Предмет и объект психологической науки: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

Содержание

Понятие психологии как науки. Предмет, объект и методы психологии презентация, доклад

Слайд 1
Текст слайда:

Понятие психологии как науки. Предмет, объект и методы психологии.

Пархимчик Н.В. Ми ЗКИ-501


Слайд 2
Текст слайда:

Понятие психологии как науки.

Психология – наука об общих закономерностях развития, формирования и проявления психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Объектом психологии являются не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, а также психика животных.

Определение психологии:


Слайд 3
Текст слайда:

Предмет психологии:

Психические процессы — обеспечивают первичное отражение и осознание воздействий окружающей среды
Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивают определенный тип поведения
Психические состояния — временное своеобразие психической деятельности, определяемое содержанием деятельности и отношением человека к ней

Психические образования — знания, умения, навыки, которые приобретаются и формируются человеком в процессе жизни и деятельности.
Психологические особенности деятельности — мотивы, побуждающие человека заниматься той или иной деятельностью.


Слайд 4
Текст слайда:

Задачи психологии:

Осознать свои обыденные (житейские) представления, понять, как они устроены, по какому принципу работают
Научить понимать, что могут и хотят окружающие люди
Научить понимать свои возможности, достоинства и недостатки
Научить сознательно вносить изменения в собственном сознании и поведении с помощью различных методов и техник
Научить оказывать первую психологическую помощь, корректировать психическое развитие и состояние
Помочь в профессиональной деятельности принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умение воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.


Слайд 5
Текст слайда:

Психологическая наука исходит из того, что:

Психика – это системное качество мозга, которое обеспечивает человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.

Сознание – высший этап развития психики.

Психика, сознание социально обусловлены.


Слайд 6
Текст слайда:

Свойства психики

человеческая психика формируется только прижизненно, в процессе усвоения человеком культуры, созданной предшествующими поколениями;

психика человека формируется и проявляется в процессе активной деятельности;

психика человека развивается и постоянно совершенствуется в различных условиях социального окружения, в процессе усвоения нового опыта;

деятельность психики преломляется через индивидуальность человека.


Слайд 7
Текст слайда:

Основные этапы развития психологии


Слайд 8
Текст слайда:

Отрасли психологии


Слайд 9
Текст слайда:

Предмет, объект, и методы психологии.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.


Слайд 10
Текст слайда:

Предмет психологии:

душа  как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

в XVIII в. место души заняли явления сознания,  т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;


Слайд 11
Текст слайда:

Объекты психологии

В качестве основного объекта   психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.



Слайд 12
Текст слайда:

Методы психологии

Прежде чем говорить о методах психологии,   необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод».
Методология  – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод  – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.


Слайд 13
Текст слайда:

Методы психологии

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.


Слайд 14
Текст слайда:

Методы психологии

Все методы психологии могут быть разделены на три группы:
объективные методы психологии;
методы описания и понимания психологии человека;
методы психологической практики.


Слайд 15
Текст слайда:

Литература:

1.Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
2.Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 896с.
3.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология. –СПб.: Питер, 2000. – 432 с.
4.Современный словарь по психологии. А-Я / Авт.-сост. В.В. Юрчук. – Минск: Элайда, 2000. – 704 с.
5.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько.-СПб.: Питер, 2006.-254с.

ВЫХОД


Предмет и объект психологии как науки

Предмет и объект психологии как науки

Случайная страница

О проекте

Прислать материал

Контакты


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1348


Психологические факты и психические явления Стадии и уровни психического отражения у животных

Все вышесказанное позволяет нам с достаточной долей уверенности предположить, что предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Учитывая, что «психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания», а также представляя, в каком соотношении находятся обычно объект и предмет научного познания, под

объектом психологии мы в дальнейшем будем понимать единство трех элементов:

  • часть материального мира, которая непосредственно и опосредованно влияет на психику;
  • те изменения в материальном мире, которые непосредственно и опосредованно являются следствием психической активности;
  • собственно психические явления, объясняемые сначала как следствие, а затем как причина фиксируемых материальных индикаторов, показателей, критериев оценки психики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Такое понимание объекта психологии, вообще, раскрывает большие возможности перед исследователями в формулировании и уточнении объектов различных отраслей психологии.

Проблемы для обсуждения:
1. Предмет и объект психологии как науки.

2. Субъективная и объективная реальность, их соотношение.
3. Психологические факты и психические явления.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 |

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта. Нет обязательна! (0.049 сек.)

Главная | О проекте | Полезные cсылки | Прислать материал | Контакты | Случайная страница

Новое исследование психологической науки — Ассоциация психологических наук — APS

Прочитайте о последнем исследовании, опубликованном в Psychological Science :

Симметричные объекты становятся особенными для восприятия благодаря общим вычислениям в нейронах

T. Pramod and С. П. Арун

Симметрия влияет на то, как мы ощущаем и воспринимаем визуальные стимулы. Авторы предположили, что когда в объекте присутствуют одинаковые части, делающие его симметричным, их влияние на восприятие нелинейно, то есть реакция на весь объект не является просто суммой реакций на каждую часть. Исследователи создали набор объектов, в котором две произвольно выбранные части соединены стеблем; присоединение одной и той же части к каждой стороне стебля дает симметричный объект. В одном эксперименте обезьяны рассматривали стимулы, в то время как исследователи регистрировали активность нейронов в нижней височной коре, области, которая имеет решающее значение для распознавания. В трех экспериментах с людьми участники рассматривали объекты, выполняя визуальный поиск или делая выводы о симметрии. Данные эксперимента с обезьяной и эксперимента с человеком не показали различий между визуальным восприятием симметричных и асимметричных объектов. Вопреки гипотезе исследователей, оба типа объектов оказались подвержены суммированию по линейной части. Однако данные показали, что ответы на два симметричных объекта отличались друг от друга больше, чем ответы на два асимметричных объекта. Авторы заключают, что эта отличительная черта может быть движущей силой восприятия симметрии.

Отсутствие автоматического подражания у впервые увидевших людей

Айелет Маккитон, Итай Бен-Цион и Эхуд Зохари . Чтобы выяснить, отражает ли это врожденный аспект системы зеркальных нейронов или обучение, основанное на опыте, авторы сравнили выполнение задач у недавно прозревших детей и их сверстников того же возраста. На правые руки участников наклеивали красную наклейку, а на левую — синюю. Они смотрели короткие видеоролики, показывающие, как красные или синие руки стучат по столу, и им давали указание стучать рукой с наклейкой того же цвета, что и рука на видео. В совместимых испытаниях участники зеркально отображали видео — они постукивали правой рукой, например, если видео показывало постукивание красной (правой) рукой. Однако в несовместимых испытаниях участникам приходилось постукивать рукой, отличной от той, что показана на видео. В соответствии с эффектом автоматической имитации участники контрольной группы работали быстрее в совместимых испытаниях, чем в несовместимых испытаниях; однако эффект был намного слабее у новых участников. Основываясь на этих выводах, авторы приходят к выводу, что эффект автоматической имитации, вероятно, приобретается посредством зрительного двигательного опыта.

Воспринимаемая средняя ориентация отражает эффективную суть поверхности

Окюн Ча и Санг Чул Чонг

Люди способны воспринимать суть сложной визуальной сцены с первого взгляда, суммируя объекты или особенности в соответствии с определенными свойствами, таких как средний цвет, ориентация или размер. Когда разные объекты имеют схожие характеристики, мозг должен создавать ансамблевые представления, отражающие расположение объектов. Авторы предположили, что зрительная система использует пространственную конфигурацию для создания перцептивных групп, которые остаются отличными друг от друга, поэтому они ожидали, что люди не будут объединять ансамбли различных перцептивных групп при ответах на вопросы об общей сцене. Чтобы проверить эту гипотезу, семь участников (включая авторов) просмотрели серию круговых массивов — каждый массив содержал 60 участков Габора, девять из которых были размещены либо случайным образом, либо вертикальной линией внутри массива. Участники сообщили, был ли массив в среднем ориентирован по часовой стрелке или против часовой стрелки. Анализ данных показал, что участники игнорировали вертикально выровненные пятна при расчете средней ориентации, что позволяет предположить, что отдельные перцептивные группы не были интегрированы в общее восприятие сцены. Эта тенденция может помочь нам отличить, например, признаки, принадлежащие загораживающим объектам, от тех, которые принадлежат закрытым объектам.

[PDF] Субъекты, объекты или участники? Дилеммы психологических исследований с детьми

  • title={Субъекты, объекты или участники? Дилеммы психологических исследований с детьми}, автор = {Мартин Вудхед и Дороти М. Фолкнер}, год = {2008} }
    • М. Вудхед, Д. Фолкнер
    • Опубликовано 28 марта 2008 г.
    • Психология

    О книге: Исследования с детьми — это уникальный справочник по методологии исследования детства. Ведущие и новые исследователи социальных исследований детства обсуждают центральные вопросы эпистемологии и методологии, демонстрируя связи между теорией и практикой. Теоретические и практические вопросы изложены ясно и аргументированно, поэтому они понравятся как новичкам в изучении детства, так и опытным исследователям в этой области. Из… 

    View Via Publisher

    ORO.Open.AC.UK

    , давая голос детям голоса: практики и проблемы, ловушки и потенциалы

    • A. Джеймс
    • Социология

    • 2007

    в этой статье

  • 2007

в этой статье

  • 2007
  • в этой статье. Я изучаю уроки, которые антропологические дебаты 1980-х годов о культуре письма могли бы принести современным исследованиям детства в рамках антропологии и социальных наук…0063
    • Э. Йоханссон
    • Психология, образование

    • 2011

    Эта книга посвящена исследованиям младенцев и детей ясельного возраста — самых маленьких детей в раннем возрасте. Идея книги состоит в том, чтобы изучить способы взаимодействия с голосами очень маленьких детей, таких как…

    Дети как исследователи: вопросы, влияние и вклад в знания

    • М. Келлетт
    • Психология

    • 2009

    В этой статье исследуется концепция детей как исследователей с точки зрения прав человека. Он начинается с прослеживания исторического контекста детских исследований, прежде чем установить…

    Вопросы исследований с младшими учащимися

    В этой главе обсуждаются способы проведения исследований с детьми в области прикладной лингвистики и ELT. Во-первых, вводится традиционная парадигма и утверждается, что большинство…

    Слушание детей как способ реконструкции знаний о детях: некоторые методологические выводы

    • Ж. Формозиньо, С. Араужо
    • Психология

    • 2006

    РЕЗЮМЕ В последние годы некоторые исследователи обращаются к взглядам детей как к способу получения более полных знаний о детях и проблемах детства. В данной статье представлены, во-первых, краткие…

    Взгляды детей: уважительный многоуровневый подход к исследованию

    • Дж. Мереуэтер, А. Флит
    • Бизнес

    • 2014

    В этой статье обсуждается, почему исследователи и педагоги могут выбирать перспективы. В нем также освещаются некоторые из ключевых соображений, когда дети имеют право на…

    Участие детей в исследованиях в области прикладной лингвистики.

    • А. Пинтер
    • Лингвистика

    • 2014

    Статус детей как участников исследований в области прикладной лингвистики в значительной степени игнорируется, несмотря на то, что в проектах, где дети, а не…

  • Spyros Spyrou
  • Психология

  • 2018
  • В этой главе представлен критический обзор участия детей в научных исследованиях, уделяя особое внимание «детским исследованиям» — методологическому подходу, популяризированному в детстве…

    Исследования с детьми раннего возраста: размышление о методах и этике

    • Д. Бирбек, Мюррей Драммонд
    • Психология

    • 2007
  • 2007
  • которые влияют на них, получая при этом заботу и защиту от взрослых. Однако…

    Два шага назад: изучение личности и присутствия при наблюдении за младенцами в детской

    • С. Деготарди
    • Социология

    • 2011

    В этой главе я использую центральные конструкции Теории практики Пьера Бурдье (1930–2002) в качестве аналитической основы для разработки рефлексивного понимания взаимодействия между…

    ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 84 ССЫЛОК

    СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантности Наиболее влиятельные документыНедавность

    Социальные процессы в обучении детей

    • P. Light, K. Littleton
    • Психология

    • 1999

    Эта книга посвящена обучению детей и поведению при решении проблем. Пол Лайт и Карен Литтлтон рассматривают, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане, способы взаимодействия между детьми…

    Истории детства: изменение повестки дня в отношении детей

    • Р. С. Роджерс, У. Роджерс
    • Психология

    • 1992

    Авторы этой книги утверждают, что наука не меньше, чем традиционная мудрость, черпает свои знания о ребенке из культуры, в которой они оба укоренены. Далеко от предоставления «объективных истин» о…

    The beginnings of social understanding

    • D. Hay
    • Psychology

    • 1990

    Understanding childhood : an interdisciplinary approach

    • M. Woodhead, H. Montgomery
    • Psychology, Sociology

    • 2002

    Детство — это совершенно новая серия, изданная совместно с Открытым университетом, которая представляет собой последовательное и комплексное рассмотрение широкого круга тем и подходов, имеющих отношение к…

    Реальные дети: придание смысла повседневной жизни

    • С. Энгель
    • Психология

    • 2005

    Десятилетия работы в психологических лабораториях значительно расширили наши знания о том, как дети воспринимают, думают и рассуждают. Но это также поощряет искаженное представление о детях, утверждает психолог Сьюзен…

    Реконструкция психологии развития – некоторые первые шаги.

    • М. Вудхед
    • Психология

    • 1999

    Моей отправной точкой является утверждение о том, что психология развития традиционно проектирует стандартизированный образ детства, особенно за счет акцента на описании универсальных стадий…

    Социальные и коммуникативные процессы в компьютерном решении задач Лайт, К. Литтлтон, Д. Мессер, Р. Джойнер

  • Психология

  • 1994
  • В этом документе представлены результаты четырех исследований, направленных на изучение влияния режимов совместного использования компьютера на успеваемость и обучение детей. Все использовали один и тот же тип задачи…

    Ниша развития: концептуализация на стыке ребенка и культуры

    • C. Super, S. Harkness
    • Психология

    • 1986

    за счет понимания процессов развития.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *