Правовое воспитание детей в современной школе
- Родителям
Правовое воспитание детей в современной школе.
В последние годы количество правонарушений в школе значительно сократилось, однако еще многие проблемы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних остаются нерешенными.
Сегодня необходима более масштабная работа по правовому просвещению, нравственному воспитанию, духовно-культурному развитию личности, которая должна осуществляться совместными усилиями государственных и общественных структур.
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед нашей школой является развитие правовой культуры и механизмов защиты прав несовершеннолетних. Особое место в этом процессе занимает целенаправленная деятельность по повышению правовой культуры детей, знакомство их с основными международными и отечественными юридическими документами, в которых зафиксированы основные права детей.
Актуальность правового просвещения очевидна — она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни: экономики, культуры, политики. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Наша задача помочь детям адаптироваться к жизни, научить их жить в демократическом обществе, регулируя свои отношения с государством, другими людьми.
Цель нашей деятельности это повышение правовой грамотности несовершеннолетних и организация правового всеобуча педагогического коллектива школы по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Через систему мероприятий педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.
Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета «Окружающий мир» в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе «Обществознание» в основной школе.
Становление и развитие права становятся объектом изучения в курсе истории. Отдельные аспекты правовых отношений рассматриваются целым рядом школьных предметов, а также программ.
Тематика бесед и иных форм проведения классных часов и иных внеурочных мероприятий по правовым вопросам в большей или меньшей степени реализуется в работе школы. Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации Программы является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде школы и городских библиотек, и Интернет-ресурсам.
Практическая направленность правового воспитании я в нашей школе предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, — важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Правовое общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления.
Смелаш Елена Николаевна,
заместитель директора
по воспитательной работе.
- Назад
- Вперёд
Правовое воспитание детей | Современный детский сад
Конференция: Современный детский сад
Автор: Чернышева Светлана Васильевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида»
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Сосновый Бор
Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку, как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.
С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка?
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам
детей, права и достоинства ребенка защищает Международное и Российское законодательство.
Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного
возраста являются:
— Декларация прав ребенка
— Конвенция ООН о правах ребенка
— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты
и развития
— Конституция Российской Федерации
— Семейный кодекс Российской Федерации
— Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании»
— и другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся
вопросов правового воспитания.
Современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.
Реформы российского общества оказали воздействие на семью и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.
У большинства родителей вызывают отчаяние отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как себя вести в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для его личности.
Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний являлись нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства.
Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви. Поэтому равнодушие, не внимание, жестокое обращение с ребенком не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Он может вести себя агрессивно, может замкнуться в себе, может появиться страх.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны
опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений со взрослыми.
Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, проявляется право в поступках и деятельности человека.
Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления.
Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в дошкольный период, период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека.
В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. Нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка — формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.
Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье и продолжается оно в детском саду.
В качестве средств формирования правовых понятий используются:
— игровые формы;
— сказочные персонажи;
— чтение художественных произведений с последующим их
обсуждением;
— создание проблемных ситуаций и поиска выхода из них;
— рассматривание картин о жизни детей в разных странах;
— беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствуют освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.
Вывод: Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания и развития личности ребенка.
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще самобытна и не закомплексована. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.
Правовое воспитание и успешная социальная адаптация ребенка предполагает:
* Гражданско-патриотическое воспитание
* Нравственное
* Трудовое
* Физическое
Список используемой литературы
* Вялкова С.М., Давыдова О.И. «Беседы об ответственности и о правах ребенка».
* Носова Е.А. «Семья и детский сад: педагогическое образование родителей».
* Осипова Л.Е. « Родительские собрания в детском саду».
* Осипова Л.Е. «Работа детского сада с семьей».
* Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции».
* Татаринкова Л.Ю. «Права маленького гражданина».
* Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка».
* Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. Наглядное пособие для воспитателей, родителей. Демонстрационный материал «Права ребенка».
* Бурдина С.В. Дидактическое пособие в помощь педагогам дошкольного образования «Права ребенка».
Опубликовано: 26.04.2015Образование — Детский юридический центр
Наше влияниеНаши сотрудники работают с родителями и школами, чтобы вернуть образование ребенка на правильный путь.
Подходящие образовательные услуги могут удовлетворить потребности каждого ребенка в обучении.Слишком часто школы округа не могут предоставить учащимся с физическими, умственными или эмоциональными нарушениями или детям, живущим в бедности, необходимую поддержку, необходимую им для достижения успеха. В результате дети со специальным образованием или нуждающиеся в психическом здоровье еще больше отстают, имеют поведенческие проблемы, которые приводят к ненужному отстранению от занятий и с меньшей вероятностью заканчивают учебу. Для детей, находящихся в приемных семьях, стабильность в школе становится еще более важной, поскольку их жизненные ситуации меняются. А в сообществах с более высоким уровнем бедности школы часто не получают достаточного финансирования, чтобы обеспечить успехи учащихся.
Цена ошибки этих детей высока — как для них, так и для нашего сообщества. Мы работаем с родителями и школами, чтобы вернуть образование ребенка в нужное русло — от тестирования на предмет нарушения обучаемости в раннем возрасте до обеспечения того, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями имели соответствующий план, отвечающий их потребностям в обучении. Когда ребенок поступает в приемную семью, мы выступаем за то, чтобы оставить его в своей нынешней школе или направить на школьную поддержку по охране психического здоровья, чтобы помочь ему справиться с переходом.
Специальное образование
Учащиеся с ограниченными возможностями или отставанием в развитии уже отставали от своих сверстников до пандемии, и они столкнулись с более высокими уровнями потери знаний из-за виртуального обучения. Поскольку этой осенью каждый ребенок лично вернется в школу, мы позаботимся о том, чтобы он получил специализированное обучение, в котором он нуждается, и обеспечим дополнительное обучение, чтобы компенсировать потерянные часы обучения.
Поведенческое здоровье в школе
Мы успешно расширили школьную программу поведенческого здоровья, чтобы обеспечить поддержку поведенческого здоровья в каждой школе округа Колумбия. В настоящее время мы возглавляем Коалицию «Укрепление семей посредством поведенческого здоровья», которая сосредоточена на создании полностью интегрированной системы поведенческого здравоохранения, чтобы все дети округа Колумбия имели своевременный доступ к высококачественной, последовательной, доступной и учитывающей культурные особенности помощи.
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Реформа школьной дисциплины
Мы успешно выступали за принятие Закона о справедливом доступе учащихся к школе в партнерстве с коалицией «Каждый учащийся каждый день». Хорошо задокументировано, что чернокожие и коричневые учащиеся и учащиеся с ограниченными возможностями непропорционально сильно страдают от отстранения от занятий и исключения. Новаторское законодательство призвано изменить это, резко ограничив исключительную дисциплину и предоставив учащимся больше защиты, удерживая учащихся округа Колумбия в школьном обучении.
STUDENT FAIR ACCESS TO SCHOOL ACT
Поддержка детей младшего возраста
Благодаря нашему членству в сети инноваций раннего детства мы помогаем младенцам и малышам получать поддержку, необходимую им для здорового развития и подготовки к школе.
Защита прав детей/правосудие по делам несовершеннолетних | Джорджтаунский закон
Практика правосудия в отношении несовершеннолетних и законодательства о защите детей является междисциплинарной и включает в себя уголовное право, конституционное право, административное право, право на образование, право на психическое здоровье, право на инвалидность, иммиграционное право, условия содержания под стражей и право на общественные блага. Юристы по правам детей и ювенальной юстиции обеспечивают юридическую защиту и защиту детей, занимаясь их социальным обеспечением, здоровьем, образованием и особыми потребностями.
Чем занимаются юристы по делам несовершеннолетних?
Конкретные области практики защиты прав детей включают жестокое обращение с детьми и безнадзорность, торговлю детьми и трудовую эксплуатацию, а также приемные семьи и усыновление. Юристы по правам детей работают в различных областях практики, включая прямое представительство через офисы юридической помощи/юридических услуг, некоммерческие организации, которые защищают интересы детей посредством судебных разбирательств и законодательных инициатив, правительства, включая местные, государственные и федеральные агентства и суды и частные, публичные юридические фирмы. Юристы по вопросам правосудия в отношении несовершеннолетних могут работать в государственных защитниках или некоммерческих юридических службах или в некоммерческих организациях, занимающихся политикой и влияющих на судебные процессы в отношении молодежи, вовлеченной в систему уголовного правосудия.