Беседа по правовому воспитанию на тему «Закон и подросток»
Ход беседы:
Эпиграф:
«Незнание закона не освобождает от ответственности».
Воспитатель:
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться — плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.
-Кто же считается подростком?
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека — совершенное преступление.
-Что называется преступлением?
Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления — совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.
-Что такое правонарушение?
Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)
— Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет
-Что такое ответственность?
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
— Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
Задания для учащихся.
1 Разбор ситуации:
№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?
№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.
№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?
№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?
2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А – административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У – уголовная.
Д – дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.
А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.
-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
Правильно:
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа.
5.Злостное неповиновение.
-А теперь поговорим о ваших правах.
1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.
2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.
3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).
Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.
Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.
Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).
Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!
Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.
Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!
А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
совершение убийства;
умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
разбой, грабеж, кража, вымогательство;
угон и приведение в негодность транспорта;
вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
терроризм, захват заложника.
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):
штраф;
обязательные работы;
лишение свободы на определенный срок;
исправительные работы;
арест;
лишение права заниматься определенной деятельностью.
К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.
Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!
Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее — сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.
infourok.ru
Беседа по правовому воспитанию «Можно и нельзя»
Цели:
показать, что в обществе есть правила, нарушать которые нельзя;
объяснить, почему нельзя нарушать эти правила;
воспитывать уважение к закону;
коррекция и развитие мышления, речи.
Ход
— Ребята вам хорошо известно, что существуют такие правила, которые нарушать нельзя. Ведь невозможно жить там, где все делают, что хотят. Назовите сами, что «можно», а что «нельзя».
Например, нельзя грубо разговаривать с учителями, товарищами. Грубияна не уважают все нормальные люди. Эти люди понимают, что грубость осложняет жизнь. Грубить запрещено. Поэтому грубиянов одергивают. А если вас оскорбляют (т.е. унижают)? Людям обидно когда их оскорбляют. За это грубияна можно наказать.
Нельзя просто так рвать цветы на лесной полянке. Потому, что их становится меньше, а некоторые растения вообще исчезают. После отдыха в лесу в мае наломают подснежников, в июне сирень, купальницу. Многие букеты безжалостно полетят в мусорные урны – завяли! А зачем рвали? Таких хулиганов можно наказать (штраф).
Сейчас послушайте историю про мальчика Витю и подумайте можно или нельзя стрелять из рогатки.
Витя любил поохотиться за воробьями. Для этого у него была сделана отличная рогатка. Люди часто говорили ему, что нельзя стрелять воробьев. Но он не понимал, почему людей это беспокоит. Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо прохожему. Тот был отправлен в больницу, срочная операция не помогла, человек остался без глаза. Состоялся суд. Виктор был отправлен в спецшколу для малолетних преступников. Родители Вити еще долго выплачивали деньги этому прохожему.
Почему же нельзя стрелять из рогатки?
Правильно говорят, что от шалости до беды один шаг.
Нельзя воровать, т.е. брать чужие вещи.
Послушайте небольшой рассказ и подумайте, почему нельзя брать чужое.
Поймали мальчика в горохе и стали бранить. А он говорит:
— Да ведь я вам родня!
— Ты, то нам родня,- сказали мальчику,- да горох, то тебе чужой!
Ребята, давайте пофантазируем и представим себе, что мы живем в обществе, где все можно.
Как бы жилось нам в таком обществе?
Почему есть такие правила, нарушать которые нельзя?
А сейчас мы поиграем в игру. Перед каждым из вас два кружка со словами
«можно» и «нельзя».
Я буду читать, а вы поднимать нужный кружок.
Подумайте можно или нельзя?
— ломать деревья;
— разводить костры;
— бить стекла;
— лгать;
— охотиться, ловить рыбу;
— дать отпор хулигану;
— перебегать проезжую часть улицы.
Придумайте сами, какие – ни будь ситуации, а ребята поднимут нужный кружок «можно» или «нельзя».
multiurok.ru
Беседа по правовому воспитанию «Каждый ребёнок имеет право» для 7 класса коррекционной школы 8 вида
Областное Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Рязанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Беседа по правовому воспитанию
для 7-9 классов:
«Каждый ребенок имеет право…»
Выполнила: учитель математики I квалификационной категории
Савидова Наталия Александровна
Рязань 2013г.
Цель: способствовать формированию у подростков основ правовой культуры, общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обобщить знания детей об основных правах ребенка;
Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
Способствовать формированию активной жизненной позиции;
Способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства.
Оборудование:
CD – проектор;
компьютер;
презентация к беседе;
таблички «Права ребенка», новые слова;
ладошки из цветной бумаги;
макет «Ели правовых знаний».
Ход беседы
СЛАЙД 1
I Организационный момент
Добрый день! Я очень рада нашей встрече. Ребята, рассчитываю на вашу поддержку и доброжелательность. Надеюсь, что наше занятие будет вам полезно, тем более, что мы будем говорить о ваших правах. А сейчас давайте поиграем.
II Мобилизующий момент
Игра «Связанный ребенок»
Я приглашаю 1 участника.
Взрослые часто говорят: «Не бегай, не прыгай, не упади…» — свяжем тебе ноги (вызванному ребенку ленточкой связывают ноги).
«Не трогай то, не трогай это…» — свяжем руки.
«Не слушай, это не для твоих ушей…» — закроем уши.
«Не кричи, не разговаривай громко…» — лишаем права голоса.
«Не смотри этот фильм…» — лишаем права выбора.
Попробуй пройти, сделать что-нибудь.
Давайте спросим нашего «связанного ребенка», как он себя сейчас чувствует?
(ответ)
— Спасибо, можешь присаживаться.
ВЫВОД: Мы убедились, как плохо чувствует себя человек, когда ограничиваются и нарушаются его права.
III Постановка целей и задач беседы
СЛАЙД 2
Тема нашей беседы «Каждый ребенок имеет право…».
IV Открытие нового знания
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытаясь уберечь от неприятностей, старается создать все необходимые для вашего развития условия, пытается защитить ваши интересы и права? (ответы детей)
Конечно, ваши родители, ведь семья – важная часть общества.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). (Карточку на доску)
Она возникла после второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате ее погибло несколько десятков миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным атомным оружием, что если бы началась новая мировая война, то при помощи этого страшного оружия может быть уничтожено все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
У вас также как и у взрослых есть свои интересы и потребности. Вот эти обстоятельства и были учтены.
СЛАЙД 3
20 ноября 1989 года ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка».
(Карточки на доску)
Конвенция – это международное соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту конвенцию, согласились защищать права детей.
И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.
СЛАЙД 4
В Конвенции о правах ребенка содержится 54 статьи. Сегодня мы познакомимся с основными из них.
— Но для начала давайте выясним, кого можно назвать этим словом – ребенок?
СЛАЙД 5
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. ( Ст.1)
Какие же права есть у детей всего мира?
СЛАЙД 6
«Главное право каждого ребенка – право на жизнь». (Ст. 6).
«Вот новости!- скажете вы — Разве это право можно отнять у ребенка, если он уже родился на свет?»
Выходит, что можно. Вот, например, много — много
лет назад в Древней Греции было такое государство – СПАРТА.
Спарта – воинственное государство! Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорожденным детям,- это то, чтобы они были абсолютно здоровы!
Ведь стране нужны были только воины — сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А какова же была судьба малышей, которые рождались слабенькими? Каждого новорожденного ребенка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребенок крепкий, его оставляя ли жить. А если слабый, то его участь ужасна. Такого ребенка сбрасывали в пропасть. Таковы были суровые законы древней и великой страны.
А сейчас так поступить с ребенком никто не имеет права, потому что это запрещает Конвенция.
СЛАЙД 7
Статья 7. Право на регистрацию после рождения или право на имя
У каждого из вас есть имя. Это имя дается ребенку при рождении. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ.
-Как он называется? (свидетельство о рождении).
Спросить, что еще записывают в свидетельстве о рождении?
Там же записывают место и дату рождения, сведения о родителях.
Это первый документ ребенка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.
— Скажите, гражданами, какой страны вы являетесь?
Следовательно, о вас заботится правительство России.
СЛАЙД 8
Статья 16. Право на личную жизнь, неприкосновенность личности, жилища,
тайну переписки и свободу перемещения
СЛАЙД 9
Статья 9. Право не разлучаться с родителями без желания
СЛАЙД 10
Статья 12. Право свободно выражать свои взгляды
СЛАЙД 11
Статья 13. Право на собственное мнение
СЛАЙД 12
А каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
Право на образование ( Ст. 28)
Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги вам помогут лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
СЛАЙД 13
Статья 29 . Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению)
СЛАЙД 14
Статья 24. Право на пользование услугами здравоохранения
СЛАЙД 15
Статья 31. Право на отдых и досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях
СЛАЙД 16
Статья 34. Право на защиту от всех форм насилия
Физминутка
Это ваши главные права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Ситуация 1
СЛАЙД 17
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
— Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.
(Сын нарушает права соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Ситуация 2
СЛАЙД 18
Учитель. Даша, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Даша. Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
— Объясните, пожалуйста, Даше, в чем она не права.
(Кроме прав у Оли есть еще и обязанности дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Ситуация 3
СЛАЙД 19
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
— Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
Ситуация 4
СЛАЙД 20
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
— Правильно ли рассуждает Петров?
(Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей).
Ситуация 5
СЛАЙД 21
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных наций запрещает использовать труд детей!
— Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?
(Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей).
— Ребята, а какой документ очень хорошо знают дети из рассмотренных ситуаций?
(Конвенцию о правах ребенка).
— А чего они совершенно не знают?
