Предмет гештальтпсихология: характеристика направления основатели, предмет изучения.

Содержание

Гештальтпсихология, как наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии.

В начале 20-х годов прошлого столетия в Германии возникло новое направление – гештальтпсихология. Насколько важными оказались гипотеза, выводы, открытия гештальтпсихологии? Какое значение этих выводов для современной психологии?

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

— Предмет гештальтпсихологии — это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;

— Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;

— Единицей анализа сознания выступает гештальт, т. е. целостная образная структура;

— Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;

— Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;

— Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;

— Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т. е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

— Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;

— Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;

— Решение сложившейся проблемы;

— Принятие решения;

— Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

В. Кёлер. Гештальт-психология – это течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.

Ф.Перлс. Основной тезис гештальт-психологии заключается в том, что окружающий мир воспринимается не как отдельные элементы (которые, согласно структуралистам, затем интегрируются сознанием или, согласно бихевиористам, обусловлены стимулированием), а как организованные, целостные формы – гештальты.

Исследовал развитие восприятия у детей еще один представитель этой школы – Г.Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования геометрических фигур деть ми разного возраста.

К. Левин. Классические методики исследования самооценки и уровня притязаний.

Гештальтизм: динамика психических структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Митрофанова Дарья Артемовна, Орлов Владислав Владиславович

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022 2022-12-23

Статья просмотрена: 34 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Гештальтизм: динамика психических структур / Е. Г. Огольцова, Д. А. Митрофанова, В. В. Орлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98030/ (дата обращения: 20.07.2023).



В статье авторы пытаются раскрыть понятие Гештальтизма как одну из динамик психических структур.

Ключевые слова : гештальтизм,гештальтпсихология, эксперимент, гештальты.

История психологии берет свое начало в далёком Древнем Египте. Именно там впервые в папирусе Эберса найдены упоминания о различных психических состояниях человека, таких как депрессия и слабоумие. Философы Древней Греции внесли большой вклад в развитие психологии как науки. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Проходили века, но интерес к психологии как к науке стал лишь увеличиваться.

Внутренние психические процессы человека всегда были и остаются интересны людям.

Гештальтпсихология как одно из направлений психологии берет своё начало в XX в. Теорию гештальтов впервые выдвинул берлинский профессор Макс Вертгеймер в 1912 году в работе «Экспериментальные исследования восприятия движения». Вокруг Вертгеймера сформировалась Берлинская школа гештальтпсихологии. Относительно независимая школа данной психологии сложилась и в Граце (Австрия). Само наименование понятия впервые использовал в научном лексиконе X. Эренфельс в статье «О качестве формы» в 1890 году, что с немецкого языка и переводится как «структура», «форма». Дальнейшему развитию данного направления содействовали Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Кофф. Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии — гештальт-терапии, основоположником коей является психолог Фридрих Перлз. [4]

Гештальтпсихология берет свое начало с эксперимента М. Вертгеймера, который был изложен в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912 году. Он, используя особые приборы, изучал два раздражителя у подопытных (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. Когда промежуток был относительно большой, испытуемые улавливали линии последовательно. При очень коротком интервале линии принимались как данные одновременно, а при оптимальном промежутке появлялось восприятие движения, т. испытуемые видели смещение линии вправо или влево, а не две линии, представленные последовательно или одновременно. Это явление приобрело название фи-феномен (иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света).

Данный эксперимент опроверг концепцию о сложении ощущений в целостную картину, то есть доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

М. Вертгеймер еще изучал человеческое восприятие и мышление. Он попытался использовать гештальт-принципы относительно творческого мышления человека. Его предположение основывалось на том, что мышление осуществляется в терминах целостного осознания проблемы. Мышление он рассматривает, как последовательную смену гештальтов, то есть возможность взглянуть на одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей. Макс Вертгеймер уверял, что отдельные элементы надлежит рассматривать в непосредственной связи с общей ситуацией и что решение задачи обязательно должно двигаться от общего к частному, а не наоборот. [6]

В 1921 году Курт Коффка издал книгу «Основы психического развития», которая посвящена развитию психологии у детей. К. Коффка исследовал формирование детского восприятия. Результаты показали, что у детей присутствует комплект неточных и не очень адекватных образов внешнего мира. В процессе жизни эти образы делятся и становятся более точными. К примеру, у новорожденных есть неясная фигура человека, в гештальт которого помещаются волосы, лицо, голос, различные присущие движения. Поэтому ребенок в возрасте одного-двух месяцев может не узнать и не принять даже родного человека, если тот изменит стрижку или сменит привычную одежду на абсолютно неизвестную. Но ближе к концу первого полугодия эта неясная фигура разделяется, преображаясь в ряд четких образов: лица, в котором отличаются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, возникают также образы голоса и тела.

