 лет
Благодарю Вас за очень полезные знания! Доступно и доброжелательно предлагаются очень глубокие и достаточно сложные вопросы. Посещала занятия в группе с психологом и осталась несколько разочарована (хотя считаю что мне это помогло в первую очередь полюбить и сочувствовать членам группы). Здесь же я обрела поддержку, систематизированные знания. Спасибо что можно скачать основные тексты курса и в дальнейшем их перечитывать. Настоящая Православная психология!
Ирина, 52 года
Спасибо за Ваше желание помочь людям и труд в этом направлении, за Ваше неравнодушие и следование заповеди Божией в притче о талантах! Свой талант — опыт и духовный труд — Вы приумножаете, делясь с людьми и помогая им Вашими курсами и статьями.
Александра, 33 года
Этот удивительный проект и в самом деле работает, помогает, научает очень важным вещам, без которых ни счастья у людей нет, ни развития, ни истинных жизненных целей. И особенно он тронул тем, что как бы сочетает психологические приемы совершенствования и развития себя с религиозными (православными). Верующему человеку, как мне кажется, не всегда просто принять только психологические объяснения и приемы. В эти же курсы православие вплетено довольно тесно и так органично, будто по-другому и быть не может. Это действенная, совершенно реальная помощь для тех, кто хочет и готов, или чувствует острую необходимость изучать и развиваться, или же просто находиться в душевном кризисе, переживая какие-то сложности.
Самые теплые и искренние слова благодарности создателям, так как только представлять можно, сколько вложено трудов и души в эти курсы!
Елена, 32 года
Так случилось, что к своему 55-летию я подошла в состоянии глубокого уныния, ощущения себя полной развалиной, как телесно, так и душевно.
Начала с курса о счастье, в результате, прошла все, кроме курса о расставании, Слава Богу, до этого не дошло! И оказалось, я совсем себя не знала и теперь не была в восторге от себя, другой… Мне казалось, что перфекционизм довольно безобидное стремление к идеалу, но то, что причиной его является гордость, ввело меня в ступор.
Известие об отсутствии у меня терпения, вообще, повергло в шок, всегда считала себя этакой терпеливицей. А терпела я то, что терпеть вовсе не следовало, н-р: неуважительное к себе отношение, а вот терпеть недостатки ближних, свои, кстати, тоже, совсем не умела. Мне нужно было не только выглядеть, но и чувствовать себя на пять, отсюда брала корни и моя нерешительность в выполнении трудных дел и трусость при отстаивании своих интересов или мнения, зачастую правильного. Но самое главное, я обнаружила у себя отсутствие чувства самоценности, т.е. любить меня можно было только идеальную. Результат теста о чувствах вообще не выявил у меня понимание чувств других людей. Раньше я не осознавала свои чувства, они существовали отдельно от меня. На шаге «Усыновление родителей» я как будто проживала свою жизнь заново и для меня это было очень тяжело. Мне удалось простить отца за то, что он оставил маму, беременную мной; маму за её психическую болезнь, из-за которой я попала в детский дом и, самое главное, за ее самоубийство.После прохождения курсов о семейной жизни выявилось следующее. Что замуж я вышла за такого же невротика, только со своей историей. Часто кричащий отец, не церемонившийся в отвешивании оплеух и эмоционально-холодная мать сделали из мужа такого же перфекциониста с огромным чувством вины. Продержались мы с мужем потому, что были похожи, а наши недостатки уравновешивали друг друга. Его привычка к бурному решению конфликтов компенсировали мою эмоциональную неустойчивость, зато моя безграничная за все, кроме себя, ответственность заменяла его неумение взять на себя решение семейных проблем стратегического плана. К тому же мы идеализировали друг друга. Со временем супруг научился зарабатывать деньги, но и тут я умудрялась многое контролировать.
Отягощало положение присутствие в нашей семье его старшего брата, вызванного мужем для усиления небольшого бизнеса. А у меня было ощущение, что замуж я вышла за них обоих. Начались бесконечные скандалы в результате неумения объясниться, а мы продолжали терпеть друг друга. Но терпению когда-нибудь приходит конец и во время ухода за парализованной свекровью после инсульта в течение 6,5 лет я поняла, что мы совершенно не умеем любить друг друга. Семья для меня всегда была высшей ценностью и я кинулась спасать наш брак… Вот, добралась до Вас! Хотя супруг пока не решился начать у Вас обучение, но, видимо, мои усилия не прошли даром. Теперь ссоры редкие гости в нашем доме, бывает конфликты, но как-то разрешаются более-менее мирно. Возникающую обиду в ответ на повышенный голос супруга я научилась гасить, устраивая разбор полетов своих чувств, а иногда, вообще, пропуская мимо ушей. И вижу, что он тоже старается в ответ, если голос зазвенел, сразу извиняется, если неправ. Переоценив все произошедшее с нами я поняла, что все время обесценивала то, что имела и придумывала всевозможные миражи. Я очень рада, что именно этот человек идёт по жизни рядом со мной… А моё ощущение себя жертвой тем временем растаяло, как дым.
Ещё я поняла, что все мои сделанные ошибки и неудачи — всего лишь этапы личностного роста. Я перестала копаться в своём прошлом и прогнозировать ужасы в будущем, которые не обязательно наступят, а силы отбирают уже сейчас. И страхи мои как-то меня оставили. Я даже ночью гуляю с собакой, а ведь раньше темноты боялась до обморока.
И хотя мои зависимости, Слава Богу, не химические, не совсем меня покинули, но у меня получается выбираться из них довольно быстро, причём не страдая по поводу падения. Понимаю, процесс долгий.
Чтобы понять, что сделала не так, я ведь даже курс о воспитании детей прошла, хотя дитятке уже 28-й год пошёл. Поняла, что не смогла дать ему безусловной любви, а в моей любви-гиперопеке… как он бедный не захлебнулся… Потихоньку, с Божьей помощью, выбираемся, а я рву последние нити своей привязанности к нему, понимая, что свою жизнь он должен прожить сам и я не смогу уберечь его от всех ошибок.
Вот и прошёл год с лишним моего обучения у Вас! Я теперь не борюсь с ветряными мельницами, а чётко представляю себе, что мне надо исправить в себе, чтобы обрести долгожданную гармонию в семье. Я учусь понимать свои чувства и желания, ставить цели и искать пути их достижения. И хотя я понимаю, что в силу моего возраста, мне уже многое не осилить, делаю, что могу и даже нахожу в этом творчество. Даже здоровье моё несколько поправилось.
Я чувствую себя сейчас настолько живой, что ощущаю себя как бы в иной реальности!
Спасибо Вам огромное за это! И храни Вас всех Господь!
Ольга, 58 лет
В конце 2015 года от меня ушла жена. Места себе не находил… Ни что не помогало мне… И вот в одном из монастырей в православной лавке я приобрел брошюру «Разобраться в себе» автор Дмитрий Семеник. В этой брошюре кратко описано как пережить кризис, о любовной зависимости и т.д. и именно из нее я узнал об этой замечательной школе. На данный момент я прошел следующие курсы: «Преодоление последствий расставания, развода», «Счастье и радость», «Возвращаем любовь в семью». Я очень жалею, что не знал о существовании школы до вступления в брак.. . Как мы можем создавать семьи не осознавая таких, казалось бы, элементарных вещей, не пользуясь этими знаниями и умениями и не применяя их на практике??? Кто должен был рассказать нам об этом или как об этом нужно было узнать, не пережив развод? Мне кажется перед венчанием люди обязательно должны осознанно пройти подобное обучение. Курсы мне помогли разобраться в себе, проделать работу над ошибками, перестать себя за все винить и самоуничижать себя, посмотреть на все происходящее осознанно и наконец понять, почему все так получается!!! Я намерен пройти все курсы школы. Если у меня возникают какие-то вопросы и недопонимания, я охотно обращаюсь вновь к материалам курсов и с легкостью нахожу ответы на свои вопросы!!! Спасибо огромное!!! Низкий поклон!!!
Игорь, 32 года
Мир вам!
Я прошёл в Вашей школе 3 курса: «Радость и счастье», «Повышение самопринятия, Преодоление зависимости».
Уложился я как раз в один учебный год, с октября по май.
Эффект: КОЛОССАЛЬНЫЙ! Мои психологические проблемы, тянущиеся из детства, решились за этот год! Я вернулся наконец к себе. Страхи прошли, появилась уверенность в себе и Боге. Отлепился от родителей наконец, взял ответственность за свою жизнь на себя и вкусил сладчайшей свободы в уповании на Бога. Избавился от многих церковных предрассудков и соблазнов.
Сейчас я учусь в семинарии РПЦ МП. Знания, приобретённые мною в Школе, очень сложно переоценить, они просто НЕОБХОДИМЫ в пастырской практике!
Хотелось бы сказать спасибо Богу, сказать спасибо Вам за выбор жить с Ним. Пожелать Вам дальнейших успехов, хотелось бы увидеть курс как раз о том, как преображать плохие чувства в хорошие/страсти в добродетели на основе святоотеческого опыта. А так же курс о правильном исповедании Бога, о верной антропологии человека: тело, душа (ум/разум, чувства, воля), личность(Образ Божий в человеке/Я которое всем распоряжается), построенном на православном догматическом богословии Т. к. у зарубежных авторов текстов в курсах с этим неразбериха.
Христос Воскресе!
Сергей, 22 года
Около трёх лет изучаю ваши антикризисные сайты и по мере сил работаю над собой. В результате одержал следующие «победы»: стал добрее, спокойнее; к девушкам начали появляться дружеские чувства; улучшились отношения с родителями; бросил курить; алкоголь «из близкого друга» превратился в «дальнего знакомого»; лучше стал управлять пищевым поведением; более двух лет воздерживаюсь от блудной жизни ( с двенадцати лет подсел на рукоблудие, просмотр порнографии и беспорядочные половые связи). Результаты говорят сами за себя. Без Божьей и вашей помощи я бы не справился. Дай Бог вам всего самого доброго и низкий вам поклон.
Дмитрий, 35 лет
Ваши курсы-жемчужина психологии и спасения душ человеческих!
Как говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся…» Я думаю, что все ваши курсы соответствуют этому знаменитому высказыванию Святого. А дальше дело за нами. Хорошее начало вы положили для самосовершенствования каждого человека, приходящего и пользующегося вашими колоссальными наработками. Трудно даже представить, сколько времени и сил вы положили во все ваши курсы и прежде всего в свое личное совершенствование. Божьих благословений вам в ваших трудах… Многая лета!!!
Марина, 42 года
Дорогие создатели Школы, нижайший Вам поклон за то, что Вы делаете! Храни Вас Господь!
Я прошла три курса: «Радость и счастье», «Преодоление страхов и тревог», «Практика молитвы». Прохожу курс по самопринятию и зависимости. Подарила два сертификата своим близким и точно знаю – что учиться строить семейные отношения и правильно воспитывать детей буду также здесь.
Три с половиной года я жила в аду. Тяжелая беспросветная депрессия. К концу этого периода практически каждый контакт с миром был страшно болезненным. Ни на минуту не отпускающая боль, отсутствие какого-либо интереса к жизни, мучительное проживание всего, что с тобой происходит. Ожидание смерти как единственной надежды на освобождение от этого гнетущего мрака и беспросветной боли. До суицида не дошла, я уверена, лишь по милости Божией и благодаря молитвам любящих меня людей.
Школа отправила меня к психиатру. Таблетки быстро сняли острую симптоматику, после чего появились силы работать над своим духовным состоянием, разбираться во внутренних проблемах, бороться со страхами. К моменту обращения к доктору я уже несколько месяцев занималась в Школе и накопила неплохую теоретическую базу. Как только боль ушла, смогла реализовывать на практике все, чему научилась. Эффект превзошел все ожидания. Я уже забыла, что такое Жизнь, Радость и мирная тишина внутри! Словно родилась второй раз.
Знания, полученные в школе, также помогли правильно оценить, от какой помощи психотерапевта лучше отказаться. С внутренним содроганием я смотрела на моих «друзей по несчастью», которые по 5, 7, 10 лет ходят к психотерапевту и не могут понять, почему болезнь не сдается. Ключевое отличие светской психотерапии, которую мне предлагали в клинике, от той, что предлагаю в Школе, в том, что там грехи не обличают, а холят и лелеют. Гордыня только разрастается. Мой врач удивлялся стремительной положительной динамике в моем случае, при том, что психотерапию у них я не проходила.
Чтобы я добавила в курсах.
1) Многие, находясь в состоянии болезни, опасаются обращения к психиатру по причине страхов, сопутствующей болезни повышенной мнительности и распространенных в нашем обществе стереотипов. Мне очень не хватило убедительного обоснования, что психиатрическое лечение не страшно и обязательно для тех, у кого диагностируется депрессия (я бы в этот раздел добавила рассказ человека, который успешно прошел такое лечение),
2) наверное, многие, кто сюда приходят, имеют какие-то совершенно конкретные проблемы в жизни, требующие решения. И очень ждут подсказки, как быть в той или иной ситуации. Я бы рекомендовала расставить на отдельных этапах курсов очень броские напоминания о том, что не стоит принимать важных жизненных решений до прохождения курса целиком. (Например, диагностировав у себя созависимость, хотела сразу разрушить отношения, пораженные такой болезнью. И лишь несколько шагов спустя поняла, что в моем случае нужно учиться правильно строить отношения, а не рушить их).
Всем, кто попал на этот сайт, я однозначно рекомендую проходить курсы и работать над собой в том направлении, в котором предлагают авторы. Плоды такой работы бесценны!
Мария, 35 лет
Всем организаторам и участникам этой школы и всех её проектов я желаю долгих лет жизни, искренней любви и твердости духа. Да пребудет с вами Господь. Я рекомендую ваши материалы и ваши курсы всем своим родным и близким. Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит. Это второй курс, который я прохожу и уже точно знаю, что я не раз буду возвращаться снова и снова к этим материалам. Даже сейчас перечитывая материалы первого курса, я все переживаю заново. Я учусь жить. Спасибо Вам от всего сердца!
Ольга, 38 лет
РегистрацияПсихология, бакалавриат — РПУ святого Иоанна Богослова — Учёба.ру
Магистратура МГУ им.
М.В.Ломоносовадля выпускников технических и химических факультетов
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Православная духовность и когнитивная психотерапия: онлайн-курс, часть 2
о. Джордж Морелли
Этот курс недавно был обновлен и вскоре будет опубликован в виде главы в книге Американской психологической ассоциации. Обновленная ссылка на готовящуюся книгу: Морелли Г. (в печати). Восточные православные церкви. В Скотте Ричардсе (ред.), «Справочник по психотерапии и религиозному разнообразию» (2-е издание). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
2.0 Биокультурные элементы
2.1 Эмоции и нервные процессы
Исследования в различных областях психологии предполагают, что познание, эмоции и поведение взаимодействуют друг с другом сложным образом (Weitan 1995). В настоящее время существуют различные психологические модели, объясняющие это взаимодействие. Одна модель, основанная на дарвиновской эволюционной теории, состоит в том, что эмоции развиваются как адаптивная ценность к стимулу. Различные лаборатории Изарда (1984), Томкинса (1991) и Плутчик (1984) пришли к удивительно схожим выводам о наличии первичных эмоций вскоре после рождения. Эти исследователи согласны с шестью эмоциями (страх, гнев, радость, отвращение, интерес и удивление) из примерно восьми или десяти основных эмоций. Филогенетически эти эмоции возникают до того, как структуры мозга, поддерживающие познание, инициируют развитие. То есть подкорковые области мозга, такие как гипоталамус и лимбическая система, развиваются раньше коры головного мозга.
Исследования показали, что эмоциональная реакция у низших животных является врожденной реакцией на определенный раздражитель. В архитектуре человеческого мозга лимбическая система и гипоталамус связаны с ними нервными структурами, позже развиваются корковые структуры, обеспечивающие связь между этими двумя областями. Исследования нейрофизиологических и психофармологических процессов, обобщенные Изардом, предполагают, что эти области служат возможной нейронной архитектурой (подкорковой и корковой) путями эмоций. Ранние христиане ничего не знали о таксономии и биологических субстратах, которые известны сегодня. Они были ограничены пониманием своего времени. Слово «страсть» — это термин, наиболее точно используемый Отцами Церкви для описания того, что сегодня в научном исследовании называется эмоциями.
2.2 Познание, эмоции и психодуховные аспекты
Повсеместна исследовательская литература, демонстрирующая когнитивное выявление эмоций. Оценки, предвосхищения, атрибуции, убеждения, толкования, выводы, суждения и воспоминания о стимульных ситуациях относятся к когнитивной области. В одном раннем ключевом исследовании, проведенном в лаборатории Ричарда Лазаруса (1991), оценочные стратегии субъектов манипулировались до того, как они посмотрели фильм, изображающий аборигенный мужской обряд полового созревания. Субъекты в нейтральном или «интеллектуализированном» состоянии демонстрировали значительно меньше эмоций, измеренных с помощью самоотчета и физиологического мониторинга, чем субъекты в «сенсибилизированном» состоянии. Другие исследования в этой области используют вариации этой парадигмы. В последние годы был собран значительный объем информации о когнитивно-эмоциональном взаимодействии. (Бандура, 1986; Эрвин, 1980; Галантер, Э. 1962; Канеман, Д. 1973; Мармор, Дж. 1962; Познер и Снайдер, 1975; Шриффрен, 1988). Познание также было распространено на поведенческие процессы воспитания (Patterson, 1976).
Вопрос, который возникает в связи с использованием психодуховного вмешательства для лечения эмоциональных расстройств, заключается в том, в какой степени познание играет роль в инициировании, поддержании и возможном ослаблении эмоционального реагирования? Если бы кто-то утверждал, что даже у людей эмоции могут вызываться подкорковыми процессами, играли бы когнитивные процессы какую-либо роль в их модуляции? Это нетривиальный вопрос, потому что он лежит в основе различных когнитивных терапий и лежит в основе нравственных и духовных учений отцов церкви.
Суть вопроса такова: «В какой степени мы можем контролировать свои эмоции или то, что отцы Церкви называют нашими «страстями»? Верно ли, что эмоции, генерируемые более базовыми системами, такими как подкорковые или нейронные процессы, хуже поддаются когнитивному контролю, чем корковые (когнитивные) процессы? В какой степени индивидуальные различия играют роль в таких процессах управления? Другими словами, способны ли одни люди контролировать различные системы эмоциональной активации по сравнению с другими? Поскольку у нас нет исчерпывающей индивидуальной модели активации эмоций, мы должны действовать осторожно и в лучшем случае эвристически. Каждый человек должен оцениваться индивидуально в отношении того, какие эмоциональные системы влияют на эмоциональную реакцию, и способности человека когнитивно контролировать эти системы.
Некоторым пациентам с более низким уровнем когнитивного контроля могут помочь вмешательства, направленные непосредственно на нейросенсорно-моторные или аффективные системы (например, психотропное лечение, изменение окружающей среды) в качестве основного лечения. Пациентам с более высоким уровнем когнитивного контроля могут помочь более целенаправленные программы когнитивного лечения (например, когнитивная терапия Бека [1995]). Тем не менее, по моим клиническим наблюдениям, даже пациенты с ограниченными когнитивными ресурсами (за исключением, например, слабо функционирующих людей с когнитивными нарушениями) получают пользу от некоторых когнитивных вмешательств. Это имеет нейрофизиологический смысл, если помнить, что у человека связаны подкорковые (эмоциональные) и корковые (когнитивные) пути. Эти выводы никоим образом не противоречат учению Отцов Церкви. Они указывают на то, что человек, созданный по образу Божию, обладает «свободой воли». Однако, как говорят нам отцы, множество факторов может уменьшить способность произвольно-непроизвольных действий (свт. Климент Александрийский, Строматы, книга II).
2.3 Факторы, влияющие на поведение человека
Такие Отцы Церкви, как св. Иоанн Лествичник и св. Григорий Палама, указывают на то, что постоянный грех становится привычным. [Таким образом, модели поведения становятся менее произвольными.] Привычки могут «омрачить дух», [привычки] работают, «затуманивая наш разум, который направляет нас, подталкивает людей делать то, о чем может подумать только сумасшедший». (Добротолюбие, 1984-93) Отцы Церкви предлагают уменьшать силу привычек удалением сенсорных факторов и остановкой воспоминаний [мыслей] по мере их возникновения. С повторением эти новые техники становятся сильнее. Это мало чем отличается от методов «остановки мыслей», предложенных когнитивно-поведенческими терапевтами. Для христиан рассмотрение этих методов в духовной перспективе, предложенное отцами церкви, дает дополнительную мотивацию и обоснование для лечения.
2.4 Культурные ценности в психодуховной терапии
Культурным (и в меньшей степени духовным) факторам уделяется повышенное внимание в понимании психических расстройств и психологического лечения (DSM IV, Американская психиатрическая ассоциация, 1994; McGoldrick, et.al., 1996). ). Для христиан было бы немыслимо не включать духовные факторы в понимание и лечение (исцеление) психических расстройств. Христианская духовная традиция, включающая в себя молитвы и практики Церкви, Священное Писание и писания духовных отцов, прекрасно сочетается с упомянутыми выше методами когнитивной терапии. Хотя нерелигиозные клиницисты, конечно, не будут молиться за своих пациентов и/или вместе с ними, с этической точки зрения они обязаны включать религиозные ценности своих пациентов, даже просто как инструмент для понимания и лечения, как это предлагается McGoldrick, et. al. (1996). Христиане обязуются делать все во имя Христа. Иисус сказал Своим последователям: 26. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится Сын Человеческий, когда придет во славе Своей и славе Отца и святых ангелов». (Лк. 9:26) Св. Павел сказал коринфянам: «зная, что труд ваш пред Господом не тщетен». (1 Кор. 15:58). Таким образом, следуя совету МакГолдрика и др., клиницист должен переплести лечение с системой духовных ценностей пациента.
Ниже приводится клинический пример: один из моих пациентов прекратил регулярную психотерапию из-за неизлечимой болезни. Ее первоначальные проблемы и лечение были связаны с семейными проблемами. Будучи глубоко верующей женщиной, я наносил ей лечебно-пастырские визиты вплоть до ее смерти в больнице. Характер обращения с ней сместился с семейных проблем на принятие ее неминуемой смерти. Из-за ее глубокой приверженности христианскому учению концепция ее духовности была интегрирована в изучение и обращение к «смыслу ее жизни». Для нее было большим утешением знать, что она принесла Христа в свою семью и что Он продолжит заботиться о них духовно после того, как она будет жить с Иисусом, после ее физической смерти. Обратившись к своей культурной ценности быть набожной христианкой и интегрировав это в свою психотерапию, она обрела духовную удовлетворенность и могла спокойно умереть.
2.5 Когнитивные искажения
Принимая во внимание оговорки выше, когнитивно-поведенческая модель эмоциональной дисфункции (Beck, Rush, Shaw and Emery, 1979; Ellis, 1962) показала свою эффективность в борьбе с дисфункциональными эмоциями, снижение неадекватного поведения и усиление уместного поведения. Согласно этой модели базовые дисфункциональные эмоции, такие как гнев, тревога, депрессия и мания, а также более сложные эмоции, такие как предвкушение, трепет, ревность и раскаяние (Плутчик, (19).84) производятся искаженными или иррациональными оценками, установками, убеждениями и/или познаниями. Ситуации (то, что кто-то сказал или сделал, или произошедшие события) не производят и не вызывают эмоциональную реакцию. Скорее, мы расстраиваемся из-за людей и событий из-за нашей когнитивной обработки этих ситуаций. Если наше мышление ясное, рациональное и неискаженное, мы испытываем нормальные чувства, такие как раздражение, беспокойство и разочарование.
Даже рассматривая эту модель с менее строгой точки зрения (допуская подкорковую активацию эмоций), можно утверждать, что некоторый контроль над эмоциями, инициируемыми этими подкорковыми центрами, может осуществляться с помощью когнитивных (корковых) методов. В модели Бека у людей есть автоматические мысли (которые аналогичны праймированным познаниям, исследованным Лофтусом, 19).80) об активации событий. К ним относятся избирательная абстракция (делая необоснованные фактами выводы), персонализация (приписывание нейтральных событий к отнесению к вам), поляризация (рассмотрение событий с точки зрения всего или ничего), обобщение (тенденция делать выводы). события никогда не изменятся или всегда останутся одними и теми же), требовательных ожиданий ([Эллис, 1962], вера в то, что существуют законы или правила, которым нужно или следует следовать) и катастрофизирует ([Ellis, 1962], восприятие чего-либо более чем на 100% плохое, ужасное или ужасное).
Еще одна когнитивная модель, имеющая клиническое значение, — это теория атрибуции (Weiner, 1974; Abramson, Seligman & Teasdale, 1978). В этой модели объяснения событий как сочетания внутренних или внешних и нестабильных (временных) или устойчивых (постоянных) факторов влияют на испытываемые эмоции и последующее поведение. После установления взаимопонимания, диагноза и целей лечения когнитивно-поведенческие стратегии лечения обычно включают некоторую форму дидактического представления когнитивной модели. Библиотерапия часто используется дополнительно. [Некоторые рекомендуемые книги включают Beck, A.T. (1988), Любви никогда не бывает достаточно; Бернс, Д. (1980), «Хорошее самочувствие»; Эллис, А. (Эллис и Харпер, 1975) Руководство по рациональной жизни] Затем пациенту помогают распознать, определить и идентифицировать его/ее когнитивные искажения. Пациент учится бросать вызов и реструктурировать иррациональные искаженные познания, которые инициируют или поддерживают дисфункциональные эмоции, в более точные неискаженные познания. Использование заметок и диаграмм во время лечебного сеанса и вне кабинета рекомендуется для облегчения усвоения пациентом этих концепций.
Православная духовность и когнитивная психотерапия: онлайн-курс, часть 5
о. Джордж Морелли
5.0 Ресурсы (для всего курса)
5.1 Ссылки
Алфеев, Х. (2002). Тайна веры: Введение в учение и духовность Православной Церкви. Лондон: Дартон, Лонгман и Тодд.
Абрамсон Л.Ю., Селигман М.Е.П. и Тисдейл Дж. (1978). Выученная беспомощность у людей: критика и переформулировка. Журнал аномальной психологии, 87, 49-74.
Американская психиатрическая ассоциация. (1994). DSM-IV: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. (четвертое издание) Вашингтон, округ Колумбия: APA.
Бек, А.Т., (1976). Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства . Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
Бек, А.Т. (1988). Любви никогда не бывает достаточно: как парам преодолеть недопонимание, разрешить конфликты и решить проблемы в отношениях с помощью когнитивной терапии . Нью-Йорк: Харпер-Коллинз.
Бек, А.Т., Раш, А., Шоу, Б. и Эмери, Г. (1979). Когнитивная терапия депрессии . Нью-Йорк: Гилфорд.
Бек, А.Т. (1999). Узники ненависти: когнитивная основа гнева, враждебности и насилия . Нью-Йорк: HarperCollins.
Бек, Дж. (1995). Когнитивная терапия . Нью-Йорк: Гилфорд Бенсон, H (1975). Реакция расслабления. Нью-Йорк: Уильям Морроу.
Бенсон, Х. (1975). Реакция расслабления . Нью-Йорк: Уильям Морроу.
Бернс, Д. (1980). Хорошее настроение . Нью-Йорк: Уильям Морроу.
Бандура, А. (1986). Социальные основы мышления и действия: социальная когнитивная теория . Энглвуд Клиффс, штат Нью-Джерси: PrenticeHall.
Эллис, А. (1962). Разум и эмоции в психотерапии . Нью-Йорк: Лайл Стюарт.
Эллис, А. и Харпер, Р. (1975). Руководство по рациональному образу жизни . Нью-Йорк: Уилшир.
Эрвин, Э. (1980). Психоанализ: насколько убедительны доказательства? Nous , 14, 443-456.
Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В Браун, Р. (ред.), Новые направления в психологии . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Изард, К. (1993). Четыре системы активации эмоций: когнитивные и некогнитивные процессы . Американский психолог. 100, 1, 68-90.
Канеман, Д. (1973). Внимание и усилия . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
Лазарь, А. (1976). Мультимодальная поведенческая терапия . Нью-Йорк: Спрингер.
Лазарь, Р. (1991). Психологический стресс на рабочем месте. Журнал социального поведения и личности, 6, 1-13.
Лофтус, Э. Ф. (1980). Память. Удивительное новое понимание того, как мы помним и почему забываем . Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Мармор, Дж. (1962). Психоаналитическая терапия как образовательный процесс: общие знаменатели в терапевтических подходах разных психоаналитических школ. В Masserman, J.H. (Ред.). Наука и психоанализ. (Том 5). Психоаналитическое образование . Стр. 286-299. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
Массерман, Дж.Х. (Ред.). Наука и психоанализ. (Том 5). Психоаналитическое образование. стр. 286-299. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
МакГакин, Дж. (2004). Святой Кирилл Александрийский и христологический спор . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии
Макголдрик М., Пирс Дж., Джордано Дж. и Пирс Дж.К. (1996) (ред.) Этническая и семейная терапия . Нью-Йорк: Гилфорд.
Морелли, Г. (1987). Преодоление гнева. Слово, 31,3 , 9-10.
Морелли, Г. (1988). Преодоление вины: программа христианской ответственности, изменений и роста. Синергия, 2, 1 , 1-3.
Морелли, Г. (1997). Эмоции, когнитивное лечение, Священное Писание и отцы церкви . Доклад, представленный на ежегодном собрании Православной ассоциации медицины, психологии и религии, Бруклин, Массачусетс. Ин Чирбан, Дж. (Ред.), Болезнь или грех?-Духовное различение и дифференциальный диагноз: Православное христианство .
Муза, JS. (1997). Ответ на главу 5. В Чирбане, Дж. (ред.) Болезнь или грех? — Духовное различение и дифференциальный диагноз: Православие и современная наука .
Новако, Р. В. (1977). Прививка от стресса: когнитивная терапия гнева. Журнал консалтинга и клинической психологии, 45.
Паттерсон, Г. (1976). Жизнь с детьми: обучающая программа для родителей и учителей . Шампейн, Иллинойс: Research Press.
Филокалия: Полный текст (Том I-IV) (1983–1993) Шеррард П., Палмер Х.Е. и Уэр К. (переводчики). Винчестер, Массачусетс: Фабер и Фабер.
Плутчик Р. (1984). Эмоции: общая психоэволюционная теория. В К. Р. Шерер и П. Экман (ред.), Подходы к эмоциям (стр. 197–219) Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Познер, М.И., и Снайдер, К.Р.Р. (1975). Внимание и когнитивный контроль. In Solso, RL (Ed.), Обработка информации и познание: симпозиум Лойолы . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Rathus, SA (1973). График из 30 пунктов для оценки уверенного поведения. Поведенческая терапия , 4, 398-406.
Шиффрен, Р. Х. (1988). Внимание. In Atkinson, RC, Herrnstein, RJ, Lindzay, G., & Luce, RD (Eds.), Справочник Стивенса по экспериментальной психологии. (Том 2) . Нью-Йорк: Уайли.
Святитель Григорий Нисский. (ок. 390, 1978). Жизнь Моисея . Малерб, А.Дж. и Фергюсон, Э. (Трн). Нью-Йорк: Паулист Пресс.
Таврис, Кэрол (1984), Гнев: непонятая эмоция . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
Томкинс, С.С. (1991). Аффект, Образ, Сознание (Том 3): Негативные Аффекты: Гнев и Страх . Нью-Йорк: Спрингер.
Вайнер, Б. (ред.). (1974). Мотивация достижения и теория атрибуции . Морристаун: General Learning Press.