(Они не знают, что обязаны уважать права других людей).
-Как же примирить свои права с правами других людей?
(Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать. Нельзя свои права ставить выше прав других людей).
Наш классный час подходит к концу. Этот небольшой тест поможет мне проверить ваши полученные сегодня знания.
V Закрепление
Тест.
СЛАЙД 22
В каком документе изложены права ребенка?
1). В Конституции РФ;
2). В декларации прав человека;
3). В Конвенции о правах ребенка.
СЛАЙД 23
Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
1). 10 декабря 1948 года;
2). 20 ноября 1989 года;
3). 12 декабря 1993 года.
СЛАЙД 24
Кем была принята Конвенция о правах ребенка?
1). Президентом страны;
2). ООН;
3). Директором школы.
СЛАЙД 25
Какова цель ООН?
1). Защита прав человека;
2). Проведение Олимпийских игр;
3). Охрана окружающей среды.
СЛАЙД 26
Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией
о правах ребенка?
1). Лицо до достижения 18 лет.
2). Лицо до достижения 14 лет.
3). Лицо до достижения 16 лет.
Практикум «Ель правовых знаний»
(На доске ладошки из цветной бумаги)
Учитель:
Каждый из вас, учась в школе, ежедневно совершает для себя новые открытия. Давайте вместе наглядно вырастим наше дерево правовых знаний. Оно растет все время, пока живет человек. У всех нас свой уровень правового образования. Но есть для людей общие принципы и понятия, которые помогут каждому стать сильнее, защищеннее.
Корнями ели будет законодательный документ, регламентируемый права ребенка.
— Как он называется?
(Конвенция о правах ребенка) (прикрепляют)
Крона – ваши права, о которых мы сегодня говорили.
— Давайте вспомним их и перечислим. (прикрепляют зеленые ладошки с названиями прав ребенка)
Вот такую ель правовых знаний может вырастить каждый, используя свои права и обязанности.
СЛАЙД 27
VI Итог занятия
СЛАЙД 28
infourok.ru
План-конспект по праву на тему: Конспект мероприятия «Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена «Что такое право?» по книге Павла Астахова «Что такое право?»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Коррекционная общеобразовательная школа №10»
городского округа Ступино Московской области.
Цикл бесед по правовому воспитанию
для среднего и старшего звена
«Что такое право»
Классный руководитель Марченко Марина Анатольевна.
Г. Ступино.
ДЕТЯМ О ПРАВЕ.
ПАВЕЛ АСТАХОВ.
Я И УЛИЦА.
ГЛАВА 1-Я. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?
Цель: закрепление знаний о «Конвенции по правам ребёнка».
Задачи:
— расширять правовой кругозор учащихся;
— воспитывать дружеские отношения друг к другу, чувство коллективизма;
— развивать способность к самовысказыванию;
— формировать умение осознанно строить речевое высказывание;
Организационный момент. Актуализация.
Слайд 2.
Улица – это целый мир, где вы проводите очень много времени. Ваш двор, ваша улица кажутся вам хорошо знакомыми и родными. Там же вас могут подстерегать и не всегда приятные сюрпризы. Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с теми Правилами страны Законии, которые пригодятся вам на территории двора и улицы, смогут уберечь от различного рода неприятностей.
Постановка проблемы.
Слайд 3.
Каждый человек, независимо от возраста, должен отвечать за те поступки, которые он совершает.
Вы наверняка уже слышали такие слова, как право, государство, закон, наказание, ответственность, преступник, полиция, суд и даже тюрьма… Давайте сейчас вместе выясним правильный смысл этих не совсем понятных ещё для вас слов.
Для начала я объясню, что такое право.
Каждый человек в нашей стране должен жить по определённым правилам.
(щелчок): человек хотя и разумное, но не совершенное существо, поэтому даже взрослые люди нуждаются в постоянном напоминании, что такое хорошо и что такое плохо. (Щелчок). Чтобы взрослые не совершали плохих поступков, создаются правила поведения человека в обществе. Собственно, это и есть право. Эти правила должны исполняться всеми без исключения жителями нашей страны.
Слайд 4.
Процесс создания правил поведения чётко описан в самом главном официальном документе нашей страны – Конституции. Правил очень много. Все они объединяются в Законы. Есть несколько очень больших и очень важных книг, в которых сведено огромное количество правил. Эти книги называются Кодексами. Каждое правило в отдельности внутри закона или кодекса взрослые для удобства называют статьёй.
Слайд 5.
Законы можно сравнить с правилами, с которыми практически ежедневно сталкиваетесь и вы. Несмотря на то, что вы ещё дети, одна основная обязанность у вас уже есть – это учёба в школе. Вы начинаете учёбу в одно и то же время, каждый урок длится сорок минут. Во время урока нельзя разговаривать, а если кто-то хочет высказаться или о чём-то спросить, нужно поднять руку, и т.д. Это так называемые неписанные правила, но тем не менее правила, и вы должны им подчиняться, выполнять.
Слайд 6.
Сейчас я вам предложу перечень прав и обязанностей, ваша задача определить, что относится к правам, а что к обязанностям.
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
Cлайд 7.
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Выбор формы образования. (Право)
9. Носить школьную форму. (Обязанность)
10. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
11. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
12. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
Слайд 8.
В каждом учебном заведении есть определённая система наказаний за плохое поведение: опоздал на урок – получил запись в дневник, не сделал домашнее задание – схлопотал двойку, плохо вёл себя на уроке или перемене – вызвали родителей и т.д. Буквально с первого класса школа учит тому, что, совершив плохой поступок, вы будете за это наказаны. Проще говоря (щелчок), наказание за совершение плохого поступка – это и есть ответственность. (Щелчок). Нарушая школьные правила, вы совершаете проступок. Нарушение же взрослых правил (законов) называется правонарушением, а в более серьёзных случаях – преступлением. (Щелчок). При этом люди, которые нарушают законы, называются правонарушителями или преступниками.
Слайд 9.
Нарушение правил случаются в любой школе. У вас в классе много замечаний за плохое поведение?.. А двойки бывают по каким-нибудь предметам?.. Тогда вы молодцы. В школе за соблюдением правил следит учитель. В мире взрослых людей – специальная служба – полиция.
В трудной ситуации полицейский всегда поможет. Полиция – правоохранительный орган. К правоохранительному органу относится и прокуратура. Полиция только расследует преступление, т.е. ищет виновного, исследует обстоятельства дела, собирает доказательства вины и т.д. Наказание за нарушение закона назначает суд.
Слайд 10.
Наказание за нарушение закона зависит от того, какой закон был нарушен. Ведь человек может случайно разбить окно, а может специально бросить бутылку с зажигательной смесью, и жилец этой квартиры пострадал. В первом случае наказание будет не очень строгим, но за второй поступок нарушителю придётся отвечать по всей строгости закона — сесть в тюрьму.
(Щелчок). Поэтому различают несколько видов ответственности: не очень строгая (дисциплинарная), строгая (административная), самая строгая (уголовная). Заключение человека в тюрьму – это страшное наказание. Человек лишается свободы: он не сможет гулять по улице, заниматься любимым делом, и это лишь начало, ограничений намного больше… А теперь представьте, что чувствует человек, которого посадили в тюрьму на несколько лет…Условия в этом страшном заведении совсем не такие, как у вас дома. Вместо кровати – деревянные доски, никакой мебели. Каждый день приходится носить одну и ту же одежду. Но не ту, которая тебе нравится и которую ты сам выбрал, а ту, что дадут. Кушать тоже придётся, что принесут, возможности выбирать нет. И всё это будет длиться несколько лет.
Слайд 11.
Все преступления, которое общество считает тяжкими, содержатся в Уголовном Кодексе. Менее тяжкие преступления описываются в Кодексе об административных правонарушениях. Каждая статья в этих Кодексах содержит, как правило, не одно, а несколько наказаний.
Слайд 12.
Намеренно совершённый проступок наказывается всегда строже, чем нечаянный.
По закону к уголовной ответственности подростка можно привлечь с 14-и лет, а к административной – с 16-и. Начиная с этого возраста, ответственность за свои поступки вы будете нести самостоятельно.
(Щелчок). Однако заблуждением было бы считать, что до 14-и лет вы можете делать всё, что захочется. Ведь ответственность за все ваши поступки несут родители или другие родственники. Если вы причинили кому-то материальный вред, например, разбили окно, поцарапали чужую машину гвоздём, написали нехорошие слова на стенах в подъезде, отвечать за ваше поведение будут именно они. Родителям придётся заменить разбитое стекло новым, покрасить стены в подъезде, найти мастеров, которые отремонтируют испорченную машину, заплатить им за это деньги.
(Щелчок). Целью любого наказания является желание общества донести до человека, что он поступил плохо, некрасиво, что так делать нельзя. Ведь из-за вашего поступка пострадали не только те люди, которым вы причинили вред, но и ваша семья, близкие люди, которые любят и стараются дать вам самое лучшее.
Ребята, а в каком документе рассматриваются все ваши права, права детей? (Конвенция о правах ребёнка).
Слайд 13.
Я предлагаю вам поиграть в небольшую музыкальную игру. Вы услышите отрывок из песни и должны будете отгадать, о каком праве в ней поётся.
Слайд 14.«Песня бременских музыкантов» музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина (ничего на свете…) – право на свободу передвижения.
Слайд 15.
«Чему учат в школе» музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского – право на образование.
Слайд 16.
«Песня мамонтёнка» — право жить и воспитываться в семье.
Слайд 17.
«Какой чудесный день» — право на занятие творчеством.
Слайд 18.
«Антошка» — право на труд и отдых.
Слайд 19.
«Пусть всегда будет солнце» — право на жизнь и свободу.
Рефлексия.
И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, и несут больше ответственности. Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести им вред и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга — единственный способ решения конфликта взрослых и детей. Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения в семье, в школе, на улице…
Посмотрите на экран и подумайте, какой бы смайлик вы убрали? ……. Я вам желаю, чтобы в вашей жизни и в жизни ваших родных и близкий была только радость в душе и улыбка на лице.
nsportal.ru
Тематика классных часов по правовому воспитанию — КиберПедия
Секрет успешного воспитания
лежит в уважении к ученику.
Р. Эмерсон
Начальная школа
1 класс
¾ Знакомство с правилами школьной жизни.
¾ Правила общения.
¾ Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…).
¾ Правила личной безопасности.
2 класс
¾ Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
¾ Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).
¾ Государственная символика.
¾ Основные обязанности и права ученика.
3 класс
¾ Устав школы.
¾ Что такое закон? Главный закон страны.
¾ Я — гражданин Донецкой Народной Республики.
¾ Гражданин и обыватель.
4 класс
¾ Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка».
¾ Как государство может защитить права ребенка?
¾ Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка».
¾ Человек в обществе (Зависимость человека от общества).
Основная школа
5 класс
¾ Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе).
¾ Равенство прав людей от рождения.
¾ Ответственность. Мораль и законы.
¾ Декларация прав ребенка.
¾ Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».
¾ Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
6 класс
¾ Правовое государство (Понятие правового государства).
¾ Правоохранительные органы (Задачи и их функции).
¾ Права человека и порядок в обществе.
¾ За что ставят на учет в милицию?
¾ Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
¾ Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты).
7 класс
¾ Конституция — основной закон государства.
¾ Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление).
¾ Административная и уголовная ответственность.
¾ Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония.
¾ Моя ответственность за дисциплину в школе.
¾ Викторина «Уроки Фемиды».
8 класс
¾ Уголовное право. Преступление.
¾ Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
¾ Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг».
¾ Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?).
¾ Я и дисциплина в школе.
¾ Семья, отношения в ней взрослых и детей.
9 класс
¾ Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие с точки зрения права?
¾ Трудовое право.
¾ Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии).
¾ Гражданское право.
¾ Уголовное право (Ответственность за преступления).
¾ Практикум: анализ ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
Старшая школа
10 класс
¾ Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина Донецкой Народной Республики).
¾ Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право).
¾ Круглый стол «Суицид среди подростков».
¾ Дискуссия «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм).
¾ Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?».
¾ Ситуативная беседа-диалог «Как использовать свои права».
11 класс
¾ Гражданин Донецкой Народной Республики (Права и обязанности).
¾ Выбор профессии – ответственное дело выпускника. Профессии, востребованные на рынке труда. Прием на работу, учебу.
¾ Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений».
¾ Дискуссия «Твоя воинская обязанность».
¾ Презентация проектов «Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе и общественных местах».
¾ Анкетирование «Мы через 5-10 лет».
Тематика родительских собраний и лекций для родителей
Право сильного – самое большое бесправие.
М. фон Эбнер Эшенбах
Начальная школа
1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Правила поведения в школе.
2. Осторожно, дорога. Опасные игры.
3. Основы физиологии и гигиены младшего школьника.
4. Психологический климат в семье и успешное обучение в школе.
5. Занятость ребёнка.
6. Трудно — почему?
7. Режим дня. Для чего он нужен?
8. Поведение детей в школе и дома.
9. Как играют дети.
10. Досуг в семье.
11. Дорожная азбука.
12. Учим ребёнка общаться.
13. Экологическое воспитание в семье.
14. Воспитание вежливости.
15. Устав школы.
16. Воспитание трудом.
17. Права и обязанности родителей.
18. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своей семьи.
19. «Хочу» и «должен» (по профилактике правонарушений).
20. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Основная школа
1. Основы физиологии и гигиены подросткового возраста.
2. Психология взаимоотношений в семье.
3. Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
4. Воспитание характера ребёнка в семье.
5. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании школьников).
6. Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте.
7. Воспитание наказанием или добром и лаской.
8. Поведение детей в школе и дома.
9. Трудовое право — право на жизнь.
10. Родителям о правах ребенка.
11. Права человека глазами ребенка.
12. Адаптация учащихся 5-х классов.
13. Это трудный возраст.
14. Почему мы их не понимаем?
15. Курить при ребёнке: да или нет.
16. Как организовать свободное время своего ребёнка.
17. Осторожно, улица!
18. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних.
19. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде.
20. Подростковые проблемы.
21. Половое развитие и методы полового воспитания.
22. Поведение учащихся. Профилактика употребления психоактивных веществ.
23. Закон одинаков для всех.
24. Подросток и закон.
25. Права и обязанности родителей.
Старшая школа
1. Стимулирование волевых усилий подростков.
2. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?
3. Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних.
4. Проступок, правонарушение, преступление.
5. Опасные игры.
6. Молодёжная культура.
7. ВИЧ-инфекция.
8. Основы физиологии старшеклассника.
9. Вопросы первичной постановки на воинский учет.
10. Поведение учащихся старших классов. Профилактика употребления психоактивных веществ.
11. Уровень правовой культуры учащихся.
12. Обязанности родителей по обеспечению получения их детьми основного общего образования.
13. Право на труд — право на жизнь.
14. Взаимопонимание и равенство в семье.
15. Почему мы их порой не понимаем.
16. Воспитание гражданина в семье.
17. Как стать другом своему ребёнку.
18. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к продолжению обучения.
Примерные темы лекций для родителей
1 класс. Законы воспитания в семье. Какими им быть?
2 класс. Воспитание ненасилием в семье. Поднимите руку не для наказания, а для защиты детей.
3 класс. Как научить сына или дочь говорить «нет»?
4 класс. Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5 класс. За что ставят на учет в милицию?
6 класс. Свободное время — для души и с пользой. Чем занят ваш ребенок?
7 класс. Как уберечь подростка от насилия?
8 класс. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9 класс. Как научить быть ответственным за свои поступки.
10 класс. Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
11 класс. Закон и ответственность.
Календарь правовых дат
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались.
Джон Локк
21 век – Век ребёнка.
2011–2020 гг.– Десятилетие действий за безопасность дорожного движения (под эгидой ООН).
28 января – Международный день защиты персональных данных (Международный день конфиденциальности).
22 февраля – Международный день поддержки жертв преступлений.
15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.
26 апреля – Международный день интеллектуальной собственности.
3 мая – Всемирный день свободы печати.
11 мая – День Донецкой Народной Республики (День Республики).
25 мая – Международный день пропавших детей.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
26 июня – Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.
17 июля – День международного правосудия (Всемирный день международного уголовного правосудия).
2 октября– Международный день ненасилия.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
25 ноября – Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией.
10 декабря – День прав человека.
cyberpedia.su
План-конспект урока по теме: Конспект беседы по правовому воспитанию по теме: «Как возникли наши законы»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение школа-интернат №2 I и II вида
г. Ейска Краснодарского края
Конспект беседы по правовому воспитанию.
Тема:
«Как возникли наши законы»
Воспитатель: Луговская М.В.
Тема: «Как возникли наши законы?»
Задачи:
— познакомить учащихся с историей возникновения закона.
— развивать познавательный интерес учащихся;
— расширять и уточнять словарь по данной теме;
— воспитывать гражданские чувства (понимание значимости соблюдения законов).
Словарь:
Закон – установленное государством общеобязательное право, которое должны выполнять все люди этого государства.
Юстиция – вся деятельность системы судебных органов государства по осуществлению правосудия и законности.
Право – устанавливаемые и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.
Ход беседы:
- Организационный момент. Сообщение темы.
В: Сегодня мы поговорим об истории возникновения законов.
2)Работа с дежурным звуком.
3) Объяснение словаря.
4)Беседа по теме.
Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие-то отношение между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность конфликтов между Робинзоном и его слугой, укрепление прав одного в ущерб правам другого. Стал нужен закон.
Цель закона — установить и ясно определить взаимоотношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.
Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царем Вавилона. Он выработал кодекс (или полный свод законов) для Вавилонского царства, в котором определил права человека, его собственности. Но как мы узнали об этом?
В начале XX века археологи нашли столб из черного камня высотой больше человеческого роста. Почти весь столб покрыт клинописными знаками — на нем вырезаны законы Хаммурапи. По этим законам судьи судили тех, кто нарушал установленные в Вавилонском царстве порядки. За всякое их нарушение законы назначали суровое наказание.
Вавилонское государство было государством рабовладельцев. И вот их законы:
Из законов царя Хаммурапи.
Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто примет украденное, должно убить.
Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить.
Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.
Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раб за раба.
Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.
Если человек укроет беглого раба, его должно убить.
Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года; на четвертый должно отпустить их на свободу.
Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего (то есть вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи».
В заключение было сказано: «Я, Хаммурапи, царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны».
- Физминутка.
Привычки перерастали в законы не сами по себе: за этим стояли силы правительств. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали все, что они изучили. Уже потом законы были оформлены в специальных книгах или кодексах. Это было сделано королями или юристами.
Великими творцами законов были римляне, а свод законов императора Юстиниана, жившего с 527 по 565 годы, утвердил самый полный в Древнем мире кодекс законов с едиными правилами для всех граждан.
В эпоху средневековья действия людей регулировались главным образом церковью, которая выработала перечень законов, названных канонами.
В XII веке римское право начало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе. На основании римского права был создан перечень законов, получивших свое развитие в гражданском праве. Оно шло вразрез с существующими канонами. В то же время суды Англии пересматривали взгляды на закон, появился новый кодекс, названный общим правом.
В 1804 году Наполеон создал книгу, включавшую все гражданские законы того времени. Кодекс Наполеона послужил основой кодексов Европы, Центральной и Южной Америки. Система общих законов, возникшая в Англии, стала отправной точкой кодексов США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.
О том, как возникли законы на Руси, мы поговорим на следующем занятии.
- Вопросы для закрепления:
- Что такое право?
- Что такое закон?
- Цель закона?
- Где была создана самая ранняя система законов? В каком государстве? Как звали царя?
- Кто создал книгу, включающую все гражданские законы начала 19 века?
nsportal.ru
Рабочая программа по праву по теме: Правовое воспитание в образовательном учреждении
Департамент образования города Москвы
Северо-западное окружное управление образования
ГБОУ СОШ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» № 883 г. Москвы
Правовое воспитание в образовательном учреждении
Москва 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………3
Цели и задачи программы …………………………… ………….4
Содержание программы …………………………………………….5
Программа «Маленький гражданин России» ……………… …6-7
Примерная тематика бесед для учащихся начальных классов………………………………………………………………..8-9
Примерная тематика для учащихся классных часов 5-8 классов………………………………………………………………..10-11
Темы правовых конференций в 9-11 классах…………………………………………………………………12
Примерный перечень лекций специалистов………………………………………………………….13
Профилактическая работа психологов и социальных работников……………………………………………………………..13
Программа правового лектория для родителей…………………………………………………………..…..14
Введение
Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой программы стало незаконопослушное поведение школьников, незнание основ государственности, права, неумение применить имеющиеся знания в жизни. Иными словами – правовая неграмотность учащихся. Кроме того, учащиеся на уроках стесняются задавать вопросы, касающиеся их семьи, проблем личного характера, а через систему дополнительного образования и коллективно-творческих дел им легче разрешить свои проблемы.
Цели и задачи программы:
● способствовать воспитанию правовой культуры и формированию личности школьников;
● воспитать социально-активного гражданина, уважающего законы
своей страны;
● научить применять на практике полученные знания;
● способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков;
● выявлять неблагополучные семьи и детей, склонных к правонарушениям и способствовать их перевоспитанию.
Содержание программы.
Правовое воспитание подрастающего поколения актуально в любом обществе, а в нашем, оно является необходимостью. Общечеловеческие ценности часто попираются, практически отсутствуют массовые детские и молодежные организации, средства массовой информации зачастую популяризируют насилие и вседозволенность и кто, как не школа должна способствовать правовой грамотности учащихся, сделать общечеловеческие ценности нормой жизни молодых людей, а закон необходимостью исполнения.
Проводить на основе анкетирования, бесед анализ состояния проблем, связанных с негативными явлениями в детском коллективе и особенно среди подростков. Систематически проводить профилактические лекции на правовые темы и культурно-воспитательные с учетом возрастных особенностей. Установить в рамках школьного образовательного учреждения постоянную индивидуальную связь с учащимися «Правовая почта».
Программа разработана на основе действующего законодательства и комплексной программы профилактики беспризорности и негативных явлений в подростковой среде.
Программа состоит из трех частей:
1. Реализация программы «Маленький гражданин России» — для школьников 1-4 классов. Правовое просвещение. Знакомство с основами права, с понятиями: государство, символы государства, закон, правила.
2. Изучение основ права в учебное и внеурочное время, в системе дополнительного образования для школьников 5 -8 классов. (классные часы, циклы лекций, мониторинги, анкетирование, «Правовая почта».
3. Углубление основ правовых конференций в знаний учащимися 9-11 классов. Реализация программы «Я – гражданин России» через проектную деятельность, научно-практические конференции.
Программа «Маленький гражданин России»
№ | Компоненты содержания | Результаты |
1. | Общечеловеческие ценности | Понимание учащимися, что главные ценности это: — жизнь, здоровье, свобода; — Родина-это место, где они родились, живут и будут жить и надо сделать ее лучше и краше; — малая родина — их город, улица, любимое место- источник, дающий им жизненные и творческие силы; — окружающая природа-главное условие жизни на Земле и источник вдохновения, необходимо беречь ее; — человек – часть природы и тоже нуждается в заботе и любви; — труд – необходимое условие становления человека. |
2. | Понятие «Государство» | каждый человек живет в государстве, т.е на определенной территории, говорит на определенном языке, придерживается оп- ределенных традиций и обычаев. |
3. | Понятие «Государство Россия» | Россия тоже государство и мы в нем живём, оно является нашей Родиной. |
4. | Символы государства | люди со временем выработали для простоты общения символы государства: флаг, герб, гимн, столица.
|
5. | Символы России | у России тоже есть свои символы; |
6. | Понятие « гражданин» | люди, принадлежащие определенному государству, называются гражданами. Мы являемся гражданами России; |
7. | Права и обязанности | каждый гражданин наделен правами и обязанностями, которые закреплены в за коне; |
8. | Закон | это важный государственный документ, в котором записаны правила обязательные для выполнения; |
9. | Правила | правила необходимы для регуляции поведения людей; |
Примерная тематика бесед для учащихся начальных классов
№ | Тема | Примерные темы бесед | Кол-во час |
11 | Жизнь, свобода и здоровье | Дар жизни. Разные судьбы. Правила гигиены. Вредные привычки. Не навреди другим. Счастье свободы. | 2 |
22 | Права и обязанности | Справедливость . Равноправие людей. Кто защищает права человека? Права детей. | 1 |
33 | Человек и общество | Важность человеческого общения . Дари близким любовь и заботу. Моя семья. Мой класс. Дружбой дорожи. Осторожно :жестокость! | 2 |
44 | Труд | Человек делами славен. Труд создал человека. Герои труда. «Все работы хороши…» Домашний труд. Вместе весело трудиться. | 2 |
55 | В мире законов и правил | Главный закон России- Конституция. Когда закон запрещает… Правила поведения в общественных местах. Права и обязанности учащихся. | 1 |
66 | Государство Россия | Россия-Родина моя… С чего начинается Родина? Символы России. Дорогая моя столица… Они защищали Родину. | 1 |
Примерная тематика классных часов для учащихся 5-8 классов
№ | Тема | Примерные темы | Кол-во час |
1. | Право и мораль | Что такое мораль? Закон на страже государства. Бывают ли противоречия между нормами морали и права? Естественные права человека. Современные представления о правах человека.
| 2 |
2. | Основной закон государства | Конституция РФ. Устройство нашего государства. Права и обязанности граждан. Строгие требования закона. Ответственность за нарушение законов. | 1 |
3. | Права и обязанности | Воинская обязан-ность. Обязанность платить налоги. Обязательность исполнения законов. | 1 |
4. | Семейное право | Брак и семья по семейному праву. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов. | 2 |
5. | «Ловушки» для подростков | Скажем наркотикам: «Нет!» Вовлечение несовершеннолетних в пьянство. Преступить закон. Если вы попали в милицию. Бродяжничество и попрошайничество. | 2 |
Темы правовых конференций в 9-11 классах:
1.Государственное устройство-показатель жизни граждан?
2.Гражданский статус несовершеннолетних.
3.Является ли армия необходимым атрибутом государства?
4.Служба в армии — обязанность юношей.
5.Несовершеннолетние родители: их проблемы и проблемы общества в этой связи.
6.Необходимость регистрации брака.
7.Проблемы отцов и детей.
8.Гражданские браки и их последствия.
9.Развод и дети.
10.Правонарушения и преступления несовершеннолетних.
Примерный перечень лекций специалистов
1.Осторожно, наркотики! – инспектор ИДН, врач-нарколог.
2.Если вы попали в милицию – инспектор ИДН.
3.Опасность употребления алкоголя — врач-нарколог.
4.Проблема отцов и детей – психолог.
5.Права несовершеннолетних — учитель обществознания.
6.Как отказаться от курения – врач-нарколог.
7.Несовершеннолетние родители – учитель – биолог.
Профилактическая работа психологов и социальных работников
Регулярно проводить:
— тестирование и мониторинги учащихся с целью выявления неблагополучных семей и безнадзорных детей;
— оказывать учащимся индивидуальную педагогическую, психологическую и правовую помощь посредством «Правовой почты»;
— ежедневно отслеживать посещаемость уроков и свободное времяпрепровождение.
Программа правового лектория для родителей.
Класс | 1полугодие | 2 полугодие |
1кл. | Права и обязанности граждан по Конституции РФ | Главная обязанность детей учиться |
2 кл. | Воспитание детей-одна из главных обязанностей родителей | Организация досуга – предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних |
3 кл. | Работа Совета школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся | Как оградить ребенка от влияния неблагополучных друзей |
4 кл. | Организация досуга – залог воспитания законопослушного гражданина | Семейный кодекс РФ. Традиции семьи. |
5 кл. | Права детей в возрасте до 12 лет | Психологическая помощь несовершеннолетним при расторжении брака родителями. |
6 кл. | Вредные привычки: табакокурение. | Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.(инспектор по делам несовершеннолетних) |
7 кл. | Сложные отношения между мальчиками и девочками в переходном возрасте. | Как избежать вовлечение ребенка в круг курильщиков. |
8 кл. | Наркомания- злейший враг молодежи. | Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в районе. (инспектор по делам несовершеннолетних) |
9 кл. | Права и обязанности несовершеннолетних | Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
10 кл. | Подростковая преступность и ее причины. | Соотношение прав и обязанностей. Служба в армии- конституционная обязанность гражданина. |
11 кл. | Трудовое законодательство об особенностях труда несовершеннолетних. | Проблема ранних браков. |
nsportal.ru