Так же Курт анализировал восприятие детьми цвета. Поначалу дети воспринимают окружающее исключительно как окрашенное или неокрашенное. В данном случае окрашенное воспринимается как фигура, а неокрашенное — как фон. Со временем первое разделяется на теплое и холодное, и в окружающем дети отделяют уже несколько наборов «фигура-фон». Например, неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и тому подобное. В итоге, общий вначале гештальт преобразуется в несколько разных, которые уже наиболее точно отражают цвет. Эти образы со временем также дробятся: в холодном выделяются зеленый и синий цвета, а в теплом — желтый и красный. Данный процесс протекает в течение длительного времени, до того момента, когда ребенок начинает воспринимать все цвета правильно.

К.

Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия огромное значение играет сочетание фигуры и фона, на котором показывается данный предмет. Им был сформулирован один из законов восприятия, названный «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения. [1]

Фёдор Артурович Келлер исследовал решение задач человекообразными обезьянами. Опыты с шимпанзе дали ему понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок (слепой отбор верного решения), либо благодаря неожиданному осознанию. Эксперименты Ф. А. Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, поскольку происходит моментальное улавливание ситуации и верное решение поставленной задачи. Фёдор Артурович пришел к выводу, что предметы и объекты, находящиеся в поле восприятия и никаким образом не связанные друг с другом, в процессе решения задачи сливаются в единую структуру, видение которой способствует решению этой задачи. Данный процесс проистекает моментально.
Ф. А. Келер окрестил это явление инсайтом (внутреннее озарение, неожиданное постижение и нахождение решения). Разъясняя феномен инсайта, он понимал, что в тот момент, когда явления вступают в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Объединение предметов в других сочетаниях, связанных с их новыми функциями, приводит к формированию нового гештальта, понимание которого составляет суть мышления. Фёдор Келер произвел ряд экспериментов с детьми, чтобы изучить само мышление и для доказательства того, что разрешение определенных задач у людей происходит похожим образом. Он ставил перед детьми трудную задачу, аналогичную той, которая устанавливалась для обезьян (например, достать игрушечную машину, расположенную на шкафу). Для этой цели дети включали в гештальт со шкафом разные предметы (лестницу, ящики, стол со стулом). [3]

Основа гештальтпсихологии:

  1. Предмет гештальтпсихологии — сознание человека, которое исследуется по принципу целостности.
  2. Метод исследования гештальтов — наблюдение, изучение личного восприятия, реакция на события.
  3. Центральный психический процесс — визуальное восприятие.
  4. Процесс решения задачи — мышление, исполненное посредством структурирования поля, другими словами — через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб. [5]

Главная идея гештальтпсихологии заключается в том, что любой физиологический и психический процесс в мозгу представляет собой единое целое, не складывающееся, как простая сумма, из возбуждений отдельных центров, но обладающее всеми спецификами структуры. Гештальтпсихология опровергала принципы разделения сознания. Ее представители считали, что восприятие не представляется совокупностью чувств, а специфики образа не воссоздаются с помощью признаков ее частей. Взамен разыскивания отдельных частей сознания гештальт-психологи делали упор на его целостности. Само сознание человека рассматривалось как целостность, которая охвачена определенной динамикой. Сознание объединяет все компоненты в общее целое, образуя собой гештальт.

Сформированные гештальты постоянно целостны. Они представляют из себя законченные структуры. Основное свойство гештальтпсихологии — стремление к завершенности, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», а именно в том, что незавершенные процессы запоминаются лучше. [2]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, гештальтпсихология является важной и неотъемлемой частью психологии. Благодаря изучению этой науки появилось такое направление психотерапии как гештальт-терапия, которая помогает большому количеству людей справиться с проблемами, корень которых заключается в незакрытых гештальтах. Гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем. В ходе данной терапии человек учится эти гештальты закрывать, завершать, так как незавершенные гештальты могут вызвать некоторые проблемы. Таким образом, гештальтпсихология является не только крайне интересной наукой для изучения, но также очень важной в понимании психических процессов личности и изучения человека в целом.

Литература:

  1. Коттлер Д., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. — 384 с.
  3. Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. — М.: Эксмо, 2002. — 304 с.
  4. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. — М.: Академия, 1996. — 416 с.
  5. Эдуард, Захарович Захрабеков Гештальт / Эдуард Захарович Захрабеков. — Москва: ИЛ, 2017. — 310 c.
  6. Ждан А. Н. История психологии. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, верное решение, гештальтпсихология, мышление, образ, поставленная задача, процесс решения задачи, развитие психологии, том.

Ключевые слова

эксперимент, гештальтизм, гештальтпсихология, гештальты

гештальтизм, гештальтпсихология, эксперимент, гештальты

Похожие статьи

Основные направления исследования творческого

мышления. ..

Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки.

Задача 3. Каким образом одной ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, перечеркнуть девять точек

(Справа на рис.1 показаны пути решения каждой из данных задач.)

Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения.

Исследование абстрактного

мышления детей младшего…

— провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Дошкольный возраст в психологии определяется как период от 3 до 7 лет.

По результатам эксперимента оказалось, что верные решения были доступны только детям 9–10 лет [11, c. 353–354].

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная…

О роли нестандартных

задач в развитии логического мышления

Ключевые слова: решения, нестандартные задачи, логическое мышление, творческие

Правительством Российской Федерации поставлены цели по созданию инновационной

В. В. Дрозина, В. Л. Дильман в книге «Механизм творчества решения нестандартных задач» дают

В процессе решения математических задач у школьников складывается стиль мышления, при…

ТРИЗ-технология как система

развития креативного мышления

Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

Таким образом, теория решения изобретательских задач позволяет вовлечь ребенка в творчество.

Как развить дивергентное

мышление учащихся при решении

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

— не могут назвать процессы и явления, в данной задаче – 6 учащихся (50%)

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Кроме того, у ребенка развивается критическое мышление в форме оценивания себя, своих. ..

Анализ стратегий исследования психического

развития ребенка

Становление и развитие педагогической психологии в Англии требовало объективных методов изучения психического развития детей.

Детская психология начиналась с простого наблюдения за детьми.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке.

В.Б. Друммонд считал, что в процессе наблюдения можно получить наиболее ценные…

Взаимосвязь ключевых моментов теории

мышления ребенка

Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их.

Особенности

развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

В рамках проведенного исследования перед нами стояла задача не только рассмотреть…

Логическое

мышление младших школьников и его характеристика

Более точным мышление как «процесс» выступает при решении человеком поставленной проблемы.

Мышление — это необычный вид деятельности, который имеет свой вид и структуру.

Мышление при помощи образов опирается на некий мыслительный процесс, в котором

Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Разнообразные виды работ над

задачами как средство развития

 Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Развитию логического мышления способствуют задачи, так как в процессе их решения

Наиболее распространенный вид работы с задачей — это собственно решение задачи.

7) Исследование решения: сколько способов решения возможны, при каких условиях.

Похожие статьи

Основные направления исследования творческого

мышления

Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки.

Задача 3. Каким образом одной ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, перечеркнуть девять точек

(Справа на рис.1 показаны пути решения каждой из данных задач.)

Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения.

Исследование абстрактного

мышления детей младшего…

— провести методику на абстрактное мышление с детьми 3–4 и 4–5 лет

Дошкольный возраст в психологии определяется как период от 3 до 7 лет.

По результатам эксперимента оказалось, что верные решения были доступны только детям 9–10 лет [11, c. 353–354].

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная…

О роли нестандартных

задач в развитии логического мышления

Ключевые слова: решения, нестандартные задачи, логическое мышление, творческие

Правительством Российской Федерации поставлены цели по созданию инновационной

В. В. Дрозина, В. Л. Дильман в книге «Механизм творчества решения нестандартных задач» дают

В процессе решения математических задач у школьников складывается стиль мышления, при…

ТРИЗ-технология как система

развития креативного мышления

Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

ТРИЗ-педагогика взяла за основу теорию решения изобретательских задач.

Это процесс поиска идей, генерация озарений, развивающий креативность мышления.

Таким образом, теория решения изобретательских задач позволяет вовлечь ребенка в творчество.

Как развить дивергентное

мышление учащихся при решении

«Дивергентное мышление» способствует развитию творческого потенциала учащихся.

— не могут назвать процессы и явления, в данной задаче – 6 учащихся (50%)

Как решение творческих задач способствует развитию дивергентного мышления учащихся 8 класса.

Кроме того, у ребенка развивается критическое мышление в форме оценивания себя, своих. ..

Анализ стратегий исследования психического

развития ребенка

Становление и развитие педагогической психологии в Англии требовало объективных методов изучения психического развития детей.

Детская психология начиналась с простого наблюдения за детьми.

Уровень развития теории определяет стратегию исследования в науке.

В.Б. Друммонд считал, что в процессе наблюдения можно получить наиболее ценные…

Взаимосвязь ключевых моментов теории

мышления ребенка

Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Наиболее распространенное понимание мышления связано с процессом решения задач.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их.

Особенности

развития мышления в младшем школьном возрасте

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.

В рамках проведенного исследования перед нами стояла задача не только рассмотреть…

Логическое

мышление младших школьников и его характеристика

Более точным мышление как «процесс» выступает при решении человеком поставленной проблемы.

Мышление — это необычный вид деятельности, который имеет свой вид и структуру.

Мышление при помощи образов опирается на некий мыслительный процесс, в котором

Кулагина И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И. Ю. Кулагина.

Разнообразные виды работ над

задачами как средство развития

 Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Развитию логического мышления способствуют задачи, так как в процессе их решения

Наиболее распространенный вид работы с задачей — это собственно решение задачи.

7) Исследование решения: сколько способов решения возможны, при каких условиях.

Гештальт-психология | Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre.com/psychology/display/10.1093/acrefore/97801557.001.0001/acrefore-97801557-e-488;jsessionid=D0ADCD21786CD420 273021D892475AE9

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание артикула

Показать сводные данные

  • https://doi. org/10.1093/acrefore/97801557.013.488
  • Опубликовано онлайн: 31 марта 2020 г.

Резюме

90 011 Гештальт-психология — целостный подход к психологии, начатый в 1910 году тремя психологами: Максом Вертхаймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Он был задуман, чтобы противостоять элементарной или атомистической психологии, представлению о том, что психические процессы состоят из элементов, ассоциации которых производят содержание, переживаемое в уме или душе. Вместо этого гештальт-психология считает, что конфигурации или, по-немецки, Gestalten , а не эти гипотетические элементы являются первичным материалом, лежащим в основе опыта. Начавшись с исследований восприятия, гештальт-подход вскоре был применен к другим областям психологии. Теория гештальта, вдохновленная теориями поля в физике, пыталась заложить общую основу для психологии, физиологии и физики. Гештальт-движение зародилось в Германии, но три главных героя по личным и политическим причинам переселились в Соединенные Штаты, где движение стало важной силой, борющейся с засильем бихевиоризма. Гештальт-подход оказался особенно плодотворным в эмпирической психологии, но он не оправдал обещания превратить психологию в единую науку, основанную на общей теоретической основе.

Ключевые слова

  • Гештальт
  • Гештальт-теория
  • Холизм
  • Изоморфизм
  • Макс Вертгеймер
  • Курт Коффка
  • 90 003 Wolfgang Köhler

Предметы

  • История и системы психологии

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Войти

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.

Подписка

Доступ к полному контенту требует подписки

Что такое гештальт-теория обучения? Как использовать и примеры

Гештальт-теория обучения — это психологическая теория, разработанная Вольфгангом Колером и описывающая, как люди учатся. Помимо того, что это такое, в этой статье также освещаются примеры гештальт-теории обучения, способы ее использования и принципы, недостатки, взгляды на эту теорию и краткое изложение. После прочтения вы поймете основы теории гештальт-теории обучения . Наслаждайся чтением!

Что такое гештальт-теория обучения?

Гештальт-теория обучения — это образовательная философия, основанная на принципах и идеях гештальт-психологии.

Гештальт буквально означает « цельное » или « объединенное ».

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

Теория утверждает, что весь набор стимулов, таких как вербальное и невербальное общение, оказывает большее влияние на поведение, чем отдельные его части; люди могут получить больше, изучая элементы предмета во взаимосвязи друг с другом, а не просто запоминая их сами по себе.

Таким образом, новая информация преподается вместе с ранее изученным материалом, так что никакая информация не существует сама по себе, а является частью единого плана урока.

В частности, гештальт-теория фокусируется на том, как люди учатся, что основано на нашем предыдущем опыте с подобными объектами или с помощью других чувств, таких как звук и запах.

Это означает, что когда вы видите объект на столе, ваш мозг заполняет все его характеристики на основе вашего предыдущего опыта с подобными объектами или других органов чувств. Теория гештальта утверждает, что нас не нужно учить этим ассоциациям, потому что мы уже знаем их естественным образом: это наша автоматическая реакция на стимул.

Впервые он был предложен немецким психологом Вольфгангом Колером в 1912 году и с тех пор был расширен многими психологами, в том числе Максом Вертгеймером (1923), Куртом Коффкой (1935) и многими другими.

Примеры гештальт-теории обучения

Если бы вас попросили описать человека, с которым вы встречались раньше, вы могли бы начать с описания цвета волос, одежды, роста и т. д. Но, увидев лицо, вы, вероятно, заметили бы, что она тоже выглядит знакомо. Это потому, что вы связали определенные черты лица с кем-то, кого вы хорошо знали.

Когда вы пытаетесь вспомнить, куда положили ключи, вы можете вспомнить последние несколько минут и вспомнить, где вы их оставили. Но если вы попытаетесь сделать это, глядя на изображение тех же ключей, вы обнаружите, что не можете их идентифицировать.

Гештальт-теория обучения утверждает, что существует связь между формой голоса учителя и пониманием учащимися представляемого содержания. Это называется «принцип подобия». Например, если учитель говорит медленно и четко, его речевой паттерн становится похожим на внутреннюю модель говорения ученика.

Ребенок в школе видит на доске форму со словом «кенгуру». Ребенок думает об Австралии, чувствует запах эвкалипта и слышит, как местные жители говорят на своем родном языке, создавая гештальт, который они узнают о кенгуру.

Гештальт-теория в философии

Гештальт-теория основана на идее о том, что обучение является результатом наблюдения и понимания стимулов по отношению друг к другу, а не только по отдельности. Теория подчеркивает важность осознания человеком своего окружения и того, как оно интегрируется с его предыдущими знаниями и опытом.

Гештальт-теория обучения известна как целостная философская теория, поскольку она указывает на то, что знание может быть усвоено через общую связь между всеми нашими чувствами, а не только через слова или индивидуальный опыт. Хотя эта школа мысли изначально была разработана как теория обучения, с тех пор она была принята в других философиях образования, включая критическую педагогику и обучение на основе проектов.

Гештальт-теория обучения в образовании

Гештальт-теория обучения в образовании относится к использованию наших чувств, а также прошлого опыта для понимания стимулов. Он показывает, как реакция людей на врожденные ассоциации может способствовать приобретению знаний. В этом контексте центральный вопрос: что формирует знание?

Теория подчеркивает идею о том, что все, с чем мы сталкиваемся, формирует нас, включая методы обучения, школьную культуру и атмосферу в классе. Идея распространяется на то, как мы учимся на протяжении всей жизни (т.е. учимся вне классной комнаты) и как это формирует наши взгляды на знания, информацию и данные.

В соответствии с гештальт-теорией обучения не существует определенного способа обучения. Вместо этого используемый подход является полностью ситуативным, основанным на том, что работает для каждого отдельного ученика.

Этот метод ориентирован в первую очередь на то, как люди обрабатывают знания, а не просто на содержание или информацию.

Как использовать и принципы

Наилучший способ применения гештальт-теории обучения на практике — это создать ситуацию, в которой учащимся предоставляется возможность наблюдать множество стимулов по отношению друг к другу. В этом случае обучение на основе проектов было бы образцовым методом обучения, потому что тогда дети могут учиться на собственном опыте, а не на наблюдении или на том, что им говорят то, что им нужно знать. Такой подход позволяет им увидеть различные части темы и то, как они соотносятся друг с другом в рамках единой картины, что имеет решающее значение для применения знаний вне школы.

Обучение не может происходить так быстро, как хотелось бы людям — нам по-прежнему требуется руководство от наших учителей на протяжении всего обучения (т. е. лекций). Тем не менее, гештальт-теория показывает нам, что люди могут приобретать знания намного быстрее, когда им предоставляются возможности, подобные тем, которые предоставляет обучение на основе проектов.

Недостатки

  • Он не содержит каких-либо конкретных указаний относительно того, как применять теорию.
  • Некоторые считают, что теория слишком расплывчата и сложна для понимания.
  • Многие преподаватели не согласны с акцентом теории на экспериментальном обучении.
  • Теория подверглась критике за поощрение пассивного обучения.
  • Теория больше фокусируется на человеческом поведении, чем на когнитивных процессах.
  • Теория подчеркивает важность контекста, но не может объяснить, почему одни контексты работают лучше, чем другие.
  • Теория предполагает, что все учащиеся будут одинаково реагировать на похожие ситуации.
  • Теория игнорирует культурные различия между людьми.

Взгляды на гештальт-теорию обучения

Гештальт-теория обучения описывается теоретиками как целостная, эмерджентная или конструктивная и активная. Обучение происходит не линейно от А к Б, а через процесс, называемый эмерджентностью, когда последствия строятся на последствиях, создавая уникальный опыт для каждого человека.

Например, если один человек решил оставаться в помещении весь день, его опыт будет другим, чем у того, кто вышел на улицу в тот же день, потому что в течение двух дней он столкнется с другими раздражителями.

Еще один важный аспект этой теории заключается в том, что все связано со всем остальным, поэтому, если что-то изменится, это повлияет на то, как изменятся другие вещи вокруг него. Это можно увидеть с помощью гештальт-теории восприятия, которая говорит, что вещи воспринимаются как целое до того, как будут видны все части.

Другой аспект гештальт-обучения заключается в том, что оно происходит активным образом, а не пассивным наблюдением за чем-то. Человек не просто сидит и воспринимает информацию, но пытается сосредоточиться на том, что важно для него самого — это может состоять в том, чтобы отвести взгляд или действительно сосредоточиться на конкретных аспектах, связанных с его собственными целями. Это имеет смысл, потому что, если вы пытаетесь изучить какую-то тему, нельзя ожидать, что вы знаете все, поэтому вам нужно сначала выбрать то, что для вас наиболее важно.

Лучший способ улучшить ваш учебный опыт — это обучение на основе проектов, потому что тогда у учащихся будет больше возможностей почувствовать, что они учатся в целом.

Важно отметить, что эта теория не дискредитирует важность чтения лекций учителями, поскольку она по-прежнему служит ценным методом для повышения осведомленности учащихся о конкретных темах и предоставления им общего понимания того, что преподается заранее.

Резюме

Теория гештальта может быть применена к методам обучения в целом. Акцент на экспериментальном обучении делает этот подход более эффективным, чем любой другой метод обучения. Опыт каждого ученика с определенным объектом будет отличаться в зависимости от его роли.

Кроме того, при работе в группе учащиеся должны работать вместе для достижения общих целей. Эти факторы делают проекты идеальными для развития таких навыков, как командная работа, лидерство, общение, решение проблем, критическое мышление, творчество, самосознание и т. д., а также предоставляют широкие возможности для практической практики.

Основным преимуществом гештальт-теории является ее способность помочь людям лучше понять концепции. Понимая концепции, вы получите представление о своем окружении и, следовательно, осознаете окружающие вас вещи. Вы заметите закономерности и отношения, существующие между объектами и событиями. Благодаря этому процессу вы разовьете навыки, которые позволят вам решать проблемы и находить решения в повседневных ситуациях.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Ваша очередь

Что вы думаете? Использовали ли вы этот метод обучения со своими учениками или окружающими вас людьми? Считаете ли вы, что этот метод по-прежнему важен для студентов в их академической жизни? Есть ли у вас какие-либо предложения или комментарии, которыми вы хотите поделиться с нами?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Ikehara, HT (1999). Значение теории и практики гештальта для обучающейся организации . Учебная организация.
  2. Спенс, К.В., и Липпитт, Р. (1946). Экспериментальная проверка знаково-гештальт-теории обучения методом проб и ошибок . Журнал экспериментальной психологии, 36 (6), 491.
  3. Хилгард, Э. Р., и Бауэр, Г. Х. (1966). Теории обучения .
  4. Чанг, Д., Дули, Л., и Туовинен, Дж. Э. (2002). Теория гештальта в дизайне визуального экрана — новый взгляд на старую тему .

Как цитировать эту статью:
Оспина Авенданьо, Д. (2022). Гештальт-теория обучения Вольфганга Колера объяснила . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/gestalt-theory-of-learning/

Опубликовано: 26.01.2022 | Последнее обновление: 04.03.2023

Добавить ссылку на эту страницу на вашем сайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *