Определите стилевую принадлежность текста по предложенному плану. План стилистического анализа текста 1. Определите стиль текста. Назовите его основные стилевые черты. Как они реализованы в тексте? 2. Определите подстиль текста (если возможно). 3.Адресант, адресат (аргументы). 4.Охарактеризуйте лексические средства (пласты лексики, наличие терминов и специальных слов, стилистической окраски и др.). Приведите примеры. 5. Опишите морфологические и словообразовательные средства (активные части речи и формы, продуктивные аффиксы). Приведите примеры. 6.Назовите синтаксические средства (частотные конструкции, их особенности). Примеры. 7. Вывод. (Таким образом, в данном тексте реализуются такие стилевые черты, как …, …, … Это является доказательством того, что текст написан в ……ом стиле).
Вариант 2. Учитесь говорить и писать Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить, потому что самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он труслив и робок, не уверен в себе. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли. Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Вариант 2.
Учитесь говорить и писать
Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить, потому что самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли. Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
(Отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»)
Язык и стиль – грамматика
Изображение PDPics с PixabayВ этом третьем модуле из серии о языке и стиле из The News Manual мы рассмотрим некоторые из наиболее важных грамматических правил написания новостей, некоторые распространенные ошибки и как их исправить.
В предыдущих двух модулях мы обсудили основы правильного построения историй и использования правильных слов. Третий элемент хорошего письма — грамматика — правила, по которым слова вписываются в структуру.
Так как многие люди используют такой сложный язык, как английский, существует множество возможностей для совершения ошибок. Мы не можем перечислить их все здесь. Мы, однако, отметим некоторые из наиболее распространенных ошибок, допускаемых журналистами.
Собирательные существительные
Некоторые существительные, состоящие из отдельных частей, рассматриваются как множественное число, а другие — как единственное число. Это во многом зависит от того, какой стиль использует ваша конкретная газета или радиостанция, но есть общее правило. Если отдельные лица в группе действуют или принимают решения как единое целое, используйте глагол в единственном числе.
СПРАВА: Правительство заявило, что собирается отменить подоходный налог.
НЕПРАВИЛЬНО: Правительство заявило, что собирается отменить подоходный налог.
Однако, если коллективная группа более известна своими отдельными частями, рассматривайте ее как множественное число. Это обычно делается для спортивных команд.
СПРАВА: Менеджер команды сказал, что они собираются победить.
НЕПРАВИЛЬНО: Менеджер команды сказал, что она выиграет.
Существительное в единственном числе следует рассматривать как единственное число, даже если оно содержит несколько элементов. Например, мы говорим, что:
На столе лежит мешок с кокосами.
В поле пасется стадо овец.
Автобус, полный медсестер, ждет снаружи.
Это потому, что подлежащим в предложении является «мешок», а не «кокосы»; «стадо», а не «овцы»; и «автобус», а не «медсестры».
Ни один, ни один, каждый и каждыйСлова ни один, ни один, каждый и каждый рассматриваются как единственное число, когда они являются подлежащим глагола, даже если они относятся к более чем одной вещи или человек. Это потому, что слова означают ни один, ни один, каждый и каждый .
СПРАВА: Ни мужчина, ни женщина не могут говорить.
НЕПРАВИЛЬНО: Ни мужчина, ни женщина не могут говорить.
Слово none рассматривается как единственное число (поскольку оно является сокращением от not one ), хотя обычно за ним следует существительное во множественном числе. Субъект предложения none (т. е. not one ) и, следовательно, нуждается в глаголе в единственном числе. Субъект следующего предложения не мужчины , это нет :
ПРАВИЛЬНО: Никто из мужчин не захотел давать показания в суде.
НЕПРАВИЛЬНО: Никто из мужчин не захотел давать показания в суде.
Слова каждое и каждое рассматриваются как единственное число, даже если за ними может следовать длинный список вещей, к которым они относятся.
СПРАВА: Каждый автомобиль, автобус, велосипед и рикша в городе должны иметь лицензию.
НЕПРАВИЛЬНО: Каждый автомобиль, автобус, велосипед и рикша в городе должны иметь лицензию.
Неуместные модификаторы
Когда вы используете фразу для изменения или описания части предложения, убедитесь, что она описывает правильную часть. Правило состоит в том, что модификатор присоединяется к ближайшему к нему существительному. Ошибки иногда могут быть очень забавными. В этом примере модификатор выделен курсивом.
СПРАВА: Самолет остановился перед главой клана , который был одет в травяную юбку.
НЕПРАВИЛЬНО: Одетый в травяную юбку , самолет остановился перед главой клана.
Это становится проблемой, когда вы превращаете чьи-то цитаты в репортажную речь. Правильно использовать I , me , my , we , us и our в кавычках, но как только вы уберете кавычки и напишете отчетную речь, вы должны внесите следующие изменения:
I становится он или она ,
я становится его или ее ,
мой становится его или ее .
Мы становятся они ,
мы становятся они ,
наши становятся их .
ты становится его , ее или их ,
твой становится его , ее или их .
Многие журналисты не забывают изменить I , me и my в репортажной речи, но забывают об остальных изменениях, которые необходимо сделать. В следующем примере мы показываем правильные и неправильные способы превращения предложения из кавычек в сообщенную речь. Первоначальное предложение в кавычках было:
Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве: «Я сделаю все возможное, чтобы защитить нашу страну».
Превращается в репортажную речь, становится:
СПРАВА: Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить их страну.
НЕПРАВИЛЬНО: Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить нашу страну.
В приведенной выше неправильной версии оставление слова «наш» в предложении означает, что мы, журналисты, включены в историю.
Иногда недостаточно просто изменить несколько слов. Иногда вам придется добавить слова объяснения. В правильных предложениях выше ясно, кто с кем говорит. Однако при замене цитаты на репортажную речь она иногда становится менее понятной, особенно в более поздних абзацах рассказа. Предположим, что затем премьер-министр сказал солдатам:
«Я так много могу сделать, но мне также нужна твоя помощь».
В отчетной речи вам нужно будет написать:
Премьер-министр Фиджи сказал солдатам в Суве, что сделает все возможное, чтобы защитить их страну. Он сказал, что может сделать так много, но ему также нужна помощь армии.
Это было бы приемлемым решением в письменной форме для радио и телевидения, где не следует использовать прямые кавычки в сценариях. Если вы пишете для печатных изданий, лучшее решение — давать сами цитаты.
Это и этоЭти два слова часто путают. Правило простое. Используйте вместо , когда речь идет о чем-то принадлежащем ему. Используйте , это в качестве краткой формы. Например:
Раненое животное вернулось в свое логово.
Охотник сказал: «Непонятно, что сейчас происходит».
Пунктуация
Вот некоторые основные правила пунктуации, используемые в большинстве книг по стилю. Однако золотое правило любой письменной речи состоит в том, чтобы она была простой и ясной.
Заглавные буквы
Они используются в начале предложений и для имен людей и мест. Заглавные буквы также используются в начале слов, которые являются названиями, а не описаниями. Например, мы пишем о «правительстве Шри-Ланки», потому что это название одного конкретного органа, но мы пишем о «соглашениях между правительствами», потому что говорим о правительствах в целом. Следующий пример демонстрирует разницу:
Во встрече, организованной премьер-министром Индии, приняли участие восемь премьер-министров.
Заглавные буквы также следует использовать для торговых наименований продуктов и компаний. Например:
Компания Universal Cement производит цемент Cemebond.
Точки
Точки, называемые в Америке «точками», используются в конце предложений, в качестве десятичных точек и с некоторыми стандартными сокращенными названиями мест. Например, в Америке кал. для Калифорнии или NY для Нью-Йорка; в Австралии WA . для Западной Австралии или Вик. для Виктории., хотя в неформальном использовании точка становится все более распространенной. Однако, если аббревиатура не известна вашей аудитории, пишите название полностью. Журналисты, работающие на радио или телевидение, обычно называют имена полностью.
При использовании в конце цитаты точка ставится в закрывающих кавычках:
Он сказал: «Это не то, что мы хотели».
Не во всех сокращениях используются точки. Большинство газет сегодня не используют их для сокращения 9. 0029 Mr , Mrs , Ms , Dr , Rev и аналогичные общие названия.
Раньше точка использовалась в аббревиатурах названий. Редакторы все чаще предпочитают опускать их, как в США, Папуа-Новой Гвинее или ООН.
Запятые
Запятая в письменном английском языке очень похожа на паузу в разговорной речи. Он используется в предложениях для разделения фраз или списков слов, как в следующем примере:
Компания, которая была создана только в прошлом году, теперь производит ряд товаров, включая шины, рулевые колеса, выхлопные системы и ветровые стекла.
Обратите внимание, что перед и в конце списка нет запятой.
Запятые следует ставить только для облегчения чтения или прослушивания. Если вы обнаружите, что в вашем предложении несколько запятых, вероятно, оно слишком длинное и его следует разделить на отдельные предложения.
Точки с запятой (;)
В основном они используются для разделения фраз, которые уже содержат запятые, особенно в списках:
Победителями стали: Багу Лаги, геология; Джим Хо, физик; Питер Грэм, Доро Мини и Фаафо Токала, экономика; и Нга Нганда, история.
Двоеточие (:)
Существует два основных способа использования двоеточия в новостях. Один находится в начале списка, как в примере выше. Второй — при переходе от атрибуции к цитате:
Судья сказал: «Мне не в первый раз приходится иметь дело с такого рода делами».
Апострофы (‘)
Апострофы можно использовать по-разному. Наиболее распространенным является демонстрация владения. Обычно используется перед s. В этом примере типография принадлежит компании:
Пожар прошлой ночью уничтожил главную типографию компании.
Однако, когда существительное во множественном числе оканчивается на s, за апострофом обычно не следует еще одно s:
Шутки Фрэнка имели большой успех на юбилейной вечеринке его родителей.
В приведенном выше предложении шутки принадлежали Фрэнку, поэтому мы добавляем ‘s. Однако слово parent уже оканчивается на s, поэтому мы просто добавляем апостроф. Апострофы также используются в сокращениях вместо пропущенных букв или цифр:
«Во время золотой лихорадки 34 года горняки не могли добраться до Булоло достаточно быстро», — сказал он.
Кавычки (» «)
В основном их следует использовать для различения произносимых слов, хотя некоторые журналисты используют их при цитировании письменных сообщений.
Дефисы (-) и тире (-)
Дефисы используются для объединения слов, а тире используются для разделения фраз, обычно для драматического эффекта.
Дефисы используются для соединения двух или более слов в одну идею, например: несогласие , благонамеренность , вице-канцлер , теща . Они также используются в некоторых словах, чтобы избежать двусмысленного значения. Например, дефис различает re-cover (покрыть снова) и восстановить (вернуть что-то).
Тире (которому отведено больше места, чем дефису) используется для обозначения резкого перехода или неожиданной фразы, как в следующем примере вступления.
Вчера Давид Паро вернулся домой с работы и обнаружил на своей веранде нежданный подарок – три тонны навоза.
Не используйте тире без необходимости; это может утомить читателей.
Вопросительные знаки (?)
Их следует использовать только после прямого вопроса, что означает, что они обычно заключаются в кавычки. Изучите следующие комбинации, чтобы увидеть правильное и неправильное употребление вопросительных знаков:
ПРАВИЛЬНО: Доктор спросил Мэри: «Когда вы в последний раз сдавали кровь?»
СПРАВА: Врач спросил Мэри, когда она в последний раз сдавала кровь.
НЕПРАВИЛЬНО: Врач спросил Мэри: «Когда вы в последний раз сдавали кровь».
НЕПРАВИЛЬНО: Врач спросил Мэри, когда она в последний раз сдавала кровь?
Журналисты иногда ошибочно задают своим читателям вопросы, особенно при написании статей. Работа журналиста состоит в том, чтобы отвечать на вопросы читателей, а не заставлять их гадать, поэтому избегайте задавать вопросы.
Восклицательные знаки (!)
В новостях они не нужны. В романах они вставляются для обозначения драмы. Если вы хороший репортер, ваша история должна сделать это за вас. Вы должны использовать их только в конце цитаты, которая является восклицательным знаком или приказом, например:
Мистер Паро взглянул на свою веранду и сказал: «Черт!»
Многоточие (…)
Это ряд из трех точек, взятых в кавычки, чтобы показать, что что-то было упущено:
«Автомобиль ударился о несколько предметов… прежде чем остановиться на дереве».
Вы должны стараться избегать этого, если это вообще возможно, так как читателю кажется, что вы что-то скрываете.
Многоточие часто используется вместо тире в новостях на радио и телевидении. Читатель знает, что перед тем, как закончить предложение, нужно сделать выжидательную паузу. Итак, в радио мы могли бы переписать пример с навозом:
Вчера Дэвид Паро вернулся домой и обнаружил на своей веранде нежданный подарок… три тонны навоза.
Скобки ()
Вы также должны избегать квадратных скобок в новостях. Они предназначены для того, чтобы содержать дополнительные детали в предложении, но чаще используются ленивыми журналистами, чтобы не переписывать предложения правильно. Некоторые газеты допускают их использование при объяснении сокращений, например:
Хирург, страдающий синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД), уволен с работы в главной больнице страны.
Подводя итог
- Говорите ясно и просто, чтобы ваши читатели или слушатели могли понять.
Структура предложения должна быть простой. - Проверяйте всю свою работу, чтобы убедиться, что все, что вы пишете, соответствует правилам грамматики и пунктуации.
Этот модуль взят из главы 12 The News Manual: Язык и стиль – Грамматика.
Связанные учебные модули
Язык и стиль – основы
Язык и стиль – слова
Язык и стиль – перевод
Как интонация влияет на структуру предложения thats», когда они использовались как части существенных предложений. Репортер пришел в ярость и закричал: «Вы разрушаете мой
каденс ».Несколько лет спустя другой репортер давал советы по успешному проведению интервью. «Я всегда позволяю им закончить свои предложения, чтобы я мог слышать cadence », — сказал репортер.
ICYMI: Термин «пропускная способность» достигает полной мощности в новостных сообщениях
А недавнее исследование о беге показало: каденс не играет такой большой роли в скорости и эффективности, как считалось раньше».
Все трое говорили о ритме, но по-разному.
В письменной речи «каденция» — это синхронизация или последовательность предложений. Как говорится в «Письме объяснения»: «Каденция создается при чтении сбалансированных слов и фраз в свободном стихе и прозе. Писатели тщательно выбирают слова, и, выбирая определенные слова, через прозу создаются определенные ритмы».
Вкрапление коротких предложений для удара в серию длинных предложений, например, задает ритм. Предложения одинаковой длины или структуры могут убаюкать читателя: «Пожарные отреагировали на пожар. Они обнаружили, что конструкция полностью поглощена. Им потребовался час, чтобы потушить пожар». Вместо этого одно более длинное и одно более короткое предложение могут лучше поддерживать интерес читателей: «Пожарные отреагировали на огонь и обнаружили, что строение полностью охвачено огнем. Им потребовался час, чтобы потушить пожар».
«Каденс» также может создать драму: «Она боялась идти на работу в тот день, потому что многие ее коллеги были уволены, и она не была уверена, сколько работы ожидать, когда она пришла.
Это было хуже, чем она ожидала». Короткое второе предложение подчеркивает часть «хуже» больше, чем в более длинном предложении.Пунктуация также устанавливает «каденс».
Он вспомнил, как впервые умер питомец. Ему было 5.
Он вспомнил, как впервые умер питомец: ему было 5.
Он вспомнил, как впервые умер питомец – ему было 5 лет.
Он вспомнил, как впервые умер питомец (ему было 5 лет).
Эти четыре предложения говорят об одном и том же; единственное изменение — пунктуация. Но разница в том, как читатель «слышит» это.
Репортер, слушающий «каденцию» источников, хотел, чтобы люди заканчивали свои предложения, чтобы увидеть, «поддерживали ли они», заканчивая декларативную фразу или предложение, как будто вопрос. Репортер также хотел услышать, как источники думают на ходу: слишком много фальстартов или слишком много «гм», «лайков» и обрывающихся без смысла предложений часто были признаком того, что источник не отвечал прямо.
Что касается исследования бегунов, то в пресс-релизе не было определено, что имеется в виду под «каденсом». Но из контекста стало ясно, что это означает частоту шагов, которые делает бегун. По-видимому, скорость 180 шагов в минуту считалась оптимальной, и бегуны подстраивали свой «каденс» к своей скорости, но новое исследование показывает (сюрприз-сюрприз), что естественная «каденция» человека важнее, чем попытка достичь оптимальная ставка.
В бизнесе, «каденция», Merriam-Webster 9В блоге Words at Play 0382 говорится: «Как часто происходит регулярное запланированное событие». В армии это «ритмичные песнопения, которые поют солдаты в походном строю». И «каденция» также означает «ниспадающую интонацию голоса», противоположную «разговору».