Психический образ: 5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?

Содержание

5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?

В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включа­ется образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом дейст­вий и операций.

• Ориентировочные операции и действия, исходно выпол­ няемые субъектом посредством органов чувств по отноше­ нию к объектам, являются средством формирования обра­ за. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.

160

  • Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера­ ции выступают психологическим механизмом порожде­ ния и существования образа: актуализация образа — это процесс сокращенного выполнения тех операций, кото­ рые лежат в основе построения образа.

  • Использование образа в процессе решения различных за­ дач происходит путем включения его в то или иное дейст­ вие в качестве ориентировочной основы.

6. Как образуется сознание человека и умственные, внут­ ренние формы действий и деятелъностей?

Формирование сознания человека происходит путем ин-териоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые орга­низуются сначала внешними, а затем внутренними способа­ми использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.

7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные) формы человеческих операций, действий и деятельностей?

Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие дея­тельности, по мере овладения ими субъектом, преобразу­ются в психические образы и представления — умственные операции и действия, образующие внутренние формы пси­хической деятельности.

  • Психика производна от внешних форм деятельности — это результат интериоризации внешних операций и действий путем их преобразования в сокращенные умственные (психические, идеальные) формы.

  • Внешние и внутренние составляющие деятельности име­ ют одинаковый состав (функционально и структурно изо­ морфны), но различаются по предметному содержанию условий, целей, мотивов.

161

11. Заказ № 4624.

  • Внешние и внутренние составляющие компоненты дея­ тельности представляют единство и могут переходить друг в друга.

  • Развитые внутренние умственные формы действий над представлениями и понятиями могут преобразовываться во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще­ ственно-предметных продуктах человеческой культуры (экстериоризироваться).

8. Что лежит в основе развития человеческой психики?

Психическое развитие человека, формирование его созна­ния и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с по­мощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предме­там материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах.

• При этом наследственная анатомо-физиологическая орга­ низация не имеет решающего значения для формирования и развития сознания, личности, способностей человека, а выступает только необходимым условием.

📖 3.2. Психический образ. регулирующий действия летчика в автоматическом режиме управления, Глава 3. Особенности психического образа, обусловленные автоматизацией процесса управления. Образ в системе психической регуляции деятельности. Завалова Н. Д. Страница 9. Читать онлайн

Образ в системе психической регуляции деятельностиНаталья Завалова | Ломов Б. Ф. | Пономаренко В. А.

В автоматическом режиме летчик избавлен от необходимости выполнять управляющие движения — отслеживание директорных сигналов. Он должен визуально контролировать точность автоматического пилотирования и быть готовым на определенном этапе полета, а также при отказах автоматики взять управление на себя. В данном случае отпала одна из причин редукции образа -загруженность операцией слежения и в то же время появилась возможность контролировать многие приборы, переключить внимание на их показания.

И действительно, внешняя картина визуального контроля приборов изменилась по сравнению с директорным режимом, она приблизилась к операциональной структуре восприятия показаний приборов в обычном режиме пилотирования, в котором к летчику не поступают обобщенные командные сигналы (табл. 3.4.).

Таблица 3.4 . Характеристика сбора информации с пилотажных приборов в разных режимах управления
Режим управления
Доля времени фиксации взгляда на приборе, %
Продолжительность перерывов фиксации взгляда на приборе, с
КПП
НПП
УС
Вар
Вые
КПП
НПП
УС
Вар
Вые
Ручной
57
23
6
9
5
0. 9
1.9
5,1
9,1
7.7
Директорный
76
12
5
3
4
0,6
4,6
8.0
16,6
12,5
Автоматический
46
18
15
10
11
1.4
3,1
4,3
8,2
5,8
Разница между ручным и директорным
-21
+11
+1
+6
+1
+0,3
-2.7
-2,9
-7,5
-4,8
Разница между ручным и автоматическим
+11
+5
-9
1
-6
-0.
5
-1,2
+0,8
+0,9
+1.9

Как видно из табл. 3.4, характеристики сбора информации в автоматическом полете меньше отличаются от тех, которые наблюдаются при ручном управлении, чем от аналогичных характеристик в директорном режиме. Напомним, что в последнем случае к летчику поступает та же информация, что и в автоматическом полете. В директорном режиме внимание в основном сосредоточено на директорном индикаторе КПП. Оно более равномерно распределяется между разными приборами — близко к тому, которое имеет место при ручном управлении. Ручной и автоматический режимы по параметрам времени фиксации взгляда на пилотажных приборах обнаруживают сходство.

Психология bookap

На рис. 2 приведены маршруты взгляда в режиме автоматического управления. В автоматическом режиме, так же как и в ручном, наблюдаются радиально-кольцевые маршруты (данные В. В. Полякова).

Однако это внешнее сходство не означает совпадения внутренней структуры восприятия. В ручном и автоматическом режимах различаются степень прагматичности сигналов, поступающих от приборов, и уровень обобщенности пилотажной информации. При ручном управлении информация от каждого пилотажного прибора необходима для построения двигательного воздействия; вместе с тем отсутствует обобщенный пилотажный сигнал, выдаваемый на КПП в директорном и автоматическом режимах. Поэтому летчик должен не только собрать информацию от каждого пилотажного прибора, но и переработать ее для формирования соответствующего плана воздействия на управляемый объект. Это приводит к дефициту времени, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на структуре восприятия. Для ручного режима специфичен порядок сбора информации, вынужденный внешними обстоятельствами. Уменьшение доли внимания тому или иному прибору часто диктуется отсутствием времени, а не уменьшением потребности в информации.

В режиме автоматического управления летчик произвольно регулирует восприятие приборной информации, распределяет свое внимание между приборами соответственно информативности каждого из них. Отличие автоматического режима управления от директорного по параметрам, характеризующим операционный состав восприятия пилотажной информации, при идентичности инструментальных пилотажных сигналов, поступающих в обоих режимах, обусловлено изменением условий действий. Автоматизация исполнительских операций устранила объективную необходимость исключительной сосредоточенности внимания на перемещении директорных индексов, т.е. объективно действующую причину редукции образа. Теперь летчик располагает достаточными резервами времени для восприятия всей информации, необходимой для формирования полноценного образа полета. Однако автоматизация не увеличила степени прагматичности этой информации и поэтому не устранила внутренней причины редукции образа. Эксперименты в полетах и на моделирующих устройствах [18] показали, что и в автоматическом режиме управления высока вероятность редукции образа полета.

Рис. 2. Схема перемещения взгляда в автоматическом режиме управления. Обозначения те же, что на рис. 1.

Согласно высказываниям летчика Б.Т., в режиме автоматического управления «больше свободного времени, но и больше возможности усыпления бдительности». Внутренним механизмом этого «усыпления бдительности» является редукция предметного содержания образа, а последствием — грубые ошибки летчика при отказах автоматики.

Когда в экспериментальных полетах вводились отказы автоматики, приводившие к постепенным нарушениям режима полета, то опытные летчики часто не замечали существенных отклонений от линии заданного пути и даже некоторых опасных эволюций самолета. Реальные грубые нарушения режима полета не замечались летчиками в тех случаях, когда директорные индексы «вели себя нормально», т.е., если не было противоречий показаний директорных индексов «образу вилки» — расположению индексов в центре прибора. О том, что действиями летчика руководил именно «образ вилки», свидетельствуют не только объективные последствия ввода отказа, но и объяснения летчиками своих ошибок: «не заметил отклонений, так как директорные индексы стояли на нуле».

Как правило, все объяснения’ летчиков сводились к ссылкам на показания директорных индексов, хотя они и не могли исключить вероятность отказа вычислителя, ложных показаний директорных приборов и не были лишены информации от комплекса остальных приборов. В результате неполноценности образа реально значимые отклонения от заданного пространственного положения самолета не замечались летчиками в течение 30-80 с в полете при заходе на посадку (т.е. на опасной высоте). На наземном имитаторе некоторые существенные отклонения в параметрах полета при автоматическом управлении замечались летчиком значительно позднее, чем такие же отклонения при управлении в ручном режиме. Иначе при значительно большей загруженности летчика. Время обнаружения оказалось в 10 раз (на порядок) больше, чем при ручном управлении.

Психология bookap

Несмотря на то что в автоматическом режиме управления отсутствует необходимость непрерывной прикованности внимания к директорным индексам, а время и структура контроля приборов могут обеспечить формирование полноценного образа, все же отмечается преобладание «образа вилки».

Итак, устранение необходимости непрерывно следить за директорными приборами не привело само по себе к восстановлению полноценного образа полета. Как показали исследования, летчик должен сам осознать необходимость формирования наряду с «образом вилки» образа пространственного положения. Для этого он должен быть поставлен в такие условия, в которых полноценный образ необходим практически — тогда его формирование приобретает личностный смысл. Одно из условий — переживание летчиком совершаемых ошибочных действий при отказах директорных индексов (вычислителя траекторного управления). Характерно, что предупреждения о возможности ошибок вследствие поступления ложных сигналов от директорных индексов, как правило, оказывается недостаточным. Летчики просто не верят в возможность таких «глупых» ошибок, зная, что они располагают полной информацией для правильной оценки режима полета в целом. Только в результате собственной ошибки создается внутренняя потребность постоянного осознания пространственного положения самолета, анализа показаний приборов, отражающих режим полета: авиагоризонта, высотомера, указателей курса, скорости.

Для этого у человека должна быть выработана осознанная привычка к активному сопоставлению показаний комплекса пилотажных приборов с показаниями директорных индексов. Если в директорном режиме управления эта дополнительная задача (восприятия и сопоставления показаний) может быть не под силу человеку, загруженному выполнением операции слежения, то автоматический режим создает благоприятные условия для решения такой дополнительной задачи. Восприятие и сопоставление показаний всей совокупности приборов обеспечивают формирование и поддержание полноценного образа полета. Но объективные предпосылки должны сочетаться с высоким личностным смыслом для летчика такой осознанной привычки. Именно переживание ошибочного действия поддерживает личностный смысл формирования полноценного образа. Отсюда следует, что, проектируя деятельность летчика, необходимо заставить его еще в период обучения переживать ошибки, связанные с недостаточной полнотой и четкостью образа полета.

Психология bookap

Полноценный образ полета формируется и в том случае, если производится сложный полет, завершение которого зависит от умения летчика взять на себя управление на наиболее ответственном этапе полета, для чего необходимо точно знать местоположение самолета. Так, завершая автоматизированный заход на посадку при плохой видимости (при низком минимуме погоды), при которой посадочная полоса видна с высоты 80-60 м и с расстояния около 1000 м, летчики осознают необходимость наглядно представить себе пространственное положение самолета в период полета в облаках, вне видимости земли. Наглядное визуальное представление о положении самолета относительно еще невидимого аэродрома и точки предполагаемого приземления сознательно формируется летчиком заранее, чтобы подготовиться к пилотированию по визуальным наземным ориентирам, чтобы увидеть взлетно-посадочную полосу в том месте и в том положении, в каком ожидалось, и не тратить времени на поиски наземных ориентиров. В большинстве случаев незадолго до выхода из облаков летчики усиливают контроль приборов, позволяющих оценить положение самолета относительно аэродрома и взлетно-посадочной полосы. Автоматический режим управления наиболее благоприятен в этом смысле — как правило, летчик успевает точно оценить и представить свое положение, и взлетно-посадочная полоса оказывается там, где ожидалась, т. е. образ восприятия совпадает с образом представления.

Заслуженный летчик-испытатель С. А. Микоян так оценивает различие режимов управления с точки зрения сложности формирования образа-представления: «При ручном управлении по планкам положения работа летчика наиболее напряженная, так как приходится все время сравнивать положение планок со стрелкой АРК (или курсом) и вариометром. При этом летчик опасается неточного выхода и стремится скорей увидеть, где находится ВПП, попадает ли он на нее (особенно если заход был шероховатый). При директорном управлении, если директорные стрелки не противоречат планкам положения, все значительно спокойнее. Наиболее спокойно в режиме автоматического управления — летчику легко контролировать правильность захода, поэтому ВПП оказывается там, где ожидалась». Можно заключить, что в тех случаях, когда летчик нуждается для достижения цели управления в представлении пространственного положения, автоматический режим позволяет сформировать это представление с наибольшим успехом.

Автоматический режим благоприятен с точки зрения создания для летчика объективных предпосылок сохранения на всем протяжении полета полноценного образа полета. Косвенным подтверждением сказанного могут служить характеристики периодичности восприятия приборов (высотомера и указателя скорости) при заходе на посадку в облаках (табл. 3.5).

Таблица 3. 5. Периодичность контроля приборов

Высота полета
(в облаках)
Режим управления
Перерывы в восприятии, с
высотомера
указателя скорости
250
Автоматический
5,3
4,1
Директорный
6,8
6,9
100
Автоматический
5. 2
6.7
Директорный
15,5
16,4

Анализируя табл. 3.5, мы можем принять, что на высоте 250 м периодичность восприятия важных для ориентации приборов соответствует объективным потребностям оценки параметров. В обоих режимах эта периодичность примерно одинакова. Однако на высоте 100 м, хотя объективная потребность в знании о высоте и скорости полета увеличилась, в директорном режиме контроль этих параметров существенно снизился, тогда как в автоматическом изменений не произошло. Заметим, что на высоте 100 м при заходе на посадку работа летчика требует от него большого операционального напряжения: уплотнения всех операций контроля и управления. Сохранение достаточного уровня контроля в автоматическом режиме на высоте 100 м свидетельствует об освобождении внимания летчика благодаря автоматизации исполнительских операций. Это означает, что автоматизация исполнительских операций представляет реальную возможность для формирования полноценного образа полета, включения в него представлений о всех пространственно-временных параметрах объекта управления, а не только о его положении относительно «линии заданного пути».

Психология bookap

При автоматизации полетов по маршруту (длительный автоматический полет) создается еще одна проблема — сохранения проприоцептивной составляющей образа полета, лежащей в основе чувства самолета. На скоротечных этапах полета, например при заходе на посадку, летчик способен сознательно сохранять в памяти ощущения, возникающие при воздействиях на рули, и осуществлять мысленно не только визуальный, но и проприоцептивный контроль режима полета.

При длительных автоматизированных полетах, особенно в спокойной атмосфере, автопилот выдерживает постоянный режим полета и физические воздействия на летчика минимальны. При этом из структуры образа полета может выпадать чувство самолета. Летчик в этом случае взаимодействует с информационной моделью полета, его контакт с системой отображения информации в основном визуальный, а действия осуществляются на уровне своеобразной интеграции сенсорно-перцептивных и вербально-логических процессов: человек воспринимает, обобщает показания приборов, оценивает обстановку полета и время от времени принимает решение изменить режим работы автоматики.

Изменение образа полета в спокойно протекающем длительном автоматизированном полете обусловлено, кроме исключения проприоцептивной составляющей действия (объективно заданное условие), еще и чисто психологическими причинами -возникновением установки на то, что самолетом управляет автоматика. Эта установка настолько меняет целенаправленность летчика, что он, в частности, 1) забывает регулировать параметр скорости, хотя управление скоростью не автоматизировано и осуществляется вручную, 2) долгое время (до 160 с) не замечает существенных отклонений в режиме полета при наличии всей необходимой визуальной информации, 3) при внезапном требовании (срочно) взять управление на себя (вследствие отказов автоматики) задерживает начало вмешательства в управление и начинает исполнительские действия с малоцелесообразных движений.

Если проблема сохранения образа пространственного положения решается путем приобретения соответствующего опыта в условиях, когда исключение данного компонента из его предметного содержания ведет к грубым ошибочным действиям, то сохранение проприоцептивной составляющей чувства самолета не может быть обеспечено только за счет осознанного стремления человека к формированию полноценного образа полета. В автоматизированном полете при всей полноте визуальной информации, необходимой для поддержания представления о пространственном положении, отсутствуют проприоцептивные сигналы с органов управления. Поэтому здесь помочь летчику сохранить чувство самолета можно лишь техническими средствами, а именно путем создания системы совместного управления человека и автоматики [52].

Психология bookap

Использование совместного управления необходимо как способ повышения надежности действий летчика (и надежности системы «летчик-самолет» в целом) на некоторых сложных и опасных этапах, таких, как полет на малой высоте с облетом препятствий [125]. Надежность действий летчика повышается за счет сохранения образа полета, включающего такую его составляющую, как чувство самолета.

Итак, в автоматизированном полете, как в директорном, так и в автоматическом режимах управления, возможна и нередко происходит редукция образа полета, сведение сложного по структуре и богатого по содержанию образа к одному из его компонентов, регулирующих наиболее простые двигательные акты, — к «образу вилки» Этот факт предъявляет специфические требования к проектированию деятельности современного летчика, который с самого начала своей профессиональной деятельности будет работать на самолетах, оборудованных системами автоматического управления.

Первый опыт реальных полетов и проведенные экспериментальные исследования показали, что проблема сохранения образа полета может решаться как путем обучения, так и техническими средствами. При проектировании деятельности должны учитываться два аспекта проблемы: снижение надежности действий летчика в связи с редукцией образа полета, снижение мотивации труда.

Психологический анализ деятельности человека в автоматизированной системе управления делает наиболее наглядным положение о том, что процесс обучения даже такой профессии, в которой двигательные исполнительские акты занимают подавляющий по времени и трудоемкости объем выполняемых действий, не может быть основан только на отработке двигательных навыков. Основа надежности действий человека — формирование психического образа, регулирующего действия. И чем более автоматизирован процесс управления, тем больше внимания при проектировании деятельности человека-оператора должно уделяться формированию концептуальной модели. Дело в том, что при выработке навыков выполнения ручных операций необходимый образ, регулирующий исполнительские действия, формировался без специально направленных усилий со стороны обучающегося.

Так, у летчика, управляющего самолетом с хорошими аэродинамическими свойствами вручную и преимущественно визуально (не по приборам), образ полета, включающий чувство самолета и ‘образ пространственного положения, формировался постепенно по мере приобретения опыта. Это происходило обязательно, так как учащийся летчик, если его действия не регулировались образом полета, а были основаны на заучивании только исполнительских актов, не мог получить летной квалификации. Пилотирование же по директорным приборам может быть основано на выработке «механического» навыка отслеживания командных сигналов (при условии абсолютной надежности работы директорией системы). Именно поэтому образ полета у летчика, управляющего при автоматизации процесса пилотирования, должен вырабатываться путем направленных усилий во время специального обучения.

10 типов ментальных образов, которые вы можете использовать и испытать

Мы сталкиваемся с множеством различных типов образов. Те, кто хочет творить, вводить новшества и рассеивать туман путаницы, знают, как их активировать и использовать. Но чтобы сделать это, нужно сначала понять различные типы, которые вы можете испытать.

Мюррей Йоханнсен. Вопросы или комментарии? Свяжитесь с автором в профиле Linkedin

Руководство по содержанию

Что на этой странице

Как развивать навыки 21st Century
Хотите быстрее получать результаты?

Что такое ментальные образы?

 «Один правильный образ стоит больше, чем тонны словоблудия, которое перегружает и ограничивает разум». — (Гарфилд, 1984. стр. 80)

Томас Коул (1841-1848): Мечта архитектора. Видение и мечту отличает то, что лидеры реализуют свое видение в реальном мире.

Один из способов определить ментальные образы — по их характеристикам. Согласно Кратти (1983), у человека могут быть разные переживания в зависимости от сенсорных режимов, управляемости и яркости.

Количество сенсорных модусов

В данном случае, есть ли в образе другие встроенные чувства. Например, изображения часто имеют разные сенсорные режимы, такие как звуки и чувства. Образы нередко вызывают такие эмоции, как страх или счастье.

Управляемость

Определение: Управление изображением путем масштабирования, увеличения, поворота, уменьшения и т. д. В мечтах все поддается контролю. Однако большинство людей пассивно видят сны, практически не контролируя происходящее.

Яркость

Определение: Степень четкости изображения, будь оно нечетким или четким и недвусмысленным. Многие люди начинают с расплывчатых образов. И тогда, благодаря практике, ментальные образы становятся более яркими.

Десять типов образов

В отличие от физических объектов, ментальные образы обладают большой гибкостью и изменчивостью. Существует семь видов ментальных образов.

Изображение Мюррея Йоханнсена. Типы образов в цикле сна-бодрствования

1.

Гипнагогический

Образы, возникающие непосредственно перед сном. Обычно это очень яркие изображения. Чтобы использовать эти образы, вы должны быть полностью расслаблены и сохранять бдительность, поддерживая определенный уровень внимания. Большинство людей пропускают эту стадию, сразу переходя из состояния бодрствования в сон.

2. Гипнопомпический

Образы перед пробуждением. Опять же, эти изображения невероятно яркие и больше напоминают действия, которые можно совершать в течение дня. Другой тип использования относится к просмотру и повторному прогону ваших снов.

3.

Образы сна Адриан Гинье: Жозеф объясняет сон фараона

Все видят сны, но мало кто их помнит. В то время как немногие считают, что сны не имеют значения, большинство экспертов считают, что сон имеет большое значение в форме образов.

4.

Образы пробуждения Изображение: Diego Delso. По лицензии CC BY-SA 3.0

Это наиболее распространенный тип изображения, с которым мы сталкиваемся. Мы видим картину «мысленным взором». Эти образы бодрствования очень тонкие. Часто мы даже не осознаем этого.

5. Символические образы

Символы — увлекательные образы, потому что они имеют как минимум два значения. Первый очевиден — буквальное значение. Деньги, например, по существу покупают вещи. На этом сосредоточены экономисты. Но обычно они упускают второй, более тонкий смысл.

Это также образное значение — скрытый смысл — значение, которое люди понимают, но могут даже не осознавать, что оно существует. Взять, к примеру, деньги. Это может означать жадность (любовь к деньгам). Это обычно наблюдается в капиталистических странах. Другое значение — безопасность. Деньги освобождают вас от конкретных забот. И, наконец, это дает вам статус. Почему-то многие считают, что миллиардер достоин уважения и восхищения. Почему? Потому что у них много денег.

Автор: Оскар Грюнер / Verlag Friedrich Wolfrum & Co

Символическое значение часто встречается в снах. Возьмем, к примеру, дом с тремя уровнями. Это может представлять ваш настоящий дом, тот, в котором вы живете. Но это также может означать ваш разум: первый этаж — это Эго, а подвал представляет собой бессознательное. Но тогда, что может представлять вторая история? Часть разума, как Superego ? Что-то другое?

6.

Мистические образы Джеймс Тиссо (1836–1902): Видение святого Иосифа

На протяжении всей истории известные религиозные лидеры, такие как Павел, Мухаммед, Будда, суфийские пророки и христианские святые, такие как Мать Тереза, видели необычные образы — образы с мощным психологическим и эмоциональным воздействием. Подобный опыт есть не только у известных людей, но и у многих обычных людей. Во многих случаях эти изображения включают в себя символы, которые имеют скрытое значение. Вот один пример.

В 1947 году Матери Терезе было показано видение, состоящее из трех частей. В первой сцене она видит тягостное положение бедняков. И она понимает, что под материальной скрывалась нищета духовная.

Во второй сцене Мать Тереза ​​увидела ту же толпу бедняков, но слов было больше. Итак, там: Богоматерь (Мария?) была среди них, а Мать Тереза ​​стояла на коленях рядом с ней; она услышала, как она сказала:  «Позаботься о них… они мои… отнеси их к Иисусу… отнеси их к Иисусу… не бойся… научи их читать розарий… семейный розарий, и все будет хорошо… не бойся… Иисус и Я буду с тобой и твоими детьми».

В третьей сцене снова была та же самая толпа, и они были покрыты тьмой. Там, среди мрачной толпы, которая, казалось, не замечала Его присутствия, был Иисус на Кресте. Богоматерь была перед Ним… и Иисус сказал Матери Терезе:  «Я просил тебя… она, Моя Мать просила тебя. Ты откажешься сделать это для Меня… позаботиться о них, привести их ко Мне?» (О’Брайен, 2008)

Изображение: Тони Боудан. Статуя Матери Терезы

Это не единственные типы снов, которые оказывают влияние; мы видим то же самое со зрением.

7. Видение лидеров

«Вы стоите перед выбором в жизни. Вы можете делать то, что говорят вам родители и начальство, или вы можете определить свое видение для себя». — Мюррей Йоханнсен.

Артур Боуэн Дэвис (1862–1928): Видения славы

У всех людей есть фантазии, у многих есть мечты, но у немногих есть видения. Видение — это не сон; это не фантастика. Чтобы ментальные образы считались видением, необходимо сосредоточить внимание на:

Обладать воображением означает сначала увидеть то, что еще не существует. Но она могла бы существовать, если бы были предприняты правильные действия. Например, кто-то может представить, что произойдет перед встречей со своим начальником. Это важный аспект дальновидного лидера. Чтобы быть видением, образы:

а.
Должен сосредоточиться на будущем

В английском языке есть много слов примерно того же значения, что и зрение. These include:

  • Foresight,
  • Insight,
  • Imagination,
  • Prescience,
  • Forethought,
  • Revelation,
  • Prophecy, and
  • Ожидания.
б. Motivate Action

Лидерами движут внутренние силы. Те, у кого есть лидерское видение, обладают огромной энергией — чем-то, что заставляет их двигаться вперед день за днем, месяц за месяцем, год за годом.

Когда люди говорят о лидерском видении, они обычно используют его двумя разными способами:

  • Это путь, 
  • Для других — цель .

В своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл однажды описал такое видение. В случае Франкла это пришло к нему, когда он погряз в тяготах повседневного существования в концлагере во время Второй мировой войны. Погрязнув в боли отчаяния, он увидел себя читающим в университетской обстановке лекцию о психологии концлагеря. Этого было достаточно, чтобы держать его в середине ада. И действительно, спустя годы, именно это и произошло.

8. Архетипические образы

Фрейя и гномы – Иллюстрация Гарри Джорджа Тикера к «Детским рассказам из северных легенд» М. Дороти Белгрейв и Хильды Харт, 1920

Карл Юнг (1968, 1989) считал, что определенные типы образов из бессознательного не были случайными; были закономерности, и эти закономерности отражены в архетипах. Конечно, их намного больше двенадцати, но эти архетипы — отличное место для начала.

Эти изображения иногда представляют собой запечатленные истории, особенно те, которые выдержали испытание временем. Таким образом, они становятся частью мифов, которые передаются из поколения в поколение.

9. Изображение цели

Это изображение сознательно выбрано и используется для определенных целей, например, для визуализации знака «Продано» на объекте недвижимости, который вы пытаетесь продать. Образ цели направлен на то, чтобы «научить» разум участвовать в определенном поведении или достигать определенной цели.

Например, чтобы бросить курить, вы можете вызвать в воображении образ розовых здоровых легких. Но вы также можете использовать более абстрактные изображения, которые могут показать красный круг с красной полосой, пересекающей его, наложенный на зажженную сигарету.

Когда приходится выбирать между позитивом (здоровые легкие) и отрицанием противоположного (красный кружок через сигарету), эксперты считают, что лучше выбрать позитив.

10. Образы процесса

Изображение: SD Dirk: High Jump Triton Invitational 2011

Ментальные образы сочетают в себе картину конечной цели — возможно, победы в турнире по гольфу — с одним из процессов, с помощью которых эта цель достигается — мысленной практикой выстрелов, необходимых для идеальной игры в гольф. Некоторые примеры приведены ниже.

Я никогда не делаю кадр без очень четкого, четкого изображения в голове. Это как цветной фильм. Во-первых, я «вижу» мяч там, где я хочу, красивый и белый, сидящий высоко на ярко-зеленой траве. Затем сцена быстро меняется, и я «вижу» летящий туда мяч: его траекторию, траекторию и форму, даже его поведение при приземлении. Затем происходит затухание, и следующая сцена показывает, как я делаю качели, которые превращают предыдущие изображения в реальность. (Джек Никлаусс, 19 лет.74)

В течение многих лет Фрэн Таркентон, квотербек НФЛ Миннесотских викингов, мысленно тренировалась перед каждой игрой.

На этой неделе он должен думать «Питтсбург» и ничего больше. Он должен видеть во сне защиту Стилера, каждый из них, зная их имена, номера, движения тел. Он должен уметь узнавать, кто преследует его, по звуку шагов и в какую сторону свернуть, чтобы уклониться от него, ибо у каждого человека есть свои слабости. Он должен видеть, как полузащитники смотрят на него, когда они возвращаются к прикрытию паса, знать их относительную скорость и эффективность, а также знать, сколько шагов каждый из них сделает для определенных защитных сигналов, чтобы он мог найти нужную дыру в нужное время.

К пятнице я прокручиваю в голове целые блоки пьес. . . Я пытаюсь визуализировать каждую игровую ситуацию, каждую защиту, которую они собираются бросить. Я говорю себе: «Что я буду делать на их пятиярдовой линии, а впереди третья и голевая, и наша игра с короткими передачами идет не очень хорошо, и их линия выглядит стеной, а у нас шесть очков». позади?» (Клобучер, 1976 г.)

И, наконец, «Если бы у меня была игра в голове, но я заглушил бы ее на корте, я бы неоднократно прокручивал ее в голове в поисках упущенных деталей. Я дурачился, потому что упустил из виду важную деталь, поэтому я возвращался, чтобы проверить свою модель». (Рассел, 19 лет79)

Не беспокойтесь, если вы «видите» только фрагмент изображения. Этот фрагмент может вызвать подсознательную ассоциацию с общей картиной, которая очень тонко вводит и задействует больше ваших чувств.

Самое распространенное заблуждение о ментальных образах заключается в том, что вы должны быть в состоянии визуализировать с большой ясностью и яркостью, чтобы быть эффективными. На самом деле яркость образов не так важна, как контроль над ними.

Подведение итогов

Чтобы научиться использовать свой разум и повысить производительность, вам необходимо понять и использовать различные типы образов. Большинство из них можно изменить. Многие связаны с творчеством, другие еще и мотивируют нас.

 Ссылки

Кратти, Брайант (1983). Психология в современном спорте: руководство для тренеров и спортсменов, 2-е издание. стр. 160.

Франкл, Виктор (2006). Человек в поисках смысла. Маяк Пресс.

Гарфилд, Чарльз и Беннетт, Хэл (1984). Пиковая производительность: методы умственной тренировки величайших спортсменов мира. Лос-Анджелес, Калифорния: Тарчер.

Юнг, Карл (1989). Воспоминания, сны и размышления. Университет Принстон.

Юнг, Карл (1968). Человек и его символы. Массовый рынок Dell в мягкой обложке.

Клобучер, Джей (1976). Таркентон . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Никлаусс, Джек (1974). Гольф мой путь. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.

О’Биен, Линда (2008). Видение Матери Терезы Распятого и Его Матери. Католическая перемена.

Рассел, Билл (1979). Второе дыхание . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

Рассел, Питер (1979). Мозговая книга . Нью-Йорк: Даттон.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. мысленный образ знаковое мысленное представление

  2. мысленные образы способность формировать мысленные образы вещей или событий

  3. психический случай человек, страдающий неврозом

  4. умственный возраст уровень интеллектуального развития, определяемый тестом интеллекта

  5. 75″>

    психическое заболевание любое психическое заболевание

  6. быстрота ума интеллект, проявляющийся в способности давать правильные ответы без промедления

  7. номинальные убытки (по закону) незначительная сумма (обычно 1,00 долл. США), присуждаемая в качестве признания того, что был понесен юридический ущерб (как за технические нарушения контракта)

  8. психическое заболевание любое психическое заболевание

  9. дом для душевнобольных больница для психически неполноценных или неуравновешенных лиц

  10. душевная боль длительная тупая болезненная эмоция

  11. 51″>

    Гора Олимп горная вершина на северо-востоке Греции у побережья Эгейского моря

  12. психическая гигиена раздел психиатрии, занимающийся психологическими методами

  13. каминная полка, выступающая из стены над камином

  14. общие убытки (по закону) возмещение убытков, которые могут быть легко доказаны и которые пострадавшая сторона имеет право на компенсацию

  15. антикульминация разочаровывающий спад после предыдущего подъема

  16. психический процесс выполнение некоторой сложной когнитивной деятельности

  17. стоматологическая амальгама Сплав ртути с другим металлом (обычно серебром), используемый стоматологами для заполнения полостей в зубах; кроме железа и платины, все металлы растворяются в ртути, и химики называют полученные ртутные смеси амальгамами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *